Full text

Введение

 

Данная статья посвящена описанию некоторых результатов реализации научного проекта «Исследование ценностных ориентаций российских спортсменов юношеского возраста», актуальность и методологические основы которого были охарактеризованы ранее В. В. Рябчиковым и соавторами в одной из публикаций [1]. В ходе реализации данного научного проекта В. В. Рябчиковым и соавторами, в частности, были охарактеризованы ценностные ориентации, показатели удовлетворенности жизнью, структура спортивной мотивации респондентов [2]. Один из этапов реализации проекта был связан с изучением влияния удовлетворенности жизнью респондентов на восприятие ими внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность.

Следует отметить, что в последние годы зарубежными учеными выполнен целый ряд исследований, посвященных изучению различных аспектов удовлетворенности жизнью действующих и бывших спортсменов. В частности, в статье С. Филбей и соавторов анализируются удовлетворенность жизнью бывших спортсменов и различные факторы, в той или иной степени влияющие на нее [3]. Анализ общей удовлетворенности жизнью, а также удовлетворенности некоторыми ее сферами, такими как финансовое положение, состояние здоровья, отношения с друзьями и другие, осуществили Н. Иванчев и С. Стоянова [4]. Выводы о положительном влиянии удовлетворенности жизнью на интеллектуальные способности футбольных игроков на основе проведенных исследований сделаны и обоснованы в работе В. Чжэна [5]. Влияние удовлетворенности жизнью на отношения между тренерами и спортсменами характеризуется в статье Ц. Ван и В. Тун [6]. Значительный интерес в русле рассматриваемой проблематики представляет работа Э. Толукана и соавторов, в которой представлено исследование взаимосвязи между спортивной тревожностью, навыками позитивного мышления и удовлетворенностью жизнью спортсменов [7].

Российские исследователи значительно реже уделяют внимание в своих публикациях проблемам удовлетворенности жизнью спортсменов. В частности, в статье Е. А. Широковой и В. С. Макеевой сравниваются индексы удовлетворенности жизнью студентов, профессионально занимающихся спортом, и тех, кто занимается оздоровительной физической культурой [8]. Проблемам субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью юных спортсменов разных специализаций посвящена работа В. М. Карлышева, А. С. Казариной и В. М. Мироновой [9].

Цель данной работы – проанализировать влияние удовлетворенности жизнью российских спортсменов юношеского возраста на восприятие ими внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность.

 

Методология и результаты исследования

 

В ходе исследования был проведен регрессионный анализ результатов опроса респондентов, полученных с использованием шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера (в адаптации Д. А. Леонтьева) и опросника оценки восприятия российскими спортсменами юношеского возраста внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность, разработанного В. В. Рябчиковым, С. М. Ашкинази и Д. И. Вороновым [10–12]. В опросе приняли участие 214 спортсменов (возраст 15–20 лет) из 12 городов России, занимающихся различными видами спорта (баскетбол, биатлон, бокс, волейбол, дзюдо, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, санный спорт, футбол, хоккей и др.). Все респонденты имеют спортивные разряды или звания, в том числе: первый спортивный разряд – 81 человек (37,9%), кандидат в мастера спорта – 50 человек (23,4%), мастер спорта – 13 человек (6,1%).

Пошаговый множественный регрессионный анализ влияния удовлетворенности жизнью по Э. Динеру на восприятие российскими спортсменами юношеского возраста внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность, позволил получить результаты, представленные в табл. 1.

Результаты регрессионного анализа свидетельствуют о том, что предиктор «Удовлетворенность жизнью» оказывает некоторое положительное влияние на зависимую переменную «Факторы социального окружения». Полученной регрессионной моделью объясняется 6,4% дисперсии данной зависимой переменной.

Характеризуя влияние предиктора «Удовлетворенность жизнью» на восприятие респондентами различных факторов социального окружения, следует отметить, что рассматриваемый предиктор оказывает небольшое положительное влияние на зависимые переменные «Решения и действия тренеров», «Предписания и действия спортивных врачей», «Предписания и действия спортивных психологов», «Решения и действия спортивных менеджеров». Полученными регрессионными моделями объясняется соответственно 3,3%, 5,9%, 4% и 9,7% дисперсии вышеперечисленных зависимых переменных. Опираясь на результаты исследования, можно предположить, что повышение уровня удовлетворенности жизнью спортсменов юношеского возраста будет позитивно сказываться на восприятии ими решений и действий тренеров, спортивных врачей, спортивных психологов, а также спортивных менеджеров, работающих с респондентами. Необходимо отметить, что на восприятие респондентами факторов социального окружения «Мнения и действия партнеров по спортивной команде» и «Мнения и действия родителей спортсменов» статистически значимого влияния предиктора «Удовлетворенность жизнью» не выявлено.

Таблица 1

Результаты регрессионного анализа влияния удовлетворенности жизнью
респондентов на восприятие ими внешних факторов, воздействующих
на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность

 

Зависимая переменная

R2

β

p

Факторы социального окружения

0,064

0,252

<0,001

Решения и действия тренеров

0,033

0,183

< 0,01

Предписания и действия спортивных врачей

0,059

0,242

< 0,001

Предписания и действия спортивных психологов

0,040

0,199

< 0,01

Решения и действия спортивных менеджеров

0,097

0,312

< 0,001

Социально-экономические и информационные факторы

0,289

0,538

<0,001

Наличие и качество материально-технической базы для занятий спортом

0,064

0,254

< 0,001

Финансовое положение и обеспечение спортсменов

0,178

0,421

< 0,001

Совмещение занятий спортом с учебой/работой

0,070

0,265

< 0,001

Жизненные перспективы после окончания спортивной карьеры

0,187

0,432

< 0,001

Информационные сообщения в средствах массовой информации

0,081

0,284

< 0,001

Общение в социальных сетях

0,029

0,171

< 0,05

Популярность вида спорта в обществе

0,138

0,372

< 0,001

Информация о случаях применения допинга

0,140

0,374

< 0,001

Совмещение занятий спортом с личной жизнью (отношения, друзья, хобби)

0,062

0,249

< 0,001

Соревновательные условия («честная игра», судейство)

0,162

0,402

< 0,001

Условия отдыха

0,107

0,327

< 0,001

Стабильность жизни (распорядок дня, тренировочного процесса)

0,190

0,436

< 0,001

Профессиональные перспективы в спорте

0,233

0,483

< 0,001

Политические и организационно-административные факторы

0,200

0,448

<0,001

Решения и действия международных спортивных организаций

0,189

0,435

< 0,001

Решения и действия Всемирного антидопингового агентства (WADA)

0,194

0,441

< 0,001

Решения и действия общероссийских спортивных федераций

0,114

0,337

< 0,001

Решения и действия региональных и местных спортивных федераций

0,091

0,302

< 0,001

 

Проведенный регрессионный анализ позволил установить, что предиктор «Удовлетворенность жизнью» оказывает значительное положительное влияние на зависимую переменную «Социально-экономические и информационные факторы». Полученной регрессионной моделью объясняется 28,9% дисперсии данной зависимой переменной. Выявленное влияние статистически значимо и существенно, что свидетельствует о прочной связи между субъективной удовлетворенностью жизнью спортсменов юношеского возраста и их восприятием социальных и материальных аспектов профессиональной спортивной карьеры.

В ходе исследования выявлено, что предиктор «Удовлетворенность жизнью» оказывает статистически значимое положительное влияние на восприятие респондентами всех социально-экономических и информационных факторов, кроме фактора «Национальные и региональные традиции». Наиболее значимое позитивное влияние рассматриваемый предиктор оказывает на зависимые переменные «Профессиональные перспективы в спорте», «Стабильность жизни (распорядок дня, тренировочного процесса)», «Жизненные перспективы после окончания спортивной карьеры» и «Финансовое положение и обеспечение спортсменов». Полученными регрессионными моделями объясняется соответственно 23,3%, 19%, 18,7% и 17,8% дисперсии данных зависимых переменных.

Характеризуя влияние удовлетворенности жизнью на восприятие респондентами социально-экономических и информационных факторов, следует отметить некоторые его аспекты. Во-первых, субъективная удовлетворенность жизнью может способствовать формированию у респондентов положительного образа будущего. Во-вторых, повышение удовлетворенности жизнью будет способствовать улучшению психологического состояния спортсменов юношеского возраста, снижая уровень стресса и тревоги от ожидания будущего, что, в свою очередь, может помочь им более успешно справляться с трудностями учебно-тренировочного и соревновательного процессов и достигать более высоких спортивных результатов. В-третьих, повышение уровня удовлетворенности жизнью может положительно влиять на мотивацию и целеустремленность спортсменов юношеского возраста и, соответственно, способствовать повышению эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности. Напротив, снижение уровня удовлетворенности жизнью потенциально может способствовать формированию у спортсменов юношеского возраста психологических барьеров и установок, препятствующих построению успешной спортивной карьеры и снижающих психологическую готовность к соревновательной борьбе.

В процессе регрессионного анализа выявлено, что предиктор «Удовлетворенность жизнью» оказывает существенное положительное влияние на зависимую переменную «Политические и организационно-административные факторы». Полученной регрессионной моделью объясняется 20% дисперсии данной зависимой переменной.

Анализ влияния предиктора «Удовлетворенность жизнью» на восприятие респондентами отдельных политических и организационно-административных факторов показал, что наиболее значительное влияние он оказывает на зависимые переменные «Решения и действия Всемирного антидопингового агентства (WADA)» и «Решения и действия международных спортивных организаций». Полученными регрессионными моделями объясняется соответственно 19,4% и 18,9% дисперсии данных зависимых переменных. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что чем ниже уровень удовлетворенности жизнью у респондентов, тем менее позитивно они воспринимают решения WADA и международных спортивных организаций, зачастую характеризуя их как несправедливые и ангажированные, ущемляющие интересы российских спортсменов и базирующиеся на политике «двойных стандартов».

Для более глубокого понимания исследуемой проблематики был осуществлен пошаговый множественный регрессионный анализ влияния отдельных показателей удовлетворенности жизнью по шкале Э. Динера на восприятие российскими спортсменами юношеского возраста внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность (табл. 2).

Таблица 2

Результаты регрессионного анализа влияния показателей удовлетворенности жизнью респондентов на восприятие ими групп внешних факторов

 

Утверждение

β

p

Факторы социального окружения (R2 = 0,081; p < 0,001)

Я полностью удовлетворен моей жизнью

0,285

< 0,001

Социально-экономические и информационные факторы (R2 = 0,325; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,465

< 0,001

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,190

< 0,01

Политические и организационно-административные факторы
(
R2 = 0,219; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,386

< 0,001

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,148

< 0,05

 

Результаты исследования, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что на зависимую переменную «Факторы социального окружения» оказывает положительное влияние предиктор «Я полностью удовлетворен моей жизнью». Полученной регрессионной моделью объясняется 8,1% дисперсии данной зависимой переменной.

На зависимые переменные «Социально-экономические и информационные факторы» и «Политические и организационно-административные факторы» оказывают значительное положительное влияние предикторы «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны» и «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно». Полученными регрессионными моделями объясняется соответственно 32,5% и 21,9% дисперсии данных зависимых переменных.

Исследование показало высокую значимость предикторов «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны» и «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно» в контексте их влияния на восприятие спортсменами юношеского возраста внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность. В данном аспекте открываются широкие возможности для работы спортивных психологов, поскольку, оказывая то или иное влияние на восприятие спортсменами юношеского возраста различных внешних факторов, можно опосредованно способствовать повышению эффективности тренировочного процесса и достижению более высоких спортивных результатов.

В ходе исследования был также проведен регрессионный анализ влияния показателей удовлетворенности жизнью по шкале Э. Динера на восприятие российскими спортсменами юношеского возраста отдельных внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность. В табл. 3 представлены результаты анализа влияния показателей удовлетворенности жизнью на восприятие факторов социального окружения.

Таблица 3

Результаты регрессионного анализа влияния показателей удовлетворенности жизнью респондентов на восприятие ими факторов социального окружения

 

Утверждение

β

p

Решения и действия тренеров (R2 = 0,041; p < 0,01)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,202

< 0,01

Предписания и действия спортивных врачей (R2 = 0,066; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,256

< 0,001

Предписания и действия спортивных психологов (R2 = 0,072; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,267

< 0,001

Решения и действия спортивных менеджеров (R2 = 0,139; p < 0,001)

Я полностью удовлетворен моей жизнью

0,372

< 0,001

Мнения и действия партнеров по спортивной команде (R2 = 0,063; p < 0,01)

В основном моя жизнь близка к идеалу

-0,202

< 0,05

Я полностью удовлетворен моей жизнью

0,338

< 0,001

 

Результаты исследования, представленные в табл. 3, демонстрируют, что предиктор «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны» оказывает положительное влияние на зависимые переменные «Решения и действия тренеров», «Предписания и действия спортивных врачей» и «Предписания и действия спортивных психологов». Для всех трех зависимых переменных влияние предиктора является небольшим, но статистически значимым. При этом полученными регрессионными моделями объясняется соответственно 4,1%, 6,6% и 7,2% дисперсии вышеперечисленных зависимых переменных.

Предиктор «Я полностью удовлетворен моей жизнью» оказывает положительное влияние на зависимую переменную «Решения и действия спортивных менеджеров». Полученной регрессионной моделью объясняется 13,9% дисперсии данной зависимой переменной. Таким образом, чем субъективно комфортнее жизнь респондентов, тем позитивнее их восприятие решений и действий спортивных менеджеров.

На зависимую переменную «Мнения и действия партнеров по спортивной команде» положительное влияние оказывает предиктор «Я полностью удовлетворен моей жизнью», отрицательное – предиктор «В основном моя жизнь близка к идеалу». Полученной регрессионной моделью объясняется 6,3% дисперсии рассматриваемой зависимой переменной. Отрицательное влияние предиктора «В основном моя жизнь близка к идеалу» на данную зависимую переменную свидетельствует о том, что в некоторых случаях, чем более сложной и далекой от идеала кажется жизнь спортсменам юношеского возраста, тем больше они готовы прислушиваться к партнерам и работать в команде. Необходимо отметить, что на восприятие респондентами фактора «Мнения и действия родителей спортсменов» статистически значимого влияния показателей удовлетворенности жизнью не выявлено.

В табл. 4 представлены результаты регрессионного анализа влияния показателей удовлетворенности жизнью на восприятие российскими спортсменами юношеского возраста социально-экономических и информационных факторов.

Результаты исследования, представленные в табл. 4, показывают, что наиболее часто встречающимся предиктором среди показателей удовлетворенности жизнью, оказывающих статистически значимое влияние на восприятие респондентами социально-экономических и информационных факторов, является показатель «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны». Рассматриваемый показатель оказывает статистически значимое влияние на восприятие спортсменами юношеского возраста десяти социально-экономических и информационных факторов из четырнадцати. Следует отметить, что «исключительно благоприятные обстоятельства» – это не отсутствие трудностей или проблем в жизни. Речь в данном случае идет о том, как человек воспринимает жизненные трудности и справляется с ними, а также о том, насколько он удовлетворен своей жизнью в целом.

Охарактеризуем наиболее значительное влияние рассматриваемых предикторов на зависимые переменные из числа социально-экономических и информационных факторов. В частности, на зависимую переменную «Профессиональные перспективы в спорте» оказывают значительное положительное влияние предикторы «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны», «Я полностью удовлетворен моей жизнью» и «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно». Полученной регрессионной моделью объясняется 25,2% дисперсии данной зависимой переменной.

На зависимую переменную «Финансовое положение и обеспечение спортсменов» оказывает существенное положительное влияние предиктор «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны». Полученной регрессионной моделью объясняется 22,6% дисперсии данной зависимой переменной.

На зависимую переменную «Жизненные перспективы после окончания спортивной карьеры» оказывают существенное положительное влияние два предиктора: «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны» и «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно». Полученной регрессионной моделью объясняется 21,2% дисперсии рассматриваемой зависимой переменной. Таким образом, ощущение респондентов, что у них все в порядке здесь и сейчас, способствует уверенности в сохранении благоприятного положения в будущем после завершения спортивной деятельности.

Таблица 4

Результаты регрессионного анализа влияния показателей удовлетворенности жизнью респондентов на восприятие ими социально-экономических
и информационных факторов

 

Утверждение

β

p

Наличие и качество материально-технической базы для занятий спортом
(
R2 = 0,076; p < 0,001)

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,276

< 0,001

Финансовое положение и обеспечение спортсменов (R2 = 0,226; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,475

< 0,001

Совмещение занятий спортом с учебой/работой (R2 = 0,104; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,323

< 0,001

Жизненные перспективы после окончания спортивной карьеры (R2 = 0,212; p< 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,359

<0,001

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,175

< 0,05

Информационные сообщения в средствах массовой информации (R2 = 0,098; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,313

< 0,001

Общение в социальных сетях (R2 = 0,048; p < 0,01)

Я полностью удовлетворен моей жизнью

0,219

< 0,01

Популярность вида спорта в обществе (R2 = 0,175; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,326

< 0,001

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,160

< 0,05

Национальные и региональные традиции (R2 = 0,037; p < 0,05)

Я полностью удовлетворен моей жизнью

0,193

< 0,05

Информация о случаях применения допинга (R2 = 0,155; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,271

< 0,001

Если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил все как есть

0,192

< 0,05

Совмещение занятий спортом с личной жизнью (отношения, друзья, хобби)
(
R2 = 0,110; p < 0,001)

В основном моя жизнь близка к идеалу

-0,200

< 0,05

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,271

< 0,01

Если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил все как есть

0,233

< 0,01

Соревновательные условия («честная игра», судейство) (R2 = 0,201; p< 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,327

< 0,001

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,200

< 0,01

Условия отдыха (R2 = 0,113; p < 0,001)

В основном моя жизнь близка к идеалу

0,173

< 0,05

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,203

< 0,05

Стабильность жизни (распорядок дня, тренировочного процесса) (R2 = 0,200; p < 0,001)

В основном моя жизнь близка к идеалу

0,206

< 0,05

Я полностью удовлетворен моей жизнью

0,283

< 0,01

Профессиональные перспективы в спорте (R2 = 0,252; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,199

< 0,05

Я полностью удовлетворен моей жизнью

0,196

< 0,05

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,208

< 0,01

 

Необходимо отметить, что на зависимую переменную «Совмещение занятий спортом с личной жизнью (отношения, друзья, хобби)» оказывает отрицательное влияние предиктор «В основном моя жизнь близка к идеалу», что может быть объяснено потенциальным нарушением баланса между спортивной карьерой части респондентов и другими сферами их жизни. Если спортсмены юношеского возраста считают, что их жизнь, тесно связанная со спортом, близка к идеалу, они могут ожидать от себя и своих спортивных достижений слишком многого, что, в свою очередь, может способствовать психологическому напряжению и стрессу.

В табл. 5 представлены результаты регрессионного анализа влияния показателей удовлетворенности жизнью на восприятие российскими спортсменами юношеского возраста политических и организационно-административных факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность.

Таблица 5

Результаты регрессионного анализа влияния показателей удовлетворенности жизнью респондентов на восприятие ими политических
и организационно-административных факторов

 

Утверждение

β

p

Решения и действия международных спортивных организаций
(
R2 = 0,207; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,455

< 0,001

Решения и действия Всемирного антидопингового агентства (WADA)
 (
R2 = 0,254; p < 0,001)

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны

0,426

< 0,001

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,143

< 0,05

Решения и действия общероссийских спортивных федераций
(
R2 = 0,098; p < 0,001)

В основном моя жизнь близка к идеалу

0,314

< 0,001

Решения и действия региональных и местных спортивных федераций
(
R2 = 0,092; p < 0,001)

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно

0,203

< 0,01

Если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил все как есть

0,152

< 0,05

 

Результаты исследования показывают, что на зависимую переменную «Решения и действия международных спортивных организаций» оказывает положительное влияние предиктор «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны». Полученной регрессионной моделью объясняется 20,7% дисперсии данной зависимой переменной.

На зависимую переменную «Решения и действия Всемирного антидопингового агентства (WADA)» оказывают положительное влияние два предиктора: «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны» и «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно». Полученной регрессионной моделью объясняется 25,4% дисперсии зависимой переменной.

Для факторов, влияющих на восприятие респондентами решений и действий российских спортивных организаций, влияние показателей шкалы Э. Динера оказалось более чем в два раза ниже. В частности, было выявлено, что на зависимую переменную «Решения и действия общероссийских спортивных федераций» оказывает положительное влияние предиктор «В основном моя жизнь близка к идеалу». Полученной регрессионной моделью объясняется 9,8% дисперсии зависимой переменной. На близкую по смыслу зависимую переменную «Решения и действия региональных и местных спортивных федераций» оказывают положительное влияние предикторы «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно» и «Если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил все как есть». Полученной регрессионной моделью объясняется 9,2% дисперсии зависимой переменной.

 

Заключение

 

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что восприятие спортсменами юношеского возраста различных внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность, в значительной степени зависит от субъективного восприятия ими своей жизни. Наиболее существенное влияние показатели удовлетворенности жизнью оказывают на восприятие респондентами групп «Социально-экономические и информационные факторы» и «Политические и организационно-административные факторы». Наиболее часто встречающимся предиктором среди показателей удовлетворенности жизнью по шкале Э. Динера, оказывающих статистически значимое влияние на восприятие респондентами внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность, является показатель «Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны».

Полученные в ходе исследования результаты позволяют определить новый вектор работы спортивных психологов и тренеров, связанный с анализом восприятия конкретными спортсменами различных внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность. Результаты такого анализа могут быть использованы в рамках психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов юношеского возраста.