Full text

Введение

 

Современное общество характеризуется стремительными изменениями, глобализацией и цифровизацией, что создает новые вызовы для личности в поиске смысла жизни и формировании устойчивых ценностных ориентиров. Особенно остро эти вопросы стоят перед молодыми людьми, которые находятся на этапе профессионального и личностного самоопределения. В условиях перенасыщенности информацией, социальных стандартов и навязанных идеалов все больше людей сталкиваются с экзистенциальной тревогой, ощущением бессмысленности и потерей жизненных ориентиров.

Психологическое исследование ценностно-смысловой сферы охватывает разнообразные методологические подходы к изучению взаимосвязи между ценностями и смыслами. С позиции П. С. Гуревича ценностно-смысловая сфера личности представляет собой сложное интегративное образование, включающее в себя систему ценностей, убеждений, жизненных принципов и смыслов, детерминирующих индивидуальность и характер человека [1].

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения экзистенциально-гуманистического подхода А. Г. Асмолова [2], рассматривающие ценностно-смысловую сферу как динамическую систему, включающую когнитивный (смысложизненные ориентации, жизненные цели), эмоционально-оценочный (переживание значимости событий, удовлетворенность самореализацией) и поведенческий (осознанный выбор, ответственность) компоненты, что особенно актуально для юношеского возраста, характеризующегося поиском идентичности и профессиональным самоопределением.

В контексте высшего образования процесс становления ценностно-смысловой сферы осложняется необходимостью адаптации к новой среде и интеграции в профессиональное сообщество, при этом именно в студенческий период происходит переоценка ценностей и формирование новых смысловых ориентиров, что находит отражение в концепции экзистенциальной исполненности Ф. Е. Василюка [3], включающей четыре фундаментальные мотивации: принятие бытийных условий, установление ценностных отношений, развитие аутентичности и поиск смысла. В то же время конепция А. Лэнгле позволяет рассматривать ценностно-смысловую сферу как многоуровневую систему, динамический процесс смыслообразования и ключевой фактор профессионального становления [4]. Согласно В. Э. Франклу, экзистенциальная исполненность – это осуществление человеком смысла жизни, направленность не только на себя, но и в мир [5]. Автор выделял четыре условия экзистенциальной исполненности, которые выражаются в наличии следующих духовных способностей: самотрансценденции, самодистанцировании, свободы и ответственности [6]. Таким образом, с позиции экзистенциальной психологии ценностно-смысловая сфера – сложная и динамичная структура, важной составляющей которой является экзистенциальная исполненность как способность переживать и осмысливать.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения динамики ценностно-смысловой сферы у студентов – социальной группы, которая особенно подвержена влиянию внешних и внутренних кризисов. В данном контексте Д. Р. Насырова говорит о том, что переход от школьного обучения к вузовскому, смена социального окружения и возрастающая ответственность за собственное будущее создают условия для переосмысления жизненных приоритетов [7]. При этом недостаточно изучены особенности формирования экзистенциальной исполненности – состояния, при котором человек ощущает свою жизнь осмысленной и наполненной, несмотря на возможные трудности.

Цель исследования – выявить возможности диагностики ценностно-смысловой сферы личности в экзистенциальном контексте и сравнить ее особенности у студентов I и III курсов. Задачи включали анализ теоретических подходов, подбор методик, проведение эмпирического исследования и интерпретацию результатов.

 

Методология и результаты исследования

 

В исследовании приняли участие 36 студентов направления «Психология» Дальневосточного федерального университета (18 человек с I курса и 18 с III курса). Для диагностики использовались: 

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Авторы: Дж. Крамбо, Л. Махолик (1964). Адаптация: Д. А. Леонтьев (1988) [8].

2. Шкала экзистенции (Existenz-Skala, ESK). Авторы: А. Лэнгле и К. Орглер (1990, 2000). Адаптация: И. Н. Майнина, А. Ю. Васанов (2009) [9].

3. Тест экзистенциальных мотиваций (ТЭМ). Авторы: В. Б. Шумский, Е. М. Уколова, Е. Н. Осин (2016) [10].

Результаты исследования

Анализ результатов по методике СЖО приведен на рис. 1.

На рис. 1 представлены процентные соотношения показателей осмысленности жизни у студентов I и III курсов по следующим шкалам:

‒         Показатель осмысленности жизни (ПОЖ).

‒         Цели в жизни (ЦЖ).

‒         Процесс жизни (ПЖ).

‒         Результативность жизни (РЖ).

‒         Локус контроля – Я (ЛК-Я).

‒         Локус контроля – жизнь (ЛК-жизнь).

 

 

 

Рис. 1. Процентные соотношения показателей осмысленности жизни студентов I и III курсов

 

Результаты исследования по методике СЖО показывают, что у третьего курса наблюдается средний уровень выраженности по шкалам «Показатель осмысленности жизни», «Процесс жизни» и «Цели в жизни», высокий уровень выраженности по шкале «Результативность жизни» и равномерное распределение среднего и высокого уровня выраженности по шкалам «Локус контроля». В то же время у первого курса показатели по всем шести шкалам находятся на среднем уровне выраженности. Высокий показатель по шкале «Результативность жизни» у третьего курса указывает на удовлетворенность прожитой жизнью, то есть прошлое воспринимается продуктивным и осмысленным; это может быть связано с тем, что с развитием самосознания и личностным ростом студенты учатся больше анализировать и находить положительные стороны пройденного жизненного пути. Студенты третьего курса в целом демонстрируют более высокую осмысленность жизни, чаще находят жизнь интересной и чувствуют власть над своей жизнью, нежели первый курс, это может быть связано с уже пройденным процессом адаптации, более ясным профессиональным самоопределением и также пройденной полноценной сепарацией от родителей, в то время как первый курс находится в процессе адаптации и формирования новых смыслов, целей и ценностей.

Анализ результатов по методике ШЭ приведен на рис. 2.

Рис. 2 отражает показатели экзистенциальной исполненности по шкалам:

‒     Исполненность (G).

‒     Самодистанцирование (SD).

‒     Самотрансценденция (ST).

‒     Свобода (F).

‒     Ответственность (V).

‒     Персональность (P).

‒     Экзистенциальность (E).

 

 

Рис. 2. Процентные соотношения показателей ощущения наполненности жизни смыслом
студентов
I  и III курсов

 

По результатам диагностики, по методике ШЭ, у первого курса преобладает низкий уровень выраженности показателей по шкалам «Исполненность», «Самодистанцирование», «Ответственность» и «Экзистенциальность». Показатели по шкалам «Самотрансценденция», «Свобода» и «Персональность» находятся на среднем уровне выраженности. У третьего курса по всем семи шкалам преобладают средние показатели. В сравнении третий курс показывает более высокий уровень исполненности жизни, ответственности, свободы и самотрансценденции, что свидетельствует о развитии личностной зрелости, автономности и ориентации на высшие ценности. В то же время у первого курса низкие показатели у большей части респондентов по шкалам «Исполненность» и «Экзистенциальность» указывают на неисполненную экзистенцию, то есть закрытость, нерешительность и отсутствие ответственной включенности в жизнь, жизнь в малой степени поддается планированию и идет сама собой, чем также и обусловливаются низкие показатели по шкале «Ответственность». Низкие показатели по шкале «Самодистанцирование» указывают на возможное отсутствие дистанции по отношению к самому себе, то есть чрезмерную внутреннюю фиксацию на переживаниях, навязчивых мыслях, внутренних конфликтах. Все это может быть связано с личностной незрелостью, возможной потерей ориентации в связи с новым жизненным этапом и столкновением с новыми обязательствами, целями, планами, что неизбежно будет приводить к постепенному осмыслению и пониманию. В целом к третьему курсу студенты обретают более осмысленное и ответственное отношение к жизни.

Анализ результатов по методике ТЭМ представлен на рис. 3.

Рис. 3 демонстрирует распределение показателей:

‒         Экзистенциальная исполненность.

‒         Фундаментальные мотивации (ФМ1-ФМ4).

 

 

 

Рис. 3. Процентные соотношения показателей экзистенциальной исполненности
и фундаментальных мотиваций студентов
I и III курсов

 

Результаты по методике ТЭМ показывают, что у первого курса шкала «Экзистенциальная исполненность» находится на среднем уровне выраженности. Первая, вторая и четвертая фундаментальные мотивации выражены на среднем уровне, в то время как показатели по третьей фундаментальной мотивации находятся на высоком уровне выраженности. У третьего курса шкала «Экзистенциальная исполненность» выражена на высоком уровне. Первая, вторая и четвертая фундаментальные мотивации выражены на среднем уровне, а третья также на высоком. Высокий уровень экзистенциальной исполненности у третьего курса означает, что большинство студентов ощущают свою жизнь осмысленной, имеют ясные цели, чувствуют себя в согласии с собой и миром. Отсутствие низких показателей свидетельствует о том, что нет студентов, испытывающих выраженный экзистенциальный вакуум или рассогласование с жизнью. Большинство студентов первого курса находятся на среднем уровне экзистенциальной исполненности, что ожидаемо, так как новые жизненные условия, новые задачи и цели приводят к переосмыслению и адаптации к новому этапу жизни.  Выраженность первой и второй фундаментальных мотиваций на среднем уровне как у первого, так и у третьего курса говорит о том, что у студентов сформировано чувство безопасности и доверие к миру, они могут полагаться на окружающий мир и свои внутренние ресурсы, также они видят ценность жизни, но при этом не всегда могут испытывать яркие позитивные эмоции от повседневного существования. Что касаемо третьей фундаментальной мотивации, то у обеих групп наблюдается высокий уровень выраженности, это говорит о том, что одним из ключевых компонентов их осмысленной жизни является чувство собственной самоценности и способность быть аутентичным. Они хорошо понимают себя, принимают свои особенности и действуют со своими принципами, однако в группе первого курса наблюдается небольшой процент с низкими показателями, что может говорить о трудностях с самопринятием и поиском своей идентичности на новом этапе жизни. Согласно показателям четвертой фундаментальной мотивации, студенты третьего курса, вероятно, уже более четко определились со своими жизненными целями и имеют более точное представление о смысле собственной жизни, в то время как первый курс находится в процессе активного формирования и осознания собственных целей и смыслов. Это можно объяснить тем, что первокурсники вошли в новый этап своей жизни, когда сталкиваются с новыми трудностями, пересматривают свой взгляд на многие обыденные вещи, в результате чего формируются новые смыслы и жизненные цели.

По результатам математико-статистической обработки при помощи критерия U Манна – Уитни были выявлены значимые результаты по методике «Шкала экзистенции». Обнаружены значимые различия по шкалам: самодистанцирование (p = 0,005; U = 75,500); ответственность (p = 0,001; U = 63,000). Это может говорить о более зрелом мышлении третьего курса, принятии ответственности и более глубоком анализе себя в мире, в то время как первый курс только начинает свой академический и жизненный путь в профессиональной деятельности и находится в активном процессе понимания себя. Отсутствие статистически значимых отличий по другим методикам может свидетельствовать о том, что основные экзистенциальные аспекты ценностно-смысловой сферы у студентов относительно стабильны в течение первых трех лет обучения, с возможными небольшими различиями. Вероятно, студенты, поступающие на профиль психологии, изначально находятся на среднем или высоком уровне осмысленности жизни, который не меняется существенно в процессе обучения.

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволило выявить особенности ценностно-смысловой сферы студентов в экзистенциальном контексте, а также проследить динамику ее развития от первого к третьему курсу обучения. Старшекурсники демонстрируют более высокие показатели по шкалам ответственности (p ≤ 0,01), самодистанцирования (p ≤ 0,05) и осмысленности жизни, что свидетельствует о развитии личностной зрелости, в то время как первокурсники характеризуются низким уровнем экзистенциальной исполненности (67% по шкале «Ответственность»), нерешительностью и трудностями адаптации. Результаты методик СЖО, ШЭ и ТЭМ показали, что к III курсу у студентов формируется устойчивая жизненная позиция (44% высоких показателей экзистенциальной исполненности против 17% у первокурсников), способность к рефлексии и осознанному выбору, при этом оба курса демонстрируют высокий уровень самоценности (61% и 56% соответственно). Различия между курсами могут быть обусловлены: профессиональным самоопределением; преодолением адаптационного кризиса и развитием рефлексивных способностей. Наибольшую диагностическую чувствительность показала «Шкала экзистенции» (ШЭ), выявившая статистически значимые различия по ключевым параметрам. Настоящее исследование подтвердило, что ценностно-смысловая сфера личности динамична и развивается в процессе профессионального и личностного становления. Полученные данные подчеркивают важность психологического сопровождения образовательного процесса, особенно на этапе адаптации, и открывают перспективы для дальнейших исследований, включая лонгитюдное изучение динамики ценностно-смысловой сферы и разработку тренинговых программ, направленных на развитие осознанного отношения к жизни и профессиональному становлению. Таким образом, исследование вносит вклад в понимание психологических механизмов личностного роста и подтверждает необходимость целостного подхода к образованию, учитывающего не только профессиональные, но и экзистенциальные аспекты развития студентов.