Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия фитнес-инструктора и клиентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тулин Д. С., Петухова Н. А. Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия фитнес-инструктора и клиентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14122.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности и специфика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия фитнес-инструктора и клиентов, предопределяющие качество и возможность получения позитивных результатов в структуре взаимодействия (тренировочный процесс и общение). В основе структуре детерминируемой системы принципов педагогического взаимодействия лежат общепринятые общепедагогические принципы, принципы общефизической направленности и принципы, связанные с приоритетами полисубъектных отношений в XXI веке.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тулин Денис Сергеевич,

фитнесинструкторфитнесцентра“Formula”, г.Новокузнецк den_den_13@mail.ru

Петухова Надежда Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г.Новокузнецкffknauka@ya.ru

Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия фитнесинструктора и клиентов

Аннотация. В статье раскрываются особенности и специфика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия фитнесинструктора и клиентов, предопределяющие качество и возможность получения позитивных результатов в структуре взаимодействия (тренировочный процесс и общение). В основе структуре детерминируемой системы принципов педагогического взаимодействия лежат общепринятые общепедагогические принципы, принципы общефизической направленности и принципы, связанные с приоритетами полисубъектных отношений в XXIвеке. Ключевые слова:моделирование, педагогическое взаимодействие, система принципов, самореализация, социализация, самосовершенствование, культура самостоятельной работы, деятельность, личность педагога. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Начавшийся еще в прошлом веке научнотехнический прогресс привел к тому, что мир изменил свой облик. Сегодня у человечества есть электричество, радио, телевидение, Интернет, спутниковая связь. Современный человек не представляетсвоей жизни без автомобиля или сотового телефона, с помощью которого можно на расстоянии решить множество проблем. Наше общество стало информационным, а это, в свою очередь, привело к радикальному изменению стиля и образа жизни всего человечества: дворовой игре в футбол современные дети предпочитают Интернет и компьютерные игры, а деятельность взрослых все меньше связана с физическим трудом –главным орудием сегодня становится компьютер и овладение различными программами. Так, урбанизация, автоматизация, механизация труда иувеличение роли средств коммуникации постепенно привели к целому ряду проблем, большинство которых связаны со здоровьем: уменьшениюобъема двигательной активности человека и, как следствие, развитиюгиподинамии, увеличениюнервнопсихического напряжения и других видов стресса, увеличениюколичества сердечнососудистых заболеваний и т.д. По мнению ряда исследователей, одним из последствий бурных инноваций и развития информационного общества стало то, чтосовременная жизнь превратилась в мощный патогенный фактор развития различных заболеваний, негативно сказывающихся на протекании важнейших психофизиологических процессов (мышления, внимания, памяти, работоспособности), а современный человек превратился в подверженного различным недугам, быстро утомляемого, плохо адаптируемого и легко раздражающегосячлена общества [1, 2, 3 и др.].В связи со сложившейся ситуациейвозникла потребность в разработкеновых технологий сохранения и приумноженияздоровья, развитииинноваций в сфере физической культуры общества.Анализ литературы по теме показал, что своеобразным ответом на этот социокультурныйзапрос стало бурное развитие фитнесиндустрии в нашей стране. Так, например,Е. Г. Сайкина отмечает: «Широкое распространение фитнеса явилось отражением как изменившихся потребностей представителя современного социума в двигательной активности, его стремления к здоровью и благополучию, так и требований общества к уровню развития физических и психических качеств человека» [4]. По ее определению, «фитнес –целенаправленный процесс оздоровления, основанный на добровольности выбора двигательной активности для поддержания, укрепления и сохранения здоровья (физического, социального, духовного), для снижения риска заболеваний и их профилактики, для приобщения к здоровому образу жизни с целью личной успешности и физического благополучия на фоне привлекательности занятий и получения удовольствия от них» [5].Интерес к этому явлениюобостряется тем, что за десятилетний период распространения вобществефитнес внедряется не только вфизкультурнооздоровительную практику работы с населением, но и в процесс профессиональной подготовки специалистовпо физической культуре в различных вузах страны. При этом изучение научных источников показало, чтов основе фитнеса, как и любой технологии обучения, лежат принципы, приемы, методы, способы обучения, набор образовательных ивоспитательных средств, организационнометодический инструментарий педагогического процесса, характерные для занятий физической культурой в целом.Остановимся подробнее на принципах работы фитнесинструктора, которые являются, по определению В.И. Григорьева,Д.Н. Давиденко и С.В. Малининой, «основополагающими научнопрактическими положениями, раскрывающими закономерности формирования фитнескультуры студентов» и отражают «совокупность руководящих идей, правил и требований к построению тренировочного процесса по фитнесу» [6].В своей работе фитнесинструктор, как и педагог в школе или вузе, играет лидирующую, во многом даже управленческую роль ивыполняет целый спектр функций, среди которых ведущими являются здоровьесберегающие,развивающие, воспитательные, образовательные, организационные, коррекционные и культурнопросветительские. При этом в процессе своей деятельности фитнесинструктор руководствуется как общедидактическими принципами, относящимися ко всей педагогической деятельности, так и частнометодическими, отражающими преимущественноспецифические методические закономерности отдельных направлений и форм физического воспитания. Рассмотрим некоторые из принципов педагогического взаимодействия фитнесинструктора и клиента (выполняющего в данном случае роль обучаемого), взяв за основу конструктор системы принципов педагогического взаимодействия, выделенных О.А.Козыревой [7].В структуре общепедагогического знания важна роль направления любой деятельности, в данном случае можно было воспользоватьсяне только конструктором принципов, но и готовыми примерами, которые были тщательно выверены педагогом и определены в научную работу, фасилитирующую понимание качества и возможностей педагогической теории и практики, находящихся в единстве и постоянном обновлении в соответствии с ресурсами и требованиями пространственновременных и субъектноличностных ограничений и возможностей. В качестве такого рода деятельности, касающейся детерминации и уточнения системы принципов, можно было воспользоваться рядом научных статей, написанных под руководством О.А.Козыревой [8–16]. Итак, попытаемся разобрать некоторые принципы, фасилитирующие понимание важности фитнесзанятий в структуре полисубъектных отношений и педагогической практики. Принцип объективности и научности требует от фитнесинструктора строгой ориентации на сведения таких дисциплин, как физиология, анатомия, основы травматологии, первой медицинской помощи,и следованиярекомендациям, основанным на открытиях современной науки.Принцип наглядности предполагает совершенную демонстрацию всех упражнений для обеспеченияих правильного освоениязанимающимися. В процессе занятий по фитнесу наглядность играет особенно важную роль, так как деятельность занимающихся носит практический характер и имеет одной изсвоих специальных задач всестороннее развитие органов чувств. Кроме того, именно наглядность является необходимой предпосылкой освоения движений, поэтомудля реализации этого принципа инструктору необходимо обладать высокой двигательной эрудицией и двигательной памятью,владеть приемами визуализации в процессе оздоровительной тренировки. Без соблюдения принципа доступности педагогических воздействий невозможно выстроить адекватную физическому развитию и способностям занимающихся программу. Поэтому при планировании и разработке индивидуальных и групповых занятий по фитнесу этот принцип занимает одно из ведущих мест. Принцип последовательности, системности и систематичности в процессе взаимодействия касается вопросов регулярности занятий, преемственности ивзаимосвязи между различными сторонами их содержания, а также системы чередования нагрузок с отдыхом. В основе этого принципа лежат сведения из области физиологии, которые доказывают, что регулярные занятия дают больший эффект, чем эпизодические,а нарушение регулярности приводит к снижению достигнутого уровня функциональных возможностей и угасанию условнорефлекторных связей.Кроме того, повторяемость и вариативность помогают упрочить двигательные навыки, закрепить достигнутое и создать предпосылки для дальнейшего прогресса. Это, в свою очередь, ложится в основу последовательности и поступательного движения от одного доступного этапа к другому. В связи с этим можно говорить о принципе динамичности, который заключается в постепенном нарастании объема нагрузок, постановке и выполнении все более трудных заданий.В рамках соблюдения принципа ценностносмысловой направленности взаимодействия фитнесинструктор занимается вопросами мотивации исозданием благоприятной для обучения атмосферы, в которой каждый участник процесса чувствует себя значимой единицей, проблемы которой небезразличны инструктору. Реализуя в своей деятельности этот принцип, инструктор проявляет такие качества,как коммуникабельность, доброжелательность, заинтересованность в результатах каждого занимающегося, демонстрирует веру в возможности своих клиентов.Далеко не последнюю роль во взаимодействии фитнесинструктора и клиентов играет принцип сознательности и активности, тесно связанный с формированием осмысленного отношения к общей цели занятий,развитием устойчивого интереса к вопросам физического самосовершенствования и самостоятельности в вопросах оздоровления своего тела.В процессе занятий фитнесинструктор стимулирует сознательный анализ деятельности занимающихся, помогает перейти от контроля к самоконтролю и научитьсяадекватно оценивать свои способности и рационально расходовать энергиюпри выполнении физических упражнений.Принцип позитивного социального взаимодействия фитнесинструктора и клиентов основан во многом на идее сотрудничества, в рамках которого субъекты деятельности с уважением относятся друг к другу и вместе работают на достижение общихцелей, достигают решения поставленных задач. При этом ведущая роль инструктора наделяет его особой ответственностью за всех участников процесса и требует от него самостоятельного решения всех попутных задач, таких как оптимизация системы занятий, создание необходимых условий взаимодействия, контроль над всеми этапами выполнения программы. Обычно принципы в педагогике объединяют в систему принципов, характеризующую целостность и уникальность профессиональнопедагогической деятельности педагога и обучающихся, инструктора и клиентов. Под системой принципов будем понимать совокупность положений, определяющих приоритеты и возможности той или иной педагогической деятельности в ресурсах того или иного концептуального направления.Под системой принципов педагогического взаимодействия фитнесинструктора и фитнесклиентов будем понимать взаимосвязанный детерминированный набор основных положений организации и планирования, верификации и оптимизации, коррекции и модификации основ педагогического взаимодействия фитнесинструктора и фитнесклиентов в индивидуальной и групповой работе, определяющих систему ограничений и возможностей личности в структуре занятий по фитнеспрограммам, а также самостоятельной подготовки как одной из форм саморазвития и самореализации.

Система принципов педагогического взаимодействия

(фитнесинструктора и клиентов)(Д. С.Тулин, 2014)

1.Принцип научности, системности, систематичности, корректности педагогического воздействия в структуре педагогического взаимодействия инструктора по фитнесу и фитнесклиента:принцип объективности и гуманизма; принцип продуктивности и состоятельности педагогической и социальной практики;

принцип целостности идей развития личности в структуре ведущей деятельности и общения, досуга и отдыха, хобби и взаимопомощи;принцип этичности и грамотности в организации фитнеспрограмм и фитнесресурсов.2.Принцип культуросообразности и природосообразности в организации педагогического взаимодействия:принцип единства целей, ценностей и смыслов личности в структуре педагогического взаимодействия; принцип формирования потребности в самовыражении и самореализации личности; принцип единства сознания и деятельности, культуры и общения; принцип доступности фитнеспрограмм и фитнесметодов клиентам с разным уровнем подготовки и здоровья; принцип включения личности в систему активного отдыха и занятий физической культурой. 3.Принцип формирования потребности в здоровом образе жизни: принцип рационального питания; принцип подбора оптимального режима двигательной активности;принцип верификации основ тренировочного процесса; принцип доступности и посильности в решении поставленных задач; принцип своевременного отдыха и восстановления.4.Принцип формирования самостоятельности личности в структуре взаимодействия:принцип формирования культуры самостоятельной работы; принцип формирования потребности в самовыражении и самореализации;принцип верификации основ саморазвития и самосовершенствования; принцип единства самообучения, саморазвития, самообразования, самовоспитания.5.Принцип ведущей роли инструктора по фитнесу в выборе методов и форм организации тренировочного процесса.6.Принцип учета нормального распределения способностей, индивидуальных особенностей личности и материальнотехнического оснащения фитнесклубов. 7.Принцип разнообразия в выборе методов, форм, технологий организации фитнесзанятий. Поясним каждый принцип в соответствии с выявленными приоритетами и возможностями личности и среды в реализации пропагандируемых идей и ценностей в социуме.Принцип научности, системности, систематичности, корректности педагогического воздействия в структуре педагогического взаимодействия инструктора по фитнесу и фитнесклиента обеспечивает реализацию идей научного понимания и решения современных проблем и дилемм педагогического и социальнопедагогического взаимодействия. Данный принцип детерминируется составными: принцип объективности и гуманизма (все составные педагогически верифицируемых процессов должны быть объективны и состоятельны в русле идей гуманизма (человеколюбия), являющегося вектором формирования нравственных отношений и поведения в социальной среде); принцип продуктивности и состоятельности педагогической и социальной практики (продуктивность как идея получения определенного материального или идеального продукта является базовой в формировании социального и профессионального опыта, возможность верифицировать педагогическую и социальную практику осуществляется в соответствии с условиями и возможностями и личности, и среды; здесь необходимо сказать, что нормальное распределение визуализирует всевозможные варианты и качество формирования способностей личности в постановке и решении субъектносредовых противоречий, обеспечивающих детализацию и устойчивое, позитивное решение в получении продукта жизнедеятельности); принцип целостности идей развития личности в структуре ведущей деятельности и общения, досуга и отдыха, хобби и взаимопомощи (понимание целостности определяет способность личности не отделяться от всех составляющих антропологически обусловленных явлений, а быть в центре преобразований и детерминации, верифицирующих истинность получения различных благ, в том числе в структуре ведущей деятельности и общения, досуга и отдыха, хобби и взаимопомощи);принцип этичности и грамотности в организации фитнеспрограмм и фитнесресурсов (этика как базис постановки проблемы включения личности в структуру фитнесзанятий обеспечивает доступное, наглядное, своевременное решение задач регулярного оздоровления и обогащения личности в структуре варьируемых и верифицируемых единиц педагогически модифицируемых явлений –адаптация, социализация, самореализация, самоутверждение, самодетерминация и пр.).Принцип культуросообразности и природосообразности в организации педагогического взаимодействияначиная со времен Я.А. Коменского иллюстрирует необходимость учета и культурологических, и природосообразных ресурсов становления личности в структуре постановки и верификации модели социализации, самореализации и взаимодействия, в структуре которых немаловажные роли играют продуцирование благ и ценностей, сохранение приоритетов здоровьесбережения, гуманизма и толерантности;данный принцип представлен у нас следующимисоставляющими: принцип единства целей, ценностей и смыслов личности в структуре педагогического взаимодействия (единство определяется потребностью общества и личности в решении мультисредовых проблем, определяющихся через многовариативные формы определения и выражения той или иной идеи и ценности, смысл которых сводится к определению и верификации лучшего положения, качества, состава или уровня достижений в чемлибо; смысловая, гносеологическая и аксиологическая природакоторых определяет, таким образом, возможности и личности, и среды); принцип формирования потребности в самовыражении и самореализации личности (потребность в самовыражении и потребность в самореализации являются высшими потребностями личности, предопределяющими качество и состоятельность деятельности в различных направлениях самореализации и взаимопомощи); принцип единства сознания и деятельности, культуры и общения (два данныхположения являются продолжением идей А.Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева, располагающими и личность, и общество к верификации основ и ценностей, смыслов и атрибутов социальной и профессиональной практики [17]); принцип доступности фитнеспрограмм и фитнесметодов клиентам с разным уровнем подготовки и здоровья (данный принцип определяется всеми приоритетами научного понимания грамотности и истинности осуществляемой профессионалом работы); принцип включения личности в систему активного отдыха и занятий физической культурой (активный отдых здесь понимается как основа здорового образа жизни и механизмаприобщения к физической культуре). Принцип формирования потребности в здоровом образе жизни является основой всех решаемых фитнесинструктором задач и проблем, данный принцип состоит из следующих направлений и практик: принцип рационального питания (питание должно быть сбалансированным и безопасным, своевременным и оптимально калорийным); принцип подбора оптимального режима двигательной активности (для каждоговозрастанеобходимо подбирать индивидуально допустимые нагрузки в двигательной активности); принцип верификации основ тренировочного процесса (данный принцип реализует идеи проверки и коррекции всех звеньев тренировочного процесса в структуре занятий фитнесом); принцип доступности и посильности в решении поставленных задач (все задачи могут быть решены самостоятельно, только необходимо соблюдать основные правила, определяющие качество и возможности решения педагогически обусловленных задач); принцип своевременного отдыха и восстановления (данный принцип определяет способность и учитывает возможность личности быть включенной в работу и получать соответствующее подкрепление в психоэмоциональной сфере).Принцип формирования самостоятельности личности в структуре взаимодействия определяется потребностями становления личности и определяется нами через следующие направления реализации идей педагогической практики: принцип формирования культуры самостоятельной работы (культура самостоятельной работы представляет собой совокупность возможностей личности в структуре постановки, верификации и качественном решении субъектносредовых противоречий); принцип формирования потребности в самовыражении и самореализации (данный принцип является следствиемподкрепления положительных эмоций в структуре процессов социального и профессионального генезов);принцип верификации основ саморазвития и самосовершенствования (определяется возможностью и практикой включения личности в решениесамостоятельно поставленных задач профессионального и личностного аспектов взаимоотношений); принцип единства самообучения, саморазвития, самообразования, самовоспитания (все категории взаимосвязаны в педагогической теории и практике).Принцип ведущей роли инструктора по фитнесу в выборе методов и форм организации тренировочного процесса определяется через базовые в педагогической практике положения гуманизма и профессионализма педагога, регламентирующиевозможности и этикоправовые нормы коррекции и детализации всех способов и форм становления личности в структуре оптимально верифицируемого поиска.Принцип учета нормального распределения способностей, индивидуальных особенностей личности и материальнотехнического оснащения фитнесклубов не требует объяснения, так какименно от данных трех составляющих и зависит качество решения всех педагогически модифицируемых задач.Принцип разнообразия в выборе методов, форм, технологий организации фитнесзанятий подразумеваетразличныеспособыи формысамовыражения и самореализации личности в структуре занятий фитнесом, реализуетполивариативные методики и технологии восстановления организма через активную позицию в выборе здорового образа жизни. Безусловно, этим список принципов, лежащих в основе взаимодействия фитнесинструктора и клиентов, не исчерпывается. Мы перечислили лишь те, без которых невозможно обеспечить полноценнуюздоровьесберегающуюосновуфитнеса как современной технологии, позволяющей интегрировать наиболее эффективные методы и приемы оздоровления и формирования культуры здорового образа жизни современного человека, а детерминируемая система принципов может уточняться, верифицироваться, детализироваться, реконструироваться и обновляться, как и всё, что имеет место быть в живой и неживой природе.

Ссылки на источники1.КазимировЮ.Б.,Шипачева А.Д.,Лутаенко В.Ф. Здоровьесберегающая педагогика как защита здоровья субъектов общеобразовательных учреждений от разрушающих воздействий образовательной среды // Современные наукоемкие технологии. –2004. –№ 6.–С. 58–59. 2.СайкинаЕ.Г.,Пономарев Г.Н. Фитнестехнологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. –2012. –№ 11(ч.4). –С. 890–894.3.СыскинаЕ. А.,КозыреваО. А., Аляпкина О. И. Идеи современной здоровьесберегающей педагогики и специфика фитнеса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. г. Чита, октябрь 2013 г.).–Чита: Издво Молодой ученый, 2013. –С. 15–17. 4.СайкинаЕ. Г.Фитнес в системе физической культуры // Известия Российского государственного педагогическогоуниверситета им. А. И. Герцена. –2008. –№68. –С. 183. 5.Там же. –С. 187.6.ГригорьевВ. И.,ДавиденкоД.Н.,Малинина С.В. Фитнескультура студентов: теория и практика: учеб.пособие. –СПб.: Издво СПбГУ ЭФ, 2010. –С. 84.7.КозыреваО. А. Социальная педагогика: учеб. пособиедля студ. пед. вузов. –Новокузнецк: КузГПА, 2010. –217 с. 8.РедлихС. М.,Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. –2012. –№1(5). –С. 27–29.9.КазаковаС. Л.,Козырева О. А.Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций. –2010. –№3(23). –С. 32–45.10.КозыреваО. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога //Молодой ученый. –2010. –№ 11(22). –Т. II. –С. 127–131.11.КозыреваО. А.,Матвеев А. А. Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеровстроителей в структуре педагогического взаимодействия //Молодой ученый. –2011. –№ 10(33). –Т.II. –С.159–161.12.КозыреваО. А.,Кошелев А. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы// Вестник КузГПА. –2012. –№ 9(23). –11 с. –URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/.–[Дата обращения 10.03.2014].13.КозыреваО. А.,Кучко Т. И., Шварцкопф Е. Ю. Формирование культуры самостоятельной работы педагога в структуре моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия // Вестник КузГПА. –2012. –№ 11(25). –9 с.–URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/. –[Дата обращения 10.03.2014].14.ГорбуноваИ. А.,Козырева О. А. Система принципов социальнопедагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.) /под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. –Уфа: Лето, 2011. –С. 90–93.15.ЗинковаЕ. О.,ПащенкоД. А., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре// Педагогическое мастерство: материалы междунар. заочн. науч. конф. (г.Москва, апрель 2012): в 2 ч. –Ч.1. –М.: БукиВеди, 2012. –С.85–87.16.Комарова М. А., ДымовичМ. Е.,ПоповаО. Ю., Козырева О. А. Результативность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Система ценностей современного общества: сб.материалов XVII Междунар.науч.практ.конф.: в 2ч. Ч.2 /под ред. С. С. Чернова. –Новосибирск: Издво НГТУ, 2011. –С.227–230.17.Козырева, О. А. Социальная педагогика.

Denis Tulin,Fitnessinstructor, Fitness center “Formula”, Novokuznetskden_den_13@mail.ruNadezhda Petuhova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics, Kuzbass State Teachers’ Training Academy, Novokuznetskffknauka@ya.ru

Some peculiarities of determination of principles of the pedagogical interaction between fitness instructor and clientsAbstract.The authors reveal the peculiarities and specifics of modeling the system of principles of the pedagogical interaction between fitness instructor and clients, defining the quality and the possibility of obtaining positive results in the structure of interaction (training and communication). General pedagogical principles, principles of general physical orientation and principles, associated with the priorities of polysubject relations in the 21st century, are the base for the structure of principles of pedagogic interaction system.Key words:modeling, pedagogical interaction, system of principles, selfrealization, socialization, selfimprovement, forming of selfdependent living activities culture, personality of teacher.References1.Kazimirov, Ju.B., Shipacheva, A.D.,Lutaenko, V.F. (2004) “Zdorov'esberegajushhajapedagogikakakzashhitazdorov'jasub#ektovobshheobrazovatel'nyhuchrezhdenijotrazrushajushhihvozdejstvijobrazovatel'nojsredy”, Sovremennyenaukoemkietehnologii, № 6, pp. 58–59(inRussiаn).2.Sajkina, E.G. Ponomarev, G.N. (2012) “Fitnestehnologii: ponjatie, razrabotka i specificheskie osobennosti”, Fundamental'nye issledovanija, № 11, chast' 4, pp. 890894(in Russiаn).3.Syskina, E.A., Kozyreva, O.A., Aljapkina, O.I. (2013) “Idei sovremennoj zdorov'esberegajushhej pedagogiki i specifika fitnesa”, inAktual'nye zadachi pedagogiki: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, oktjabr' 2013 g.), Izdatel'stvo Molodoj uchenyj, Chita, pp. 15–17(in Russiаn).4.Sajkina, E.G. (2008) “Fitnes v sisteme fizicheskoj kul'tury”, in Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, № 68, p. 183(in Russiаn).5.Op. cit., p. 187.6.

Grigor'ev, V.I., Davidenko, D.N., Malinina, S.V. (2010) Fitneskul'tura studentov: teorija i praktika: uchebnoe posobie, Izdvo SPbGU JeF, St. Petersburg, p. 84(in Russiаn).7.Kozyreva, O.A. (2010) Social'naja pedagogika: ucheb. posob. dlja stud. ped. vuzov, KuzGPA, Novokuzneck,217 p.(in Russiаn).8.Redlih, S.M., Kozyreva, O.A. (2012) “Sistema principov formirovanija kul'tury samostojatel'noj raboty pedagoga kak mehanizm realizacii uslovij produktivnogo pedagogicheskogo vzaimodejstvija”, Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, №1 (5), pp. 27–29(in Russiаn).9.Kazakova, S.L., Kozyreva, O.A. (2010) “Osobennosti organizacii, napravlenija iprincipy vospitanija detej (kadetov) v uslovijah detskogo doma”, Vestnik pedagogicheskih innovacij, № 3(23), pp. 32–45(in Russiаn).10.Kozyreva, O.A. (2010) “Vozmozhnost' modelirovanija sistemy principov pedagogicheskogo vzaimodejstvija kak rezul'tat formirovanija kul'tury samostojatel'noj raboty pedagoga”, Molodoj uchenyj,№ 11(22), T. II, pp. 127–131(in Russiаn).11.Kozyreva, O.A., Matveev, A.A. (2011) “Sistemy principov formirovanija kul'tury samostojatel'noj raboty budushhih pedagogov i inzhenerovstroitelej v strukture pedagogicheskogo vzaimodejstvija”, Molodoj uchenyj, № 10(33), tom II, pp.159–161(in Russiаn).12.Kozyreva, O.A., Koshelev, A.A. (2012) “Principy, metody i sredstva modelirovanija portfolio obuchajushhegosja obshheobrazovatel'noj shkoly”, Vestnik KuzGPA, № 9(23), 11 p. Available at: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/. –[Data obrashhenija 10.03.2014](in Russiаn).13.

Kozyreva, O.A., Kuchko, T.I.,Shvarckopf, E.Ju. (2012) “Formirovanie kul'tury samostojatel'noj raboty pedagoga v strukture modelirovanija i aprobacii sistemy principov pedagogicheskogo vzaimodejstvija”,Vestnik KuzGPA, №11(25), 9 p. Available at:http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/ . –[Data obrashhenija 10.03.2014] (in Russiаn).14.Gorbunova, I.A., Kozyreva, O.A. (2011) “Sistema principov social'nopedagogicheskogo vzaimodejstvija kak mehanizm formirovanija i stanovlenija lichnosti budushhego pedagoga”, in Ahmetova, G.D. (ed.) Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Ufa, ijun' 2011 g.), Leto, Ufa, pp. 90–93(in Russiаn).15.Zinkova, E.O., Pashhenko, D.A., Kozyreva, O.A. (2012) “Sistema principov pedagogicheskogo vzaimodejstvija i uslovija samorealizacii pedagoga po fizicheskoj kul'ture”, in Pedagogicheskoe masterstvo: materialy mezhdunar. zaochn. nauchn. konf. (g. Moskva, aprel' 2012),chast' 1, BukiVedi,Moscow, pp. 85–87 (in Russiаn).16.Komarova, M.A., Dymovich, M.E., Popova, O.Ju., Kozyreva, O.A. (2011) “Rezul'tativnost' modelirovanija sistemy principov pedagogicheskogo vzaimodejstvija kak rezul'tat sformirovannosti kul'tury samostojatel'noj raboty pedagoga”, in Chernov, S. S. (ed.) Sistema cennostej sovremennogo obshhestva: sbornik materialov XVII Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii: v 2 ch., chast' 2, izdvo NGTU, Novosibirsk, pp. 227–230 (in Russiаn).17.Kozyreva, O.A. (2010) Social'naja pedagogika: ucheb. posob. dlja stud. ped. vuzov, KuzGPA, Novokuzneck, 217 p. (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»