Скажите крику "НЕТ!" (к вопросу о жестокости на уроках)
Выпуск:
ART 53471
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Азерли
Д.
А. Скажите крику "НЕТ!" (к вопросу о жестокости на уроках) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2341–2345. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53471.htm.
Аннотация. Учителя всегда кричат, потому что по-другому они не умеют? В животном мире крик – показатель превосходства одного животного над другим. В человеческом обществе такое самоутверждение через крик тоже не редкость. Однако кричать – значит разрушать психику, свою и ребенка. Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика?
Обычный человеческий разговор по уровню звука составляет 45 дб. Человеческий крик – 65-85 дб в зависимости от тембра голоса. Шум более 60 дб вызывает снижение слуховой чувствительности, тревогу, бессонницу, нервное истощение. Скажите крику НЕТ! Текст данной статьи основан на включенном наблюдении за обучающимися и учителями среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы города Нижнего Новгорода.
Ключевые слова:
система образования, крик, жестокость, школьники, учителя, повышение голоса, агрессия, опрос, современная школа, шум.
Текст статьи
Азерли Джаваир Агасы
МБОУ СОШ №48учитель истории и обществознания
«Скажите крику «НЕТ» (к вопросу жестокости на уроках)
Аннотация:
Учителя всегда кричат, потому что подругому они не умеют? В животном мире крик –показатель превосходства одного животного над другим.В человеческом обществе такое самоутверждение через крик тоже не редкость. Однако кричать –значит разрушать психику, свою и ребенка. Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика?Обычный человеческий разговор по уровню звука составляет 45 дб. Человеческий крик –6585 дб в зависимости от тембра голоса. Шум более 60 дб вызывает снижение слуховой чувствительности, тревогу, бессонницу, нервное истощение. Скажите крику НЕТ!Текст данной статьи основан на включенном наблюдении за обучающимися и учителями среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы города Нижнего Новгорода.
Abstract:Teachers are always shouting, because in another way they do not know howIn the animal world the cry the indicator of the superiority of one animal over another. In the human society is a selfaffirmation through cry, too, is not uncommon. However scream then destroy the psyche. Then why is the teacher shouts? Doesn't he know the consequences of their cry?A normal human conversation on the sound level is 45 dB. Human cry 6585 dB depending on the tone of voice. The noise of more than 60 dB causes a reduction in hearing sensitivity, anxiety, insomnia, nervous exhaustion. Tell screaming NO!The text of this article is based on participant observation of the pupils and teachers of secondary school in the city of Nizhny Novgorod.
Ключевые слова:Крик, жестокость, школьники, учителя, повышение голоса, агрессия, опрос, современная школа, система образования, шум.
Текст статьи:Обычный человеческий разговор по уровню звука составляет 45 дб. Человеческий крик –6585 дб в зависимости от тембра голоса. Шум более 60 дб вызывает снижение слуховой чувствительности, тревогу, бессонницу, нервное истощение.Скажите крику НЕТ!Первым кричать начинает ребенок. Но ребенок кричит не на когото, а просто кричит, потому что иначе не умеет еще выражать свои эмоции.А потом на ребенка кричат родители, потом кричат в детском саду (нянечки, воспитатели, другие дети). Возвращаясьдомой с мамой, ребенок снова слышит крики из окон, из подъездов, изза закрытых дверей квартир. Постепенно ребенок привыкает к тому, что все в этом мире кричат, у всех испорчены нервы, все раздражены и по любому поводу переходят на крик. И уже сам он не разговаривает с мамой, а кричит: «Я этого не делал!», «А ты видела?», «Да почему все я, да я?» и т.д.Но как бы ребенок не был приучен к крику дома, для него всегда оказывается неожиданностью, что в школе, в «святом» месте, куда каждый малыш так хочет попасть, тоже кричат… Первая учительница, вторая…Идет ребенок по школьному коридору и слышит изза каждой двери, как на лестнице с коммунальными квартирами, доносятся крики. Почему учитель кричит на детей?Текст данной статьи основан на включенном наблюдении за обучающимися и учителями среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы города Нижнего Новгорода.Согласно Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА, утвержденной Президентом РФ, «…Новая школа –это новые учителя, понимающие детскую психологиюи особенности развития школьников, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому1…»В Законе об образовании, в статье 2, сообщается, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности2.Когда ребенок начинает учиться в школе, то происходит формирование трех основных форм взаимодействия: Я –ученик, Я –учитель, Я –сверстник. Без сомнения, ключевым становится взаимодействие «ученикучитель». Мы задали ученикам средней и старшей ступени обучения общеобразовательной школы Нижнего Новгорода один вопрос: «У какого учителя ты хотел(а) бы учиться?»(всего 200 учеников). И дети разных возрастов чаще всего отвечали: «У такого, который бы не кричал». Так что же значит «кричит»?В среднем, в зависимости от характера голоса и от интенсивности шума в классе, ласковый, добрый голос учителя измеряется в пределах от 46 до 64 дб, индифферентный, спокойный деловой голос –в пределах от 52 до 67 дб, строгий, повышенный –от 56 до 75 дб, крик –от 65 до 88 дб. На уроке крик учителя в 8088 дб длится несколько секунд, иногда доли секунды, но о его вредности уже есть основания говорить. Он вызывает стойкие, сохраняющиеся надолго отрицательные эмоции. 1Полный текстпрезидентской инициативы Наша новая школа //Internet:http://nashanovayashkola.ru/?q=node/4(доступ 20.10.2012г)2См.: Скачать Закон РФ "Об образовании"от 10.07.1992 N 32661(действующая редакция)//Internet:http://www.consultant.ru/popular/edu/(доступ 20.10.2012г)Задавая вопрос обучающимся в неформальной обстановке «Часто ли кричат на вас учителя?», мы получили следующие результаты:
А на вопрос ученикам «Что вы чувствуете, когда на вас кричат?» ответы были получены следующие:
Вся система образования основана на том, что в классе должна быть тишина. Тишина –главная доблесть учителя в глазах администрации школы и родителей. Если в классе тихо, значит, хороший учитель, крепкий, умеет держатькласс. Как он учит, чему учит это все второстепенно, лишь бы на его уроках было тихо.Мы так привыкли к тишине в классе, что когда ребята начинают чтото обсуждать по теме урока, учитель извиняется перед проверяющими и объясняет: «Это у нас рабочий шум», то есть –это исключение, а обычно –тихо.Когда тишина на уроке становится главной и первой ценностью, главным критерием оценки работы, учитель вынужден принимать все меры, чтобы добиться ее, а если ребята начинают шуметь, то…53%40%4%3%Очень частоИногда, только по делуВсегда Редко47%12%10%8%8%15%Неприязнь к учителюОбиду, страх, на глазах наворачиваются слезыАбсолютно все равноИспытывают стыдСмеются над кричащим учителейЗлость, желание кричать в ответВыходит, что главная причина учительского крика не в самом учителе а в системе, которая не терпит шума в школе. Дисциплина в образовательном учреждении должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к любому человеку не допускается. Учитель не имеет права прибегать к физическому насилию, не может ударить ребенка, но все забывают, что разговоры на повышенных тонах и крик –это психологическое насилие, котороевлияет на человека не меньше, чем физический контакт.Данные наблюдения привели нас к странным выводам, которые противоречат сами себе: дети не любят, когда учитель на них кричит, и любят крик учителя –в зависимости от того, выражает ли крик силу или слабость учителя.Если учитель кричит на одного, да так, что вздрогнешь и сожмешься –его боятся и не любят, но а если учитель кричит на всех и дети чувствуют, что они сильнее учителя, крик его доставляет им удовольствие. Они откровенно смеются, они расходятся, они превращаются в маленькую толпу, и остановить их, перекричать почти невозможно.В первом случае крик опасен, он почти как избиение, как насилие. Во втором случае он, понятное дело, бесполезен, и даже опасен для самого учителя, так как по наблюдениям,если ученики чувствуют, что учитель кричит от слабости и раздражения, то тогда такой учитель может стать жертвой издевательств со стороны детей. Крик приучает человека (как взрослого, так и ребенка) действовать силой, унижать человека, и понижает порог чувствительности. Человек с раннего детства привыкает к тому, что и он может кричат, и на него могут кричать, появляется привычка к жизни в мире насилия.Многие взрослые любят показать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Часто и учителя считают себя вправе показывать главенство и превосходство силой голоса, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и изза своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, да и просто изза семейных неурядиц.Наблюдение позволило выявить закономерность между дисциплиной на уроке и учебной дисциплиной. Большинство классов соблюдает тишину, пусть даже относительную, на таких уроках как математика и русский язык. Видимо, это связано с тем, что это общеобязательные предметы для сдачи экзаменов и в 9м и в 11м классах. На поведение учеников на уроке и отношение учителя влияет и возраст детей: ученики 1011 классов, позиционируя себя взрослыми людьми, стараются вести себя не как шумные дети, а учитель воздействует на них большей степенью не громкостью слов, а смыслом этих слов –не «вкрикивают» информацию, а разговаривают на равных как со взрослыми.Но проблема психологической жестокости на уроках связана не только с учителями. Зачастую школа сталкивается с тем, что в семье ребенка одним из доминирующих методов воспитания является крик. Ребенок просто привык, что на него кричат, а потому обычная речь в обычном диапазоне не воспринимается. В связи с этим, необходима в школе работа с родителями. Важную роль в решении проблемы психологического насилия играет и социальная реклама.В связи с тем, что еще одной проблемой перехода учителя на повышенные тона в общении с учениками является простое неумение и незнание как подругому можно разрешить возникшую педагогическую ситуацию, необходима организация и проведение регулярных тренингов, посвященных областям педагогической деятельности, вызывающие наибольшие трудности.В заключении стоит напомнить, что где крик там война. Эти войны ведутся в каждом классе, но о них не рассказывают в теленовостях, но может быть, из этих школьных войн и рождаются войны настоящие, кровавые, с танками и смертями… Учителя работают с человеческим сердцем и человеческой душой, сохранить которые –святая обязанность.
МБОУ СОШ №48учитель истории и обществознания
«Скажите крику «НЕТ» (к вопросу жестокости на уроках)
Аннотация:
Учителя всегда кричат, потому что подругому они не умеют? В животном мире крик –показатель превосходства одного животного над другим.В человеческом обществе такое самоутверждение через крик тоже не редкость. Однако кричать –значит разрушать психику, свою и ребенка. Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика?Обычный человеческий разговор по уровню звука составляет 45 дб. Человеческий крик –6585 дб в зависимости от тембра голоса. Шум более 60 дб вызывает снижение слуховой чувствительности, тревогу, бессонницу, нервное истощение. Скажите крику НЕТ!Текст данной статьи основан на включенном наблюдении за обучающимися и учителями среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы города Нижнего Новгорода.
Abstract:Teachers are always shouting, because in another way they do not know howIn the animal world the cry the indicator of the superiority of one animal over another. In the human society is a selfaffirmation through cry, too, is not uncommon. However scream then destroy the psyche. Then why is the teacher shouts? Doesn't he know the consequences of their cry?A normal human conversation on the sound level is 45 dB. Human cry 6585 dB depending on the tone of voice. The noise of more than 60 dB causes a reduction in hearing sensitivity, anxiety, insomnia, nervous exhaustion. Tell screaming NO!The text of this article is based on participant observation of the pupils and teachers of secondary school in the city of Nizhny Novgorod.
Ключевые слова:Крик, жестокость, школьники, учителя, повышение голоса, агрессия, опрос, современная школа, система образования, шум.
Текст статьи:Обычный человеческий разговор по уровню звука составляет 45 дб. Человеческий крик –6585 дб в зависимости от тембра голоса. Шум более 60 дб вызывает снижение слуховой чувствительности, тревогу, бессонницу, нервное истощение.Скажите крику НЕТ!Первым кричать начинает ребенок. Но ребенок кричит не на когото, а просто кричит, потому что иначе не умеет еще выражать свои эмоции.А потом на ребенка кричат родители, потом кричат в детском саду (нянечки, воспитатели, другие дети). Возвращаясьдомой с мамой, ребенок снова слышит крики из окон, из подъездов, изза закрытых дверей квартир. Постепенно ребенок привыкает к тому, что все в этом мире кричат, у всех испорчены нервы, все раздражены и по любому поводу переходят на крик. И уже сам он не разговаривает с мамой, а кричит: «Я этого не делал!», «А ты видела?», «Да почему все я, да я?» и т.д.Но как бы ребенок не был приучен к крику дома, для него всегда оказывается неожиданностью, что в школе, в «святом» месте, куда каждый малыш так хочет попасть, тоже кричат… Первая учительница, вторая…Идет ребенок по школьному коридору и слышит изза каждой двери, как на лестнице с коммунальными квартирами, доносятся крики. Почему учитель кричит на детей?Текст данной статьи основан на включенном наблюдении за обучающимися и учителями среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы города Нижнего Новгорода.Согласно Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА, утвержденной Президентом РФ, «…Новая школа –это новые учителя, понимающие детскую психологиюи особенности развития школьников, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому1…»В Законе об образовании, в статье 2, сообщается, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности2.Когда ребенок начинает учиться в школе, то происходит формирование трех основных форм взаимодействия: Я –ученик, Я –учитель, Я –сверстник. Без сомнения, ключевым становится взаимодействие «ученикучитель». Мы задали ученикам средней и старшей ступени обучения общеобразовательной школы Нижнего Новгорода один вопрос: «У какого учителя ты хотел(а) бы учиться?»(всего 200 учеников). И дети разных возрастов чаще всего отвечали: «У такого, который бы не кричал». Так что же значит «кричит»?В среднем, в зависимости от характера голоса и от интенсивности шума в классе, ласковый, добрый голос учителя измеряется в пределах от 46 до 64 дб, индифферентный, спокойный деловой голос –в пределах от 52 до 67 дб, строгий, повышенный –от 56 до 75 дб, крик –от 65 до 88 дб. На уроке крик учителя в 8088 дб длится несколько секунд, иногда доли секунды, но о его вредности уже есть основания говорить. Он вызывает стойкие, сохраняющиеся надолго отрицательные эмоции. 1Полный текстпрезидентской инициативы Наша новая школа //Internet:http://nashanovayashkola.ru/?q=node/4(доступ 20.10.2012г)2См.: Скачать Закон РФ "Об образовании"от 10.07.1992 N 32661(действующая редакция)//Internet:http://www.consultant.ru/popular/edu/(доступ 20.10.2012г)Задавая вопрос обучающимся в неформальной обстановке «Часто ли кричат на вас учителя?», мы получили следующие результаты:
А на вопрос ученикам «Что вы чувствуете, когда на вас кричат?» ответы были получены следующие:
Вся система образования основана на том, что в классе должна быть тишина. Тишина –главная доблесть учителя в глазах администрации школы и родителей. Если в классе тихо, значит, хороший учитель, крепкий, умеет держатькласс. Как он учит, чему учит это все второстепенно, лишь бы на его уроках было тихо.Мы так привыкли к тишине в классе, что когда ребята начинают чтото обсуждать по теме урока, учитель извиняется перед проверяющими и объясняет: «Это у нас рабочий шум», то есть –это исключение, а обычно –тихо.Когда тишина на уроке становится главной и первой ценностью, главным критерием оценки работы, учитель вынужден принимать все меры, чтобы добиться ее, а если ребята начинают шуметь, то…53%40%4%3%Очень частоИногда, только по делуВсегда Редко47%12%10%8%8%15%Неприязнь к учителюОбиду, страх, на глазах наворачиваются слезыАбсолютно все равноИспытывают стыдСмеются над кричащим учителейЗлость, желание кричать в ответВыходит, что главная причина учительского крика не в самом учителе а в системе, которая не терпит шума в школе. Дисциплина в образовательном учреждении должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к любому человеку не допускается. Учитель не имеет права прибегать к физическому насилию, не может ударить ребенка, но все забывают, что разговоры на повышенных тонах и крик –это психологическое насилие, котороевлияет на человека не меньше, чем физический контакт.Данные наблюдения привели нас к странным выводам, которые противоречат сами себе: дети не любят, когда учитель на них кричит, и любят крик учителя –в зависимости от того, выражает ли крик силу или слабость учителя.Если учитель кричит на одного, да так, что вздрогнешь и сожмешься –его боятся и не любят, но а если учитель кричит на всех и дети чувствуют, что они сильнее учителя, крик его доставляет им удовольствие. Они откровенно смеются, они расходятся, они превращаются в маленькую толпу, и остановить их, перекричать почти невозможно.В первом случае крик опасен, он почти как избиение, как насилие. Во втором случае он, понятное дело, бесполезен, и даже опасен для самого учителя, так как по наблюдениям,если ученики чувствуют, что учитель кричит от слабости и раздражения, то тогда такой учитель может стать жертвой издевательств со стороны детей. Крик приучает человека (как взрослого, так и ребенка) действовать силой, унижать человека, и понижает порог чувствительности. Человек с раннего детства привыкает к тому, что и он может кричат, и на него могут кричать, появляется привычка к жизни в мире насилия.Многие взрослые любят показать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Часто и учителя считают себя вправе показывать главенство и превосходство силой голоса, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и изза своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, да и просто изза семейных неурядиц.Наблюдение позволило выявить закономерность между дисциплиной на уроке и учебной дисциплиной. Большинство классов соблюдает тишину, пусть даже относительную, на таких уроках как математика и русский язык. Видимо, это связано с тем, что это общеобязательные предметы для сдачи экзаменов и в 9м и в 11м классах. На поведение учеников на уроке и отношение учителя влияет и возраст детей: ученики 1011 классов, позиционируя себя взрослыми людьми, стараются вести себя не как шумные дети, а учитель воздействует на них большей степенью не громкостью слов, а смыслом этих слов –не «вкрикивают» информацию, а разговаривают на равных как со взрослыми.Но проблема психологической жестокости на уроках связана не только с учителями. Зачастую школа сталкивается с тем, что в семье ребенка одним из доминирующих методов воспитания является крик. Ребенок просто привык, что на него кричат, а потому обычная речь в обычном диапазоне не воспринимается. В связи с этим, необходима в школе работа с родителями. Важную роль в решении проблемы психологического насилия играет и социальная реклама.В связи с тем, что еще одной проблемой перехода учителя на повышенные тона в общении с учениками является простое неумение и незнание как подругому можно разрешить возникшую педагогическую ситуацию, необходима организация и проведение регулярных тренингов, посвященных областям педагогической деятельности, вызывающие наибольшие трудности.В заключении стоит напомнить, что где крик там война. Эти войны ведутся в каждом классе, но о них не рассказывают в теленовостях, но может быть, из этих школьных войн и рождаются войны настоящие, кровавые, с танками и смертями… Учителя работают с человеческим сердцем и человеческой душой, сохранить которые –святая обязанность.