Введение / Introduction
Модернизация современного образования настоятельно требует поиска новых путей организации учебного процесса в вузах и трансформации существующих традиционных подходов. Рассмотрение студенческих научно-практических конференций (далее – СНПК) на иностранных языках, являющихся разновидностью научно-исследовательской работы, в данном контексте позволяет отнести их к самостоятельной внеаудиторной работе студентов и считать «неотъемлемой частью образовательного процесса современного высшего учебного заведения» [1].
Целью СНПК является, в первую очередь, развитие исследовательских способностей личности, что впоследствии способствует активизации творческого потенциала и познавательной активности, субъективно выражающейся в изобретении новых способов и средств для поиска нужной информации. В ответ на вызовы современной реальности (влияние цифровых технологий на процесс обучения, опасения по поводу достоверности и качества получаемых из интернета знаний, потребность в критическом переосмыслении получаемой онлайн-информации, обеспечение связи между теоретическими знаниями и практическими навыками) педагогическое сообщество стремится к разработке комплексных стратегий для их преодоления, и созданию эффективного образовательного пространства, соответствующего современным требованиям. Использование современных технологий обучения с применением кооперативных методов, командной работы, интерактивных платформ и цифровых ресурсов, персонализация учебного процесса, стремление к развитию креативного и критического мышления — вот пути, ведущие к решению поставленных сегодня перед образованием задач. Этим требованиям, на наш взгляд, отвечает студенческая конференция, которую можно рассматривать как интерактивную форму внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Проведение иноязычных СНПК содействует актуализации междисциплинарного подхода в обучении студентов, стремящихся к интеграции знаний по изучаемой специальности и по иностранному языку с целью применения их в профессиональной деятельности. Специалист с ассимилированным комплексом знаний становится сегодня все более востребованным на современном рынке труда.
Именно в требовании переосмысления традиционных методов преподавания и создания новых форматов учебного взаимодействия, которые позволят оптимизировать процесс обучения, сделать его более творческим, исследовательским, мотивирующим, персонализированным и одновременно кооперативным, заключается актуальность данного исследования.
Цель исследования – обосновать целесообразность проведения студенческих научно-практических конференций как интерактивной формы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам. Для этого в работе решаются следующие задачи:
– изучить отечественный и зарубежный опыт по теме исследования;
– представить один из видов научно-исследовательской работы студентов -студенческую конференцию как интерактивную форму внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся технических вузов;
– провести анализ опыта кафедры «Иностранные языки» Ростовского государственного университета путей сообщения по проведению студенческих научных конференций и определить положительные моменты и имеющиеся трудности.
Обзор литературы / Literature review
Анализ отечественной и зарубежной литературыпо изучаемой темепоказал разделение научных исследований по следующим основным направлениям:
– рассмотрение СНПК как одного из видов научно-исследовательской работы и ее роли в становлении личности обучающегося;
– обоснование значимости научных конференций как интерактивной формы самостоятельной внеаудиторной работы;
– анализ опыта проведения конференций в высших и специальных учебных заведениях.
Особое внимание научно-исследовательской активности обучающихся и ее проявлению в виде научных конференций уделяется выдающимися российскими психологами. А. Н. Поддъяков, изучая методологические основы развития исследовательской деятельности, отмечает ее творческое начало, опирающееся в своей основе на мотивационные и интеллектуальные качества и способности личности обучающегося. Их наличие позволяет и помогает обучающимся самостоятельно представлять себе и формировать исследовательские цели, подбирать необходимые способы и средства для достижения нужных результатов и использовать их в процессе последующих изысканий [2]. В подтверждение данной точки зрения А. С. Обухов выделяет в феномене исследовательской деятельности наряду с биологическими предпосылками (активность и поведение) и социокультурными компонентами (соответствующие нормы) исследовательскую позицию, т. е. «субъективно значимую направленность личности» [3]. Такое отношение личности, включающее активное реагирование на эволюцию окружающего мира, а также коррелирующее с постоянной потребностью в поиске и обнаружении нового, способствует эффективности исследовательской деятельности. А. В. Леонтович еще в 1999 году также утверждал, что весь процесс и содержание исследовательской работы направлены на развитие кругозора исследователя [4].
Роль научно-исследовательской деятельности в процессе личностного становления обучающихся акцентируется в работе зарубежных авторов. В сравнительном исследовании мнений преподавателей и студентов по данному вопросу авторами Э.‑Б. Хантер, С. Л. Лаурсен и Э. Сеймур выявлено однозначное понимание характера, диапазона и степени достижений студентов. Конкретные достижения студентов «relating to the process of “becoming a scientist”» [5] были названы преподавателями частью профессиональной социализации в науке.
Системное изучение значимости исследовательской работы в педагогике, в процессе обучения было проведено в 1995 году, когда М. В. Кларин, анализируя зарубежные психолого-педагогические разработки, посвященные вопросам преобразования традиционного обучения, представляет результаты, указывающие на инновационность построения обучения на основе исследования, дискуссии и игры [6]. Автором подчеркивается мысль о том, что обучение должно стать систематическим исследованием, включающим формирование научно-исследовательских процедур и развитие у обучающихся нового проблемного видения.
В связи с вышесказанным становится понятна заинтересованность научной общественности и непосредственно вузовских преподавателей в изучении специфики организации и выделении положительных моментов студенческих конференций в учебном процессе. Так, например, M. Руднева, K. Уланова считают, что СНПК, представляя собой основу для целостного развития навыков академического общения, в отличие от традиционных (пассивных) методик обучения, предполагают самостоятельность обучающихся в изучении выбранной области знаний, активное, независимое участие в процессе обучения, так называемую академическую автономию в разумных пределах [7]. Г. Н. Петухова рассматривает студенческую конференцию как один из многочисленных видов самостоятельной работы студентов [8]. В своей работе Г. Н. Лобова прослеживает взаимосвязь научно-исследовательской деятельности студентов с содержанием рабочих программ [9]. Особо подчеркивается, что студенческая конференция является не самостоятельным мероприятием, а частью учебной программы и интерактивной формой внеаудиторного обучения студентов. А. В. Григорьева и Ю. А. Москвина, поддерживая мнение о значимости СНПК в образовательном процессе вузов, представляют анализ и преимущества самостоятельной работы студентов по сравнению с работой под руководством преподавателя [10]. Сходство взглядов с российскими коллегами демонстрирует Д. A. Колб, утверждая, что исследовательский подход заключается в комплексном изучении, решении и представлении поставленной проблемы [11]. Подтверждением этой точки зрения считается мнение И. Я. Лернера о том, что научно-исследовательская деятельность является одним из средств проблемного обучения [12].
Ю. Савинова и соавт. [13] презентуют междисциплинарные научные конференции как способ развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов технических вузов. В связи с преобладанием количества часов, отводимых естественным наукам в технических вузах, студенческие конференции, проводимые на иностранных языках, позволяют преподавателям развивать иноязычную коммуникативную компетенцию студентов и углублять их знания в профессиональной области во время самостоятельной работы, а также тренировать их исследовательские навыки, поскольку участие студентов в конференциях повышает их внимание и сосредоточенность, побуждает их к практике навыков критического мышления. Кроме того, предметно-языковое интегрирование (или «межпредметная интеграция» в терминологии О. А. Жегловой) в технических вузах активно проявляется в ходе подготовки и проведения СНПК на иностранных языках, предоставляя знания в новом качестве и способствуя личностному развитию студентов современного вуза. По утверждению автора, «соотношение гуманитарной и технологической проблематики докладов на иностранных языках показывает роль научных конференций на иностранном языке в формировании общекультурной и общепрофессиональной компетентностей студентов технического вуза»[14].
К другим преимуществами интерактивных методов И. В. Одарюк и Ю. Ю. Котляренко относят повышение самооценки и готовность обучающихся к участию в международной научной коммуникации, возможность индивидуализации работы со студентами, развитие профессиональной мотивации у обучающихся [15]. О значимости повышения мотивации студентов технических вузов к изучению иностранных языков, обусловленную нестабильной политической ситуацией в мире, говорится в исследовании А. Н. Колесниченко [16]. С этих позиций анализируются и другие интерактивные формы и технологии самостоятельного внеаудиторного обучения. В статье А. Н. Колесниченко и О. Б. Симоновой представлен опыт проведения олимпиад по иностранным языкам в техническом вузе [17]. Ю. Чжао описывает применение образовательной симуляции в международной бизнес-коммуникации [18]. Проектная методика предлагается П. Чен и Ю. Ч. Чен для решения творческих задач и повышения интереса в обучении иностранным языкам магистрантов [19]. Ю-Чунь Ван исследует инновационные возможности продвижения коллаборативного письма на основе WIKI-платформы [20], З. Зенузаг сравнивает особенности создания индивидуальных и коллаборативных письменных продуктов на иностранном языке [21]. Цюньфэй Ли и Цзиньян Хуан изучали мнение преподавателей английского языка и национальных экспертов об организации эссе [22]. Перечисленные виды работ отличает одно важное свойство, они выполняются по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Исследователи также едины в мнении о том, что именно с помощью представленных методов возможно обучение командной форме работы, умению взаимодействовать в учебной группе, в рабочей группе для достижения одной общей цели, а, следовательно, и для формирования навыков успешной работы в будущем трудовом коллективе. Эта же идея прослеживается в статье [23], в которой И. Данилова предлагает рассматривать СНПК как форму развития научного взаимодействия и как форму развития открытой междисциплинарной исследовательской платформы в Южном регионе. Инициатива автора по превращению студенческой конференции в открытое, междисциплинарное научно-образовательное мероприятие, организованное в родном городе, будет содействовать реализации индивидуальной траектории обучения студентов и формированию у обучающихся научно-исследовательской компетенции. План мероприятия включает приглашение работодателей с целью ознакомления с востребованными на рынке труда специальностями. Конференция может быть рассмотрена и как перспективное мероприятие по профориентации и привлечению потенциальных абитуриентов. Представление конференции в таком ракурсе отвечает вызовам современной реальности, способствуя воспитанию граждан с активной гражданской позицией.
Особое внимание в настоящее время уделяется применению разномасштабных и разнонаправленных цифровых форматов с целью вовлечения студентов в научную деятельность и развития языковой коммуникативной компетенции обучающихся. T. Б. Алексеева, И. В. Гладкая, A. И. Синицына полагают, что стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий обусловило появление наряду с другими и новых форм научного взаимодействия [24]. В первую очередь, интернет-конференция считается расширенным коммуникационным сервисом, предназначение которого заключается в предоставлении возможностей коммуникации в парах, группах, командах. В процессе анализа научных статей и интернет-ресурсов, посвященных теории и практике реализации интернет-конференции как формы профессиональной коммуникации, авторы M. Крылова, Ю. Новикова, И. Тоцкая и И. Остапенко выяснили, что современная интернет-конференция является практически аналогом традиционной конференции [25]. Этапы проведения интернет-конференции соотносимы с этапами очной конференции, но выявляются и некоторые отличия в организации и проведении интернет-конференции, основными из которых считаются место проведения и способы организации научной дискуссии. Преимуществом при выборе формы проведения конференции следует указать возможность увеличения количества участников интернет-конференций, что позволяет сформировать целевую аудиторию на сайте и способствует достижению большей эффективности научной коммуникации.
Опыт зарубежных коллег по изучаемой тематике представлен в плане развития технологического обеспечения научных мероприятий.M. Леви, И. Хадар и другие [26] презентируют социальную сеть (online social network (OSN) для обмена знаниями и сотрудничества ученых во время проводимых конференций и в любое другое время. Авторы утверждают, что являются зачинателями в этом направлении, предлагая применение социальных сетей в контексте научной конференции с целью привлечения ученых к участию в таких OSN для улучшения долгосрочных социальных взаимодействий, обмена знаниями и сотрудничества между участниками конференций. Однако они предупреждают о некоторых препятствиях при интеграции платформы OSN с другими информационными системами конференций, например: о необходимости решения проблем конфиденциальности; обеспечении возможности постоянного сотрудничества; повышении жизнеспособности OSN; использовании опыта участников конференций; учете особенностей системы при запуске новой академической платформы OSN.
Анализ мнений педагогического сообщества по поводу конечного результата в процессе подготовки студенческой конференции, т.е. создания и презентации научных докладов или сообщений представлен в работе Н. М. Черненко [27]. И. И. Павловец, О. В. Чуксина и Г. С. Яновская, применяя те же требования, что и предыдущий автор, определяют выступление на научной конференции как модель устного научного общения [28]. Презентационная речь, подробно рассмотренная в исследовании И.В. Одарюк и А. Ю. Войкиной, имеет свою структуру, создается по определенным принципам и служит «эффективности коммуникации на изучаемом иностранном языке как в сфере профессиональных контактов, так и в процессе изучения иностранного языка» [29]. Однако весьма актуален сегодня вопрос, поднимаемый в исследовании М. Н. Черкасовой, касающийся помощи искусственного интеллекта при создании устного или письменного сообщения (доклада, реферата, эссе), что является по своей сути подлогом в обучении, ведущим не к развитию личности обучающегося как специалиста, в будущем, возможно, ученого, а к подмене этических ценностей и торможению становления профессионала [30]. Отрадно признать все же, что в работах исследователей Ч. Ван, С. Дж. Агулар и других, изучавших отношение обучающихся к подобного рода плагиату, отмечены отрицательные оценки таких действий [31].
Проведенный обзор научных работ по теме исследования показал заинтересованность педагогического сообщества в изучении и дальнейшей разработке такой формы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся как студенческая научно-практическая конференция. Данная форма обучения однозначно признается в научных кругах важной частью исследовательской деятельности обучающихся и относится к интерактивным технологиям обучения, активно мотивирующим студентов к профессиональному общению на международном уровне. Касательно зарубежного опыта в данном направлении, то следует отметить, что предметом их исследований является продвижение цифровых платформ для организации научного взаимодействия. В целом же опыт организации, анализа проведения, выявления достоинств и недостатков в процессе реализации, обоснование перспектив применения СНПК, в частности, для обучения иностранным языкам и формирования коммуникативной компетенции в техническом вузе представлен недостаточно.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологическую базу исследования составили теоретические методы, с помощью которых был проведен обзор научной литературы по теме исследования. В процессе изучения и анализа опыта отечественных и зарубежных исследователей СНПК были отнесены к одному из видов научно-исследовательской деятельности, определены как интерактивная форма работы в вузе и выявлены основные положения организации студенческих конференций. С помощью методов обобщения и сравнения были сделаны выводы о преимуществах и недостатках данного вида внеаудиторной и самостоятельной работы. Был использован метод педагогического наблюдения, с помощью которого выполнено осмысление и анализ целенаправленной подготовки студентов к научно-практическим конференциям, проводимым кафедрой «Иностранные языки» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). Комплексный анализ Программ и Отчетов студенческих научно-практических конференций по иностранным языкам за 5 лет (2021-2025 гг.) позволил определить сводный показатель в превалировании тем научных исследований в техническом вузе.
Результаты исследования / Research results
Проведение студенческих научно-практических конференций на иностранных языках, проводимых в РГУПС, является давней традицией вуза. Студенческие конференции, наряду с другими видами самостоятельной внеаудиторной работы, являются продолжением учебного процесса и служат повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков. Преподавательский коллектив кафедры «Иностранные языки» высоко оценивает значимость научно-практических конференций на иностранных языках для обучения студентов технических и гуманитарных специальностей.
Подготовка студентов к участию в конференции начинается задолго до даты проведения конференции с организации первого этапа исследовательской работы. Сначала обсуждается выбор темы исследования из предлагаемого преподавателем списка, студенты имеют возможность самостоятельно подобрать себе актуальную тему. Обязательным условием при этом является подбор исследовательского материала из аутентичных источников, журналов, газет, монографий, статей, поиск которых в современном обществе осуществляется зачастую в огромном цифровом пространстве. Далее совместно с преподавателем обсуждается план индивидуальной исследовательской работы. Следующий этап является самым долгим, сложным, предполагающий непосредственную научно-исследовательскую работу в соответствии с индивидуальным планом и создание своего собственного продукта – доклада. Участие в процессе конференции с докладом и презентацией, ответ на вопросы слушателей является самым ответственным моментом. После проведения конференции обычно печатают доработанные тезисные материалы, что является пятым этапом в организации конференции.
Оценка студенческих работ традиционно осуществлялась раньше жюри, состоящим из преподавателей кафедры. В последние два года практика оценивания студенческих работ изменена, в состав жюри вводятся однокурсники выступающих. Такой подход к решению вопроса позволяет создать в аудитории чувство единения, критического подхода, совместного креативного творчества, стимулирует участников конференции внимательно слушать и высказывать свое, обоснованное мнение, иногда идущее в разрез с мнением преподавателей.
Для оценки представляемых докладов разработаны «Листы оценивания» выступлений докладчиков, содержащие следующие критерии:
‒ содержание доклада (актуальность, научная новизна и анализ исследуемой темы, представление своей точки зрения, убедительные выводы);
‒ архитектоника доклада (структура, логическая последовательность, лаконичность);
‒ лингвистическая оценка выступления (наличие/отсутствие языковых ошибок в монологе);
‒ оценка презентации доклада (содержание, структура, визуальное представление, соблюдение речевого этикета, соблюдение регламента);
‒ корректное взаимодействие с аудиторией, успешность диалога с участниками конференции).
Сравнительный анализ данных, полученных из «Листов оценивания», заполненных преподавателями и студентами, участвовавшими в СНПК на иностранных языках в апреле 2025 г. в РГУПС, позволил создать следующую таблицу (см. таблицу). В таблице отражены в процентном отношении позиции, получившие высший балл (система оценок: 1–5). В ходе интерпретации результатов было установлено, во-первых, что преподаватели при восприятии студенческого выступления чаще обращают внимание на корректность представляемых научных фактов, всеохватывающий объем отражения темы в плане актуальности, новизны, глубины и научности анализа; во-вторых, именно позиция 1 получила у большинства членов жюри (преподавателей) самую высокую оценку, что свидетельствует о высоком уровне подготовленных научных сообщений.
Сравнительный анализ оценивания докладов, представленных на СНПК,
преподавателями и студентами
|
№ позиции |
Наименование позиции |
Оценивание преподавателями, % |
Оценивание студентами, % |
|
1 |
Содержание доклада |
54 |
23 |
|
2 |
Архитектоника доклада |
12 |
12 |
|
3 |
Лингвистическая оценка выступления |
20 |
11 |
|
4 |
Оценка презентации доклада |
3 |
34 |
|
5 |
Корректное взаимодействие с аудиторией |
1 |
20 |
На втором месте оказалась позиция 3 (с количеством высших оценок 20%), отражая, по-видимому, постоянный контроль обучающих процесса корректности общения на иностранном языке. Позиция 5, получившая только одну высшую оценку, подсказывает необходимость дальнейшей работы в этом направлении, причем, как на иностранном, так и русском языке.
Среди студентов большее количество высших оценок получила позиция 4, т.е. оценка подготовленной презентации к выступлению с докладом. Думается, что такой подход к восприятию окружающего мира, в том числе, и научного доклада, отражает особенности нынешнего поколения, склонность к быстрому усвоению визуальной информации и уже через нее осознание и анализ сложных научных фактов. Ценность социальной интерактивности для представителей поколения Z проявилась в оценке позиции 5 (20%), которая отражает эффективность научной коммуникации, имеющей место на студенческих конференциях и, бесспорно, содействует более глубокому проникновению в содержание представляемой темы исследования.
Во время работы по подготовке к проведению конференций возникают вопросы, касающиеся выбора тем для исследований. Обычно тематика конференций в нашем вузе ориентирована на профессиональные интересы студентов, коррелирующие с изучаемой специальностью. Обязательным условием является представление научной профессиональной информации на изучаемом иностранном языке. В 2025 г. вузовская студенческая конференция была посвящена подвигу железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, поэтому, естественно, был разрешен некоторый разброс тем исследований.
В конференции принимают участие студенты, начиная уже с первого курса, уровень знаний которых не всегда достаточно высок для освещения сложной научной темы. Ведь для подготовки научного сообщения обязательным требованием является изучение зарубежных (аутентичных) источников. В этом отношении старшекурсники и магистранты имеют преимущество более высокого уровня владения языком, что позволяет им соответственно грамотнее и эффективнее представить свою работу. И тут возникает некоторый диссонанс, с одной стороны, более опытные коллеги являются примером в разработке и презентировании научной темы, а, с другой стороны, усложняют участие в конференции для первокурсников из-за отсутствия у них навыков разработки научно-исследовательских тем, боязни выступления на иностранном языке перед незнакомой аудиторией.
Еще одной сложностью при проведении СНПК в техническом университете является наличие технических и гуманитарных направлений подготовки, соответственно, и изучение иностранных языков организованно по учебным планам разных специальностей. Зачастую выбор студентами тем для исследовательской работы соответствует профилю обучения в вузе. Большинство обучающихся технических специальностей, для которых характерны тяга к работе с техническими устройствами, стремление к совершенствованию деятельностных процессов, самостоятельное принятие решений, реализуются в направлении выбранной специальности. Однако представители гуманитарных, экономических, юридических направлений, и некоторые студенты-технари, имеющие гуманитарные склонности, высказывают желания о выборе тем для исследований, не связанных непосредственно с их будущей профессией. Для изучения этого вопроса был проведен анализ документов по подготовке к конференциям за период с 2021 г. по 2025 г. Его результаты представлены на рис. 1.
Соотношение количества докладов участников СНПК по техническим и гуманитарным направлениям,
% за 2021–2025 годы
На рис. 1 видна явная тенденция к небольшому, но постоянному росту количества научных сообщений по гуманитарным направлениям. Естественно, что некоторая погрешность, например, связанная с увеличением количества студентов-гуманитариев в вузе, допустима. Однако представленные данные свидетельствуют о заинтересованности обучающихся в гуманизации своих знаний, расширении кругозора в этом направлении и т. д. Наверняка, не все темы, выбранные на данный момент, станут основой их дальнейшей исследовательской работы с выходом на защиту диплома, но это – студенческий выбор, который педагогическое сообщество, бесспорно, должно уважать. Именно учет интересов, запросов, потребностей личности каждого обучающегося соответствует принципу гуманизации образования.
Заключение / Conclusion
Проведенный в ходе исследования анализ показал, что сегодняреализуетсяактивный поиск новых подходов в профессиональном иноязычном обучении студентов технических вузов. Междисциплинарный подход, заключающийся в предметно-языковой интеграции иностранных языков с активным изучением профессиональных дисциплин, представляется в современных условиях развития общества и образования оптимальным средством обучения. СНПК отвечает требованиям и принципам данного подхода, поскольку целью изучения профессионально-ориентированного иностранного языка в технических университетах является одновременно изучение непосредственно языка и расширение знаний по специальности.
СНПК, рассматриваемая как продолжение учебной деятельности, является все же видом самостоятельной внеаудиторной работы студентов. При подготовке и проведении научной конференции студенты вырабатывают у себя умение поиска нужной информации по профессиональной направленности, планирования своей работы, правильного оформления и представления перед научной/студенческой аудиторией. Этот процесс способствует развитию творческого мышления и самостоятельности в своих действиях, обучению прогнозировать возможные результаты и оформлять данные в виде презентации. Подобный вид студенческой активности учит работе в команде, прививает коммуникативные навыки для общения в коллективе, для выражения и отстаивания своего мнения, воспитывает чувство ответственности за выполняемую работу. Одновременно происходит обучение всем видам речевой деятельности на иностранном языке, что способствует межкультурному взаимодействию представителей разных национальностей. Проникновение гуманитарного знания, подходов и методов в содержание технических дисциплин, заинтересованность обучающихся в выборе тем для участия в конференции в гуманитарном направлении свидетельствует о происходящем в вузе процессе гуманитаризации образования. Перспективой для дальнейшей работы в плане исследования значимости научных конференций в обучении студентов технических вузов предполагается изучение опыта проведения интернет-конференций и применения его в педагогической деятельности.
Irina V. Odaryuk