Полный текст статьи
Печать

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.

 Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах многих авторов. Вопросы развития связной речи у детей с нормальным речевым развитием изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным и другими авторами. У детей с ОНР препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы. Об этом писали Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Л.Н. Ефименкова и другие [1,2,3,4,5].

В силу того, что связная речь формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком закономерностями родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте может привести к значительным трудностям при обучении в школе. Эффективность процесса зависит от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений.

Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития [5].

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений [1].

Существует классификация Р.Е.Левиной, в которой выделены три уровня общего недоразвития речи и в зависимости от уровня ОНР у дошкольников существуют определенные речевые особенности, а также недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью [1].

У детей с общим недоразвитием можно выделить следующие особенности связной речи:

1)              В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, "застревание" на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

2)              Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

3)              Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Логопедическое воздействие должно быть направлено не только на коррекцию речевых нарушений, но и на развитие психологической базы речи, формирование самоконтроля общей произвольной деятельности, саморегуляции, самоконтроля речевой деятельности.

При проведении исследования в модифицированном виде применялась методика В.П. Глухова. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [3,6,7,8].

Методика констатирующего эксперимента включает следующий комплекс заданий:

  1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы
  2.  Выявить способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.
  3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
  4.  Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
  5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
  6. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Подбор методики обоснован проблематикой развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.