Введение / Introduction
Современная нестабильная политическая ситуация, необходимость ускоренного социально-экономического развития России требуют эффективных инновационных технологий, средств совершенствования процесса подготовки педагогических кадров, от которых в первую очередь зависит эффективность развития страны.
Решению указанных задач посвящен указ Президента РФ № 309 от 7 мая 2024 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1]. В этом важном государственном документе особо подчеркивается, что одной из приоритетных задач социально-экономического развития является формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, направленного на повышение качества образования.
Качество образования в современных условиях, как отмечают в своем исследовании В. В. Утёмов и П. М. Горев [2], зависит от многих составляющих, в том числе и от эффективности подготовки и повышения квалификации учителей.
Анализируя факторы, влияющие на повышение качества образования, Н. А. Глузман и Е. В. Безносюк [3] определяют ведущую роль профессионализма преподавателей высшей школы, от которого зависит качество подготовки педагогов.
Важным условием повышения качества образования также является наставничество, которое в последние годы становится все более востребованным, на что указывает тот факт, что в 2018 году был подписан указ Президента РФ № 94 от 2 марта 2018 года об учреждении знака отличия «За наставничество» [4]. А в 2025 году предполагается учредить «День наставника», который будет ежегодно отмечаться в день рождения великого отечественного педагога К. Д. Ушинского – 2 марта [5].
На актуальность проблем образования, подготовки востребованных кадров, необходимость повышения качества обучения, важность наставнической деятельности указывает то, что 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника.
Наставничество на сегодняшний день становится все более популярным. Так, например, по данным опроса более 3 тысяч пользователей из всех регионов России, проведенного специалистами сервисов «Работа.ру» и «Подработка» в декабре 2024 года, 37% выразили желание быть наставниками; 15% сообщили, что уже являются наставниками. Большинство участников проводимого опроса (до 39%) видят передачу опыта наставнической деятельности и понимают ее как миссию; 29% указали, что наставничество не более чем дополнительная нагрузка. Также отмечается, что каждый четвертый из респондентов (до 25%) хотел бы стать наставником. Но при этом каждый десятый считает наставническую деятельность дополнительной обузой и лишь 3% говорят о том, что в наставничестве нет ничего полезного [6].
Надо отметить, что наставничество в отдельных исследованиях [7] рассматривается в основном как неформальное образование, осваиваемое вне системы формального базового и дополнительного образования.
Особое значение наставничество приобретает в профессиональном становлении и последующем развитии педагога, поскольку такая деятельность для него является профессионально значимой, стимулирующей саморазвитие, а также средством преодоления профессиональных дефицитов. Наставничество педагога, в отличие от наставничества традиционного, отличается высокой эффективностью, что связано с владением основными психолого-педагогическими компетенциями.
В исследовании Э. Р. Гайнеева [8] показано, что сегодня наставничество рассматривается как одна из эффективных форм дополнительного профессионального образования, условие преодоления профессиональных дефицитов лиц, задействованных в наставнической деятельности, что способствует развитию и других качеств, том числе и важных организационно-управленческих компетенций.
Наставничество, как считает И. Н. Попова [9], является одним из главных условий подготовки кадров и вносит эффективный вклад в инновационное развитие экономики, а в профессиональном образовании играет особую роль. Заметим, что именно в условиях развития профессионального образования в периоды индустриализации, необходимости подготовки рабочих кадров происходило интенсивное развитие наставничества. Это было связано с необходимостью массовой подготовки указанных квалифицированных рабочих, качество обучения которых зависело от практики на производстве, от компетентности наставника.
Наставничество педагогических работников, педагогическое лидерство в статье таких зарубежных ученых, как М. Ф. Сехас Мартинес, Д. Х. Мендоса Веласко и другие [10], также рассматривается как одно из главных условий развития человеческого капитала, что, по мнению авторов, способствует обеспечению социально-экономического развития государства
Такой вид наставничества, как «дефицитарное», как отмечают A. Р. Масалимова и A. Р. Шайдуллина [11], весьма успешно используется и во многих зарубежных практиках наставничества и коучинга, что, как показывает опыт, способствует более успешному профессиональному становлению молодых специалистов.
В статье Н. В. Алтыниковой, А. В. Дорофеева, А. А. Музаева, С. Т. Сагитова [12] представлена методология управления качеством образования на основе автоматизированного выявления профессиональных дефицитов педагога посредством разработанных оценочных материалов и создана методика выявления индивидуальных дефицитов и адаптационных трудностей молодых педагогов.
Проблема повышения квалификации педагога в условиях дефицитарного наставничества требует осмысления, теоретической и практической разработанности. В связи с этим целью статьи является анализ проблемы повышения квалификации педагога в условиях дефицитарного наставничества на основе комплексного, системно-деятельностного, квалиметрического, личностно ориентированного подходов.
Обзор литературы / Literature review
Вопросам наставничества посвящены научные труды многих зарубежных и отечественных исследователей, в частности выдающегося советского ученого С. Я. Батышева [13], разработавшего уникальную педагогическую систему наставнической деятельности, инициатора создания в 1964 году Всесоюзного научно-исследовательского института профессионально-технического образования.
По инициативе академика РАО С. Я. Батышева в 1975 году в Казани был организован Институт профессионально-технической педагогики Академии педагогических наук СССР, который с 1975 по 1992 год возглавлял академик РАО М. И. Махмутов [14]. В этом институте в 1977 году была создана первая в Советском Союзе научная лаборатория наставничества, которой руководил Н. М. Таланчук.
Проблеме наставничества посвящено достаточно много диссертационных исследований, среди которых отметим работу И. И. Ирисметовой [15] о формировании готовности наставников, не владеющих профессиональными психолого-педагогическими компетенциями, к наставнической деятельности; ученым разработан авторский курс повышения квалификации наставников. Особый интерес в контексте нашей статьи представляет диссертация Д. И. Баянова [16], в которой представлен анализ проблемы готовности наставников к социально-педагогическим рискам и предложена уникальная методика проектирования карты социально-педагогических рисков в наставнической деятельности на предприятиях, способствующая успешности наставнической деятельности на предприятиях авиастроения.
Наставничество имеет многовековую историю и развивается в соответствии с социально-экономическими потребностями, и в настоящее время, как отмечают исследователи П. Осипов и Ю. Зиятдинова [17], появляются новые формы наставничества: тьюторство, коучинг, фасилитация, shadowing и другие.
М. В. Кларин в своем анализе особенностей современного наставничества [18] отмечает, что традиционное понимание наставничества ограничено лишь оказанием помощи отдельной категории сотрудников, обычно новых, в современных условиях понимается гораздо шире и представляется как способ стимулировать непрерывное развитие сотрудников. Такой подход имеет особое значение для педагогических работников, призванных воспитывать, обучать и развивать подрастающее поколение, что подразумевает постоянное освоение новых знаний, постоянное саморазвитие, системное выявление и устранение профессиональных дефицитов.
В статье Л. Б. Набатовой, Н. В. Сидоровой, Э. Р. Гайнеева [19] отмечается ключевая роль курсового обучения переподготовке и повышению квалификации, способствующего устранению педагогических дефицитов и освоению инновационных технологий, форм, средств и методов обучения.
В последние годы проводилось достаточно много исследований, посвященных наставничеству на различных уровнях отечественного образования:
– наставничество в организациях дошкольного образования имеет особое значение, и, по мнению В. М. Розина [20], на данном уровне образования оно должно определяться не как мода, а как важный тренд, состоящий в переориентации образования на индивидуальность, самостоятельное развитие воспитанников, на воспитание стремления детей к самосовершенствованию. Согласимся, что именно дошкольное образование является основой духовно-нравственного развития человека;
– наставническая деятельность в общеобразовательной средней школе, как подчеркивают Н. А. Моисеева и Л. А. Борисова [21], рассматривается как одно из главных направлений нацпроекта «Учитель будущего» и важный ресурс повышения квалификации учителей. Однако при анализе результатов опроса, проведенного преподавателями Оренбургского университета Е. А Ганаевой, С. В Масловской, А. А. Муратовой [22], выявлено еще недостаточное понимание педагогами-наставниками взаимообогощающего значения наставнической деятельности, низкий уровень понимания эффективности наставничества;
– наставничество в системе среднего профессионального образования (СПО), как показано в статье Э. Р. Гайнеева [23], имеет свои особенности, когда в процессе совместной работы педагога с наставниками осуществляется комплексная подготовка рабочих высокой квалификации. Такое взаимовыгодное взаимодействие учебного заведения и работодателей, педагогов СПО, руководителей производственной практики на заводах способствует повышению качества обучения;
– в условиях высшего образования С. С. Атласовой [24] анализируются специфические особенности наставничества в вузах, призванного помочь молодым, начинающим преподавателям осваивать профессию, преодолевать профессиональные дефициты, а среди недостатков наставничества в высшей школе указывается то, что молодому преподавателю приходится, как правило, самостоятельно постигать и совершенствовать собственные профессиональные компетенции;
– в системе дополнительного профессионального образования, как определяют С. Ю. Ситникова и М. Л. Коцуба [25], основной целью становится выявление и последующее устранение профессиональных дефицитов педагогических работников. На таких краткосрочных курсах осуществляется обучение и переобучение по разным, в том числе и педагогическим, профессиям и специальностям, а также регулярное повышение квалификации работников образования. В процессе курсового обучения педагоги осваивают инновационные компетенции и передовые технологии.
Среди разных видов наставнической деятельности в педагогических вузах ученые А. Р. Масалимова и Г. И. Ибрагимов [26] выделяют наставничество дефицитарное, осуществляемое через взаимодействие между опытными и молодыми сотрудниками с целью восполнения дефицита знаний на основе партнерских отношений.
С. Н. Белова [27] считает, что качество мониторинга, поэтапной диагностики педагогических дефицитов связано, прежде всего, с менеджментом, управленческими решениями, с организацией научно-методической работы и мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников; от этого зависит образовательная среда учебного заведения и возможности повышения педагогического мастерства и профессионализма.
В статье Р. М. Асадуллина, А. В. Дорофеева, И. Р. Левиной [28] рассматривается проблема формирования и развития информационно-коммуникативных (ИКТ) компетенций. Авторами также анализируются специфические особенности диагностики цифровых технологий педагога и его способностей к рефлексии, оценочно-рефлексивным действиям, самоанализу собственной деятельности.
Ученые И. К. Мадхаванпрабхакаран, Ф. Фрэнсис и Л. Дж. Лабраг [29] также обращают внимание на важность освоения педагогическими работниками цифровых технологий и указывают на необходимость взаимодействия и взаимопомощи.
ИКТ-технологии относятся числу наиболее быстро развивающихся, требующих непрерывного обновления информационно-коммуникативных знаний и умений педагога. В этом случае опытный педагог (наставник) вполне может многому поучиться у студентов-практикантов, стажеров, молодых, начинающих педагогов, которые, как правило, быстро адаптируются и успешно осваивают новшества в технологиях ИТК.
И в данном взаимодействии, партнерстве проявляется взаимонаставничество.
В исследовании [30] анализируются основные проблемы диагностики профессиональных дефицитов педагогов. При этом особое внимание уделяется системной диагностике, своевременному выявлению и оперативному преодолению методических трудностей.
В процессе предупреждения, своевременного выявления и последующего устранения возникающих профессиональных дефицитов студентов педагогического вуза, а также практикующих педагогов, как показано в статье Е. Н. Алексеевой [31], необходим квалиметрический подход, метод экспертных оценок, позволяющий стандартизировать и алгоритмизировать проведение поэтапной диагностики.
В исследовании А. А. Коновалова, Т. А. Заглодиной, А. Ю. Сажина [32] представлены результаты опроса россиян с целью определения основных задач системы образования и получены следующие данные: более 50% респондентов главными задачами считают обучение и нравственное воспитание. А среди приоритетов обозначены развитие аналитического мышления и умения рассуждать (41%); развитие индивидуальных способностей и талантов (39%); необходимость развития индивидуальных способностей обучающихся (30%). Исходя из данных опроса, авторы приводят перечень основных дефицитов школьных педагогов и родителей учащихся:
‒ дефициты психолого-педагогической грамотности;
‒ дефициты образованности педагогов в вопросах воспитания;
‒ дефициты в организации и ведении профориентационной деятельности.
Особенно важными, по нашему мнению, представляются дефициты педагогических работников и родителей школьников в организации и проведении профориентации в целях выявления возможностей, способностей, талантов детей, что в последующем может определить мотивацию учащихся к учебно-познавательной и творческой деятельности и позволит избежать ошибок в выборе профессии.
В педагогической деятельности, как ни в какой другой, значимо профессиональное мастерство, однако, как справедливо отмечают А. Н. Иоффе и Л. В. Бычкова [33], одного мастерства для работника образования недостаточно, его работа не должна ограничиваться лишь передачей знаний и умений. И современный педагог для своих учащихся должен быть прежде всего культурным образцом и моральным авторитетом. Исходя из этого, они условно разделяют учителей на «мастеровых» (добросовестные исполнители) и на «мастеров» (творцы) – креативных, способных к импровизации педагогов, разрабатывающих собственные авторские методы и приемы, с готовностью к системному саморазвитию.
В работе [34] также доказывается, что цифровая грамотность современного работника образования становится одной из наиболее важных составляющих его профессиональной компетентности.
Итак, подытоживая анализ профессиональных дефицитов педагога, можно отметить, что в повышении квалификации и преодолении дефицитов педагог должен не только стремиться к выявлению и устранению возникающих дефицитов, но и развиваться личностно и постоянно повышать свой культурный уровень.
Краткий обзор диссертационных исследований, монографий, научных статей позволяет судить о том, что вопросам наставничества, повышения квалификации педагогов посвящено достаточно много работ, однако проблема повышения квалификации педагога в условиях дефицитарного наставничества и специфические особенности данного вида наставничества еще раскрыты недостаточно.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В исследовании использовались анализ зарубежного и отечественного опыта; изучение научной литературы; педагогическое наблюдение; беседа; обработка и обобщение полученных результатов. В опросе, беседах принимали участие 84 преподавателя вуза Института психологии и образования Казанского федерального университета, Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, Московского физико-технического института, Российского государственного социального университета, учителя общеобразовательных средних школ.
В опросе, беседах принимали также участие и специалисты образовательных учреждений, организаций, профильных предприятий – руководители практики студентов, на базе которых проводились основные педагогические (учебная, производственная) и технологические, преддипломные и другие виды практики.
Комплексный, системно-деятельностный, квалиметрический и личностно ориентированный подходы обеспечивают реализацию потенциальных возможностей повышения квалификации педагога в условиях дефицитарного наставничества.
Результаты исследования / Research results
В своей профессиональной деятельности педагог ориентируется на нормативно-правовые документы, локальные акты, требования образовательных стандартов (ФГОС), должностные инструкции, обозначенные в стандартах и востребованные психолого-педагогические компетенции, а также на периодические изменения, корректируя свою работу в соответствии с ними.
Педагогу необходимо не только оперативно реагировать на вышеуказанные изменения, но и быстро адаптироваться к глобальным изменениям в сфере образования. Так, например, в последние три года произошли значительные изменения в приоритетах отечественного образования, когда в числе ведущих, самых важных, была определена проблема воспитания, актуализированы вопросы духовно-нравственного развития обучающихся.
В 2016 году А. Р. Масалимовой, Л. И. Тарариной и Е. И. Соколовой [35] была разработана указанная в таблице ниже комплексная модель компетенций современного педагога, подразделенная на два взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: компетенции общепрофессиональные и компетенции специальные.
Указанная модель, по нашему мнению, позволяет педагогу более четко ориентироваться в профессиональных требованиях, своевременно выявлять и устранять возникающие профессиональные педагогические дефициты, а также регулярно отслеживать и вносить в данный перечень периодически возникающие изменения.
В беседах с преподавателями вузов и колледжей, учителями школ, наставниками, руководителями практики предприятий мы постарались выяснить: «Какие факторы, условия, технологии, формы, методы и средства устранения профессиональных дефицитов способствуют повышению профессиональной квалификации?»
Все указанные респондентами методы и средства устранения профессиональных дефицитов были расположены в следующем порядке:
– самовоспитание потребности в системном саморазвитии;
– самообразование, чтение научно-методической литературы;
– обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации;
– наставничество, тьюторство, репетиторство, фасилитаторство;
– педагогические конкурсы профессионального мастерства;
– участие в научно-практических конференциях, форумах;
– практическая стажировка на предприятии, в организации;
– проведение открытых уроков, демонстрационных мастер-классов;
– подготовка участников конкурсов, олимпиад, стобальников.
Комплексная модель компетенций современного педагога
|
КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ |
|||
|
Психолого-педагогические |
Методические |
Нормативно-правовые |
|
|
– Владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями; – соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации педагога; – владение разнообразными формами оценки качества образования учащихся; – умение выявить индивидуальные способности учащихся и строить образовательный процесс с их учетом; – умение устанавливать конструктивные взаимоотношения с коллегами, учениками и их родителями; – создание благоприятного микроклимата в коллективе и др. |
– Владение определенными нормативными отношениями в области учитель – ученик, учитель – родитель; – умение использовать основные государственные нормативно-правовые документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; – обладание экологической и правовой культурой и др. |
– Умение анализировать и оценивать свою работу и действия школьников; – способность к самопознанию, самопобуждению и самореализации, которая является регулятором личностных достижений педагога и побудителем профессионального роста и совершенствования мастерства. Рефлексивная компетенция интегрирована со специальными психолого-педагогическими компетенциями и др. |
|
|
КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ |
|||
|
Предметные |
Методические |
Воспитательные |
|
|
– Готовность к применению знания научных основ содержания курса средней школы и позитивное отношение к учебной дисциплине; – владение специальной терминологией в необходимом объеме в соответствии с содержанием учебного материала; – умение интерпретировать и систематизировать научную информацию; – умение адаптировать содержание учебной дисциплины к возможностям обучающихся и др. |
Готовность планировать, отбирать и конструировать учебный материал по предмету; – готовность организовывать различные формы занятий по предмету; – готовность реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовать учебную работу; – готовность к применению инновационных технологий и др. |
– Знания о способах ориентации в различных ситуациях и владение вербальными и невербальными средствами общения; – способность устанавливать и поддерживать контакты с детьми и взрослыми; – владение системой внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации и деятельности |
|
На рисунке представлена успешно апробированная в учебных заведениях системы среднего профессионального образования модель партнерских отношений в условиях трехстороннего наставничества. В данном виде наставничества педагог учебного заведения выявляет и устраняет производственно-профессиональные дефициты, наставник предприятия – дефициты психолого-педагогические.
При этом обучающийся-практикант, при помощи педагога колледжа и наставника предприятия, оперативно устраняет собственные дефициты, активно повышает свою профессиональную квалификацию, а также педагога с наставником «провоцирует» на оперативное устранение дефицитов и повышение квалификации.
Модель трехстороннего взаимонаставничества
Во время проведения бесед на условиях анонимности респондентам было предложено указать на основные факторы, условия, препятствующие выявлению профессиональных и устранению профессиональных дефицитов. В этом опросе было установлено, что основными препятствиями времени являются большое число документации, отчетов; ограниченность финансов на платные курсы переподготовки и повышения квалификации, а также страх участия в массовых мероприятиях, таких как форумы, конференции, мастер-классы, конкурсы.
Педагоги с большим стажем педагогической деятельности также отметили, что в советский период учителям выделялась определенная сумма так называемых «книжных», на которые они могли оформить подписку на педагогические журналы и приобретать необходимую методическую литературу.
К условиям, в которых оперативно выявляются профессиональные дефициты, следует, как считают Э. Р. Гайнеев, А. Р. Масалимова [36], отнести практику студентов, когда в ограниченный период времени (практики) проявляется трехстороннее наставничество, что способствует активному повышению квалификации всех сторон данного взаимодействия: и педагога, и наставника, и студента-практиканта.
Интересно отметить, что на вопрос «Насколько полезным, важным и перспективным они считают дефицитарное наставничество?» большинство (более 80% опрашиваемых) ответило, что такой вид наставничества является полезным и все более актуализируется, что, как они считают, «связано с динамикой изменений, быстротой политических, социально-экономических и других преобразований».
Обратим внимание на то, что эффективность дефицитарного наставничества в условиях взаимонаставничества («преподаватель» – «студент») зависит от познавательной активности обучающихся, задавания вопросов. Однако опрос, проведенный в 2018 году А. Р. Масалимовой, В. Б. Вакс, Г. М. Квон [37] среди студентов очной формы обучения, показал недостаточно высокую активность студентов. Так, на вопрос «Просили ли Вы преподавателей объяснить Вам неясные технические моменты в работе системы управления обучением LMS Blackboard Learn (ВВ)»? лишь 7% респондентов ответили, что постоянно спрашивают; 64% опрошенных ответили, что «спрашивают редко», а 29% студентов написали, что «никогда не спрашивают».
Мы не будем анализировать причины невысокой учебно-познавательной активности студентов, невысокого уровня «задавания вопросов», что, безусловно, снижает возможности выявления и устранения дефицитов не только студентов, но и преподавателей, поскольку вопросы студентов позволяют выявить и устранить пробелы в знаниях, умениях педагогов и способствуют повышению их квалификации.
Заключение / Conclusion
Рассмотренные особенности дефицитарного наставничества позволяют судить о том, что такое наставничество имеет значительные потенциальные возможности и становится одним из ключевых средств повышения квалификации педагога, соответственно, и качества отечественного образования.
Эффективность и актуальность дефицитарного наставничества заключается в оперативности, адаптивности, мобильности, избирательности в выявлении и последующем устранении возникающих профессиональных дефицитов в условиях современных стремительных изменений ситуации и педагогических требований.
Дальнейшим направлением исследования проблемы дефицитарного наставничества может быть выявление особенностей данного вида наставнической деятельности, что позволит педагогу оперативно реагировать на выявляемые в процессе работы или вновь возникающие дефициты и повышать свою квалификацию.

Alfiya R. Masalimova