Full text

Введение / Introduction

 

В современных реалиях ухудшения социально-экономического положения некоторых российских регионов на первый план выходит проблематика создания благоприятных педагогических условий для реализации общего образования школьников на качественно высоком уровне, то есть не хуже, чем в других более развитых субъектах РФ.

Факторы недостаточного экономического развития, например низкий уровень бюджетных доходов некоторых регионов, приводят к ограниченному финансированию образовательных учреждений, что сказывается на заработной плате учителей, материальном оснащении школ, закупке учебных принадлежностей и организации внеурочной деятельности. Д. В. Янькин [1] полагает, что многие школы в таких регионах находятся в ветхом состоянии, нуждаются в капитальном ремонте и не соответствуют современным требованиям, то есть не хватает современного оборудования, лабораторий, компьютерных классов. Бедность и безработица в семьях приводят к тому, что дети вынуждены рано начинать работать, не уделяют должного внимания учебе или бросают школу. Недостаток питания и плохие жилищные условия также негативно влияют на успеваемость школьников. Ограниченные возможности трудоустройства, отсутствие перспектив профессионального развития и карьерного роста после окончания школы также снижают мотивацию к учебе.

Среди социальных детерминант следует назвать, в частности, дефицит квалифицированных кадров в менее развитых регионах страны. Низкая заработная плата и сложные условия работы отпугивают молодых специалистов, что приводит к нехватке учителей, особенно в сельской местности. Часто учителя работают на несколько ставок, что сказывается на качестве преподавания. Жители отдаленных и сельских районов имеют меньше возможностей для получения качественного образования, чем жители городов. Закрываются малокомплектные школы, что затрудняет доступ к образованию. Ограниченные возможности для культурного и интеллектуального развития, отсутствие доступа к информации и современным технологиям приводят к социальной депривации и снижают образовательный потенциал детей. В социально-экономически не развитых регионах чаще встречаются неблагополучные семьи, где родители не уделяют должного внимания воспитанию и образованию детей. В некоторых субъектах РФ, особенно в национальных республиках, дети испытывают трудности с обучением на русском языке, что снижает их успеваемость. С точки зрения З. Б. Ефловой [2], важен также и аспект, связанный с недостатком развития непрерывного образования педагогов в социально не развитых регионах, что ухудшает педагогические условия и, как результат, качество школьного образования детей.

В социально-экономически не развитых регионах России недостаточная координация между различными уровнями управления, отсутствие четкой стратегии развития общего образования и неэффективное использование ресурсов приводят к ухудшению педагогических условий в обеспечении высокого качества общего образования. По мнению Е. И. Донцовой [3], в совокупности перечисленные выше факторы приводят к следующим негативным последствиям:

– низкая успеваемость школьников (учащиеся из социально-экономически не развитых регионов показывают более низкие результаты на ЕГЭ и других экзаменах);

– низкий уровень образования населения и недостаточное образование препятствуют экономическому развитию региона;

– социальная напряженность (неравенство в доступе к качественному образованию приводит к социальной напряженности и увеличивает разрыв между богатыми и бедными регионами);

– утечка кадров (молодые и образованные люди покидают социально-экономически не развитые регионы в поисках лучших возможностей).

Л. В. Килимова [4] считает, что решение обозначенных проблем для создания более комфортных и благоприятных педагогических условий видится в следующем:

– увеличение финансирования системы образования в социально-экономически не развитых регионах России;

– модернизация инфраструктуры образовательных учреждений;

– привлечение и удержание квалифицированных кадров;

– обеспечение равного доступа к качественному образованию;

– развитие системы дистанционного обучения;

– совершенствование системы управления образованием;

– поддержка неблагополучных семей;

– развитие экономики региона.

Для решения проблем необходим комплексный подход, который учитывал бы специфические особенности каждого региона и был бы направлен на устранение причин, препятствующих развитию системы общего образования. Необходимо тесное сотрудничество между органами власти, образовательными учреждениями, бизнесом и школьными образовательными организациями.

Цель исследования – проанализировать педагогические условия обеспечения качества общего образования в таких социально-экономически не развитых регионах России, как Еврейская автономная область, Республика Тыва и Республика Ингушетия.

Задачи работы: изучить суть и содержание термина «педагогические условия обеспечения качества общего образования»; проанализировать динамику показателей, характеризующих педагогические условия обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах России; установить наличие либо же отсутствие регрессионной зависимости между численностью обучающихся на одного педагогического работника и качеством общего образования; выявить зависимость качества обучения школьников от состояния инфраструктуры школ, требующих капитального ремонта.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В современной педагогической науке уже можно встретить некоторые публикации и исследования по проблеме организации педагогических условий в обеспечении качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах. В частности, профессор Е. С. Гришина [5] отмечает, что недостаточное финансирование школьного образования в социально-экономически не развитых субъектах РФ не просто лишает большую часть учителей страны достойной зарплаты, оно уводит само образование с современного уровня развития по всем направлениям его деятельности. Проблема несовременности образования в регионах с ограниченным финансированием актуальна и требует внимания общества и государства, ее игнорирование приводит к невозможности всей системы образования реализовать как социальный, так и государственный заказы. Начало этому могут положить конкретные действия по увеличению финансирования школьного образования, с одной стороны, и увеличению финансирования профессиональной подготовки учителей, с другой стороны.

Доктор педагогических наук А. В. Золотарева [6] подробно раскрывает понятие школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, понимая под данным термином школы, обладающие рядом показателей социально-экономического неблагополучия, ресурсного дефицита, приводящего к отсутствию должных педагогических условий для обеспечения высокого качества общего образования в конкретном субъекте РФ.

Кандидат педагогических наук Г. В. Куприянова [7] отмечает, что одной из важнейших мер, направленных на повышение качества образования в социально-экономически не развитых регионах России, является деятельность по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школ. В контексте сопровождения профессионального развития педагогов в международной практике модель эффективной школы тесно связана с идеей встроенного повышения квалификации учителей как ключевого педагогического условия обеспечения высокого качества общего образования в «трудных» регионах.

Профессор Л. Ю. Коростелева [8], проанализировав сферу образования 16 малых городов, приходит к выводу, что качеству образования на недостаточно социально-экономически развитых территориях уделяется явно мало внимания. В территориально-пространственном развитии системы школьного образования это приводит к регрессу территорий, оттоку молодежи в крупные города и региональные центры, потере человеческого капитала и обезлюдиванию территорий. Общеизвестно, что экономика нуждается в квалифицированных кадрах и она же преимущественно влияет на подготовку таких кадров, в том числе определяя материальную базу сферы общего образования, ее объем и выделяя те или иные приоритетные направления, необходимые для социально-экономического развития. При этом современное состояние созданных педагогических условий в малых городах России, с ограниченными возможностями рынка труда и ресурсной базой, провоцирует миграцию молодежи в большие города в поисках работы или с целью получения образования.

О. О. Мартыненко [9] отмечает, что благоприятные педагогические условия обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах России должны обязательно сопровождаться не просто принятием, а постоянной «настройкой» и актуализацией системы мер поддержки на основе мониторинга, разработки и внедрения в практику инструментов планирования, прогнозирования и гармонизации региональной системы воспроизводства педагогических кадров на основе анализа перспективных кадровых потребностей системы общего образования.

В зарубежной литературе, например, М. Данн [10] отмечает, что в бедных странах Африки правительства часто не могут выделять достаточно средств на образование, что приводит к дефициту в финансировании школ, зарплате учителей, учебных материалов и инфраструктуры. Недостаток инвестиций приводит к нехватке учреждений образования, что ограничивает доступ к интеллектуальному развитию для многих детей. Переполненные классы также снижают качество обучения африканских школьников.

С. Тхакур [11] указывает, что в Индии школы часто находятся в плохом состоянии, не имеют адекватного отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Отсутствуют современные учебные пособия, компьютеры и доступ к Интернету. Как результат – для детей не создано должных педагогических условий и качество образования находится на низком уровне.

С точки зрения Д. Кумар [12], в социально-экономически не развитых странах дети из бедных семей часто страдают от недоедания и плохого здоровья, что негативно сказывается на их когнитивных способностях, концентрации внимания и успеваемости. В условиях бедности ученики часто вынуждены работать, чтобы помочь семье, что приводит к пропускам занятий или полному прекращению обучения. Помимо всего прочего, отсутствие доступа к качественному медицинскому обслуживанию и профилактике заболеваний также влияет на посещаемость и успеваемость детей.

А. К. Юсуфзай [13] отмечает, что в Пакистане низкая оплата труда и неблагоприятные условия отталкивают учителей от работы. Отсутствие качественных программ подготовки и повышения квалификации учителей приводит к низкому уровню их профессиональных навыков. Высокая текучесть кадров в школах создает нестабильность и негативно сказывается на качестве обучения детей всех возрастов.

С точки зрения Ц. Ван [14], в неразвитых регионах и странах школы закрываются, что приводит к перемещению населения и лишает детей возможности учиться. Коррупция в системе образования приводит к неэффективному использованию средств и ухудшению качества образования. Дискриминация по признаку пола, этнической принадлежности или социального статуса ограничивает доступ к образованию для определенных групп населения. Неблагоприятные педагогические условия образования приводят к низкому уровню грамотности и знаний среди населения. Люди с низким уровнем образования имеют меньше возможностей для трудоустройства и повышения своего уровня жизни. Неравный доступ к качественному образованию усугубляет социальное неравенство и создает порочный круг бедности.

Понятие «педагогические условия» в обеспечении качества общего образования изучается многими авторами. А. В. Ипатов [15] в данное понятие включает совокупность взаимосвязанных мер, обстоятельств, возможностей образовательной среды, целенаправленно создаваемых в образовательном процессе и влияющих на повышение качества образования. По мнению И. В. Кольцова [16], это специально организованные обстоятельства образовательного процесса, нацеленные на то, чтобы развить интеллект и умственные способностей учеников.

В. О. Кондакова [17] считает, чтопедагогические условия способствуют достижению определенного уровня образовательных результатов у обучающихся и при нормальных факторах школьной среды качество обучения может быть весьма высоким.

С точки зрения О. Е. Пиньковой [18], данные условия создаются для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности, нацеленности на результат и достижения поставленных задач.

А. Г. Бобровская [19] считает, что педагогические условия охватывают все аспекты образовательной деятельности, а также взаимоотношения представителей образовательного учреждения с родителями и другими организациями.

С позиции взглядов О. Э. Егиазарян [20] педагогические условия включают содержание образовательной инфраструктуры, методы и формы обучения, организацию образовательного процесса, материально-техническое обеспечение, взаимодействие школы с семьей и многое другое.

М. Е. Игнатенко [21] включает в список педагогических условий умение находить индивидуальный подход к каждому ученику, создавать благоприятную образовательную среду, эффективно управлять классом, а также понимание возрастных особенностей детей, умение решать конфликтные ситуации.

С. Н. Коваленко [22] относит к педагогическим условиям следующие показатели:

– численность обучающихся на одного педагогического работника;

– удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта;

– число организаций общего образования в регионе;

– квалификация учителей, владение современными методиками и технологиями обучения.

Л. С. Расчетов [23] считает, что педагогические условия неразрывно связаны с созданием безопасной и комфортной образовательной атмосферы, снижением уровня тревожности и стресса, предотвращением буллинга и насилия, формированием чувства принадлежности к школьному сообществу.

По мнению Л. А. Турчиной [24], благоприятной образовательной атмосфере способствуют развитие школьной инфраструктуры (современное оборудование, лаборатории, спортивные залы, библиотеки, доступ к информационным ресурсам); эффективное управление образовательным процессом, четкое планирование (разработка образовательных программ, соответствующих требованиям ФГОС и потребностям учащихся); эффективная организация образовательного процесса (оптимизация расписания, создание условий для индивидуальной работы с учащимися) и другие педагогические условия.

В связи с вышесказанным совершенствование социально-экономического положения отдельно взятых регионов является необходимым условием для улучшения педагогических условий и качества образования. Требуются комплексные меры, направленные на увеличение финансирования образования, улучшение условий жизни и здоровья населения, повышение квалификации учителей.  Инвестиции в образование являются инвестициями в будущее страны и ее населения, что прямо отражается не только на качестве общего обучения граждан, но и на развитии государства в целом.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы при описании педагогических условий обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах; общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение); количественные методы (ориентированы на сбор и анализ числовых данных, статистический анализ, математический расчет, сравнение в абсолютных и относительных величинах); качественные методы (описание и интерпретация свойств и характеристик объекта исследования; объектом являются педагогические условия).

Для получения актуальных сведений о педагогических условиях общего образования в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия использованы статистические данные с официального сайта Министерства просвещения Российской Федерации о состоянии общего образования в данных регионах [25], а также информация с сайтов министерств и ведомств данных субъектов РФ, уполномоченных по вопросам общего образования детей и оценки качества образования: это Департамент образования Еврейской автономной области [26], Министерство образования и науки Республики Тыва [27], Министерство образования и науки Республики Ингушетия [28], Центр оценки качества образования Еврейской автономной области [29].

Оценка статистических данных проводилась с помощью метода регрессии, представляющего собой ценный инструмент для понимания сложных взаимосвязей в образовании и принятия обоснованных решений по улучшению образовательного процесса. Метод регрессии – это статистический метод, используемый для моделирования взаимосвязи между зависимой переменной (качество образования) и одной или несколькими независимыми переменными (педагогические условия). Цель метода заключается в том, чтобы оценить значение зависимой переменной на основе значений независимых переменных, а также определить возможность существования влияния между несколькими переменными. Регрессионные модели предоставляют возможность интерпретировать взаимосвязь между переменными, что делает их полезными для понимания механизмов, лежащих в основе данных. Регрессионный анализ проводился в программе Microsoft Excel с помощью ввода данных и автоматизированного программного вычисления.

Базой исследования выступили общие показатели, характеризующие педагогические условия и качество общего образования в таких социально-экономически не развитых регионах России, как Еврейская автономная область, Республика Тыва и Республика Ингушетия. Данные регионы были выбраны на основании рейтинга социально-экономически не развитых субъектов РФ за 2024 год, в котором обозначенные территории находятся на последнем месте [30].

 

Результаты исследования / Research results

 

Анализ педагогических условий обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах России, а именно в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия, предлагается провести посредством оценки таких важных индикаторов, о которых говорится в докладах и отчетах Минпросвещения России, как численность обучающихся на одного педагогического работника, удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, и число организаций общего образования. Безусловно, данные характеристики не являются исчерпывающими для оценки педагогических условий в регионах, но все же они довольно полно и объективно отражают в целом текущую картину и текущее состояние созданного в субъектах РФ положения для реализации системы общего образования школьников, что представлено в табл. 1.

Таблица 1

Динамика показателей, характеризующих педагогические условия
обеспечения качества общего образования в социально-экономически
не развитых регионах России

 

Педагогические условия

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

Еврейская автономная область

Численность обучающихся на одного педагогического работника, чел./чел.

12,10

14,50

15,00

15,00

14,76

Удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, %

56,70

58,10

62,40

67,74

67,74

Всего организаций общего образования, ед.

63

63

63

63

63

Республика Тыва

Численность обучающихся на одного педагогического работника, чел./чел.

9,80

7,60

9,80

10,00

10,31

Удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, %

54,50

60,40

60,40

70,76

70,76

Всего организаций общего образования, ед.

175

175

172

171

171

Республика Ингушетия

Численность обучающихся на одного педагогического работника, чел./чел.

6,70

10,20

11,20

11,41

11,41

Удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, %

28,50

28,50

32,10

36,24

36,24

Всего организаций общего образования, ед.

149

149

149

149

149

Из представленных в табл. 1 данных видно, что по всем регионам наблюдается тенденция к ухудшению педагогических условий обеспечения качества общего образования. В частности, в Еврейской автономной области численность обучающихся на одного педагогического работника выросла за последние пять лет на 2,66 чел./чел., или на 21,98%, в Республике Тыва – на 0,51 чел./чел., или на 5,20%, а в Республике Ингушетия – на 4,71 чел./чел., или на 70,30%.

Негативным моментом является увеличение в динамике за пять лет удельного веса помещений школ, требующих капитального ремонта. При этом в целом капитальный ремонт может улучшить физическую среду, обновить инфраструктуру и создать более благоприятную атмосферу для обучения, что положительно скажется на успеваемости и развитии учеников. Обветшалые здания с протекающими крышами, плохой вентиляцией, неработающими системами отопления или кондиционирования создают некомфортную и небезопасную среду для обучения, что отвлекает учеников и учителей, а также приводит к проблемам со здоровьем обучающихся.

В Еврейской автономной области удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, вырос на 11,04%, в Республике Тыва – на 16,26%, а в Республике Ингушетия – на 7,74%. В среднем по России индикатор находится на уровне около 35%. Соответственно, речь идет о том, что социально-экономическая неразвитость регионов не позволяет им в силу недостаточной финансовой, трудовой и другой ресурсной обеспеченности осуществить комплексный капитальный ремонт организаций общего образования (школ).

Логично говорить о том, что обозначенные «негативные» педагогические условия не могут положительно влиять на качество образования, что проявляется в ухудшении динамики некоторых показателей успеваемости школьников в данных регионах, что представлено в табл. 2.

Таблица 2

Динамика показателей, характеризующих качество общего образования
в социально-экономически не развитых регионах России

 

Качество образования

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

Удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся, %

Еврейская автономная область

7,12

7,20

9,30

9,60

10,80

Республика Тыва

2,10

3,20

4,10

3,96

5,10

Республика Ингушетия

6,70

5,40

6,80

7,80

9,20

Удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по математике по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся, %

Еврейская автономная область

8,70

9,20

11,20

12,10

12,70

Республика Тыва

15,60

17,90

18,73

35,92

35,92

Республика Ингушетия

14,50

16,70

15,40

17,80

19,20

 

Из представленных в табл. 2 данных видно, что в рассматриваемых социально-экономически не развитых регионах наблюдается тенденция к росту числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ, что самым неблагоприятным образом характеризует текущую ситуацию с качеством общего образования в данных регионах.

В рамках исследования нами установлена практически прямая регрессионная зависимость между педагогическим условиями и качеством образования в регионах, что представлено в табл. 3. В данной таблице установлена прямая положительная регрессионная зависимость, при которой при ухудшении педагогических условий (в данном случае при росте нагрузки на одного педагогического работника школы – учителя) увеличивается число обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ.

Установлено, что при ухудшении ситуации ежегодно хотя бы на 1% (14,76 + 1% = 14,91, и аналогично остальные показатели) к 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Еврейской автономной области, составит 17,52% по русскому языку и 17,52% по математике, то есть увеличение на 6,72% и 4,82% в сравнении с 2024 годом соответственно. К 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Республике Тыва, составит 12,07% по русскому языку и 45,88% по математике, то есть увеличение на 6,97% и 9,96% в сравнении с 2024 годом. К 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Республике Ингушетия, составит 12,75% по русскому языку и 22,49% по математике, то есть увеличение на 3,55% и 3,29%.

Таблица 3

Регрессионная зависимость между численностью обучающихся
на одного педагогического работника и качеством общего образования
в социально-экономически не развитых регионах России

 

Период

Численность обучающихся на одного педагогического работника, чел./чел.

Удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся, %

Удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по математике по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся, %

ЕАО

РТ

РИ

ЕАО

РТ

РИ

ЕАО

РТ

РИ

2020 год

12,10

9,80

6,70

7,12

2,10

6,70

8,70

15,60

14,50

2021 год

14,50

7,60

10,20

7,20

3,20

5,40

9,20

17,90

16,70

2022 год

15,00

9,80

11,20

9,30

4,10

6,80

11,20

18,73

15,40

2023 год

15,00

10,00

11,41

9,60

3,96

7,80

12,10

35,92

17,80

2024 год

14,76

10,31

11,41

10,80

5,10

9,20

12,70

35,92

19,20

2025 год (прогноз)

14,91

10,41

11,52

17,37

12,00

12,62

17,37

45,14

22,24

2026 год (прогноз)

15,06

10,52

11,64

17,44

12,03

12,69

17,44

45,51

22,36

2027 год (прогноз)

15,21

10,62

11,76

17,52

12,07

12,75

17,52

45,88

22,49

Абсолютные изменения, 2027 год к 2024 году

0,45

0,31

0,35

6,72

6,97

3,55

4,82

9,96

3,29

Относительные изменения 2027 год к 2024 году, %

3,03

3,03

3,03

62,20

136,73

38,61

37,93

27,74

17,11

 

В данной таблице установлена прямая положительная регрессионная зависимость, при которой при ухудшении педагогических условий (в данном случае при росте нагрузки на одного педагогического работника школы – учителя) увеличивается число обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ.

Установлено, что при ухудшении ситуации ежегодно хотя бы на 1% (14,76 + 1% = 14,91, и аналогично остальные показатели) к 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Еврейской автономной области, составит 17,52% по русскому языку и 17,52% по математике, то есть увеличение на 6,72% и 4,82% в сравнении с 2024 годом соответственно. К 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Республике Тыва, составит 12,07% по русскому языку и 45,88% по математике, то есть увеличение на 6,97% и 9,96% в сравнении с 2024 годом. К 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Республике Ингушетия, составит 12,75% по русскому языку и 22,49% по математике, то есть увеличение на 3,55% и 3,29%.

Полагаем, совершенно недопустимым является рост нагрузки на учителей, поскольку это существенно ухудшает показатели качества общего образования в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия.

Аналогичная ситуация наблюдается также и с таким условием обеспечения качественного образования, как удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта. Данный индикатор прямо влияет на качество обучения школьников, и при росте числа школ, требующих капремонта, ухудшается качество успеваемости школьников, что представлено на рисунке.

 

Динамика зависимости качества обучения школьников от состояния инфраструктуры школ,
требующих капитального ремонта, в Еврейской автономной области, %

 

Из данного рисунка видно, что при ухудшении ситуации с капитальным ремонтом школ в Еврейской автономной области на 11,04% изношенности за пять лет удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся вырос на 3,68% и составил в 2024 году 10,80%, а по математике на 4,00% и составил 12,70%. Качество образования ухудшилось с ухудшением такого педагогического условия, как инфраструктурная обеспеченность общего образования в регионе.

 

Заключение / Conclusion

 

Анализ педагогических условий обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах России на примере Еврейской автономной области, Республики Тыва и Республики Ингушетия показал, что при таких неблагоприятных педагогических условиях, как рост численности обучающихся на одного педагогического работника и увеличение удельного веса помещений школ, требующих капитального ремонта, наблюдается тенденция к ухудшению такого индикатора качества общего образования в данных субъектах, как удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся.

Численность обучающихся на одного педагогического работника выступает важнейшим индикатором социального развития региона, поскольку отражает текущую ситуацию с кадрами и занятостью в субъекте РФ. Здесь логично говорить о том, что социально не развитые регионы испытывают трудности с кадровой обеспеченностью и загрузка учителей учениками становится выше. При росте числа обучающихся на одного учителя происходит увеличение нагрузки на него. Перегруженные учителя испытывают хроническую усталость, что приводит к снижению их энергии и энтузиазма в работе. Выгорание может привести к безразличию к ученикам и формальному подходу к преподаванию. При высокой нагрузке у учителей остается мало времени на качественную подготовку к урокам, разработку интересных и эффективных материалов, а также на индивидуальную работу с учениками. Уставшие и перегруженные учителя менее склонны к творческому подходу в преподавании и поиску новых методов обучения. Нехватка времени приводит к поверхностной проверке работ учеников и формальной оценке знаний, без глубокого анализа ошибок и индивидуальной обратной связи. Перегруженные учителя физически не могут уделять достаточно времени каждому ученику, чтобы понять его индивидуальные потребности и проблемы. Из-за высокой нагрузки учителя не замечают проблем в усвоении материала у отдельных учеников, что приводит к их отставанию. У учителей не остается времени на дополнительные занятия с отстающими учениками или на индивидуальную работу с талантливыми детьми. Такие педагоги школы более раздражительны и могут проявлять нетерпение по отношению к ученикам, что негативно влияет на атмосферу в классе. Если ученики чувствуют, что учитель не заинтересован в их успехах, это снижает мотивацию к учебе.

Удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, выступает экономически значимым показателем. Соответственно, регионы с бюджетной недостаточностью физически не способны осуществлять своевременный капитальный ремонт учреждений общего образования. Как результат, некачественная школьная инфраструктура также отражается на качестве обучения детей. Обветшалые здания с протекающими крышами, плохой вентиляцией, неработающими системами отопления или кондиционирования создают некомфортную и небезопасную среду для обучения, что отвлекает и учеников, и учителей, а также приводит к проблемам со здоровьем. Отсутствие современного оборудования, лабораторий, библиотек и спортивных сооружений ограничивает возможности для практического обучения и развития. Обшарпанные стены, старая мебель и в целом неблагоприятный внешний вид школы создают у учеников ощущение пренебрежения и нежелания учиться. Отсутствие современных технологий, таких как компьютеры, интерактивные доски и доступ к Интернету, затрудняет использование инновационных методов обучения и подготовки учеников к современному миру. Учителя неотремонтированных школ могут быть менее мотивированы работать в таких зданиях с плохими условиями, что приводит к текучести кадров, нехватке квалифицированных специалистов и снижает качество обучения детей.

Таким образом, в социально-экономически не развитых регионах России, а именно в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия, необходимо создать следующие педагогические условия для обеспечения высокого качества общего образования:

– снизить численность обучающихся на одного педагогического работника за счет трудоустройства новых высококвалифицированных педагогических кадров;

– провести капитальный ремонт школ и снизить удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта;

– создать благоприятную и поддерживающую среду (атмосфера в классе должна быть безопасной, уважительной и поощряющей, важно, чтобы ученики чувствовали себя комфортно, выражая свое мнение, задавая вопросы и делясь своими идеями);

– использовать индивидуальный подход (учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей каждого ученика, разработка индивидуальных образовательных траекторий, дифференцированные задания, использование различных стилей обучения);

– использовать интерактивные методы обучения, такие как проектная работа, групповые дискуссии, ролевые игры, дебаты и исследования (помогает вовлечь учеников в процесс обучения и сделать его более интересным и запоминающимся);

– осуществить связь изучаемого материала с реальными ситуациями и проблемами, с которыми ученики могут столкнуться в жизни (помогает понять практическую ценность знаний и повышает мотивацию к обучению);

– использовать поощрение и признание (похвала, позитивная обратная связь и признание достижений учеников, создание системы поощрений и наград за успехи в учебе и внеурочной деятельности);

– обеспечение педагогам возможностей для непрерывного повышения квалификации, обучения новым методикам и технологиям, обмена опытом с коллегами;

– создание системы поддержки и наставничества для молодых педагогов, а также для тех, кто испытывает трудности в работе;

– организация семинаров, конференций, тренингов и других мероприятий, направленных на обмен опытом и создание профессионального сообщества педагогов;

– регулярная оценка деятельности педагогов с предоставлением конструктивной обратной связи, направленной на улучшение их работы;

– создание привлекательных условий работы для талантливых педагогов, в том числе достойная оплата труда, социальные гарантии и возможности для карьерного роста.

Создание перечисленных педагогических условий требует совместных усилий со стороны учителей, администрации школ, родителей, органов управления образованием и общества в целом. Только при комплексном подходе можно добиться существенного улучшения качества обучения и подготовить учеников к успешной жизни в современном мире.