Введение
Зависимость от электронных гаджетов становится все более распространенной проблемой среди детей и подростков. Школьники подросткового возраста легче всего «привязываются» к цифровой зависимости. Гаджетозависимость может быть серьезной проблемой, по убеждению Т. Гундаги, оказывающей огромное негативное воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье детей [1].
В современном мире гаджеты являются незаменимым атрибутом любого человека. К ним относятся смартфоны, планшеты, айфоны и другие. На этих устройствах доступна вся информация и ежедневные выпуски новостей, в том числе о покупках, платежах и развлечениях. Помимо прочего, гаджеты не «стареют», так как имеют постоянное автоматическое обновление программного обеспечения, как считает А. Б. С. Сьяфик [2].
В отечественных исследованиях активно рассматривается понятие «гаджет-зависимость», плюсы и минусы от использования электронных устройств и т.п. Так, А. В. Белоусова подчеркивает негативное влияние гаджетов на психическое развитие детей, утверждая, что «дети позже начинают говорить, у них отмечаются неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом» [3]. Н. В. Дудина считает, что чрезмерное использование гаджетов детьми приводит к трансформации сознания, эмоциональному отчуждению, десоциализации [4]. Зависимость от гаджетов тесно связана с понятием номофобии - страхом остаться без мобильного устройства или забыть его, убежден В. Л. Бозаджиев. Признаки номофобии сегодня уже можно наблюдать у современных подростков – они стремятся, чтобы гаджет всегда, при любых условиях находился при пользователе [5].
Согласно О. Н. Митрофановой и В. А. Максиной, гаджетозависимость определяется как неконтролируемое желание использовать электронные устройства с целью развлечения или как «хроническая» привязанность к гаджету, постоянное использование его в жизнедеятельности без видимой причины [6]. В своих исследованиях о компьютеризации образования в конце прошлого столетия В. П. Беспалько подчеркивал, что компьютер представляет собой безусловное благо и величайшее достижение, но при этом существует большая опасность, особенно для подростков, чья неокрепшая психика легко поддается влияниям внешней среды [7]. Эти опасения разделяет и А. Е. Войскунский, говоря о том, что Интернет сам по себе является достаточной средой для формирования зависимости, а гаджетозависимость – разновидность цифровой зависимости [8].
По мнению В. Л. Бозаджиева, гаджетозависимость – это вид нехимической зависимости, связанной с чрезмерным увлечением электронными устройствами (планшет, смартфон и т. д.). Проблема гаджет-аддикции становится еще более актуальной из-за того, что в зависимость от электронных устройств очень часто попадают дети и подростки, ведь раннее знакомство с технологиями и их чрезмерное использование связаны с поведенческими проблемами уже в детском и подростковом возрасте [9].
К. С. Янг, основоположник теории интернет-зависимости, определяет этот вид технологической зависимости как навязчивое стремление использовать Интернет, которое приводит к межличностным, профессиональным и социальным проблемам [10].
Одной из ключевых тем исследований в области психологии и педагогики является изучение гаджетозависимого поведения подростков в школьной среде. Современные гаджеты – смартфоны, планшеты и компьютеры – прочно вошли в повседневную жизнь школьников, влияя на их психоэмоциональное состояние, успеваемость и социальную адаптированность. По мнению В. А. Табурца, «неправильное, неразумное использование современных технических устройств, гаджетов, с детства приводит к тому, что мозг привыкает к потоку информации извне, развитие психических процессов становится односторонним, обедняя весь спектр чувств, перестает работать воображение, человек не способен занять себя сам, в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляется неспособность ребенка регулировать свое поведение, и эмоциональная несдержанность, низкая стрессоустойчивость, в становлении личности, нарушается процесс формирования идентичности и взаимодействия с реальным миром» [11]. В контексте школьного образования эта проблема приобретает особую актуальность, поскольку затрагивает важные аспекты развития личности подростка. Естественно, что данные устройства отвлекают детей от занятий, снижают их концентрацию и внимательность на уроках.
Целью проведенного нами эмпирического исследования стало определение уровня гаджетозависимости подростков и разработка профилактических мероприятий в условиях общеобразовательной школы.
Мы предположили, что выявление причин и особенностей гаджетозависимого поведения подростков будет способствовать выбору видов и форм профилактической работы.
Для достижения цели и подтверждения/опровержения выдвинутой гипотезы были последовательно решены поставленные нами задачи: проанализирована социально-психологическая, педагогическая литература и исследования ученых по проблеме гаджетозависимости подростков; выявлены особенности гаджетозависимого поведения подростков; рассмотрены виды и формы социально-педагогической профилактики гаджетозависимости подростков.
Методология и результаты исследования
Теоретический метод позволил изучить и обобщить зарубежный и отечественный опыт исследований проблемы гаджетозависимости. В ходе эмпирического исследования проведена беседа с классными руководителями и применены диагностические методики: шкала интернет-зависимости Чена (CIAS) [12], шкала зависимости от смартфона (Smartphone Addiction Scale, SAS) [13] и тест на интернет-зависимость К. Янг (адаптация В. А. Буровой) [14]. Эмпирическое исследование проведено на базе ЦО № 32 г. Тулы. Выборку составили учащиеся двух восьмых классов (n = 47) в возрасте 14–15 лет.
По результатам беседы с классными руководителями установлено, что подростки постоянно используют смартфоны, отвлекаются на проверку уведомлений, социальные сети и мессенджеры даже во время учебного процесса; предпочитают цифровое взаимодействие физическим встречам, ограничивая круг близких контактов и теряя навыки коммуникации. Как результат, снижается учебная мотивация, успеваемость, способность концентрироваться на занятиях.
Анализ данных по шкале интернет-зависимости Чена (CIAS) позволяет констатировать, что из всей выборки только у 21% респондентов выявлен минимальный риск интернет-зависимости. Склонность к возникновению интернет-зависимости установлена у 18,9% испытуемых, и 60,1% опрошенных демонстрируют уже сформированную интернет-зависимость (рис. 1).
Рис. 1. Распределение испытуемых по шкалам интернет-зависимости (методика Чена (CIAS)
Полученные по шкале зависимости от смартфона (Smartphone Addiction Scale, SAS) результаты в эмпирической выборке частично соотносятся с данными шкалы интернет-зависимости Чена (CIAS). Низкий уровень зависимости от смартфона выявлен у 30,5% испытуемых, т. е. это подростки, которые длительное время легко обходятся без гаджета, не ощущают дискомфорта в отсутствие смартфона и спокойно могут переключаться на другие виды деятельности. У 16,8% респондентов выявлены показатели среднего уровня зависимости от смартфона. Для подростков данной группы характерно переживание умеренного дискомфорта и тревожности при длительном отсутствии доступа к устройству, но при этом они способны контролировать свое поведение. Выраженная зависимость от смартфона установлена у 52,7% испытуемых. Эти подростки признаются, что испытывают сильный дискомфорт и беспокойство, когда лишаются возможности пользоваться своим телефоном/смартфоном даже на короткий промежуток времени (рис. 2).
Рис. 2. Распределение испытуемых по шкале зависимости от смартфона
(Smartphone Addiction Scale, SAS)
Применив тест на интернет-зависимость К. Янг (адаптация В. А. Буровой) со шкалой ответов от «никогда» до «всегда», мы определили частоту использования смартфона, способность отказаться от гаджета или, наоборот, приступы острого желания в него заглянуть и т. д. По сумме полученных баллов установили уровень зависимости от гаджета по самооценкам подростков. В результате определились три группы с разным уровнем гаджетозависимости. По мнению 33,6% испытуемых, они не испытывают зависимости от смартфона. Риск возникновения зависимости признали 35,7% подростков. При этом 30,7% опрошенных осознают выраженную гаджетозависимость (рис. 3).
Рис. 3. Распределение испытуемых по результатам теста на интернет-зависимость
К. Янг (адаптация В. А. Буровой)
Обобщив результаты эмпирического исследования подростковой гаджетозависимости, можно сделать выводы о наличии выраженного уровня и риска зависимости от гаджетов у школьников. В связи с этим возникает необходимость разработки профилактических программ и мер по предотвращению первопричин и факторов формирования зависимости от гаджетов. Мы рассматриваем возможность такой профилактики в условиях общеобразовательной школы.
Данные, полученные в результате диагностического этапа эмпирического исследования, послужили основой для определения возможных видов и форм профилактики гаджетозависимого поведения подростков. Профилактические меры позволяют справиться с уже имеющимися проблемами и предотвратить появление новых. Мы считаем, что программа профилактики гаджетозависимости может быть использована в работе педагогов-психологов и социальных педагогов образовательной организации для проведения индивидуальной и групповой работы с учащимися, родителями и учителями. Вовлечение в профилактику родителей и учителей – необходимое и важное условие эффективности предотвращения зависимого поведения подростков.
Виды и формы работы с обучающимися: информационно-просветительская (беседы, классные часы), дискуссионная, проектная и коррекционно-развивающая. В работе со всеми субъектами образовательного процесса и при непосредственно профилактике преимущественной формой является информационно-просветительская, но имеет некоторые особенности в зависимости от категории участников.
Информационно-просветительская работа с учащимися представляет собой наиболее привычное и распространенное направление профилактики, включающее лекции, беседы, классные часы и т. п. Цель информационно-просветительской профилактики – воздействие на когнитивные процессы подростков и развитие критического мышления, т. е. способности анализировать, адекватно оценивать ситуацию, принимать конструктивные решения. Дискуссионная работа в предлагаемой программе профилактики представлена организацией дебатов со школьниками с целью углубления знаний о проблеме гаджетов в жизни подростков, определения положительных и отрицательных сторон использования гаджетов. Интересно при этом разделить участников дебатов на две группы оппонентов. Проектная работа предусматривает создание мини-группами постеров и плакатов на тему «Гаджет – друг, а не враг»; разработка проектов «Мое хобби». Целью такой работы является закрепление знаний, полученных в ходе бесед, классных часов, а также возможность показать, что помимо гаджетов есть много интересных и полезных увлечений.
Коррекционно-развивающая работа ориентирована на подростков, имеющих проблемы в эмоциональной сфере (тревожность, беспокойство); когнитивной сфере (низкая концентрация и устойчивость внимания); мотивационной и поведенческой сферах (потеря интереса к учебе и социальному взаимодействию, отсутствие волевого контроля и саморегуляции). Эта форма работы предполагает организацию групповых занятий-тренингов, интерактивных упражнений, составление режима здорового дня и т. д. На групповых занятиях подростки знакомятся с базовыми эмоциями, правилами хорошего настроения; учатся искать альтернативу своим гаджетам; узнают, как не попасть под негативное влияние в Интернете; овладевают навыками самоконтроля и саморегуляции.
Информационно-просветительская работа с родителями представлена в форме родительских собраний, на которых предоставляется информация о масштабах проблемы интернет- и гаджетозависимости подростков; причинах и факторах ее распространения, а также негативных последствиях как для психического, так и для физического здоровья. Важно не только просветить родителей по поводу проблемы зависимого поведения, но и предоставить информацию о том, как предотвратить распространение этого явления и как справляться со своими эмоциями при общении с подростками.
Для учителей также основным видом работы является информационно-просветительская: сообщения на педагогических советах, организация семинаров и совместное обсуждение тематики классных часов.
Таким образом, комплексная профилактическая работа, предполагающая включенность всех субъектов образовательной среды, может способствовать снижению уровня зависимости подростков от современных электронных гаджетов.
Заключение
В процессе теоретического анализа научной литературы были описаны основные подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме зависимого поведения подростков от Интернета, и в частности электронных гаджетов. Подробно рассмотрено понятие «гаджет-зависимость», и раскрыта его содержательная характеристика. Отмечено, что современные гаджеты прочно вошли в повседневную жизнь школьников и оказывают серьезное влияние на их психоэмоциональное состояние, успеваемость и социальную адаптированность Особую актуальность проблема гаджетозависимости приобретает в контексте школьного образования.
Обобщая результаты эмпирического исследования подростковой гаджетозависимости, необходимо в первую очередь подчеркнуть неготовность школьников критически и адекватно оценивать свое поведение, осознавать негативное влияние чрезмерного и бесконтрольного использования гаджетов. Таким образом, исследователям и практикам следует акцентировать внимание на необходимости поиска направлений, форм и методов профилактики гаджетозависимого поведения подростков, разработке коррекционных и профилактических программ с учетом выраженности уровня и риска зависимости от гаджетов у школьников и условий образовательной организации.
Наиболее эффективными профилактическими программами следует рассматривать комплексные, предполагающие включенность всех субъектов образовательного процесса – учащихся, родителей и учителей. В работе с со всеми субъектами образовательного процесса и непосредственно при профилактике преимущественной формой является информационно-просветительская.

Tatyana I. Kulikova