Введение / Introduction
В современных реалиях ухудшения социально-экономического положения некоторых российских регионов на первый план выходит проблематика создания благоприятных педагогических условий для реализации общего образования школьников на качественно высоком уровне, то есть не хуже, чем в других более развитых субъектах РФ.
Факторы недостаточного экономического развития, например низкий уровень бюджетных доходов некоторых регионов, приводят к ограниченному финансированию образовательных учреждений, что сказывается на заработной плате учителей, материальном оснащении школ, закупке учебных принадлежностей и организации внеурочной деятельности. Д. В. Янькин [1] полагает, что многие школы в таких регионах находятся в ветхом состоянии, нуждаются в капитальном ремонте и не соответствуют современным требованиям, то есть не хватает современного оборудования, лабораторий, компьютерных классов. Бедность и безработица в семьях приводят к тому, что дети вынуждены рано начинать работать, не уделяют должного внимания учебе или бросают школу. Недостаток питания и плохие жилищные условия также негативно влияют на успеваемость школьников. Ограниченные возможности трудоустройства, отсутствие перспектив профессионального развития и карьерного роста после окончания школы также снижают мотивацию к учебе.
Среди социальных детерминант следует назвать, в частности, дефицит квалифицированных кадров в менее развитых регионах страны. Низкая заработная плата и сложные условия работы отпугивают молодых специалистов, что приводит к нехватке учителей, особенно в сельской местности. Часто учителя работают на несколько ставок, что сказывается на качестве преподавания. Жители отдаленных и сельских районов имеют меньше возможностей для получения качественного образования, чем жители городов. Закрываются малокомплектные школы, что затрудняет доступ к образованию. Ограниченные возможности для культурного и интеллектуального развития, отсутствие доступа к информации и современным технологиям приводят к социальной депривации и снижают образовательный потенциал детей. В социально-экономически не развитых регионах чаще встречаются неблагополучные семьи, где родители не уделяют должного внимания воспитанию и образованию детей. В некоторых субъектах РФ, особенно в национальных республиках, дети испытывают трудности с обучением на русском языке, что снижает их успеваемость. С точки зрения З. Б. Ефловой [2], важен также и аспект, связанный с недостатком развития непрерывного образования педагогов в социально не развитых регионах, что ухудшает педагогические условия и, как результат, качество школьного образования детей.
В социально-экономически не развитых регионах России недостаточная координация между различными уровнями управления, отсутствие четкой стратегии развития общего образования и неэффективное использование ресурсов приводят к ухудшению педагогических условий в обеспечении высокого качества общего образования. По мнению Е. И. Донцовой [3], в совокупности перечисленные выше факторы приводят к следующим негативным последствиям:
– низкая успеваемость школьников (учащиеся из социально-экономически не развитых регионов показывают более низкие результаты на ЕГЭ и других экзаменах);
– низкий уровень образования населения и недостаточное образование препятствуют экономическому развитию региона;
– социальная напряженность (неравенство в доступе к качественному образованию приводит к социальной напряженности и увеличивает разрыв между богатыми и бедными регионами);
– утечка кадров (молодые и образованные люди покидают социально-экономически не развитые регионы в поисках лучших возможностей).
Л. В. Килимова [4] считает, что решение обозначенных проблем для создания более комфортных и благоприятных педагогических условий видится в следующем:
– увеличение финансирования системы образования в социально-экономически не развитых регионах России;
– модернизация инфраструктуры образовательных учреждений;
– привлечение и удержание квалифицированных кадров;
– обеспечение равного доступа к качественному образованию;
– развитие системы дистанционного обучения;
– совершенствование системы управления образованием;
– поддержка неблагополучных семей;
– развитие экономики региона.
Для решения проблем необходим комплексный подход, который учитывал бы специфические особенности каждого региона и был бы направлен на устранение причин, препятствующих развитию системы общего образования. Необходимо тесное сотрудничество между органами власти, образовательными учреждениями, бизнесом и школьными образовательными организациями.
Цель исследования – проанализировать педагогические условия обеспечения качества общего образования в таких социально-экономически не развитых регионах России, как Еврейская автономная область, Республика Тыва и Республика Ингушетия.
Задачи работы: изучить суть и содержание термина «педагогические условия обеспечения качества общего образования»; проанализировать динамику показателей, характеризующих педагогические условия обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах России; установить наличие либо же отсутствие регрессионной зависимости между численностью обучающихся на одного педагогического работника и качеством общего образования; выявить зависимость качества обучения школьников от состояния инфраструктуры школ, требующих капитального ремонта.
Обзор литературы / Literature review
В современной педагогической науке уже можно встретить некоторые публикации и исследования по проблеме организации педагогических условий в обеспечении качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах. В частности, профессор Е. С. Гришина [5] отмечает, что недостаточное финансирование школьного образования в социально-экономически не развитых субъектах РФ не просто лишает большую часть учителей страны достойной зарплаты, оно уводит само образование с современного уровня развития по всем направлениям его деятельности. Проблема несовременности образования в регионах с ограниченным финансированием актуальна и требует внимания общества и государства, ее игнорирование приводит к невозможности всей системы образования реализовать как социальный, так и государственный заказы. Начало этому могут положить конкретные действия по увеличению финансирования школьного образования, с одной стороны, и увеличению финансирования профессиональной подготовки учителей, с другой стороны.
Доктор педагогических наук А. В. Золотарева [6] подробно раскрывает понятие школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, понимая под данным термином школы, обладающие рядом показателей социально-экономического неблагополучия, ресурсного дефицита, приводящего к отсутствию должных педагогических условий для обеспечения высокого качества общего образования в конкретном субъекте РФ.
Кандидат педагогических наук Г. В. Куприянова [7] отмечает, что одной из важнейших мер, направленных на повышение качества образования в социально-экономически не развитых регионах России, является деятельность по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школ. В контексте сопровождения профессионального развития педагогов в международной практике модель эффективной школы тесно связана с идеей встроенного повышения квалификации учителей как ключевого педагогического условия обеспечения высокого качества общего образования в «трудных» регионах.
Профессор Л. Ю. Коростелева [8], проанализировав сферу образования 16 малых городов, приходит к выводу, что качеству образования на недостаточно социально-экономически развитых территориях уделяется явно мало внимания. В территориально-пространственном развитии системы школьного образования это приводит к регрессу территорий, оттоку молодежи в крупные города и региональные центры, потере человеческого капитала и обезлюдиванию территорий. Общеизвестно, что экономика нуждается в квалифицированных кадрах и она же преимущественно влияет на подготовку таких кадров, в том числе определяя материальную базу сферы общего образования, ее объем и выделяя те или иные приоритетные направления, необходимые для социально-экономического развития. При этом современное состояние созданных педагогических условий в малых городах России, с ограниченными возможностями рынка труда и ресурсной базой, провоцирует миграцию молодежи в большие города в поисках работы или с целью получения образования.
О. О. Мартыненко [9] отмечает, что благоприятные педагогические условия обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах России должны обязательно сопровождаться не просто принятием, а постоянной «настройкой» и актуализацией системы мер поддержки на основе мониторинга, разработки и внедрения в практику инструментов планирования, прогнозирования и гармонизации региональной системы воспроизводства педагогических кадров на основе анализа перспективных кадровых потребностей системы общего образования.
В зарубежной литературе, например, М. Данн [10] отмечает, что в бедных странах Африки правительства часто не могут выделять достаточно средств на образование, что приводит к дефициту в финансировании школ, зарплате учителей, учебных материалов и инфраструктуры. Недостаток инвестиций приводит к нехватке учреждений образования, что ограничивает доступ к интеллектуальному развитию для многих детей. Переполненные классы также снижают качество обучения африканских школьников.
С. Тхакур [11] указывает, что в Индии школы часто находятся в плохом состоянии, не имеют адекватного отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Отсутствуют современные учебные пособия, компьютеры и доступ к Интернету. Как результат – для детей не создано должных педагогических условий и качество образования находится на низком уровне.
С точки зрения Д. Кумар [12], в социально-экономически не развитых странах дети из бедных семей часто страдают от недоедания и плохого здоровья, что негативно сказывается на их когнитивных способностях, концентрации внимания и успеваемости. В условиях бедности ученики часто вынуждены работать, чтобы помочь семье, что приводит к пропускам занятий или полному прекращению обучения. Помимо всего прочего, отсутствие доступа к качественному медицинскому обслуживанию и профилактике заболеваний также влияет на посещаемость и успеваемость детей.
А. К. Юсуфзай [13] отмечает, что в Пакистане низкая оплата труда и неблагоприятные условия отталкивают учителей от работы. Отсутствие качественных программ подготовки и повышения квалификации учителей приводит к низкому уровню их профессиональных навыков. Высокая текучесть кадров в школах создает нестабильность и негативно сказывается на качестве обучения детей всех возрастов.
С точки зрения Ц. Ван [14], в неразвитых регионах и странах школы закрываются, что приводит к перемещению населения и лишает детей возможности учиться. Коррупция в системе образования приводит к неэффективному использованию средств и ухудшению качества образования. Дискриминация по признаку пола, этнической принадлежности или социального статуса ограничивает доступ к образованию для определенных групп населения. Неблагоприятные педагогические условия образования приводят к низкому уровню грамотности и знаний среди населения. Люди с низким уровнем образования имеют меньше возможностей для трудоустройства и повышения своего уровня жизни. Неравный доступ к качественному образованию усугубляет социальное неравенство и создает порочный круг бедности.
Понятие «педагогические условия» в обеспечении качества общего образования изучается многими авторами. А. В. Ипатов [15] в данное понятие включает совокупность взаимосвязанных мер, обстоятельств, возможностей образовательной среды, целенаправленно создаваемых в образовательном процессе и влияющих на повышение качества образования. По мнению И. В. Кольцова [16], это специально организованные обстоятельства образовательного процесса, нацеленные на то, чтобы развить интеллект и умственные способностей учеников.
В. О. Кондакова [17] считает, чтопедагогические условия способствуют достижению определенного уровня образовательных результатов у обучающихся и при нормальных факторах школьной среды качество обучения может быть весьма высоким.
С точки зрения О. Е. Пиньковой [18], данные условия создаются для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности, нацеленности на результат и достижения поставленных задач.
А. Г. Бобровская [19] считает, что педагогические условия охватывают все аспекты образовательной деятельности, а также взаимоотношения представителей образовательного учреждения с родителями и другими организациями.
С позиции взглядов О. Э. Егиазарян [20] педагогические условия включают содержание образовательной инфраструктуры, методы и формы обучения, организацию образовательного процесса, материально-техническое обеспечение, взаимодействие школы с семьей и многое другое.
М. Е. Игнатенко [21] включает в список педагогических условий умение находить индивидуальный подход к каждому ученику, создавать благоприятную образовательную среду, эффективно управлять классом, а также понимание возрастных особенностей детей, умение решать конфликтные ситуации.
С. Н. Коваленко [22] относит к педагогическим условиям следующие показатели:
– численность обучающихся на одного педагогического работника;
– удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта;
– число организаций общего образования в регионе;
– квалификация учителей, владение современными методиками и технологиями обучения.
Л. С. Расчетов [23] считает, что педагогические условия неразрывно связаны с созданием безопасной и комфортной образовательной атмосферы, снижением уровня тревожности и стресса, предотвращением буллинга и насилия, формированием чувства принадлежности к школьному сообществу.
По мнению Л. А. Турчиной [24], благоприятной образовательной атмосфере способствуют развитие школьной инфраструктуры (современное оборудование, лаборатории, спортивные залы, библиотеки, доступ к информационным ресурсам); эффективное управление образовательным процессом, четкое планирование (разработка образовательных программ, соответствующих требованиям ФГОС и потребностям учащихся); эффективная организация образовательного процесса (оптимизация расписания, создание условий для индивидуальной работы с учащимися) и другие педагогические условия.
В связи с вышесказанным совершенствование социально-экономического положения отдельно взятых регионов является необходимым условием для улучшения педагогических условий и качества образования. Требуются комплексные меры, направленные на увеличение финансирования образования, улучшение условий жизни и здоровья населения, повышение квалификации учителей. Инвестиции в образование являются инвестициями в будущее страны и ее населения, что прямо отражается не только на качестве общего обучения граждан, но и на развитии государства в целом.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы при описании педагогических условий обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах; общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение); количественные методы (ориентированы на сбор и анализ числовых данных, статистический анализ, математический расчет, сравнение в абсолютных и относительных величинах); качественные методы (описание и интерпретация свойств и характеристик объекта исследования; объектом являются педагогические условия).
Для получения актуальных сведений о педагогических условиях общего образования в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия использованы статистические данные с официального сайта Министерства просвещения Российской Федерации о состоянии общего образования в данных регионах [25], а также информация с сайтов министерств и ведомств данных субъектов РФ, уполномоченных по вопросам общего образования детей и оценки качества образования: это Департамент образования Еврейской автономной области [26], Министерство образования и науки Республики Тыва [27], Министерство образования и науки Республики Ингушетия [28], Центр оценки качества образования Еврейской автономной области [29].
Оценка статистических данных проводилась с помощью метода регрессии, представляющего собой ценный инструмент для понимания сложных взаимосвязей в образовании и принятия обоснованных решений по улучшению образовательного процесса. Метод регрессии – это статистический метод, используемый для моделирования взаимосвязи между зависимой переменной (качество образования) и одной или несколькими независимыми переменными (педагогические условия). Цель метода заключается в том, чтобы оценить значение зависимой переменной на основе значений независимых переменных, а также определить возможность существования влияния между несколькими переменными. Регрессионные модели предоставляют возможность интерпретировать взаимосвязь между переменными, что делает их полезными для понимания механизмов, лежащих в основе данных. Регрессионный анализ проводился в программе Microsoft Excel с помощью ввода данных и автоматизированного программного вычисления.
Базой исследования выступили общие показатели, характеризующие педагогические условия и качество общего образования в таких социально-экономически не развитых регионах России, как Еврейская автономная область, Республика Тыва и Республика Ингушетия. Данные регионы были выбраны на основании рейтинга социально-экономически не развитых субъектов РФ за 2024 год, в котором обозначенные территории находятся на последнем месте [30].
Результаты исследования / Research results
Анализ педагогических условий обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах России, а именно в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия, предлагается провести посредством оценки таких важных индикаторов, о которых говорится в докладах и отчетах Минпросвещения России, как численность обучающихся на одного педагогического работника, удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, и число организаций общего образования. Безусловно, данные характеристики не являются исчерпывающими для оценки педагогических условий в регионах, но все же они довольно полно и объективно отражают в целом текущую картину и текущее состояние созданного в субъектах РФ положения для реализации системы общего образования школьников, что представлено в табл. 1.
Таблица 1
Динамика показателей, характеризующих педагогические условия
обеспечения качества общего образования в социально-экономически
не развитых регионах России
|
Педагогические условия |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
|
Еврейская автономная область |
Численность обучающихся на одного педагогического работника, чел./чел. |
12,10 |
14,50 |
15,00 |
15,00 |
14,76 |
|
Удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, % |
56,70 |
58,10 |
62,40 |
67,74 |
67,74 |
|
|
Всего организаций общего образования, ед. |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
|
|
Республика Тыва |
Численность обучающихся на одного педагогического работника, чел./чел. |
9,80 |
7,60 |
9,80 |
10,00 |
10,31 |
|
Удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, % |
54,50 |
60,40 |
60,40 |
70,76 |
70,76 |
|
|
Всего организаций общего образования, ед. |
175 |
175 |
172 |
171 |
171 |
|
|
Республика Ингушетия |
Численность обучающихся на одного педагогического работника, чел./чел. |
6,70 |
10,20 |
11,20 |
11,41 |
11,41 |
|
Удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, % |
28,50 |
28,50 |
32,10 |
36,24 |
36,24 |
|
|
Всего организаций общего образования, ед. |
149 |
149 |
149 |
149 |
149 |
|
Из представленных в табл. 1 данных видно, что по всем регионам наблюдается тенденция к ухудшению педагогических условий обеспечения качества общего образования. В частности, в Еврейской автономной области численность обучающихся на одного педагогического работника выросла за последние пять лет на 2,66 чел./чел., или на 21,98%, в Республике Тыва – на 0,51 чел./чел., или на 5,20%, а в Республике Ингушетия – на 4,71 чел./чел., или на 70,30%.
Негативным моментом является увеличение в динамике за пять лет удельного веса помещений школ, требующих капитального ремонта. При этом в целом капитальный ремонт может улучшить физическую среду, обновить инфраструктуру и создать более благоприятную атмосферу для обучения, что положительно скажется на успеваемости и развитии учеников. Обветшалые здания с протекающими крышами, плохой вентиляцией, неработающими системами отопления или кондиционирования создают некомфортную и небезопасную среду для обучения, что отвлекает учеников и учителей, а также приводит к проблемам со здоровьем обучающихся.
В Еврейской автономной области удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, вырос на 11,04%, в Республике Тыва – на 16,26%, а в Республике Ингушетия – на 7,74%. В среднем по России индикатор находится на уровне около 35%. Соответственно, речь идет о том, что социально-экономическая неразвитость регионов не позволяет им в силу недостаточной финансовой, трудовой и другой ресурсной обеспеченности осуществить комплексный капитальный ремонт организаций общего образования (школ).
Логично говорить о том, что обозначенные «негативные» педагогические условия не могут положительно влиять на качество образования, что проявляется в ухудшении динамики некоторых показателей успеваемости школьников в данных регионах, что представлено в табл. 2.
Таблица 2
Динамика показателей, характеризующих качество общего образования
в социально-экономически не развитых регионах России
|
Качество образования |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
|
Удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся, % |
Еврейская автономная область |
7,12 |
7,20 |
9,30 |
9,60 |
10,80 |
|
Республика Тыва |
2,10 |
3,20 |
4,10 |
3,96 |
5,10 |
|
|
Республика Ингушетия |
6,70 |
5,40 |
6,80 |
7,80 |
9,20 |
|
|
Удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по математике по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся, % |
Еврейская автономная область |
8,70 |
9,20 |
11,20 |
12,10 |
12,70 |
|
Республика Тыва |
15,60 |
17,90 |
18,73 |
35,92 |
35,92 |
|
|
Республика Ингушетия |
14,50 |
16,70 |
15,40 |
17,80 |
19,20 |
|
Из представленных в табл. 2 данных видно, что в рассматриваемых социально-экономически не развитых регионах наблюдается тенденция к росту числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ, что самым неблагоприятным образом характеризует текущую ситуацию с качеством общего образования в данных регионах.
В рамках исследования нами установлена практически прямая регрессионная зависимость между педагогическим условиями и качеством образования в регионах, что представлено в табл. 3. В данной таблице установлена прямая положительная регрессионная зависимость, при которой при ухудшении педагогических условий (в данном случае при росте нагрузки на одного педагогического работника школы – учителя) увеличивается число обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ.
Установлено, что при ухудшении ситуации ежегодно хотя бы на 1% (14,76 + 1% = 14,91, и аналогично остальные показатели) к 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Еврейской автономной области, составит 17,52% по русскому языку и 17,52% по математике, то есть увеличение на 6,72% и 4,82% в сравнении с 2024 годом соответственно. К 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Республике Тыва, составит 12,07% по русскому языку и 45,88% по математике, то есть увеличение на 6,97% и 9,96% в сравнении с 2024 годом. К 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Республике Ингушетия, составит 12,75% по русскому языку и 22,49% по математике, то есть увеличение на 3,55% и 3,29%.
Таблица 3
Регрессионная зависимость между численностью обучающихся
на одного педагогического работника и качеством общего образования
в социально-экономически не развитых регионах России
|
Период |
Численность обучающихся на одного педагогического работника, чел./чел. |
Удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся, % |
Удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по математике по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся, % |
||||||
|
ЕАО |
РТ |
РИ |
ЕАО |
РТ |
РИ |
ЕАО |
РТ |
РИ |
|
|
2020 год |
12,10 |
9,80 |
6,70 |
7,12 |
2,10 |
6,70 |
8,70 |
15,60 |
14,50 |
|
2021 год |
14,50 |
7,60 |
10,20 |
7,20 |
3,20 |
5,40 |
9,20 |
17,90 |
16,70 |
|
2022 год |
15,00 |
9,80 |
11,20 |
9,30 |
4,10 |
6,80 |
11,20 |
18,73 |
15,40 |
|
2023 год |
15,00 |
10,00 |
11,41 |
9,60 |
3,96 |
7,80 |
12,10 |
35,92 |
17,80 |
|
2024 год |
14,76 |
10,31 |
11,41 |
10,80 |
5,10 |
9,20 |
12,70 |
35,92 |
19,20 |
|
2025 год (прогноз) |
14,91 |
10,41 |
11,52 |
17,37 |
12,00 |
12,62 |
17,37 |
45,14 |
22,24 |
|
2026 год (прогноз) |
15,06 |
10,52 |
11,64 |
17,44 |
12,03 |
12,69 |
17,44 |
45,51 |
22,36 |
|
2027 год (прогноз) |
15,21 |
10,62 |
11,76 |
17,52 |
12,07 |
12,75 |
17,52 |
45,88 |
22,49 |
|
Абсолютные изменения, 2027 год к 2024 году |
0,45 |
0,31 |
0,35 |
6,72 |
6,97 |
3,55 |
4,82 |
9,96 |
3,29 |
|
Относительные изменения 2027 год к 2024 году, % |
3,03 |
3,03 |
3,03 |
62,20 |
136,73 |
38,61 |
37,93 |
27,74 |
17,11 |
В данной таблице установлена прямая положительная регрессионная зависимость, при которой при ухудшении педагогических условий (в данном случае при росте нагрузки на одного педагогического работника школы – учителя) увеличивается число обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ.
Установлено, что при ухудшении ситуации ежегодно хотя бы на 1% (14,76 + 1% = 14,91, и аналогично остальные показатели) к 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Еврейской автономной области, составит 17,52% по русскому языку и 17,52% по математике, то есть увеличение на 6,72% и 4,82% в сравнении с 2024 годом соответственно. К 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Республике Тыва, составит 12,07% по русскому языку и 45,88% по математике, то есть увеличение на 6,97% и 9,96% в сравнении с 2024 годом. К 2027 году удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся в Республике Ингушетия, составит 12,75% по русскому языку и 22,49% по математике, то есть увеличение на 3,55% и 3,29%.
Полагаем, совершенно недопустимым является рост нагрузки на учителей, поскольку это существенно ухудшает показатели качества общего образования в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия.
Аналогичная ситуация наблюдается также и с таким условием обеспечения качественного образования, как удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта. Данный индикатор прямо влияет на качество обучения школьников, и при росте числа школ, требующих капремонта, ухудшается качество успеваемости школьников, что представлено на рисунке.
Динамика зависимости качества обучения школьников от состояния инфраструктуры школ,
требующих капитального ремонта, в Еврейской автономной области, %
Из данного рисунка видно, что при ухудшении ситуации с капитальным ремонтом школ в Еврейской автономной области на 11,04% изношенности за пять лет удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся вырос на 3,68% и составил в 2024 году 10,80%, а по математике на 4,00% и составил 12,70%. Качество образования ухудшилось с ухудшением такого педагогического условия, как инфраструктурная обеспеченность общего образования в регионе.
Заключение / Conclusion
Анализ педагогических условий обеспечения качества общего образования в социально-экономически не развитых регионах России на примере Еврейской автономной области, Республики Тыва и Республики Ингушетия показал, что при таких неблагоприятных педагогических условиях, как рост численности обучающихся на одного педагогического работника и увеличение удельного веса помещений школ, требующих капитального ремонта, наблюдается тенденция к ухудшению такого индикатора качества общего образования в данных субъектах, как удельный вес числа обучающихся, получивших отметку «2» по русскому языку и математике по результатам ОГЭ, от общего числа обучающихся.
Численность обучающихся на одного педагогического работника выступает важнейшим индикатором социального развития региона, поскольку отражает текущую ситуацию с кадрами и занятостью в субъекте РФ. Здесь логично говорить о том, что социально не развитые регионы испытывают трудности с кадровой обеспеченностью и загрузка учителей учениками становится выше. При росте числа обучающихся на одного учителя происходит увеличение нагрузки на него. Перегруженные учителя испытывают хроническую усталость, что приводит к снижению их энергии и энтузиазма в работе. Выгорание может привести к безразличию к ученикам и формальному подходу к преподаванию. При высокой нагрузке у учителей остается мало времени на качественную подготовку к урокам, разработку интересных и эффективных материалов, а также на индивидуальную работу с учениками. Уставшие и перегруженные учителя менее склонны к творческому подходу в преподавании и поиску новых методов обучения. Нехватка времени приводит к поверхностной проверке работ учеников и формальной оценке знаний, без глубокого анализа ошибок и индивидуальной обратной связи. Перегруженные учителя физически не могут уделять достаточно времени каждому ученику, чтобы понять его индивидуальные потребности и проблемы. Из-за высокой нагрузки учителя не замечают проблем в усвоении материала у отдельных учеников, что приводит к их отставанию. У учителей не остается времени на дополнительные занятия с отстающими учениками или на индивидуальную работу с талантливыми детьми. Такие педагоги школы более раздражительны и могут проявлять нетерпение по отношению к ученикам, что негативно влияет на атмосферу в классе. Если ученики чувствуют, что учитель не заинтересован в их успехах, это снижает мотивацию к учебе.
Удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта, выступает экономически значимым показателем. Соответственно, регионы с бюджетной недостаточностью физически не способны осуществлять своевременный капитальный ремонт учреждений общего образования. Как результат, некачественная школьная инфраструктура также отражается на качестве обучения детей. Обветшалые здания с протекающими крышами, плохой вентиляцией, неработающими системами отопления или кондиционирования создают некомфортную и небезопасную среду для обучения, что отвлекает и учеников, и учителей, а также приводит к проблемам со здоровьем. Отсутствие современного оборудования, лабораторий, библиотек и спортивных сооружений ограничивает возможности для практического обучения и развития. Обшарпанные стены, старая мебель и в целом неблагоприятный внешний вид школы создают у учеников ощущение пренебрежения и нежелания учиться. Отсутствие современных технологий, таких как компьютеры, интерактивные доски и доступ к Интернету, затрудняет использование инновационных методов обучения и подготовки учеников к современному миру. Учителя неотремонтированных школ могут быть менее мотивированы работать в таких зданиях с плохими условиями, что приводит к текучести кадров, нехватке квалифицированных специалистов и снижает качество обучения детей.
Таким образом, в социально-экономически не развитых регионах России, а именно в Еврейской автономной области, Республике Тыва и Республике Ингушетия, необходимо создать следующие педагогические условия для обеспечения высокого качества общего образования:
– снизить численность обучающихся на одного педагогического работника за счет трудоустройства новых высококвалифицированных педагогических кадров;
– провести капитальный ремонт школ и снизить удельный вес помещений школ, требующих капитального ремонта;
– создать благоприятную и поддерживающую среду (атмосфера в классе должна быть безопасной, уважительной и поощряющей, важно, чтобы ученики чувствовали себя комфортно, выражая свое мнение, задавая вопросы и делясь своими идеями);
– использовать индивидуальный подход (учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей каждого ученика, разработка индивидуальных образовательных траекторий, дифференцированные задания, использование различных стилей обучения);
– использовать интерактивные методы обучения, такие как проектная работа, групповые дискуссии, ролевые игры, дебаты и исследования (помогает вовлечь учеников в процесс обучения и сделать его более интересным и запоминающимся);
– осуществить связь изучаемого материала с реальными ситуациями и проблемами, с которыми ученики могут столкнуться в жизни (помогает понять практическую ценность знаний и повышает мотивацию к обучению);
– использовать поощрение и признание (похвала, позитивная обратная связь и признание достижений учеников, создание системы поощрений и наград за успехи в учебе и внеурочной деятельности);
– обеспечение педагогам возможностей для непрерывного повышения квалификации, обучения новым методикам и технологиям, обмена опытом с коллегами;
– создание системы поддержки и наставничества для молодых педагогов, а также для тех, кто испытывает трудности в работе;
– организация семинаров, конференций, тренингов и других мероприятий, направленных на обмен опытом и создание профессионального сообщества педагогов;
– регулярная оценка деятельности педагогов с предоставлением конструктивной обратной связи, направленной на улучшение их работы;
– создание привлекательных условий работы для талантливых педагогов, в том числе достойная оплата труда, социальные гарантии и возможности для карьерного роста.
Создание перечисленных педагогических условий требует совместных усилий со стороны учителей, администрации школ, родителей, органов управления образованием и общества в целом. Только при комплексном подходе можно добиться существенного улучшения качества обучения и подготовить учеников к успешной жизни в современном мире.

Oganes E. Egiazaryan