Компетентностный подход в системе лингвокоммуникативной подготовки студентов вуза

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елизова Е. И. Компетентностный подход в системе лингвокоммуникативной подготовки студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S3. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14525.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода к лингвокоммуникативной подготовке студентов вуза в системе высшего профессионального иноязычного образования, определены сущностные характеристики компетентностного подхода в образовании в целом и его возможности в обучении иностранным языкам.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Елизова Елена Ивановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики его преподаванияФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г.Шадринскelisowa@yandex.ru

Компетентностный подход в системе лингвокоммуникативной подготовки студентов вуза

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода к лингвокоммуникативной подготовке студентов вуза в системе высшего профессионального иноязычного образования, определены сущностные характеристики компетентностного подхода в образовании в целом и его возможности в обучении иностранным языкам. Ключевые слова: профессиональное иноязычное образование, лингвокоммуникативная подготовка, компетенция, компетентность, компетентностный подход.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях нарастающих процессов глобализации социальноэкономической и культурнополитической жизни мирового сообщества изменяется и научная парадигма российского образования. Введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов ВПО (ФГОС ВПО) обусловливает изменения в содержании образования и приводит к переосмыслению качества образования. Инновационные преобразования в высшей школе детерминируются уровневым образованием: бакалавриат ‬магистратура ‬аспирантура, а также переходом к компетентностной образовательной парадигме.Компетентностная парадигма в сфере высшего профессионального иноязычного образования также требует переоценки его результата спонятий «обученность», «воспитанность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность». Внедрение компетентностного подхода к образовательному процессу в целом и к подготовке будущих специалистов в области иностранных языков и культур в частности находит признание в современном научном мире.Анализ педагогических исследований и практический опыт преподавательской деятельности позволяют констатировать, что для реализации компетентностной образовательной парадигмы необходим активный поиск новых междисциплинарных форм обучения, обеспечивающих формирование необходимых компетенций.В этой связи в профессиональном иноязычном образовании приобретает актуальность лингвокоммуникативная подготовка (ЛКП) студентов вуза, рассматриваемая нами как целенаправленный, управляемый, систематический осуществляемый педагогический процесс, направленный на формирование лингвокоммуникативной культуры в составе коммуникативнодискурсивной, лингвориторической, межкультурной и когнитивнорефлексивной компетентностей.Для эффективной реализации ЛКП студентов вуза в качестве теоретикометодологических оснований исследуемойпроблемы нами предложены системный, деятельностный, лингвокультурологический и компетентностный подходы. В рамках данной статьи рассмотрим подробнее возможности компетентностного подхода в условиях многоуровневой системы высшего профессионального образования.Компетентностный подход выбран нами в качестве теоретикометодологической стратегии осуществления ЛКП студентов вуза, понимаемой нами как ориентация исследования на представление совокупности обобщенных научных положений по проблеме с учетом характеристики различных направлений исследования проблемы и организации теоретической и практической деятельности исследователя.Компетентностный подход не обнаруживает противоречий с системным и личностнодеятельностнымподходами,принятымивотечественнойнауке,а является их продолжением на новом уровне интеграции в европейскоеобразовательноепространство.

При выявлении сущности и специфики компетентностного подхода к исследованию ЛКП студентов вуза мы в значительной мере опирались на труды основателей компетентностного подхода Л.И.Берестовой, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Дж.Равена, Р.Уайта, Н.Хомского и др. В словаре В.И. Даля подход обозначает «идти под низ чегото», т.е. находиться в основе чегото. Подход определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него категориях. В качестве основы компетентностного подхода выступают компетенция и компетентность в разномих соотношении друг с другом [1].Компетентностный подход в образовании, ориентированный на освоение умений, способов деятельности, был освещен в работах таких отечественных исследователей как В.В.Давыдов, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Г.П.Щедровицкий и др.Взяв за основу современные исследования (В.И.Байденко, Г.Э.Белицкая, Н.А.Гришанова, В.Н.Куницина, А.В.Хуторской и др.), мы можем условно выделить четыре этапа становления и развития компетентностного подхода в образовании:первый этап (1960‬1970) детерминируется введением в научный оборот понятия «компетенция», разграничением категорий компетенцияили компетентность. Зародившееся в 1970х годах в США компетентностно ориентированное образование способствовало распространению термина «компетентность» применительно к результату общественногообразовательного процесса как фактически накопленному интегральному социальному опыту индивида, на основе которого он способен принимать ответственные жизненные и профессиональные решения;второй этап (1980‬1990) характеризуется использованием понятия компетенцияили компетентность в теории и практике обучения языку, теории профессионализма в управлении, в обучении общению.На этом этапе разрабатывается содержание понятия «социальные компетенцииили компетентности», общий смысл которого, выраженный словами Жака Делора как «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [2], позволил определить основные глобальные компетентности, положенные в основу концепции непрерывного образования.В этом же контексте все большую важность стало приобретать владение более чемодним языком, т.е. компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ и рекламой.Наданном этапе Н.В.Кузьмина рассматривает компетентность как «свойство личности, включающее пять видов:специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;методическая компетентность в области способов формирования знаний, уменийчащихся;социальнопсихологическая компетентность в области процессов общения;дифференциальнопсихологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатковсобственной деятельности и личности» [3];третий этап исследования (1991‬2002) связан с работами А.К.Марковой [4, 5], в которых профессиональная компетентность делится на четыре блока: профессиональные психологические и педагогические знания; профессиональные педагогические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. В это же время Л.М. Митина включает в понятие «педагогическая компетентность» знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности, выделяя тем самым деятельностную и коммуникативную подструктуры [6].В педагогических исследованиях указанного периода выделяются следующие основные группы компетенции:компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеучебных;компетентность в сфере гражданскообщественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);компетентность в сфере социальнотрудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);компетентность в сфере культурнодосуговой деятельности (включая выбор путей использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);четвертый этап (2003 ‬до настоящего времени) определяется значимостью разработки компетентностного подхода для решения задач Болонского процесса в области отечественного образования. На этом этапе большое признание получают работы И.А.Зимней [7, 8], фиксирующие развитие компетентностного подхода в образовании и указывающие на необходимость постепенного перехода российского образования на компетентностный подход. Вопросы перехода к компетентностному подходу и соотнесения образовательного процесса с его традиционной ориентацией на ЗУНы освещаются такжев трудах Л.Н.Боголюбова, В.А.Болотова, В.В.Серикова и др.В работах этого периода (Л.П.Алексеева, Н.В.Кузьмина, Л.А.Петровская, Н.С.Шаблыгина и др.) понятие компетентность трактуется поразному: и как синоним профессионализма, и как только одна из его составляющих. Главным результатом образования становятся не только отдельные знания, умения и навыки по определенным дисциплинам, но способность и готовность выпускника вуза самостоятельно выстраивать свою профессиональную траекторию и свое поведение, производить эффективный ценностный выбор, достигать требуемого результата даже в условиях неопределенности.В настоящее время существуют различные трактовки компетентностного подхода. Так,О.Е.Лебедев рассматривает компетентностный подход как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [9].Многие педагогипрактики(Т.И.Барышникова, О.Ю.Зверлова, Е.И.Пассов и др.) понимают под компетентностным подходом усиление практической направленности образования, содержание которого уже сформировано в рамках предметоцентрической парадигмы.В трудах В.И.Байденко, И.А.Зимней и др. компетентностный подход представляет собой метод моделирования и описания результатов образования как норм его качества в виде признаков практической готовности человека к деятельности [10, 11].

В рамках исследуемой проблемы компетентностный подход трактуется нами как принципиальная ориентация исследованияЛКП студентов вуза, представленная совокупностью методов, направленных на свободное и творческое мышление участников образовательного процесса, на самостоятельный поиск информации, формирование компетентностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности будущих специалистовв области иностранных языков и культур.Установлено, что переход на компетентностный формат обучения базируется на нескольких основных принципах, среди которых выделяются принципы прогностичности, технологичности, междисциплинарности.Принцип прогностичности используется при разработке прогнозной модели, удовлетворяющей требованиям заинтересованных сторон [12, 13] и конкретизирующей ожидаемые результаты на каждом этапе образовательного процесса в соответствии с конкретными критериями результативности. Реальный уровень достижения обучаемых сравнивается с прогнозной моделью, принимаются необходимые корректирующие воздействия при реализации образовательной программы или вносятся изменения в ее проект.На основании принципа технологичности осуществляется декомпозиция на отдельные взаимосвязанные и соподчиненные составляющие образовательного процесса: стадии, этапы, фазы, операции и их отражения в адекватной системе критериев, что планомерно ведет к достижению запланированного результата. Принцип междисциплинарности предусматривает, прежде всего, целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин [14]. При этом большое значение имеет интеграция процесса изучения материала между различными дисциплинами. Предлагаемые дисциплинарные знания должны преломляться через призму практической целесообразности, что достигается посредством синтеза умений и навыков, получаемых при изучении различных дисциплин.Интерес представляет также исследование О.Е.Лебедева, который относит к числу принципов компетентностного подхода следующие положения:1.Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта обучаемых.2.Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.3.Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.4.Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучаемыми на определённомэтапе обучения [15].При компетентностном подходе к ЛКП студентов вуза происходит переоценка каждой изучаемой дисциплины с точки зрения ее вклада в формирование лингвокоммуникативной культуры выпускника. В процессе освоения иностранного языка «включается»мотивация студентов для осознания ими логики приобретения отдельных дисциплинарных результатов обучения как последовательного процесса формирования конкретных компетентностей. Междисциплинарная интеграция предполагает преодоление фрагментарности предоставляемых знаний для взаимосвязи различных дисциплин, установление связей конкретной дисциплины с другими, ее место в образовательном процессе, максимальное использование уже полученных в рамках предыдущих дисциплин результатов обучения, введение в образовательный процесскомпетентностноориентированных заданий. Необходимость реализации компетентностного подхода к системе ЛКП студентов вуза обусловлена следующими факторами:переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока;сменой образовательной парадигмы как совокупности убеждений, ценностей, технических средств и т.д., характерной для членов данного сообщества;нормативноправовыми актами («Ключевые компетенции для Европы», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», Проектированиегосударственныхобразовательныхстандартоввысшегопрофессиональногообразованияновогопоколения);смещением акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений, влияющих на изменение подхода;освоением компетентностного подхода как проявлением новой студентоцентрированной ориентации образовательного процесса.В основе компетентностного подхода лежат понятия «компетенция» и «компетентность». В компетентностном ключе формируются не только стандарты образования, но и учебные планы, методы преподавания и оценки учебных достижений. Как отмечают некоторые исследователи (В.С.Леднев, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков и др.), «компетенция» используется вместо знаний, умения, владения и т.д. При этом толкование компетенцииили компетентности и их соотношения может быть операционально и сущностно достаточно емким. Именно эта емкость понятия «компетентность» позволяет задать более широкое понятийное содержание профессионального иноязычного образования, способного сформировать лингвокоммуникативную культуру.В общем виде компетентность представляет собой владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, отношений), устанавливаемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов для продуктивного действия с ними. Компетенции часто рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность)реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации, то есть, компетенция ‬это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями обучаемого, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.В формате ФГОС ВПО результаты обучения описываются через ЗУВы: знания, умения, владения [16], обеспечивающие по окончании обучения должны успешность профессиональной деятельности на соответствующем квалификационном уровне.Владения как инновационный компонент результатов обучения охватывают навыки и опыт деятельности, относятся к рефлексивным стратегиямпознавательной деятельности и способствуют формированию у обучаемых собственных алгоритмов действий по актуализации уже освоенного комплекса компонентовконкретной компетентности.Выявленные компоненты (ЗУВы) позволяют выявить отличительные признаки проявления компетенции, определить успешность ее освоения и могут формироваться в различных элементах учебного плана (учебных циклах, дисциплинах, практических разделах) образовательной парадигмы.Понимание сущности компетенций как нормативных требований к содержанию образования обеспечивает инновационный характер профессиональной иноязычной подготовки.Содержание понятия «компетентность» намного шире, чем знания, или умения, или навыки. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих, в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.Условно можно выделить следующие структурные компоненты компетентности:готовность к проявлению компетентности; владение знанием о содержании компетентности; опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения; эмоциональноволеваярегуляция процесса и результата проявления компетентности.В содержательном аспекте в компетентности выделяются потребностномотивационный, когнитивный, практическидеятельнностный, эмоциональноволевой и ценностносмысловой компоненты.

Онтологическая сущность компетентности состоит во взаимодействии потребностями человека и его возможностями преобразовать значимый для себя мир, что является целью и средством развития. Такое состояние возможно, когда оно является результатом не выученных представлений, а адекватного отражения объективной значимости мира и собственной компетентности, т.е. компетентность выступает в качестве содержательной доминанты субъективного мира личности. Сформированность компетентности как образовательный результат характеризуется следующими признаками: осознанностью (степенью осмысления); устойчивостью (степенью постоянства); результативностью (завершенностью деятельности); полнотой (представленностью всех компонентов); системностью (взаимосвязью между компонентами); действенностью (произвольностью целенаправленной активности); эмотивностью (динамикой эмоций).Взяв за основу утверждение Б.С.Гершунского [17], взаимосвязь компетентности с другими результатами образования можно представить следующим образом:грамотность ‬освоение минимальных первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для последующего более широкого образования;образованность ‬дополняется опытом творческого примененияполученных знаний и умений, а также эмоциональноценностного отношения к действительности;компетентность ‬осмысленное владение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми дляпрактической реализации конкретных видов деятельности и наиболее полной самореализации человека;культура ‬уже не только освоение материальных и духовных ценностей, которые оставлены в наследство предшествующими поколениями, но их преумножение и воспроизводство;менталитет ‬основания мировоззрения, которые придают человеку свойство уникальной индивидуальности, неповторимости в сочетании со способностью к всесторонней самореализации.В соответствии с традиционной предметной структурой содержания образования мы можем выделить три уровня компетенций:ключевые, общекультурные ‬выходят за рамки собственно образования, имеют метапредметное содержание и социальнокультурное значение; общеобразовательные (на уровне высшей школы ‬профессиональные) ‬относятся ко всем учебным предметам и образовательным областям; предметные‬частные, специальные, формируемые в рамках отдельных учебных предметов. ЛКП студентов вуза на основе компетентностного подхода идентична процессу формирования у обучаемого требуемого набора компетенций с заявленным уровнем освоения, а качество профессиональной подготовки специалиста в данном случае описывается системным комплексом необходимых для выпускника общекультурных и профессиональных компетенций. Причем отдельная компетенция как сложное интегральное междисциплинарное понятие не может быть сформирована в рамках одной дисциплины, т.е. для реализации процесса ее формирования в рамках дисциплинарной организации образовательного процесса необходимо выделение частей компетенции.Одним из основных отличий компетентностногои знаниевого подходов является нацеленность компетентентностного подхода на рефлексивную оценку обучаемыми своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности. Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключается в том, чтоглавный результат образования ‬это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социальнозначимых ситуациях. Обоснованные теоретически и используемые в практике уровни компетенций, отражающие динамику их формирования, основаны на элементах формируемой деятельности (коммуникативной, познавательной и т.д.). Вне зависимости от количества и степени детализации уровней, их взаимосвязь, в общих чертах, осуществляется следующимобразом: репродуктивные операции без учета субъектного опыта (на нейтральном для студента предметном материале) → продуктивные действия (способы работы с информацией, зависимые от решаемой задачи и позиции обучаемого) → деятельность по решению ситуации, связанная с мотивами студента и его ценностными ориентациями.Исходя из данного положения, можно констатировать, что представление о содержании как о педагогически адаптированном социальном опыте задает механизм формирования содержания и выстраивания учебного процесса, направленного на приобретение учеником опыта различных видов деятельности и отношений. Сущность компетентностного подхода к реализации ЛКП студентов вуза заключается в следующих характеристиках:использование практикоориентированных заданий как для постановки проблемы, так и для ее непосредственного решения;опора на субъектный опыт студентов при отборе ситуаций;использование неизвестной информации для выработки навыков работы в условиях неопределенности;использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;доминирование самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности студентов;возможность создания студентами собственного индивидуального образовательного продукта;развитиепознавательной, психологической и социальной рефлексии студентов;использование технологий, ориентированных на субъектную оценку деятельности студентов;подготовка и демонстрация презентаций и своих учебноисследовательских проектов.Методы и технологии обучения иностранному языку, используемые при реализации компетентностного подхода к ЛКП студентов вуза, соответствуют деятельностной части компетенций, что позволяет приобрести опыт целесообразного применения знаний, в результате чего повышается вероятность развития личностных черт, необходимых для эффективной деятельности в рамках той или иной компетентности.В ходе реализации компетентностного подхода к ЛКП студентов вуза на одно из первых мест выходят личностные качества, обеспечивающие использование следующих групповых и коллективных методов обучения:развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей;приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;обеспечение возможности для участников образовательного процесса признавать и ценить умения других, тем самым, получая подтверждение чувства собственного достоинства;развитиеумений слушания и коммуникации.В фокусе нашего исследования наибольшими возможностями для решения задач компетентностного подхода обладают метод проектов, языковой портфолио и ролевые игры, предполагающие следующие шаги:анализ ситуации на основе имеющихся знаний;рефлексия «незнания» как необходимости приобретения нового «знания»;получение различными способами новой информации с целью перевода «незнания» в «знание»;использование нового знания для решения ситуации;рефлексия вновь полученного знания, приобретение «знания» о «знании».

В рамках исследуемой проблемы подход к обучению иностранному языку ставит напервый план языковое погружение, охватывающее учебное и практикоориентированное общение на иностранном языке, чтение иноязычной прессы, просмотр фильмов на иностранном языке, прослушивание аутентичных аудиозаписей.Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что эффективным путем компетентностно ориентированного институционального языкового образования является создание механизма практического использования знания в процессе ЛКП студентов вуза, что позволяет определить степень сформированности у студентов требуемых компетентностей на определенный момент времени и способствует дальнейшему их формированию. Интеграция российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство ставит задачу наращивания в ней таких качеств, как прозрачность для международного образовательного рынка, сопоставимость и совместимость с другими образовательными системами.Увеличивающееся сближение в соответствии с целями Болонского процесса и сохраняющееся многообразие содержания профессиональной иноязычной подготовки на основе компетентностного подхода обеспечивает сохранение за высшим образованиемнациональной ответственности и детерминируется национальными условиями, ограничениями и приоритетами.Подводя итог изложенному, отметим, что представленный нами компетентностный подход выступает целесообразной теоретикометодологической стратегий исследования ЛКП студентов вуза и обеспечивает функциональную характеристику различных направлений исследований проблемы с привлечением других методологических подходов.

Cсылки на источники1.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в4 т. Т. 4 / под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. ‬М.: ОЛМАПресс, 1994. ‬

С. 523. 2.ДелорЖ. Образование: сокрытое сокровище. ‬UNESCO, 1996. 3.КузьминаН. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. ‬М.: Высш.шк., 1990. ‬

С. 77. 4.Маркова А. К. Психология труда учителя: кн.для учителя. ‬М.: Просвещение, 1993. ‬

С. 6‬11. 5.МатушкинН. Н., СтолбоваИ. Д.Методологическиеаспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы// Высшее образование сегодня. ‬2009. ‬№5. ‬

С.24‬29. 6.МитинаЛ. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). ‬М.: Флинта, 1994. ‬

С. 46. 7.ЗимняяИ.А.Ключевыекомпетентностикакрезультативноцелеваяосновакомпетентностногоподходавобразовании.Авторскаяверсия.‬М.:Исследовательскийцентрпроблемкачестваподготовкиспециалистов,2004.‬101с.

8.Зимняя И. А. Ключевые концепции ‬новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. ‬2003. ‬№5. ‬

С. 34‬42. 9.ЛебедевО. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. ‬2004. ‬№5.‬

С. 3‬12.

10.БайденкоВ. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод.пособие.‬М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. ‬114 с. 11.ЗимняяИ. А. Ключевые концепции…12.БульбовичР. В., Зайцев, Н. Н., СтолбоваИ. Д. Анализ компетенций выпускника высшей школы в области аэрокосмической техники // Инновации в образовании. 2010. ‬№4.‬

С. 4‬16. 13.МитинаЛ. М. Указ. соч.14.НосковМ. В., ШершеневаВ. А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. ‬2008. ‬№11.‬C. 69‬72. 15.Лебедев О. Е. Указ. соч.

16.Матушкин Н. Н., Столбова И. Д. Роль междисциплинарного компонента образовательных программ, реализующих компетентностную парадигму// Инновации в образовании. ‬2010. ‬№11. ‬

С. 5‬17. 17.ГершунскийБ. С. Философия образования для ХХI века (в поисках практикоориентированных образовательных концепций). ‬М.: Совершенство, 1998. ‬608 с. Elena Elizova,candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of German language and methods of its teaching, Shadrinsk state teachers‱ training Institute, Shadrinskelisowa@yandex.ruCompetencebased approach in system of lingualcommunicative training of students in higher education institutionAbstract.In the article the questions of realization of competencebased approach to lingualcommunicative training of students in higher education institution in system of the higher professional foreignlanguage education are considered, characteristics of competencebased approach in education and its opportunities to training in foreign languages are defined.Keywords:professional foreignlanguage education, lingualcommunicative training, competence, competency, competencebased approach.References:1‬17‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»