Full text

Введение / Introduction

 

Образование является важнейшим социальным институтом, цель которого состоит в формировании человека, способного жить в современном обществе, иметь возможность самореализовываться и трудиться на благо страны.

Современное отечественное образование актуализирует вектор самореализации личности в сложной и многоплановой реальности современного мира, обусловливает возможности человека в овладении компетенциями, необходимыми для успешного освоения современного бытия и построения перспектив собственного будущего.  Педагогическая деятельность не может не учитывать социальные факторы и должна отвечать вызовам времени. В связи с этим система образования постоянно меняется, обогащаясь новыми методами, формами, технологиями, способами педагогического взаимодействия и содержанием. В условиях современных цивилизационных изменений, вызванных глобализацией, развитием информационных технологий и преобразованиями в социально-экономической сфере, проблема трансформации образовательного процесса не теряет актуальности.

По мнению Е. А. Ширинской, детерминирующим фактором обновления и развития образовательных систем является инновационная деятельность [‎1]. Такой вид деятельности представляет собой одну из форм развития образования в условиях роста сложности, неопределенности и разнообразия внутренних и внешних факторов, влияющих на профессиональный труд педагога. Согласно закону «Об образовании», инновационная деятельность осуществляется с целью модернизации и развития системы образования под влиянием основных направлений социально-экономического развития и приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации [‎2].

Целью образовательного процесса является подготовка обучающихся к будущему, обеспечение их необходимыми знаниями, навыками, компетенциями для успешного функционирования в условиях локального и глобального сообщества. Современные исследователи говорят о необходимости формирования личности, которая может принимать решения, занимать действительно субъектную позицию в осуществлении своей деятельности. Таким образом, внедрение инноваций в образовательный процесс становится неотъемлемой частью осуществления и управления педагогической деятельностью, а организация инновационного обучения – одной из важных задач образовательных организаций.

Н. Буранта и Е. Псомас подчеркивают важность организации образования, наполненного инновационными подходами педагогов, для продвижения соответствующих инновационных практик [3]. Исследования показывают, что образовательные учреждения, активно внедряющие инновационные подходы, демонстрируют наилучшие результаты вовлеченности студентов в процесс учения, обеспечивая при этом их успешность в учебе. Это подтверждает необходимость организации инновационного образования, разработки соответствующей политики и стратегий на уровне образовательных учрежденийи государственных органов управления образованием.

Таким образом, активное внедрение инновационных технологийи методик в образовательный процесс играет решающую роль в формировании эффективной учебнойсреды, способной удовлетворить потребности учащихся в XXI веке.В свою очередь, инновационную деятельность нельзя рассматривать изолированно от социокультурной реальности, она всегда отвечает требованиям общества и государства.

 

 

Обзор литературы / Literature review

 

Инновационная педагогическая деятельность является важным элементом развития образования и обеспечения эффективности функционирования образовательных систем, обновления образовательной деятельности, достижения абсолютно других качественных уровней результативности образования, перехода от традиционной, знаниевой образовательной парадигмы к личностно ориентированным моделям развития отечественного образования.

В основе определения сущности инновационной деятельности лежит смысловое значение категории «инновация». А. В. Хуторской отмечает, что в наиболее общей трактовке «инновация» понимается в качестве целевой трансформации функционирования какой-либо системы, при этом эта трансформация может иметь как количественный, так и качественный характер [4]. Часто инновация определяется как нововведение. Так, исследователь Н. И. Лапин отмечает, что этимология данного слова указывает на «введение», т. е. необходимость использования новшества, а не только его создания [5].

Рассматривая инновацию в педагогическом аспекте, мы определяем ее как продукт инновационной педагогической деятельности, которой был реализован в образовательном процессе. В. В. Пиличев рассматривает педагогическую инновацию в качестве нового результата педагогической деятельности, направленного на повышение качества обучения, воспитания и развития обучающихся. Обозначенная инновация может быть внедрена в образовательную цель, содержание, в систему методов и форм осуществления образовательного процесса, в педагогическое взаимодействие и общение субъектов совместной учебной деятельности, а также в качестве изменений в профессиональном мышлении педагога [6].

Функциональное значение инновационной деятельности, как отмечает В. П. Ларина, состоит в решении актуальных проблем образовательной системы, вызванных противоречием между имеющимися нормами и только внедряемым в образовательную систему несоответствием между укрепившимися нормами и новыми потребностями социума. Поэтому инновация является не только достижением педагогической науки и практики, она выступает в роли инструмента улучшения образовательного процесса и, соответственно, жизни общества. Широкое использование инноваций начинается с фиксации успешного передового опыта в реализации инновационной педагогической деятельности и оформления механизмов социальных трансляций этого опыта [7].

Таким образом, под инновационной деятельностью понимают целенаправленную педагогическую работу, основанную на осмыслении собственного педагогического опыта с помощью изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса. Согласно мнению В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева и Е. Н. Шиянова, данная деятельность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности педагога. Главная цель инновационной деятельности заключается в получении новых знании, достижении высоких результатов в образовательной практике [88].

Инновации в образовании, как отмечалось выше, являются ответом на вызовы общества. Большой толчок во внедрении инноваций был вызван пандемией COVID-19, когда обучение перешло в дистанционный формат. Д. О. Королева, А. А. Андреева и Т. Е. Хавенсон, изучая вопрос трансформации образования в период пандемии, пришли к выводу, что система образования, при необходимости, может быстро меняться. Актуальность перестройки образовательной системы повлекла за собой новые инфраструктурные и организационные решения со стороны органов управления образованием. Исследователи отмечают, что внедрение инноваций прошло на всех уровнях, чем объясняется успешный переход на непривычный формат обучения. Конкретные меры по организации дистанционного обучения были реализованы на уровне образовательных организаций, педагоги осваивали новые инструменты и форматы обучения. Д. О. Королева, А. А. Андреева и Т. Е. Хавенсон отмечают, что изучение момента перехода на новый формат работы в марте 2020 года важно для планирования развития школ и для заполнения дефицитов образовательной системы, порожденных вызовами пандемии [9].

И. В. Чернов, рассматривая инновации в образовательном процессе, также обращается к опыту перехода на дистанционное образование. Исследователь отмечает, что массовый переход на дистанционную форму обучения внедрил в педагогическую практику новые инструменты. Теперь учителя используют онлайн-платформы как средство, помогающее организовывать образовательный процесс, на постоянной основе. Также исследователь отмечает, что в ситуации пандемии отечественное образование в качестве базового фактора социализации личности трансформировалось в большей степени в дистанционную форму педагогического взаимодействия, что предполагает использование в образовательном процессе исключительно цифровых технологий обучения [10].

Цифровая среда вошла в жизнь каждого человека, она не только меняет профессиональную сферу, но и кардинально преобразует способы решения задач и взаимодействия, перестраивает мышление людей. Социологи отмечают, что распространение цифровых технологий изменило способы коммуникации в обществе, затронуло сферу образования, услуг, организации досуга и т. п. Дети и подростки большинство времени проводят в информационном пространстве в режиме онлайн, что влечет за собой формирование их мировоззрения и убеждений через цифровое пространство.

Необходимость адаптации к цифровым экосистемам отмечают П. Д. Рабинович, Л. В. Кремнева, К. Е. Заведенский, Е. Д. Шехтер, С. Н. Апенько. Такая адаптация связана с приспособлениями, основанными на имеющимся опыте, что не решает вопрос готовности специалиста к непредсказуемому будущему. Исходя из этого, некоторые исследователи используют термин «преадаптация», то есть адаптация предварительная. Преадаптация происходит через столкновение с новым, незнакомым, разнообразным, выходящим за пределы привычного. Исследователи подчеркивают, что в условиях перехода от «экономики собирательства и потребления» к «экономике знаний» умения, связанные с созданием и использованием инноваций, являются базовыми для современного человека. И важно не только принимать участие в инновационных процессах, но и быть инициаторами новшеств, непосредственно работать с инновациями. Под инновацией в данном случае понимается новая деятельность, в результате которой создаются новые продукты. При этом важно понять, что продукты рассматриваются не только в технологичной сфере, но и в сфере общественно-культурного характера [‎11]. 

Подготовка молодежи к созданию и использованию инноваций должна осуществляться через соответствующую образовательную деятельность. С. Ханг и Ф. Ли отмечают, что инновационное образование должно осуществляться через системную работу. Комплексный подход к инновационному обучению включает в себя изменения не только в содержании курса, но и в методах преподавания, используемых ресурсах и оценках полученных результатов [‎12]. Ж. Сюй, Ц. Ли, Ю. Цзоу подчеркивают важность инноваций в методах обучения для эффективного развития инновационных талантов обучающихся [‎13].

Инновационное образование – это процесс подготовки обучающихся к приобретению новых инновационных навыков, знаний и умений, способность разрабатывать идеи для решения социальных проблем.

Особое внимание организации инновационной среды уделяют высшие учебные заведения, они разрабатывают новые стратегии обучения, направленные на повышение успеваемости и качества подготовки студентов.

М. Лейжон, П. Гудмундссон, П. Стааф, С. Кристерссон занимались исследованием инноваций в системе высшего образования. Полученные результаты исследования показали, что некоторые учебные заведения предложили переориентировать подготовку студентов в соответствии с требованиями рынка труда на национальном и международном уровнях, а также в контексте требований глобализации и технологического прогресса. Высшие учебные заведения работают над педагогическими подходами, которые развивают активное, экспериментальное и эмпирическое обучение для повышения эффективности работы в рабочей среде с помощью инновационных-педагогических стратегий, связанных с результатами обучения, необходимыми общими компетенциями и продуктами, которые позволяют подтвердить их развитие и влияние на социальную среду. Эти общие навыки необходимы для решения проблем, достижения целей, совместимых с различными участниками, использования технологий и понимания долгосрочных последствий предлагаемых решений с интеграцией дисциплинарных знаний в рабочем контексте. В связи с этим в некоторых исследованиях было реализовано обучение, основанное на необходимости разработки методологий, облегчающих решение проблем и адаптирующихся к текущим моделям учебных программ, обеспечивающих эффективное обучение.

Этот педагогический подход является частью так называемого эмпирического обучения, целостного и интегрированного подхода к обучению, который сочетает в себе опыт, познание и поведение. Обучение на основе решения проблем обеспечивает ориентированное на учащихся учебное пространство, в котором воссоздаются условия современного рабочего места [1414].

Немаловажную роль, по мнению группы исследователей К. Цао, Б. Чэнь, С. Ян, С. Чжен, Я. Е, С. Юэ, играет готовность преподавателей к инновациям в преподавании курсов. Исследователи отмечают, что компетенции педагога непосредственно влияют на активность и вовлеченность школьников в образовательный процесс [‎15]. М. Лин, Т. Чанг и Ч. Всу также отмечают важность умения использовать современные инструменты для организации образовательного процесса. Согласно исследованиям педагогов, грамотное использование информационных технологий может повысить эффективность преподавания и расширить внедрение инноваций в обучение [‎16]. Х. Хашим, М. Сахарани, Н. Зулькифли, М. Мохтар, М. Иона, описывая положительные эффекты инновационного образования, сделали вывод, что такое преподавание не только способствует повышению мотивации учащихся, но и оказывает положительное влияние на результаты обучения [‎17]. Также необходимо понимать, что важную роль играет методика использования этих инструментов в обучении. По мнению У. Видодо и И. Густари, организация обучения, креативность и адаптивность учителей оказывают большее положительное влияние на обучение, чем используемые инструменты [‎18].

Ф. Иддрис, К. Саймон, К. Догбе и Э. М. Кпарл исследовали особенности инновационного образования в аспирантуре. Исследователи подчеркивают, что инновационное образование способствует раскрытию у аспирантов мотивации к исследованию, совершению открытий и использованию всех инструментов для изучения чего-то нового. Инновационное образование предполагает различные способы выявления проблем и разработки стратегий их решения. Это также улучшает предпринимательские намерения, поскольку заставляет обучающихся использовать более высокий уровень мышления для решения сложных задач [19]. Инновационное образование развивает у аспирантов сложные навыки; это означает, что оно поощряет их использовать сложные инструменты, идеи и умения для запуска и завершения проекта. Образовательная среда создает условия, в которых обучающиеся приобретают навыки, знания и новые идеи, генерируемые либо в формальной, либо в неформальной обстановке, влияющие на то, как человек думает, чувствует и действует.

Особый интерес у нас вызывает трансформация педагогического профессионального образования. Как отмечает С. В. Бобрышов, подготовка будущих учителей к инновационной деятельности требует обновления соответствующих образовательных подходов [20]. А. В. Эркенова дает развернутое определение инновационной среды педагогического вуза, определяя ее в качестве совокупности содержательных элементов, форм, методов и средств организации процесса обучения будущих педагогов в сфере осуществления профессиональной инновационной деятельности [‎21].

Н. И. Наумкин, Н. Н. Шекшаева, В. Ф. Купряшкин, Е. В. Забродина ввели в тезаурус педагогической науки новую дидактическую категорию «инновационная педагогико-технологическая образовательная среда». Под ней авторы понимают систему взаимосвязанных инструментальных, методологических, инфраструктурных и других элементов, которые обусловливают эффективность формирования у будущих учителей должного профессионализма, в том числе готовности к инновационной педагогической деятельности, в рамках сочетания оптимальных образовательных  ресурсов педагогического вуза и его сетевых партнеров [2222].

Р. Буске отмечал, что готовность к осуществлению инновационной деятельности является одной из характеристик личности учителя, включая его заинтересованность и внимание к инновациям, которые происходят в образовании [2323]. Ключевое различие состоит в том, что учитель не только самостоятельно должен быть готов к осуществлению инноваций лично, но и должен быть включен в коллективную инновационную деятельность школы. Как отмечали Дж. Донохо, Дж. Хэйти и Р. Эльс, инновационная деятельность в образовательной сфере будет успешна только при совместном усилии всех субъектов педагогического процесса [2424]. М. Шолс говорит, что для качественного осуществления инновационного обучения педагоги нуждаются в соответствующей подготовке, а также поддержке со стороны администрации образовательной организации и педагогического сообщества [25].

Инновационные методы обучения играют ключевую роль в современных образовательных процессах, адаптируясь к новейшим технологическим разработкам и меняя педагогические подходы. Согласно исследованиям Дж. Пурба, М. Ситуморанга, Р. Силабана, образовательные учреждения все чаще отходят от традиционных аудиторных занятий в пользу мероприятий с использованием виртуальных платформ, которые облегчают переход от личного взаимодействия к виртуальному общению [26]. Р. Алмейда, К. Сильва, Б. Висенте, А. Абрантеш, К. Азеведо считают, что онлайн-образование стало педагогическим переходом от традиционного метода к современному подходу преподавания и обучения, инновационные модели обучения позволили перейти от классных аудиторий к обучению, охватывающему масштабные территории. Также новые подходы в обучении, например «перевернутый класс» и обучение на основе игр, пробуждают у обучающихся познавательные интересы и повышают их самостоятельность [27].

Исследователи отмечают, что переход к онлайн-образованию стимулировал разработку и внедрение новых методов и технологий, направленных на улучшение образовательного процесса и вовлечение в него учащихся. Так, Т. Киан выступает за повышение мотивации студентов к обучению через использование методов и стратегий активизации деятельности [28]. Эти изменения в педагогических системах чрезвычайно важны для поддержания темпов развития образовательного пространства и удовлетворения разнообразных потребностей учащихся в обучении. Т. Эли в своем исследовании отмечает, что внедрение инновационных и интерактивных методов обучения является ответом на потребности в становлении личности у молодого поколения. Благодаря инновационным методикам обучающиеся чаще стали воспринимать образование как приятный и полезный опыт, где происходит обучение (активное взаимодействие педагога с учащимися), а не преподавание (трансляция знаний) [29].

Внедрение инновационных и интерактивных методов обучения, как показали исследования А. Чжана, С. Олелеве, С. Орджи, Н. Ибезим, Н. Санди, П. Обичукву, О. Оканазу, значительно стимулирует интерес и участие студентов в образовательном процессе [30]. Л. Смитс, Р. Таконис, У. Йохемс выявили, что современные научные подходы в образовании ориентированы на контекстно-ориентированные педагогические методы, которые направлены на создание образовательной среды, актуальной и привлекательной для учащихся, объединение теоретических концепций с их практическим применением [31].

Н. А. Лызь, О. Н. Истратова, Е. В. Голубева считают, что инновационная деятельность в образовании представляет собой системообразующий и интегрирующий фактор, структурирующий образовательный процесс и научный поиск в единое целое. Она имеет широкий спектр распространения и может осуществляться на разных уровнях: от создания инновационных проектов, внедрения новых модулей и курсов до модернизации программ подготовки обучающихся, трансформаций систем высших учебных заведений и инноваций в образовательной политике на государственном уровне. Постоянные инновации в содержании, технологиях, методах обучения выступают неотъемлемой частью педагогической деятельности и даже способом ее существования. Авторы отмечают, что использование продуктивных методик и технологий, доказавших свою эффективность, также способствует достижению образовательных результатов, но многофакторность и сложность меняющейся реальности требуют как минимум их творческого преобразования и адаптации к конкретным условиям и субъектам обучения [32].

С. Ким, Дж. Ким отмечают, что инновационное обучение в начальной школе позволяет формировать исследовательские навыки у младших школьников. Педагоги описали опыт внедрения модели исследовательской деятельности в образовательный процесс. Согласно их выводам, учащиеся испытывают трудности при выполнении исследовательской работы по учебнику. В частности, им было трудно овладеть комплексными навыками исследования, в отличие от освоения базовых навыков. Также учащиеся испытывали трудности с пониманием последовательности поисковых действий в учебниках. Внедрение модели исследовательской деятельности позволило младшим школьникам освоить этапы процесса исследования, делая акцент на их собственных представлениях, кроме того, улучшилось понимание последовательности исследовательской деятельности по учебнику. Таким образом, внедрение инновационного инструмента в образовательный процесс позволило улучшить поисковые действия и понимание учебного материала школьниками [33].

По мнению С. О. Фоминых и В. Н. Иванова, внедрение инновационных технологий и методов в учебный процесс обогащает содержание уроков и дает возможность адаптировать методы обучения так, чтобы они максимально соответствовали современным требованиям рынка труда и интересам учащихся. Качественная подготовка учителей требует использования разнообразных ресурсов и инфраструктуры, которые могут предоставить инновационные образовательные центры. Эти центры способны предложить современные методики преподавания, доступ к новейшему лабораторному оборудованию, а также возможности для профессионального развития и повышения квалификации [3434].

Инновационные технологии, в отличие от традиционных средств, имеют новые возможности, которые постоянно обновляются. Влияние технологий на инновационные процессы в образовании заметно усиливается благодаря интеграции таких современных инструментов, как виртуальная реальность, робототехника, большие данные, искусственный интеллект и цифровые инструменты. Например, использование виртуальной реальности в образовании и подготовке специалистов в области строительной инженерии, как показали исследования Р. Ванга и соавторов, демонстрирует значительный потенциал для улучшения результатов обучения [3535]. И. Перес, А. Уэгун-Бургос, И. Рекальде-Родригес отмечают, что робототехника также признана важным фактором трансформации системы образования, она выступает в роли инструмента развития индивидуальных навыков [36].

Анализируя опыт инновационной педагогической деятельности разных исследователей, С. Ж. Жанжигитов делает вывод, что на данный момент инновационные технологии предоставляют возможности, которые могут положительно преобразовывать педагогическое образование и в конечном счете модернизировать традиционные школьные системы [37]. Ключевыми участниками внедрения инноваций являются педагоги, поэтому необходимо сформировать у них готовность к работе в новых условиях, используя инновационные способы профессиональной подготовки.

Таким образом, инновационная педагогическая деятельность рассматривается как средство повышения качества образования, усиления вовлеченности и удовлетворенности учащихся, а также улучшения общих результатов обучения.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Цель нашего исследования заключалась в рассмотрении вопросов характеристики инновационной образовательной деятельности в условиях современных реалий. В исследовании применялись следующие методы: анализ зарубежных и отечественных литературных источников, синтез, обобщение.

Анализ зарубежных и отечественных литературных источников позволил определить сущностные характеристики инноваций в образовании и выделить особенности внедрения инноваций в образовательный процесс. С помощью синтеза результатов анализа зарубежных и отечественных литературных источников были определены основные причины необходимости инновационной педагогической деятельности, а также направления инновационной деятельности в образовательных организациях. С помощью обобщения изученных источников были определены социокультурные детерминанты внедрения инноваций в образовательный процесс.

Ведущими методологическими подходами в исследовании выбраны системный, личностно ориентированный и индивидуально-дифференцированный. Системный подход в исследовании позволил рассмотреть внедрение инноваций в образовательный процесс как целостную систему, в структуру которой входят цель, принципы, содержание, методы, формы, средства, условия, результаты и способы взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Личностно ориентированный подход предполагает рассмотрение внедрения инноваций в образовательный процесс как ответ на необходимость формирования новой личности, отвечающей запросам общества. Также такая позиция требует опоры на индивидуально-дифференцированный подход, заключающийся в понимании необходимости учета особенностей субъектов образовательного процесса и педагогических подсистем при разработке и применении инноваций.

 

Результаты исследования / Research results

 

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Под инновационной педагогической деятельностью мы понимаем создание и внедрение инноваций в содержание, инструментарий образовательного процесса и формы взаимодействия субъектов, обеспечивающие эффективное достижение результатов педагогической деятельности.

Анализ исследований по проблеме внедрения инноваций показал, что преобразование педагогической реальности происходит на всех уровнях, в разных направлениях и внедряется в работу всех субъектов образовательного процесса. Только при комплексном подходе инновационная педагогическая деятельность способствует совершенствованию имеющейся педагогической практики, обогащению, преобразованию целей, содержания и средств решения комплексных проблем, возникших при несоответствии традиционных образовательных норм новым вызовам времени. Эти вызовы обусловлены тенденциями социокультурного развития общества. Среди наиболее значимых социокультурных детерминант выделим следующие.

Глобализация – необходимость формирования «современной» личности, которая будет способна к самореализации в постоянно меняющемся мире и конкуренции в глобальном мире.

Развитие технологий, открытие новых знаний, изменение общественных взглядов происходит быстро, и никакое образование не сможет подготовить человека к жизни и самореализации в обществе раз и навсегда, поэтому выпускник должен быть готов к непрерывному образованию в течение всей жизни. В связи с этим как на уровне образовательных организаций, так и на уровне государственной политики происходит преобразование образовательной системы: внедрение новых учебных предметов, изменение объема изучаемых дисциплин, трансформация компетенций, требований к освоению образовательных программ и т. д. Основными подходами организации образовательного процесса являются системно-деятельностный, метапредметный и компетентностный, широким распространением пользуются проблемное, эвристическое обучение, исследовательский и проектный методы.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что вузы преобразовывают свою систему, чтобы оставаться конкурентоспособными, то есть способными готовить востребованных специалистов в рамках запросов государственного и мирового рынка труда. Развитая инновационная система позволяет реализовывать актуальную подготовку будущих специалистов, способных вносить позитивные изменения и создавать инновационные продукты в разных сферах деятельности.

Демократизация и гуманизация современного общества – подготовка человека, обладающего индивидуальными характеристиками, отличающегося личной компетентностью и самодостаточностью.

В связи с этим образовательный процесс должен строиться на формировании субъектности обучающихся, быть наполненным активными, продуктивными видами деятельности. Усвоение знаний должно носить творческий характер, только тогда выпускник будет готов к созданию нового и работать в условиях инноваций.

Образовательная система должна быть направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, подготовку личности, способной к творчеству в процессе всей жизни.

Анализ источников показал, что предметом многих исследований является инновационное образование, направленное на формирование готовности обучающихся к созданию новых продуктов, исследованию проблем и возможности разрабатывать и реализовывать свои идеи.

Цифровизация образования и технологический прогресс – необходимость пересмотра педагогических подходов при использовании новых форм педагогического взаимодействия и дидактических средств.

Развитие технической сферы привело к внедрению онлайн-технологий, веб-квестов, проектно-исследовательских методов в массовую образовательную практику. Современная школа должна в том числе формировать у школьников представления об информационном обществе, возможностях современных технологий. Широкое распространение дистанционной формы обучения повлекло положительные эффекты в организации индивидуального обучения, повысило возможности взаимодействия педагогов с обучающимися без временных и пространственных ограничений. Но при освоении технической составляющей такой формы обучения вопрос сохранения качества воспитания, формирования мотивационной составляющей, метапредметных навыков и других образовательных результатов при организации дистанционного обучения остается актуальным для педагогической инноватики.

С другой стороны, использование новых информационно-коммуникативных технологий ускоряет процесс поиска и передачи информации, автоматизирует труд, преобразовывает умственную деятельность. Задача образовательного учреждения состоит в создании развивающей среды для детей, отличающихся от старшего поколения способами восприятия и обработки информации.

Таким образом, под влиянием технического процесса задачей учителя становится освоение новых ресурсов и их грамотное использование в образовательных целях, а также преобразование педагогической деятельности с учетом изменяющейся реальности.

Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости преобразования подготовки учителей к профессиональной деятельности. Любых организационно-управленческих инноваций внутри образовательной системы будет недостаточно без готовности педагогов работать в новых условиях и их самостоятельности в разработке и внедрении новшества в рамках педагогической деятельности.

Современный педагог не может осуществлять педагогическую деятельность, не принимая ее инновационности. В отличие от практики прошлого, когда учитель был лишен возможности самостоятельно выбирать учебники, образовательные программы, методики педагогической деятельности, сейчас новшества в образовании носят изобретательский, исследовательский характер, и создание самих инноваций и условий для их реализации со стороны учителей является ключевым элементом трансформации образовательной системы.

Инновации являются результатом научных исследований и передовых практических разработок учителей и педагогического коллектива. При всей возможности педагогической науки образовательная практика остается за учителями, воспитателями, преподавателями, которые непосредственно взаимодействуют с обучающимися. С внедрением современных технологий в образовательный процесс преподаватель вынужден расширить свои функции, так как качество педагогического процесса зависит от участия в нем директора школы, учителей и воспитателей как новаторов, внедряющих новейшие образовательные программы на практике.

В связи с этим возникает необходимость в специальной современной психолого-педагогической подготовке учителя, которая способствовала бы формированию его готовности к восприятию и желанию внедрять в свою профессиональную деятельность педагогические инновации. Под готовностью педагога к инновационной деятельности мы понимаем формирование у педагога комплекса личных и особых качеств, наличие которых обеспечивает стремление и техническую способность осуществлять рассматриваемый вид деятельности.

Анализ опытов педагогов-исследователей показал, что проблема подготовки педагогов к инновационной деятельности вызывает интерес у научного сообщества. Такая подготовка обеспечивается в первую очередь включением будущих учителей в инновационную деятельность, формированием у них положительного ценностного отношения к инновациям и креативного, творческого мышления. На наш взгляд, это возможно только при трансформации профессиональной подготовки будущих учителей, наполнении содержания образовательного процесса сложными, творческими задачами, требующими нестандартных инновационных решений, в полной мере соответствующих современной социокультурной реальности.

 

Заключение / Conclusion

 

В заключение можно отметить, что внедрение инноваций в образовательный процесс остается ключевым фактором адаптации образовательных систем к современным вызовам. Результаты исследования подтверждают, что прогрессивные образовательные практики и технологии способствуют не только повышению качества образования, но также призваны обеспечить более глубокую интеграцию академических и профессиональных сообществ в процессы непрерывного образования и профессиональной подготовки. Эффективность и актуальность таких подходов, как междисциплинарное взаимодействие, использование новых информационных технологий и стратегий индивидуального подхода в образовании, выявленные в ходе анализа, подчеркивают важность дальнейшего изучения этих вопросов, необходимых для повышения вклада образования в социально-экономическое развитие общества.

Результаты нашего исследования, как мы надеемся, имеют существенное значение для всей сферы образования, подчеркивая несомненную важность инноваций в обучении личности для адаптации к быстро меняющемуся миру. В соответствии с целью исследования процесс создания и внедрения инноваций рассматривался через призму изменяющихся социальных и культурных общественных реалий. Именно такой взгляд на проблему позволил обозначить значение педагогических инноваций для развития современного общества. В ходе исследования были выявлены наиболее значимые социокультурные детерминанты, влияние которых не может не отражаться на трансформации педагогических систем. Анализ тенденций и инноваций в образовательной практике показал, что использование новых технологий и методик не только повышает качество образования, но и делает учебный процесс более гибким и адаптивным. Автором обозначены основные пути решения возникающих вызовов посредством инновационных методов и средств. В исследовании уточнена роль педагогов в организации инновационной педагогической деятельности. Личность педагога, а соответственно, и его деятельность являются ключевыми факторами инновационного преобразования образовательной системы, поэтому необходима качественная подготовка будущих учителей к осуществлению такого рода деятельности, в основе которой лежит формирование у будущих педагогов готовности к инновационной деятельности на ценностном и инструментальном уровнях.