Full text

Введение / Introduction

 

Поиск актуальных и действенных способов и технологий преподавания ведется в педагогическом сообществе постоянно. Думающий учитель пробует и подбирает подходящий арсенал педагогических средств и методик для достижения конкретных целей для каждой группы, каждой цели и задачи, ищет и адаптирует рабочие способы взаимодействия для каждого класса и занятия.

Методу сократического диалога (в различных источниках также – сократовского опроса, сократова вопрошания, сократовой майевтики и др.) посвящены многочисленные работы в области философии, педагогики, а в последние десятилетия также психотерапии и коучинга. Становятся популярны и разнообразные курсы по обучению критическому мышлению, риторике, искусству ведения диалога. В сети Интернет можно наблюдать видеотрансляции практического применения метода сократического диалога при решении психологических проблем аудитории, в терапевтических сессиях, на занятиях в аудитории, мастер-классы с ответами на вопросы в диалоге и в группе. Коллективом авторов (Ф. Нелд, С. Праджен и др.) ведется разработка онлайн-терапии Socrates 2.0, основанной на технологии искусственного интеллекта, для оказания психиатрической помощи с применением сократического диалога [1]. Вместе с тем практические вопросы применения метода сократического диалога требуют дальнейшего осмысления, особенно в отношении использования указанного метода в преподавании такой коммуникативно-направленной дисциплины, как «Иностранный язык».

Действующие требования в части следования рабочей программе по иностранному языку, количество тем и их обширное содержание, высокие требования к результатам обучения противоречат ограниченному объему часов на дисциплину, наличию разноуровневых по знанию языка студентов в одной группе, большому (30 человек и более) количеству студентов в группе, изучающей иностранный язык. Современный преподаватель находится в постоянном поиске действенных приемов, методик и технологий для выполнения возложенных на него задач в ограниченных условиях. На наш взгляд, применение метода сократического диалога позволяет активизировать деятельность обучающихся в больших группах, адаптировать обширный материал для освоения учениками, успешно формировать речевую компетентность, решать задачи по устранению психологических конфликтов.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Использование феномена «сократический диалог» в обучении лежит в русле личностно ориентированной и культурологической парадигм современного образования. Метод широко применяется на различных уровнях образования – от дошкольной педагогики до послевузовских и дополнительных профессиональных курсов.

Название метод получил по имени древнегреческого философа, проводившего свои знаменитые диалоги на улицах древнегреческого полиса по различным темам в форме открытых вопросов. Сам же термин «сократовские вопросы» относится к такому методу ведения диалога, при котором собеседник приходит к аргументации путем ответа на вопросы. Стоит отметить, что Сократ использовал диалог, чтобы направить собеседника к открытию знания самому (майевтика) либо чтобы открыть противоречия в ходе рассуждений у собеседника (сократическая ирония, при которой Сократ изображал непонимание). C помощью наводящих вопросов известного опыта и непротиворечивых утверждений, по словам А. В. Хуторского, постепенно выводится новое знание, «определяются промежуточные результаты, и, как итог, отыскивается ответ на интересующий нас вопрос, и достигается поставленная цель» [2]. Л. А. Месеняшина предлагает концепт диалог в контексте образования понимать двояко: «либо как устное взаимодействие собеседников, либо как особый литературный жанр, воссоздающий преднамеренно на письме особенности своеобразия, содержательного и формального, устной беседы» [3]. Л. В. Славгородская, изучавшая диалог и научный диалог, указывает, что Сократ предпочитал устные беседы и называл письменный текст «зельем против забвения». По свидетельству Платона, Сократ выбирал «то сочинение, которое “по мере приобретения знания пишется в душе обучающегося <...> Это сочинение – живая одушевленная речь знающего человека”» [4].

На основе сократовских вопросов в последнее десятилетие разрабатывается концепция уличной эпистемологии, бесконфликтного подхода к ведению диалога, который позволяет понять, почему собеседники имеют свои убеждения. Концепция имеет своих последователей за рубежом, практический опыт применения можно обнаружить в работе Д. Гуртина [5]. Основоположником концепции уличной эпистемологии является П. Богоссян, который в 2013 году предложил способ ведения эффективного обсуждения по любым противоречивым и острым вопросам различной тематики: от религии и политики до вопросов оборота оружия, расовой дискриминации, бедности, изменений климата, иммиграции и др. [6]

Сократический метод основан на диалоговом общении «в пространстве педагогического незнания». Согласно О. Ю. Яценко, общение предполагает совершение «открытий в процессе познания через систему доводов и откровений», «вопросно-ответный путь движения к истине в субъект-субъектных отношениях педагога и учащихся в сообществе исследователей» [7]. Преподаватели-практики указывают на эффективность метода при обсуждении вопросов, у которых нет единственно верного решения (см., например, Е. В. Гусева [8]).

Анализируя использование сократического диалога на занятиях философией, А. И. Макаров выделяет три формируемые базовые компетенции в сфере мышления:

– идентификацию и контекстуализацию как «расчленение проблемной ситуации на ряд связанных проблем, а также обнаружение их социальных, культурных, языковых и др. предпосылок (контекстов)»;

– проблематизацию как «распознавание глубинных когнитивных противоречий (антиномий), лежащих в основе той или иной проблемы»;

концептуализацию, то есть «вербализацию обнаруженных проблем», поиск путей решения проблем через подбор корректных и адекватных формулировок [9].

С. Бьюкененом разработана технология сократических семинаров, подробно описанная М. Коуплэндом [10]. Как указывают С. А. Окуней и И. А. Лапшова, ведение «исследовательской интеллектуальной беседы» имеет опору на текст или иной источник информации [11]. Обширная практика проведения сократических семинаров в преподавании литературы отражена Дж. Холденом и Дж. Смитом в стратегиях для разработки вопросов (inquiries) к тексту, стратегий проведения занятий и стратегий оценки выбранных технологий [12]. Помимо указанных авторов, для понимания концепции сократической педагогики важны также труды Г. Властоса по описанию метода эленхоса [13]. Опыт работы О. Бренифье важен в свете практических кейсов применения сократова вопрошания [14]. П. Богоссян ориентируется на развитие критического мышления [15]. Рассмотрим важные для дальнейшей методической работы концепции указанных авторов.

По степени абстракции и типам приложения сократического метода П. Богоссян и вслед за ним М. С. Губайдуллина и Е. И. Пургина выделяют три уровня сложности диалога или беседы: 

– базовый, «открытый разговор», который, тем не менее, может иметь «риск чрезмерного упрощения», реализующийся в виде вопросно-ответной формы и демонстрирующий умение «вступать в дискуссию и аргументировать» [16];

– следующий уровень предполагает не только умение поддерживать идеи аргументами, но и «метод поиска истины», или логико-гносеологический уровень эвристики [17];

– нравственно-этический уровень: «беседовать (быть в диалоге) с Сократом означало держать “экзамен души”, то есть “моральный экзамен”» [18].

Педагогический потенциал метода Сократа всесторонне описан на преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Так, Н. И. Сухих говорит о развитии прогностического мышления на занятиях по истории [19]. По мнению Б. Ахмедова, ориентация сократического метода на формирование личности, способной вести конструктивный диалог, является основной причиной его использования на уроках обществознания для формирования нового образа мышления как ответа на вызов эпохи [20]. Б. Б. Махони подчеркивает, что применение метода не зависит от конкретного материала [21].

Экспериментальные исследования Т. Гетачева показали эффективность метода на студентах с низкой учебной мотивацией и вовлеченностью [22]. Метакогнитивный мониторинг студентов-медиков, проведенный китайскими исследователями Хо, Чен и Ли с помощью сократических опросных листов, продемонстрировал потенциал, способствующий развитию у учащихся навыков критического мышления [23]. В. О. Богданова обращает внимание на развитие субъектности, которая реализуется и в «познавательной активности», и в умении «управлять своими чувствами и эмоциями» [24].

Ведение диалога на гносеологическом и нравственно-этическом уровнях предполагает особую роль преподавателя, которую Е. И. Пургина описывает как «посредническую» [25]. Преподаватель-модератор следит за ходом дискуссии, задавая дополнительные вопросы и приводя контраргументы, определяет смену ролей участников внешнего и внутреннего круга, инициирует рефлексию, контролирует соблюдение принципов ведения сократического семинара. Отметим, что «методология экспертной деятельности» преподавателя на занятиях, по мнению А. А. Сычева, должна опираться на сократический диалог, где истина рождается в процессе творческого взаимодействия [26].

Вместе с тем потенциал сократического диалога может не полностью быть реализованным в аудитории. Малазийские исследователи С. Далим, А. Ишак и Л. Хамза при анкетировании преподавателей обратили внимание на то, что недостаточное знание содержания может привести к тому, что преподаватели, использующие сократический метод, менее уверены в себе, поскольку им трудно найти подходящие вопросы для студентов. Они также выразили опасение по поводу любых неожиданных вопросов со стороны студентов, которые выходят за рамки их личных знаний о содержании [27].

Таким образом, практика сократического диалога направлена главным образом на обучение мышлению как основы для выстраивания открытого разговора. При ведении диалога оттачиваются прежде всего умения слышать собеседника, запоминать ход ведения диалога и конкретные формулировки, чтобы, опираясь на объем и возможности кратковременной памяти, иметь возможность интерпретировать речевой материал собеседника, выявлять пресуппозиции и убеждения, грамотно аргументировать свою позицию и убеждать. Возможность формирования и/или прояснения позиций собеседника и является той базой, на которой строится мотивация к изучению иностранного языка и реализуется личностно ориентированный подход к обучению.

Важно отметить, что возможность применения сократического диалога в преподавании иностранного языка основана именно на особенностях программ обучения, в которых предусмотрен для обсуждения широкий круг вопросов и тем: от бытовых до социокультурных, политических и научных сфер жизни.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Анализ научной литературы и современных подходов сократической педагогики, а также обучающих диалогических стратегий позволил выделить этапы, принципы и подходы к организации сократического диалога на занятии по иностранному языку. На основе практического опыта применения методики сократического диалога и сократического семинара разработан ряд заданий для проведения занятий по английскому языку в вузе.

 

Результаты исследования / Research results

 

Обучение с применением метода сократовского диалога может стать как основным методом для изучения новой темы, например, в форме ответов на вопросы по тексту, видеофрагменту, изображению. Диалогический подход может быть частью занятия или даже приемом разрешения возникающих противоречий в процессе проведения занятий.

Практический кейс 1. В группе есть один-два студента, которые любят доминировать и прерывать ведение занятий своими вопросами, не относящимися к ходу занятия. После неуместной, на взгляд преподавателя, реплики стоит задать ряд вопросов типа:

Why have you asked your question? (Зачем вы задали этот вопрос?)

– How many students are here besides you? (Сколько здесь студентов помимо Вас?)

– Who is, besides you here, is interested in the answer to your question? (Как Вы думаете, кому, помимо Вас, интересен ответ на Ваш вопрос?) Please, raise your hands those, who are interested in answering the question right now. – Are you surprised with the reaction of the group?

– Could you repeat my question? (Вы можете повторить, какой вопрос я задала?)

– Do you know the answer to your question? (Вы можете сами ответить на Ваш вопрос?)

– Why have you asked it then? (Зачем Вы тогда его задали?) 

Аналогично решаются вопросы с любящими делать подсказки во время подготовки ответа другими студентами, с тихо отвечающими студентами, со студентами, не желающими пересаживаться на первые парты или разбиваться на группы, со студентами, быстро и бегло говорящими, речь которых непонятна остальному классу. Формирование навыков ассертивного поведения на занятиях по иностранному языку возможно через отстаивание своей точки зрения. В процессе открытого диалога можно решить противоречия, обозначенные во введении к настоящей статье.

На вводных занятиях по применению метода сократического диалога хорошо себя зарекомендовала работа в группах по просмотру и выполнению заданий к видеофрагментам практических консультаций и мастер-классов О. Бренифье.

Практическое задание 2. Посмотрите фрагмент диалога О. Бренифье из мастер-класса «Как научить ребенка думать» c 1:10:55 по 1:32:20 на английском с последовательным переводом переводчика [28] и ответьте на вопросы:

How has the problem changed? What was the problem? (Как менялась суть проблемы в процессе диалога? В чем состоит проблема?)

– What did you like and dislike? (Что понравилось? Что не понравилось?)

– What questions would you ask O. Brenifier? (Какие вопросы Вы бы задали О. Бренифье?)

Имплементация принципов сократовской педагогики на занятии подготовительного этапа происходит благодаря открытому обсуждению и принятию принципов ведения диалога (полилога) обучающимися.

Практическое задание 3. Переведите отрывок из книги “The Socratic Dialogue in the Work Place: Theory and Practice”.

‒     What are the basic principles of Socratic Dialogue? Find out the key phrases, that prove your ideas. (Каковы ключевые принципы проведения сократического диалога? Найдите в тексте подтверждение вашим идеям.)

‒     What is important for you in a dialogue? Will you suggest some more principles, that are important for you? (Что важно для Вас в диалоге? Предложите дополнительные принципы.)

“Making the Socratic Dialogue work. The group members need to be honest in the recounting of their experiences and their personal reactions to the experiences of other members. The Socratic Dialogue should be as judgement free as possible. Any suggestion that a member of the group is being judged by the other or by the facilitator will reduce the value of the event.

How to make it work. The group members need to be honest in the recounting of their experiences and their

personal reactions to the experiences of other members. The Socratic Dialogue should be as judgement free

as possible. Any suggestion that a member of the group is being judged by the other or by the facilitator will

reduce the value of the event.

Members’ thoughts need to be expressed as clearly and simply as possible. If something is not clear then it should be discussed until everyone understands the point being made. This requires at all times careful attention to the discussion. If members of the dialogue become tired then they should advise the facilitator who may call for a break for refreshments. In general, running a Socratic Dialogue for more than an hour and a half without a break is not advised. 

It is important that no one individual or group of individuals dominate the Socratic Dialogue. If this occurs then a member of the dialogue may ask the facilitator for a break for the purposes of having a meta-discussion. A meta-discussion involves talking about how the Socratic Dialogue is proceeding. Normally there is very little need to have these meta-discussions. When they do arise they should be concluded as quickly as possible so that the group may return to the main purpose of the event” [29].

Практический кейс 4. Изучите альтернативный пример практики философского консультирования (см., например, по М. В. Бурдину и Е. С. Игнатовой [30]) на примере части транскрибированной сессии практического философа с клиентом (запись цит. по А. Космеску [31]) и ответьте на вопросы:

What is going during the session? (Что происходит во время консультирования?) Find any unusual questions (Найдите необычные, на Ваш взгляд, вопросы.)

– Why is there a contradiction? (Почему возникло противоречие?):

O. Brenifier: “So somebody who does a thing with no reason to do it and many reasons against it is a crazy person? (g) So, right now, are you a crazy (i) in what you’re describing?”

Предлагаемая последовательность стадий с примерами заданий не является обязательной. Для начала обсуждения и демонстрации метода достаточно намеренного создания преподавателем проблемной ситуации с последующим формулированием проблемного вопроса. Практический опыт применения сократического диалога с заданиями для обсуждения в форме игры можно найти в исследовании группы ученых из Англии, Австрии и Греции под руководством К Штеннинг, которые предложили интерпретацию пятнадцати сократических диалогов с обучающимися из трех стран, обратив внимание на развитие креативного мышления, переосмысления (рефрейминг) собственных идей и развитие сотрудничества [32].

Практический кейс 5. ‘You are a farmer who has just paid the 10% tax on your crop. You feel wronged

because the wheat that the tax collector withheld was  more  than  your  proper  dues.  You

decide to  seek  audience  with the Pasha  and  present  your problem. The  Pasha  listens to

you and...’

Практический кейс 5. Прочитайте задание, предложите пути решения.

This is an exercise in learning through exchanging knowledge that leads to discovery by reflecting on the

experiences described and thus the members of the group need to be able to focus on their own and others’

experiences. The group members need to be honest in the recounting of their experiences and their

personal reactions to the experiences of other members. The Socratic Dialogue should be as judgement free

as possible. Any suggestion that a member of the group is being judged by the other or by the facilitator will

reduce the value of the event.

This is an exercise in learning through exchanging knowledge that leads to discovery by reflecting on the

experiences described and thus the members of the group need to be able to focus on their own and others’

experiences. The group members need to be honest in the recounting of their experiences and their

personal reactions to the experiences of other members. The Socratic Dialogue should be as judgement free

as possible. Any suggestion that a member of the group is being judged by the other or by the facilitator will

reduce the value of the event.

“You are a farmer who has just paid the 10% tax on your crop. You feel wronged because the wheat that the tax collector withheld was more than your proper dues. You decide to seek audience with the Pasha and present your problem. The Pasha listens to you and... [33]”.

Обобщая опыт применения сократического метода в преподавании иностранного языка, приведем примеры сократических вопросов, сгруппированные по цели высказывания:

  1. Вопросы, проясняющие мысль и исследующие истоки мышления.

Why are you saying that? (Почему Вы так говорите?)

  1. Вопросы, касающиеся оспаривания гипотез и предположений.

Is that always true? (Всегда ли это верно?)

Why is your assumption appropriate? Relevant? (Почему Вы считаете, что это предположение здесь уместно?)

  1. Вопросы, касающиеся доказывания и аргументации.

Are there any points to doubt your proofs? (Есть ли основания сомневаться в этих доказательствах?)

  1. Вопросы для выявления альтернативных позиций и противоречивых высказываний.

What is your counterargument? (В чем заключается контраргумент?)

– You had said that (repeat the words of the interlocutor) and now you’ve said that (repeat the words). Is there any contradiction in your words? (Вы ранее говорили, что (повторите фразу собеседника), и теперь Вы говорите, что (повторите вторую фразу). Есть ли противоречие в Ваших словах?)

  1. Вопросы для изучения подтекстов и последствий.

‒     What if it had happened? (Но, если бы... произошло, к чему бы это привело?)

‒     What is the impact of … on …? (Как... влияет на...?)

  1. Вопросы о вопросах (переход к этапу рефлексии и завершению диалога).

– Why I have asked this question? (Как Вы думаете, почему я задал этот вопрос?)

Why was the question important? (Почему этот вопрос был важен?)

Which of your questions was the most important? (Какой из Ваших вопросов оказался самым полезным?)

Для начала диалога на занятии можно предложить, помимо текста, фильма, картины, только что разыгравшейся на глазах преподавателя, ситуации и готовые высказывания. Предложим испытанные темы для начала обсуждений на занятиях и отработки техники сократова вопрошания. Возможны диалоги как по существу вопроса, так и по выбору лучшего перевода:

I've changed my mind. – Why is it difficult to admit? (У меня изменилось мнение, почему это трудно признать?)

Nobody likes to be lectured. (Никому не нравится, когда ему читают лекции/нотации.)

It's better to be refuted than to refute. (Лучше получить отказ, чем отказать самому.)

Nobody cares how much you know until they know how much you care. (Не важно, как много ты знаешь, до тех пор, пока ты не покажешь, как много ты про это переживаешь.)

To find yourself, think for yourself. (Чтобы найти себя, думай за себя.)

The greatest way to live with honor is to be what you pretend to be. (Лучший способ жить честно – быть, а не казаться.)

 

Заключение / Conclusion

 

Применение сократического метода в преподавании иностранного языка непростая задача для преподавателя. Однако опыт внедрения принципов сократической педагогики, разработка и методическое осмысление практики применения специальных заданий и вопросов показывают, что сократический метод является универсальным ключом к разрешению ряда противоречий, возникающих при преподавании языка в вузе. Изучение иностранного языка в больших разноуровневых группах, небольшое количество часов на изучение массива материала, амбициозные цели преподавателей, а также сложности с адаптацией студентов к обучению в вузе и группе наряду с выстраиванием новых отношений между одногруппниками и с преподавателем все эти сложности могут быть скорректированы благодаря применению принципов сократической педагогики. Сократический диалог является способом формирования критического мышления, внимательного отношения к своим словам и словам собеседника, способом освоения искусства слова и формулировок. Развитие навыков говорения на занятиях с использованием практики сократического диалога происходит благодаря включению в вовлекающую и мотивирующую к изучению иностранного языка деятельность по формулированию и точной передаче смыслов.