Введение / Introduction
Согласно «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» сфера креативных индустрий признана точкой роста экономики России до 2030 года [1]. Более того, как отмечается в коллективном исследовании «Креативные индустрии России: тенденции и перспективы развития», креативный сектор позитивно влияет на совершенствование человеческого капитала: стимулирует инновации, формирует креативные компетенции, повышает качество жизни, укрепляет идентичность подрастающего поколения, социальную сплоченность и чувство общности людей, способствует гармонизации человеческих отношений [2].
Как инновационный сектор экономики креативные индустрии нуждаются в кадровом обеспечении – в конкурентоспособных специалистах, готовых не только профессионально действовать с учетом существующих требований, норм и стандартов производства товаров и услуг, но и обоснованно и успешно решать проблемные задачи, возникающие в постоянно меняющихся экономических и организационных условиях.
В связи с этим вопросы подготовки кадров стали предметом специальных исследований. В них отмечается необходимость пересмотра содержания и инфраструктуры подготовки кадров. Так, в работах Д. О. Труфанова обращается внимание на то, что «многие учреждения профессионального образования работают в догоняющем режиме, реагируя на возникающие обстоятельства, часто заимствуя действующие образцы, а не предлагая собственные идеи» [3].
В исследованиях А. Г. Кислова обосновывается значимость создания инновационного профессионального образовательного пространства, актуализированного под требования работодателей и представляющего собой «разновидность самих креативных (в нашем случае – образовательных) индустрий, рискованных, но во многих случаях увлекательных и даже плодотворных и всегда локализованных во времени и пространстве [4]. Очевидно, в подготовке кадров сферы креативных индустрий требуется предусмотреть целенаправленное формирование готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Цель статьи: определить суть готовности к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий», охарактеризовать ее компоненты, на этой основе сделать выводы об общих закономерностях процесса ее формирования.
Обзор литературы / Literature review
Обзор зарубежных и отечественных научных источников свидетельствует, что феномен креативных индустрий часто исследуется в соответствии с историософской периодизацией: от аграрного (традиционного) общества через индустриальное (урбанизированное) к постиндустриальному (информационному). По мнению И. Мур, последний период отличается проявлением у работника творческой инициативы и стремления использовать наукоемкие технологии [5]. Р. Борреа, Г. Куба, М. Гутьеррес, Р. Хавьер полагают, что креативные индустрии являются аутентичной формой организации производства в постиндустриальную эпоху [6].
Креативная экономика предусматривает интенсивное использование творческих и интеллектуальных ресурсов, что, как считают М. Кляйн, Л. Герлиц, М. Спыхальска-Войткевич, вызвано социальными, экологическими, промышленными и общественными интересами [7]. В своем исследовании они обосновывают необходимость активной и постоянной трансформации технологических основ производства. В работах Р. Флориды отмечается,что для продуцирования инноваций требуются носители творческих и интеллектуальных способностей, то есть «креативный класс» [8]. Его ядро составляют люди, экономические усилия которых направлены на инициацию новых идей, технологий, то есть нового креативного содержания [9].
В исследованиях креативных индустрий отдельное внимание уделяется феномену креативности. Сегодня креативность, по мнению А. В. Вейнмейстера, стала отождествляться с инновацией и обменом знаниями и информацией [10]. В работах М. У. Коттвиц, Дж. С. Монтассера, Дж. Кампа, К. Отто она рассматривается как ресурс [11], Р. Флориды, П. Адлера – как ключевой фактор экономической и социальной жизни [12]. В исследованиях Ф. Р. Гонсалвеса, Э. Давеля и Дж. Берубе креативность охарактеризована как творческий потенциал, который используется в контексте создания благ с творческим (культурным) содержанием [13].
В работах Дж. Бунпрача указывается на важную способность специалиста креативных индустрий ‒ способность выявлять и формулировать трудности, что обеспечивает установку на творческое решение проблем [14]. Согласно исследованиям С. Р. Яголковского, посвященным психологии креативности и инноваций, результатом деятельности становятся новые идеи и их последующее применение в различных сферах производства товаров и услуг [15]. По мнению ученых – авторов социокультурной теории креативности, новый продукт возникает «благодаря новой (“ноу-хау”) технологии, в основе которой – игра» [16], при этом ее смысл интерпретируется в соответствии с исследованиями Й. Хейзинги [17].
Деятельность специалиста креативных индустрий направлена на воспроизводство или создание конкурентоспособных инновационных продуктов (заимствованных или изобретенных). Такие работники отличаются своими ценностями и подходами, стратегиями воспроизводства или производства конкурентоспособных инновационных продуктов (заимствованных или изобретенных). В «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» подчеркивается, что в креативных индустриях производство имеет нестандартный, нетрадиционный, неавтоматизированный характер [18]. Согласно анализу типологий стратегий производства, приведенному в работе А. Г. Кислова, для производств, основывающихся на творческой импровизации, нужен работник, свободный в выборе и способный к ответственному выбору своих целей, технологий, инструментов, партнеров, клиентов, заказчиков, подрядчиков, поставщиков, взаимоотношения с которыми он должен уметь строить в соответствии с нормами этики и законодательства, в том числе в части безопасности процесса и результатов производства [19].
Проведенный обзор научных исследований показал, что до настоящего времени специальные исследования понятия «готовность к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий» не проводились.
Как следует из анализа психолого-педагогической литературы, понятие «готовность» стало предметом научных обсуждений в начале XX века. Внимание к проблеме готовности к деятельности, в том числе готовности к профессиональной деятельности, возникло в 60-е годы в работах спортивных и военных психологов, а также в исследованиях, посвященных инженерной психологии и психологии труда. Сегодня для выявления сути готовности к деятельности психологи применяют другие смежные понятия, например, в работах В. Н. Мясищева под готовностью рассматривается отношение к деятельности [20], в исследованиях Д. Н. Узнадзе это установка [21], В. Н. Михайлов считает, что готовность ‒ это «первичное, фундаментальное исходное условие успешного выполнения деятельности любой сложности» [22], а Ю. В. Боленко предлагает рассматривать как «интегративное качество личности, основанное на совокупности интеллектуальных, мотивационных и волевых способностей и нацеленности на высокий результат профессиональной подготовки» [23].
Для нашего исследования выбрана готовность, связанная с деятельностью специалиста креативных индустрий, и, как уже отмечалось выше, ее границы выходят за рамки «обученности» и набора привычных общекультурных и профессиональных компетенций, отраженных в нормативных документах, регламентирующих профессиональное образование. Очевидно, применительно к деятельности специалиста креативных индустрий под готовностью следует понимать динамично развивающееся в процессе профессиональной подготовки интегративное качество человека, которое позволяет ему выступать субъектом профессиональной деятельности.
Следовательно, для определения ключевых закономерностей формирования готовности выпускников среднего профессионального образования к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий необходимо определить методологические основы данного процесса, выявить суть и содержание компонентов готовности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Основными ресурсами креативной экономики является человеческий капитал. Специалисты креативных индустрий отличаются своими ценностями и подходами к реализации деятельности, стратегиями воспроизводства или производства конкурентоспособных инновационных продуктов (заимствованных или изобретенных). Как видно, можно говорить о существовании социально-культурных традиций и кодов, определяющих их профессиональное поведение. Отсюда для выявления методологических подходов и ориентиров процесса формирования готовности к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий требуется обратиться к исследованиям в области социокультурной реальности.
Изучая культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры, А. В. Бокова отмечает, что социокультурный подход позволяет осмыслить сферу креативных индустрий как социокультурную систему [24]. Началом креативной индустрии является субъект творческой деятельности, вокруг которого кооперируются другие субъекты, имеющие возможность извлекать прибыль из результатов этой деятельности [25]. По мнению А. В. Ярового, основу данного социокультурного пространства составляет взаимодействие субъектов, выступающих носителями культуры: общей, выражающейся в социально значимых личностных характеристиках, реализующихся в профессиональной деятельности, и частной – субкультуры – связанной с родом деятельности и специфическим взаимодействием, а также с принадлежностью индивида к определенной социально-профессиональной группе [26].
В исследованиях, посвященных креативному классу, обращается внимание на ценности, которые ему присущи: индивидуальность (своеобразие и самоутверждение), меритократию (личные способности и заслуги), разнообразие и открытость. Для специалистов креативных индустрий важно не только извлечение прибыли, но и получение интеллектуального удовлетворения в процессе работы. Так, А. В. Бокова замечает, что данные ценностные принципы оказывают непосредственное влияние как на мышление, так и на деятельность человека [27]. Поскольку деятельность определяет тип экономического хозяйствования, по ее мнению, креативность как принцип новой экономики предопределена ценностными установками современного общества и культурной традицией, формирующейся в том числе в глобальном мировом устройстве [28]. Ценностный аспект важен для формирования креативных индустрий, он выступает отличительным критерием в сопоставлении с культурными индустриями: культурные индустрии призваны нести в массы культурные ценности как некие нормы, традиции, нравственные и эстетические идеалы, а креативные индустрии транслируют главную ценность – это создание первого в своем роде образца, который далее будет тиражирован. Социокультурная природа креативных индустрий, обусловленная функционирующей в данной сфере производственной цепочкой и задействованными для ее реализации акторами как субъектами, взаимодействующими между собой, дает основания говорить о сетевой организации креативной индустрии [29], которая состоит из субъектов деятельности (авторов, авторских объединений), посредников, субъектов-производителей, а также субъектов-получателей продукта или услуги. Очевидно, благодаря такой разветвленности связей формируются и постоянно обновляются различные смыслы социокультурного пространства, аккумулирующие творческий и креативный человеческий потенциал для создания инновационного продукта.
Из анализа научных источников следует: на развитие социокультурного взаимодействия влияет агональность (от греч. агон – состязание, борьба), которая создает условия для индивидуального и коллективного бытия. Рассматривая генеалогию агональности, А. В. Яровой указывает на ее связь с агрессивными формами поведения. Агон выступает механизмом выработки образца поведения, влекущего за собой победу, поэтому агональность представляет собой социокультурный универсалий, пронизывающий все сферы общества и обеспечивающий социокультурный порядок [30]. Так, Г. В. Драч под агоном понимает изначальный стимул, трансформирующий человеческие сообщества в различные типы культуры [31], то есть агон есть такое начало, посредством которого происходит переход от уровня природы к уровню культуры, и это же начало объединяет людей в различные типы культуры [32].
На востребованность идей осмысления креативных индустрий как социокультурного феномена указывается в «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», где подготовка кадров для креативных индустрий представлена как часть экосистемы творческих (креативных) индустрий. При этом под экосистемой творческих (креативных) индустрий понимается «совокупность институциональных условий и механизмов взаимодействия субъектов, участвующих в формировании и развитии творческих (креативных) индустрий, включая производство, дистрибуцию и популяризацию творческих (креативных) товаров и услуг, а также подготовку кадров» [33].
В настоящее время разработка моделей реализации данной концепции ведется как поиск возможностей для воплощения идеи трансформации профессиональной подготовки и образовательного процесса на основе кадрового партнерства с сообществами предпринимателей, работодателей, экспертов сферы креативных индустрий [34]. Так, в подготовленной И. В. Клиндуховым «Концепции подготовки кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования» делается акцент на разработке механизмов развития системы профессионального образования в области креативных индустрий и ее своевременном адекватном реагировании на внешние запросы и стимулы [35].
Как видно, социокультурный подход позволяет определить акценты в данной системе подготовки, связанные с представлением о специалисте креативных индустрий как социокультурной личности (как субъекте – носителе определенной культуры и ценностей сферы креативных индустрий). В более узком смысле это подход, направляющий образовательный процесс на формирование специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность в сфере, обладающей определенными социокультурными характеристиками.
Таким образом, выявление специфицирующей социокультурной differentia specifika креативных индустрий позволяет рассматривать креативные индустрии и подготовку кадров для них как специфический социокультурный феномен, основанный на взаимодействии сообществ и акторов как носителей определенных традиций, систем ценностей. Социокультурным началом выступает агонально-эволюционистский ориентир, который является одним из ведущих параметров в характеристике деятельности специалиста креативных индустрий. Конечный результат подготовки кадров для креативных индустрий – это специалисты, которые, во–первых, являются носителями определенной культуры и ценностей, а во-вторых, как субъекты креативно-индустриального пространства способны:
- осуществлять многоплановую, персонифицированную деятельность, направленную на воспроизводство или создание конкурентоспособных инновационных продуктов (заимствованных или изобретенных), продвижение их на рынке, распространение и (или) реализацию;
- решать культуротворческие и предпринимательские задачи, обусловленные противоречиями и постоянно изменяющимися экономическими и организационными условиями;
- выстраивать горизонтальные коммуникации в сообществе профессионалов для обмена профессиональной информацией, устанавливать партнерские связи с акторами для организации сотрудничества;
- выстраивать горизонтальные коммуникации в сообществе профессионалов для обмена профессиональной информацией, устанавливать партнерские связи с акторами для организации сотрудничества.
Однако, как показал анализ документов (ФГОС СПО, профессиональных стандартов), регламентирующих процесс профессиональной подготовки данных специалистов, социокультурная специфика сферы креативных индустрий в них не представлена. Так, согласно ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) [36], выпускник, освоивший образовательную программу в соответствии с квалификацией «дизайнер», должен обладать следующими компетенциями (см. табл. 1).
Как видно из материалов табл. 1, достижение профессиональной готовности выпускника с квалификацией «дизайнер», в перспективе трудоустраивающегося в сферу креативных индустрий, обеспечивается интеграцией двух групп компетенций: общих и профессиональных. В соответствии с выявленной ранее спецификой креативных индустрий как сферы с постоянно изменяющимися экономическими и организационными условиями, можно утверждать, что особую значимость приобретают общие компетенции, которые связаны со способностью специалиста выступать субъектом деятельности, подстраивать свои внутренние ресурсы под новые обстоятельства, осуществлять коммуникации с целью профессионального обмена, установления партнерских связей и др. Вместе с тем в данном перечне такая специфика не прослеживается, он включает универсальные способы деятельности, которые являются инвариантными для значительной части профессий и специальностей СПО.
Таблица 1
Компетенции
|
Общие компетенции |
Вид деятельности и соответствующие профессиональные компетенции |
|
1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого подготовленности. 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
1. Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов ПК: 1.1. Разрабатывать техническое задание согласно требованиям заказчика. 1.2. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. 1.3. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с применением специализированных компьютерных программ. 1.4. Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта |
|
2. Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале: 2.1. Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия. 2.2. Выполнять технические чертежи. 2.3. Выполнять экспериментальные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете или материале в соответствии с техническим заданием (описанием). 2.4. Доводить опытные образцы промышленной продукции до соответствия технической документации. 2.5. Разрабатывать эталон (макет в масштабе) изделия |
|
|
3. Контроль за изготовлением изделий на производстве в части соответствия их авторскому образцу ПК: 3.1. Контролировать промышленную продукцию и предметно-пространственные комплексы на предмет соответствия требованиям стандартизации и сертификации. 3.2. Осуществлять авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских (дизайнерских) решений при изготовлении и доводке опытных образцов промышленной продукции, воплощении предметно-пространственных комплексов |
|
|
4. Организация работы коллектива исполнителей: 4.1. Планировать работу коллектива. 4.2. Составлять конкретные технические задания для реализации дизайн-проекта на основе технологических карт. 4.3. Контролировать сроки и качество выполненных заданий. 4.4. Осуществлять прием и сдачу работы в соответствии с техническим заданием |
Согласно анализируемому ФГОС СПО, профессиональная образовательная организация имеет возможность внести свои дополнения в перечень видов профессиональной деятельности и компетенций за счет предусмотренной вариативной части, тем самым подстроить образовательный процесс и его результаты к меняющимся трендам креативных индустрий, обеспечить конкурентоспособность специалиста креативных индустрий и повысить его адаптационный потенциал.
Результаты анализа основных образовательных программ, по которым осуществляется подготовка специалистов креативных индустрий, показали, что не все профессиональные образовательные организации отслеживают кадровые потребности и квалификационные запросы креативных индустрий. Зачастую вариативная часть «растворяется» в федеральной. Содержание образовательных программ не обновляется, в том числе не меняются программы практик (учебных и производственных), и методические инструменты, обеспечивающие их реализацию, остаются неизменными. По мнению экспертов, это является одной из причин неравномерности развития креативных индустрий, несимметричности в отношениях между быстроразвивающейся отраслью и системой среднего профессионального образования [37].
В работах О. В. Михайлова обосновывается необходимость признания готовности к профессиональной деятельности приоритетным направлением и объективным критерием эффективности образовательного процесса [38]. К настоящему времени сложились разные подходы к исследованию готовности к деятельности: функциональный, личностный и личностно-деятельностный. С точки зрения функционального подхода готовность к деятельности – это состояние, при котором активизируются психические функции, необходимые для успешного осуществления деятельности. Так, в работах Л. С. Нерсесяна и В. Н. Пушкина [39] рассматриваются состояния готовности к экстремальным действиям с позиции «бдительности», т. е. состояния готовности к действию на сигнал. В аспекте личностного подхода под готовностью к деятельности понимают проявление личностных качеств, которое вызвано особенностями деятельности, направленностью на определенную активность. По мнению А. Ц. Пуни, это личностно значимое свойство определяется уровнем сформированности качеств человека [40]. В соответствии с личностно-деятельностным подходом, представленным в работах А. А. Деркача, готовность к деятельности – «проявление личностных особенностей субъекта (мотивы, отношения, установки, черты личности, знания, умения, навыки), которые, активизируясь, обеспечивают возможность эффективно выполнять свои функции» [41].
Поскольку нами креативные индустрии рассматриваются как социокультурное пространство, движущим началом которого выступает агонально-эволюционистский ориентир, то для определения структурных компонентов готовности к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий особо значимой выступает акмеологическая трактовка данного понятия, представленная в исследованиях О. В. Михайлова, где обосновывается влияние социокультурной среды на личностно-профессиональное развитие [42]. Как акмеологическое явление готовность к деятельности представляет собой «интегральное состояние, отражающее степень соответствия характеристик человека как индивида, личности и субъекта требованиям той или иной деятельности и оптимальным моделям функционирования человека в той или иной сфере его жизнедеятельности и обеспечивающее целенаправленную активность субъекта в преодолении внутренних и внешних противоречий и творческой реализации планов и программ деятельности» [43]. Такое понимание готовности позволяет говорить о возможностях в адаптации к профессиональным задачам и возникающим условиям, а также в регуляции индивидуальных состояний для достижения большей эффективности профессиональной деятельности. Кроме того, по мнению О. В. Михайлова, готовность к деятельности может использоваться для характеристики работника как конкурентоспособного специалиста [44].
Выше уже рассматривались особенности конкуренции как элемента организации социокультурного пространства креативных индустрий. Остановимся на понятии «конкурентоспособность» в аспекте изучения готовности к профессиональной деятельности. Конкурентоспособному потенциалу выпускников профессиональных учебных заведений посвящены труды В. И. Андреева [45], Е. В. Евплова [46], В. А. Оганесова [47], С. А. Хазовой [48] и др. Согласно данным исследованиям, конкурентоспособность представляет собой интегративную характеристику специалиста, которая определяет его способность соответствовать требованиям профессиональной деятельности, достигать поставленных целей в разных быстро меняющихся социально-экономических ситуациях, занимать лидерские позиции в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [49]. Как считает С. А. Хазова, она предусматривает наличие не только глубоких контекстных знаний и умений, но и целеустремленности и действенных мотивов к деятельности [50].
В научных источниках подчеркивается, что формирование готовности к профессиональной деятельности представляет собой поэтапный, непрерывный, находящийся в постоянном развитии и совершенствовании процесс. В работах Е. А. Кокшеневой отмечается, что для его осуществления требуется целенаправленное воздействие, которое обеспечивает готовность как интегративное, целостное качество человека как личности и субъекта деятельности, выступающее системообразующим фактором будущей деятельности [51]. Оговорим, что под закономерностями процесса формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов креативных индустрий, вслед за Н. В. Провоторовой, мы понимаем устойчивую и объективную взаимосвязь между компонентами готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности и внешними социальными и педагогическими условиями [52], оказывающими влияние на степень эффективности процесса формирования исследуемой готовности.
Для выявления закономерностей процесса формирования готовности к профессиональной деятельности требуется обратиться к методологическим подходам: полисубъектному (диалоговому), деятельностному и контекстному.
Согласно исследованиям Т. Ф. Сергеевой, полисубъектный подход в сочетании с другими современными подходами позволяет создать необходимую методологическую основу современного образования [53], так как дает возможность по-новому осмыслить некоторые реалии современной практики образования, предложить новые психолого-педагогические технологии, наметить пути преодоления традиционных образовательных проблем [54]. С позиции данного подхода З. Л. Венкова рассматривает профессиональное развитие обучающегося как организованное диалогическое и полилогическое взаимодействие образования и креативной экономики, механизмом реализации которого является социальное партнерство [55]. Развитие каждого субъекта представляет собой процесс усложнения личностных, профессиональных, социокультурных характеристик и опосредуется совместной творческой деятельностью, общением и включено в единый процесс развития целостного полисубъекта [56]. Организация полисубъектного взаимодействия опирается на субъектный опыт каждого обучающегося (индивидуальные смыслы, индивидуальные познавательные стратегии и собственные новообразования), его потенциальные возможности, потребности и интересы. В соответствии с исследованиями И. В. Вачкова, будущий специалист креативных индустрий рассматривается как субъект, обладающий творческой активностью, способностью к преобразованию окружающего мира и себя [57], что обеспечивает его становление в профессии, сближает с работодателями, знакомит с культурой профессиональной сферы.
С точки зрения следующего подхода ‒ деятельностного ‒ источником формирования личности и важнейшим условием ее развития является деятельность. В соответствии с его идеями любое развитие, в т. ч. профессиональное, происходит только в деятельности, а процесс обучения, как утверждает О. Л. Осадчук, есть всегда обучение деятельности [58]. По мнению Л. Г. Пака, деятельность является одним из факторов развития личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов, создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов; обеспечивает познание и преобразование окружающего мира и др. [59] В работах О. В. Галустян отмечается, что в результате освоения профессиональной деятельности происходит присвоение обучающимся ее объектных характеристик и становление его в качестве субъекта деятельности как обладателя субъектных характеристик деятельности, ее полновластного распорядителя, способного строить и преобразовывать любые объекты [60].
С деятельностным подходом тесно связан другой – контекстный подход, который, как отмечается в источниках, позволяет моделировать не только предметное, но и социальное содержание профессионального труда, в том числе социально-профессиональное взаимодействие его субъектов [61]. Теория контекстного подхода разработана благодаря деятельности научной школы А. А. Вербицкого. «Контекст» рассматривается как «система внутренних и внешних факторов и условий жизни и деятельности человека, которая влияет на особенности восприятия, понимания и преобразования им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [62]. Применяя положения теории контекстного подхода к подготовке специалиста креативных индустрий, можно утверждать, что будущий специалист, обладающий своим внутренним контекстом (сформированным в результате жизнедеятельности и образовательного опыта), находится под влиянием нескольких внешних контекстов. Первый контекст обусловлен динамично развивающимся представлением общества о креативной экономике и ее трендах, а также требованиями и интересами данного сектора экономики к результатам и способам производства. Второй контекст определяется самой спецификой креативных индустрий. Принадлежность к профессии «специалист креативных индустрий» создает условия для проявления культурного своеобразия, характерного как для деятельности профессиональных сообществ, так и для индивидуальной деятельности – формирующегося в результате выбора форм и способов поведения. Третий контекст обусловлен образовательной средой, в которой осуществляется профессиональная подготовка будущего специалиста.
Включение социокультурного содержания в профессиональный контекст подразумевает создание таких условий, при которых происходит осознание обучающимся собственного взаимодействия с представителями профессионального сообщества, что способствует преобразованию его сознания, мышления и деятельности. Это создает условия для овладения культурой и нормами профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий. Благодаря творческому мышлению как компоненту профессиональной культуры осваиваются механизмы присвоения, преобразования и интерпретации культурных конструктов, профессиональных норм деятельности, ценностей и ценностных ориентаций специалиста креативных индустрий.
Результаты исследования / Research results
Сфера креативных индустрий обладает специфичным назначением и следующими особенностями: нацеленностью на воспроизводство или создание конкурентоспособных инновационных продуктов (заимствованных или изобретенных), продвижение их на рынке, распространение и (или) реализацию; многоплановостью, персонифицированностью профессиональной деятельности, связанной с культурологическими и предпринимательскими задачами, обусловленными постоянно изменяющимися экономическими и организационными условиями; значимостью горизонтальных, сетевых коммуникаций, профессионального обмена в сообществе профессионалов и др.
Готовность выпускника среднего профессионального образования к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий представляет собой динамично развивающееся в процессе профессиональной подготовки интегративное качество человека как личности и субъекта деятельности, которое:
- основано на ценностях, культурных и правовых нормах, мотивации к социокультурному взаимодействию и профессиональному успеху;
- отражает его способность применять приобретенные в профессиональной образовательной организации знания, умения, навыки для создания конкурентоспособных инновационных продуктов, продвижения их на рынке, распространения и (или) реализации;
- предусматривает регулирование и оптимизацию деятельности, преодоление внешних (обусловленных ситуационными условиями) и внутренних препятствий в достижении целей и задач деятельности.
Представим структурные компоненты готовности выпускника среднего профессионального образования к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий в таблице (см. табл. 2).
Таблица 2
Функции и структурные компоненты готовности выпускника СПО
к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий
|
Функции и их особенности |
Структурные компоненты |
Характеристика |
|
Побудительная (формирование ценностей и мотивов, побуждающих к профессиональной деятельности, представления о профессиональной культуре специалиста креативных индустрий, стремления добиться успеха) |
Ценностно-мотивационный |
Необходимые ценности, культурные и правовые нормы, мотивация к социокультурному взаимодействию и профессиональному успеху |
|
Исполнительская (обеспечение достижения оптимальных результатов профессиональной деятельности) |
Когнитивно-деятельностный |
Требуемые знания, умения, навыки для создания (воспроизводства) конкурентоспособных инновационных продуктов, продвижения их на рынке, распространения и (или) реализации |
|
Регулирующая (регулирование и оптимизация деятельности) |
Рефлексивный |
Направленность, связанная с регулированием поведения и деятельности в соответствии с возникающими препятствиями в достижении целей и задач деятельности |
На наш взгляд, первый ‒ ценностно-мотивационный – компонент имеет особое значение в представленной структуре. Специалист креативных индустрий является носителем ценностей и подходов к реализации деятельности, в частности стремления к индивидуальности, меритократии, разнообразию и открытости новому. Кроме того, рискогенность производства требует от специалиста установок на соблюдение правовых норм.
Второй компонент – когнитивно-деятельностный – базируется на системе знаний, умений и навыков, необходимых для определенного профессионального вида деятельности специалиста креативных индустрий. Этот компонент предполагает владение не только производственно-технологическими знаниями, умениями и навыками, но и механизмами продвижения, распространения и (или) реализации конкурентоспособных инновационных продуктов на рынке, которые повышают адаптационный потенциал специалиста креативных индустрий.
В соответствии с регулирующей функцией готовность выпускников к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий включает рефлексивный компонент, который предполагает соотнесение целей и задач с содержанием деятельности, требованиями к результатам, осознание необходимости дальнейшего профессионального развития и определение его направлений.
С учетом рассмотренных позиций обозначенных подходов определим закономерности процесса формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий. Оговорим, что в соответствии со спецификой объекта исследования нас интересуют закономерности, отражающие внутренние (педагогические) отношения, определяющие позицию обучающегося и общие требования к образовательному процессу, а также внешние, обусловленные отношениями образовательного процесса со средой. Представим данные закономерности по группам:
- закономерности, обусловленные позицией обучающегося как субъекта профессиональной деятельности и как участника взаимодействия с представителями креативно-индустриального сообщества (педагогами-наставниками, экспертами, работодателями, заказчиками сферы креативных индустрий и др.);
- закономерности, определяющие требования к процессу формирования готовности, предусматривающие целостность, системность и взаимосвязь всех компонентов готовности и направленные на отражение в нем технологических процессов будущего труда специалистов и особенностей профессиональной коммуникации в сфере креативных индустрий;
- закономерности, устанавливающие отношения между образовательным процессом и экономической средой, обусловленные необходимостью расширить границы образовательного пространства и сделать его аналогичным самим креативным индустриям.
Сформулируем закономерности, соответствующие данным группам:
1. Формирование готовности будет более эффективным при создании условий для развития ценностно-мотивационного компонента деятельности в виде конкретной перспективы. Основу закономерности составляет ориентация на освоение ценностей, культурных и правовых норм креативных индустрий, выступающих социокультурными детерминантами профессиональной деятельности специалиста креативных индустрий, а также на формирование опыта социокультурного взаимодействия с экспертами, работодателями, заказчиками сферы креативных индустрий.
2 Формирование готовности выпускника к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий происходит лишь в процессе его включения в сознательную и активную деятельность, требующую оригинальных, нестандартных решений культурологических и предпринимательских задач, обусловленных постоянно изменяющимися экономическими и организационными условиями креативной экономики. Она составляет содержание когнитивно-деятельностного компонента готовности.
3. В процессе формирования готовности требуется предусмотреть условия для развития понимания будущего специалиста себя как субъекта образовательной и будущей профессиональной деятельности, принятия себя в социокультурном пространстве сферы креативных индустрий как субъекта самостоятельной культурной деятельности.
4. Процесс формирования готовности выпускника к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий должен быть целостным, предусматривать условия развития всех компонентов готовности.
5. Эффективность процесса формирования готовности зависит от форм организации, которые должны быть, во-первых, адекватными целям и содержанию, развертыванию процесса формирования готовности к будущей профессиональной деятельности, во-вторых, способствовать организации обучения, отражающего логику технологических процессов будущего труда специалистов и особенности профессиональной коммуникации в сфере креативных индустрий.
6. Формирование готовности к профессиональной деятельности в сфере креативных индустрий требует установления отношений между образовательным процессом и экономической средой, то есть интеграции моделируемой предметно-технологической и реальной деятельности будущего специалиста, что предполагает использование технологий, позволяющих «погрузить» будущего специалиста в социокультурное пространство сферы креативных индустрий.
При достаточной разработке и детализации данные закономерности могут быть трансформированы в систему исходных установок для моделирования процесса формирования готовности специалиста креативных индустрий к будущей профессиональной деятельности.
Заключение / Conclusion
Сегодня подготовка кадров для сферы креативных индустрий требует включения целенаправленного и поэтапного процесса формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности.
Использование социокультурного подхода в исследовании сферы креативных индустрий и специфики деятельности ее специалиста позволило установить, что данная готовность представляет собой динамично развивающееся в процессе профессиональной подготовки интегративное качество человека как личности и субъекта деятельности и состоит из компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивно-деятельностного и рефлексивного. Применение полисубъектного, деятельностного и контекстного подходов к изучению процесса формирования готовности дало возможность определить его закономерности, обусловленные взаимосвязью между компонентами готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности и внешними социальными и педагогическими условиями.

Kristina N. Yakysheva