Full text

Введение / Introduction

 

Системные вызовы российской экономике, геополитике, технологическому развитию и социокультурной сфере актуализируют задачу воспитания поколения профессионалов, сочетающего профессиональную квалификацию с устойчивым здоровьем. Стратегические документы, определяющие национальные цели развития РФ до 2030–2036 годов, акцентируют необходимость привить молодежи культуру здоровья, ответственное отношение к себе и другим [1]. В «Национальной доктрине образования» и программе «Развитие образования» отмечается необходимость разработки здоровьесберегающих технологий и их масштабной интеграции в учебный процесс высшей школы [2]. Согласно М. А. Кантемировой и соавт., здоровье является определяющим фактором качества человеческого капитала и развития всех сторон экономической и социальной жизни страны [3]. Как отмечает Е. В. Фазлеева, недостаточное внимание к вопросам здоровья приводит к снижению производительности труда, ухудшению экономических показателей, демографическим рискам, а также ослаблению военного потенциала государства [4]. По последним данным ВОЗ, современная молодежь глобально сталкивается с критическим уровнем роста соматических патологий (ожирение) и социальных угроз (буллинг), что требует незамедлительных нетривиальных междисциплинарных мер на международном уровне [5]. Озабоченность вызывает и усугубляющийся кризис психического здоровья молодого поколения, описанный в работах П. Д. Мак Горри, К. Мей и других исследователей [6]. Глобальное исследование К. Хикман и коллег демонстрирует эскалацию проблемы; так, более 80% молодых людей в возрасте 16–25 лет из 10 стран испытывают повышенную тревожность и экзистенциальные страхи, связанные с климатическими и экологическими угрозами [7]. Е. А. Григорьева и соавт. связывают низкую физическую активность, неправильное питание с проявленным ростом хронических заболеваний, вызывающих негативные демографические тенденции в стране, ставящие под угрозу не только здоровье отдельных граждан, но и устойчивое развитие общества в целом [8].

Учитывая, что без здоровых молодых людей у страны нет будущего, И. В. Журавлева обосновывает необходимость внедрения в вузах образовательных инициатив, направленных на улучшение здоровья и благополучия молодежи для предотвращения деградации социальной структуры общества [9]. Задача формирования здоровьесберегающей компетенции, по мнению В. В. Кузнецова, с учетом изменений в технологическом укладе РФ стоит особенно остро не только для студентов медицинских вузов [10]. Не вызывает сомнений тезис В. А. Конотоп и других, что решение этой задачи возможно только комплексно, на междисциплинарной основе, усилиями всего профессионального педагогического сообщества [11]. В этом контексте дисциплина «Иностранный язык», будучи метапредметной, обладает рядом преимуществ, которые авторы статьи попытались использовать в ходе совместного англоязычного междисциплинарного проекта, выполненного студентами Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) и Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ). Цель статьи – описать опыт обучения иностранному языку студентов медицинских и гуманитарных специальностей в контексте межвузовской проектной деятельности по созданию англоязычного тематического сайта с применением технологии наставничества и консультирования сверстников.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Формирование компетенции здоровьесбережения, согласно Н. Н. Петрухину, первостепенно при подготовке студентов медицинских вузов, особенно если принять во внимание неуклонно возрастающий уровень профессиональной заболеваемости среди медицинских работников как по контактным вирусным инфекциям, так и по психическим заболеваниям в связи с чрезмерным перенапряжением на рабочем месте [12]. Е. А. Дубровина и другие рассматривают формирование компетенций здоровьесбережения как самоорганизованную, мотивированную деятельность, на которую инфлюируют личностные установки по сохранению здоровья [13]. Б. Миллер и коллеги прогнозируют, что к 2030 году заметным образом изменится коммуникация между врачами и пациентами, которые станут более вовлеченными в процесс лечения, а врачам предстоит освоить новые коммуникативные навыки, чтобы выстраивать партнерские отношения [14]. А. С. Ефимова и другие подчеркивают, что без грамотного, системного подхода к здоровьесбережению и развитых навыков общения будущие медики не смогут эффективно решать управленческие задачи, связанные с развитием и улучшением системы здравоохранения в России [15]. M. Хие и соавт. особо обращают внимание на тревожную распространенность симптомов профессионального выгорания среди представителей так называемых «помогающих профессий», в особенности среди педагогов и преподавателей [16].

Подобная ситуация объективно подводит к осознанию важности целенаправленного формирования у специалистов данной категории устойчивых моделей поведения, ориентированных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Следует учитывать, что если при подготовке студентов медицинских специальностей развитию здоровьесберегающих компетенций уделяется первостепенное значение как обязательному компоненту профессиональной квалификации, то при обучении студентов гуманитарных и технических специальностей формированию их здоровьесберегающего поведения зачастую  уделяют внимание только на занятиях по физической культуре, на которых, как подчеркивают И. Е. Пономарев и С. В. Барсуков, преподаватели  мотивируют обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности и вырабатывают навыки по укреплению здоровья [17], что, тем не менее, не является достаточным в современных условиях. Трудно не согласиться с мнением В.И. Донченко о том, что здоровьесберегающее обучение студентов должно реализовываться через корректное внедрение в различные дисциплины элементов здоровьесберегающих знаний [18]. В исследовании Н. А. Шмырёвой и И. В. Палаткина предпринята попытка с помощью философского и психолого-педагогического подходов раскрыть возможности дисциплин «Психология», «Педагогика», «Философия» для формирования ответственного отношения студентов к своему здоровью [19].

 Что касается потенциала дисциплины «Иностранный язык» в контексте формирования здоровьесберегающего поведения учащейся молодежи, то он используется не в полной мере. Как обоснованно подчеркивает Н. Г. Грачева, овладение студентами иноязычной лексикой по теме «Здоровье» чрезвычайно важно, так как она является одной из важных составляющих лексического запаса любого иностранца, необходимой для успешной и безопасной коммуникации в межкультурной среде [20]. О необходимости организации дополнительных мероприятий в рамках дисциплины «Иностранный язык», включающих учебную и внеаудиторную деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий, помогающих закреплению здорового поведения у студентов, пишут О. А. Гаврилюк и другие, предполагая автономный подход к обучению, направленный на самостоятельную работу с ресурсами, связанными со здоровьем [21]. И. Е. Абрамова и соавт. успешно интегрировали международный российско-казахский проект по поддержанию психологического здоровья студентов двух стран в содержание обучению дисциплины «Иностранный язык», стимулировав формирование психологической компетентности [22].

Эффективным инструментом организации межвузовского междисциплинарного взаимодействия с целью формирования коммуникативной компетенции (далее – КК) и компетенций здоровьесбережения у студентов разных профилей подготовки в рамках обучения ИЯ, по мнению авторов статьи, могут стать проектные методики в цифровой среде с применением технологии наставничества сверстников. В современной лингводидактике широко представлены основные характеристики, типологии, этапы деятельности в проекте, а также преимущества и особенности применения в современном образовании, в том числе в иноязычном обучении. Согласно Т. В. Куприянчик и Н. А. Ермякиной, в преподавании иностранного языка для специальных целей метод проектов позволяет вовлекать студентов в учебную деятельность, развивая их коммуникативные и исследовательские навыки, делая процесс изучения языка более продуктивным [23]. Гошех Дуа и другие рассматривают проект как совокупность самостоятельных учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, направленных на решение определенной проблемы. При этом презентация полученных результатов предполагается в виде материального или интеллектуального продукта деятельности, обладающего новизной и личностной значимостью [24]. Е. В. Дмитриева считает, что проектная деятельность на занятиях по иностранному языку позволяет студентам творчески подходить к изучению материала, развивать креативное мышление, формировать исследовательские навыки [25].

Согласно Н. И. Вьюновой и И. А. Пешковой, для формирования здоровьесберегающих компетенций через проектно-исследовательскую деятельность решающее значение имеет реализация соответствующих педагогических условий, включающих организационные и психолого-педагогические факторы [26]. В этом контексте технология наставничества сверстников, как подчеркивают Л. К. Кришна и другие, является важным механизмом, усиливающим взаимодействие студентов и способствующим более глубокому усвоению материала через сотрудничество и обмен знаниями [27]. Э. В. Хачатрян рекомендует для организации наставнических сессий применять различные технологии, помогающие развитию критического мышления и формированию навыков self skills [28]. А. И. Евдокимова обосновывает важность наставничества в развитии исследовательских компетенций обучающихся ординатуры медицинского вуза, что необходимо для их успешной профессиональной подготовки в условиях современного технологического уклада [29]. Результатами эксперимента A. Бусси и С. Буртон по реализации наставничества студентов II курса среди первокурсников стало более эффективное формирование студенческого сообщества, повышение успеваемости и качества социальной жизни обучающихся [30]. Е. И. Зритнева и М. М. Найманова доказали, что наставничество может эффективно реализовываться как в учебной, так и в совместной внеаудиторной деятельности [31]. В рамках данного исследования технологии наставничества сочетаются с элементами консультирования сверстников со стороны студентов-медиков. Это обеспечивает многоаспектный подход к решению широкого спектра образовательных и воспитательных задач, которые появляются в процессе развития здоровьесберегающих компетенций современных студентов.

Научная новизна данного исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и практической апробации специально сконструированных учебных условий, способствующих формированию здоровьесберегающей компетенции у студентов гуманитарных и медицинских специальностей в контексте междисциплинарного проекта, реализуемого на иностранном языке. Важным аспектом экспериментального обучения является апробация технологии наставничества со стороны студентов-медиков и консультирования ими студентов гуманитарного профиля в процессе совместной работы на английском языке, что позволяет оптимизировать образовательный процесс и усилить интерес не только к изучению иностранного языка, но и к собственному здоровью.

 

Материалы и методы / Materials and methods

 

В ходе апробации межвузовского проекта по вопросам сохранения здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды северного региона была организована комплексная работа силами преподавателей иностранных языков ПетрГУ и ТГМУ. Методологическую основу исследования составили коммуникативный, личностно ориентированный и интегрированный подходы, а также проектный метод с использованием цифровых инструментов. В исследовании приняли участие 105 (N = 105) студентов, из них 58 (N = 58) бакалавров первых и вторых курсов гуманитарных направлений ПетрГУ и 47 (N = 47) студентов ТГМУ, из них  37 студентов первого и второго курсов и 10 магистрантов. До эксперимента все респонденты имели сопоставимый уровень владения английским языком, варьирующийся от А2 до В2 по Общеевропейской шкале компетенции владения иностранным языком. В качестве методов исследования использовались наблюдение, сопоставительный анализ, эксперимент, формализованный опрос с вопросами открытого и закрытого типов, экспертное оценивание, статистические методы.

Проект ориентирован на формирование активной здоровьесберегающей позиции студентов гуманитарных специальностей ПетрГУ посредством дистанционного консультирования и наставничества со стороны студентов медицинских направлений ТГМУ в процессе совместного создания англоязычного сайта по здоровому образу жизни на платформе Tilda Publishing. Дистанционное консультирование и наставничество реализовывались через специализированные онлайн-платформы, обеспечивавшие многоканальную коммуникацию, преодоление пространственных и временных барьеров и создание интерактивной образовательной среды. В табл. 1 представлено содержание видов деятельности вузов-участников на каждом из этапов данного проекта.

Согласно табл. 1, проект был реализован в трехэтапной структуре. На начальном (исследовательском) этапе были организованы циклические сессии, когда студенты-медики обучались основам консультирования, навыкам активного слушания, эмпатии и профессиональной этики. Студенты гуманитарных специальностей изучали наиболее распространенные в северных регионах заболевания, осваивали лексику по теме «Здоровье», медицинские термины, готовили вопросы для консультантов. В рамках основного этапа проводились дистанционные консультации в индивидуальном и групповом форматах с использованием мультимодальных материалов, создавался цифровой контент сайта: видеоролики, мотивирующие плакаты, эссе. Кроме того, наставничество осуществлялось через анализ визуальных материалов студентов-медиков и обсуждение их рекомендаций, что способствовало формированию компетенций здоровьесбережения у гуманитариев. Важным элементом являлась модерация сессий опытными педагогами, обеспечивавшая этичность и профессионализм взаимодействия. В проекте реализовывался междисциплинарный диалог, способствовавший формированию профессиональных сетей. На завершающем (рефлексивном) этапе участниками анализировались полученный результат и приобретенный опыт взаимодействия. Итоговый продукт – англоязычный сайт по проблемам здоровьесбережения, ставший центральной платформой для распространения всех материалов и информации о проекте. Он включил разделы, посвященные сохранению здоровья в северных условиях, и рекомендации студентов-медиков, что отражено на рисунке ниже.

Таблица 1

Этапы, содержание и виды деятельности
в рамках межвузовского англоязычного проекта по здоровьесбережению

 

Этапы проекта

Содержание и виды деятельности

ФГБОУ ВО ПетрГУ

ФГБОУ ВО ТГМУ

Начальный

(исследовательский)

Определение проблемного поля проекта. Проведение круглых столов, обсуждений здоровьясбережения в северных условиях

Цикл подкастов, интерактивные семинары, мастерские по стресс-менеджменту, инструктажи, цифровые двери-консультирование

Основной

(практический)

Подготовка цифрового контента (видеороликов) для будущего сайта, написание эссе, поиск визуализации по выявлению проблем со здоровьем у молодых людей, проживающих на Севере, формулировка вопросов к студентам-медикам

Подготовка цифрового контента (видеороликов) для будущего сайта с учетом вопросов студентов ПетрГУ, написание эссе, создание плакатов, информирующих о способах укрепления здоровья молодежи, проживающей в сложных климатических условиях

Завершающий

(итоговый продукт, рефлексия)

Презентация готового продукта (сайта) в группах, анализ визуальных материалов будущих медиков и обсуждение   рекомендаций наставников (студентов-медиков), рефлексия

Анализ контента сайта и визуальных материалов, понимание здоровьесберегающей позиции, формирование системы ценностных ориентаций, осознание ценности, экосистема наставничества

Применяемые технологии

Информативные обучающие ресурсы для создания презентаций, платформа BigBlueButton, конструктор сайтов Tilda

Методики, педагогические подходы

Проектное обучение; дистанционное консультирование; интерактивность; студентоцентрированный подход; междисциплинарный подход; компетентностный подход

 

 

 

Скриншоты отдельных страниц раздела “Health Recommendations from Students
of Medicine Major, Interview with Medicine Major Students”
с советами от студентов-медиков [32]

 

Согласно рисунку, представленные на сайте студенческие работы наглядно продемонстрировали не только осознание участниками проекта важности здорового образа жизни, но и их творческий потенциал.

 

Результаты исследования / Research results

 

Результаты формирования КК у участников проекта были верифицированы с помощью экспертной оценки преподавателей ПетрГУ и ТГМУ, не принимавших участие в эксперименте. Экспертное оценивание проводилось по пятибалльной шкале, оценивались цифровые продукты обучающихся до и после работы в совместном проекте. Полученные в процессе экспертного оценивания средние баллы представлены в табл. 2.

Таблица 2

Экспертная оценка динамики развития КК студентов ПетрГУ и ТГМУ
до и после экспериментального обучения (средний балл, мода)

 

Критерии оценивания

ТГМУ

Петргу

Средний балл

Мода

Средний балл

Мода

Устная речь: лексико-грамматическое оформление

До

2,94

3

3,06

3

После

4

4

4, 48

4

Устная речь: фонетическое оформление

До

2, 98

2

2, 98

3

После

4, 24

3

4, 67

4

Письменная речь: структура

До

3,67

3

3,72

3

После

4,34

4

4,89

5

Письменная речь: лексико-грамматическое оформление

До

3,14

3

3,36

3

После

4,24

4

4,78

5

 

Согласно табл. 2, коммуникативная компетенция у всех участников проекта улучшилась. В аспекте «Устная речь: лексико-грамматическое оформление» в обеих группах наблюдается значительный рост оценок: студенты ТГМУ повысили свой средний балл на 1,06, ПетрГУ – на 1,42. Мода увеличилась с 3 до 4, что указывает на улучшение общего уровня навыков. В аспекте «Устная речь: фонетическое оформление» ТГМУ увеличил средний балл на 1,26, а ПетрГУ – на 1,69. Изменение моды у ТГМУ с 2 до 3 указывает на более заметное улучшение в фонетическом оформлении. В аспекте «Письменная речь: структура» ТГМУ увеличил средний балл на 0,67, ПетрГУ – на 1,17. ПетрГУ достиг моды 5 баллов, что свидетельствует о высоком уровне структурирования письменных работ. В аспекте «Письменная речь: лексико-грамматическое оформление» ТГМУ увеличил средний балл на 1,10, ПетрГУ – на 1,42. Достижение моды 5 баллов у студентов ПетрГУ подчеркивает высокий уровень лексико-грамматического оформления в письменной речи.

Далее для выявления субъективного восприятия студентами динамики развития у них компетенции здоровьесбережения респондентам было предложено оценить ее компоненты по шкале от 1 до 5 баллов. Полученные результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Динамика формирования компетенции здоровьесбережения студентов ПетрГУ и ТГМУ (субъективное восприятие)

 

Степень развития компетенции

Высокая

Средняя

Низкая

Вопросы / ответы респондентов

ПетрГУ

ТГМУ

ПетрГУ

ТГМУ

ПетрГУ

ТГМУ

Компетенция здоровьесбережения (%, до и после участия в проекте)

Уровень развития компетенции здоровьесбережения

До

10,30

44,7

56,90

42,5

32,80

12,8

После

56,90

80,9

37,90

14,8

5,20

4,30

Осознание влияния здоровья на профессиональное и личностное развитие человека, степень понимания важности и значимости здоровья

До

48,30

57,5

24,10

27,6

27,60

14,9

После

65,50

63,8

25,90

31,9

8,60

4,30

Информированность о вопросах здоровья, включая познавательную активность в стремлении получать и перерабатывать информацию о способах сохранения здоровья

До

32,80

31,9

37,90

44,7

29,30

23,4

После

48,30

66,0

37,90

34,0

13,80

4,3

                 

Согласно табл. 3, формирование компетенции здоровьесбережения студентов ПетрГУ и ТГМУ имеет положительную динамику, полученные результаты свидетельствуют о значительных изменениях в восприятии и осознании вопросов здоровья до и после экспериментального проекта.  В «Уровне развития компетенции здоровьесбережения» после участия в проекте в ТГМУ число студентов с высоким уровнем выросло до 80,9%, в ПетрГУ этот показатель увеличился до 56,9%. Средний уровень снизился до 37,9% в ПетрГУ и 14,8% в ТГМУ, а низкий уровень составил лишь 5,2% и 4,3% соответственно. В показателе «Осознание влияния здоровья на профессиональное и личностное развитие» после окончания проекта в ТГМУ количество студентов с высоким уровнем увеличилось до 63,8%, в ПетрГУ – до 65,5%, со средним уровнем – снизилось до 25,9% в ПетрГУ и незначительно увеличилось до 31,9% в ТГМУ, с низким уровнем сократилось до 8,6% в ПетрГУ и 4,3% в ТГМУ. Осознание влияния здоровья на развитие также улучшилось после завершения межвузовского проекта. В «Информированности о вопросах здоровья» после участия в проекте среди студентов ПетрГУ показатель высокого уровня возрос до 48,3%, в ТГМУ – до 66%, средний уровень остался на уровне 37,9% в ПетрГУ и снизился до 34% в ТГМУ, низкий уровень сократился до 13,8% и 4,3% соответственно. Информированность о вопросах здоровья значительно возросла у студентов обоих вузов. Особенно заметен рост в ТГМУ (с 31,9% до 66%).

 Следует отметить, что 74,10% обучающихся ПетрГУ отметили эффективность обсуждения визуализаций с медицинскими рекомендациями не только для осознания и понимания студентами немедицинских специальностей проблем здоровьесбережения и способов их преодоления, но и для лучшего запоминания медицинских терминов и лексики.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Участие в межвузовском проекте значительно улучшило осознание студентами проблем здоровьесбережения. В обоих университетах наблюдается положительная динамика в формировании компетенции здоровьесбережения студентов. Студенты стали более осведомленными о влиянии здоровья на их профессиональное и личностное развитие.

2. Студенты ТГМУ продемонстрировали более заметное улучшение в оценке уровня развития компетенции, в то время как студенты ПетрГУ показали более выраженную динамику в осознании важности здоровья и информированности о вопросах здоровья.

3. Участие в межвузовском проекте значительно повысило уровень КК как у студентов ПетрГУ, так и ТГМУ по всем рассматриваемым категориям (устная и письменная речь). Особенно заметное увеличение среднего балла обоих вузов наблюдается в области лексико-грамматического оформления как устной, так и письменной речи.

4. Визуальные материалы с медицинскими рекомендациями оказали положительное влияние на осознание и понимание проблем здоровьесбережения студентами немедицинских специальностей, а также на запоминание ими медицинских терминов и лексики.

 

Заключение / Conclusion

 

Результаты апробации межвузовского междисциплинарного проекта на английском языке подтвердили эффективность интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, что подчеркивает необходимость применения инновационных подходов в подготовке будущих специалистов разных направлений. Совместная проектная деятельность студентов, обучающихся по гуманитарным и медицинским дисциплинам, не только способствует развитию коммуникативных и межличностных навыков, но и определяет здоровье как ключевой ресурс для личностного и профессионального становления. Бесшовное внедрение технологий наставничества и дистанционного консультирования создает благоприятные условия для глубокого когнитивного усвоения учебного материала, а также способствует формированию метапредметных навыков, которые являются критически важными для успешной профессиональной деятельности в условиях динамично меняющегося социального контекста.

В условиях современных экзистенциальных вызовов, с которыми сталкивается Россия, становится особенно актуальным формирование специалистов не только высококвалифицированных, но с хорошим физическим и психическим здоровьем. Наблюдаемые тревожные тенденции ухудшения здоровья молодежи представляют собой серьезную угрозу для социально-экономического развития страны, что делает формирование здоровьесберегающей компетенции неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Активное вовлечение студентов в проекты, направленные на популяризацию здорового образа жизни, способствует повышению осознанности в вопросах здоровья и развитию критического мышления, что, в свою очередь, содействует формированию ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью общества в целом. Таким образом, успешная реализация таких инициатив становится ключевым фактором в подготовке специалистов, способных внести значимый вклад в устойчивое развитие как общества, так и экономики Российской Федерации.