Full text

Введение / Introduction

 

Профессиональное самоопределение в настоящий момент является одним из ведущих направлений, связанных со школьной образовательной системой, когда наряду с формированием необходимых знаний и умений, подготовкой учащихся к успешной государственной итоговой аттестации ставится и решается задача осознанного выбора будущей профессии в условиях цифровой экономики, на которую постепенно переходит наша страна. Истоком этого процесса можно считать появление в начале XXI века Концепции профильного обучения [1]. После ее утверждения Министерством образования Российской Федерации [2] исследователи того времени начинают предлагать свое видение подготовки школьников к выбору профессии.

В этом контексте Л. К. Артемова [3] обосновала необходимость включения профориентационной составляющей в содержание школьного образования и предложила модель сопровождения учащихся в выборе профессионального направления. А. А. Остапенко и А. Ю. Скопин [4] исследовали особенности построения профильного обучения на старшей ступени, акцентируя внимание на согласовании учебного плана с индивидуальными профессиональными интересами учащихся. Л. Н. Нугуманова [5] рассмотрела вопросы формирования профессиональных намерений у школьников, уделив особое внимание психолого-педагогическим условиям поддержки выбора профессии в образовательной среде. Л. И. Пантюшенкова [6] разработала педагогическую модель формирования профессиональных проб учащихся через участие в элективных курсах, мастерских и тренингах, приближенных к условиям профессиональной деятельности. Г. З. Файзуллина [7] исследовала возможности интеграции профориентационной работы с содержанием учебных дисциплин, подчеркивая важность применения проектных форм обучения и деятельностного подхода.

Значительный вклад в разработку данной проблематики внесен в рамках диссертационных исследований. Так, А. А. Каракотова [8] рассмотрела педагогические условия, способствующие развитию устойчивых профессиональных интересов у старшеклассников, а также методы диагностики профессиональной направленности личности. А. Э. Попович [9] сосредоточился на исследовании элективных курсов как формы предпрофильной подготовки, проанализировав их структуру, содержание и возможности адаптации под индивидуальные запросы обучающихся. М. Н. Шишкина [10] предложила комплексную модель формирования готовности к осознанному профессиональному выбору, включающую диагностический, содержательно-деятельностный и рефлексивный компоненты.

Особая роль в обучении, связанная с цифровой экономикой, отводится школьному курсу информатики, когда школьники должны овладеть инструментами для работы с информацией, представленной в цифровом формате. Необходимость формирования у выпускников школ начальных профессиональных навыков в области информационных технологий отмечается и в нормативно-правовых документах Российской Федерации, таких как Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ‑2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» [11], Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [12] и др.

На наш взгляд, при реализации профессионального самоопределения школьников педагог должен опираться на профессиональные стандарты [13]. В настоящей публикации мы покажем, как с учетом профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» [14] возможно готовить выпускников школ к профессии разработчика веб-приложений.

Цель статьи – разработать систему заданий по формированию начальных профессиональных навыков старшеклассников по подготовке к деятельностивеб-разработчика и провести ее апробацию.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– провести анализ литературы по заявленной теме, в том числе на основе профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» выделить те умения, которые могут быть сформированы при обучении информатике в школе;

– разработать элективный курс по информатике для формирования начальных профессиональных навыков разработчика веб-приложений и провести апробацию разработанного материала;

– проверить эффективность разработанных заданий при проведении педагогического эксперимента.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Одной из приоритетных задач современной школы становится обеспечение условий для ранней профессиональной ориентации и подготовки обучающихся к осознанному выбору будущей профессии. Уже в подростковом возрасте ученики склонны проявлять интерес к определенным сферам профессиональной деятельности, а раннее развитие профессиональных навыков помогает выявить эти интересы и направить энергию школьника в нужное русло, способствуя осознанному выбору будущей профессии и повышению мотивации к обучению. В связи с этим можно акцентировать внимание на двух этапах обучения – предпрофильной подготовке и профильном обучении. Первый призван обеспечить учащимся возможность познакомиться с различными направлениями профессиональной деятельности, осознанно подойти к выбору профиля для обучения в 10–11-х классах, сформировать начальные представления о возможных профессиональных траекториях. Второй направлен на углубленное изучение отдельных учебных предметов и организацию учебной деятельности, максимально приближенной к условиям реальной профессиональной практики, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, формирования универсальных учебных действий, базовых компетенций, востребованных в конкретной профессиональной сфере.

Публикации по проблеме предпрофильной подготовки преимущественно относятся к 2010‑м годам. Среди них представлены исследования, в которых рассматриваются цели, содержание и организационные модели предпрофильной подготовки, а также ее роль в профессиональном самоопределении учащихся.

Так, С. Н. Рягин [15] подчеркивает, что предпрофильная подготовка должна быть направлена на создание условий для профессионального самоопределения учащихся, обеспечивая преемственность между основной и старшей школой. Именно на этом этапе школьники получают первый опыт вхождения в профессионально ориентированную деятельность, что делает предпрофильный этап важной опорной точкой в системе непрерывного образования.

А. В. Кузнецов [16] считает, что предпрофильная подготовка является основой для выбора индивидуальной образовательной траектории обучающегося и способом формирования осознанной профессиональной позиции.

В одной из работ А. А. Зубрилина [17] подчеркивается, что важнейшей функцией предпрофильной подготовки является обеспечение обучающихся информацией о мире профессий, развитие способности соотносить свои интересы и возможности с требованиями профессиональной деятельности.

На необходимость системного педагогического сопровождения в форме предпрофессиональных модулей, интегрированных в учебный процесс, обращает внимание Е. К. Хеннер [18], подчеркивая, что одним из ключевых факторов, препятствующих осознанному выбору профессии, является дефицит у старшеклассников достоверных знаний о содержании профессиональной деятельности. В этом контексте предпрофильная подготовка рассматривается им не просто как информационная поддержка, а как важный этап выстраивания преемственных связей между школьным образованием, профессиональным обучением и рынком труда.

В последнее время вопросы предпрофильной подготовки активно обсуждаются зарубежными авторами. Внедрение модели обучения, интегрированного в профессиональную деятельность в рамках подготовки школьников к будущей карьере, описывают в своей работе С. Грэнтэм и М. Иачицци [19]. Р. Джей Куью-Джонс [20] исследует процесс формирования профессиональной идентичности у старшеклассников и студентов через вовлечение в образовательные программы, приближенные к профессиональной деятельности. М. А. Р. Форд, Г. М. Алам, А. Хак, М. С. Хан, М. Рашид [21] рассматривают эффективность профессиональных программ предпрофильного уровня с точки зрения их влияния на дальнейшее обучение. Исследование показало, что участие школьников в практико-ориентированных курсах способствует формированию устойчивой учебной мотивации, компетенций и уверенности в выборе будущей специальности.

Актуальные аспекты предпрофильной подготовки находят широкое отражение в научно-педагогических исследованиях в странах бывшего Советского Союза. Г. Б. Аубакирова и А. А. Оспанова [22] описывают предпрофильную подготовку учащихся по химии через элективные курсы, показывая, какие формы и методы и какое содержание могут быть реализованы в школах Казахстана. К. С. Алыбаев и Г. Исакова [23] раскрывают особенности предпрофильной математической подготовки в Кыргызстане в условиях современного образования в основной школе. Авторы описывают технологии и методы ее реализации.

Большинство исследователей подчеркивают значимость предпрофильного этапа как необходимого звена между основной школой и профильным обучением, позволяющего школьникам сформировать осознанное отношение к своему профессиональному будущему. Предпрофильная подготовка логично переходит в профильное обучение, реализуемое на следующем этапе образовательной лестницы – в старших классах. Этот переход обусловлен необходимостью углубить и конкретизировать профессиональные интересы школьников, заложенные на этапе предпрофильной подготовки, становясь продолжением ранее начатой работы по профессиональной ориентации, и дает возможность учащимся целенаправленно развивать знания, умения и навыки в определенной предметной или профессиональной области.

Нормативно-правовая база профильного обучения включает ряд документов, регламентирующих содержание, цели и организацию данной деятельности. Положения о профильном обучении закреплены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [24], где подчеркивается право обучающихся на индивидуализацию образовательного маршрута и участие в профессиональных пробах. Важное место занимает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования [25], определяющий структуру и содержание образовательной программы старшей школы. Согласно его требованиям, основная задача старшей школы заключается не только в передаче базовых знаний, но и в обеспечении условий для профессионального самоопределения обучающихся, формирования универсальных учебных действий и метапредметных компетенций. В рамках реализации стандарта большое внимание уделяется вариативности содержания, в том числе за счет включения различных форм организации учебной деятельности, позволяющих учащимся выбрать направление обучения в соответствии со своими интересами и планами на будущее. Методические рекомендации Минпросвещения РФ [26] и региональные нормативные акты разъясняют содержание и формы учебной деятельности, диагностических процедур и профориентационных мероприятий. В совокупности данные документы создают нормативную основу, позволяющую школам гибко выстраивать содержание и структуру профильной подготовки в зависимости от кадрового, методического и ресурсного обеспечения.

Количество публикаций по профильному обучению исчисляется сотнями. Отметим, что один из авторов настоящей публикации имеет более десятка статей, где раскрываются особенности реализации профильного обучения информатике, в частности через элективные курсы.

Важно отметить, что задачи профильного обучения направлены не только на углубление предметных знаний, но и на создание условий для формирования у обучающихся практико-ориентированных умений и навыков, востребованных в профессиональной сфере. Особое значение приобретает развитие способностей к применению полученных знаний в реальных или приближенных к реальным условиях. Это предполагает постепенное вхождение школьников в мир выбранной профессии через участие в проектах, профессиональных пробах, практических занятиях и других видах деятельности, ориентированных на профессиональную подготовку. В этой связи возникает необходимость более точно определить, что именно следует понимать под начальными профессиональными навыками, формирование которых становится одной из целей профильного обучения.

Анализ научно-методической литературы позволяет определить, что под начальными профессиональными навыками следует понимать совокупность элементарных умений, знаний и способов действия, формирующихся у учащихся в процессе учебной деятельности и приближенных к условиям реальной профессиональной практики. Как отмечает Е. С. Полат [27], именно формирование навыков практической деятельности, приближенной к будущей профессии, способствует личностному росту и осознанному профессиональному самоопределению учащихся.

А. В. Хуторской [28] рассматривает начальные профессиональные навыки как совокупность действий, формируемых в образовательном процессе с учетом будущей профессиональной специализации обучающегося и направленных на развитие мотивации, самоорганизации и проектного мышления. Он делает акцент на интеграции предметных знаний с практическими и метапредметными компонентами в рамках деятельностного подхода.

В работе Г. Б. Толстовой [29] рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие эффективность профориентации и профессионального самоопределения старшеклассников в условиях предпрофильной подготовки. Особое внимание уделяется индивидуализации содержания обучения, использованию модульных программ и сетевому взаимодействию с работодателями как элементам практико-ориентированной подготовки.

Таким образом, большинство исследователей подчеркивают, что профессиональные навыки не могут формироваться изолированно от деятельности и должны быть включены в контекст реальных или моделируемых профессиональных ситуаций. С учетом этого особую значимость приобретает выбор адекватных форм организации учебной деятельности, которые позволяют интегрировать формирование начальных профессиональных навыков в образовательный процесс. На рис. 1 указаны формы учебной деятельности школьников, средствами которых можно организовать профильное обучение в средней школе для формирования начальных профессиональных навыков в области информатики.

 

 

 

Рис. 1. Формы организации учебной деятельности в профильном обучении

 

Анализ форм организации учебного процесса показывает, что наибольший потенциал для формирования начальных профессиональных навыков в области информационных технологий имеют элективные курсы. Они сочетают в себе системность, практическую направленность и индивидуальный подход, позволяя учащимся не только получить знания, но и применить их в реальных проектах, что является важным условием профессионального самоопределения.

По мнению С. С. Мальцевой [30], элективные курсы создают условия для проб профессиональной деятельности в условиях учебной среды, обеспечивая тем самым постепенное и осознанное включение учащихся в систему профессионального самоопределения. Современные зарубежные исследования подтверждают высокую эффективность элективных курсов, направленных на формирование ключевых компетенций старшеклассников. У. Гунасилан [31] в своей работе акцентирует внимание на использовании вариативных форм организации занятий, что позволяет расширить образовательные рамки элективного курса, формируя у школьников навыки критического мышления и командной работы. Применительно к нашему исследованию в работе O. Кайхан, О. Коркмаз, Р. Чакир [32] обозначено, что для улучшения качества обучения программирования необходимо развивать навыки вычислительного, логического и математического мышления, что позволяет обучаемым лучше усваивать алгоритмические структуры. А К. А. С. Рефвик и Х. Опсал [33] предлагают обучать программированию на факультативных курсах.

Согласно А. А. Зубрилину [34], элективные курсы целесообразно подразделять по функционалу на углубление и расширение знаний и умений, подготовку к профессиональной деятельности, подготовку к государственной итоговой аттестации.

Говоря об элективных курсах, направленных на подготовку к профессиональной деятельности, можно привести исследование И. А. Тюшняковой и М. Г. Макарченко [35], где на основе экскурса в историю появления элективных курсов в школах и нормативных документах по их созданию показывают роль данного типа элективов в профессиональном самоопределении выпускников школ. В качестве примера приводят разработанный ими элективный курс по информатике и ИКТ.

Л. Ю. Ермильева и А. Н. Ермильев [36] на примере элективного курса по информатике «Основные вопросы информатики и ИКТ» дают методические рекомендации по организации профильного обучения старшеклассников. В частности, они указывают, что планируемые результаты усвоения элективного курса напрямую связаны с требованиями ФГОС, выполнение которых ведет к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования.

А. А. Быков и О. М. Киселева [37] приводят пример элективного курса, на котором школьники учатся разрабатывать чат-боты, благодаря чему у них формируются навыки программирования на языках, не изучаемых в школьном курсе информатики, в то же время они готовятся к профессиям, которые будут затребованы в современном цифровом обществе. В другой своей работе [38] эти авторы предлагают неявно готовить школьников к профессиям, связанным с компьютерной графикой, например к профессии веб-дизайнера.

О. А. Кочеткова, Ю. Н. Пудовкина, Е. Ф. Перфилова [39] приводят пример элективного курса по разработке дополненной реальности, что, несомненно, актуально в мире, пронизанном виртуальной реальностью и данными, представленными в цифровом формате.

Таким образом, системный подход к профильному обучению с опорой на элективные курсы позволяет не только выполнять требования ФГОС, но и обеспечивать качественную профориентацию, способствуя формированию у обучающихся устойчивой профессиональной мотивации и компетентностной базы для будущего обучения и трудовой деятельности.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В ходе проведения исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Первые включали в себя изучение и анализ педагогической литературы, связанной с организацией элективных курсов – от разработки до реализации; работу с нормативно-правовой базой реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российских школах, обобщение и систематизацию собственного опыта проведения элективных курсов. На основе анализа профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» выделены обобщенные трудовые функции (далее – ОТФ), которые могут быть сформированы при обучении информатике учеников 11-го класса (табл. 1).

 

 

 

 

Таблица 1

Обобщенные трудовые функции по профессиональному стандарту
«Разработчик
Web и мультимедийных приложений»

 

Уровень ОТФ

Ключевые знания и умения специалиста

Реализация на уровне

профильного обучения
в школе

A – Техническая поддержка информационных ресурсов

Знание языков HTML и CSS, основ JavaScript, принципов верстки, структуры макетов, особенностей отображения элементов в разных браузерах. Владение базовыми навыками оформления пользовательского интерфейса, тестирования страниц, устранения ошибок отображения

Выполнение заданий по верстке веб-страниц, базовое программирование на JavaScript, отладка интерфейсов, работа с визуальными шаблонами

B – Создание или модификация информационных ресурсов

Понимание основ UX/UI-дизайна, логики построения интерфейсов, базовых принципов тестирования, структуры баз данных и архитектуры веб-приложений. Владение умением собирать требования, проектировать структуру сайта, создавать прототипы, представлять готовое решение

Выполнение мини-проектов, включающих разработку интерфейса, сбор и анализ требований, реализацию простых пользовательских сценариев, а также создание и демонстрацию полноценных учебных веб-приложений

C – Управление разработкой информационных ресурсов

Знание архитектурных принципов построения информационных систем, стандартов взаимодействия компонентов, требований к документации, критериев и основ системного анализа. Владение умениями проводить интервью с заказчиком, анализировать технические требования и разрабатывать техническое задание

Компетенции данного уровня выходят за рамки типового школьного образования и требуют подготовки в рамках программ СПО или ВО

D – Управление проектами и процессами разработки информационных ресурсов

Владение методами управления ИТ‑проектами, принципами оценки трудоемкости и сроков, знание профессиональных регламентов и стандартов проектирования, умение организовать работу команды и принимать управленческие решения

Компетенции данного уровня выходят за рамки типового школьного образования и требуют подготовки в рамках программ СПО или ВО

 

Проведенный анализ профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» позволил выделить ключевые компоненты профессиональной деятельности, которые могут быть эффективно адаптированы под задачи профильного обучения информатике. Выявленные обобщенные трудовые функции, требования к знаниям и умениям, перечень используемых технологий, а также спектр междисциплинарных компетенций показывают, что отдельные элементы профессиональной подготовки можно успешно включить в содержание профильного курса информатики.

Кроме того, анализ показал, что профессиональный стандарт содержит целый ряд компетенций, соответствующих требованиям ФГОС среднего общего образования, что обеспечивает преемственность между школьным и профессиональным уровнями подготовки. Профессиональный стандарт может служить содержательной основой для разработки элективного курса по информатике, направленного на формирование у учащихся 11-го класса начальных профессиональных навыков в области IT и осознанного представления о будущей профессиональной деятельности в области веб-разработки.

При этом необходимо придерживаться следующих критериев:

  1. Соответствие трудовым функциям, представленным в профессиональном стандарте.
  2. Формируемые знания и умения, включая владение базовыми языками и инструментами веб-разработки.
  3. Используемые технологии и программные средства, актуальные для современной практики.
  4. Формы организации деятельности учащихся, приближенные к профессиональной среде: проектная работа, защита продукта, работа в команде.
  5. Развитие метапредметных и надпрофессиональных компетенций.
  6. Тематическое и методическое соответствие школьной программе.
  7. Наличие и качество итогового продукта, демонстрирующего практический результат деятельности учащегося.

Основу эмпирических методов составила разработка элективного курса и учебных материалов к нему, в том числе проектных работ, для выявления уровня сформированности знаний и умений, необходимых разработчику веб-приложений.

При разработке элективного курса мы придерживались требований, обеспечивающих их эффективность и соответствие целям современного образования, предложенных А. Г. Каспржаком [40]:

  1. Избыточность содержания. Позволяет учитывать разнообразные образовательные запросы и интересы обучающихся, а также обеспечить возможность вариативного выбора в рамках индивидуального учебного плана.
  2. Оригинальность содержания. Способствует формированию устойчивой учебной мотивации, активизации познавательной деятельности и вовлеченности школьников в изучение профильных дисциплин.
  3. Ориентация на результат. Выражается в выполнении обучающимися конкретных продуктов деятельности (проектов, моделей, конструкций и др.), что придает курсам практико-ориентированную и творческую направленность.

Подтверждением важности разработанных материалов стал педагогический эксперимент, подтвердивший, что опора на профессиональный стандарт повышает качество формирования начальных профессиональных навыков, в нашем случае связанных с профессией веб-разработчика.

 

Результаты исследования / Research results

 

С учетом выделенных критериев и технологии разработки элективных курсов, предложенной А. А. Зубрилиным и И. С. Паркиной в [41], нами был разработан элективный курс «Основы разработки веб-приложений», который может стать основой формирования начальных профессиональных навыков в области IT, в частности, при подготовке к профессии веб-разработчика.

Курс построен на принципах модульной и проектной организации обучения. Каждый модуль завершается выполнением мини-проекта, итоговая часть курса предполагает защиту индивидуального или парного проекта.

Электив реализуется для учащихся 11-го класса технологического профиля.

К его функциям относятся:

–     расширение представлений о возможностях технологии CSS и языка HTML при разработке веб-приложений;

–     углубление знаний в области использования специализированного программного обеспечения по разработке веб-приложений;

–     формирование начальных профессиональных навыков в области разработки веб-приложений.

Цели курса: формирование у обучающихся знаний о создании веб-приложений и развитие практических умений в разработке веб-интерфейсов и создании полноценных интерактивных веб-страниц.

Задачи курса:

  1. Расширение синтаксиса языка HTML и овладение синтаксисом CSS и JavaScript.
  2. Развитие умений проектирования пользовательских интерфейсов.
  3. Овладение учащимися программными средствами, не изучаемыми в базовом курсе информатики.
  4. Формирование умений создания и оформления веб-приложений с применением типовых и специализированных прикладных программных средств компьютера.
  5. Подготовка к выбору профессии разработчика веб-приложений.

Минимально необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся перед прохождением курса

Учащиеся:

–         имеют представление о способах обработки различных видов информации вручную и на компьютере;

–         владеют навыками работы в текстовом редакторе «Блокнот»;

–         знают базовые теги HTML;

–         владеют навыками работы с графической информацией.

Количество часов: 34 (1 час в неделю).

Таблица 2

Тематическое планирование

 

Модуль

Содержание

Количество часов

Проектная работа

1

Основы HTML и структура веб-документа

HTML: структура, теги, формы, таблицы. Создание сайта-визитки

8

Проектная работа № 1: «Сайт-визитка»

2

Стилизация и оформление с помощью CSS

CSS: стили, блочная модель, Flexbox. Создание одностраничного сайта

7

Проектная работа № 2: «Одностраничный лендинг»

3

Основы JavaScript и взаимодействие с пользователем

JavaScript: переменные, DOM, события. Интерактивная веб-страница

10

Проектная работа № 3: «Интерактивная веб-страница»

4

Прототипирование

Figma: макетирование, реализация сайта, защита проекта

9

Итоговая проектная работа № 4: «Моё веб-приложение»

 

Основу курса составила проектная деятельность, когда через выполнение проектов учащиеся получают виртуальные продукты, показывающие уровень овладения ими умениями профессии веб-разработчика.

Элективный курс проходил апробацию в одной из школ Республики Мордовия. Участниками стали учащиеся 11-го класса, изучавшие элективный курс в рамках вариативной части учебного плана. На протяжении всего курса ребята выполняли индивидуальные и групповые проекты, что и стало основой для анализа результативности обучения.

Приведем результаты проектных работ, выполненных учащимися.

Пример проектной работы № 1: «Сайт-визитка»

В рамках выполнения проектной работы по первому модулю учащимися разрабатывался персональный сайт, выполненный в форме визитки. Основные компоненты сайта включали как минимум три логически связанные страницы: «Главная страница», «О себе» и «Мои достижения». Главная страница содержит Ф. И. О. учащегося, фотографию, список ссылок на разделы сайта, а также контактную информацию, оформленную в виде маркированного списка (рис. 2). Страница «Коротко о себе» – краткое описание интересов и планов на будущее, сопровождаемое фотографиями (рис. 3). Страница «Мои достижения» – рассказ об учебной деятельности, участии в мероприятиях, победах в конкурсах и олимпиадах, дополненный фотографиями (рис. 4).

 

 

 

Рис. 2. Главная страница

 

 

 

Рис. 3. Страница «Коротко о себе»

 

 

 

Рис. 4. Страница «Мои достижения»

Сайт создавался с использованием возможностей языка HTML, в том числе базовых структурных тегов и элементов форматирования текста: заголовков, абзацев, списков, изображений и гиперссылок. Реализована многостраничная структура с внутренней навигацией, позволяющей переходить между разделами сайта. В работе также использованы формы представления контактной информации, а содержание каждой страницы логически выстроено и отделено с помощью заголовков и смысловых блоков.

Пример проектной работы № 2: «Одностраничный лендинг»

В рамках выполнения проектной работы по второму модулю учащимся был предложен вариант задания по созданию одностраничного сайта (лендинга), отражающего информационный и визуальный стиль современного веб-дизайна.

Работа выполнялась в формате полноэкранной страницы, состоящей из нескольких блоков, последовательно раскрывающих основные разделы.

Пример проектной работы № 3: «Интерактивная веб-страница»

В рамках выполнения проектной работы по третьему модулю учащимся было предложено создать интерактивную веб-страницу с включением элементов клиентской логики. Один из представленных проектов – сайт танцевальной студии. Сайт представляет собой полнофункциональную страницу, включающую формы обратной связи, динамическое взаимодействие с элементами интерфейса и работу с визуальным контентом.

На главной странице сайта реализован слайдер с элементами управления (вперед/назад), а также кнопки с действиями («О нас», «Связаться с нами»), реализованные как интерактивные элементы, что указывает на применение JavaScript для обработки событий (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Главная страница

 

Далее следует блок «Занятия», где каждая карточка представляет собой отдельный визуальный элемент с возможностью навигации и вызова дополнительной информации. Раздел «Галерея» оформлен в виде сетки изображений с динамической адаптацией под размеры окна браузера (см. рис. 6).

 

 

 

Рис. 6. Галерея

 

Сайт демонстрирует освоение следующих профессиональных умений:

–     подключение и корректная реализация скриптов JavaScript для обработки кликов и отправки форм;

–     применение методов взаимодействия;

–     создание структурированной и доступной формы обратной связи;

–     динамическая работа с визуальным содержанием;

–     организация пользовательского взаимодействия.

Итоговая проектная работа «Мое веб-приложение»

Итоговая проектная работа учащегося по завершении курса представляет собой полнофункциональное веб-приложение. Проект выполнялся в виде современного многостраничного сайта под брендом и включает не только базовую HTML‑структуру и стилизацию через CSS, но и активное применение JavaScript для реализации интерактивных пользовательских сценариев.

Главная страница сайта содержит крупный визуальный блок с фоновым изображением и текстовым слоганом, наложенным поверх (рис. 7).

 

 

 

Рис. 7. Главная страница

 

На сайте реализуются элементы управления, оформленные с применением акцентного цвета и адаптивных стилей, навигационное меню, закрепленное в верхней части сайта. Отдельным элементом выступает кнопка «Присоединиться к нам», визуально выделенная с помощью контрастной цветовой палитры.

В разделе «О нас» представлено описание клуба, дополненное графическими материалами и кнопками с интерактивным переключением между вкладками (рис. 8).

 

 

Рис. 8. Страница «О нас»

 

Страница «Занятия» оформлена в виде карточек с иконками, кратким описанием и кнопками перехода. Визуально данные блоки выровнены по сетке, с использованием CSS Flexbox. Интерактивный компонент особенно ярко представлен в расписании занятий: пользователь может выбрать день недели, после чего появляется расписание по времени и именам тренеров. Этот функционал реализован с помощью JavaScript, обеспечивающего фильтрацию и динамическое отображение содержимого. Раздел «Связь с нами» включает форму обратной связи с полями для ввода. Также встроена интерактивная карта Google Maps, а в нижней части сайта размещен футер с быстрыми ссылками, контактами и формой подписки на новости, реализованной через поле ввода и кнопку с подтверждением.

Особое внимание заслуживает заранее спланированная структура сайта, оформленная в виде схемы (рис. 9). Это говорит о том, что учащийся овладел не только практическими, но и организационными аспектами веб-разработки.

 

 

 

Рис. 9. Структура сайта

Проект демонстрирует высокий уровень владения следующими компетенциями:

–     создание адаптивной многостраничной структуры сайта;

–     стилизация интерфейса средствами CSS с учетом визуальной иерархии;

–     реализация пользовательского взаимодействия с помощью JavaScript;

–     оформление форм, организация контента по блочной структуре, грамотное использование шрифтов и акцентов;

–     умение планировать и визуализировать архитектуру веб-приложения до этапа верстки.

В ходе эксперимента учащиеся успешно освоили базовые технологии веб-разработки (HTML, CSS, JavaScript), продемонстрировали умения проектировать интерфейсы, работать с визуальной информацией и реализовывать интерактивные элементы пользовательского взаимодействия. По завершении каждого модуля учащимися были представлены самостоятельные цифровые продукты – мини-проекты, соответствующие теме раздела, а итоговая часть курса включала разработку и защиту полноценного веб-приложения.

Наряду с предметными результатами были сформированы и метапредметные умения: навыки планирования, самоорганизации, презентации, рефлексии, а также опыт взаимодействия в парной и групповой деятельности. Кроме того, курс способствовал повышению осознанного профессионального самоопределения старшеклассников и их интереса к IT-направлениям.

 

Заключение / Conclusion

 

Исследование показало, что в условиях стремительного развития цифровой экономики и возрастающей потребности в специалистах IT-профиля важным направлением современного общего образования становится внедрение профориентационных и практико-ориентированных форм обучения, которые могут быть с успехом реализованы на элективной курсе. Благодаря им формируются начальные профессиональные навыки, в том числе и в области IT. При этом целесообразно опираться на соответствующий профессиональный стандарт. В частности, в статье продемонстрировано, как это сделать с опорой на стандарт «Разработчик Web и мультимедийных приложений». От педагога необходимо умение правильно определить, какие обобщенные трудовые функции, знания, умения и инструменты профессиональной деятельности могут быть адаптированы и использованы в рамках профильного обучения.

Так как основным видом деятельности на элективных курсах является проектная, нами были рассмотрены подходы к организации проектной деятельности в условиях школьного образования. Установлено, что проектная деятельность способствует формированию регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, а в контексте профориентации позволяет моделировать элементы будущей профессиональной деятельности учащихся.