Введение / Introduction
В материалах руководства по использованию генеративного искусственного интеллекта (далее – ИИ) в образовании и научных исследованиях, представленных на ежегодной сессии ЮНЕСКО, эксперты организации призывают правительства стран вводить соответствующие правила и организовать системную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить человеко-ориентированный подход к использованию генеративного ИИ в социально-культурной сфере [1].
Принятие Национальной стратегии развития ИИ до 2030 года (далее – Стратегия) обязывает библиотеки определить свое отношение к новым технологиям в библиотечно-информационном обслуживании [2]. Ю. Н. Столяров утверждает, что участие библиотек в реализации идей Стратегии может принести многоаспектную пользу [3]:
1) библиотеки могут вносить свой весомый вклад в информирование читателей о содержании Стратегии средствами цифрового пространства научных знаний (далее – ЦПНЗ);
2) приобщение к технологиям ИИ позволит качественно изменить обучение библиотекарей для того, чтобы в будущем проектировать умные библиотеки.
Б. Н. Ойман, Э. Бозкурт, анализируя результаты международных научных исследований, определяют, что системное мышление необходимо для развития новых идей и поддержки принятия нетривиальных решений в различных областях деятельности [4]. Н. С. Редькина аргументированно обосновывает, что развитие электронного библиотечного пространства требует наличия у участников библиотечно-информационного взаимодействия навыков и умений, составляющих основу системного мышления [5].
На сайте Орловского государственного института культуры (далее – ОГИК) сформулированы основные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность [6]. Среди ключевых из них: проведение информационно-аналитической и проектной деятельности, освоение и разработка новых технологических решений и т. п.
Е. В. Соболева определяет необходимость применения генеративных нейросетей для повышения качества подготовки будущих цифровых библиотекарей [7]. Автор уточняет некоторые дидактические возможности таких нововведений, в частности, появление ресурсов для активизации познания студентов, повышения их мотивации, учета особенностей стиля мышления молодых специалистов (например, «клиповость» мышления). А. И. Каптерев в своем исследовании анализирует включение технологий когнитивного менеджмента и ИИ в библиотечную деятельность [8]. В то же время автор предупреждает библиотекарей о потенциальных рисках и трудностях включения ИИ в информационное обслуживание: электронное мошенничество, финансовые и трудовые затраты, разрыв в уровне цифровой грамотности сотрудников библиотек и т. д.
Таким образом, с одной стороны, применение ИИ в обучении библиотекарей – важное условие для повышения как качества их подготовки, так и развития системного мышления. С другой стороны, существуют реальные методические, нормативно-правовые, организационные проблемы, которые требуют дополнительного изучения с учетом специфики подготовки студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.
Гипотеза исследования: применение генеративных нейросетей в обучении библиотекарей позволит обеспечить дополнительные условия для развития их системного мышления как универсальной компетенции специалиста ЦПНЗ.
Цель работы – выявить особенности применения генеративных нейросетей в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность для развития их системного мышления.
Задачи исследования:
– уточнить проблемы применения генеративных нейросетей для подготовки высококвалифицированных и мотивированных специалистов формирующегося ЦПНЗ;
– описать идеи методического подхода, предполагающего активное использование сервисов, функционирующих на базе ИИ, в обучении будущих библиотекарей;
– экспериментально проверить эффективность идей предлагаемого методического подхода;
– выявить особенности применения генеративных нейросетей, оказывающие существенное влияние на уровень развития системного мышления студентов-библиотекарей.
Обзор литературы / Literature review
И. Исибика, С. Чжу определяют, что цифровизация образования изменила подход к профессиональной подготовке библиотекарей [9]. Х. Уиче, У. Акпелу, К. Рэй-Огбонна изучают особенности обучения специалистов, применяющих информационные и коммуникационные технологии в библиотечной деятельности [10]. Результаты исследования подтвердили, что использование ИКТ-технологий положительно влияет на эффективность работы специалистов в области библиотечного дела. Наиболее значимым видом обучения ИКТ-технологиям является использование компьютеров, сервисов Интернет, смартфонов, баз данных. А. Ибрагим, А. Титилайо, Ю. Сулейман, М. Ишола выявляют условия применения ИКТ для активизации библиотечно-информационной деятельности: наличие доступа к соответствующим сервисам, разнообразие применяемых сервисов и средств информатизации, преобладание практики разработки собственных проектов [11].
Дж. Муниоро, Т. Мачимбидза, С. Мутула изучают стратегии развития навыков библиотечных работников, составляющих сущность их цифровой грамотности [12]. Х. Жасмин, опираясь на результаты исследований указанных выше ученых, уточняет основные проблемы цифровизации библиотечного обслуживания: нехватка высококвалифицированных специалистов, недостаточность финансирования и опыта работы со специализированными сервисами, поддерживающими взаимодействие (например, с маломобильными пользователями) [13]. М. Ю. Ценов, М. А. Бакрачева определяют, что цифровую компетентность следует рассматривать как ключевое условие для успешности и профессиональной реализации специалистов социально-культурной сферы [14].
Д. Афран Акваси, Н. А. Донкор, Я. Дж. Антония изучают проблемы и перспективы преобразования информационной среды в академических библиотеках Ганы [15]. Авторы выяснили, что у библиотекарей средний или низкий уровень сформированности цифровых навыков. Кроме того, специалистам не хватает опыта создания, записи, редактирования и обмена мультимедийными материалами (видео, аудио, текстом, изображениями). Н. С. Редькина аргументированно заключает, что сотрудники библиотек должны быть способны проектировать и разрабатывать инновационные информационные продукты, предоставлять к ним свободный и равный доступ, организовывать новые формы взаимодействия с пользователями цифрового общества [16]. Автор по результатам аналитической деятельности определяет реальный разрыв между образованием библиотекарей и практикой их работы в электронном библиотечном пространстве.
О. И. Бабина, Е. В. Ермолович выявляют проблему определения структуры и содержания профессиональной компетентности библиотечных специалистов в условиях цифровизации [17]. Одним из вариантов ее разрешения, по выводам авторов, может стать активное привлечение библиотекарей к работе с онлайн-сервисами, инновационными программными решениями (например, AR/VR, 3D-моделирование, автоматизированными системами). Е. А. Мамаева, Д. Н. Грибков, В. В. Матвеев, Т. В. Машарова представляют систему работы с магистрантами, активно использующими средства анимации для перевода деятельности библиотек на более качественный уровень информатизации [18]. Ценность их статьи заключается в том, что авторы обобщили практику и достижения нескольких крупных библиотек Москвы, Орла, Кирова. В качестве выводов и направлений развития своего исследования авторы определяют необходимость внедрения средств информатизации, поддерживающих ИИ, как важное условие повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания и привлекательности этих центров культуры в глазах молодого поколения. Е. В. Соболева, П. М. Горев, Т. Н. Суворова, Т. В. Машарова определяют дидактический потенциал интерактивных онлайн-сервисов для развития творческого мышления участников библиотечно-информационного взаимодействия [19]. М. А. Пекшева проводит анализ профессиональных компетенций информационных специалистов отечественных библиотек, функционирующих в исследовательской среде. Выявлено, что подавляющее большинство респондентов признают актуальность и востребованность навыков, предполагающих уверенное использование цифровых технологий [20].
Е. В. Качева рассматривает проблему развития профессиональных компетенций работников информационно-библиотечных центров в условиях цифровой трансформации деятельности библиотек [21]. М. Ю. Нещерет определяет, что цифровизация библиотек требует включения элементов ИИ для улучшения библиографического обслуживания [22]. В исследовании автор анализирует применение ИИ в библиотеках, особое внимание уделяя нейросетям. На основе анализа профессиональной литературы, мониторинга сайтов библиотек ученым оценивается спектр использования ИИ в библиографическом обслуживании. Он изучает примеры применения ИИ в индексировании, поиске информации, справочном обслуживании. Ученый заключает, что ИИ значительно улучшает качество библиографического обслуживания. В том числе нейросети успешно применяются для поиска, справочного обслуживания, автоматизации рутинных операций и формулирования запросов.
А. Л. Есипов определяет, что библиотека является ключевым участником современного образовательного процесса в контексте формирования единого ЦПНЗ [23]. Вовлечение сотрудников библиотек в информационное взаимодействие с сервисами, работающими на основе ИИ, – важное условие развития этого пространства. М. С. Ашилова, А. С. Бегалинов, Ю. В. Пушкарев, К. К. Бегалинова, Е. А. Пушкарева определяют, что новые технологии, функционирующие на базе ИИ, должны быть не целью, а средством [24]. Только тогда, по выводам авторов, возможен прогресс и развитие в социально-культурной сфере. Е. В. Соболева оценивает возможности применения генеративных нейросетей для повышения качества подготовки будущих цифровых библиотекарей и описывает реальный опыт работы с сервисами, функционирующими на базе ИИ: для генерации текста, изображений, аудио и видео, трехмерного моделирования [25].
А. И. Каптерев отмечает, что внедрение ИИ в работу сотрудников библиотеки требует дополнительного теоретического обоснования и разработки соответствующих практических рекомендаций [26]. В основе его методологии – системно-функциональный подход и анализ спектра возможностей цифровых помощников специалистов библиотечно-информационной деятельности. Автор выделяет следующие направления в когнитивном менеджменте: управление библиотечным фондом, обслуживание пользователей и научно-исследовательская деятельность. Для каждого из них автором приводится пример эффективного цифрового помощника: для автоматизации каталогизации, для составления персонализированных рекомендаций и чат-боты для исследований. Н. Л. Караваев, Е. В. Соболева описывают условия организации работы специалистов будущего, способствующие получению ими востребованных универсальных навыков (работа в условиях неопределенности; программирование и проектирование ИТ-решений; подготовка наставниками системы специальной сконструированной системы задач, учитывающей особенности профессиональной деятельности и т. п.) [27].
М. Амисса, Т. Гэннон, Дж. Монат определяют, что системное мышление – это подход к анализу и решению реальных проблем, основанный на фундаментальном понятии «система» [28]. Под системой здесь понимается целенаправленная совокупность компонентов. Авторы исследования считают, что системное мышление будущих библиотекарей направлено:
- на понимание взаимосвязей между компонентами и их общего влияния на результаты работы системы (как запланированные, так и незапланированные);
- осознание того, как система вписывается в более широкий контекст цифрового пространства научных знаний.
Дж. Р. Агилар-Сиснерос, Р. Валерди, Б. П. Салливан доказывают, что способность к системному мышлению является важным, востребованным навыком выпускника вуза. Авторы для диагностики уровня системного мышления обучающихся применяют метод оценки концептуальных карт [29]. Х. Лопес Гарай, А. Андреас указывают, что цифровизация образования определяет необходимость формирования у студентов навыков и умений, определяющих их способность (готовность) видеть, как все элементы в любой системе связаны и влияют друг на друга [30]. М.-А. Лоренсо-Рива, М. Варела-Лосада, У. Перес-Родригес, П. Вега-Маркотт предлагают для поддержки развития системного мышления использовать средства информатизации [31]. Их предлагается применять для обработки и представления реальных практических данных, для выполнения осознанных и выверенных действий при решении практико-ориентированных задач.
Выполненный анализ литературы позволяет объективно заключить:
- изучение сервисов, функционирующих на базе ИИ, – важный шаг в подготовке будущих библиотекарей;
- информационная деятельность студентов, предполагающая активное применение моделей ИИ, обладает определенным дидактическим потенциалом для развития их системного мышления;
- использование генеративных нейросетей для решения задач и проектов в рамках библиотечно-информационной деятельности, формирования универсальных компетенций специалистов ЦПНЗ имеет определенные методические, организационно-правовые трудности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Изучение генеративных нейросетей осуществляется в ОГИК на занятиях дисциплины «Современные информационные технологии». В опытно-экспериментальной работе (далее – ОЭР) задействовано 84 студента направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Средний возраст – 19 лет (65% – девушки, 35% – молодые люди). Все обучающиеся студенты первого-второго курса бакалавриата. В рамках информационного взаимодействия студенты применяли следующие сервисы для генерации контекста: YandexGPT, Airuco, GPTExcel, Gamma AI.
В основе диагностики развития навыков системного мышления – адаптированная методика А. В. Панова, М. А. Федоровой [32]. Авторами проводимого исследования были также проанализированы материалы теста системного мышления (SRT RUS) от компании «Оценка персонала и HR-консалтинг. Бизнес Психологи (ex.SHL)» [33]. Однако именно первая из указанных методик позволяет:
- уточнить спектр задач, которые должны уметь решать специалисты;
- определить исследователям уровень сформированности системного мышления участников ОЭР.
Системность мышления студентов определяется следующими навыками и умениями:
A. Узнавать системные объекты и отличать их от несистемных.
B. Видеть систему как иерархическую структуру взаимодействующих между собой элементов.
C. Выделять общий принцип построения системы и ее интегративные свойства.
D. Выделять базовые элементы системы.
E. Критически оценивать ситуацию в условиях системного подхода.
F. Рефлексировать в условиях реализации системного подхода.
G. Анализировать и прогнозировать развитие системы.
В соответствии с каждым критерием (A, B, C, D, E, F, G), выделенным в методике А. В. Панова, М. А. Федоровой, авторами данного исследования были сформулированы 70 заданий для контрольной работы (по 10 на каждый критерий). За каждый правильный ответ – 1 балл. И по результатам контрольного мероприятия были определены уровни сформированности системного мышления: досистемный (от 0 до 20 баллов), эмпирико-системный (от 21 до 40 баллов), интегративно-системный (от 41 до 60 баллов), конструктивно-системный (от 61 до 70 баллов). При статистической обработке данных использован критерий χ2 Пирсона (онлайн-калькулятор – https://medstatistic.ru/calculators/calchit.html). Ограничения и условия критерия выполняются: объем выборки больше 30 респондентов, пересечения в них отсутствуют, сумма респондентов по каждой группе совпадает с общим числом студентов по направлению подготовки.
Результаты исследования / Research results
Уточнение основных понятий
В ходе анализа литературы установлено, что современные библиотеки становятся все более технологичными, стремясь соответствовать ожиданиям пользователей, которые привыкли к быстрому доступу к информации. Современные библиотеки – это не просто хранилища книг. Они становятся центрами знаний и информации, где пользователи могут получить доступ к самым современным ресурсам. В условиях растущего потока информации и ограниченных человеческих ресурсов нейросети могут помочь библиотекам оставаться актуальными и полезными для своих пользователей.
Библиотеки, как и любая другая организация, сталкиваются с рядом проблем, связанных с удовлетворением запросов пользователей. Традиционные методы обслуживания не всегда эффективны в эпоху цифровых технологий. Основные проблемы современных библиотек включают ограниченность человеческих ресурсов, необходимость обработки огромного объема данных и неудовлетворительные системы поиска информации. Уточним каждую из проблем и возможные варианты решения, определяющие специфику применения нейросетей в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.
I группа проблем. Во многих библиотеках обслуживающий персонал перегружен рутинной работой: от выдачи книг до помощи в поиске информации. Это замедляет процессы и ухудшает взаимодействие с пользователями. Ограниченность людских ресурсов также приводит к тому, что пользователи могут столкнуться с задержками в получении информации или консультаций. Это особенно критично в крупных библиотеках, где потоки запросов высоки. Кроме того, традиционные каталоги и системы поиска часто недостаточно гибкие. Пользователи сталкиваются с трудностями при поиске нужных материалов, что может стать барьером на пути к знаниям. Всё это создает необходимость в поиске новых решений, таких как нейросети, которые способны справляться с этими задачами гораздо быстрее и эффективнее.
Внедрение ИИ может автоматизировать ряд задач, начиная с поиска книг и заканчивая анализом больших данных. С помощью нейросетей библиотекари смогут создавать интеллектуальные системы поиска, которые понимают запросы пользователей на естественном языке и предлагают наиболее релевантные результаты. Это намного эффективнее традиционных методов поиска по ключевым словам. Кроме того, ИИ может анализировать поведение пользователей, предлагать персонализированные рекомендации и даже подсказывать книги, которые могут быть интересны, на основе предпочтений читателей.
II группа проблем. Одной из ключевых задач современных специалистов является работа с большими объемами данных. Научные публикации, архивы, цифровые коллекции – всё это требует тщательной обработки и анализа. Нейросети могут значительно упростить эту задачу, предлагая быстрые и точные способы анализа информации. ИИ способен обрабатывать текстовые и мультимедийные данные, извлекая из них полезную информацию. Например, нейросети могут анализировать содержание научных статей и выделять ключевые идеи, темы и тенденции. Это позволяет сотрудникам библиотек предоставлять исследователям и ученым доступ к наиболее важным материалам, помогая им быстрее находить нужные источники.
Нейросети могут сортировать архивы, распознавать текст в оцифрованных документах и помогать в их структурировании. Это облегчает доступ к архивным материалам и делает их полезными для широкого круга пользователей. Еще одно применение нейросетей в подготовке специалистов библиотечного дела – это автоматизация обработки текстов. ИИ может использоваться для оцифровки книг, распознавания текста на изображениях и создания кратких аннотаций. Этот процесс помогает специалистам в библиотеках оцифровывать свои коллекции, делая их доступными онлайн и улучшая поиск по ним.
Оцифровка книг с использованием ИИ значительно ускоряет этот процесс. Нейросети могут распознавать текст даже в сложных и старых рукописях, что позволяет библиотекам создавать точные цифровые копии своих архивов. Этот процесс также важен для сохранения культурного наследия и доступа к историческим документам. Кроме того, нейросети могут анализировать содержание книг и создавать краткие аннотации, что помогает пользователям быстро оценить релевантность того или иного материала. Это особенно полезно в научных библиотеках, где исследователи могут просматривать краткие обзоры статей и решать, стоит ли углубляться в полное исследование. Автоматизация обработки текстов не только улучшает доступ к информации, но и снижает нагрузку на сотрудников библиотеки, освобождая их от рутинных задач, связанных с обработкой больших массивов текстов.
III группа проблем. Одной из ключевых целей внедрения нейросетей в работу библиотекарей является улучшение обслуживания пользователей. ИИ может значительно ускорить процесс взаимодействия, повысить качество поддержки и предоставить больше персонализированных услуг. Это особенно важно в условиях, когда современные пользователи ожидают мгновенных ответов и высокого уровня удобства. Нейросети могут помогать пользователям находить нужную информацию быстрее и точнее, улучшая пользовательский опыт. Например, ИИ способен адаптировать интерфейс сайта библиотеки в зависимости от предпочтений пользователя, предлагая релевантные материалы или упрощенные маршруты поиска. Это делает библиотечные услуги более интуитивными и удобными.
Кроме того, автоматизация рутинных процессов, таких как выдача книг или ответ на частые вопросы, значительно снижает нагрузку на библиотекарей. Это освобождает время для более сложных и важных задач, связанных с непосредственным взаимодействием с читателями и научной работой.
Важным аспектом внедрения нейросетей в библиотеки является поддержка инклюзивности. Технологии ИИ могут помочь библиотекам стать более доступными для людей с особыми потребностями, улучшая возможности для взаимодействия и облегчая доступ к информации. Нейросети, например, могут использоваться для создания адаптивных интерфейсов, которые подстраиваются под нужды разных категорий пользователей. Это могут быть интерфейсы с поддержкой голосовых команд для людей с нарушениями зрения или текстовые версии аудиоматериалов для пользователей с нарушениями слуха.
Кроме того, ИИ может предоставлять автоматический перевод текстов на различные языки, что делает библиотечные ресурсы доступными для людей, не владеющих языком оригинала. Голосовые ассистенты, такие как Алиса от Яндекса или Siri от Apple, могут интегрироваться в библиотечные системы, предоставляя пользователям возможность взаимодействовать с каталогами через голосовые команды. Это упрощает доступ к информации для людей с ограниченной подвижностью или тем, кто испытывает трудности с использованием традиционных интерфейсов. Инклюзивность – это ключевой фактор, который библиотеки должны учитывать при внедрении новых технологий. Нейросети способны сделать библиотеки доступными для всех категорий пользователей, обеспечивая равные возможности для получения знаний и информации.
Итак, нейросети в представленном исследовании рассматриваются как онлайн-сервисы, открывающие для специалистов библиотечного дела возможности для автоматизации ряда рутинных задач, таких как поиск информации, обработка больших массивов данных, и даже персонализация рекомендаций для читателей.
Системное мышление, по мнению авторов, предполагает глубокий анализ фактов, последовательность, детализацию, способность видеть частное и общее. Системное мышление будущего библиотекаря трактуется авторами как мышление, когда специалист:
- может смоделировать в своей голове любой процесс в рамках информационно-библиотечной деятельности и увидеть целостную картину имеющихся проблем;
- анализирует все выходные данные, полученные в ходе информационно-библиотечного обслуживания;
- принимает решение (проводит информационную и математическую обработку);
- понимает, какие средства информатизации (в частности, генеративные нейросети) можно применить, чтобы система вернулась к нужному состоянию.
Организация работы студентов с генеративными нейросетями
для развития их системного мышления
Педагогами ОГИК, отвечающими за преподавание дисциплины «Современные информационные технологии», было принято решение следующим образом организовать работу на занятиях по включению сервисов генеративного контента:
1) изучение теоретических основ современных информационных технологий;
2) овладение инструментарием информационных технологий;
3) применение полученных знаний в цифровом пространстве библиотеки.
Таким образом, первая идея методического подхода – сочетание теории (фундаментальных понятий, информационных процессов, технологий) и практики при изучении средств информатизации.
На первом (теоретическом) этапе студенты изучали темы: «Введение в современные информационные технологии», «Интернет-технологии и основы систем искусственного интеллекта», «Основы информационной безопасности и защиты информации», «Работа с цифровыми источниками учебной и научной информации».
Вторая идея методического подхода – изучение ИИ в тесной взаимосвязи с другими цифровыми технологиями (обработки текстов, графических изображений, электронных таблиц, баз данных). Как следствие, включение в учебную деятельность сервисов, функционирующих на основе ИИ, рассматривается участниками информационного взаимодействия как работа с особым (отдельным) видом интернет-ресурсов.
Третья идея методического подхода – обязательное информирование студентов о рисках, проблемах, этических аспектах включения ИИ в учебную и будущую трудовую деятельность. Это информирование предшествует практической работе обучающихся с сервисами генерации контента.
Четвертая идея методического подхода: применение технологии ИИ должно быть обусловлено решением конкретной практической задачи.
Рекуррентные нейросети, например, оптимально использовать для работы с последовательными данными, такими как тексты книг и документы. Они могут анализировать тексты, помогая библиотекам распознавать содержимое и создавать аннотации или классифицировать материалы.
Конволюционные нейросети применяются для обработки изображений и мультимедийных данных. В библиотечном деле они могут использоваться для анализа изображений обложек книг, распознавания лиц пользователей или оцифровки документов, чтобы улучшить их качество и точность.
Генеративные модели помогают в создании рекомендаций и предсказаний, анализируя поведение читателей и предлагая материалы, которые могут их заинтересовать. Это улучшает пользовательский опыт и способствует росту посещаемости библиотек. Например, нейросети могут анализировать запросы пользователей и предлагать наиболее релевантные результаты. Более того, они способны обучаться на запросах пользователей и со временем становиться все точнее в предоставлении информации.
Нейросети могут и анализировать историю чтения пользователя, его взаимодействие с материалами и даже его поисковые запросы. На основе этих данных создаются персонализированные рекомендации, которые помогут пользователю найти интересные для него книги или статьи. Например, студенты далее на практике задавали нейросети вопрос: «Какие книги есть по теме искусственного интеллекта?» И нейросеть формировала список литературы, доступной в библиотеке.
На втором (практическом) этапе основная роль отводилась системе задач, специально сконструированной педагогами ОГИК. Традиционно изучение современных информационных технологий начинается с технологии обработки текста. И, конечно, логичным будет подключение сервисов для генерации текста.
Пятая идея методического подхода – установление взаимосвязи между средством, реализующим технологию, и сервисом генеративного контента. Например, рассмотреть такие функции текстового редактора, как «расстановка колонтитулов», «автоматическое оглавление», «стили», «рецензирование» и т. д. Далее сформулировать для нейросети запрос с пояснением каждого из понятий, алгоритмов, функций.
Например, запрос, что такое «колонтитул» для YandexGPT. Вариант ответа: «Колонтитул – это специальная строка, которая располагается на краю полосы набора в печатном издании и содержит различные информационные элементы: заголовки, имя автора, название произведения, номера глав и параграфов». В сервисе YandexGPT далее можно выполнить и генерацию изображений. Как альтернатива – отечественная платформа Airuco.
При изучении электронных таблиц – выполнить работу с сервисом GPTExcel, например создать таблицу, рассчитать формулу. Обязательный элемент работы – сравнение результатов, полученных в ходе когнитивной деятельности человека и нейросети. Для поддержки изучения технологии презентационной графики полезно использовать сервис Gamma AI (https://gamma.app/).
Шестая идея методического подхода – выполнить работу в двух направлениях: во-первых, сначала создать презентацию самостоятельно, например средствами Power Point, и использовать ее как основу для информационного взаимодействия с Gamma AI. Второе направление: сгенерировать презентацию по тексту (описанию), а затем «вручную» отредактировать и отформатировать получившийся продукт.
Седьмая идея методического подхода – обсуждать в группе полученные результаты информационного взаимодействия. Такая деятельность будет способствовать развитию коммуникативных навыков, подготовит к практике в цифровом пространстве библиотеки. Отметим, что в рамках практики на базе Орловской областной библиотеки им. И. А. Бунина, студенты на втором курсе использовали сервисы ИИ:
- для помощи пользователям в поиске необходимой информации, ответов на наиболее частые и актуальные вопросы, например, как продлить книгу или оформить читательский билет;
- оформления буклетов и презентаций к массовым мероприятиям;
- составления памятки всем участникам библиотечно-информационного взаимодействия об этических аспектах внедрения ИИ, проблемах защиты персональных данных.
Восьмая идея методического подхода – в рамках конференции по итогам практики обсудить влияние ИИ на качество работы библиотеки как ЦПНЗ.
Описание опытно-экспериментальной работы
На первом этапе ОЭР проводился анализ литературы, опыта применения генеративных нейросетей в обучении специалистов библиотечного дела. Здесь же выделен дидактически потенциал средств информатизации для развития системного мышления: работа с ресурсами сети Интернет, виртуальное манипулирование, создание (конструирование) сложных объектов из простейших функциональных элементов.
Определены виды учебной и профессиональной деятельности, где будущий библиотекарь сможет применить сервисы, функционирующие на базе ИИ, например для автоматизации поиска информации, обработки больших массивов данных, улучшения обслуживания пользователей.
Изучены и проанализированы сервисы и платформы, осуществляющие генерацию различного контента (текстов, изображений, таблиц, моделей, презентаций).
Выполнена адаптация методики А. В. Панова, М. А. Федоровой под специфику обучения студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. В частности, сформулированы 70 вопросов для контрольной работы. Приведем примеры вопросов по каждому критерию (A, B, C, D, E, F, G), описанному ранее.
A. Выберите из предложенных далее вариантов те, которые представляют запись числа в позиционной систем счисления.
B. Расположите элементы, которые можно обрабатывать в текстовом редакторе, в правильном порядке (символ, текст, слово, строка, страница, абзац).
C. К какому виду алгоритмов библиотечно-информационной деятельности можно отнести алгоритм, схема которого представлена далее?
D. Какие цифровые технологии (перечисляются в вариантах ответа) могут способствовать самообразованию библиотекаря?
E. Какой принцип саморазвития характерен для современного информационного общества? Варианты ответов: образование в течение всей жизни, одно образование на всю жизнь, теоретические знания без практического применения, единообразие форм и методов обучения и развития.
F. Приведите таблицы истинности для логических операций «И», «ИЛИ», «НЕ».
G. Дана формула, составленная в электронной таблице. Что произойдет, если изменится значение в одной из ячеек, адрес которой используется в записи формулы? Каждому студенту предлагался фрагмент (изображение) электронной таблицы.
По результатам диагностической работы были сформированы контрольная и экспериментальная группы.
Досистемный (от 0 до 20 баллов) – студент для поддержки деятельности применяет то цифровое средство, которое ему посоветуют. Не задумывается о рисках, проблемах информационной безопасности. Он допускает грубые ошибки при выборе функций и инструментов технологии для анализа элементов системы, выделения частного и общего, поддержки принятия решений и рефлексии.
Эмпирико-системный (от 21 до 40 баллов) – студент для поддержки библиотечно-информационной деятельности использует только привычные, хорошо изученные цифровые инструменты.
Интегративно-системный (от 41 до 60 баллов) – студент допускает одну-две негрубые ошибки при использовании средства информатизации для анализа элементов системы, выделения частного и общего, поддержки принятия решений и рефлексии.
Конструктивно-системный (от 61 до 70 баллов) – студент осознанно выбирает цифровой инструмент для поддержки библиотечно-информационной деятельности. Понимает все риски, проблемы этики и обеспечения безопасности данных. Самостоятельно и безошибочно применяет средство информатизации для глубокого анализа фактов, последовательности, детализации, поддержки принятия решений и рефлексии.
На втором этапе исследования студенты изучали материалы дисциплины и использовали сервисы генеративного контента в соответствии с идеями методического подхода, описанного ранее. Включение сервисов, функционирующих на базе ИИ, в обучение участников контрольной группы специальным образом не организовывалось. Приведем пример практического задания, которое студенты выполняли на занятиях дисциплины:
- разработать макет буклета;
- разместить в соответствующем электронном ресурсе информацию, что такое буклет, требования к созданию буклета, правила оформления, рекомендации по выбору изобразительных средств, шрифта и цветовой гаммы;
- описать ситуации будущей профессиональной деятельности, в которых можно использовать созданный макет.
На фиксирующей стадии ОЭР еще раз проводилась контрольная работа, содержащая 70 заданий, сконструированных с учетом положений методики диагностики. В таблице представлены результаты анализа уровней системного мышления студентов до и после изучения генеративных нейросетей.
Уровень системного мышления с студентов
|
Уровень |
Группы |
|||
|
Экспериментальная группа (42 студента) |
Контрольная группа (42 студента) |
|||
|
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
|
|
Досистемный |
29% (12) |
12% (5) |
26% (11) |
24% (10) |
|
Эмпирико-системный |
36% (15) |
19% (8) |
38% (16) |
36% (15) |
|
Интегративно-системный |
29% (12) |
48% (20) |
29% (12) |
33% (14) |
|
Конструктивно-системный |
7% (3) |
21% (9) |
7% (3) |
7% (3) |
Для α = 0,05 по таблицам распределения χ2крит равно 7,815. Таким образом, получаем: χ2набл.1 < χ2крит (0,076 < 7,815), а χ2набл. 2 > χ2крит (10,660 > 7,815). Следовательно, изменения в уровнях системного мышления не являются случайными.
Заключение / Conclusion
Результаты исследования позволили выявить следующие особенности применения генеративных нейросетей в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность для развития их системного мышления:
1) необходимо создавать условия для понимания обучающимися социальной важности профессии, развития творческого отношения к труду, освоения научно-критической деятельности;
2) сочетание теории (фундаментальных понятий, явлений и процессов) и практики информационного взаимодействия при изучении сервисов, функционирующих на базе ИИ;
3) принимаемые и получаемые знания должны быть из области как информационных технологий, так и экономики, менеджмента, этики библиотечного дела;
4) изучение технологии ИИ должно находиться в тесной взаимосвязи с изучением других информационных технологий общего назначения (обработки текстов, графических изображений, электронных таблиц, баз данных);
5) информирование студентов о рисках, этических проблемах включения ИИ в учебную и трудовую деятельность и последующее обсуждение этих аспектов на этапе рефлексии;
6) при формулировании системы заданий следует учитывать проблемы современных библиотек (ограниченность человеческих ресурсов, необходимость обработки огромного объема данных и неудовлетворительные системы поиска информации).
Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования программ системы профессиональной и дополнительной профессиональной подготовки специалистов библиотечного дела, реализуемых на базе ОГИК.

Vladimir V. Matveev