Введение / Introduction
В современном мире, где процессы глобализации рождают множество проблем и последствий, проблема идентичности – одна из актуальных тем отечественных и зарубежных научных исследований. Проблемы изменения идентичности, ее кризис, возможности формирования и другие аспекты изучаются различными социально-гуманитарными науками. Ведутся активные дискуссии о кризисе идентичности, изменении идентификационного пространства России, формировании государственной идентичности, что находит свое отражение на федеральном уровне – в Указе Президента РФ [1], на основании чего в России создан ряд нормативно-правовых документов, направленных на развитие патриотизма, гражданственности, духовно-нравственного и историко-культурного аспектов воспитания, например Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [2].
Процессы глобализации затрагивают все мировое пространство, что приводит к мультикультурализму, укреплению позиций надэтнических образований. Происходит укрепление позиций гипоидентичности и гиперидентичности.
А. Н. Данилова подчеркивает: в настоящее время можно говорить о том, что проблема идентичности междисциплинарная, с позиции разных наук смещается акцент идентичности [3]. А. С. Гальченко отмечает, что в социологии это взаимосвязь с социумом, в философии идентичность рассматривается как целостный феномен, тождественность [4]. Т. Г. Туова и соавторы отмечают, что в психологии идентичность понимают как личностную характеристику сквозь призму ценностных ориентаций, эмоционального компонента и т. д. [5]
Согласно представлениям Л. Г. Невеличко, понятие «гражданская идентичность» трактуется исследователями неоднозначно и нет единой точки зрения относительно понимания данного явления, поскольку исследователи рассматривают различные аспекты гражданской идентичности в соответствии со своей позицией и в свете различных наук [6].
С. М. Дзидзоева, З. П. Красношлык в своем исследовании указывают, что идентичность есть результат процесса соотнесения индивида с другими – с внутренним миром другого, с ценностями другого, с гражданской общностью и т. д. Структура явления идентичности отражает как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение [7].
Россия – полиэтническая страна, поэтому человек сталкивается с ценностными ориентациями других этнических групп, иногда совершенно противоположных. При формировании гражданской идентичности это нужно учитывать. На процесс социализации, а следовательно, и на формирование системы ценностей личности оказывают влияние множество факторов, различные социальные институты (семья, образовательная система, историческая ситуация, СМИ и др.), нельзя не учитывать и индивидуальные жизненные обстоятельства, пишет Д. В. Полежаев [8]. Поэтому «позитивная» или «негативная» гражданская идентичность сформируется у конкретного индивида, и нельзя точно предугадать, но можно стремиться создавать условия, в которых будут формироваться позитивные ценности, как отмечает В. В. Рябчиков [9].
В разрезе современных исследований возник новый вектор становления гражданской идентичности – цифровой. Так, современное поколение совершенно по-иному воспринимает окружающую действительность, в результате чего иными и совершенно новыми траекториями происходит формирование ментальности, смыслов, а также отношений внутри социума. А. Б. Волынская указывает, что, учитывая аспекты становления личности современной молодежи, педагогам, родителям, а также специалистам, реализующим сектор учебно-воспитательных мероприятий, необходимо переориентировать взаимодействие с обучающимися и обратить свое внимание на цифровое пространство, которое может дать новый толчок и возможности для становления гражданской идентичности [10].
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 № 309 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 и на перспективу до 2036 года» указывается важность и актуальность использования возможностей цифровой среды и технологий для разработки новых методов сферы образования и воспитания [11].
С методологической точки зрения считаем важным и актуальным изучить и проанализировать различные возможности цифровой образовательной среды как современного инструмента цифровой педагогики, располагающего достаточно широкими возможностями для усвоения информации, расширенным комплексом методов, техник и технологий, а также обладающей совершенно новой педагогической парадигмой, что также находит свое отражение в приоритетном проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ», который включен в портфель Правительства Российской Федерации и демонстрирует важность задач по развитию новых образовательных технологий [12].
На основании вышесказанного цель статьи – проанализировать и эмпирически изучить особенности формирования психолого-педагогических аспектов гражданской идентичности младших школьников в цифровой среде.
Задачи исследования:
– проанализировать литературные источники в соответствии с выбранной проблематикой;
– представить разработанную программу мероприятий, посвященную становлению гражданской идентичности младших школьников, реализуемую в цифровой среде;
– провести сравнительный анализ становления гражданской идентичности младших школьников;
– проанализировать и обобщить в форме выводов полученные результаты об эффективности предлагаемой программы мероприятий.
Обзор литературы / Literature review
В отечественной науке сложились особенные традиции исследования проблемы идентичности как психологического, педагогического и социокультурного феномена. На современном этапе научной мысли их суть заключается в том, что идентичность имеет структурное строение, основными параметрами которого являются целевой, содержательный и оценочный.
Современные исследователи вслед за З. А. Жаде сходятся во мнении, что идентичность – «трансформирующаяся структура, она развивается на протяжении всей жизни, проходит через преодоление кризисов, может изменяться в прогрессивном или регрессивном направлениях, то есть быть “успешной” (позитивной) или “негативной” (индивид отклоняет любые взаимодействия)» [13].
Т. В. Водолажская в своем исследовании отмечает, что становление гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов [14]:
− когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, общественно-политических событиях и различных партиях и их программах. Неотъемлемой составляющей когнитивного компонента является правовое сознание. Чаще всего предметом своих исследований ученые выбирают процесс познания субъекта самим собой или же другим субъектом;
− эмоционально-оценочный (коннотативный) – наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко аргументировать свою точку зрения и суждения. Применительно к этому компоненту используются такие термины, как самооценка, самоотношение, самоуважение, самопринятие и пр.;
− поведенческий – участие в общественной жизни в период обучения, на работе, по месту жительства и т. п.; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям. Поведенческий аспект определяется как решение различного рода проблем, и чем больше таких проблем решено личностью, тем больший вклад она вносит в достижение этнической идентичности;
− ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни.
Таким образом, исследователи подходят к рассмотрению идентичности с самых разных сторон, выбирая тот или иной аспект идентичности, делая упор на тот или иной структурный компонент идентичности (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельностный). Однако их мнения сходятся в одном: это одна из центральных личностных характеристик, соединяющая в себе социокультурные, гражданские и личностные формы.
В. П. Сергеева считает, что значимыми факторами, влияющими на становление гражданской идентичности, являются:
– общее историческое прошлое;
– самоназвание гражданского общества;
– общий язык;
– общая культура;
– переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, например, связанных с политическими, военными действиями, стихийными бедствиями и др.
В качестве основных направлений воспитания гражданской идентичности у учащихся образовательном процессе В. П. Сергеева выделяет следующие: духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание; историческое; политико-правовое; патриотическое; трудовое; экологическое воспитание. Одними из основных показателей сформированной гражданской идентичности будут гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление [15].
Уровни и показатели сформированности гражданской идентичности учащейся молодежи рассматривает Г. Х. Ахметшина (см. табл. 1) [16].
Интересно с точки зрения эмпирической составляющей мнение Р. В. Борисова, который в качестве измеряемых параметров гражданской идентичности предлагает: гиперпозитивную, позитивную и негативную. Так, под гиперпозитивной понимается гражданская идентичность, при которой имеет место гражданский нарциссизм и гражданский фанатизм, при котором нации приписывается исключительное место в истории и современном мире. Под позитивной понимается идентичность, при которой личность имеет чувство психологического комфорта и чувство удовлетворения от осознания себя гражданином своей страны. Негативная гражданская идентичность характеризуется осознанием низкого статуса совей нации. В настоящее время методика Р. В. Борисова является единственным эмпирическим инструментом при диагностике выраженности гражданской идентичности, что и служит основанием для ее применения в настоящей работе [17].
Таблица 1
Уровни и показатели сформированности гражданской идентичности
учащейся молодежи по Г. Х. Ахметшиной
|
Уровень |
Показатели |
|
Высокий |
– Сформированность гражданской позиции и гражданского патриотизма; – уважение к истории своей родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; – готовность к действиям в защиту своей родины, своего народа; – готовность к межкультурному диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; – активнаяпозиция к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса |
|
Средний |
– Невыраженное стремление к убеждениям и гражданской позиции, сформированный гражданский патриотизм; – уважение к истории своей родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; – неразвитые чувства толерантности и великодушия к народу; – неактивные действия в защиту своей родины, своего народа; – средняя готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; – средняя готовность к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса |
|
Низкий |
– Неактивная гражданская позиция; – отсутствие гражданского патриотизма, неуважение к истории своей родины и безответственность за ее судьбу в современном мире; – нетолерантное и равнодушное отношение к своему народу; – бездействие в защиту своей родины, своего народа; – отсутствие готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; – низкий уровень готовности к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса |
В настоящее время Россия переживает переходный период, происходит сдвиг ценностей, нет четкого ценностного ориентира для подрастающих поколений, есть только «размытый социальный портрет будущего поколения, поколенческая неизвестность», которая характеризуется социальной разнородностью, многомерностью, тенденцией разрыва «связей времен», как пишет А. Г. Асмолов [18]. В ситуации сдвига ценностей усиливается феномен «негативной идентичности», который характеризуется делением людей на «свои/чужие», «мы/они», из чего могут произрастать ксенофобские, националистические настроения и даже экстремизм. Особенно это опасно для подростков и младших школьников.
А. Г. Асмолов отмечает, что гражданская идентичность не сводится к гражданству, а имеет личностный смысл, конструируется личностью в ходе сравнения с другими, пересмотра или принятия новых ценностей и смыслов.
Интегративные качества личности: гражданственность, патриотизм, социально-критическое мышление, толерантность, обеспечивающие когнитивную основу свободного жизненного выбора личности, выступают показателями сформированной гражданской идентичности личности. Идентичность – не только соотнесение себя с какой-либо общностью, но и представление о самой общности, ее характеристиках – языке, культуре, истории, территории, государстве. Если речь идет о гражданской идентичности, то разделяемые этой группой чувства к своей стране, государству, гражданам.
Одним из интересных и актуальных направлений становления гражданской идентичности в современном социуме является создание общедоступных цифровых площадок для популяризации и сохранения культурного и исторического наследия. Так, Е. В. Игонина в своей статье раскрывает, насколько велик в современном пространстве потенциал цифровых технологий в формировании гражданской идентичности среди молодежи [19].Ю. В. Черный также ссылается на высокую значимость цифровых технологий в развитии научной мысли и средств обучения [20]. Т. В. Водолажская, О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук в своем исследовании также подчеркивают неразрывную связь цифровых технологий с формированием гражданской идентичности среди молодежи [21]. С. Г. Малкин в своей экспериментальной модели говорит о важности цифровых технологий в формировании гражданской идентичности у педагогов [22].
Настоящая статья также является примером научных работ, которые могут послужить становлению гражданской идентичности посредством цифровых технологий, что также было освещено в новостных изданиях [23]и в газете «Комсомольская правда» [24]совсем недавно. Сами эффективно реализованные проекты «Ожившая мозаика» [25], «Буквица», «Культура&Медиа» отображают важность тренингов и практико-ориентированных кейсов для формирования гражданской идентичности молодежи и подрастающего поколения.
Интересным считаем результаты исследования, проведенного И. А. Макаровой, в котором автор описывает социально-психологический портрет детей поколения «цифры» (Альфа), рожденных в 2010–2024 годах. По мнению ученого, можно привести их основные характеристики: «эгоцентризм, социализация через социальные сети, склонность к аутизации и интровертированность, жажда постоянных развлечений, потребительство, поверхностные знания, отсутствие критичности, клиповость мышления, гиперактивность, способность к многозадачности, размывание жизненных принципов, ценностей и ориентиров» [26].
По мнению И. А. Фархшатовой, «для детей поколения Бета, рожденных с 2025 по 2039 г., виртуальная реальность и искусственный интеллект станут неотъемлемыми атрибутами повседневной жизни. К когнитивным особенностям обучающихся данного этапа относят гибридность мышления на основе связи с искусственным интеллектом, многомерность восприятия реальности, иные форматы памяти и обучения, интуитивность понимания сложных систем, развитость цифровой интуиции, гибкость в переключении между реальным и виртуальным» [27].
На международной научной арене за последнее десятилетие способы взаимодействия учащихся с окружающим миром сильно изменились и различные цифровые платформы стали важнейшим каналом коммуникации и получения информации. В этом смысле, как отмечает О. Джаррен, система образования должна следовать этой тенденции и использовать различные цифровые пространства как инструмент для повышения эффективности обучения, вовлечения учащихся и расширения образовательной среды с помощью данных платформ [28].
Л. Зиерингер, Д. Ригер отмечают повсеместное использование цифровых платформ и их тотальное влияние на текущее преподавание и обучение, на основании чего происходит существенная трансформация личности обучающихся и педагогов [29].
Дж. Б. Шмитт, Дж. Бааке, С. Керо, представляя междисциплинарный взгляд на тему становления гражданской идентичности в эпоху цифровизации, опираясь, в частности, на литературу в области медиапсихологии, коммуникативистики и педагогики, задаются вопросом: «Каковы подводные камни при становлении гражданской идентичности посредством цифровых технологий?» [30], что дает нам основание рассматривать феномен гражданской идентичности с различных позиций, раскрывая основные плюсы и обозначая возможные негативные явления при становлении новой цифровой методологии в педагогике. Д. Уорли в русле исследуемой научной парадигмы предлагает обратиться к личности самого обучающегося и, рассматривая аспекты становления гражданской идентичности в цифровой среде, исходить из приоритетов самого обучающегося [31]. Однако, как пишут У. Дж. Брэди, Дж. К. Джексон, Б. Линдстрем и М. Дж. Крокетт, будущее педагогики – за передовыми цифровыми проектами, внедряемыми в образовательное пространство [32].
Обобщая представленные выше подходы к реализации различных аспектов гражданской идентичности в русле отечественных и зарубежных подходов, считаем актуальным представить результаты эмпирического исследования, раскрывающие специфику психолого-педагогических аспектов формирования гражданской идентичности младших школьников в цифровой среде.
Материалы и методы / Materials and methods
В ходе исследования был применен анализ литературных источников по изучению психолого-педагогических аспектов формирования гражданской идентичностиумладших школьников в цифровой среде; общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение); количественные методы представлены в работе при сборе первичных данных от респондентов на констатирующем и формирующем этапах, дополнены статистической обработкой данных; качественные методы исследования были применены при описании и интерпретации полученных в ходе исследования данных. В качестве группы прикладных методов были применены: графический дизайн, программирование, создание программного обеспечения и цифровой платформы для реализации проекта по становлению гражданской идентичности.
Идея исследования строилась исходя из реализации констатирующего и формирующего этапов исследования, между которыми происходила реализация цифрового проекта по становлению гражданской идентичности. Ниже будет представлена краткая модель цифрового проекта «Ожившая мозаика», который призван решить проблему приобщения подрастающего поколения к истории родного края и города, поскольку полная детализация данного проекта с описанием ее составляющих и способов реализации изложена в отдельной авторской публикации.
В контексте цифровой трансформации современного туристического потока было предложено оживить уникальные ростовские мозаики с помощью анимации и привлечь внимание к этому культурному объекту. С помощью современных технологий уже удалось оживить несколько мозаик, иллюстрирующих рабочие профессии Донского региона, а также создано 50 точек анимации, привязанных к мозаичным панно. Проект может быть реализован в течение года и включает как простую (виды города), так и сложную тематику (например, панно обороны Ростова) анимации. Вместе с тем с помощью цифровых технологий туристы смогут увидеть мозаики во всем блеске, не дожидаясь длительной реставрации объекта, ведь на уникальных панно отражены все аспекты исторической жизни Дона и страны. Основная идея автора данного проекта заключается в создании общедоступного полноценного бесшовного мультимедийного маршрута [33]. Мобильное приложение как составная часть настоящего проекта позволит тиражировать анимационный контент по подземным переходам при помощи актуальных практик потребления медиаконтента. Перечень пользовательских инструментов в рамках разрабатываемого мобильного приложения для ОС iOS и Android: интерактивная карта с функцией генерации маршрута до искомого объекта культурного наследия города (подземные переходы с мозаикой), мультимедийная библиотека с перечнем всего анимационного контента (категоризированного по подземным переходам города) и медиатека пользователя для сохранения контента и самостоятельного воспроизведения офлайн (в подземном переходе) [34].
Проект также способствует и профориентации студентов – как участников проекта, так и волонтеров, став первым шагом для вхождения в мировой рынок анимационных и мультипликационных технологий. Мультипликация как вид искусства является одним из инструментов, способствующих сохранению культурной самобытности, в особенности для подрастающего поколения. Экскурсии в таком формате пользуются популярностью у туристов, также приложение может быть отложенной формой потребления контента.
Исследование проводилось с помощью двух замеров на констатирующем и формирующем этапах посредством измерения по методике «Типы гражданской идентичности» Р. В. Борисова [17]. Между этапами происходила реализация вышеописанного проекта «Ожившая мозаика» с целью укрепления основ гражданской идентичности у молодежи, на основании чего в рамках реализации данного исследования по собственному желанию приняли участие 80 обучающихся из различных образовательных учреждений Ростова-на-Дону. Сравнение результатов реализовывалось посредством изучения динамики распределения типов гражданской идентичности от констатирующего этапа к формирующему. Согласно представлениям автора методики Р. В. Борисова, гражданская идентичность подразделяется на гиперпозитивную, позитивную и негативную. В отношении них и представим далее результаты исследования.
Результаты исследования / Research results
Описание результатов исследования начнем с констатирующего этапа, который заключался в диагностике выраженности типов гражданской идентичности по методике Р. В. Борисова в исследуемой нами группе обучающихся. Отметим, что интервалы значений для данной методики варьируются в диапазоне от 0 до 20. На основании этого можно выявить степень выраженности того или иного типа гражданской идентичности либо обозначить преобладающий.
Выраженность типов гражданской идентичности среди обучающихся представлена на рис. 1.
Рис. 1. Выраженность типов гражданской идентичности у обучающихся
на констатирующем этапе в баллах
Так, можно говорить, что на констатирующем этапе исследования среди обучающихся преобладает позитивный тип гражданской идентичности (10,4), на основании чего можно утверждать, что обучающимся, участвующим в исследовании, свойственна идентичность, при которой они имеют чувство психологического комфорта, чувство удовлетворения от осознания себя гражданином своей страны. При данном типе идентичности можно говорить о нормальном, умеренном патриотизме.
Негативный тип гражданской идентичности (6,2) выражен чуть больше, чем гиперпозитивный (4,3), однако выраженность данных значений находится ниже границы средних значений, что свидетельствует о единичных случаях как негативной, так и гиперпозитивной гражданской идентичности. Таким образом, можно заключить, что для обучающихся иногда характерна идентичность, имеющая место в случае, когда возникает осознание низкого статуса своей нации, признание ее неполноценности перед другими, ощущение психологического дискомфорта из-за своей гражданской принадлежности, а также гражданский нарциссизм, гражданский фанатизм, то есть идентичность, при которой имеет место исключительное доминирование национальных интересов и целей, нередко иррационально понимаемых, готовность идти во имя них на любые жертвы и действия, приписывание нации исключительное, особое место в истории и в современном мире.
После оценивания выраженности типов гражданской идентичности среди обучающихся на констатирующем этапе был создан проект, который способствовал бы ее росту. Так, был представлен цифровой проект «Ожившая мозаика», который был поддержан администрацией Ростова-на-Дону и области, а также получил грантовое финансирование. Основная суть проекта была изложена в методологическом блоке.
На этапе разработки и реализации проекта считаем актуальным и интересным создать новый мультимедийный городской маршрут, который реализуется через мобильное приложение-навигатор. Он оснащен интерактивной картой, аудиогидом, а также библиотекой медиаданных с возможностью отложенной загрузки, что позволит пользоваться маршрутом и аудиогидом без Интернета. Сейчас как никогда актуально сохранить историческую память о жизни региона и страны. Знакомые с детства артефакты советского наследия, оживающие при помощи анимационных технологий, начнут восприниматься как современный интерактивный арт-объект. Это делает их актуальными для нового поколения, привыкшего воспринимать мир через экран смартфона, что создает хорошую базу для дополнительной информационной нагрузки, которую можно включать вместе с анимированным изображением самой мозаики. Проект рассчитан на круглогодичный доступ к контенту, причем при предоставлении онлайн-путешествия необязательно ждать набора группы, маршрут может предоставляться индивидуально. Программа универсальна и подходит для всех категорий (не включает длительных пеших экскурсий, а также будет интересна и детям, и взрослым).
Отметим, что технический этап создания данного проекта осуществлялся предварительно (до констатирующего этапа исследования). После диагностики типов выраженности гражданской идентичности среди обучающихся был уже представлен готовый цифровой продукт, который, по нашему мнению, будет способствовать становлению и развитию различных аспектов гражданской идентичности у современной молодежи. Реализация проекта осуществлялась в выходные дни и носила групповой характер. Был составлен маршрут посещения оцифрованных мозаик с учетом возрастных особенностей развития участников группы. В рамках данной группы обучающихся весь проект был реализован в течение двух месяцев. После завершения реализации проекта «Ожившая мозаика» шел формирующий этап. Результаты выраженности типов гражданской идентичности по методике Р. В. Борисова представлены на рис. 2.
Рис. 2. Выраженность типов гражданской идентичности у обучающихся
на формирующем этапе в баллах
Представленные результаты отражают то, насколько видоизменилось распределение между типами гражданской идентичности у обучающихся. Отметим, что преобладающим также остался позитивный тип (16,8) гражданской идентичности у обучающихся. Однако его значение существенно выросло и достигает достаточно высоких значений в исследуемой группе, что позволяет говорить о существенном смещении фокуса в сторону укрепления позитивной оценки параметров гражданской идентичности у обучающихся. Таким образом, обучающиеся после участия в программе укрепили позитивное отношение к различным аспектам проявления гражданской идентичности.
Существенные изменения произошли и в переориентировке между гиперпозитивным и негативным типами гражданской идентичности. Негативный тип существенно снизился (2,3), а гиперпозитивный возрос до уровня средних значений (7,1). Таким образом, можно говорить о переориентировке в мнениях по отношению к различным аспектам гражданской идентичности у обучающихся после участия в проекте.
Далее на сравнительной диаграмме (рис. 3) представлено соотношение типов гражданской идентичности внутри исследуемой группы в отношении констатирующего и формирующего этапов.
В результате интерпретации полученных данных можно говорить также о перераспределении представленности типов гражданской идентичности в исследуемой группе. Так, позитивный тип гражданской идентичности на констатирующем этапе был характерен для 72% обучающихся, а к констатирующему этапу его представленность возросла до 79%. В отношении негативного типа гражданской идентичности можно увидеть тенденцию в сторону снижения представленности от констатирующего к формирующему этапу с 13% до 4%, что дает нам возможность увидеть снижение негативных аспектов в представлениях о гражданской идентичности у обучающихся, участвующих в исследовании. Соотношение гиперпозитивной гражданской идентичности от констатирующего этапа к формирующему составило небольшой прирост всего в 2%. Однако для реализации данного проекта это также неплохой результат, свидетельствующий об эффективности предложенной программы.
Рис. 3. Соотношение типов гражданской идентичности от констатирующего этапа
к формирующему у обучающихся, участвующих в исследовании
Далее для подтверждения эффективности внедряемой программы «Ожившая мозаика» в табл. 2 представим статистический анализ полученных результатов посредством Т-критерия Стьюдента.
Таблица 2
Достоверность различий в типах гражданской идентичности у обучающихся
|
Параметры |
Констатирующий этап |
Формирующий этап |
p-value |
|
Гиперпозитивный тип |
4,3 |
7,1 |
0,034 |
|
Позитивный тип |
10,4 |
16,8 |
0,014 |
|
Негативный тип |
6,2 |
2,3 |
0,046 |
Анализ полученных статистических результатов показал, что существует позитивная динамика в отношении всех исследуемых типов гражданской идентичности среди исследуемой группы обучающихся от констатирующего этапа к формирующему. Таким образом, можно утверждать, что предлагаемая программа «Ожившая мозаика» является эффективным инструментом в становлении гражданской идентичности младших школьников в цифровой среде.
Заключение / Conclusion
Обобщая представленный материал, можно заключить, что современная реальность формирует новое цифровое пространство для всех нас, на основании чего происходит существенная переориентировка в способах взаимодействия и передачи информации. Современная молодежь не мыслит своей жизни без гаджетов, в результате чего эффективное взаимодействие можно построить только при использовании цифровых платформ. Этот посыл и лег в основу при разработке программы «Ожившая мозаика». Учитывая возрастные, психологические особенности дошкольников, а также специфику восприятия окружающей действительности, можно говорить о том, что формирование гражданской идентичности носит многоаспектный характер.
Так, при оцифровке мозаик Ростова-на-Дону и переносе их в мобильное приложение, которое доступно абсолютно для всех, был выбран комплексный подход, включающий несколько глобальных тематик, лежащих в основе формирования гражданской идентичности. В ходе составления экскурсионного маршрута для респондентов, участвующих в исследовании, были выбраны патриотическая и профессиональная темы, которые также сопровождались информационным и графическим блоком в разработанном приложении. Отдельный маршрут и мозаики в приложении, а также сопровождающая маршрут навигация через приложение были посвящены героям литературных произведений, что максимально приближено к школьной программе младших дошкольников.
В результате реализации данного проекта и проведенного эмпирического исследования, при сравнении полученных статистически значимых различий от констатирующего к формирующему этапу, можно заключить, что предлагаемая программа «Ожившая мозаика» является эффективным инструментом цифровой педагогики, способствующим становлению различных аспектов гражданской идентичности, что также доказано статически.
Было установлено, что среди обучающихся преобладает позитивный тип гражданской идентичности, однако при участии в реализации предлагаемого цифрового проекта удалось снизить количество обучающихся с негативным типом гражданской идентичности в сторону позитивного или гиперпозитивного, тем самым нивелировав негативные проявления к завершению реализации проекта.
Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что современные технические средства и возможности позволяют реализовывать различные образовательные и воспитательные проекты совершенно в новом ключе, формируя новые педагогические подходы и стратегии современного образования.
Полученные в ходе исследования позитивные результаты при формировании гражданской идентичности позволяют сформировать дальнейшие перспективы для реализации данного цифрового проекта. Так, разработанное приложение может быть дополнено информационным и графическим блоком основных достопримечательностей таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Нижний Новгород, Казань и т. д.
Оцифровка культурно-исторического наследия различных городов России, которые могут быть общедоступными в рамках мобильного приложения, обеспечит обширный доступ к информации любому человеку, имеющему гаджет, что позволит формировать аспекты гражданской идентичности у различных групп населения.

Alyona A. Miroshnichenko