Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чекан О. И. Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14162.htm.
Аннотация. В статье обоснованы роль и место информационных технологий по формированию профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по информационным технологиям в образовании. Изучены теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Определены основные цели и задачи. Выявлен уровень готовности воспитателей детей дошкольного возраста к использованию компьютерных технологий. Проанализированы учебные предметы, в рамках которых можно осуществлять подготовку будущих воспитателей к использованию информационных технологий. Определен объем учебных часов, выделенных на изучение предметов информационного направления в высшем педагогическом учебном заведении. Проанализирована концепция использования учебных информационных технологий и способы использования компьютерных технологий с целью повышения профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чекан Оксана Ивановна,ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Мукачевский государственный университет, г. Мукачево, Украинаchekan.o@mail.ru

Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности

будущих воспитателей детей дошкольного возраста

Аннотация.В статье обоснованы роль и место информационных технологий по формированию профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Проведен анализ психологопедагогической литературы по информационным технологиям в образовании. Изучены теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Определены основные цели и задачи. Выявлен уровень готовности воспитателей детей дошкольного возраста к использованию компьютерных технологий. Проанализированы учебные предметы, в рамках которых можно осуществлять подготовку будущих воспитателей к использованию информационных технологий. Определен объем учебных часов, выделенных на изучение предметов информационногонаправления в высшем педагогическом учебном заведении. Проанализирована концепция использования учебных информационных технологий и способы использования компьютерных технологий с целью повышения профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста.Ключевые слова:информационные технологии, информационнокоммуникационные технологии, информационное общество, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Постановка проблемы. На современном этапе информатизация образования рассматривается как система взаимосвязанных организационноправовых, социальноэкономических, учебнометодических, научнотехнических, производственных и управленческих процессов, направленных на удовлетворение образовательных, информационных, вычислительных и телекоммуникационных потребностей участников учебновоспитательного процесса [1].В современном образовании результат профессиональной подготовки рассматривается в категориях «компетенция» и «компетентность». Под «компетенцией» понимают заранее заданноетребование к образовательной подготовке(стандарт), описание полномочий, определение сферы деятельности, потенциальную возможность личности (Е. Зеер, И. Зимняя, А. Дорофеев, Н. Копылова, Н. Кузьмина, А. Маркова, Н. Печенюк, Н. Талызина, Л.Хихловський, В. Шадриков, Р.Шакуров, К. Шапошников, В. Шепель и др.). «Компетентность» определяется как подготовленность и реализованнаяспособность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности. В ее структуре традиционно выделяют знания,умения, ценности, отношения и опыт поведения [2].Профессиональная компетентность –вид компетентности, характеризует личность в контексте выполнения еюпрофессиональных обязанностей.Анализ последних исследований и публикаций.Компетентностный подход к подготовке будущих специалистов дошкольного образования исследовали В.Байденко, Н. Бибик, Е. Зеер, И. Зимняя, А. Маркова, А. Овчарук, В. Петрук, А.Пометун, С. Раков, Н. Розов, О. Савченко, А. Хуторской и др.Пути модернизации образования на компетентностной основе разрабатывались Б. Гершунским, Б. Элькониным, И. Зимней, Н. Кузьминой, А. Марковой,В. Сериковым,И. Фруминым,А. Хуторским,В. Шадриковым, С. Шишовым и др.[3]Внедрению компетентностного подхода в профессиональнуюподготовкуспециалистов большое внимание уделяют А. Алексюк, В. Бондарь, А. Камская, С.Козак, Н. Лазарев, А. Мармоза, В. Олейник, А. Романовский, Т. Сорочан и др.Уровень готовности будущих воспитателей детей дошкольного возраста к использованию новых информационных технологий является одним из звеньев формирования профессиональной компетентности. Остановимся на уровне оснащенности общеобразовательных дошкольных учреждений Украины компьютерной техникой, уровне владения воспитателями компьютерными навыками, на структуре использования этой техники. Поскольку подготовка к такому использованию осуществляется в высших учебныхпедагогических заведениях, то вторым направлением исследования должен быть анализ учебных планов соответствующих учреждений,который будет заключаться в изучении перечня учебных предметов, в рамках которых можно осуществлять информатическую подготовку, объема учебных часов и содержания этих предметов.Формулирование целей статьи

Цель –обосновать роль и место информационных технологий по формированию профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста.Задачи:выявить уровень готовности воспитателей детей дошкольного возраста к использованию КТ;проанализировать учебные предметы, в рамках которых можно осуществлять подготовку будущих воспитателей к использованию информационных технологий;определить объем учебных часов, отведенных на изучение предметов информатического направления в высших педагогических учебных заведениях Украины.Изложение основного материала исследования.Отметим, что первый из приведенных критериев –критерийготовности будущего воспитателя детей дошкольного возраста к использованию новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности.Но для более глубокого анализа учебных планов мы добавили другие критерии, которые позволят определить дидактические подходы к подготовке будущих воспитателей дошкольных учреждений Украины разных уровней аккредитации.С целью выявления уровня информатической подготовки воспитателей детей дошкольного возраста нами в течение 2012–2013 гг. было проведено анкетирование воспитателей Мукачево, Винницы, Киева, Ровно и Ужгорода.Опрос показал недостаточные возможности педагогов реализовывать стремление к информатизации своей профессиональной деятельности. 55,6% воспитателей вообще не имеют возможности систематически пользоваться компьютерной техникой. В дошкольных учреждениях имели доступ к компьютерной технике 19,3% опрошенных.Слабая обеспеченность воспитателей детей дошкольного возраста современными средствами труда отразилась на их оценке собственного уровня владения компьютером. Большинство из них считают, что не владеют КТ (57,6%),или отмечают низкий уровень владения (23,6%). Аналогичные результаты получены в исследованиях О.В. Кравчук [4]. Они свидетельствуют о недостаточной готовности педагогов к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. В общем, результаты опроса в разных регионах имеют некоторые отличия. Однако даже в экономически более развитых регионах,лучше обеспеченных компьютерными средствами, количество воспитателей, довольных собственным уровнем умений, невелико.Например, в Киеве этот показатель составляет лишь 15,4%.Интереснойдля анализа является периодичность использования компьютерных средств воспитателямидетей дошкольного возраста. Она указывает не только на их активность, но и на их творческий потенциал и уровень готовности к использованию ИКТ. Анализировались анкеты тех воспитателей, которые используют компьютерные средства в своей профессиональной деятельности. Заметим, что среди опрошенных не было ни одного, кто бы ежедневно использовал компьютерную технику. Нельзя считать этот результат отрицательным, поскольку необходимости в постоянном применении КТ для воспитателей детей дошкольного возраста нет. Но большое количествоответов«не использую» (71,4%) указывает на недостаточную подготовленностьвоспитателей к работе с КТ. Анализ ответов на вопрос, какие возможности компьютерной техники они используют, указывает на недостаточные знания возможностей КТ. Вместе с тем следует отметить весьма существенную ориентацию воспитателей детей дошкольного возраста на свою профессиональную деятельность. Но одновременно обнаруженыдовольно значительные пробелы в знаниях и умениях педагогов по поиску информации и работы с системами управления базами данных. Некоторые из воспитателей используют компьютерные средства для различных видов деятельности.Среди опрошенных только 12,1% воспитателей используют КТ на занятии в дошкольных учреждениях. При этом учтем разную периодичность такого использования.Заметим, что санитарные правила и нормы использования компьютерной техники знают только 11,3%опрошенных. Правда, как показал опрос, те, кто применяет КТ на занятиях, эти правила в основном знают и соблюдают их.Считая своюподготовку недостаточной, 47,3% опрошенных выразили желание посещать курсы повышения квалификации, которые были бы ориентированы на улучшение их подготовки в области информационнокоммуникационных технологий. Еще 31,2 % отметили, что в настоящее время не имеют возможности посещать курсы. Такой высокий показательжелающих посещать курсы позжесвидетельствует о недостаточной готовности педагогов и об определенном страхеперед КТ.Итак, подавляющее большинство современных воспитателей детей дошкольного возраста некомпетентны в компьютерных средствах вообще или используют их не полностью. Нужно отметить, чтодаже молодые воспитатели детей дошкольного возраста, которые недавно закончили обучение ввысшихпедагогическихучебныхзаведениях, имеют недостаточное представление о возможностях компьютерной техники для решения их профессиональных задач. Очевидно, что определенные пробелы в информатическойподготовке имеют место уже во время обучения в вузах. Как показал анализ, в высших педагогических учебных заведениях можно выделить три основныедисциплины, которые позволяют осуществлять формирование профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования с использованием информационных технологий. Это «Основы информатики», «Новые информационные технологии и современные технические средства обучения» и «Современные информационные технологии в образовании».Нами были проработаны учебные планы педагогических училищ и университетов, которые готовят будущих воспитателей детей дошкольного возраста по образовательноквалификационному уровню–«младший специалист», «бакалавр» и «специалист». В условиях обучения на ОКР предмет «Основы информатики» является общеобразовательным и обязательным для получения среднего образования. Кроме того, заметно довольно сильное влияние школьной программы по информатике. Как следствие,наблюдаем лишь незначительные различия в объеме учебных часов в различных учебных заведениях. Наименьшее количество часов, выделенных на этот предмет, наблюдается в Мукачевском гуманитарнопедагогическом колледже, Красноармейском педагогическом училище (по 78 часов) и Харьковском педагогическом колледже (81 час). Наибольший объем учебных часов (по 117) выделенв Международном экономикогуманитарном университете имени академика Степана Демьянчукаи Мукачевском государственном университете.Однако есть незначительные расхождения в аудиторных часах и разница в количестве часов, которые даются на самостоятельную работу студентов при изучении информатики. Как видим, объем именно аудиторных занятий во всех учебных заведениях составляет 76–78 часов.Общий объем аудиторных занятий, который приходится на предметы «Новые информационные технологии и современные технические средства обучения» и «Современные информационные технологии в образовании»,в Харьковском педагогическом колледже составляет 108 часов. Можно сделать вывод о том, что в этом заведении подготовка будущих воспитателей к использованию информационных технологий несколько обеднена вследствие недостаточного внимания к вышеуказанным предметам.По нашему мнению, слишком большой уклон в сторонуизучениякомпьютерной техники будущими воспитателями детей дошкольного возраста не оправдан.

Обслуживание компьютерной техники и технических средств требует прежде всего технического, а не педагогического образования. И изучение, например, предмета «Радиотехника» в объеме 43 аудиторных часов может происходить только после определенной подготовки по физике, электротехнике, электронике. Также возникает вопрос, будет ли выпускник подготовлен к преподаванию информатики. Очевидно, что при отсутствии в учебном плане предмета«Методика применения компьютерной техники в дошкольном учебном заведении» утверждать этого нельзя. Объем учебных часов,выделенныхна предметы, в рамках которых осуществляется подготовка к использованию технических средств обучения и компьютерной техники,а также полученные знания по профильным предметам (психологии, педагогики, методики) позволят выпускнику, который имеет такую специализацию, не только использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности, но и проводить занятия по компьютерной поддержкев дошкольном учреждении. Однако присвоение вышеупомянутой специализации все же остается сомнительным.Заметим, что среди всех проанализированных учебных планов нет предмета, в рамках которого можно было бы осуществлять эффективное формирование профессиональной компетентности будущего воспитателя с использованием информационных технологий в своей деятельности. При изучении предмета «Новые информационные технологии и современные технические средства обучения» такая подготовка, на наш взгляд, не может осуществляться в достаточном объеме. Содержание этого предмета является достаточно традиционным и мало чем отличается от аналогичного предмета, который преподается в общеобразовательной школе. Безусловно, студенты получают необходимые знания, умения и навыки, которые касаются непосредственного использования компьютерной техники. Но это является лишь одним из направлений, необходимымдля эффективного формирования профессиональной компетентности будущего воспитателя. В учебных программах не учитывается будущая профессиональная деятельность студента.Анализ содержания предметов информатического направления указывает на два основных подхода, характерныхдля его построения. Первый заключается в глубоком усвоении навыков пользователя компьютерной техники.Безусловно, он является важным, но недостаточным для обеспечения готовности будущего воспитателя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Второй подход заключается в изучении методики использования компьютерной техники в дошкольном учреждении. Он в большей степени отвечает современным требованиям к специалисту. Однако, по нашему мнению, сосредоточение на нем приводит к некоторому сужению информатической подготовки, которое заключается в полном иличастичном отказе от обучения использовать КТ в подготовке к занятию, для диагностики, в организационной деятельности и т.п.Анализ учебных планов и результатов анкетирования преподавателей информатики высших педагогических учебных заведений Западного региона свидетельствует о том, что выпускники высших педагогических учебных заведений получают неодинаковую подготовку по предметам, которые формируют их профессиональную компетентность, готовят их к использованию информационных технологий. Значительные расхождения между количеством часов, выделенных на изучение соответствующих предметов,отражают разное видение стратегии информатизации средней и высшей школы. Хотя определение приоритетов использования компьютерных средств в дошкольном учреждении вызывает споры, однако специалист должен обладать этими средствами не только для того, чтобы научить детей работать с ними, но и,умело используя их, повысить эффективность своей работы, способствовать развитию ребенка, приобретению им новых знаний, умений и навыков, обучать воспитанников самостоятельно приобретать новые знания.Значительные расхождения в учебных планах высших педагогических учебных заведений затрудняют миграцию студентов, препятствуют осуществлению ступенчатого образования. Как показал анализ, некоторые предметы вообще отсутствуют в учебных планах одних учреждений и имеютсяв других. Таким образом, студенты, которые решили продолжить обучение и получить высшее образование в пределах педагогических институтов и университетов, будут в неравных условиях. Такая дифференциация усложняет учебный процесс, поскольку требует от преподавателя учетауровня знаний всех студентов и, как следствие,в большинстве случаев приводит к снижению его эффективности.Трудно согласованно осуществлять формирование профессиональной компетентности и информатическуюподготовку будущего воспитателя детей дошкольного возраста при условии значительной дифференциации объема учебных часов, что характерно для учебных планов высших педагогических заведений Украины. И если изучение «Основ информатики» в различных заведениях основывается на одинаковых подходах и имеет примерно одинаковый объем учебных часов, то практически полное отсутствие вомногих из них предметов, позволяющих студентам получить профессиональную подготовкудля эффективного использования компьютерных средств в будущей деятельности в информационном обществе, недопустимо.Различия во взглядах на место новых информационных технологий в дошкольном учреждении также негативно влияют на уровень компетентности будущих воспитателей и состояние их подготовки. Это отражается на внедрении дополнительных специализаций, связанных с использованием компьютерной техники. Понятно стремление некоторых заведений вводить специализации, которые сегодня достаточно популярны. Аиспользование компьютерных средств–одноиз самых популярных направлений подготовки. Однако несогласованность в определении названий предметов и их содержании(а иногда и откровенные просчеты) сводит на нет попытки подготовки специалистов ксоответствующей деятельности.Учебный процесс в высших учебных заведениях–это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования на определенном образовательноквалификационном уровне в соответствии с государственными стандартами образования [5]. Однако государственного стандарта подготовки воспитателя детей дошкольного возраста с учетом требований информационного общества пока не существует.Выводы. Итак, важной является потребность в определении подходов к использованию компьютерных средств в дошкольном учреждении, а это требует согласования содержания подготовки специалистов, формированияих профессиональной компетентности. Нужно также обеспечить не унификацию учебных планов, а их сущностное и смысловое сближение, а это возможно лишь при условии сближения структуры учебных планов различных учреждений и разработки государственного стандарта подготовки воспитателя детей дошкольного возраста, где была бы отражена необходимость подготовки будущих воспитателей к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности.Анализируя психологопедагогическую литературу, изучая теоретические основы исследуемой проблемы, опыт специалистов дошкольного образования,утверждаем,что профессиональная компетентность будущего специалиста дошкольного образования является комплексной характеристикой способности квалифицированно обсуждать и решать вопросы в сфере своей профессиональной деятельности, обладать профессиональными знаниями,умениями и навыками,решать различные проблемные ситуации. Важным является тот факт, что каждый педагог должен осознать, что его деятельность требует непрерывного совершенствования, формирования собственного профессионализма.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования с использованием современных информационных технологий свидетельствуют о том, что важным условием информатизации образования является готовность воспитателей к использованию информационных технологий обучения детей дошкольного возраста, что означает постоянное,непрерывноесамообразование будущих педагогов. Информатическая компетентность воспитателя является компонентом его общей педагогической культуры, важнейшим показателем его профессионального мастерства.Итак, решение проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования с использованием современных информационных технологий требует изменения содержания существующей системы подготовки педагогических кадров, унификации учебных планов и созданияблагоприятных организационнопедагогических условий для внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений.

Ссылки на источники1.Давиденко А.А. Використання цифрової фототехніки у наукових дослідженнях. –K.: Інформ.системи, 2009. –С. 159–170.

2.Кононець Н. В. Аспекти педагогічної майстерності викладача: розробка електронних підручників // Витоки педагогічної майстерності : зб. наук. праць. –2009. –№ 6. –С. 202–210. 3.Інформатизація освіти –провідний напрям підвищення результативності навчального процесу // Комп’ютер у школі і сім’ї. –2011. –№ 1(89). –С. 3–6.

4.Кононець Н. В. Указ. соч. –С. 142–146.

5.Дроздова І. П. Методика викладання, педагогіка та психологія вищої освіти. –Харків: ХНАМГ, 2008. –140 с.

Oksana Chekan,Assistant of a Lecturer at the chairof pedagogy and methods of preschool and primary education, Mukachevo State University, Mukachevochekan.o @ mail.ruRole of information technologies information of professional competenceof future educators of preschool childrenAbstract. The author provesthe role and place of information technologiesto build professional competence of future teachers of preschool children.The author analyzes the disciplines and curriculum of future teachers and use of information technologies information of professional competenceof future teachers of preschool children.

Keywords:information technology, information and communication technology, information society, expertise, competence, professional competence.References1.

Davidenko, A.A. (2009) Vikoristannja cifrovoї fototehnіki u naukovih doslіdzhennjah, Іnform.sistemi, Kiev,pp. 159–170 (in Ukrainian).2.Kononec', N. V. (2009) “Aspekti pedagogіchnoї majsternostі vikladacha: rozrobka elektronnih pіdruchnikіv”,' Vitoki pedagogіchnoї majsternostі : zb. nauk. prac', № 6, pp. 202–210 (in Ukrainian).3.(2011) “Іnformatizacіja osvіti –provіdnij naprjam pіdvishhennja rezul'tativnostі navchal'nogo procesu”, Komp’juter u shkolі і sіm’ї, № 1(89), pp. 3–6 (in Ukrainian).4.Kononec' N. V. Op. cit., pp. 142–146 5.Drozdova, І. P. (2008) Metodika vikladannja, pedagogіka ta psihologіja vishhoї osvіti, HNAMG, Harkіv, 140 p. (in Ukrainian).

Рекомендовано к публикации:Ясинским А.М., кандидатом педагогических наук;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»