Full text

Введение / Introduction

 

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается масштабная трансформация системы образования. Значительные изменения касаются как педагогической теории, так и практики учебного процесса. Актуальными становятся новые образовательные парадигмы, такие как личностно-ориентированная, культурологическая, функциональная, когнитивная и компетентностная. Все они отражают потребность социума в необходимости пересмотра учебного-воспитательного процесса и поиска новых, оптимальных для современных реалий форм и эффективных способов организации учебной деятельности в высших учебных заведениях страны. Одним из таких способов является проектная деятельность студентов, представленная в единстве деятельностного подхода и личностного развития. Проектная деятельность в вузе вырабатывает важные специфические умения и навыки, а также необходимые для будущей профессиональной деятельности компетенции (проблематизация, целеполагание, самоанализ, критическое осмысление информации, рефлексия). Её функционал широк и разнообразен, а необходимость во включении в учебно-образовательный процесс в вузе очевидна. Результатом правильно-организованной проектной деятельности в вузе станет творческое раскрытие возможностей студентов, развитие их  исследовательских способностей, формирование самостоятельности и организованности, выработка дисциплины и ответственности, качественная подготовка к будущей деятельности по выбранной специальности, понимание как полученные на лекционных занятиях теоретические знания могут найти практическое применение, приобретение опыта выстраивания правильной коммуникации и деловых связей, стимулирование дальнейшей учебной мотивации обучаемых, подготовка к возможным профессиональным трудностям и умение адаптироваться к различным ситуациям. Таким образом освещение как традиционных, широко применяемых в высшей школе в России подходов, так и частных в конкретном университете (Севастопольский государственный университет) к процессу организации проектной деятельности, раскрытие её значимости в системе современного образования, рассмотрение очевидных преимуществ такой формы студенческой работы, а также изучение дифференцирующих признаков студенческих проектов в вузе становится приоритетными задачами в рамках проводимого исследования.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Сегодня в научном педагогическом пространстве наблюдается полемичность в вопросе определения термина «проектная деятельность». Изначально в научный оборот понятие «проектная деятельность» было введено американским педагогом Джоном Дьюи [1]. Изучающий такие вопросы как прагматизм в педагогике, возможности инструментальной педагогики, организация обучения в школе, эстетический опыт, Джон Дьюи также обратился к рассмотрению вопроса всестороннего развития и обучения личности путём вовлечения её в творческие или исследовательские проекты.

Е. Ф. Томина в научной статье «Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность» отмечает тот факт, что критикующий, сложившуюся в начале ХХ века традиционную систему образования Джон Дьюи полагал, что правильное обучение должно строиться не на пассивном усвоении информации и привычном получении знаний от педагога, а на личном вовлечении учащихся в образовательный процесс и на полноценном проживании собственного опыта в решении проблемных задач из повседневной жизни [2].

Данная идея была поддержана рядом прогрессивных исследователей начала ХХ века и нашла отражение в их научных трудах. Так, американским педагогом У. Х. Килпатриком метод проектов назывался «От души выполняемым замыслом». Ученый ориентировал общественность при организации образовательной деятельности не только расширять индивидуальный жизненный опыт обучаемых, но и превращать сам процесс обучения в самостоятельное, многократно анализируемое учащимися, интересное действие. Концепция подобного понимания проектной деятельности была представлена У. Х. Килпатриком в научной статье «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» [3].

А. В. Хуторской в статье «Дальтон-план Елены Паркхерст» [4] отмечает, что Х. Паркхерст – известный американский педагог, основоположница системы обучения «Дальтон-план», с именем которой ряд зарубежных исследователей связывают историческое появление метода проектов, выстраивала свою теорию, основываясь на идеях Джона Дьюи, подчеркивая важность самообразования и самоуправления.

В свою очередь акцентируем внимание на том, что, анализируя выполнение учебных проектов учащимися Х. Паркхерст обращала внимание на необходимость значительного уменьшения теоретических знаний, подчеркивая, что эффективность практического выполнения проектной деятельности при этом не снижается.

О. М. Барышникова в статье «Педагогическая технология С. Френе в школе» [5] отмечала, что французский педагог также вел научные изыскания в области проектной деятельности.

Действительно, Селестен Френе отмечал эффективность метода проекта, видя в нём способ активизации процесса обучения. Вмешательство педагога в реализацию проекта, по мнению Селестена Френе, должно быть минимальным. Обучаемые могут примерять на себя разные роли, в том числе и роль самого педагога. Также приветствуется активное взаимодействие между самими обучаемыми. Выбор темы проекта должен быть из области ранее незнакомой ученикам.

Таким образом можно отметить, что метод проектов представлял большой интерес для зарубежных исследователей, задумавшихся о создании новой системе обучения и отмечавших его эффективность и многогранность в образовательном процессе. Педагогический вектор сместился на поиск путей раскрытия индивидуальности учащихся, активизации их познавательной деятельности, расширения кругозора в тех научных областях, в которых обучаемые ранее не имели практического опыта. 

Следуя хронологии развития проектной деятельности, отметим, что в России идея реализации проектной деятельности в образовательном процессе также была положительно принята отечественными педагогами.

Е. А. Смердова в своей статье «Наследие С. Т. Шацкого в современной школьной проектной деятельности» [6] отмечает, что изучением ключевых компонентов проектной деятельности занимался С. Т. Шацкий. Им были выделены такие составляющие как полученный в реальных условиях опыт учащихся, опыт, организованный для обучаемых самим педагогом, готовые знания, полученные в результате осмысления опыта, накопленного человечеством, а также подобранные педагогом упражнения, позволяющие учащимся приобрести необходимые навыки и умения.

Е. Р. Артамонова в статье «Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского» [7] указывает, что основоположником советской педологии П. П. Блонским также отмечалась значимость проектной деятельности в учебном процессе. Считаем, что тщательный анализ наработок американских авторов в вопросе исследования проектного обучения позволил П. П. Блонскому модифицировать их применительно к советскому образованию для создания учебных учреждений нового формата.

Авторы А. В. Козенко и С. Н. Корсаков отмечают вклад в распространение и популяризацию проектной деятельности в новых школах известного теоретика политехнического образования А. Г. Калашникова [8]. Разделяя их мнение, добавим, что А. Г. Калашников указывал на недооцененность роли самостоятельной работы учащихся в проработке учебного материала, отмечал значимость реализации в обучении метода живого действия, настаивал на практической подготовке обучаемых, результатом которой станет освоение необходимых умений и навыков.

Ярым сторонником использования метода проектов в первой половине ХХ века стал российский педагог В. Н. Шульгин. Результатом использования в практической образовательной деятельности метода проекта, по мнению, В. Н. Шульгина станет реальная подготовка учащихся к жизни, выработка опыта совместного взаимодействия в коллективе, навык поиска оптимального пути в решении проблемы, развитие самостоятельности [9].

Исследователем И. В. Вагнером рассматривался педагогический портрет ещё одного известного советского педагога М. В. Крупениной. Метод проектов также нашел отражение в ее научных поисках. Педагог понимала под ним совокупность реализующихся в обучении педагогических принципов [10]. Отметим, что отдельное внимание М. В. Крупенина уделяла самостоятельной работе учащихся над проектами, их сотрудничеству с педагогами в решении общей задачи в рамках проектирующей деятельности, взаимосвязи образовательного процесса с окружающим миром.

Советский педагог Б. В. Игнатьев в статье «О методе проектов как основном методе работы трудовой школы» [11] основной целью метода проекта видел трансформацию школы с традиционным подходом к учебному процессу в школу жизни, где знания будут приобретаться обучаемыми на основе результатов их собственного труда.

В статье «Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике» [12] Е. А. Пеньковских рассматривает деятельность Е. Г. Кагарова в контексте его идей об отличительных чертах проектного метода.

Обобщая научные взгляды Е. Г. Кагарова по этому вопросу отметим, что к дифференцирующим признаками проектного метода он отнес следующее:

-     приоритетность интересов самих учащихся является исходным пунктом любой проектной деятельности;

-     проекты являются аналогией, точным воспроизведением какой-то определенной сферы бытия;

-     программа выполнения проекта составляется самими обучаемыми, также продумывается интенсивность её выполнения;

-     сам проект представляет собой совокупность теории с практикой, т.е. сочетание решения логических, интеллектуальных задач и их фактического выполнения учащимися. Таким образом можно достигнуть две важные задачи обучения: удовлетворение природной любознательности обучаемых к новым знаниям и учебной информации и привитие детям любви к познавательной деятельности.

С. А. Абросимова и Н. В. Рыжкова в научной публикации «Историографический обзор проектной деятельности в педагогическом образовании в России» [13] дают историческую справку о периодизации и становлении проектной деятельности в советском образовании. Авторы анализируют ошибки, которые были допущены педагогами в использовании проектов в образовательном пространстве того времени. Также в статье подчеркивается роль проектной деятельности в развитии мышления обучаемых, умении ориентироваться в информационном поле.

Отметим, что особое внимание С. А. Абросимова и Н. В. Рыжкова обращают на временную этапность проектной деятельности, выделяя в ней такие исторические периоды как:

-     начало ХХ века с 1900 по 1918 года, когда проектная деятельность была представлена дореволюционными исследованиями в Российской Империи;

-     20–30-е годы ХХ века, когда идеи проектной деятельности развивались благодаря научным изысканиям А. С. Макаренко, Г. Меандрова, А. П. Пинкевича, М. М. Рубинштейна, С. Т. Шацкого и др.;

-     1940–1980-е годы ХХ века – период снижения педагогического интереса к проектному методу и практически полное отсутствие научных изысканий в этой области;

-     1980–1990-е годы ХХ века – трансформация образования в России и поиск новых эффективных методов и форм обучения. Как следствие новый виток внимания к методу проекта и его возможностям в образовании;

-     2000–2025 годы ХХI столетия – современный период, которому характерны новые подходы к внедрению проектной деятельности в образовательный процесс.

Изучением генезиса проектной деятельности в своей диссертации также занималась, упомянутая ранее, Е. А. Пеньковских. Она же осуществила комплексный сравнительный анализ метода проектов в зарубежной и отечественной педагогической теории, и практике [14].

Отметим, что её видение этапности в становлении метода проектов в практике отечественного образования разнится с предыдущими авторами. Она предлагает к рассмотрению 6 периодов развития метода проектов:

-     конец XIX – самое начало XX – период формирования необходимых условий для появления метода проектов;

-     1914–1921 годы, когда в педагогической среде происходило переосмысление функциональных возможностей метода проектов;

-     1920–1930 годы – период активной интеграции метода проектов в практику отечественных школ;

-     1930–1960 годы, когда происходил отказ от внедрения данного метода в образовательный процесс школ;

-     1960–1990 годы – период обновления и усовершенствование метода проектов;

-     ХХ–ХХI века – понимание метода проектов как отдельного уникального способа самостоятельного приобретения новых знаний, заранее спланированного, выполненного, проанализированного и оцененного.

Анализ становления метода проекта как в отечественной, так и в зарубежной педагогике показал, что он прошел довольно интенсивный путь развития, оформился в самостоятельную теорию, нашел сторонников и последователей во всем мире. Его формирование, научное осмысление и международное распространение было обусловлено социокультурными, экономическими и техническими преобразованиями, а также попытками ученых найти максимально подходящий способ развития как интеллектуальных, так и эмоциональных возможностей обучаемых.

При этом различными вопросами реализации метода проекта в учебных заведениях разного уровня занимаются и современные исследователи.

Так, С. Е. Орлова приводит сопоставительный анализ взглядов ученых на определение сущности метода проектов [15].

Методология проектной деятельности подробно представлена в учебнике А. П. Исаева, Л. В. Плотникова, Н. И. Фомина [16].

Д. А. Коробейникова подробно освещает применение проектов в современной школе [17]. Отметим тот факт, что метод проектов в современной школе, когда дети получают общее образование, также является важной составляющей всего учебного процесса, поскольку с помощью него учащиеся приобретают умение находить решение без помощи педагога. Задачей последнего становится лишь мотивация и направление учащегося в поисках нужной информации. В. А. Ясвин также изучает возможности педагогического проектирования в школьной среде [18].

О том, как важно учителю школы иметь полное представление о методе проектов, его реализации, особенностях и возможных трудностях в проектном сотрудничестве пишет И. Шеленкова в статье «Project method in a pre-service teacher training to develop independent learners» [19].

В подобном ракурсе представлена работа Н. В. Старцевой «"Method of projects" in the organization of independent work of schoolchildren at the senior stage of learning» [20], в которой автор обосновывает использование метода проектов, отмечая его роль в подготовке учащихся нового поколения на этапе средней и старшей школы.

Отметим тот факт, что метод проектов не исчерпывает свои функциональные возможности только в школе, он также успешно применяется в образовательном процессе в высших учебных заведениях.

В этом направлении работали такие исследователи как Е. А. Ломакина, которая в статье «The Role of the Project Method in Teaching Foreign language for Specific Purposes» [21] исследует роль метода проектов в преподавании иностранных языков для специальных целей.

О влиянии проектного метода на критическое мышление студентов во время самостоятельной работы пишет Н. К. Лябукова [22]. В статье затрагиваются вопросы влияния метода проекта на критическое мышление студентов, анализируется как метод проектов способствует привитию навыка составления научных работ, содействует успешным результатам студентов в научной сфере в целом.

Суть исследовательских проектов в высшей школе, их особенности, различные типы методов анализа данных изучал Е. Аникеев [23].

О реализации проектной деятельности в программах внеаудиторной работы в неязыковых университетах писала А. В. Банартсева [24]. Автор понимает метод проектов как результативный и перспективный способ для организации внеклассных занятий по английскому языку, описывает его преимущество в осуществлении внеурочной деятельности студентов.

Об инновационных подходах к организации проектно-исследовательской деятельности написано в совместной монографии под редакцией А. А. Краузе [25].

Эта тема также прослеживается в статье О. С. Кудиновой и Л. Г. Скульмовской «Проектная деятельность в вузе как основа инноваций» [26]. Авторами предложены пути повышения эффективности проектной деятельности в университетах Российской Федерации, прослеживается роль проектной деятельности в вузе в последующем взаимодействии студентов с потенциальными работодателями, образовательными организациями, различными государственными структурами.

Анализ источников по теме исследования показал, что в научных трудах современных зарубежных авторов также прослеживается интерес к роли проектной деятельности в процессе обучения в высшей школе. О формировании soft skills у студентов в рамках осуществления проектной деятельности писал Х. Хасидим [27]. Жан-Филипп Пупар описывал значение роли педагога фасилитатора в его проектном взаимодействии с обучаемыми вузов [28]. Его научные идеи во многом схожи с другим исследователем роли фасилитации в проектном обучении Майклом Уилкинсоном [29]. Теоретические идеи по управлению проектной деятельности представлены в работе Роксаны Джахан Тумпы и ее соавторов[30]. Изучением вопросов роли геймификации в обучении и в проектной деятельности занимались Б. Джефферсон, Х. Санчес, М. Рико [31].

Таким образом можно отметить схожесть мнений как отечественных, так и зарубежных современных исследователей в значимости проектной деятельности в учебных заведениях страны: метод проектов широко применен и продолжает совершенствоваться в школьном образовании, в среднем профессиональном образовании, в высшей школе, в работе многих онлайн-курсов. Однако вопросы единого общепринятого толкования метода проектов и проектной деятельности, типологии проектов, их функциональных возможностей, условиях организации проектного взаимодействия, выбор тем и направлений проектной работы остаются дискуссионными в педагогическом поле, что говорит об актуальности, недостаточной изученности этих моментов, а также необходимости продолжения дальнейших научных поисков в этих направлениях.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологической базой исследования стала совокупность научных подходов (комплексного и системного), которые задали общую направленность проводимому исследованию, теоретических методов, направленных на углубленное изучение рассматриваемого явления и помогающих выработать в статье новые идеи, на основе имеющихся теоретических положений (анализ, синтез, аналогия, обобщение), принципов исследования, способствующих логичности, последовательности, обоснованности, объективности, доказательности содержания данной статьи.

 

Результаты исследования / Research results

 

В ходе научного поиска было установлено, что наиболее прочными знания студентов будут тогда, когда они приобретены ими самостоятельно, получены в ходе интересной им деятельности, с учетом высокой интринсивной мотивации. Независимое выполнение собственного проекта, воспринимаемого студентами как инициативный, творческий, серьёзный труд представляет собой положительный, эмоциональный стимул к последующему качественному, осознанному продолжению учебы с четким понимание дальнейших перспектив и путей реализации знаний по специальности.

Успешная реализация студенческих проектов позволяет обучаемым чувствовать себя увереннее, формирует основы проектного мышления. Под ним в данной статье понимается умение логично, системно, последовательно, а главное результативно выстроить работу над решением поставленной задачи, максимально полно задействуя в этом процессе критическое и творческое мышление, интеллектуальные ресурсы, а также продуманный учет внешних и внутренних факторов, способных оказать существенное влияние на конечный результат. Таким образом обучаемые учатся размышлять, правильно планировать, прогнозировать, предвидеть и предвосхищать результат проектной деятельности. 

Немаловажным преимуществом проектной деятельности является то, что студенты в результате выполнения собственных проектов осознают связь полученных теоретических знаний с их практическим применением. В данном случае уместно говорить о заимствование эффективной западной модели обучения, получившей название «Student centered education». Данная модель ориентирована прежде всего на развитие личности обучаемого, на субъект-субъектное взаимодействие между студентами и педагогом, на фасилитативную поддержку со стороны последнего. В основе такого обучения способности студентов, их потребности, интересы становятся главенствующими факторами, влияющими на выбор дальнейшего стиля обучения. В таком случае именно обучаемые становятся основными участниками проектной деятельности в рамках образовательного процесса.

Ряд исследователей отмечают, что проектная деятельность, отличающаяся концептуальностью, универсальностью, системностью и воспроизводимостью делает учебный поиск проблемно-ориентированным.

В рамках проводимого исследования обозначим основные виды проектов в университетах Российской Федерации, отобранные с критерием ведущей деятельности.

Прежде всего это исследовательские проекты. Как правило они организуются под руководством научного наставника, которым выступает преподаватель вуза. В рамках исследовательских проектов студенты занимаются сбором и анализом научного материала, далее его обоснованием и осмыслением, проработкой и систематизацией. Полученный материал составляет основу курсовых работ студентов, выпускных квалификационных работ. Также результатом исследовательского проекта в вузе может стать научное эссе, написание статьи (как минимум в наукометрической базе РИНЦ), подготовка реферата к семинару с детальным обзором последних научных фактов, участие в конференциях различного уровня (от студенческих до международных) и т. д.

 В большинстве случаев требования к структуре проектов данного вида совпадают со структурой написания научного исследования. Прежде всего исследовательские проекты должны быть актуальны и значимы для современной науки. Они должны отвечать современным тенденциям в рассматриваемой профессиональной области. Это все обуславливает пристальное внимание к выбору темы исследовательского проекта. Тема должна представлять наличие нерешенной в настоящий момент проблемы, дискуссионность в обсуждении ряда нерешенных вопросов в исследуемой сфере, недостаток знаний или научные пробелы. Следующим требованием к исследовательскому проекту выступает целевая направленность на совершенствование исследуемого объекта. Четкие требования выдвигаются и к оформлению подобного вида проектов. Исследовательские проекты должны иметь высокую долю оригинальности, уникальности, не являться воспроизведением чьих-то ранее полученных научных изысканий. Отметим, что в разных вузах наблюдаются различия в требованиях к исследовательскому проекту, поэтому считаем целесообразным их уточнение перед выполнением проектной деятельности.

Функциональная значимость исследовательских проектов состоит в том, что студенты приобретают операционные, информационные, проектировочные, коммуникативные, организационные умения, также происходит развитие умений вести экспериментальную деятельность.

Следующим видом проектов в вузах страны являются прикладные проекты. Основная цель таких проектов – это приобретение практического опыта, на основе теоретических знаний и формирование новых значимых для будущей профессии компетенций, т. е. фактическое решение поставленной прикладной задачи. Результат прикладного проекта как правило уже четко обозначен в самом начале проектного взаимодействия. Суть проекта должна представлять социальный интерес для ее участников. Взаимодействие участников в рамках прикладного проекта в вузе предполагает четкое функциональное распределение ролей каждого. Периодически осуществляется внешнее оценивание промежуточных результатов. Конечным продуктом прикладного проекта в вузе может стать учебное пособие, разработка справочника, кейса, словаря, документа с методическими, практическими, аналитическими рекомендациями т.е. то, что можно реально использовать и применить в жизни. Обязательной составляющей данных проектов, является то, что они должны создаваться с непременной опорой на доказательную базу. Среди навыков, полученных в результате реализации прикладных студенческих проектов назовем следующие: умелая устная и письменная коммуникация, критическое видение проблем, умение работать, взаимодействуя с группой, умение соблюдать тайм-менеджмент, способность самоорганизовываться.

Отдельного внимания заслуживает следующий вид студенческих проектов по направлению деятельности - творческие проекты. Это кластер фантазии, эрудиции, креативности, таланта, инновации, оригинальности. Творческий проект предполагает соблюдение ряда этапов. Первый из них – организационный этап, во время которого происходит выбор темы и направления проекта, составление плана работы. План в данном случае может варьироваться и не имеет четкой структуры. Это одно из отличий творческих проектов от иных проектов в высших учебных заведениях.

Второй этап творческого проекта называют технологическим. В рамках данного этапа происходит непосредственная реализация самого проекта. В течение этого этапа обучаемым предоставляется возможность раскрыться, проявить свой творческий потенциал, предложить интересную идею, показать свое собственное видение происходящего. Данному этапу характерна свобода выбора действий.

На завершающем этапе творческого проекта осуществляется объективное оценивание качества выполнения студенческого творческого проекта, обсуждение его слабых и сильных сторон. Конечным этапом является защита творческого проекта перед специальной комиссией. Приведем примеры результатов творческого студенческого проекта: видеоролик, презентация, сценарий мероприятия, проведение викторины, вокальный номер, мини-спектакль, выставка и т. д.

Выполняя творческие проекты в высших учебных заведениях, студенты учатся креативно, интуитивно, образно мыслить, эстетически воспринимать изучаемые объекты, развивать пространственные представления, приобретают способность генерировать необычные идеи и воплощать их в жизнь, осваивают технические компетенции, учатся эффективно сотрудничать друг с другом, активно отстаивать свою позицию перед аудиторией презентуя проект.

Далее рассмотрим информационные проекты, которые также встречаются в проектной деятельности студентов в университетах страны. Основная задача такого проекта – это представление информации по выбранной профессиональной теме. Участниками информационного проекта собирается и обрабатывается специальная информация из разных источников, которая впоследствии анализируется и обобщается, данные сопоставляются с уже известными в научной базе фактами, после чего полученные выводы корректируются и выносятся на обсуждение перед аудиторией. В ряде случаев информационный проект может стать важной частью исследовательского студенческого проекта. Среди продуктов информационного студенческого проекта могут быть альбомы, книги, коллажи, стенды, газеты, журналы и т. д. Выполнение информационных проектов способствует приобретению таких навыков как самостоятельность, осознанность в выборе решений, умение правильно выбрать и интерпретировать полученную информацию, вырабатывается навык публичного выступления перед аудиторией, навык командной работы, умение использовать новейшие информационные и телекоммуникационные технологии.

Социальный проект – это стратегический инструмент для привлечения внимания общественности к важной социальной теме. Функциональный потенциал такого проекта заключается в сильном воздействии на социальное окружение и в возможности решить актуальные социально-значимые проблемы. Социальные проекты могут быть гражданско-патриотической ориентации, спортивного плана, познавательные, имеющие стратегию трудового воспитания. В результате выполнения социальных проектов студенты вырабатывают активную жизненную позицию, формируют ряд таких важных компетенций как: волевые, интеллектуальные, социальные, лидерские, исследовательские компетенции.

Рассмотрим организацию проектной деятельности на примере её реализации в Севастопольском государственном университете. Так, проектная деятельность, как обязательный элемент, вошла в образовательные обучающие программы Севастопольского государственного университета (далее СевГУ) и занимает важное место в учебных планах. Данная дисциплина является неотъемлемой частью учебных программ как бакалавров, так и специалистов всех курсов и направлений обучения.

В Севастопольском Государственном Университете проектная деятельность осуществляется в рамках дисциплин «Технологии проектной деятельности», «Проектирование в профессиональной сфере», «Методология проектной деятельности». Дисциплина «Технологии проектной деятельности» изучается студентами первого курса и предполагает знакомство с базовой терминологией, связанной с проектной деятельностью (проект, команда, исследование, продукт и т. д.). В рамках этой дисциплины студенты изучают теоретические основы работы над проектом. Обучение разделено на 6 этапов: командообразование, запуск проекта, исследование, разработка решения, экономика проекта, упаковка решения. В течение семестра студенты должны командой (2–10 человек) выполнить самостоятельный проект.

На всех этапах работы над проектом обучающиеся находятся под контролем преподавателя-наставника. Для своевременного выполнения заданий и получения помощи в СевГУ в учебной неделе был выделен «проектный день» – четверг. В этот день у студентов, как правило, нет других занятий, кроме дисциплин, связанных с проектной деятельностью. Также в этот день студенты могут встретиться с преподавателем-наставником для обсуждения этапов работы над проектом и наметить цели и задачи для дальнейшего его развития. Кроме того, на таких встречах команды делятся возможными решениями проектов, проводят исследования и обсуждают проблемы, возникающие в ходе выполнения проектной деятельности.

«Проектный четверг» является важной составляющей учебной дисциплин «Технологии проектной деятельности» и «Проектирование в профессиональной сфере», так как в этот день студенты могут посещать мероприятия неформального образования, которые организуют такие структуры СевГУ как «Предпринимательская точка кипения», «Студенческий бизнес инкубатор», «Студенческое научное сообщество», «Студенческий офис» и «Центр оценки компетенций по заказу руководства СевГУ».

Данные мероприятия помогают студентам познакомиться с реальными заказчиками проектов, что немаловажно для работы над дисциплиной «Проектирование в профессиональной сфере», проанализировать реальный опыт бизнес-проектов, получить поддержку и финансирование собственного инициативного проекта. Расписание мероприятий находится в свободном доступе, что позволяет заранее выбрать нужное мероприятия и записаться по ссылке. Такой формат приносит пользу студентам в качестве новых знаний и опыта, а заказчикам реальные идеи и новые продукты. Комфортная среда, созданная руководством Севастопольского государственного университета, позволяет проводить несколько встреч разного формата и уровня одновременно.

Проектная деятельность в СевГУ организована таким образом, что студенты могут работать, как над заказными проектами, так и над собственными решениями, то есть инициативными проектами. Проектная идея или проектная задача – это основной элемент, над которым работают студенты, задействуя свои интеллектуальные, творческие и эмоциональные резервы. Именно вокруг него и формируется проектная команда. Независимо от того, над каким типом проекта работают студенты, этапы работы над проектом остаются одинаковыми. Однако, их содержание отличается в заказной и инициативной разработке.

Дисциплина «Технологии проектной деятельности» не ограничивает студентов как в выборе проекта, так и в его реализации. На этом этапе обучающиеся могут пробовать свои силы в любых проектах любой направленности. Дисциплина «Проектирование в профессиональной сфере» в свою очередь, предполагает работу над заказным проектом, связанным с будущей профессиональной сферой деятельности студентов. С этой целью руководством Севастопольского государственного университета был создан «Банк задач», который постоянно пополняется реальными проектами, предлагаемыми как самим СевГУ, так и руководителями ведущих предприятий города Севастополя. Поиск проектов и их загрузка в «Банк задач» также осуществляется «Предпринимательской точкой кипения», которая организует коммуникацию с представителями разных сфер деятельности города Севастополя. Такой подход помогает наладить взаимодействие руководства СевГУ и руководства города для анализа ситуации с кадровым составом в той или иной отрасли и дальнейшего обсуждения возможных решений проблем.

Регулярная работа, анализ и оценка проектов преподавателями-наставниками позволяет выдвигать их на грант, что предусматривает получение финансирования университета в случае успешной защиты. Так, в рамках программы «Приоритет 2030» СевГУ работает над проектами, касающимися подводных роботов и гидроакустической связи, также идет работа над проектами, связанными с исследованиями погребальных традиций Херсонеса римского периода и восстановления Севастополя после Великой Отечественной войны. Данные проекты напрямую помогают культурному и историческому развитию города.

Работа над заказными проектами предполагает вариант взаимодействия в одной команде студентов разных направлений. При выборе проекта и на этапе командообразования студенты должны определить роли членов команды. Главная роль отводится лидеру, который выбирается всеми членами команды. Лидер должен обладать хорошими организаторскими способностями, а также волевыми чертами характера. Роли остальных участников проекта определяются в зависимости от профессиональной направленности, умений и навыков студентов. В процессе работы над проектом роли участников могут меняться. Еще одним важным элементом работы над проектом подобного вида является междисциплинарность. При необходимости преподаватель-наставник включает в команду студента другой специальности. Например, для разработки приложения по обучению иностранному языку студентам направления «Зарубежная филология» может понадобиться в команду студент инженерного направления. В этом случае осуществляется взаимодействие между разными специальностями. Так, в 2024 году студенты третьего курса Севастопольского государственного университета победили в международной премии «Цифровизация во благо» с проектом по цифровизации архитектурных памятников города Севастополя в виде 3D моделей. Данный проект, с одной стороны, показывает, что наука может работать не только на разработку будущего, но и на сохранение прошлого, поскольку позволяет сберечь историю и сделать ее доступной для каждого.

Большое значение в СевГУ имеет взаимодействие с другими вузами Российской Федерации. Оно успешно реализуется в том числе и в рамках проектной деятельности. Так, в настоящее время СевГУ сотрудничает с Томским политехническим университетом в рамках работы над проектом по переработке вышедших из эксплуатациипанелей солнечных электростанций в высокопрочные материалы, в дальнейшем использующиеся в космической промышленности.

С целью отработки этапа «упаковки решения проекта» в СевГУ проводятся регулярные предзащиты и защиты проектов. На защитах проектов осуществляется представление результатов работы команды и демонстрация продукта. Комиссия, которая, как правило, состоит из преподавателей-наставников, заказчиков и руководителей Предпринимательской точки кипения оценивает проекты по таким параметрам как полнота выполнения проекта, степень реализации, качество выступления и представления продукта. Этот этап является важным в реализации дисциплины «Проектная деятельность в профессиональной сфере», так как позволяет выявить новые идеи и представить их не только на региональном уровне, но и на всероссийском. Кроме того, большое значение при отборе проектов имеет актуализация и обновление базы проектов, согласно потребностям города и страны в целом.

Представляется важным отметить тот факт, что в 2024 г. студенты СевГУ стали победителями второго акселератора инновационных проектов двойного назначения, организованного фондом «Эра» (группа ПСБ). Участниками акселератора были команды разработчиков из разных регионов России. Студенты представили высокоманёвренный беспилотный катер «Сарган-М», оснащенный системой технического зрения, что позволяет управлять им на большом расстоянии. Катер был разработан в рамках программы деятельности научно-образовательного центра «МореАгроБиоТех». Победа в акселераторе показывает не только большую значимость проектной деятельности для вуза в целом (финансовая поддержка проекта), но и высокий уровень подготовки будущих кадров.

 

Заключение / Conclusion

 

Суммируя результаты проведенного теоретического исследования, можно отметить, что проектная деятельность в высших учебных заведениях прошла долгий путь становления и развития. Значительный вклад в разработку ее теоретического описания внесли как отечественные, так и западные педагоги. В современных реалиях проектная деятельность в вузах представлена широко и разнопланово. Проекты различаются по разным критериям и имеют большую функциональную значимость.

Современная проектная деятельность в высших учебных заведениях страны открывает новые перспективы улучшения образовательного процесса и является эффективным инструментом для подготовки специалистов высокого уровня, конкурентоспособных на рынке труда, способных быстро и четко реагировать на изменения в экономических, технических, социальных сферах и адаптироваться к ним. Благодаря проектной деятельности выпускники вузов становятся мобильными, хорошо ориентируются в новых областях информационных технологий. Они инициативны, самостоятельны, компетентны в своей профессии, имеют четкую гражданскую позицию, аналитический склад ума, способны к коммуникации и продуктивному взаимодействию. Проектная деятельность позволяет студентам приобрести важные управленческие качества (профессиональные, деловые, личностные) и навыки (стратегическое планирование, предвосхищение конечного результата, четкая организация процесса, объективное оценивание, управление материальными, человеческими, финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами). Также проектная деятельность позволяет студентам приобрести soft skills (умение донести информацию в нужном формате, умение управлять своими эмоциями и понимать эмоции других участников проектной деятельности, умение вдохновлять других на поиск нужных ответов, способность находить креативные идеи, взвешенно и осознанно принимать правильные решения, открытость к новому, умение работать в коллаборации и многое другое).

Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками, мы тем не менее считаем, что перспективу дальнейших исследований может составить изучение методического, педагогического, психологического сопровождения проектной деятельности со стороны преподавательского состава вуза.