Введение / Introduction
Вопрос развития мотивации учебно-познавательной и творческой деятельности в системе образования всегда актуален, поскольку от мотивации зависит эффективность любой деятельности, особенно деятельности инновационной, творческой, способствующей формированию потребности в самосовершенствовании, что становится основой реализации принципов непрерывного образования.
В эпоху стремительного перехода человечества от индустриального общества к обществу постиндустриальному происходят соответствующие изменения и в системе образования, когда знания человека, как отмечает А. М. Новиков, становятся капиталом и главным ресурсом экономики [1]. Именно образование, как считают А. В. Воронцова и Е. Е. Блинова, в настоящее время становится одной из самых главных целей развития, обеспечивающей эффективный транзит молодежи в созидательную сферу общества, в построение собственного будущего [2].
К особенностям образования в постиндустриальное время можно отнести неуклонное увеличение объема информации, многозадачность, динамичность перемен и условия неопределенности, необходимость постоянного саморазвития. В этих условиях актуальной становится и проблема здоровьесбережения обучающихся.
В современных исследованиях, выполненных В. В. Утёмовым, М. М. Зиновкиной и П. М. Горевым, особо подчеркивается, что в условиях быстрых перемен, ускоренного развития техники и технологий одним из главных резервов социально-экономического развития государства является творческий потенциал личности, ее активная способность к непрерывному образованию в течение всей жизни [3].
Одно из средств комплексного решения указанных проблем – конкурсное движение, которое в настоящее время становится все более популярным, а в профессиональной школе является средством освоения студентами и педагогами инновационных технологий, значимым фактором саморазвития. В условиях сложной политической обстановки, санкционного давления, необходимости импортозамещения и дефицита рабочих кадров актуальной становится проблема улучшения качества обучения в процессе ускоренной подготовки востребуемых кадров, что связано прежде всего с мотивацией саморазвития и студентов, и педагогов системы среднего профессионального образования (далее – СПО).
Современному предприятию необходим творчески мыслящий специалист с готовностью к деятельности в условиях инновационного развития производства, и работодатели, как отмечают А. Б. Тлисов и С. В. Алиева, заинтересованы в профессионально мотивированных и социально активных выпускниках, умеющих ставить четкие карьерные цели и продумывать пути их достижения [4].
На протяжении двух десятилетий (1990–2012 годы) наблюдался кризис профессиональной школы: ликвидировались предприятия, снижалось финансирование учебных заведений ПТО, а введение нормативно-подушевого финансирования в средних школах привело к снижению притока абитуриентов в систему СПО и массовому сокращению числа профессиональных училищ, техникумов, колледжей.
К отрицательным факторам следует отнести и то, что профессиональная школа недостаточно быстро адаптировалась к новым рыночным социально-экономическим условиям, о чем неоднократно предупреждал академик РАО Сергей Яковлевич Батышев. В своих научных трудах С. Я. Батышев отмечал, что система подготовки рабочих кадров не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения и не успевает оперативно адаптироваться к меняющимся требованиям экономики и производства, перестраиваться к условиям рыночных отношений [5].
В тот же период происходило снижение взаимосвязи учебных заведений СПО и профильных организаций (базовых предприятий) и деградация наставничества, что стало результатом сокращения промышленных предприятий и сотрудников.
К положительным явлениям указанного периода можно отнести создание совместных с зарубежными странами, особенно в отрасли автомобилестроения, предприятий и внедрение зарубежных инновационных технологий. Так, например, на российских предприятиях автопрома началось массовое освоение и внедрение методов рациональной организации производства, технологий бережливости (lean production), системы непрерывного совершенствования «кайдзен» и других [6].
Один из путей решения вышеуказанных проблем – конкурсное движение, конкурсы, которые, по сути, являются инновационной площадкой, собирающей наиболее мастеровитых, высокопрофессиональных, творчески работающих студентов и педагогов, соревнующихся в условиях высокой мотивации на самом современном оборудовании с использованием инновационных технологий и инструментов.
Высокая мотивация обучающихся-конкурсантов среднего профессионального образования еще обусловлена не только общественным признанием, проверкой уровня своего профессионального мастерства, возможностью освоения нового инновационного опыта, повышением конкурентоспособности и востребованности выпускника на рынке труда, но и материальным поощрением студентов и их педагогов. А материальный стимул в системе подготовки рабочих кадров важен тем, что в училищах, лицеях, колледжах, как отмечал академик РАО Е. В. Ткаченко, обучается немало детей из неполных и малообеспеченных семей [7].
Особенность контингента обучающихся СПО еще и в том, что в колледжи поступает, как правило, немало выпускников средних школ с недостаточно высоким уровнем знаний, умений и невысоким уровнем мотивации учения и саморазвития, интереса к избранной профессии, что снижает качество освоения знаний, приводит к заметному отсеву студентов, особенно на первом курсе обучения.
Особое место конкурсы профессионального мастерства занимают в системе СПО, колледжах, техникумах, что связано с дефицитом кадров и необходимостью ускоренной подготовки востребуемых квалифицированных рабочих кадров в соответствии с реализацией федерального проекта «Профессионалитет» и сокращением сроков обучения будущих рабочих на один год: с трех до двух курсов обучения.
Одним из значимых плюсов реализации указанного проекта в период кадрового голода, который поддерживается и работодателями, и родителями студентов, как считают В. И Блинов и Л. Н. Куртеева, является ускоренный выход молодежи на рынок труда [8]. Но при этом возникает проблема сохранения качества подготовки в условиях сокращения сроков обучения, когда одним из успешно зарекомендовавших себя средств решения данной проблемы становится конкурсное движение, способствующее созданию инновационных площадок и стимуляции мотивации саморазвития как обучающихся-конкурсантов, так и подготовивших их педагогов.
Важно, что конкурсы позволяют проводить масштабный и достаточно объективный мониторинг качества обучения в системе подготовки рабочих кадров. Заметим, что именно вхождение нашей страны в 2012 году в популярное международное конкурсное движение WorldSkills International позволило со всей очевидностью вскрыть и проанализировать основные недостатки в СПО, что, по мнению Н. М. Золотаревой, стало мощным стимулом в комплексном развитии всей системы подготовки кадров [9]. Так, уже в первом участии российских студентов в мировом чемпионате WorldSkills в 2013 году (Лейпциг, Германия) особенно ярко проявились основные проблемы в системе подготовки рабочих кадров. Вскрылись недостатки и в кадровом обеспечении, и в материально-техническом оснащении, и во взаимодействии учебных заведений с работодателями, и в наставнической деятельности, и в недостаточной мотивированности студентов к обучению и развитию.
Цель исследования – представить организационно-педагогические условия и рекомендации по повышению мотивации учения и саморазвития студентов и педагогов СПО в системе конкурсов профессионального мастерства. Задачи исследования: на основе анализа отечественной и зарубежной литературы, практики педагогов и своего опыта организации и проведения конкурсов уточнить используемые понятия, определить дидактические условия и представить авторские рекомендации по теоретической, практической и психологической подготовке конкурсантов.
Обзор литературы / Literature review
В исследовании тенденций развития современных образовательных технологий, выполненном И. Н. Поповой на основе аналитических данных Евросоюза CEDEFOP, NMC Horizon Project Sector Analysis, с использованием материалов отчета Швейцарского экономического института (KOF), и анализа научных статей убедительно доказано, что качественное профессиональное образование вносит эффективный вклад в инновационное развитие человеческого капитала [10].
В работе И. Г Бакановой и Л. В. Капустиной, посвященной развитию современной системы среднего профессионального образования, отмечается все более возрастающая популярность обучения в техникумах, колледжах, интерес к освоению рабочих профессий и специальностей у выпускников средних школ [11].
Мотивация (лат. motivatio) в профессиональной педагогике, в словаре ключевых понятий, терминов, актуальной лексики С. М. Вишняковой, определяется как внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей [12].
Мотивация учебная, по определению И. А. Зимней, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является внутренняя (ориентированная на процесс и результат) и внешняя (награда, избегание мотивации) составляющие мотивации [13].
Известный польский педагог и психолог Винценты Оконь целостный учебный процесс рассматривает с двух сторон: оперативную сторону, включающую развитие у учащихся теоретических знаний, практических навыков, и мотивационную, которая является движущей силой любой человеческой деятельности [14].
В диссертационном исследовании Т. О. Гордеевой, посвященном проблеме мотивации учебной деятельности обучающихся, отмечается, что студенты – победители конкурсов демонстрируют более высокую внутреннюю мотивацию, интерес к процессу познания, а также целеустремленность, сосредоточенность интересов, самоконтроль и оптимистический атрибутивный стиль при объяснении успехов [15].
Успешность студентов-конкурсантов обусловлена индивидуализацией обучения, личностно ориентированным подходом в конкурсной подготовке, что, по мнению Э. Р. Гайнеева, способствует повышению интереса учащихся к познавательной творческой деятельности и стимулирует мотивацию к саморазвитию [16].
Формирование мотивации будущих специалистов по информационно-коммутационным технологиям в статье Л. А. Лебедевой рассматривается как одна из самых важных сторон конкурсной деятельности студентов СПО [17].
В исследовании специфических особенностей организации конкурсов в колледжах Г. А. Кузьменко, И. А. Нидерман, Г. Н. Подчалимовой рассмотрены различные технологии проведения конкурсов в системе СПО, выявлены основные мотивирующие факторы конкурсной деятельности студентов, представлен последовательный алгоритм и этапы проведения конкурса профессионального мастерства [18].
В диссертации М. В. Максимовой показано, что отличительной особенностью конкурсов и итоговых квалификационных выпускных экзаменов, проводимых в настоящее время по стандартам WorldSkills, является практикоориентированность, что способствует более эффективному развитию мотивации студентов среднего профессионального образования [19]. В таком формате проведения государственной итоговой аттестации, в отличие от традиционных форм контроля, осуществляется комплексная и более точная диагностика освоенных компетенций.
В игровой форме конкурсов успешно решается и проблема здоровьесбережения, осуществляется создание благоприятной, безопасной, комфортной среды в учебных заведениях, в настоящее время, что, как отмечает Т. Т. Ротерс, становится основной государственной задачей сферы образования [20].
Решению проблемы здоровьесбережения студентов в стрессовой ситуации современного обучения, как показано в исследовании Э. Р. Гайнеева, способствует и профессионально-конструкторская деятельность в условиях конкурса [21].
Особое значение конкурсы (конкурс «Абилимпикс») имеют для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Авторы исследования Н. О. Садовникова, Т. Ю. Шайдурова, А. А. Шайдуров доказывают, что для людей с ОВЗ необходимо психолого-педагогическое сопровождение для их полноценного включения в образовательный процесс, в общественную жизнь. Важно то, что подготовка и участие в конкурсе «Абилимпикс» способствуют созданию благоприятных условий для развития «адаптивных ресурсов» людей с ограниченными возможностями [22].
В исследовании, проведенном Н. А. и А. Е. Лызь, анализируются возможности влияния педагогических работников на мотивацию обучающихся для повышения их вовлеченности в процесс обучения и субъективного благополучия, определены три основных подхода в управлении мотивацией обучающихся [23].
Данная проблема также активно изучается многими зарубежными учеными. Так, в исследовании П. Мак Шарри и Ф. Тимминс подробно представлен разработанный ими и успешно апробированный курс по охране здоровья, снижению стресса и риска сердечно-сосудистых заболеваний у обучающихся медицинского колледжа [24].
Более эффективному решению актуальных проблем здоровьесбережения, повышения мотивации к обучению, развития творческой деятельности, воспитанию саморазвития в профессиональной школе, как считают И. В. Павлова и А. А. Потапов, способствует игровой подход в обучении, геймификация [25].
Ряд авторов: Е. С. Смолий, О. Н. Колышева, П. Ю. Повалко – предлагает на основе принципов геймификации создать игровой формат экзамена, представляющий адаптированные под учебные задачи ролевые игры [26]. На важность игр в воспитании и обучении обращал внимание и выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, подчеркивая, что игра имеет очень важное значение в жизни ребенка: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [27].
В известной модели геймифицированной системы Octalysis Framework, разработанной Ю Кай Чоу и ориентированной на учет интересов человека в процессе игры, в частности основных мотивационных факторов поведения, также особо выделяется положительная оценка игровых технологий [28].
Конкурс как игровая, соревновательная форма организации внеурочной деятельности студентов выстраивается на принципах геймификации, в которой реализуются потребности человека в конкуренции, соревнованиях, сотрудничестве, творчестве, коллективных и личных достижениях, развивается стрессоустойчивость.
В конкурсах наиболее эффективно формируется и совершенствуется такое профессионально значимое качество современного специалиста, как профессиональная мобильность. Данное качество, как отмечается в статье Р. Х. Исхакова и Э. Р. Гайнеева, связано с необходимостью человека оперативно переключаться с одних видов профессиональной деятельности на другие [29]. А развивать профессиональную мобильность, как утверждают Р. Х. Исхаков и соавторы, необходимо последовательно и в условиях профессионально-мобильной практики [30].
Повышению потенциала конкурсного движения в системе подготовки квалифицированных кадров и специалистов среднего звена, соответственно, и развитию мотивации обучающихся способствует эффективная наставническая деятельность, определяемая П. Н. Осиповым, Ю. Н. Зиятдиновой, И. И. Ирисметовой как неформальный процесс передачи знаний посредством интернализации и социализации [31]. В этом случае наставник практики помогает практикантам готовиться к конкурсным соревнованиям, особенно в подготовке к практической части конкурса.
В целях использования совокупных возможностей наставнической деятельности и конкурсов в практику профессиональной подготовки Ульяновского профессионально-политехнического колледжа был внедрен проект «Конкурс наставников». Особенность данного проекта заключается в том, что наставники оказывают активное содействие в подготовке конкурсантов, при результативном выступлении которых наставники награждаются грамотой и денежной премией [32].
Рыночные отношения – это прежде всего конкуренция, это «соревнование» производителей, в котором успеха добивается тот, кто предложит товар или услугу более высокого качества и по более низкой себестоимости, соответственно, и более низкой для покупателя цене. А в конкурсных соревнованиях побеждает тот участник, который выполнит практические задания быстрее и с более высоким качеством.
Конкурсы профессионального мастерства, как отмечают К. П. Кадцын,
А. О. Прокубовская, К. Ю. Глух, становятся демонстрацией профессионального мастерства и его совершенствования у студентов и педагогов, одним из эффективных средств выявления и преодоления профессиональных дефицитов, воспитания профессионально востребованных качеств личности, постоянного повышения качества профессионального образования и обучения [33].
В диссертационном исследовании Е. М. Пахомовой было доказано, что конкурсное движение способствует обмену педагогическим опытом, популяризации педагогических профессий и специальностей, системному повышению педагогического мастерства учителя, оно – одно из условий выявления профессиональных психолого-педагогических дефицитов и важнейшая форма повышения квалификации, стимулирующая мотивацию саморазвития педагога [34].
В концептуальной модели подготовки педагогов профессионального обучения, разработанной А. А. Коноваловым и Н. Н. Ильиной в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, одной из целевых установок является воспитание способности к саморазвитию, самовоспитанию и самоформированию преподавателей и студентов [35].
Особенности развития мотивации студентов СПО и необходимость реализации принципа рефлексии в процессе осмысления результатов своей деятельности представлены в работе О. В. Мендель и Е. П. Ольховской [36].
В статье Э. Р. Гайнеева представлен многолетний опыт системного и последовательного развития мотивации саморазвития в системе подготовки будущих рабочих в условиях конкурсного движения чемпионатов WorldSkills [37].
Важно то, что конкурсы, как справедливо отмечает О. В. Ольховикова, выступают не только как соревновательный элемент в системе подготовки кадров в СПО, но и как важный стимул к саморазвитию личности [38].
Таким образом, можно сделать вывод, что в конкурсном движении в полной мере осуществляется реализация личностно ориентированного подхода в обучении, успешно развиваются умения самостоятельного выполнения практических конкурсных заданий, происходит осмысление своей собственной деятельности и повышается мотивация к учебной и творческой деятельности.
Такие конкурсы, как «Абилимпикс», «Профессионалы» и другие, С. А. Романовским рассматриваются как одна из форм проектной и творческой деятельности в условиях ограниченности ресурсов и времени, когда обучающиеся имеют возможность освоения инновационного опыта, развития новых компетенций [39].
Особое значение в конкурсном движении, как показывает наш многолетний опыт, имеет подготовительный этап, способствующий активному развитию мышления, где ключевая роль принадлежит педагогу. А развитие мышления, по мнению выдающегося советского философа и педагога Э. В. Ильенкова, является самой главной задачей системы образования – как основы всестороннего, гармоничного развития личности учащегося, эффективность решения которой зависит прежде всего от культурно развитого, творчески работающего педагога [40].
В условиях подготовительного этапа конкурса проявляются особенности технологий смешанного обучения, смешения учебных и рабочих процессов в профессиональном обучении, когда, как считают А. А. Шайдуров и Р. Х. Исхаков, происходит синхронизация многих профессиональных навыков и компетенций [41].
Во многих исследованиях также отмечается особая роль профессиональных конкурсов в подготовке творчески работающего педагога, в процессе формирования и развития важнейших первоначальных основ его психолого-педагогических компетенций студентов – будущих педагогов, особенно в период обучения в педагогическом вузе. Так, опыт проведения педагогического конкурса «Шаг в профессию», организованного на базе Государственного гуманитарно-технологического университета, был обобщен, и на этой основе Е. В. Бережновой и Н. В. Кондрашевой разработан целый комплекс организационно-дидактических условий организации и проведения таких конкурсов для студентов педагогического вуза [42].
Значительный интерес для нашего исследования представляют работы ряда зарубежных ученых. Так, в статье Р. У. Планта и Р. M. Райана достаточно подробно рассматриваются некоторые особенности влияния внутренней мотивации на самостоятельное и ответственное принятие решений [43].
В исследовании Л. Пессоа показано, каким образом мотивация может влиять на дисциплину, ответственность и исполнительный контроль [44].
Совместное исследование Л. Дай и Ф. Сонг проводилось по особенностям последовательного выстраивания карьеры, успешность которой авторы связывают прежде всего с мотивацией [45].
В научных трудах З. Гонг и соавт. также рассматривается взаимосвязь психологического капитала личности и мотивации в обучении и саморазвитии современных студентов [46].
В статье [47] показано влияние внутренней и внешней мотивации на карьерный рост современного менеджера, что, по мнению автора, является одним из важных факторов успешного профессионального роста индивидуума.
Обзор научной литературы, практики педагогов показывает, что вопросам мотивации учебной деятельности обучающихся в системе СПО посвящено достаточно много работ, однако еще недостаточно изучены значительные потенциальные возможности конкурсов, олимпиад в развитии мотивации к творческой деятельности и саморазвитию в инновационной среде конкурсов профессионального мастерства.
Анализ литературы позволяет, в контексте нашей статьи, вывести рабочее понятие конкурса как одного из ключевых факторов повышения мотивации саморазвития студентов и педагогических работников – мастеров производственного обучения и преподавателей – системы среднего профессионального образования в инновационной стимулирующей среде конкурсных соревнований.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Теоретической основой исследования послужила методология педагогики профессионального образования (А. М. Новиков) [48]; контекстно-компетентностный (А. А. Вербицкий [49]; личностно ориентированный (Э. Ф. Зеер) [50], игровой (Л. С. Выготский) [51] подходы; научные труды, посвященные вопросам развития и саморазвития личности (В. И. Андреев) [52], проблемам деятельности и развития мотивации учения (А. Н. Леонтьев) [53], теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) [54], вопросам наставнической деятельности (С. Я. Батышев) [55].
Основные подходы: профессионально-деятельностный, практико-ориентированный, дифференцированный, игровой (геймификация) – задают принципиально новое направление в конкурсном движении, способствующее повышению мотивации студентов и педагогов СПО к саморазвитию.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, беседа, анализ своего опыта и результатов деятельности обучающихся, математическая обработка экспериментальных данных.
В статье приведены данные многолетнего исследования по участию студентов СПО в конкурсах профессионального мастерства «Мастер – золотые руки», Молодые профессионалы», чемпионатах профессий WorldSkills на базе Ульяновского профессионально-политехнического колледжа в условиях взаимодействия с предприятиями машиностроения, автомобилестроения города Ульяновска.
В совместных проектах самое активное принимали участие специалисты (наставники) Ульяновского автомобильного («УАЗ») и моторного («УМЗ») заводов, а также и Ульяновского конструкторского бюро приборостроения (УКБП).
Результаты исследования / Research results
В условиях возрождения производства, реализации проекта «Профессионалитет» актуальным становится социальное партнерство, наставничество, в том числе и совместная подготовка студентов колледжей к конкурсам профмастерства.
Конкурсное движение, как и наставничество, становится резервом, позволяющим решать задачи социально-экономического развития России. С этой целью на базе Ульяновского профессионально-политехнического колледжа (УППК) при содействии сотрудников Уральского педагогического университета (УПУ) проводились исследования по разработке и реализации проекта «Конкурс наставников».
Цель данного проекта – повышение мотивации саморазвития обучающихся и педагогов СПО с использованием совокупных потенциальных возможностей конкурса как ключевого условия повышения мотивации саморазвития студентов и педагогов колледжа с привлечением наставников профильных предприятий. В данном проекте, как показывает опыт, происходит значительное усиление взаимодействия всех трех заинтересованных сторон процесса обучения: педагога СПО (мастера производственного обучения), специалиста предприятия (наставник производственной практики на заводе) и студента колледжа – будущего конкурсанта, решается проблема универсализации компетенций и устранения профессиональных дефицитов.
Активизации социального партнерства, синхронизации процесса обучения в СПО и требований производства способствовало использование дуального подхода в совместной подготовке кадров, которое, в отличие от традиционных форм взаимодействия, учитывает интересы всех сторон и ориентируется на личность [56].
Мотивация является основой, «движителем» любой деятельности, которая особенно важна в деятельности творческой, требующей, в отличие от деятельности алгоритмической, значительно большего напряжения сил и высокой мотивации.
Деятельность в нашей статье понимается как взаимодействие человека с окружающим миром, в результате которого происходят изменения как в субъекте (обучающийся, педагог и др.), так и в объекте (окружающая действительность).
Таким образом, во взаимодействии всех сторон конкурсной подготовки происходят положительные изменения и в профессиональном уровне задействованных сторон, и в совершенствовании конкурсных технологий, и в повышении мотивации.
Основными мотивами деятельности являются потребности и интересы, и очевидно, что педагогу необходимо, прежде чем начинать подготовку к конкурсу, определиться совместно со студентом-конкурсантом с приоритетами в мотивации.
Одним из эффективных подходов в системе подготовки кадров считается компетентностный подход, структура которого представлена в интегративной модели компетентности Джонсона, в которой мотивация представлена как фактор реализации способностей индивидуума и его взаимодействия с окружающей средой.
От уровня мотивации обучающихся зависит эффективность освоения знаний, практических умений и навыков, формирования и последующего совершенствования профессионального опыта и воспитания востребованных качеств личности.
Под контекстным обучением в нашей статье понимается обучение, в котором учебная деятельность приближена к деятельности профессиональной, что является особенностью профессиональной школы, основой подготовки квалифицированных рабочих кадров в системе среднего профессионального образования.
В условиях компетентностно-контекстного подхода заметно усиливаются практико- и профессиональная ориентированность обучения, развиваются индивидуальные способности его участников, повышается мотивация саморазвития (рис. 1).
От уровня мотивации обучающихся зависит эффективность освоения знаний, практических умений и навыков, формирования и последующего совершенствования профессионального опыта, воспитания востребованных качеств личности.
Рис. 1. Интегративная модель компетентности Джонсона
Конкурсную подготовку можно разделить на три взаимосвязанные и взаимодополняющие части: психолого-педагогическую, теоретическую и практическую.
Рассмотрим возможные потребности и интересы, влияющие на внутреннюю и внешнюю мотивацию конкурсанта, определяющие цели и способы их достижения.
Основной, стратегической целью конкурсанта является возможность повысить свое профессиональное мастерство в инновационной конкурсной среде, что будет способствовать повышению конкурентоспособности студента и его востребованности на рынке труда и формированию потребности в самосовершенствовании.
Следующей важной мотивирующей целью становится материальное вознаграждение студентов и подготовивших их педагогов. Так, в 2018 году было принято Постановление Правительства РФ, определяющее премиальные выплаты победителям, призерам и конкурсантам, получившим медальон за профессионализм национальных и международных чемпионатов. В табл. 1 указаны размеры премиальных, сумма которых зависит от уровня международных соревнований WorldSkills [57].
Таблица 1
Премии победителям и призерам
чемпионатов WorldSkills и их тренерам (экспертам)
|
Медаль |
Чемпионат мира WorldSkills Competition |
Чемпионат Европы EuroSkills |
|
Золотая |
1 миллион |
700 тысяч |
|
Серебряная |
500 тысяч |
350 тысяч |
|
Бронзовая |
400 тысяч |
250 тысяч |
|
Медальон за профессионализм (Medallion of exellence) |
300 тысяч |
200 тысяч |
Для победителей, призеров и обладателей медальона за профессионализм (Medallion of exellence) международных чемпионатов WorldSkills также были предусмотрены еще и дополнительные – региональные – премиальные выплаты (табл. 2).
Заметим, что на мировом чемпионате 2019 года (Казань) вознаграждение победителям и их педагогам было увеличено на 50% – до 1 500 тысяч рублей.
Кроме того, победители и участники конкурсов мастерства, начиная с регионального этапа, награждаются ценными призами, учрежденными социальными партнерами, как правило, представителями бизнес-сообщества.
Таблица 2
Дополнительные региональные премии победителям и призерам
чемпионатов WorldSkills и их тренерам (экспертам) в Республике Татарстан
|
Вид соревнований |
Денежные вознаграждения (с учетом налога на доходы физических лиц) |
|||
|
I место |
II место |
III место |
Медальон за профессионализм |
|
|
Финал национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) |
172 414 |
143 679 |
114 943 |
34 438 |
|
Международный чемпионат по профессиональному мастерству EuroSkills |
344 828 |
287 357 |
229 886 |
57 472 |
|
Международный чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Competition |
459 771 |
402 299 |
344 828 |
114 943 |
Отметим, что настоящее время, в связи с введением международных санкций, российские студенты не участвуют в WorldSkills Competition, а премия победителей и их тренеров на заключительном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Молодые профессионалы» составляет 150 тысяч рублей.
Таким образом, главный мотив для студентов – перспектива повышения мастерства, конкурентоспособности, формирования потребности в саморазвитии и материальное вознаграждение, что является серьезным стимулом для студентов колледжей, многие из которых воспитываются в малообеспеченных семьях.
Дополнительная мотивация – это также и общественное признание, возможность проявить личное мастерство, освоить инновационные технологии с использованием новейшего оборудования, инструментов, приборов и др.
Среди основных условий, определяющих результативное участие студентов колледжа в конкурсных соревнованиях, и факторов, влияющих на повышение мотивации саморазвития обучающихся и педагогов, можно выделить следующие:
- Системная деятельностная практико-ориентированная профориентация с целью формирования профессионально ориентированного абитуриента.
- Создание в учебном заведении комфортной, безопасной, здоровьесберегающей, творчески развивающей среды, обеспечивающей повышение мотивации к активной учебно-познавательной и творческой деятельности.
- Воспитание потребности в личностно-профессиональном самосовершенствовании, формировании и развитии интереса к универсализации своих компетенций.
- Развитие критического мышления, рефлексии в условиях системно организованной проектно-творческой и конструкторской деятельности.
- Воспитание бережливости в процессе освоения основ технологий бережливого производства, формирование рационализаторских умений.
- Освоение обучающимися японской методики решения возникающих в процессе деятельности производственных проблем (метод «Пять почему?»).
- Использование на практических занятиях метода мозгового штурма (англ. brainstorming) с чередованием ролей («генератор идеи» – «эксперт»).
- Применение активных методов обучения, решение проблемных задач и разрешение проблемных профессионально-производственных ситуаций.
- Самостоятельное проектирование и практическое выполнение творческих проектов на занятиях в кружках технического творчества.
- Проведение поэтапных контрольно-проверочных занятий по завершении каждого семестра в форме занятия-конкурса в формате стандартов WorldSkills.
Традиционная подготовка к конкурсным соревнованиям сводится в основном к освоению теоретических знаний и практических умений, без учета такой важнейшей составляющей подготовительного этапа, как психолого-педагогическая, от которой во многом зависит мотивированность конкурсанта на подготовку к конкурсу и результат.
В нашей методике подготовки к конкурсам на каждом занятии проводятся предварительные краткие интерактивные беседы, в которых совместно определяются мотивы, цели и задачи, особенности конкурсной подготовки, развивается психологическая устойчивость к предстоящему участию в конкурсе. Важно, что обучающийся ориентируется не на победу любой ценой, а на планируемый результат по времени и качество выполнения конкурсных заданий. До будущего конкурсанта также необходимо донести понимание того, что именно в подготовительной части закладывается будущий результат, который зависит от его самостоятельности, усердия, мотивации.
Совместное определение будущего результата на основании поэтапных проверочных контрольных данных способствует также и развитию рефлексии, формированию умений прогнозировать и реально оценивать собственные возможности.
В целях активизации мотивации студентов к учебно-познавательной и творческой деятельности была разработана и применяется система поэтапных занятий-конкурсов как контрольно-проверочное занятие по завершении каждого семестра.
Основная цель такого занятия – диагностика освоения студентами пройденного в данном семестре теоретического и практического учебного материала в игровой, соревновательной обстановке конкурса, способствующей снижению экзаменационного стресса и повышению объективности результатов освоенных компетенций.
В процессе подготовки к конкурсам была разработана и апробирована методика подготовки, учитывающая требования колледжа и производства (рис. 2).
Рис. 2. Схема повышения мотивации саморазвития в условиях
участия студентов СПО в конкурсах профессионального мастерства
Такое занятие проводится трехэтапно, с постепенным усложнением профессионально ориентированных заданий: от уровня репродуктивного и до творческого.
Особенность нашей методики подготовки в том, что перед началом конкурса общеколледжного обязательно проводится конкурс общегрупповой (рис. 2).
Такой подход также отличается от традиционного, когда мастером производственного обучения в срочном порядке выбирается несколько отлично успевающих студентов группы, и они, после нескольких теоретических и практических занятий, выставляются на общеколледжный конкурс профмастерства. Заметим, что в этом случае снижается дидактический потенциал конкурсных соревнований и не решаются важные задачи воспитания, обучения и развития обучающихся.
В рамках конкурсного движения «Молодые профессионалы» осуществляется синхронизация требований образовательного и профессионального стандартов, развиваются личностно и профессионально значимые качества выпускника СПО, осваиваются умения безопасного выполнения производственных работ.
В конкурсной подготовке происходит формирование основ рационализаторства, умений работы в коллективе, развиваются профессиональная мобильность и профессиональная самостоятельность, творческое отношение к труду, повышается мотивация обучающихся к учебно-познавательной и творческо-конструкторской деятельности, формируется и развивается потребность в самосовершенствовании.
Мотивация к освоению профессии начинается развиваться уже на уровне деятельностной, интересно организованной профориентации, получает свое дальнейшее развитие в период учебы в колледже и может формироваться на уровне потребности в саморазвитии при участии в конкурсах профессионального мастерства.
Итак, проблема профессионально-личностного самосовершенствования в настоящее время является одной из самых актуальных и становится важным условием реализации принципов непрерывности образования и самосовершенствования.
Заключение / Conclusion
Обзор научной литературы, практики педагогов подтверждает, что отечественное конкурсное движение в системе среднего профессионального образования имеет значительный дидактический потенциал в повышении качества профессиональной подготовки рабочих кадров и способствует их ускоренной подготовке в условиях реализации федерального проекта «Профессионалитет».
Конкурсное движение является средством объективного мониторинга состояния дел и развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в целом и комплексным средством диагностики уровня освоения общих и профессиональных компетенций в каждой отдельной учебной группе.
Конкурсы, как и другие игровые формы контроля, способствуют решению проблем здоровьесбережения, снижая стрессовую нагрузку таких традиционных форм контроля, как экзамен, зачет, контрольно-проверочная работа и др.
Об эффективности методики подготовки к конкурсам можно судить по результатам многолетних совместных выступлений в конкурсах, и наблюдалось условие повышения мотивации саморазвития как студентов, так и педагога (см. табл. 3).
Наш опыт многолетний показал, что участие в конкурсах, повышение интереса к избранной профессии способствует устойчивой потребности в самосовершенствовании, которая проявляется в дальнейшем карьерном росте конкурсантов, многие из которых повышают квалификационные разряды, продолжают обучение в технических вузах, становятся бригадирами, мастерами производства, механиками.
Таблица 3
Результаты участия в конкурсах профмастерства студента и педагога
Ульяновского профессионально-политехнического колледжа (1995–2012 годы)
|
Место |
Педагог (наставник) |
Студент |
Сумма результатов («педагог – студент») |
|
1 |
13 |
11 |
24 |
|
2 |
4 |
6 |
10 |
|
3 |
2 |
3 |
5 |
Таким образом, повышение мотивации обучения и саморазвития в результате участия студентов колледжа в массовом конкурсном движении оказывает положительное влияние на профессионально-личностное совершенствование, самосовершенствование и карьерный рост выпускников, что является одним из важнейших факторов реализации принципов непрерывного образования.
Перспективы дальнейших научных поисков: выявление путей совершенствования социального партнерства и более эффективных форм взаимодействия педагогов колледжей с наставниками профильных организаций; проблемы ускоренной подготовки рабочих кадров в системе непрерывного образования и другие.

Eduard R. Gaineev