Факультативный курс по английскому языку для учащихся старших классов «Разговорный английский»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трусова Т. С. Факультативный курс по английскому языку для учащихся старших классов «Разговорный английский» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S3. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13526.htm.
Аннотация. Статья представляет собой программу факультативного курса по английскому языку, предназначенную для подготовки учащихся старших классов к устной речи. Предлагается комплекс упражнений, направленных на отработку монологической и диалогической речи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бабарыкина Татьяна Сергеевна,кандидат филологическихнаук, старший преподавателькафедры германской филологии гуманитарного института филиала ФГАОУВПО «СеверныйАрктическийфедеральныйуниверситет им.М.В.Ломоносова»,г. Северодвинскbatase@yandex.ru

Факультативный курс по английскому языку для учащихся старших классов«Разговорный английский»

Аннотация.Статья представляет собой программу факультативного курса по английскому языку, предназначенную для подготовки учащихся старших классов к устной речи. Предлагается комплекс упражнений, направленных на отработку монологической и диалогической речи.Ключевые слова:разговорная речь, монолог, диалог, ролевая игра, говорение.

В статье представлена программа факультативного курса английского языка «Разговорный английский», предназначенная для подготовки учащихся 9–11 классов к устной речи. Программа рассчитанана 68 часов, составлена на основе авторских программ: Г.И.Костякова «Разговорный английский язык»; Н.И.Сметанина «Современный разговорный English»; С.Г.ТерМинасова, Ю.Б.Курасовская «Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку».Данная программа факультативного курса английского языка «Разговорный английский» переработана и адаптирована для учащихся 9–11 классов с учетом их возрастных особенностей.Разговорный английский язык лежит в основе общения в обычных ситуациях. В современном обществе с открытыми границами разговорный английский необходим, чтобы работать, передвигаться по миру и просто чувствовать себя свободно в повседневном общении.

Даннаяпрограмма отвечает основным требованиям к образовательному минимуму по английскому языку, предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и более качественно подготовиться к урокам; программа позволяет расширить кругозор, научиться грамотно высказывать свое мнение, развивает способности вести диалог. Содержание курса способствует приобретению основных навыков диалогической и монологической речи.Курс «Разговорный английский» рассчитан на 68 часов. Структура иобъем информации на каждом уроке включает: отработкуфонетических навыков (работа со звуками английского языка), работус речевыми образцами, упражнения на отработку диалогической и монологической речи. При организации занятий регулярно создаются ситуации, в которых каждый ученик принимает активное участие в работе пары или группы. Цели курса направлены на:1) совершенствование коммуникативных навыков и речевых умений в социальнокультурной сфере общения;2)овладение формулами речевого этикета;3)развитие познавательных навыков учащихся в области изучения иностранных языков;4)развитие личностной активности;5)развитие умений логического изложения;создание условий для формирования и дальнейшего практического использования основ активного разговорного английского языка.Задачи курса заключаются в:1)систематизации и обобщении знаний о стране изучаемого языка;2)обучении грамотной речи, учитывая индивидуальные способности и уровень подготовки учащихся;3)расширении активного словарного запаса за счет освоения наиболее употребительных в речи слов в их наиболее часто реализуемых значениях;4)формировании умений понимания основного смыслаи поиска необходимой информации.Особое внимание уделяется развитию навыков диалогической и монологической речи посредством включения учащихся в различные жизненные ситуации.В целом курс способствует развитию памяти, логического мышления, умению высказывать и аргументировать свою точку зрения; помогает учащимся работать в коллективе.Следует отметить, что содержание данного факультативного курса направлено на обработку говорения, как вида речевой деятельности.На протяжении курса предусмотрено изучение таких тем, как: «Летние каникулы», «Хобби», «Свободное время», «Дом, милый дом»,«Путешествия», «Спорт», «Здоровый образ жизни», «Семья», «Праздники», «Искусство. Литература», «Искусство. Музыка», «Искусство. Кино», «Средства массовой информации», «Образование», «Молодежные движения», «Покупки», «Еда», «Карьера. Планы на будущее», «Работа».В рамках каждой темы предусмотрены упражнения,как для отработки навыков диалогической речи, так и для монологической речи.Например, на развитие диалогической речи направлены следующиеупражнения.

1. You play the part of an exchange student in an international school in Malta. You come to your classmate Andrea / Andre to borrow her / his Grammar Book. You need it to write an essay on a British tourist attraction / place of interest. You begin the conversation.

Ask for Grammar book and explain what you need it for.

Answer your classmate’s questions about the tourist attraction you are going to write about.

Do not accept any suggestions for the day as you want to start writing the essay as soon as possible.

Invite your classmate to see a new film tomorrow.2. You and your friend are discussing the ecological situation in your city. Discuss the following ecological problems and choose the one you both find most serious:

air pollution;

water pollution;

rubbish;

noise.You begin the conversation.3. You and your friend are discussing the best way of getting information about the world. There are several options but you may choose only one of them:

newspapers;

radio;

TV;

the Internet.You begin the conversation.4. Your school is considering what to buy to help students with their English. Here are some of the things that have been suggested. Discuss all of the suggested possibilities with your friend and choose the one that both of you find most useful:

a cassette recorder;

video cassettes;

dictionaries; books for reading.You begin the conversation.

Для развития навыков монологической речи, учащимся предлагается комплекс упражнений, среди которыхмогут быть следующие.

1. Give a talk on the life in the city. Remember to discuss:Why people prefer to live in the city;Why some people choose to live in the countryside;Whether it is possible to solve all the problems of big cities, why;Where would you prefer to live, why.2. Give a talk about the city / town/ village you live in. Remember to speak about:Its geographical position;What makes your city / town/ village distinctive, why;The things that you like most about the place you live in, why;The things that you dislike about this place, why;3. Give a talk on mobile phones. Remember to discuss:Why people choose to use mobile phones;Why some people are against mobile phones;Whether it is a good idea to bring mobile phones to school, why / why not;What other means of communication are popular nowadays, why;4. Give a talk on communication. Remember to discuss:Whether modern communication is easier than a hundred years ago, why;Whether ordinary letters will disappear in the future, why;Which is better: written or oral communication, why;Which ways of communication you prefer, why.

Помимодиалоговидискуссийпредлагаютсяразличныепроблемныеситуациииролевыеигры.

1. “TravelAgency”Setting: The office of a new travel agency.Situation: Different people come to the office and want to make a tour. The officer shows different variants of travelling around the world. 2.“School Lesson”Setting: The lesson of Geography.Situation: One person is a teacher, others are the pupils. Choose any form (grade) you like. 3.“Own Restaurant”Setting: A new restaurant.Situation: You are ready to open a new restaurant. You have the stuff; discuss how to organize the opening of your restaurant.4.“Beauty Salon”Setting: A new Beauty Salon.Situation: You are ready to open a new beauty salon. You should find new stuff for your salon. Holdameeting.

В качестве проблемных ситуаций учащимся предлагаются такие задания, как напримерследующие.

1.A new boy has become a student of your class recently. He has been given a seat at the desk next to you. He is very nervous as he has been living all his life in the country and is quite aware of the fact that Moscow students have more opportunities to master different school subjects and thus they have a real advantage over their counterparts living in the country. What in your opinion is the best way for him to get adapted to the new circumstances?2. You have a very good friend. She is a clever student and is interested in many problems of modern life. She also goes in for sports. Last summer you spent your holidays together and then you understood that your friend was not such an easy and nice person to deal with as you hadthought. She would sit up late at night listening to her favourite popmusic with the volume of her taperecorder as high as she wanted it or she would start cooking in the middle of the night. She left her belongings everywhere and never washed up. How did you manage to cope with the situation?3. You are a vegetarian and never eat meat. You think that meat food is not healthy and besides in your opinion it is not fair to animals. One day you were invited to an official meeting to the company where you would like to work and where you had applied for a job. The meeting was followed by a reception. When you came up to the table set for the guests you understood that there was meat in all the dishes served. Whatwouldyoudo?

Крометого, учащимсяпредлагаютсязадания, предусматривающиеспонтанныйдиалогмеждуученикомиучителем. Кпримерамтакихзаданийотносятсятакие.

1. Apsychologistandapatient.The situation: there are problems with misunderstanding among classmates.2.A cashier and a passenger.The situation: the ticket was wrong, so the passenger missed his train.3.A director and a pupil.The situation: the pupil has great problems with study and behavior.4.A parent and a child.The situation: the child needs money for himself, so he asks some.5. A dietician and a patientThe situation: the patient wants to lose weight, it’s a great problem for him.

Занятияпроводятсякаквформеаудиторныхгрупповых занятий под руководством учителя, парной работы, так и в форме индивидуальной и самостоятельной работы, гдеучащимся предлагается написание сочинений и эссе.В ходе курса учащиеся при выполнении задания–диалог с целью обмена оценочной информацией –должны показать следующие умения:–уметь начать, поддержать и закончить беседу; –предлагать варианты к обсуждению;–выражать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемомувопросу;–соблюдать очередность при обмене репликами;–выбирать адекватный стиль речи, употребляя формулы речевого этикета;–принимать совместное решение.При выполнении задания–диалог с обменом информацией(ролевая игра) –учащиесяпоказывают следующиеумения:–использование фраз приветствия и завершения разговора;–объяснение ситуации;–запрашивание информации;–нахождение ответнойреплики на запрос информации;–вовлечение партнера в разговор;–обмен информацией.При выполнении задания–монологическое высказывание по теме–проверяются следующие умения:–уметь высказаться по теме в виде монолога; –логично построить свое высказывание, используя средства логической связи;–соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства;–продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей;–уметь дать развернутые ответы надополнительные вопросы собеседника.

Ссылки на источники1.Власова Т.С., Власова Т.А. Современный разговорный английский язык. –М.: Высшая школа, 2004.2.Корнеева Е.А., Баграмова Н.В., Чарекова Е.П. Практика английского языка. Сборник упражнений по устной речи. –СПб.: Союз, 1997.3.Музланова Е.С. Английский язык: 100 учебнотренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ: «Говорение». –М.: АСТ;Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.4.Музланова Е.С.,КисунькоЕ.И.Английский язык: Экспрессрепетитор для подготовки к ЕГЭ: «Говорение». –М.: АСТ;Астрель, 2010.5.ПавлоцкийВ.М. READ. LEARN. DISCUSS. NEW VERSION:учебное пособие для 10–11 классов гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. –СПб: ОРАКУЛ,1999.6.Сафонова В.В. Разговорный английский язык. –М.: Просвещение, 2002.7.ТерМинасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. –М.:Слово, 2000.

Babarykina Tatyana,Candidate of philological sciences, senior lecturerof German Philology chair in the Humanitarian Institute, branch of the Northern Arctic Federal University after M.V.Lomonosov in the town of Severodvinskbatase@yandex.ruElective course «Spoken English» for pupils of senior high schoolAbstract. The article represents the program of elective English course for preparation for spoken speech of pupils of senior high school. The complex of exercises that are devoted to training of monological and dialogical speech is offered.Keywords:spoken speech,monologue, dialogue, roleplay, conversation.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»