Full text

Введение / Introduction

 

Для многих «производственников», а также представителей правительственных, общественных, образовательных организаций являются крайне важными вопросы: как выжить в мире, который стал «нечеловекомерен» [1]? Как развиваться и совершенствоваться в условиях быстрых изменений и неопределенности? Как можно противостоять разрушительным силам современности, в том числе информационному потоку, технологиям и глобализации? Как при этом учитывать потребности людей, внося существенные изменения в масштабные системы?

Сегодня человечество столкнулось с реальностью, которую многие философы и футурологи [2] называют мир SHIVA (Split, Horrible, Inconceivable, Vicious, Arising) и характеризуют следующими особенностями:

‒         расщепленный – прежние модели, методы устарели и не подают признаков жизни, горизонт планирования сужен до минимума, и невозможно предугадать дальнейшие события;

‒         ужасный – задачи становятся все сложнее, требуется наличие более комплексных компетенций; людей сопровождает чувство ужаса, блокирующее возможность принимать эффективные решения, направленные на противостояние вызовам;

‒         невообразимый – нет твердой уверенности, что принятое решение может привести к чему-то положительному;

‒         беспощадный – нет шансов постигнуть происходящее, так как информация неясна и двусмысленна;

‒         возрождение – разрушенный мир даст новую точку отсчета, начнет зарождаться новая парадигма.

В качестве противоядия такой категоричной реальности SHIVA-мира исследователи говорят о важности развития следующих навыков [3]:

‒         адаптивность, гибкость, креативность, эмоциональный интеллект;

‒         ментальная устойчивость, предполагающая умение оставаться спокойным и функционировать в стрессовых условиях;

‒         инновационное мышление, что означает генерирование новых и неординарных решений;

‒         кросс-индустриальное мышление, когда эффективный кейс из одной сферы может быть применим и в другой;

‒         навык быстро принимать решение. Хорошо известная фраза «Ошибайся быстро, ошибайся дешево» становится девизом в мире, где необходимо диверсифицировать эти риски, заранее проверяя их экспериментально, на малых масштабах;

‒         умение не только предвидеть риски, но и понимать «образ успеха» в формате худшего сценария и то, по какой траектории к нему двигаться;

‒         навык «обучение длиною в жизнь» (life-long learning);

‒         лидерство и командная работа.

Данные навыки рассматриваются исследователями Э. Ф. Зеер, М. В. Зиннатовой, В. С. Третьяковой, Д. П. Заводчиковым [4] как навыки XXI века, или гибкие, мягкие навыки/компетенции (soft-skills), универсальные, метапредметные, сквозные компетенции. И это далеко не полный перечень терминов, используемых в отечественной и зарубежной литературе для обозначения навыков, позволяющих человеку реализовываться и быть успешным независимо от профессиональной деятельности. Навыки XXI века – это тот портфель, который можно взять с собой при смене профессии или карьерной ступеньки, при изменении внешних обстоятельств, это то, что делает нас эффективными в работе, при решении разных вопросов и взаимодействии с обществом. Кроме того, быстрое развитие цифровизации и автоматизации означает, что скоро машины овладеют «жесткими» навыками и смогут справляться со многими техническими задачи. Поэтому именно навыки XXI века являются более приоритетными по сравнению с профессиональными компетенциями

Важность навыков XXI века подчеркивается в исследовании, проведенном институтом McKinsey Global Institute, согласно которому к 2030 году 14% от общего числа работающих граждан будут вынуждены поменять сферу профессиональной деятельности и компетенции. Так называемая «компетентностная яма» затронет абсолютно всех – как сотрудников, так и работодателей, что будет значительным образом влиять на производительность и процветание стран [5]. Так, уже к 2028 году мировая экономика не дополучит порядка 1,5 триллиона долларов в связи с пробелами в компетенциях [6]. Кроме того, более половины одного 1% рабочих мест, создаваемых ежегодно, являются абсолютно новыми, и уже к 2030 году мы станем свидетелями появления 8–9% совершенно новых профессий. И вопрос не в том, что будут появляться новые специальности, а в том, насколько сегодняшние специалисты, учитывая их навыки и компетенции, будут квалифицированы, чтобы занять эти рабочие места [7]. Бернард Марр высказывает опасения, «что даже те специалисты, которые на текущий момент превосходят кривую с точки зрения знаний и подготовки, могут оказаться не в состоянии идти в ногу с волновыми эффектами изменений, если не будут совершенствовать навыки XXI века» [8].

Следовательно, целью данной работы является поиск ответа на вопрос «чему учить и как учить?», чтобы «портфель» компетенций и навыков XXI века у выпускников магистратуры – будущих инженерных кадров позволял им идти в ногу со временем, легко адаптироваться к изменениям и эффективно отвечать вызовам SHIVA-мира.

Один из вариантов решения этих проблем некоторые исследователи видят в развитии дизайн-мышления (ДМ) у специалистов разных сфер деятельности. Дизайн-мышление позволяет сформировать разносторонний взгляд на существующие проблемы и определить инновационные возможности их решения, основываясь на эмпатии, творческом подходе, командной работе, развитии сотрудничества и решении проблем с учетом интересов человека [9]. При этом ключевой момент в дизайн-мышлении – это стремление к действию в постоянно изменяющихся условиях, что позволяет мыслить «на шаг вперед» [10]. Дизайн-мышление считается одним из видов нестандартного мышления, или «ориентированным на человека дизайном» [11].

Таким образом, задачи данного исследования:

‒     изучить теоретический материал метода дизайн-мышления;

‒     рассмотреть теоретический опыт применения метода дизайн-мышления для подготовки разных специалистов, в том числе магистров – будущих инженеров;

‒     ознакомиться с опытом применения метода дизайн-мышления при обучении студентов иностранному языку;

‒     поделиться практическим опытом применения метода дизайн-мышления при обучении магистров – будущих инженеров английскому языку для профессиональных целей;

‒     проанализировать результаты опыта применения метода дизайн-мышления для развития навыков XXI века.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Необходимость обоснования выбора того или иного образовательного ландшафта требует понимания особенностей и запросов времени. Представляет интерес работа М. А. Арефьева, А. В. Зыкина, Е. В. Карпичева, Н. Ю. Фоминых [12] относительно «миров» в разные исторические эпохи и анализ изменения мировоззрения общества. Так, для «мира» SPOD World (Steady, Predictable, Ordinary, Definite), что означает «устойчивый, предсказуемый, простой, определенный», были характерны «модельные» стратегии, способные адаптироваться к тем или иным рыночным ситуациям в связи с тем, что будущее было относительно предсказуемым. В конце 80-х годов мир стал называться VUCA (Volatility, Uncertainty, Сomplexity, Ambiguity), что означает изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность. Пандемия COVID-19 внесла еще больше уязвимостей и неопределенности повсеместно, перетрансформировав мир из «плоскости туманной неопределенности в многомерное пространство сгущающегося хаоса», что породило новое название – BANI-мир (Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible), которое расшифровывается как хрупкий, тревожный, нелинейный и непонятный мир. Однако и данное понятие стало не окончательным. Мир SHIVA (Split, Horrible, Inconceivable, Vicious, Arising), предложенный психологом М. Розиным в 2022 году, сравнивается с индуистским богом Шивой – разрушителем Вселенной с целью создания пространства для нового творения.

Е. Н. Кан [13] приходит к выводу, что «VUCA-BANI-SHIVA-мир» имеет одну общую черту – энтропию, синонимами которой могут быть неопределенность, непонятность, невообразимость, и выражает обеспокоенность относительно того, что постоянно увеличивающийся уровень энтропии вместе с особенностями SHIVA-мира может стать непреодолимым испытанием для человека и даже быть угрозой для его жизнедеятельности. В качестве «противоядия» энтропии автор рассматривает дизайн-мышление как «творчество, социальную технологию, сочетающую практические инструменты с пониманием человеческой природы, методологию, культуру и философию, глубоко сфокусированную на интересах заинтересованных сторон».

Анализ научной литературы показывает влияние данных миров на все профессиональные сферы человека. Так, А. П. Авдеева, Ю. А. Сафонова [14] изучают инженеров и те требования, которые предъявляются к ним. Авторы И. Г. Баканова,
Л. В. Капустина [15] рассматривают преподавателей высшей школы, говорят о вызовах, стоящих перед ними, обосновывают «дорожную карту» возможных решений ситуации. И. Г. Баканова, Н. Ю. Темникова [16] исследуют необходимые навыки студентов – будущих IT-специалистов; Г. Р. Джумагалиева, О. М. Коробкова, И. В. Тарасова [17] говорят в целом о формировании личности в стенах высшего учебного заведения сегодня, о возникших противоречиях и способах их преодоления. Но абсолютно все авторы убеждены: чтобы «одержать победу» в столкновении с ужасом неопределенности, нелинейности, специалистам разных сфер деятельности необходимо иметь «портфель» компетенций и навыков XXI века, которые помогают людям находить эффективные решения, не представленные в должностных инструкциях; жесткие навыки больше не являются определяющими для построения карьеры. М. А. Мещерякова, О. Г. Шальнев, М. В. Филатова [18] изучают стратегии развития универсальных навыков для VUCA-мира, полагают, что для профессионального становления важна модель компетенций и личностных качеств, и рассматривают примеры «идеального профессионала» в разных профессиях.

Р. Зигфрид, А. Харальдур, Э. Лилиан и В. Ф. Тордюр рассматривают инженерное образование, требования к личности специалиста, в частности навыки, необходимые для принятия правильных решений. Авторы убеждены в том, что в динамичном VUCA-мире недостаточно иметь багаж предметных знаний. «Черные лебеди» в виде пандемии, стихийных бедствий, финансовых кризисов, катастроф, связанных с окружающей средой, социальными сетями и другими неопределенностями, требуют принятия ответственных решений в различных ситуациях. Авторы акцентируют внимание на принятии решений с помощью следующих дополнительных измерений: математического подхода, основанного на многокритериальном анализе рисков; на основе социальных аспектов, включая индивидуальные взаимозависимости и социальную идентичность; карьерных стратегий и развитии компетенций. Если первые два подхода являются традиционными, то последний требует понимания особенностей времени VUCA. Соответственно, накладывается отпечаток на подготовку специалистов в высшем учебном заведении, которая должна быть более гибкой, инновационной, основанной на практическом опыте [19].

Первостепенное значение уделяется гибким навыкам и в работе Л. В. Капустиной, И. Г. Бакановой, Е. В Кошарской, которые проанализировали результаты собеседований, проводимых в различных службах, связанных с процессом найма в российские IT-компании, и пришли к выводу о значимости таких навыков, как готовность учиться, коммуникативные способности, нестандартное мышление, адаптивность, ориентированность на интересы клиента, способность решать проблемы [20].

Анализ отечественных и зарубежных источников относительно образовательного ландшафта, отвечающего требованиям времени, показывает большую заинтересованность специалистов в применении дизайн-мышления.

Согласно ученым Ф. Дарбелле, З. Муди, Т. Любарт, современная ситуация требует развития критического мышления, умения взаимодействовать друг с другом и вести переговоры, способности решать замысловатые проблемы, когнитивную гибкость и эмоциональный интеллект. Становится крайне востребованным мыслить по-другому, более творчески, междисциплинарно, более коллективно, причем данный факт актуален для разных сфер деятельности, будь то преподавание, академические исследования или творчество. Тенденция направлена на глубокую рефлексию в отношении способов мышления, поведения и бытия, на то, чтобы учиться легко и с интересом, а также решать непростые задачи в быстро меняющемся мире, а не накапливать огромные массивы знаний. Анализ проводимых исследований показывает, что сегодня представляют интерес инновационные исследовательские проекты, требующие привлечения нескольких дисциплин, выходя за их строгие рамки для развития новых или формирующихся областей [21].

Технология дизайн-мышления активно рассматривается исследователями как must have для улучшения качества обучения в высшей школе для разных специальностей. Так, А. А. Гусаков [22] акцентирует внимание на применении данного метода для развития навыков XXI века у менеджеров. Д. Сандарс, Пох-Сун Го [23] обсуждают важность применения дизайн-мышления в медицинском образовании для создания «идеального профессионала», делают акцент на развитии эмпатии, креативности, сотрудничества, готовности к неопределенности и широкого видения ситуации. Авторы описывают несколько моделей дизайн-мышления при обучении студентов – будущих медиков, такие как модели Тим Брауна, Design Council и Стэнфордского университета, которые подчеркивают этапы идеации, создания прототипов и тестирования. В статье рассматриваются примеры образовательных проектов, выполненных с использованием дизайн-мышления, а также даются рекомендации по интеграции дизайн-мышления в образовательный процесс и изменению рабочих программ.

Большое количество работ посвящено применению дизайн-мышления в процессе обучения иностранному языку. Так, Ю. Т. Клеминсон, Н. Коуи [24] выделяют значимость данного метода для развития «командного духа». C. В. Аверьянова [25] находит дизайн-мышление важным инструментом мотивации студентов – будущих менеджеров, составляя карты эмпатии обучающихся согласно их ответам относительно изучаемого курса. Авторы Н. Г. Лаврентьева и Е. В. Орлова [26] делятся опытом внедрения данной технологии для изучения иностранного языка в техническом вузе (ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина»). Все исследователи убеждены, что помимо традиционной цели, которой является развитие коммуникативной компетенции на иностранном языке, технология дизайн-мышления позволяет формировать гибкие навыки, нестандартное и мобильное мышление, учит мыслить разносторонне и проявлять оригинальность.

Данный вывод актуален и для авторов Т. В. и Е. В. Волкодав [27], использующих дизайн-мышление для обучения магистров – будущих психологов в процессе изучения предмета «Иностранный язык в профессиональной сфере». Авторы подчеркивают, что решение кейсов показывает свою эффективность, так как обучающиеся учатся анализировать поведение подопечных, выбирать наиболее подходящие техники консультирования как на родном, так и английском языке, основываясь на креативном подходе. Практическая значимость применения методики дизайн-мышления состоит в создании уникального продукта в виде настольных психологических игр, что дает возможность магистрам принять участие в программе «Стартап как диплом» и в их дальнейшем профессиональном становлении.

Исследователи В. Динг, С. Лин, М. Зарро [28] обращают внимание на интеграцию дизайн-мышления и системного мышления как взаимодополняющих концепций, ориентированных на человека, необходимых для анализа и решения проблем. В статье подчеркивается особая важность использования комплексного подхода для решения сложных задач в информационных средах, рассматривается итеративный процесс дизайн-мышления, кейс-стадия картирования системы для того, чтобы помочь «информационщикам» эффективно применять эти концепции.

Грег Дж. Стримел [29] рассматривает дизайн-мышление как универсальную концепцию, которая благодаря набору процедур и способов мышления может способствовать разработке инновационных решений. Данная концепция особенно распространена при освоении естественно-научных и технических дисциплин, делая обучение вовлекающим, способствующим развитию творческого потенциала. Однако применение концепции дизайн-мышления в образовательных целях вызывает много сложностей и вопросов. Для внесения ясности авторы статьи подробно рассматривают дизайн-мышление с двух сторон: как инструмент для развития «научно-технической грамотности» и знаний в разных дисциплинах, а также как способ изучения самой практики дизайна.

Таким образом, анализ изученной литературы говорит о значительном потенциале метода дизайн-мышления. Большое количество теоретических и практико-ориентированных работ относительно внедрения дизайн-мышления в образовательный сценарий свидетельствуют о его эффективности и актуальности для современного времени за счет создания ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям, подчеркивают приобретение компетенций командной работы и использование коллективного взгляда, построение визуальных образов и генерирование решений исходя из предыдущего опыта, гибкости мышления, креативной составляющей.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы, авторы которых изучают современные парадигмы общества (Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков [30]), их влияние на разные сферы деятельности (Н. С. Мысляева, Т. Г. Гарбузова, А. В. Фадеев [31], И. Г. Баканова, Л. В. Капустина, Е. В. Постникова [32], [33]), особенности мира SHIVA [34, 35], то, какие требования к личности они предъявляют [36, 37], и выделяют следующие характеристики:

‒     Умная среда, цифровые технологии которой являются значимой движущей силой многих изменений.

‒     Регенерация и регенеративная экономика, предполагающая экоцентрированное мировоззрение, осознание ценности жизни и постоянное улучшение.

‒     Релокализация производства, предполагающая значимость локального производства и использования локальных ресурсов и уход от глобальных масштабов.

‒     Сложная система, стирающая грани между экономической деятельностью и сообществом. При этом заявлен тренд на открытость, и это не просто из формата «Приезжайте и посмотрите, как мы печем хлеб». Это касается открытости данных, открытого доступа к разным патентам и этапам деятельности. С одной стороны, данный факт позволяет быстрее продвигать и популяризировать продукт, с другой – в мире, где любая техника, включая кофе машину и смартфон, «следят» за нами, анализируют информацию, спрятаться невозможно.

‒     Ориентация на соучастие и переживания, когда первостепенное значение имеет личное и коллективное благополучие, а экономическая и материальная составляющие являются средствами достижения конечной цели. Еще не так давно использовались термины human to human или function to function, сегодня актуальна совершенно иная модель – partner with partner, рассматривающая клиента не как контрагента, а как партнера.

‒     Инновационная экономика, центральное место в которой занимают человекоцентричный дизайн, кастомизация, креативность и уход от стандартизированного производства к массовой персонификации. При этом большое внимание уделяется «поведенческой экономике», изучающей спектр разных факторов, влияющих на поведение человека и принятие решений, его эмоциональный фон и впечатления. Так, Умный дом будущего уже будет реагировать не на голос и прикосновения, а на наши эмоции и будет выстраивать дальнейшее с нами взаимодействие исходя из нашего настроения.

Анализ работ относительно дизайн-мышления (В.  Э.  Стрельникова [38],
Н. М. Беляев [39]) показывает, что его ключевая идея, а именно предоставление услуг и продуктов с учетом интересов аудитории, отражает особенности функционирования современной экономики. Дизайн-мышление предполагает комплексное рассмотрение решений с опорой на инновационные идеи.

Тим Браун, генеральный директор IDEO, успешной консалтинговой компании, активно использующей технологию дизайн-мышления, вкладывает в это понятие «подход к инновациям, ориентированный на человека, использующий инструменты дизайнера для объединения потребностей людей, возможностей технологий и требований для успешного ведения бизнеса» [40].

Дизайн-мышление основывается на интуиции, умении распознавать поведенческие модели и генерировать новые идеи, принимая во внимание не только функциональную сторону, но и эмоциональную. Современная экономика активно задействует впечатления, для клиентов важно не только потреблять, но и быть активным участником процесса. Люди сегодня все более искушенные и придирчивые, что накладывает отпечаток на впечатления, которые они готовы приобрести как качественные и оригинальные. Большое значение имеет и качество продукта, и адекватная цена, и креативный маркетинг, и оригинальная и надежная доставка и многое другое. Продукт хорош, если о нем говорят. Однако понять реальные потребности людей достаточно сложная задача, так как люди умеют хорошо приспосабливаться к разным неприятностям. Генри Форд утверждал: «Если бы я спрашивал клиентов, что им нужно, они бы ответили: “Более быструю лошадь”» [41].

В своем докладе о современной цивилизации Т. Черниговская обращает внимание на то, что «интуиция – священный дар, а разум – покорный слуга. Даже если вывод выглядит как результат логической работы, это только финал этой работы. Основная часть ее шла отнюдь не путем счетов-пересчетов» [42].

Поэтому ДМ акцентирует внимание на таком ценном ресурсе, как информация, которая получена и проанализирована не только на основе мнений пользователей, но и на основе их чувств, эмоций, переживаний. Именно эмпатия рассматривается одним из ключевых принципов дизайн-мышления [43].

Большое количество потенциальных возможностей дизайн-мышления дало почву для воплощения данного метода в процессе работы с 30 магистрами, обучающимися по специальности 19.04.01 (Биотехнология по направлению подготовки «Разработка тест-систем для диагностики in vitro») и 09.04.01 (Информатика и вычислительная техника по направлениям подготовки «Инженерия искусственного интеллекта» и «Телемедицина и системы поддержки принятия врачебных решений») в Передовой медицинской инженерной школе Самарского государственного медицинского университета.

Передовая медицинская инженерная школа СамГМУ ориентирована на обучение магистров – будущих инженеров, способных решать инженерные задачи, требующие оригинального подхода и связанные с разработкой средств реабилитации и диагностики, внедрением новой медицинской техники, телемедицинских систем. Эффективная реализация данных задач требует глубокого понимания работы биологических и анатомических систем, а также комбинированного владения информационными технологиями и знаниями об инженерных решениях в медицине.

Передовая медицинская инженерная школа СамГМУ включает научную, инновационную и образовательную деятельность и ориентирована на решение прорывных «фронтирных» задач:

‒     Разработка персонифицированных имплантов.

‒     Тканевая инженерия и клеточные технологии.

‒     Разработка комплекса когнитивной и двигательной реабилитации.

‒     Разработка анатомических 3D-моделей.

‒     Создание и разработка систем поддержки принятия врачебных решений.

‒     Разработка систем дистанционного мониторинга здоровья [44].

Реализация данных задач требует не только больших комплексных знаний, но и командной работы, креативного мышления. Данные инновационные задачи призваны учитывать ценности жизни, человекоцентричность, благополучие пользователей, ориентацию на их переживания, персонализированный подход и уход от стандартизированного производства, кастомизацию.

Таким образом, работа в формате дизайн-мышления способствует развитию навыков и конвергентного, и дивергентного мышления. Данные типы мышления представляют собой взаимосвязанные единицы процесса интеллектуального развития, формирующиеся не последовательно, а параллельно, с учетом возрастных особенностей развития интеллекта и личности обучающегося в целом. Конвергентное мышление необходимо, чтобы сделать идеи логически завершенными, способствует формированию решения задачи. Оно движется к цели линейно, основываясь на логике, законах, алгоритмах, усвоенных идеях, общепринятых нормах и принципах. Дивергентное мышление играет ключевую роль в поиске идей, направлении мысли. Дж. Гилфорд определяет дивергентное мышление как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [45]. Как отмечает В. Н. Дружинин, «дивергенция – актуализация отдаленных зон смыслового пространства» [46]. Данному разветвленному мышлению не свойственно отказываться от боковых вариантов, разветвлений в рассуждениях, новых идей, пусть и не перспективных на первый взгляд. Оно представляется как некий личностно-эмоциональный контекст, который добавляется к аналитическому, логическому. Следовательно, дивергентное мышление позволяет идеям рождаться, а конвергентное – реализоваться благодаря «выстроенной логике воплощения идеи, собирая в единое целое условие задачи, действия, промежуточные результаты действий и конечную цель» [47].

Следовательно, дизайн-мышление как способ решения замысловатых задач, позволяющий более эффективно найти нестандартные идеи, основываясь на креативной и междисциплинарной составляющей, а также учитывающий потребности клиента при условии постоянного конструктивного взаимодействия с ним, является важным навыком будущих инженерных кадров.

 

Результаты исследования / Research results

 

Этапы дизайн мышления (эмпатия, определение проблемы, генерация идей, прототипирование, тестирование) могут быть активно задействованы в образовательных сценариях высшей школы при обучении магистров – будущих инженеров. Традиционный подход к процессу обучения предполагает строгую регламентированность и выполнение работы согласно алгоритму, предложенныму преподавателем. Внедрение этапов ДМ ориентировано на самостоятельное знакомство обучающихся с функционированием своей профессиональной среды, учит обращать внимание на нужды потребителей, умение просчитывать риски, а также детали, способные сделать продукт более конкурентоспособным. Также осознается понимание реальной значимости продукта для пользователей, новое видение того, каким образом может быть получена информация для эффективного выполнения решения. Следовательно, высок педагогический потенциал применения дизайн-мышления для развития навыков «противоядий» современной реальности.

Метод дизайн-мышления применялся в образовательном сценарии предмета «Иностранный язык в профессиональной сфере». Согласно рабочим программам по данному предмету, обучающиеся должны:

‒     знать академическую и профессиональную лексику, а также грамматические модели на иностранном языке;

‒     развивать коммуникативные стратегии, приемы взаимодействия, учитывающие проксемические, кинесические, просодические и иные невербальные средства;

‒     демонстрировать взаимопонимание между разными людьми;

‒     строить диалогические и монологические высказывания на академические и профессиональные темы;

‒        извлекать необходимую текстовую информацию, анализировать и обобщать ее в целях академического и профессионального взаимодействия в устной и письменной формах;

‒     владеть «информационной экономией» для обсуждения сложных вопросов как на родном, так и на иностранном языке.

Применение метода дизайн-мышления подразумевает работу в команде, способствует развитию вышеперечисленных аспектов, а также помогает развить синергию теоретического и эмпирического познания посредством креативного мышления. Результатом работы должен стать новый, уникальный продукт, который найдет свое дальнейшее практическое применение.

С целью реализации метода ДМ студентами были пройдены все его этапы (эмпатия, определение проблемы, генерация идей, прототипирование, тестирование). Необходимо уточнить, что длительные образовательные программы позволяют приобретать более глубокие и разнообразные навыки дизайн-мышления, но даже краткосрочные форматы способны заставить обучающихся по-иному взглянуть на свои креативные способности и возможность их применения.

Вначале магистранты были распределены по командам 5–7 человек, в которые входили обучающиеся всех трех направлений, что позволило удовлетворить принцип междисциплинарности участников.

Этап эмпатии предполагал найти ответ на вопрос: «Кого изучать?» Команде предстояло понять целевую аудиторию, т. е. пойдет ли речь об узких специалистах или врачах общей практики, пациентах, включая тех, у кого доступ ограничен. Необходимо было учитывать переживания и потребности разных пользователей, т. е. смотреть на ситуацию их глазами и ставить их интересы в центр внимания. Вот некоторые техники, активно применяемые на данном этапе:

‒     Интервью с пользователями. Живое общение с заинтересованными лицами помогает собрать важную информацию об их проблемах, переживаниях, потребностях. Для этого команда разрабатывала вопросы на английском языке, которые помогали пользователям делиться опытом. Повторяющимися вопросами во всех командах были: «Какие основные трудности при использовании продукта или сервиса?», «Как бы вы хотели улучшить продукт или сервис?», «Что является значимым для вас при использовании данного продукта или сервиса?» Для понимания глубоких инсайтов пользователей команды продумывали дополнительные вопросы.

‒     Карты эмпатии. Способствует структурированию знаний о заинтересованных лицах, основываясь на четырех категориях: что говорит, что думает, что делает, что чувствует. Данная техника применялась для обсуждения командой собранной информации на английском языке, визуализируя ее по четырем секциям: слова и фразы, которые использует пользователь; значимые аспекты; как действует пользователь; эмоциональная составляющая.

Таким образом, данный этап в дизайн-мышлении являлся ключевым моментом для последующей работы команд, использование вышепредставленных техник помогло определиться с заинтересованными лицами, достаточно глубоко увидеть их портрет, проблемы, потребности, ожидания и разработать более конструктивные решения.

Следующий этап – формулирование проблемы, нахождение ниши, актуальной на сегодняшний день и требующей решения. Правильное формулирование проблемы служит ключом к ее успешному решению на последующих этапах дизайн-мышления.

Покажем некоторые эффективные техники, применяемые на данном этапе:

‒       Пять почему. Суть техники – углубиться в причины проблемы, отвечая на вопрос «почему» несколько раз. Например, командой, анализирующей проблемы в поликлинике, были представлены такие вопросно-ответные реплики на английском языке:

  1. Почему посетители поликлиники жалуются на качество обслуживания?

Врачи и другой персонал не отвечают на запросы вовремя, долго приходится ждать в очередях, к специалистам узкого профиля очередь на несколько месяцев вперед.

  1. Почему персонал поликлиники не удовлетворяет запросы посетителей вовремя и врачи задерживаются с приемом?

Штат сотрудников недостаточный для такого количества запросов, и у врачей уходит больше времени, чем запланировано.

  1. Почему врачи тратят на прием посетителя больше положенного времени?

Врачам приходится тратить много времени на заполнение отчетов и документов.

  1. Почему врачи тратят много времени на работу с документами и отчетами?

Электронная система неудобна, дает сбои, работает медленно, не у всех специалистов достаточно цифровых компетенций, чтобы работать быстро.

  1. Почему электронная система дает сбои и неудобна в использовании?

Потому что электронная система давно не обновлялась и не соответствует реальным потребностям врачей.

Таким образом, команда пришла к выводу, что устаревшая и неудобная электронная система является корнем проблемы. В качестве решения данной проблемы команда предложила модернизировать электронную систему с учетом обратной связи от персонала; внедрить автоматизацию рутинных задач; провести повышение квалификации для штата поликлиники по работе с новой системой.

Диаграмма «рыбьей кости». Визуализация причин и следствий проблемы, что помогает проанализировать ключевые аспекты, оказывающие влияние на проблему. Так, команды рисовали диаграммы, где на главной оси была проблема, а на ветвях показывались категории возможных причин проблемы, например техническая, пользовательская, экономическая, социальная, экологическая. Каждая из причин могла иметь еще ветви в виде подкатегорий. Проводимый анализ с учетом данных категорий и подкатегорий способствовал более полному представлению о многогранности проблемы.

Принимая во внимание значимость конвергентного мышления, а также высказывание Стернберга относительно важности знаний: «Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля» [48], магистрантом – будущим инженерам было предложено найти аутентичную литературу относительно будущего проекта, посмотреть, как идеи реализуются в других странах, проанализировать сильные и слабые стороны изучаемой проблемы и представить доклады в виде презентаций на английском языке. Данный этап также показал важность работы с информацией, умения находить и вычленять исключительно значимые для проекта детали, думать, как они смогут реализовать проект. Согласно Т. Черниговской, «сама по себе информация болтается там где-то, нам от нее ни холодно, ни жарко. Нет объекта, который содержит информацию. Всегда есть объект и тот, кто “читает” все это» [49].

Этап «формулирование проблемы» сопровождался обсуждением проблемы с использованием следующей техники:

‒     Рамки проблемы. Суть данной техники – подробное изучение сути проблемы и ее описание в виде четко сформулированного вопроса. Команды обсуждали проблему, отвечая на такие вопросы: «Какие факты мы знаем?», «Что требуется изменить?», «Какие известны ограничения?»

Таким образом, вышепредставленные техники помогли командам очень точно выявить проблемные ситуации, сфокусировать внимание на различных аспектах, а также потребностях пользователей.

В результате были предложены следующие проекты:

‒     Умная система раннего выявления болезней по анализу данных (AI для диагностики).

‒     Дистанционный мониторинг состояния здоровья.

‒     Телемедицинская платформа с AI-помощником.;

‒     Биосенсоры для мониторинга здоровья.

‒     «Умная» поликлиника.

‒     Электронная медицинская карта.

‒     Централизованная обработка и хранение в электронном виде результатов диагностических исследований.

Следующий этап – генерация идей. Данный этап предполагает разработку большого количества решений, которые станут фундаментом для создания прототипов. Основная задача – мыслить нестандартно, активно задействуя дивергентное мышление. Самые успешные техники оказались следующие:

‒     Мозговой штурм за 10 минут. Цель данного задания – спровоцировать творческий подход и получить необработанные, нефильтрованные идеи. Командам необходимо было за установленное время написать как можно больше идей по конкретному проекту, не думая слишком долго. Ограничение во времени позволило переключиться с перфекционизма в более креативный режим.

‒     Ассоциации. Суть техники – придумать несколько прилагательных, описывающих будущий продукт, услугу, опыт. Например, будущая клиника должна быть безопасной, современной, технологичной. Так, команды должны были составить список из 10 организаций, компаний, брендов, удовлетворяющих представленным характеристикам. Затем они посещали места, которые были наиболее интересны, записывали свои наблюдения, делали фотографии и акцентировали внимание на том, что может вдохновить их на создание своего проекта. Далее в академическом формате команды делились своими наблюдениями на английском языке. Безусловно, создаваемый продукт должен соответствовать местному контексту и работать в его рамках. Но, чтобы найти новые решения, также нужно черпать вдохновение в других, порой неожиданных местах.

Таким образом, применение ассоциативных техник способствовало развитию креативного мышления, структурированных (мозговой штурм) – акцентировало внимание на аналитических способностях. В целом данный этап сделал процесс разработки ситуаций или продуктов более креативным, продуктивным и целенаправленным.

Этап прототипирования рассматривается как «репетиция» идей и решений. Это творческий процесс, и основная задача команды была создать «черновик» продукта, чтобы можно было его потрогать, попробовать и обсудить, при этом команда руководствовалась такими правилами, как внимание на ключевых аспектах без детализации процесса и быстрая и дешевая версия идеи. Для этого эффективно использовались следующие техники:

‒     создание скетчей, на которых студенты показывали интерфейс своего продукта или процесса, подробно описывали, обсуждали, дискутировали;

‒     ролевое прототипирование (Role-Playing). Команда разыгрывала сценарии взаимодействия заинтересованных лиц с услугой или продуктом. Например, разработка сервиса телекоммуникации онлайн-консультаций «врач – врач», «врач – пациент», где участники команды играли роли врачей, разработчиков сервиса, пациентов, сотрудников администрации медицинского заведения.

Следовательно, этап прототипирования оказался ключевым моментом, когда концепции превращались в осязаемые решения, что позволяло обучающимся выявлять слабые места и усовершенствовать их. При этом большое значение имела обратная связь, полученная во время обсуждений и ролевой игры.

‒     Последний этап в дизайн-мышлении – это тестирование. Это очень важный этап, и командам необходимо было проверить, насколько работоспособным оказался их продукт или концепция. Это помогли сделать следующие техники:

‒     Юзабилити-тестирование (Usability Testing). Заинтересованным лицам необходимо было выполнять задачи, например зарегистрироваться в приложении, найти информацию, а разработчикам внимательно следить, фиксировать и затем обсудить отзывы в виде диалогов или ролевой игры.

‒     A/B-тестирование. Основная идея данной техники заключалась в предложении своего продукта или сервиса с небольшими изменениями двум разным группам.

Две данные техники также представляли из себя ролевые игры, в которых разработчики концепций задавали многочисленные вопросы, чтобы выяснить мнение аудитории относительно использования прототипов.

 

Оценка дизайн-метода обучающимися

«Финальным аккордом» применения метода дизайн-мышления в процессе работы с магистрами СамГМУ по предмету «Иностранный язык в профессиональной сфере» было выступление с презентацией: студенты должны были описать свой опыт работы, навыки, которые им удалось развить, вызовы, с которыми они столкнулись, положительные и отрицательные стороны, новую информацию, которую они почерпнули. В целом обучающиеся высказались положительно относительно моментов, представленных на рисунке выше.

Таким образом, этап тестирования показал, что это не «финальные аккорды», а цикл, требующий постоянного усовершенствования.

 

Заключение / Conclusion

 

SHIVA-мир – эпоха великого ускорения, полной неопределенности и непредсказуемости, ставит под сомнение формирование долгосрочных горизонтов профессионального развития и карьеры. Выбор профессии по принципу «один раз и на всю жизнь» канул в Лету. Добавляют «остроты» и современные тренды реализации производственных и бизнес-процессов, нацеленных на цифровую и инновационную составляющую, кастомизацию, экономику впечатлений и массовую персонификацию.

Таким образом, замысловатость современного мира ориентирует образование не только на передачу фундаментальных знаний и навыков, но и на формирование человека как «полноценного автора своей жизни». Образование рассматривается не как образование запоминания, а как образование понимания, где важной компетенцией становится способность правильно задавать вопросы, верифицировать информацию, противостоять стрессу, жить в условиях турбулентности, выстраивать отношения с разными людьми и сообществами, постоянно учиться и быть креативными. Оно «призвано учить нас жить в цифровой действительности и не потерять человечность».

Применение метода дизайн-мышления в процессе преподавания магистрам – будущим инженерам дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» не только удовлетворяет требованиям относительно развития профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке, но и развивает нестандартное мышление, гибкость, адаптивность, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, мыслить самостоятельно, смелость, предполагает высокую мотивационную составляющую и личную вовлеченность каждого участника.