Full text

Введение / Introduction

 

Проблема эмоционального выгорания учителей остается актуальной, так как обусловлена особенностями педагогической деятельности, предполагающей постоянное общение, разрешение конфликтных ситуаций, эмоциональное напряжение ее участников. В силу уникальности индивидуальных характеристик, особенностей переживаемого педагогом состояния эмоционального напряжения, отсутствия представлений о сущности данного явления и возможностях его преодоления затруднено оказание педагогической и психологической помощи учителю в ситуации стресса. Помимо этого, к сожалению, специальная работа по оказанию такой помощи учителям в школе практически не проводится.

Наши исследования учителей начальных классов и воспитателей детского сада, осуществленные студентами магистратуры под руководством автора, позволили обозначить еще один нюанс данной проблемы. Педагоги в большинстве случаев, погружаясь в затяжной стресс, не в состоянии самостоятельно оценивать степень эмоционального профессионального выгорания и объяснять его причины в силу неосведомленности о своих особенностях личности и возможностях его преодоления. Так, в ходе исследования (студента магистратуры А. А. Чибизковой, направление 38.04.02 Менеджмент, направленность (профиль) Менеджмент в образовании ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина») было выявлено, что почти половина воспитателей детского сада (47% респондентов) испытывала тревожность, вплоть до состояния «загнанности в клетку», когда условия работы, отношения между людьми в значительной степени мешали свободе, активности, проявлению инициативы и т. п. Из них 38% респондентов также находились в состоянии эмоционально-нравственной дезориентации, которая проявляется в усталости от общения, в сдержанности естественного проявления чувств, потере контактов. У большинства таких респондентов срабатывало стремление к «экономии эмоций», то есть уходу от эмоциональных положительных оценок, проявления радости или одобрения [1].

Схожие результаты были получены в исследовании студента магистратуры М. С. Курониной, направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Педагогика высшей школы ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», осуществленном в новой большой школе. Учителей начальных классов примерно из той же выборки, переживающих эмоциональное выгорание, было больше (55% респондентов). Они находились на стадии резистенции, и благодаря нашей своевременной помощи многим из них была оказана поддержка. Сложнее было помочь 15% учителей начальных классов, подверженных эмоциональному истощению. Самым печальным было то, что никто из них не понимал причин такого явления и не знал своих личностных особенностей [2]. Нет сомнения в том, что преодоление эмоционального выгорания значимо для личности учителя, так как, по утверждению Г. М. Клочева и Т. Г. Черных, эмоциональное выгорание педагогов может быть рассмотрено как нарушение психологического здоровья [3].

В связи с этим возрастает значимость осуществления педагогической профилактики эмоционального выгорания будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки, способствующей знанию своих индивидуальных особенностей и состояний, пониманию механизма протекания профессионального эмоционального выгорания и его последствий для личности и профессионального становления. Наш опыт осуществления педагогической профилактики на разных направлениях подготовки будущего учителя подтвердил реальные возможности ее реализации в рамках преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла.

Обзор литературы / Literature review

 

Прежде чем охарактеризовать наше представление о сущности профессионального эмоционального выгорания педагога, остановимся на краткой характеристике этого понятия в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Одним из первых термин «профессиональное выгорание» ввел в восьмидесятых годах прошлого века Герберт Фрейденбергер, который связывал возникновение данного состояния работника с чрезмерными требованиями, вызывающими переживание стресса [4]. К этому времени, благодаря трудам Ганса Селье [5] и Ричарда Лазаруса [6], была описана сущность стресса. Как известно, Ганс Селье охарактеризовал три стадии развития стресса. Тревога как первая стадия стресса вызывает стремление человека приспособиться к нему, далее человек стремится адаптироваться к новой ситуации, это вторая стадия, которая характеризуется процессом резистентности. Третья стадия связана с развитием истощения, если человеку не удалось жизненную ситуацию подчинить себе на пользу или найти пути ее преодоления. На этой стадии применительно к ситуациям стресса в педагогической деятельности и возникает профессиональное эмоциональное выгорание, которое чревато необратимыми изменениями в личности.

Можно утверждать, что благодаря трудам Ричарда Лазаруса, описавшего характеристики физиологического и психологического стресса, установившего зависимость степени преодоления стресса от индивидуальных качеств личности, возникло направление исследования по определению характеристик личности человека [7]. Особый вклад в изучение индивидуальных характеристик личности, которые способствуют стрессоустойчивости, внес Ганс Юрген Айзенк [8].

На фоне огромного интереса к проблеме психической регуляции стрессоустойчивости личности издано немало научных трудов и статей педагогов и психологов. Работы по этой тематике стали появляться в последние десятилетия прошлого века. Однако по-настоящему деятельный и практический интерес к ней проявился в начале двухтысячных годов. Так, В. А. Бодров и А. А. Обознов [9] описали систему психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора. Появились работы, в которых были представлены рекомендации по преодолению стресса и формированию стрессоустойчивости. Г. Б. Монина и Н. В. Раннал впервые поделились опытом практической деятельности по снятию стресса, по диагностике состояния работающего человека и переживающего стресс. Они описали четырехдневный тренинг стрессоустойчивости на основе диагностики, приемы саморегуляции. Ученые стали обсуждать на страницах психологических журналов пути и средства формирования умений совладания со стрессом [10].

Особую ценность представляют для педагогов, психологов и медиков, то есть представителей помогающих профессий, работы известного отечественного психолога В. В.  Бойко [11], который создал опросники по определению уровня эмоционального выгорания, характеристике психологической защиты в общении и др. Вместе с коллегами А. Г. Ковалевым и В. Н. Панфёровым [12] он разрабатывал проблему профессионального эмоционального выгорания профессионалов, для которых значимо взаимодействие с людьми. В. В. Бойко неоднократно анализировал влияние социально-психологического климата на стрессоустойчивость работников сферы человеческой деятельности типа «человек – человек», уделяя внимание проявлению эмоций человека [13].

Эту же проблему с учетом особенностей «помогающих профессий» рассматривала Н. В. Гришина [14]. В своих работах она представила с точки зрения экзистенциального подхода анализ влияния на возникновение синдрома выгорания личностного взаимодействия в деятельности представителей «помогающих» профессий. На основе экспериментальной работы со студентами (более 300 респондентов) она описала влияние изменения жизненных ситуаций на формирование отношений и жизненной позиции будущих профессионалов «помогающих профессий». Особое значение автор уделил накоплению экзистенциального опыта.

Проблема эмоционального выгорания педагогов также в педагогической и психологической литературе начинает обсуждаться с 80–90-х годов прошлого века. Ученые уделяют внимание проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов. Е. Г. Ожогова рассматривает как наиболее эффективный механизм профилактики «психического выгорания» педагогов (выражение автора) развитие их рефлексивной культуры. Характеризуя введенное ею понятие «психическое выгорание», автор представляет его структуру и основные формы проявления, то есть эмоциональное истощение педагогов, деперсонализацию, отказ от привычного способа поведения, редукцию личных достижений. По мнению автора, развитие рефлексивных умений играет ключевую роль в преодолении эмоционального выгорания и его предупреждении. Результаты проведенного автором эксперимента и корреляционный анализ позволили установить зависимость между уровнем развития рефлексии респондентов и способностью успешно справляться со стрессом [15].

В начале двухтысячных годов ряд работ был посвящен описанию специальных тренингов эмоциональной устойчивости педагогов. Можно выделить среди таких пособий «Тренинг эмоциональной устойчивости» Е. М. Семеновой, адресованный педагогам образовательных учреждений. Упражнения и тренинги, предложенные автором, направлены на развитие коммуникативных навыков педагогов, приобретение навыков культуры установления отношений и взаимодействия, эмпатийных качеств педагогов. Кроме того, в книге уделено внимание решению профессиональных педагогических ситуаций. Интересен подход, который согласуется с позицией автора, то есть рассматривается главное условие стрессоустойчивости педагога – повышение его профессионализма [16].

В зарубежных дискуссиях на страницах научных журналов по проблемам эмоционального выгорания учителей в последние годы также неоднократно рассматривалась связь выгорания с неудовлетворенностью работой учителя, которое чаще всего проявляется на фоне неуспешной профессиональной деятельности. Так, группа ученых, А. Кэрролл, К. Форрест, Э. Сандерс-О'Коннор, Л. Флинн, М. Б. Джули, С. Файнс-Клинтон, А. Йорк, М. Зиаи, выяснили, что более половины учителей, переживающих высокий уровень выгорания, думают о смене профессии [17]. А. Александер-Стаматиос, П. Кириаки и другие отмечали, что учителя в состоянии эмоционального выгорания стремятся ограничить контакты с коллегами, проявляют агрессию, пренебрегают профессиональными обязанностями, избегают ситуаций, требующих коллегиальных решений, обсуждений. Очевидно, что недостаточное развитие профессионально важных качеств педагогов становится заметнее именно в ситуации стресса [18].

Так же как отечественные психологи В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панфёров и другие, зарубежные авторы A. Кариу, П. Кутсимани, Э. Монтгомери, O. Лайниди установили связь выгорания учителей с проявлением эмоций, однако остается открытым вопрос по поводу того, что является причиной, а что – следствием [19]. Предположим, что все же успешная профессиональная деятельность учителя, которая вызывает положительные эмоции, способствует преодолению стресса. Однако слишком бурное переживание эмоций по поводу ситуаций, вызывающих напряжение и стресс, скорее делает человека подверженным выгоранию, как это происходило с некоторыми нашими студентами во время производственной практики. Чрезмерное стремление достичь успеха, быть лучшим, проявление бурных эмоций отчаяния, когда возникали препятствия, ослабляло их психологическую защищенность.

С нашим подходом в рассмотрении стратегии и тактики профилактики эмоционального выгорания педагогов согласуется научный подход и практический опыт известного педагога и психолога, посвятившего много научных трудов анализу психологического здоровья детей. О. В. Хухлаева рассматривает данную проблему в тесной взаимосвязи с характером и особенностями деятельности самого педагога и школьного психолога и предоставляет опыт работы с педагогами в этом направлении в своих трудах. Характеризуя работу школьной психологической службы, автор наметил пути и направления профилактики эмоционального выгорания школьных педагогов [20]. При этом О. В. Хухлаева рассматривает три главных аспекта деятельности психологической службы с педагогами, которые основываются на причинах возникновения эмоционального выгорания педагогов: организационный (развитие активности и самостоятельности педагогов); социально-коммуникативный (развитие межличностных отношений); информационный (психологическое просвещение учителей об особенностях протекания стресса, зависимости стрессоустойчивости от особенностей человека, информирование о личностных особенностях педагогов на основе соответствующей диагностики и т. д.) [21].

В зарубежной литературе существует также характеристика нескольких факторов влияния на формирование эмоционального выгорания учителей. Остановимся на них подробнее. Социально-психологический фактор обычно связывают с плохой организацией, отсутствием социальной поддержки учителей со стороны руководства и коллег, со стилем управления администрации. Несколько необычные результаты были получены в исследованиях испанских ученых Л. Санчес-Пуялте, Д. Н. Матеу, Э. Эчезахар, Т. Г. Йепес, которые выделили как основную причину выгорания учителей плохую дисциплину учащихся [22]. Похожие результаты зафиксированы в работе П. Н. Керманшахи и Р. Пишгадам «Эмоциональное выгорание учителей и их способность к обратной связи». Авторы исследовали 200 иранских преподавателей английского языка и выяснили, что контакт и понимание учеников, постоянная обратная связь с ними способствуют сохранению эмоционального психологического здоровья учителя. Педагоги, не стремящиеся организовать взаимодействие с учениками, чаще подвержены стрессу и выгоранию [23].

Также можно отметить парадоксальное проявление чрезмерной опеки учителей в ситуации стресса, отмеченное Д. Миякоски, Д. Чептеа и другими учеными [24]. Они зафиксировали, что социальный стресс оказывает на некоторых учителей большее влияние, видимо, в силу того, что учитель, надеясь на поддержку группы, ослабляет свои индивидуальные усилия по преодолению выгорания. На наш взгляд, данный факт связан скорее с отсутствием внутреннего субъективного контроля.

Второй фактор, влияющий на выгорание учителей, – это организационный фактор. Он проявляется в плохом руководстве, неблагополучном психологическом климате. Интересны результаты исследованияА. Александер-Стаматиоси, П. Кириаки, К. Гарифалия, А. Анастасия, которые выявили зависимость выгорания учителей от подавления их активности, инициативы. Это происходит под влиянием авторитарного стиля управления и агрессивности руководителей, подавления творчества учителей, то есть учителю не создают условия для его профессионального развития [25].

Одним из важнейших факторов зарубежные ученые считают индивидуальный фактор, что и не ново, так как давно установлена зависимость стрессоустойчивости человека от его личностных особенностей. В исследованиях Дж. Ролоффа, Дж. Кирстгеса, С. Грунда, У. Клусманна было установлено, что из качеств так называемой «большой пятерки» (экстраверсия; альтруизм и стремление к сотрудничеству; организованность (внутренний контроль); тревожность или нейротизм; креативность) наблюдается прямая зависимость выгорания и нейротизма, а с другими качествами прямой зависимости выявлено не было [26].

Следует отметить, что во многих исследованиях эмоционального выгорания учителей было установлено, что уверенность в своем профессиональном выборе, эффективность профессиональной деятельности имеют большое значение для стрессоустойчивости. Ученые называют данное состояние самоэффективностью. Термин был предложен А. Бандурой и характеризует способность человека осознанно достигать цели. Так, М. Айдогмус и Х. Серче рассматривают роль и значение индивидуальной и коллективной эффективности учителя в удовлетворенности работой, а также влияние этого фактора на эмоциональное профессиональное выгорание. В их исследовании установлена прямая зависимость названных факторов [27]. А вот китайскими учеными С. Ли, Ю. Ли, Р. Цзян, П. Чжао, Х. Чжэн, Л. Ван, Дж. Ли, Ф. Мао был обнаружен интересный конфликт интересов самоэффективной личности с интересами семьи, то есть при выборе приоритетов в связке «работа – семья» эмоциональное выгорание у успешных учителей возникает чаще. Кроме того, авторы установили, что эмоциональное выгорание также зависит от следующих конкретных факторов: типа школы, удовлетворенности заработанной платой, от восприятия учителем стресса и др. Что интересно, эмоциональное выгорание, по мнению названных ученых, также зависит от индекса массы тела учителя [28].

Остановимся на характеристике современных работ отечественных ученых по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Наши педагоги и психологи, как и зарубежные ученые, уделяют значительное внимание сущности профессионального выгорания, способам его диагностики, анализу факторов его возникновения, характеристике путей формирования стрессоустойчивости учителя. Например, О. И. Бабич предлагает решать проблему профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов на основе своевременной диагностики и организации тренингов. Ее пособие востребовано у школьных психологов, учителей, социальных работников, руководителей школ и выдержало уже четвертое переиздание [29].

Отметим, что ряд пособий с аналогичным содержанием был разработан специально для студентов. Так, О. А. Семиздралова в доступной форме изложила характеристику понятий «стресс», «стрессоустойчивость», представила на основе диагностики современные практики развития стрессоустойчивости у будущих педагогов, социальных работников, психологов [30]. В этом же ряду работ практической направленности следует отметить издание на образовательной платформе «Юрайт» авторов Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой «Синдром выгорания. Диагностика и профилактика», которое вышло в этом году. Это уже третье издание пособия, исправленное и дополненное [31]. Данные работы востребованы, актуальны и выполнены в доступной форме для студентов и педагогов-практиков.

Хотелось бы отметить еще две работы, которые исключительно актуальны и имеют большое значение для профилактики эмоционального выгорания будущих педагогов. Разработанный В. Н Паникоровой курс по профилактике эмоционального выгорания для студентов бакалавриата и магистратуры очной и заочной форм обучения содержит шесть частей, которые последовательно раскрывают структуру, симптомы, факторы профессионального выгорания и его особенности возникновения и протекания у педагогов. Кроме того, автором представлены технологии профилактики профессионального выгорания и содержание семинарских и практических занятий [32]. Второе аналогичное пособие принадлежит Л. А. Рассудовой и называется «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов». Оно тоже написано в доступной форме, содержит упражнения и релаксационные техники, рекомендации по «Неотложной помощи при стрессе», тестовые задания для самопроверки и тренинги «Профилактика эмоционального выгорания» [33]. 

Заслуживает внимания работа коллектива специалистов А. В. Сечко, Т. Н. Березина, М. И. Розенова и других, которые представили в своем труде научное обоснование социально-психологической технологии профилактики и преодоления профессионального выгорания у педагогов общеобразовательных организаций. Данная коллективная монография отражает тенденцию характера исследований последних лет [34]. Мы практически не обнаружили диссертационных исследований за последние пять лет, что свидетельствует о том, что на данном этапе важнее рассматривать прикладную практику развития стрессоустойчивости студентов педвузов и педагогов-практиков. Данная монография, адресованная также аспирантам по педагогическим специальностям, содержит результаты эмпирического исследования, раскрывающие особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных организаций, методические материалы, которые помогут будущим педагогам и педагогам-практикам решать проблему профилактики и преодоления профессионального выгорания.

Также хотелось бы отметить работу другой группы ученых Т. П. Бартош, О. П. Бартош, М. В. Мычко, которые представили эмоциональное выгорание педагогов через характеристику основных факторов проявления, наметив основные пути его профилактики и преодоления. Это также результаты многолетних исследований, и в них есть своя специфика. Исследование проводилось с педагогами в неблагоприятных условиях Крайнего Севера и Арктики. На основе большой работы по изучению профессионального эмоционального выгорания, психологического и психофизиологического здоровья педагогов Магадана и Магаданской области были предложены мероприятия, направленные на улучшение психического и соматического здоровья работников сферы образования, улучшение их качества жизни [35].

Невозможно не заметить интересную с практической точки зрения работу Анны Неги – профессионального психолога-практика, занимающегося психологическим консультированием. Автор накопил огромный практический опыт организации и проведения тренинговых программ. Опытный практик предлагает в своей книге эффективные упражнения, тренинги, приемы аутотренинга совладания со стрессом. Книга адресована представителям помогающих профессий, но не менее интересна студентам [36].

Мы представили актуальные на сегодняшний день зарубежные и отечественные исследования по профилактике эмоционального выгорания учителей. Большое количество изданий педагогов и психологов последних лет, содержащих пути и средства преодоления и профилактики синдрома выгорания, не умаляет значение трудов таких ученых, как Ганс Селье, Герберт Фрейденбергер, Ричард Лазарус, Ганс Юрген Айзенк и Кэрролл Э. Изард. Они заложили основы изучения проблемы эмоционального выгорания, и их труды имеют огромное значение для понимания сущности стресса, механизма возникновения профессионального синдрома эмоционального выгорания, связанных с ним личностных изменений и значение эмоций для формирования стрессоустойчивости личности. Особенно отметим работу К. Маслах, В. Б. Шауфели, М. П. Лейтер [37], посвященную выгоранию на работе. Невозможно переоценить значение диагностической методики MBI К. Маслах, созданную в 2019 году, направленную на изучение уровня эмоционального выгорания, приобретенного именно в процессе профессиональной деятельности.

К сожалению, многочисленные научные разработки по проблеме профессионального эмоционального выгорания учителя не привели в достаточной мере к качественному изменению практической ситуации, то есть организации систематической работы по оказанию помощи педагогам-практикам в преодолении и профилактике эмоционального профессионального выгорания. Поэтому решение проблемы педагогической профилактики эмоционального выгорания на этапе профессиональной подготовки учителя представляется не только актуальным, но и практически значимым.

С чем столкнется в педагогической деятельности будущий учитель? Профессиональная деятельность педагога, основанная на взаимодействии, связана с постоянной угрозой переутомления, усталости и возникновения психологического стресса, интенсивность которого, по нашему мнению, прямо зависит от степени профессионального несоответствия личности и требований профессии, о чем пишут многие авторы, в частности А. А. Коваленко и Д. В. Нещадим [38].

Педагог, переживающий психологический стресс, сталкивается с несколькими причинами его возникновения, которые соответствуют видам стресса, выделяемым учеными: эмоциональный, информационный и организационный. Л. М. Митина эмоциональный стресс характеризует как психологическое эмоциональное напряжение, которое возникает под влиянием длительного воздействия сложных, иногда конфликтных жизненных ситуаций [39].

Информационный стресс возникает под влиянием факторов, связанных с ожиданием и угрозой нарушения привычного порядка и уклада жизни (аттестация, проверка и т. п.); с ситуациями информационных перегрузок из-за невозможности решать профессиональные ответственные задачи в нужном темпе.

Организационный стресс, по мнению О. В. Хухлаевой [40], всегда связан с плохой организацией работы учителя, признаками которой являются либо чрезмерная интенсивность, либо монотония деятельности и общения, вследствие чего нарушается привычный ритм, возникает неразбериха и чувство неопределенности. Условия труда становятся экстремальными, приводящими к ролевым конфликтам, нарушению адаптационного механизма человека.

При этом каждый педагог переживает названные виды стресса по-своему, в зависимости от индивидуальных особенностей, уровня тревожности и уровня профессиональной компетентности. Устойчивая личность человека находит собственные пути защиты от стресса, защищаясь от психотравмирующих воздействий, на что тратятся значительные энергетические ресурсы. По нашему мнению, сопротивляемость стрессу в значительной степени зависит от стабильности эмоциональной сферы личности, так как в ней находят отражение ее мотивы, жизненные смыслы и потребности, о чем писал Кэрролл Э. Изард [41]. По мнению В. В. Бойко, эмоциональное выгорание – это психологическая защита личности от психотравмирующих воздействий стресса [42].

Мы рассматриваем профессиональное эмоциональное выгорание как сложное психологическое состояние педагога, целиком затрагивающее его личность, проявляющееся в неблагополучном физическом, эмоциональном самочувствии, неспособности самостоятельно предотвратить психотравмирующие воздействия, регрессе эффективности его профессиональной деятельности.

В силу того что существует явное противоречие между необходимостью разработки специальных мероприятий предупреждения эмоционального выгорания будущего педагога и недостаточностью научно-практических исследований и методических разработок профилактики эмоционального выгорания студентов в процессе профессионального обучения мы осуществляем исследование по решению проблемы: каковы педагогические условия профилактики эмоционального выгорания будущего педагога?

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

С целью разрешенияпротиворечия и решения проблемы мы конкретизировали задачу подготовки будущего учителя к преодолению и профилактике эмоционального выгорания, вводя новое понятие готовность будущего учителя к сопротивляемости (резистентности) в стрессовых ситуациях, позволяющее глубже и конкретнее охарактеризовать процессы, происходящие при формировании стрессоустойчивости студентов.

Остановимся прежде на характеристике понятия «стрессоустойчивость», достаточно полно представленной в работах ученых психологов и педагогов. Как уже отмечалось, большинство ученых сходятся во мнении, что данное свойство личности является составляющей ее эмоциональной сферы. Так, Л. М. Митина стрессоустойчивость связывает с эмоциональной устойчивостью, что создает предпосылки для оптимального взаимодействия со средой даже в сложных ситуациях [43]. Стрессоустойчивость предполагает наличие у человека умений преодолевать трудности, проявляя выдержку и такт. Это интегральное свойство личности, способствующее успешному переживанию стресса за счет единства волевых, мотивационных, эмоциональных и интеллектуальных компонентов психической деятельности человека.

Таким образом, предметом нашего исследования является готовность будущего педагога к сопротивляемости (резистентности) в стрессовых ситуациях. Оценить сформированность готовности студентов противостоять стрессу, по нашему мнению, возможно только при рассмотрении таких критериев: личностный, когнитивный и праксеологический. Сущность названных критериев раскрывается в показателях готовности будущего педагога сопротивляемости стрессу.

Личностный критерий подразумевает знание студентом своих особенностей, сильных и слабых сторон своей личности, значимых для способности успешно справляться со стрессом. В исследованиях ученых, на работы которых мы опирались при рассмотрении проблем профессионального эмоционального выгорания, давно установлены такие характеристики. Отметим наиболее значимые. Одна из них – эмоциональная устойчивость и стабильность личности, которая ярче всего проявляется в уровне тревожности и нейротизма, экстраверсии или интроверсии. Большое значение для сопротивляемости стрессу имеет уровень и характер субъективного контроля, то есть интернальность или экстернальность личности. Кроме этого важно учитывать степень сформированности коммуникативной социальной компетентности студентов и индивидуальную меру рефлексивности личности.

Когнитивный критерий готовности студентов противостоять стрессу предполагает осведомленность, знание механизма развития стресса, ведущих симптомов эмоционального выгорания и способов психологической защиты; понимание зависимости способности справляться со стрессом от успешности профессионального становления, формирования профессиональных компетенций, развития профессионально важных черт личности будущего педагога.

Праксеологический критерий характеризует сформированную деятельностную потребность и способность личности студента противостоять стрессу и эмоциональному выгоранию на основе знаний своих особенностей и самовоспитания, то есть развития в себе качеств, которые препятствуют эмоциональному выгоранию, формируют стрессоустойчивость личности. Изложенные критерии и диагностируемые показатели представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика критериев и диагностируемых показателей
стрессоустойчивости личности будущего педагога

 

Критерии готовности к сопротивляемости стрессу

Диагностируемые показатели стрессоустойчивости личности будущего педагога

Личностный

Эмоциональная устойчивость (психологическая стабильность, экстраверсия/интроверсия); уровень субъективного контроля; коммуникативная социальная компетентность; индивидуальная мера рефлексивности личности

Когнитивный

Знание механизма развития стресса, ведущих симптомов эмоционального выгорания; понимание зависимости способности справляться со стрессом от успешности профессионального становления, формирование профессиональных компетенций; развитие профессионально важных качеств будущего педагога

Праксеологический

Деятельностная потребность и способность личности студента противостоять стрессу и эмоциональному выгоранию на основе знаний своих особенностей и самовоспитания, успешное профессиональное становление

 

Мы рассматриваем формирование готовности студентов к сопротивляемости (резистентности) в стрессовых ситуациях в непосредственной связи с процессом профессионального становления, так как убеждены в прямой зависимости возникновения и развития эмоционального выгорания у педагогов от способностей, умений, уровня квалификации и профессиональной компетентности.

Исходя из сущности и критериев готовности студентов к сопротивляемости (резистентности) в стрессовых ситуациях были определены значимые для ее формирования педагогические условия:

– Своевременная диагностика, позволяющая изучить особенности личности студентов, выявить предрасположенность к эмоциональному выгоранию, предоставить студенту сведения о его возможностях противостоять стрессу и наиболее уязвимых чертах личности, способных спровоцировать эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. Информирование студентов об особенностях, механизмах и характеристиках возникновения и развития профессионального эмоционального выгорания и его последствиях.

– Актуализация данных диагностического обследования и определение стратегии личностного и профессионального развития, разработка индивидуальных программ, стимулирование активности личности по формированию готовности справляться со стрессом.

– Выявление причин неуспеха в профессиональном становлении студентов, если таковые имеются, и стимулирование успешного развития будущего профессионала, то есть решение задач: использование педагогических и психологических средств успешной профессиональной подготовки каждого студента, развитие его способностей и профессионально важных качеств личности.

– Организация мероприятий (консультирование; разработка индивидуальных программ личностного и профессионального развития и т. п.) по профилактике и преодолению эмоционального выгорания будущего педагога в процессе профессиональной подготовки.

Характеристика критериев и показателей готовности студентов противостоять стрессу определила подбор диагностических методик для измерения уровня ее сформированности, а в дальнейшем позволила наметить пути оказания педагогической помощи студентам.

В нашем исследовании мы использовали теоретические методы, эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент) и статистические методы обработки полученных результатов. В процессе самопознания студенты получали представление о значимых для преодоления стресса качествах личности с помощью специальных диагностических методик. Тревожность, экстраверсию/интроверсию студентов мы измеряли с помощью личностного опросника Г. Айзенка [44]. Уровень субъективного контроля определяли с помощью «Теста-опросника субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера, адаптированного Е. Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом [45], а характер социальной коммуникативной компетентности студентов оценивали с помощью одноименной методики Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова  (КСК) [46]. Развитие рефлексивной культуры студентов отслеживалось с помощью методики определения индивидуальной меры рефлексивности (методика А. В. Карпова) [47].

Важную роль в нашем исследовании мы отводили использованию методик диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко [48] и диагностике эмоционального выгорания (К. Маслах, С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой) [49]. Благодаря этим методикам студенты не только узнавали об уровне эмоционального выгорания, но и получали представление о механизме развития эмоционального профессионального выгорания учителя, о процессах изменения в личности профессионала (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений).

 

Результаты исследования / Research results

 

Реализация педагогических условий профилактики эмоционального выгорания будущих педагогов предусматривает использование любых возможностей, предоставляемых в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла, для реализации диагностического сопровождения студентов в процессе их профессионального становления. Прежде всего, этому способствует дисциплина «Введение в профессиональную деятельность с элементами тайм-менеджмента», в которой предусмотрено самопознание студентами своих профессионально важных качеств и индивидуальных особенностей. Кроме того, выполнение курсовых проектов студентами при изучении модулей дисциплины «Педагогика» предполагает освоение не только основ методологии педагогического исследования, но и диагностического инструментария. Все диагностики изучаются в процессе самопознания. Педагог вправе подбирать диагностические методики, значимые для профилактики эмоционального выгорания будущего педагога.

В наиболее выгодных условиях педагогической профилактики эмоционального выгорания будущих учителей находятся студенты, обучающиеся по педагогическому направлению, тех профилей, в учебных планах которых предусмотрено целенаправленное изучение диагностических методик. В нашем случае студенты двухпрофильного бакалавриата имели такую возможность в Институте иностранного языка и в Институте истории, философии и политических наук, в которых преподает автор статьи.

Остановимся более подробно на характеристике системы педагогической профилактики, осуществляемой на направлении подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) История и Организация детского движения. У студентов старших курсов (на четвертом и пятом курсах) данного профиля автор ведет две дисциплины: «Педагогические исследования детских и молодежных сообществ» и «Основы профессионального самоопределения». В процессе изучения первой дисциплины студенты выполняют курсовой проект, и преподавание обеих дисциплин прерывается производственной педагогической практикой, что создает условия для отслеживания предрасположенности будущих педагогов к эмоциональному выгоранию при осуществлении педагогической деятельности.

В течение нескольких лет мы реализовывали педагогические условия по формированию готовности будущего педагога к сопротивляемости (резистентности) в стрессовых ситуациях. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты трех групп четвертого, а затем эти же группы пятого курса в количестве 23, 39 и 17 студентов. Общее количество респондентов, таким образом, составило 79 будущих педагогов.

Реализация первого педагогического условия формирования готовности студентов к преодолению стресса облегчалась большим интересом студентов к методологии, сущности педагогического исследования и к самопознанию своих индивидуальных особенностей в процессе освоения диагностического инструментария. При анализе результатов диагностики индивидуальных черт личности (психологической устойчивости, интроверсии/экстраверсии, уровня субъективного контроля, социальной коммуникативной компетентности) всегда можно показать значение развития данных качеств для совладания со стрессом, их значение для формирования стрессоустойчивости личности.

Актуализация данных диагностического обследования личностных черт наиболее ярко происходила после прохождения первой педагогической практики на четвертом курсе, когда для студентов стала понятна взаимосвязь их личностных особенностей с умениями справляться со стрессом, с уровнем эмоционального выгорания. Так, очевидная связь тревожности личности со степенью переживания стресса была характерна для 22% студентов. В нашем исследовании подтвердилась прямая зависимость экстернальности личности и подверженность эмоциональному выгоранию, 30% респондентов с низким уровнем субъективного контроля были в большей степени подвержены стрессу. Также была установлена прямая зависимость успешного формирования готовности к преодолению стресса от высоких результатов профессионального формирования и развития профессионально важных качеств. На пятом курсе на основе знания своих особенностей при изучении курса «Основы профессионального самоопределения» студенты имели возможность создавать индивидуальные программы личностного и профессионального развития. Достаточный объем данного курса (26 часов лекционных и 26 часов практических занятий) позволяет студентам получить сведения о своих профессиональных качествах, освоить процесс формирования индивидуального педагогического стиля деятельности и усвоить механизм компенсации недостающих качеств личности.

В нашем исследовании были получены результаты, противоречащие данным других ученых о зависимости умений справляться со стрессом от качеств личности, которые заставили нас задуматься и стимулировали более глубокий поиск причин исключения из правил. В разные годы в группах были студенты (общее количество 5 человек (6% респондентов) женского пола), которые испытывали эмоциональное выгорание после прохождения практики на четвертом курсе на уровне истощения, сопровождающееся эмоциональной отстраненностью и даже частичной деперсонализацией. При этом у них у всех был высокий уровень субъективного контроля, высокие учебные результаты (все отличники). У трех из них было зафиксировано недовольство собой и своими успехами, у двух – «загнанность в клетку».

Всех студенток отличал высокий уровень, как выяснилось, ситуативной тревожности. В процессе анализа причин высокого уровня эмоционального выгорания было установлено, что для всех исключительно значимо достижение самых высоких результатов в деятельности, а боязнь неудачи вызывала сильную тревогу, то есть причинами эмоционального выгорания стали сверхответственность студенток и желание быть лучшими. Как выяснилось, у двух студенток усиление тревоги связано было с другими обстоятельствами: у одной – замужество, связанное с переездом в новую семью, у другой – новая и ответственная должность в школе (студентка стала советником по воспитанию в школе). У некоторых студенток стремление быть лучшим связано было с такой чертой характера, как демонстративность. Опасность не достигнуть высокого результата в деятельности вызывала панику и чрезмерную тревожность. Наконец, одна из этих студенток, исключительно активная, творческая личность, получившая признание как деятель «Движения первых», столкнулась с требованиями администрации школы, в которой она проходила практику, выполнять все, что необходимо, только по образцу и в соответствии с общими требованиями. Ограничение ее творческих порывов в реализации инновационных начинаний вызвало протест и сильную тревогу. Все это еще раз подчеркивает значение индивидуального подхода в работе по выявлению причин возникновения эмоционального выгорания педагогов и своевременной помощи в его преодолении.

Осуществленный анализ является иллюстрацией реализации третьего педагогического условия по формированию готовности будущего педагога к сопротивляемости (резистентности) в стрессовых ситуациях. Естественным продолжением процесса выявления причин стресса и эмоционального выгорания студентов и неуспеха в процессе профессионального становления студентов, если таковые имеются, являлось стимулирование успешного развития будущего профессионала. Как уже отмечалось, для этого используется любая возможность осуществить анализ уровня развития профессионально важных качеств, а в процессе консультирования студентам предлагалось создавать индивидуальную программу личностного и профессионального развития.

Анализ результатов реализации изложенных педагогических условий по формированию готовности будущего педагога к сопротивляемости (резистентности) в стрессовых ситуациях, осуществленный в соответствии с критериями и показателями, позволил наглядно представить их в табл. 2. Следует заметить, что два критерия, когнитивный и праксеологический, мы характеризуем в комплексе, то есть рассматриваем в единстве активные действия студентов по преодолению предрасположенности к эмоциональному выгоранию на основе знаний и развитие умений совладания со стрессом.

Таблица 2

Динамика готовности будущих педагогов к преодолению
эмоционального выгорания по итогам формирующего эксперимента

 

Уровень готовности к преодолению эмоционального выгорания будущих педагогов

До эксперимента

После эксперимента

Формирование личностного критерия

Формирование когнитивно-праксеологического критерия

Формирование личностного критерия

Формирование когнитивно-праксеологического критерия

Количество студентов/(проценты)

Количество студентов/(проценты)

Количество студентов/(проценты)

Количество студентов/ (проценты)

Высокий

31/(39,3)

44/(55,7)

36/(45,5)

55/(69,56)

Средний

39/(49,4)

28/(35,5)

39/(49,4)

20/(25,34)

Низкий

9/(11,3)

7/(8,8)

4/(5,1)

4/(5,1)

 

В табл. 2 мы объединили результаты педагогического эксперимента по реализации педагогических условий за три года, то есть общее количество испытуемых равно 79 респондентов. Благодаря реализации педагогических условий заметно изменился уровень формирования готовности когнитивного и праксеологического критериев, высокий уровень увеличился примерно на 14%. К сожалению, для четырех студентов наша педагогическая профилактика оказалась безуспешной, можно считать, что за три года данный результат не такой уж и плохой. Надежду внушает сам факт осуществленной работы по профилактике эмоционального выгорания, которая, как мы считаем, «завела» для будущих педагогов процесс формирования понимания причин и активной борьбы со стрессом не столько на момент ее реализации, сколько обеспечила их защищенность от эмоционального выгорания в будущем.

Как и ожидалось, изменения в развитии личностных особенностей студентов были незначительными. В основном они коснулись социальной коммуникативной компетентности и уровня тревожности личности студентов. Следует отметить, что с большим трудом происходят изменения индивидуальной меры рефлексивности личности студентов, а именно от этого качества зависит эффективность педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов. Мы надеемся, что знание своих личностных особенностей, понимание своих сильных и слабых сторон, а также понимание значения рефлексии в этом процессе окажет влияние на процесс саморазвития и самовоспитания будущих педагогов.

 

Заключение / Conclusion

 

Проблема эмоционального профессионального выгорания педагогов будет еще долго актуальна для всех и для каждого учителя в отдельности, так как ее решение требует всегда индивидуального подхода, знания особенностей личности. В силу этого педагогическую профилактику эмоционального выгорания необходимо начинать в вузе, в процессе подготовки и становления будущего профессионала. Учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях предоставляет большие возможности для педагогической профилактики эмоционального выгорания будущего педагога, и эффективность данной работы в значительной степени зависит от активности педагогов высшей школы. Потому, являясь руководителем магистратуры направления 44.04.01 Педагогическое образование, направленности (профиля) Педагогика высшей школы, автор осуществляет педагогическую профилактику эмоционального выгорания студентов магистратуры, а также, вместе с другими преподавателями магистратуры, стремится готовить будущих педагогов высшей школы к предупреждению и профилактике эмоционального выгорания своих будущих учеников.

На наш взгляд, экспериментальная работа по реализации изложенных педагогических условий создает предпосылки для предупреждения эмоционального выгорания будущего педагога, успешного формирования готовности будущего учителя к сопротивляемости в стрессовых ситуациях. Результаты педагогического эксперимента, позволившего зафиксировать динамику готовности студентов к сопротивляемости стрессу, формированию у них стрессоустойчивости, подтверждают эффективность педагогических условий,

Педагогический эксперимент был осуществлен в соответствии с методологическими требованиями на основе выявленных критериев и показателей готовности будущих педагогов к сопротивляемости (резистентности) в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о теоретической значимости осуществленного исследования. Подтвержденная эффективность экспериментально проверенных педагогических условий, реализуемых на основе диагностики индивидуальных характеристик студентов, свидетельствует о его практической значимости.