Некоторые приемы развития навыков устной речи обучающихся языковых специальностей
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Заболотнева
О.
Л.,
Кожухова
И.
В. Некоторые приемы развития навыков устной речи обучающихся языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2021. – № 7 (июль). – С.
62–76. – URL:
http://e-koncept.ru/2021/211051.htm.
Аннотация. Говорение является одним из ключевых речевых навыков, по которому идет оценка непосредственного владения иностранным языком. Развитие навыков связной речи в монологической, диалогической, полилогической формах, адекватная реакция на постановку коммуникативной задачи показывают комплексные умения говорящего: его общеязыковую, прагматическую, грамматическую, лексическую и другие компетенции. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволяет говорить о стабильно высоком интересе как теоретиков, так и практиков методологии преподавания к развитию различных аспектов говорения (беглость и темп, чистота речи, использование разнообразной лексики), развитию навыков говорения в специализированной среде, а также использованию информационно-коммуникационных технологий для обучения и проверки монологических/диалогических высказываний. Цель данной статьи заключается в описании апробированных приемов развития устной речи при высоком уровне владения языком. В связи с целью исследования определяются методы: общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Также использовался метод педагогического наблюдения при определении обратной связи обучающихся и субъективной оценки эффективности предложенных приемов. В практической части исследования описаны приемы по активизации и совершенствованию навыков говорения. Так, среди эффективных приемов авторы выделяют: а) конкретные ситуационные задачи (заранее подготовленные и спонтанные, в данную категорию входят и игровые ситуации); б) полилоги (такой вид речевой деятельности позволяет усваивать тематическую лексику и отрабатывать грамматические структуры, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнениям других); в) при взаимозависимом обучении аудированию, письму, чтению и разговорной речи на иностранном языке эффективно применение онлайн-технологий (важен отбор и корреляция соответствующих типов онлайн-платформ и площадок); г) создание условий для развития не учебной, а познавательной деятельности, чтобы коммуникативный мотив запускался посредством познавательного; д) авторский способ развития навыков говорения, который основывается на психологическом комфорте обучающихся. Описание продуктивных приемов для развития различных аспектов говорения является важным практическим приоритетом работы. Приведенные приемы могут быть использованы с незначительной адаптацией/коррекцией либо же без адаптации на уровнях от B1 и выше. В выводах обобщается информация и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Ключевые слова:
иностранный язык, монолог, диалог, говорение, обучающиеся, устная речь, приёмы, полилог
Похожие статьи
- Некоторые приемы реализации микрообучения у студентов языковых факультетов
- Разговорная грамматика английского языка: направления исследования и способы обучения студентов языковых специальностей
- Приемы развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей
- Приемы развития навыков академического письма обучающихся языковых специальностей
- Факультативный курс по английскому языку для учащихся старших классов «Разговорный английский»