Full text

Введение / Introduction

 

Стремительная технологическая трансформация современного мира влечет за собой острую потребность в развитии человеческого капитала, основой которого являются одаренные люди. Понимание одаренности как системного, развивающегося в течение всей жизни качества психики позволяет проектировать перспективы развития человеческого капитала с учетом природы одаренности.

В «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинским, Ю. Д. Бабаевой, В. Н. Дружининым, И. И. Ильясовым, А. М. Матюшкиным, В. И. Пановым, И. В. Калиш, М. А. Холодной, Н. Б. Шумаковой, В. С. Юркевич, Н. С. Лейтесом, отмечается, что уникальность феномена «одаренность» заключается в том, что проявиться она может в разной степени у каждого человека в определенный период жизни; проявление и развитие одаренности в детском возрасте носит специфический характер и нуждается в поддержке со стороны взрослого сообщества [1].

Выявление, развитие признаков одаренности и сохранение одаренности как качества взрослой личности начинается в детстве, когда ребенок в интересующей его свободной деятельности познает окружающий мир, обращая внимание на то, что любопытно, включаясь в деятельность, которая увлекает ожиданием открытий, предоставляет возможности познать самого себя и открывает перспективы самореализации в социуме. На уровне государственной системы образования в настоящее время создаются условия для наполнения социально значимым содержанием досуговой деятельности детей и молодежи, в том числе на разных уровнях разрабатываются масштабные проекты, реализуемые в рамках дополнительного образования. Инновации в сфере образования напрямую связаны с созданием условий для развития талантов подрастающего поколения. Так, в целевых ориентирах национального проекта «Молодежь и дети» [2], разработанного в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 и на перспективу до 2036 года», раскрывается значимость «реализации талантов» подрастающего поколения как будущих граждан, «способных обеспечить конкурентоспособность и развитие» нашей страны [3].

Анализ результатов имеющихся исследований роли и значимости досуговой деятельности в социальном развитии одаренных детей показал слабую изученность данной проблемы и связанных с ней аспектов. В то же время значительно актуализировалась потребность в обновлении работы с одаренными детьми, поиске ресурсов для гармонизации их социального развития и сохранения одаренности как качества взрослой личности.

Таким образом, возникает потребность изучения теоретических аспектов досуговой деятельности как ресурса социального развития детей с разной степенью проявленности одаренности, освоения ими опыта продуктивного взаимодействия в социуме. Цель данного исследования – теоретический анализ сущности и уточнение качественных характеристик досуговой деятельности одаренных детей для развития теории и практики педагогики детской одаренности.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Развитие детской одаренности в настоящее время формулируется как первоочередная цель современного российского образования, ориентированная на решение задачи гармонизации взросления и позитивного социального развития одаренных детей.

Проблематика социального развития одаренных детей носит достаточно противоречивый характер и является предметом активного изучения отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих перспективы в выборе оптимальных образовательных стратегий для своевременной помощи одаренным детям в гармонизации их развития.

Отечественные исследователи отмечают, что процесс развития детской одаренности сложный и многоаспектный, поскольку зависит как от внутренних, так и внешних факторов, влияющих на развитие одаренности. Внутренние находят свое отражение в индивидуальных особенностях ребенка, обусловливая тип одаренности, уровень ее проявленности и другие характеристики. Внешние факторы включают все, что окружает ребенка, оказывая прямое и косвенное влияние на качество освоения им необходимого для жизни социального опыта.

Вслед за Н. Б. Шумаковой придерживаемся понимания детской одаренности «как развивающегося потенциала личности», «результата системного взаимодействия личностных свойств и условий окружения» одаренного ребенка [4].

В то же время, по мнению М. А. Холодной, в процессе взросления одаренные дети «испытывают трудности социальной адаптации» [5]. При этом стремятся встроиться в этот мир как составная часть человеческого сообщества, ищут способы быть услышанными и признанными, несмотря на возникающие трудности взаимодействия и общения, что, безусловно, отражается на качестве их социального взросления.

В силу особенностей восприятия окружающего его мира одаренный ребенок, с одной стороны, притягивает к себе внимание, а с другой стороны, вступает в противоречие с теми, от кого ждет поддержки: окружающим трудно понять и принять его неординарность, проявляющуюся в интенсивной познавательной активности и креативности, чувствительности и мечтательности, готовности фантазировать и действовать.

Рассматривая проблему «перехода» детской одаренности в реальный талант, В. С. Юркевич обращает внимание на то, что «социальное развитие у определенной части одаренных детей оказывается явно сниженным» [6], что создает препятствия для раскрытия одаренности и гармоничного взросления одаренной личности.

Зарубежные исследователи акцентируют внимание на исследовании факторов, обусловливающих трудности социального развития одаренных детей.

Так, проведенное K. М. Гилбо, Г. K. Эккертом, A. Шимански исследование выявило, что эмоциональная чувствительность одаренных детей негативно воспринимается окружающим сообществом, а особенности поведения ребенка – это ответная эмоциональная реакция на возникающие сложности социального взаимодействия в школе и семье [7].

Освоение социального опыта взаимодействия и общения – необходимое и достаточное условие социального развития каждого человека, в том числе и одаренного ребенка, который в силу естественных обстоятельств нуждается в помощи. Придерживаемся позиции M. Дж. Элиаса и соавт. о значимости содействия в «социально-эмоциональном и личностном развитии одаренных детей» [8].

С. Дж. Петерс и соавт. утверждают, что проблемы в развитии одаренных детей возникают не по причине проявления одаренности, а из-за «несоответствия между его  способностями и предлагаемой глубиной, темпом и содержанием образования» [9]. Учитывая факт глобальной вовлеченности детей в современную систему образования, необходимо осваивать новые ресурсы образования для содействия социальному развитию одаренных детей.

Исследуя особенности развития одаренности обучающихся средствами образования, И. И. Некрасова отмечает, что «одаренные дети обладают особыми (отличными от большинства) способностями и нуждаются в специфическом подходе к образованию» [10].

Н. Иссел, К. Спирс-Ноймайстер, В. Берни, обращая внимание на «сочетание сильных и слабых сторон» в проявлении одаренности у детей (например, демонстрируются исключительные способности и социально-эмоциональные трудности), считают средства образования значимым ресурсом помощи в преодолении проблем социального развития у одаренных детей и рекомендуют учитывать как потребности в развитии, так и имеющиеся возможности [11].

Современное образование представляет собой систему, объединяющую школу, семью и общество в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей с разным уровнем проявленной одаренности.

Согласимся с зарубежными исследователями O. Лo, M. Порат, что для продуктивной работы по развитию детской одаренности необходимо ориентироваться на «социокультурную природу одаренности» [12], поскольку развитие одаренного ребенка происходит в определенной среде и активное влияние на его развитие оказывает социальное окружение, ориентирующееся в своих взглядах на сложившиеся в данной среде культурные традиции и устои.

При этом необходимо помнить, что педагогическое взаимодействие с одаренными детьми требует понимания проблем взросления одаренных детей и содействия в развитии социальных навыков, необходимых для самоутверждения и самореализации в социуме, на что обращают внимание Р. Ф. Суботник, П. Ольшевский-Кубилюс, Ф. К. Уоррелл [13].

O. Лo, M. Порат и соавт. констатируют, что в настоящее время имеют место «практики, в которых акцентируется внимание на развитии», создаются условия для «проявления одаренности в каждом ребенке в обогащенной образовательной среде» [14].

По результатам проведенного аналитического исследования [15] видим, что с начала XXI века получает признание «образовательный подход, основанный на учете сильных сторон одаренных детей, а также понимании учащимися своих сильных и слабых сторон, родительской поддержке», что расширяет образовательные ресурсы работы с одаренными детьми.

Современный ребенок взрослеет в эпоху глобальных социальных перемен, технической трансформации и цифровизации общества. Проблема социального развития одаренных детей является ключевой, если мы ставим задачу раскрытия детской одаренности и становления ее как качественной характеристики взрослой личности. Все более очевидно, что гармоничность социального развития одаренного ребенка во многом определяется окружающей его средой, поэтому одаренный ребенок, как нежный росток, нуждается в понимании и поддержке со стороны социума.

Окружающая его социальная ситуация характеризуется противоречивостью, неопределенностью и изменчивостью. Это, с одной стороны, влечет множество рисков для социального развития детей, а с другой – открываются перспективы для социального развития одаренных детей, поскольку, по мнению Н. Ф. Яковлевой, педагогическая деятельность взрослых наставников (педагогов, родителей) в большей степени должна быть нацелена на раскрытие «ресурсов саморазвития» ребенка [16].

В отношении одаренного ребенка «готовность к саморазвитию» рассматривается О. Г. Холодковой, Г. Л. Парфеновой, О. А. Боковой как основа самореализации, достижения цели, неординарных результатов в предпочитаемой им сфере деятельности [17].

Для государства очень ценен ожидаемый вклад одаренных людей в развитие общества, поэтому, по И. Ю. Кулагиной и Н. Б. Шумаковой, важно заботиться о будущей «мотивации, намерениях и жизненных целях» одаренных детей, разрабатывая продуктивные практики гармонизации их развития [18].

Досуговая деятельность является, на наш взгляд, продуктивным ресурсом развития и саморазвития одаренного ребенка. Потенциал досуговой деятельности в последнее время также находится в поле зрения исследователей.

Понятие «досуг» отражает время, свободное от учебы или работы человека.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» отмечается особенность деятельности в период досуга: «может быть разнообразной», «осуществляется по выбору человека» в таких формах, как «отдых, развлечения, праздник, самообразование и творчество» [19].

В исследовании Н. А. Черникова отмечается, что досуг необходимо «рассматривать как динамичный, достаточно открытый социальный процесс» [20].

По мнению В. В. Побегаевой и А. В. Антоновой, досуг отражает «интеллектуальный и духовный мир человека, его увлечения и интересы» [21]. Досуг учит ребенка отдыхать, продуктивно для своего здоровья, самочувствия и развития проводить свободное время. При этом, как считает М. С. Носова, он может быть «организованным» взрослыми для детей и «самостоятельным» по инициативе ребенка [22].

Изучая виды и формы организации досуговой деятельности детей, Т. П. Гайкова, А. Х. Алимбаева, У. В. Пелевина уточняют значимость «соответствия возрасту форм досуговой деятельности» для решения воспитательных и образовательных задач социального развития детей [23].

Зарубежные исследователи Д. Яшаревич, Б. Авдич, Э. Кудузович, Л. Кобеля и другие обращают внимание на то, что в организацию досуга детей вовлечены как родители, так и учителя, при этом школа предлагает педагогически продуманную, активную досуговую деятельность по сравнению с семьей, где досуг часто носит спонтанный, бесцельный, в том числе малоактивный характер, поскольку ребенок отдает предпочтение телевидению, Интернету и компьютерам [24].

На содержание досуговой деятельности, согласно исследованию Е. Петрович, Д. Димитриевич Пейчич, в определенной мере оказывает влияние семья, поощряя «структурированную деятельность» и обращая внимание на «неструктурированные виды деятельности», которые могут оказать негативное влияние на развитие ребенка [25].

Интерес представляет исследование мнения одаренных взрослых [26], результаты которого выявили благотворное влияние совместной деятельности в семье на преодоление детьми социально-эмоциональных трудностей, которые они переживали в школе. В свою очередь, родители готовы принимать участие в организации досуговой деятельности своих детей, что подтверждают результаты исследования [27], но степень их вовлеченности в этот процесс зависит от наличия свободного времени, возраста и ряда других условий. В то же время Б. M. Лажар считает, что родителям одаренных детей необходимо «координировать свои действия со школой», чтобы помочь «адаптироваться к социальным нормам», научиться «свободно выражать мысли и чувства, используя свои творческие способности для решения возникающих проблем» [28].

Социальные навыки взаимодействия и общения формируются постепенно на протяжении взросления личности. Результаты сравнительного исследования [29], полученные в ходе изучения досуговой деятельности детей в разных странах мира, показывают наличие «разных моделей досуга детей», при этом «качество досуговой деятельности» зависит от множества факторов, включая «качество жизни детей, психическое благополучие, возможности семьи, а также самих досуговых мероприятий».

Досуговая деятельность предоставляет одаренному ребенку пространство для социального выбора степени своей активности, тем самым учит управлять свободным временем, самостоятельно определяя те или иные форматы инициируемой деятельности. А. С. Миронов, Е. Н. Струк полагают, что свободное время досуга современный человек может осознанно направлять на саморазвитие и самообразование, сочетая отдых и труд, наполняя личное свободное время интересными и полезными занятиями [30]. А выводы, сделанные А. С. Петренко и О. В. Дудкиной, показывают, что грамотно организованная досуговая деятельность, включающая детей в социально значимые виды деятельности в период отдыха и свободное от учебы время, «обогащает интеллектуальный и эмоциональный опыт ребенка», способствует освоению «ценностей и культуры поведения», развитию уверенности в способах самовыражения  и взаимодействия в обществе [31].

Таким образом, современные исследования намечают перспективы для определения ресурсов социального развития одаренных детей в досуговой деятельности. В условиях интенсивного обновления современного российского образования расширяется понимание возможностей досуговой деятельности в поддержке социального развития одаренных детей, что может служить основой для развития положений педагогики детской одаренности и обновления образовательной практики работы с одаренными детьми.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В данном исследовании мы опираемся на положения деятельностного, феноменологического и социокультурного подходов, что позволяет с разных сторон рассмотреть возможности досуговой деятельности в социальном развитии одаренных детей. В частности, исходим из следующих позиций:

– досуговая деятельность носит свободный характер, реализуется с согласия или по выбору человека;

– свобода деятельности необходима для одаренного ребенка, поскольку детская одаренность проявляется и развивается в инициируемой ребенком творческой деятельности;

– гармонизация социального развития одаренного ребенка возможна при условии принятия со стороны социума и признания значимости результатов деятельности, совершаемой одаренной личностью.

Для проведения исследования использовались методы теоретического анализа, сравнения и обобщения данных, позволяющие уточнить сущность и качественные характеристики понятия досуговой деятельности как ресурса социального развития одаренных детей.

 

Результаты исследования / Research results

 

В результате исследования сформулированы следующие выводы:

  1. Досуговая деятельность одаренных детей представляет собой вид внеучебной деятельности, совершаемый с согласия ребенка и/или по его личному выбору, направленный на удовлетворение собственных интересов, которые он осознает в данный момент времени как первоочередные и/или жизненно важные.

Досуговая деятельность одаренных детей нацелена на создание условий для развития социального опыта ребенка, социально значимого, необходимого, полезного для его жизнеобеспечения.

Досуговая деятельность одаренных детей может быть организована как извне – для ребенка, так и изнутри – самим ребенком. Организаторами извне могут выступать такие социальные институты, как образование и семья.

Специфической особенностью досуговой деятельности является то, что реализуется в свободное от обязательной занятости, в том числе учебы и/или работы время по свободному волеизъявлению ребенка.

Можно выделить следующие качественные характеристики досуговой деятельности одаренных детей:

– разнонаправленность;

– вариативность;

– творческость;

– интегративность;

– открытость к изменениям.

Разнонаправленность предполагает осознание ее содержания и реализацию в рамках отдыха, а также развлекательных, праздничных событий, мероприятий самообразовательной и/или творческой направленности.

Вариативность позволяет наполнить содержание тем контентом, который выбирает сам ребенок на основе имеющегося у него социального опыта.

Творческость проявляется в наличии деталей для свободного применения и  интерпретации имеющегося социального опыта для реализации задуманного ребенком содержания деятельности.

Интегративность и открытость к изменениям проявляются в том, что естественным образом созданы условия, когда одаренный ребенок по своему усмотрению может использовать имеющийся социальный опыт, включая знаниевый, а также практической и творческой деятельности, обогащая и развивая его на основе рекомбинирования деталей и/или придумывания совершенно новых способов достижения ожидаемого результата.

Качественные характеристики досуговой деятельности соотносятся с характеристиками одаренной личности, активно проявляемой себя в самостоятельно инициируемой свободной творческой деятельности, и поэтому значимы для социального развития одаренных детей.

  1. Проблема социального развития одаренного ребенка является преодолимой средствами образования. Педагогически целесообразно использование внеучебных образовательных ресурсов, а именно досуговой деятельности, для удовлетворения потребностей одаренной личности, соотнесения их с ожиданиями общества и освоения необходимых социальных навыков взаимодействия в данном социуме.

Одаренный ребенок – часть социума, именно общество дает ту или иную оценку его возможностям и результатам деятельности. Появление и/или проявление одаренного человека обостряет конкуренцию в социальной группе: трудности возникают на фоне возникающих личностных противоречий, конфликтов интересов. В то же время конкуренция одновременно и двигатель развития, и естественная проблема человеческого общества, поскольку каждый человек имеет право быть признанным в социуме. Проявленная в детстве одаренность – жизненный актив человека, потенциал для достижений в деятельности при условии готовности человека заниматься развитием своего дара, а также личностным саморазвитием, осуществлять свою деятельность в обществе с другими людьми и на благо этого общества.

Ключевым моментом является принятие взрослыми наставниками (учителями и родителями) следующих реалий:

̶        наличие у одаренного ребенка трудностей в социальном развитии и необходимость целенаправленного содействия в восполнении и обогащении социального опыта, необходимого для гармонизации социального взросления, в процессе интересной для него и в то же время социально значимой досуговой деятельности;

̶        вероятность возникновения трудностей социального развития практически у каждого ребенка на разных этапах его взросления, поскольку все дети от природы одарены, при этом одаренность у каждого ребенка может проявиться в разное время в зависимости от внутренних и внешних условий, а также отличаться по уровню сформированности и виду направленности.

Целенаправленное включение в социально значимую досуговую деятельность позволит накопить опыт позитивного взаимодействия и личного участия, поэтому здесь важен вклад социальных институтов образования и семьи, основанный на понимании значимости проблемы социального развития одаренных детей. Комплексное использование ресурсов досуговой деятельности в процессе образования и воспитания может способствовать гармонизации социального развития одаренных детей.

 

Заключение / Conclusion

 

Итак, досуговая деятельность одаренного человека является продуктивным инструментом освоения социальной действительности: научить одаренного ребенка использовать возможности досуговой деятельности с пользой для саморазвития означает расширить границы самопознания и самореализации в социуме.

Одаренный ребенок встраивается в общество наравне с другими, но возникает много препятствий и трудностей на фоне осознаваемой окружающими людьми с его стороны по отношению к ним конкуренции, поэтому для преодоления социальных барьеров одаренному ребенку понадобится больше психоэмоциональных и личностных усилий, социального опыта решения и преодоления конфликтов, общения и взаимодействия.

Полагаем, что дальнейшее изучение досуговой деятельности одаренных детей необходимо продолжать с учетом следующих положений:

– общество нуждается в ожидаемых неординарных продуктах деятельности одаренных людей, значимых для социально-экономического прогресса;

– проявление одаренности у ребенка неадекватно воспринимается в социуме, соответственно, искажается социальное развитие одаренного ребенка;

– досуговая деятельность обладает возможностями, которые могут помочь одаренным детям понять свои особенности, возможности и освоить опыт конструктивного социального общения и взаимодействия в человеческом обществе.

Перспективы исследования видим в изучении возможностей родителей в организации досуговой деятельности одаренных детей, а также содержания взаимодействия семьи и школы в развитии социального опыта одаренных детей средствами досуговой деятельности.

При этом важно учитывать, что семья в эпоху активных преобразований в обществе практически всегда испытывает трудности в организации свободного времени подрастающего поколения, особую категорию которого составляют одаренные дети.

В практической деятельности ей требуется содействие и поддержка по следующим направлениям:

– педагогическое просвещение и консультирование в области имеющихся возможностей организации досуговой деятельности;

– педагогическое содействие в участии одаренных детей и их родителей в досуговых проектах на разных уровнях;

– психолого-педагогическое образование и консультирование, нацеленное на развитие готовности к самообразованию в области проявления одаренности у детей и специфики взаимодействия с одаренными детьми разного возраста в семье в рамках досуговой деятельности.

Школа и семья как социальные институты могут объединить свои усилия для решения проблемы гармонизации социального развития одаренных детей и точечно взаимодействовать в направлении освоения детьми социального опыта, с одной стороны, интересного им, а с другой – необходимого для включения в общественную жизнь и построения перспектив саморазвития. При условии скоординированного взаимодействия школы и семьи в организации досуговой деятельности одаренных детей считаем, что возможно комплексное решение данной проблемы.