Full text

Введение / Introduction

 

Общеизвестно, что формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных факторов; так, ученый А. В. Мудрик [1] выделяет такие факторы, как макро-, мезо- и микро-. При этом такое разностороннее влияние на личность укладывается в сложное научное понятие «социализация личности».

Существуют различные научные понятия социализации; так, в словаре «Современная западная социология» 1990 года «социализация – это есть процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» [2]. А. А. Реан и Я. Л. Коломинский в своей книги «Социальная педагогическая психология» 1999 года указывают, что «социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта» [3], а Л. В. Мардахаев, проанализировав в 2009 году большое количество научных источников, определяет социализацию (от лат. socialis – общественный) человека как развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе), усвоение социальных ролей и опыта поведения (норм, установок, образцов поведения), овладение стилем социального общения и проявления с учетом возраста, своеобразия среды и самоактивности [4]. Как мы видим, основная часть определений социализации схожа, поэтому за основу в своей работе мы будем брать понятие, описанное в словаре «Современная западная социология».

Возможным в понимании социализации является не только усвоение, но и воспроизведение этих ценностей в своем поведении. Если такое воспроизводство ценностей нормативно, то социализация прошла успешно. Однако наблюдаются и отклонения этих норм в поведении личности, и тогда мы ведем речь о нарушении в их усвоении. Одним из таких поведенческих нарушений является девиация.

На данный момент существует несколько направлений девиаций, их подробную классификацию описывает Н. В. Майсак в матрице социальных девиаций [5]. Автор для систематизации разновидностей девиаций взяла за основу степени социальной одобряемости, что позволило создать максимально полную типологию видов девиаций на 2010 год. С учетом активного внедрения в общественную жизнь цифровых инструментов и формирования киберпространства (цифровой среды) появились виды девиантного онлайн-поведения, их подробную характеристику в своей работе дают Н. В. Богданович и В. В. Делибалт [6].

В свою очередь И. Б. Умняшова обращает внимание, что нормативно-правовые документы, в которых указываются меры по профилактике различных направлений отклоняющегося поведения у детей и молодежи, постоянно обновляются и важно отслеживать эти изменения и редактировать существующие просветительские программы в образовательных организациях. Автор предоставляет описание основных направлений профилактики отклоняющегося поведения «у детей и подростков в образовательных организациях по следующим видам девиации: буллинг, цифровая девиация, рискованное поведение, детские и юношеские суициды, проявления ксенофобии и экстремизма, аддитивное поведение детей и подростков.» [7]

При этом следует отметить, что, как указывает О. Ю. Камакина, «младшие школьники с девиантным поведением имеют свои особенности, а именно: обладают низкой самооценкой, демонстративностью, повышенной тревожностью» [8]. При этом ведущей формой девиантного поведения описываемого возрастного периода является агрессия.

В статье в качестве основного фактора социализации мы рассмотрим семейный социум как приоритетное направление формирования личности, т. е. ее социализации. Семья осуществляет первичную или так называемую базисную социализацию личности. В настоящее время семья переживает период серьезных изменений, о чем свидетельствуют многочисленные исследования как ученых-педагогов, так и психологов и социологов. В последние годы семья испытывает различные кризисные явления (среди них – резкое возрастание конфликтных ситуаций внутри семьи, когда родители не ладят между собой и не могут найти общие подходы в развитии детей, педагогическая безграмотность родителей и др.). Фактически речь идет о дезорганизованных семьях, в которых, как правило, отсутствуют необходимые условия для нормальной социализации и развития ребенка. В качестве примера можно привести данные исследования Л. Р. Халиковой [9]. В статье автор рассматривает начало дезорганизации в семье на основе происходящего в ней процесса различных форм издевательств, таких как унижение, оскорбление, физическая агрессия и т. д., то есть она ведет речь о так называемом буллинге. В дезорганизованных семьях, как правило, отсутствуют условия для нормальной социализации и развития личности ребенка, то есть в литературе это называется педагогически несостоятельная семья. В этих семьях родителям не хватает педагогических знаний по организации и содержанию воспитания, по пониманию того, что буллингом проблему в семье не решить.

С научной точки зрения представляет интерес сопоставление данных исследования, проведенного профессором В. Н. Гуровым 20 лет назад, с данными, полученными нами в настоящее время. Сравнивая полученные результаты, мы можем сделать заключение о том, что в наше время ситуация не изменилась и на семью также необходимо организовывать воздействие извне. Цель такого воздействия – повышение воспитательного потенциала, а так как семья становится объектом воздействия, то следует учитывать, что как объект воздействия семья является сложной социальной системой. Это означает, что при работе с семьей необходимо учитывать ее следующие составные части: структуру, окружение, функционирование и история развития. Поскольку предметом статьи авторов является не детальное рассмотрение компонентов семьи, а разработка модели взаимодействия с ней на основе педагогического просвещения, перейдем к рассмотрению проблемы организации педагогического просвещения семьи, о чем и говорится в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года [10]. В Концепции важная роль отводится работе специалистов (педагогов, психологов, инспекторов по делам несовершеннолетних и т. д.) с семьями обучающихся в образовательных организациях. Одной из форм этих работ является направление по повышению родительской компетенции посредством просвещения. С момента запуска Концепции существует разносторонняя практика родительского просвещения.

Проведенный нами научный анализ проблемы показывает, что в регионах страны идет поиск различных инновационных практик по этому направлению. Так, в Костромской области развитие ключевых родительских компетенций реализуется посредством трехуровневой модели проекта «Родительский всеобуч». Е. Ю. Куракина описывает эту модель следующим образом: на первом уровне – региональном – происходит подготовка тьюторов по психолого-педагогическому просвещению родителей, на втором – муниципальном уровне – тьюторы организовывают работу со специалистами образовательных учреждений в своем муниципалитете по теме проекта, а уже на третьем – школьном уровне – происходит непосредственная работа с родителями учеников. Так, «за период с 2016 по 2020 год через описанную модель обучено 30% (365 677) родительской общественности Костромской области» [11].

Г. В. Нарыкова предлагает «Родительский университет» как форму родительского просвещения, реализация которого рассматривается двумя способами: родительское просвещение на базе госучреждений и модель негосударственного распространения программ родительского университета. В основе предложенной модели просвещения родителей лежит ориентир на развитие родительской самоэффективности, в которой немаловажным направлением является создание системы обратной связи со слушателями, т. е. родителями [12].

Исследователи Л. Н. Рулиене, Т. В. Сидорова и Б. Ц. Цыдыпов в 2022 году реализовали информальное педагогическое образование родителей в форме студенческого родительского клуба. Интеграция цифровых и традиционных технологий обучения позволила реализовать различные формы работы, такие как онлайн- и офлайн-лектории, мастер-классы, семейные походы, игры, конкурсы, встречи с интересными людьми и др. [13]

Е. Б. Марущак и О. Е. Игнатенко, обратив внимание на активное использование современными родителями сети Интернет, в частности поиск в нем ответов на свои вопросы, в том числе вопросы детско-родительских отношений, составили модель консультирования родителей в форме видеоконсультаций в рамках родительского онлайн-университета. В проектировании образовательного контента участвовали специалисты из числа профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного педагогического университета [14].

В 2024 году О. М. Сердечная и М. В. Сафонова опубликовали данные по анализу потребности родителей в психолого-педагогической информации и возможностей сайтов образовательных учреждений. Согласно их данным, «родители за информацией по воспитанию детей обращаются в Интернет, при этом родительская общественность заинтересована в актуальной информации по воспитанию детей на сайтах образовательных учреждений, но указанные сайты в большей степени предоставляют общенормативную информацию, без обращения к психолого-педагогической, поэтому имеющаяся информация на сайте не всегда отвечает запросу родителей, вследствие чего родителям приходится искать требуемую информацию на сторонних сайтах» [15].

При этом заметим, что проблема профилактики девиантного поведения в основном проводится инспекторами по делам несовершеннолетних и социальными педагогами, но не учителями. В перечисленных же моделях просвещения родителей теме профилактики девиантного поведения в семье отводится мало внимания.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проведенный нами анализ научной литературы по проблеме просвещения родителей в понимании девиаций у детей свидетельствует о том, что в мировой практике идет поиск эффективных путей решения обозначенной проблемы. По мнению ученых, девиация проявляется у тех детей, которые предоставлены сами себе, а родители не интересуются их жизнью либо выстраивают очень жесткие рамки в воспитании. Так, вьетнамские ученые Чхве Хуонг Тран, Тхи Нгок Лан Ле, Тхи Мин Нгуен и Чт Транг Ле в 2021 году предоставили анализ взаимосвязи моделей семейного воспитания и девиантного поведения подростков [16]. Согласно представленному материалу, менее всего подвержены девиациям дети, в семьях которых родители оказывают большую поддержку и эффективно контролируют поведение своих детей.

Аналогичные исследования провели А. С. Душкин и Н. А. Гончарова. По их мнению, факторы семейного воспитания являются главными детерминантами в профилактике девиаций и правонарушений [17], вследствие чего выбранные методы воспитания напрямую влияют на появление или отсутствие девиации у несовершеннолетних. В ходе их эмпирического исследования установлено, что в семьях несовершеннолетних правонарушителей используются отрицательные характеристики воспитания со стороны родителей.

При этом отметим, что, как указывают ирландские ученые Дж. Берк, М. Фитцхенри, Ш. Хоутон и Д. Дж. Форчун, негативными способами воспитания пользуются те родители, которые сами в детстве переживали неблагоприятные события [18], тем самым преодоление стресса у родителей представляет собой одну из ключевых задач в улучшении результатов преодоления девиантного поведения у детей. Исследование основано на программе «Понимание поведения вашего ребенка» (Understanding Your Child’s Behaviour, UYCBP), которая была разработана на основе подхода Солихалла [19] и направлена на привитие важности трех основных принципов: сдерживания, взаимности и управления поведением. Содержание курса включает в себя презентации, ролевые игры, групповые обсуждения и видеоматериалы. Реализуют курс специалисты в области психологического здоровья.

В свою очередь китайские исследователи Хо Чунг Уильям Ли, София СК Чан, Йим Ва Мак и Тай Хин Лам обращают внимание, что когда родители во взаимоотношениях с детьми используют педагогические методы воспитания, то уровень агрессии, уменьшается, а в родительско-детских отношениях преобладает доверительный тип общения [20].

Таким образом, важной составляющей просвещения родителей в наше время является не только освещение педагогических знаний воспитания детей, но и психологическая поддержка самих родителей. Поэтому так важно при проектировании образовательной модели включить выделенное направление отдельным модулем. 

С. В. Книжникова отмечает, что педагогические научные источники преимущественно презентуют различные направления профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях образовательных учреждений, при этом, как отмечает автор, исследователи подчеркивают, что предназначением “обычных” (не “специализированных”) образовательных учреждений должна являться именно первичная профилактика девиантного поведения детей и молодежи. Указывается на ошибочность вменения общеобразовательным учреждениям обязанностей по вторичной и тем более третичной профилактике» [21]. Также автор отмечает, что корректировка девиаций на начальной стадии (вторичный уровень профилактики девиантного поведения) в обычных школах затруднительна в связи с восприятием родителями и детьми педагогов как обслуживающего персонала, который должен заниматься только обучением, при этом при установлении девиантного поведения несовершеннолетнего сами родители вменяют школам вину «за недосмотр» и слабость воспитательной работы, что, на наш взгляд, указывает на важность просвещения родителей в направлении воспитания своих детей и профилактики девиантного поведения уже с начальной школы и необходимость выстраивания определенной образовательной системы.

В исследовании основных направлений повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения учащихся общеобразовательных организаций А. В. Польшикова, И. А. Кравцова и С. А. Буданова указывают на низкий уровень взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее – ПДН ОВД) с родителями начальных классов, отмечая тот факт, что профилактическая работа ложится на классного руководителя, который не является специалистом в данном вопросе [22]. В работе авторы предоставляют ссылки на материалы, которые можно использовать в просветительской деятельности родителей и детей, подготовленные специалистами МВД России [23] и Московского государственного психолого-педагогического университета [24]. Исследователи отмечают важность регулярной совместной работы сотрудников ПДН ОВД с образовательными организациями посредством их выступления перед всеми представителями образовательных взаимоотношений. Этой же позиции придерживается А. В. Литвинова, особо отметив такую плотную, систематическую работу с теми несовершеннолетними детьми, которые уже проявили какие-либо девиации. Автор в своей работе предлагает модель профилактики поведенческих девиаций подростков в просоциальном взаимодействии общеобразовательных организаций и вуза МВД России. В данной модели особая роль отводится влиянию семьи на несовершеннолетнего, тем самым указывается на важность разработки методов информирования родителей о причинах развития девиаций и ее профилактики [25].

В свою очередь М. А. Ефремова предлагает сделать основной упор по профилактике отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних на ранней профилактике, уделяя особое внимание просветительской работе родителей и повышению их психолого-педагогической культуры. За основу просветительской программы для родителей предлагается взять программу У. Е. Егоровой [26], реализовав эту программу на трех уровнях: теоретической, практической и психологической поддержке. Изучая материалы работы и практический опыт М. А. Ефремовой, мы видим, что «формирование положительных детско-родительских отношений способствует не только регулированию поведения несовершеннолетних, но и формированию у них устойчивости к негативным влияниям окружающей среды» [27].

Уровень педагогической культуры, как отмечает М. М. Аксанбекова, «определяет степень зрелости человека как воспитателя и реализуется в процессе практической деятельности по общественному и семейному воспитанию» [28]. Поэтому автор в своей модели педагогической культуры личности предлагает следующий состав компонентов: интеллектуальность, интеллигентность, педагогическая эрудиция, качество личности воспитателя, педагогическое умение. При этом она указывает, что эффективней при просвещении родителей будет использовать следующие формы: родительская гостиная, круглый стол, пресс-конференция, проблемная лаборатория дискуссия, деловая игра, ролевая игра, эстафета семейных традиций, психологический тренинг, проигрывание конкретных семейных ситуаций, нравственные проповеди для родителей. Обратим внимание, что все перечисленные методы являются активными формами педагогического информирования.

Часть перечисленных форм также активно используется в англоязычных странах, но имеет иное название, либо сочетание педагогических методов выстроено в такие методики как тренинг родительского менеджмента (Parent Management Training, PMT), терапия взаимодействия родителя и ребенка (Parent–Child Interaction Therapy, PCIT), поведенческий родительский тренинг (Behavior Parent Training, BPT) и обучение навыкам поведения (Behavior Skills Training, BST). Так, в 2024 году Мария Хеландер, Мартин Аспирхольм, Дэн Веттерборг, Ларс-Йоран Эст, Клара Хеллнер, Агнета Херлиц и Пиа Энебринк [29] рассмотрели и подтвердили эффективность тренингов для родителей по управлению поведением детей (PMT) с клиническими проявлениями деструктивного поведения по сравнению со стандартной поведенческой терапией детей. При этом, как отмечают авторы, повысился уровень родительских навыков (родительская компетентность) и социальные навыки детей в возрасте 2–13 лет.

Американские ученые Джон М. Шафер и Натали Р. Андзик [30] рассказывают в своем исследовании о методике «обучение навыкам поведения» (Behavior Skills Training), термин ввели Сарокофф и Стерми [31]. Сама методика состоит из четырех компонентов: обучение, моделирование, ролевые игры и обратная связь. Авторы изучили материалы исследований, где использовалась описанная методика обучения родителей как с обычными детьми, так и детьми, имеющими статус инвалида. Основная часть работ показывает эффективность использования методики в обеих группах.

Отсюда следует, что ранняя профилактика девиантного поведения подразумевает работу с семьями, в которых учатся младшие школьники, при этом особая роль в просвещении родителей отводится методам игровых технологий. Ролевые игры позволяют проработать правильные сценарии взаимоотношения родителей и детей в сложных жизненных ситуациях, повысив в том числе педагогическую компетентность родителей.

А. К. Канарио и команда португальских исследователей проанализировали ряд научных статей по теме «Онлайн-программы для родителей по коррекции детей с поведенческими и эмоциональными проблемами». Результатом данной работы стало понимание того, что наполнение онлайн-программы по коррекции эмоциональных проблем детей объемней, чем при реализации онлайн-программы для родителей по коррекции поведенческих проблем. Так, в просветительскую программу эмоциональной коррекции помимо материала по основам теории обучения (которая входит в программу коррекции поведенческих проблем ребенка) должны входить практики по направлениям «забота родителей о себе» и «родитель как психотерапевт» [32]. При этом, как отмечают авторы, онлайн-программы по просвещению родителей являются в достаточной мере эффективными.

Анализируя разносторонний опыт отечественных и зарубежных ученых, отметим, что каждое из исследований подтверждает необходимость просвещать родителей в направлении профилактики девиантного поведения подрастающего поколения, формируя тем самым педагогическую культуру родителя. При этом в деле просвещения родителей необходимо задействовать современные цифровые и педагогические технологии, позволяющие упростить доступ к качественному образовательному контенту и его понимание. Ряд ученых указывают, что неотъемлемой частью просвещения родителей является психологическая поддержка. Другие авторы отмечают важность начала просветительской работы с родителями в семьях, в которых дети только поступают в начальную школу, реализуя тем самым раннюю профилактику девиантного поведения учеников. При этом использование игровых технологий описывается как один из эффективных методов при проработке поведенческих проблем во взаимодействии родителей и ребенка.

Таким образом, в результате проведенного обзора научной литературы мы видим, что на данном этапе работа по просвещению родительского сообщества должна реализовываться посредством комплексного подхода с применением цифровых технологий на начальном этапе и во взаимосвязи образовательных организаций со специальными службами (ПДН ОВД, психолого-педагогические центры и т. д.).

 

 

Материалы и методы / Materials and methods

 

В своем исследовании авторы используют комбинированный подход, что позволяет объединить элементы качественного и количественного анализа, такие как анкетирование, наблюдение, сравнение полученных данных, анализ и синтез. Эти методы позволили нам в своей совокупности их применения привести конструктивное исследование по проблеме как отечественных, так и зарубежных работ. В качестве основы для построения моделей просвещения родителей в образовательной организации мы использовали разработанную профессором В. Н. Гуровым [3333] модель работы с образовательными организациями и отдельными семьями обучающихся. Следует заметить, что модель была создана на основе широкой экспериментальной работы социальных педагогов с семьями, причем социальные педагоги действовали как в структуре создаваемых различного рода социально-педагогических служб, так и индивидуально. Он приводит алгоритм работы социально-педагогических служб и социальных педагогов, состоящий из регулярных педагогических консультаций с семьями, организации деятельности психолого-педагогических практикумов, постоянно действующих семинаров и других форм. Главным, по его мнению, в работе служб и социальных педагогов с семьями с девиациями являлся индивидуальный подход. Авторы использовали эти подходы в своем исследовании при организации деятельности инновационной кластерной педагогической лаборатории, созданной на базе Института развития образования Республики Башкортостан, с 2015 по 2023 год. В ходе разработанных в лаборатории инновационных проектов важная роль отводилась и родительскому просвещению.

Фактически матрично модель (см. рис. 1) представляла собой следующее:

 

 

Рис. 1. Модель работы образовательной организации с семьей по В. Н. Гурову

 

Используя данную модель в организации родительского просвещения с учетом цифровой трансформации образования в целом и активного использования современных цифровых технологий участниками образовательного процесса в частности, авторы дополнили ее в соответствии с нынешними социальными реалиями страны, а именно необходимостью создания безопасной и комфортной образовательной атмосферы, снижения уровня тревожности и стресса у обучающихся, предотвращения буллинга и насилия среди обучающихся, формирования чувства принадлежности к школьному сообществу и другое. С учетом вышеперечисленного в образовательных комплексах муниципалитетов и образовательных организаций скорректированная модель стала отрабатываться в рамках лаборатории.

 

Результаты исследования / Research results

 

В 2006 году профессор В. Н. Гуров опубликовал результаты длительного исследования. Им было обследовано 67 семей начального звена средней школы № 10 г. Ставрополя (использовалась методика кинетического рисунка семьи), и получены следующие результаты: «В 12 (17,9%) семьях семейная обстановка для детей благоприятная, в 28 (41,8%) она тревожная, в 23 (34,3%) – конфликтная, и в 4 (6,0%) семейная обстановка оказалась враждебной. Свою неполноценность дети чувствуют в 27 (96,4%) неблагоприятных семьях, не лучше положение детей и в семьях с тревожной обстановкой – 28 семей (41,8%)» [34].

По результатам проведенного исследования родители данных семей фактически не читали никакой педагогической литературы (из 223 опрошенных дезорганизованных семей таковых оказалось 219, или 98,2%) [35].В то же время родители испытывали потребность в получении знаний по воспитанию детей в семье.

Сопоставим полученные нами данные обследования семей в наше время с данными семей, полученными профессором В. Н. Гуровым 20 лет назад.

 В феврале 2025 года центром психолого-педагогической и консультационной помощи «Мы вместе» БГПУ им. М. Акмуллы было проведено анкетирование родителей 12 образовательных школ Республики Башкортостан и города Уфы (МОБУ СОШ № 1 с. Архангельское МР Архангельский район РБ, МОБУ лицей д. Кабаково МР Кармаскалинский район РБ, МАОУ Гимназия № 1 г. Благовещенска, МБОУ СОШ № 13 г. Октябрьский РБ, МАОУ Башкирская гимназия № 158 им. М. Карима г. Уфы, МАОУ Школа № 147 им. В. А. Томарова г. Уфы, МАОУ Центр образования № 51 им. В. М. Паращенко г. Уфы, МАОУ Центр образования №  6 г. Уфы, МАОУ Школа № 128 им. Попова Н. И. г. Уфы, МАОУ Школа № 113 имени Героя Советского Союза Рыбалко Ивана Игнатьевича г. Уфы, МАОУ Башкирский лицей № 2 г. Уфы, МАОУ Школа № 126 г. Уфы). В опросе приняли участие 2228 родителей (из них родители детей, обучающихся в основной школе (5–9-е кл.), 57,4% и родители детей, обучающихся в начальной школе (1–4-е кл.), 42,6%).

В результате анкетирования по пункту «Какие вопросы для вас являются актуальными в развитии и социализации своих детей?» было получено 6316 ответов. Среди них по направлению интересов, связанных с девиантным поведением у детей, наиболее актуальными стали следующие ответы родителей:

‒     индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка – 15,7%;

‒       риски и угрозы современного детства (предупреждение отклоняющегося поведения, суицидального поведения, травли, вовлечения в опасные группировки) – 9,9%;

‒       отношения между родителями и детьми, трудности во взаимоотношениях – 8,8%.

Среди педагогов ответы на данные вопросы как наиболее актуальные распределились следующим образом:

‒     индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка – 13,4%;

‒       риски и угрозы современного детства (предупреждение отклоняющегося поведения, суицидального поведения, травли, вовлечения в опасные группировки) – 10,2%;

‒       отношения между родителями и детьми, трудности во взаимоотношениях – 14,4%.

Как мы видим, на сегодняшний день существует определенное понимание части родителей в потребности формирования у них педагогической компетенции по сравнению с родителями, воспитывающими своих детей 20 лет назад. Но при этом, как в исследованиях В. Н. Гурова, так и сейчас, требуется проведение просветительской деятельности родительского сообщества посредством образовательных организаций, что также подтверждается исследованиями О. М. Сердечной и М. В. Сафоновой [36], согласно которым 30% родителей ищут на официальных сайтах образовательных организаций психолого-педагогическую информацию по воспитанию детей.

В ходе лонгитюдного исследования профессором В. Н. Гуровым была разработана алгоритмическая в действиях модель влияния образовательной организации на семью. В этой модели выделяются следующие компоненты, которые необходимо учитывать при оказании педагогического влияния на дезорганизованную семью (или педагогически несостоятельную):

‒     «наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;

‒       широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида (личности);

‒     дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

‒     разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

‒     вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

‒     отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений» [37].

На данном этапе исследования, с учетом внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и новых исследований в области детско-родительских взаимоотношений, необходимо включить в подходящие направления описываемой модели (см. рис. 1) дополнительные компоненты, такие как

‒       внедрение на сайтах образовательных организаций цифровых курсов по родительскому просвещению и формированию педагогической компетенции родителей;

‒     курс родительского просвещения должен включать модуль по психологической поддержке и освещению девиаций детей, возникающих вследствие проблем в реальной жизни и угроз из цифровой среды;

‒     организация детско-родительских ролевых игр как формирование здоровых взаимоотношений в семье.

В рамках сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории («Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организации») нами были апробированы новые возможности использования цифровых технологий в просветительской деятельности. На базе Архангельского муниципалитета Республики Башкортостан мы использовали разработанный цифровой образовательный контент с целью педагогического просвещения родителей начальной школы по формированию функциональной грамотности детей. В процессе работы было протестировано 97 родителей 171 ребенка на понимание сущности самого явления функциональной грамотности и ее формирования у детей. Результаты тестирования до и после проведенного мероприятия показали значительное изменение в понимании описываемого процесса.

Использование структуры цифрового образовательного контента, описанной А. Е. Богомазовой [38], позволяет разработать цифровой образовательный продукт в соответствии с образовательной целью (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Структура цифрового образовательного контента по А. Е. Богомазовой

 

Создание цифрового образовательного контента в рамках просвещения родителей школьников по профилактике девиантного поведения состоит из следующих этапов:

1-й этап – на основе предварительного опроса родителей определяются темы цифрового образовательного контента.

2-й этап – для отслеживания прогресса в понимании родителей профилактики девиантного поведения школьников составляются оценочные или тестовые задания, которые обязательно проводятся в начале и в конце курса. Также в этом разделе возможно внедрение диагностики по определению типа семьи, что позволит помочь классному руководителю в разработке мер по дальнейшей работе с родительским коллективом класса.

3-й этап – непосредственное создание цифрового образовательного контента по теме профилактики девиантного поведения школьников. В данном разделе необходимо определить, какой педагогический метод будет лежать в основе цифрового материала (объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский). При этом мы предлагаем составлять контент таким образом, чтобы эти цифровые материалы можно было использовать как в рамках родительских собраний в школе, так и отдельным дистанционным курсом на официальном сайте образовательной организации.

Указанный цифровой материал находится в модели работы образовательной организации с семьей по В. Н. Гурову, в «Превентивной службе», в рамках работы классного руководителя по просвещению родителей и конкретизации типов семей в классе. По нашему мнению, он может стать опорой для дальнейшей разработки рабочей программы родительского просвещения и внесения своевременных коррекций в целях повышения ее эффективности, а результаты анкетирования помогут сформировать тематику программы родительского просвещения.

Фактически на данный момент авторами проделана разведывательная апробация рабочего варианта модели педагогического просвещения родителей по проблемам девиаций. Работа в этом направлении нами продолжается, и получаемые в ходе ее новые знания могут стать материалом для формирования полноценной модели родительского просвещения в этом направлении.

Предложенная профессором Гуровым фактическая матричная модель работы образовательной организации по педагогическому просвещению с родителями нами сейчас активно дополняется и корректируется в соответствии с современными требованиями организации и содержания этой работы.

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, разработанный нами рабочий вариант модели педагогического просвещения родителей, в том числе и в контексте профилактики девиаций, предполагает:

во-первых, реализацию комплексного подхода в проектировании и воплощении мероприятий по просвещению родительского сообщества в рамках базовой модели, разработанной В. Н. Гуровым, с учетом описанных компонентов;

во-вторых, использование цифровых технологий для разработки дистанционных курсов по повышению педагогической компетенции родителей и распространение этих курсов через сайты образовательных организаций, при этом курсы для родителей учеников начальной школы должны быть выстроены с учетом особенностей развития и возможных девиаций именно этого возраста;

в-третьих, обязательной темой одного из модулей курса должна быть «психологическая поддержка», на этом направлении подключать к работе с родителями узких специалистов (по необходимости);

в-четвертых, отдельным направлением реализовать занятия в образовательных организациях в формате ролевых игр «Взаимоотношения родителей и их детей», учитывая при этом возраст детей и возможные проблемы.

Дальнейшее усовершенствование модели родительского просвещения возможно только после реализации и сбора результатов описанных мероприятий.