Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14332.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме выбора педагогических технологий, используемых в процессе реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в непрерывном художественно-педагогическом образовании Чувашии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смирнова Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой декоративноприкладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева», г.Чебоксарыsmirn.05@mail.ru

Педагогические технологии непрерывного художественнопедагогического образования Чувашии

Аннотация. Статья посвящена проблеме выбора педагогическихтехнологий, используемых в процессе реализации педагогического потенциала народного декоративноприкладного искусства в непрерывном художественнопедагогическом образовании Чувашии.Ключевые слова: развитие личности, декоративноприкладное искусство, профессиональное становление личности, педагогические технологии, творческая деятельность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Определение содержания народного декоративноприкладного искусства в непрерывном художественнопедагогическом образовании Чувашии предполагает продуманное использование педагогических технологий на всех ее этапах.Педагогические технологии реализации народного декоративноприкладного искусства как системообразующего компонента Научнопедагогической концепции непрерывного художественнопедагогического образования Чувашии напрямую связаны с его содержанием, так как «содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть» [1]. Помимо содержания на выбор педагогических технологий влияет единство целей, функций, содержания, методов и средств обучения, которыев непрерывном художественнопедагогическом образовании различны на всех трех этапах. С другой стороны, необходимо учитывать и психологическую характеристику развития личности на разных этапах жизни и определение ее ведущей деятельности. Опираясь на алгоритм выбора технологии обучения, разработанный В. И. Загвязинским [2], нами был произведен отбор технологий обучения, которые адекватно соответствовали этапам непрерывного художественнопедагогического образования региона.Одним из важных моментов в жизни личности, влияющим на становление и успешность всей жизненной траектории человека, является допрофессиональный этап. На этом этапе непрерывного художественнопедагогического образования происходит становление личности ребенка. В период позднего детства развиваются восприятие, непроизвольное внимание, наглядносхематическое мышление, наблюдательность на основе восприятия, произвольная память. В отрочестве происходит развитие и совершенствование качеств внимания (объем, концентрация, распределение, устойчивость), развитие словеснологической и образной памяти, развитие абстрактного мышления и устойчивого воображения [3–5]. Допрофессиональный уровень непрерывного художественнопедагогического образования включает в себя, следуя классификации профессионального развития личности Е. А. Климова [6], фазу оптанта –озабоченности вопросами выбора профессии, которая продолжается и в отрочестве.Период отрочества (13–18 лет) характеризуется окончательным установлением отношений со средой. Этот период в развитии ребенка самый сложный, противоречивый и решающий. Партнером молодого человека на данном этапе становится человечество, с которым человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта общественных (не узкосоциальных) отношений заключается в индивидуализации общественного инвентаря ценностей по мерке личностной позиции человека [7].В психологической литературе отмечается, что в этот момент у подростков от 11 до 15 лет наблюдается четко выраженная тенденция развития предпочтения социальноориентированной формы общения, которая создает для них реальные условия признания их как социально значимых лиц. Важным показателем социального развития выступает интерес, в котором выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность. Определяющими в развитии личности подростка становятся мотивы деятельности и поведения. В них выражается характер их отношения к себе, окружающим, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности.Развитие личности в подростковом возрасте происходит в своих «собственных культурных практиках и полях и часто независимо от реалий образовательной системы», а чтобы это «чужое» пространство стало «своим», нужно пошагово расширять его существующие интересы, что требует кропотливой культурной деятельности педагога [8]. На этом этапе также возрастает включенность подростков в целях самоутверждения и самовыражения в молодежную субкультуру, находящуюся порой в оппозиции к субкультуре взрослых. Глубокий интерес к декоративноприкладному искусству родного народа, заложенный в более раннем возрасте, позволит расширить культурное поле подростка, подготовит почву для восприятия декоративноприкладного искусства окружающих народов, раскроет его для общения в сотворчестве со взрослыми. Так, творческое переосмысление декоративноприкладного искусства родного народа поможет использовать народные мотивы в моделировании одежды, в профессиональном овладении отдельными видами декоративноприкладного искусства родного народа и т. д.Мышление подростка окончательно складывается на уровне формирования отвлеченной теоретической мысли, что сказывается на речи, а также нагляднообразном содержании восприятия, представления: «С развитием теоретического мышления получает принципиально завершенные формы переход от единичного к всеобщему, от конкретного –к абстрактному, и обратно: единичное становится выразителем общих свойств, конкретное –формой проявления абстрактного. Притом этот возврат к конкретному, мысленное воспроизведение конкретного через абстрактные определения, взятые в их взаимосвязи, представляет собой продукт высшей зрелости мысли» [9].Ученые отмечают, что высшие ступени развития мышления,развиваясь, не вытесняют низшие, а преобразуют их. В процессе развития теоретического мышления ни сенсомоторное (нагляднодейственное), ни нагляднообразное мышление не исчезают, а преобразуются, в процессе совершенствования поднимаются на новую ступень развития. Приэтоммежду ними образуются многообразнейшие, сложные, от случая к случаю индивидуально варьирующиеся взаимоотношения.В этот период изучение народного декоративноприкладного искусства происходит в рамках начального художественнопрофессионального образования (художественные школы, дизайнстудии, индивидуальное обучение у мастеров народных промыслов и др.). Одна из новых форм –художественнопедагогические классы, созданные в рамках профильного обучения. Но эта форма используется редко. Крайне важно на данном этапе дать подростку пониманиеместа и роли искусства родного народа и народов, его окружающих, в мировой художественной культуре, тождественности процессов, происходящих в нем, общемировым культурным процессам.Цели, задачи, принципы и содержание допрофессионального этапа системы непрерывного художественнопедагогического образования Чувашии, понимание процессов формирования личности ребенка позволилиопределить комплекс педагогических технологий, которые использовались в образовательном процессе при изучении декоративноприкладного искусства родного народа: информационные технологии (знания, умения, навыки); репродуктивные технологии; технология проблемного обучения; технология развивающего обучения; игровые технологии (создание проблемной ситуации через введение игровой), деловые игры.На данном этапе школьники приобретают начальные знания, умения и навыки, поэтому необходимо строить учебный процесс так, чтобы применять технологии обучения в определенной последовательности. Так, например, работа по программе элективного курса «Чувашское народное декоративноприкладное искусство в культурном пространстве Поволжья» [10] продумана так, что педагог вначале использует репродуктивные и информационные, затем в учебный процесс вводит проблемные и развивающие, а уж потом –игровые технологии. При использовании информационных технологий ученики накапливают теоретическую информацию по тематике курса: изучают формы и функции декоративноприкладного искусства, принципы создания произведений декоративноприкладного искусства, изучают материалы и технологии изготовления, декор, орнамент, цвет. Особое внимание уделяется изучению космогонических представлений о мироустройстве и элементовматериальной культуры родного (чувашского) народа, традиционного орнамента. Школьники также накапливают знания о технологии изготовления отдельных изделий декоративноприкладного искусства (чувашской вышивки, лозоплетения, керамики, шитья бисером и монетами), специальные знания о станках и приспособлениях, использующихся при изготовлении изделий чувашского народного декоративноприкладного искусства, о традициях народа в эстетическом воспитании и др.Репродуктивные технологии на данном этапе включают в себявнимательное прослушивание рассказа учителя, работу с книгой. Сюда же необходимо отнести и выполнение практических действий по инструкции: исполнение образца простых швов чувашской вышивки, видов узоров резьбы по дереву, исполнение эскиза чувашского орнамента по образцу и др.После тогокак школьники накопят первоначальные знания и умения, необходимо вводить в учебный процесс технологии проблемного и развивающего обучения. Так, например, в задании 1по теме «Космогонические представления о мироустройстве в элементах материальной культуры чувашского народа. Орнамент» [11] предлагается, сделав анализ орнаментов, встречающихся на женских налобных повязках, расшифровать изображения, доказав свою версию, опираясь на символику узоров вышивки, предложенную профессором А. А. Трофимовым. Задание по теме «Украшение в чувашском костюме» предполагает выполнение эскиза одного из девичьих (женских) украшений, при этом школьникам необходимо ответить на вопрос «Какова роль украшений в комплексе чувашского костюма?» и выполнить задание «Изобразите похожие украшения других народов Поволжья, схематично зарисуйте их».Игровые технологии впрограмме представлены посещением обрядового зала Чувашского государственного национального музея, где школьники участвуют в постановке детских народных праздников. Другой вариант –проведение народного праздника в школе (ларма, улах), в процессе которогоученики обобщают знания правил хорошего тона, приема гостей, сочетания труда с музыкой и танцами. Участие школьников в инсценировке помогает окунуться в историю народа, почувствовать взаимосвязь всех составляющих народной культуры.Оценивая возможности данных технологий, необходимо отметить, что на допрофессиональном этапе ведущими среди них будут информационные и репродуктивные технологии, так как они наиболее соответствуют уровню усвоения учебного материала.На втором этапе–профессиональном –происходит дальнейшее личностное и профессиональное становление. На этом этапе личность вступает в новые стадии своего развития –стадию юности и зрелости (взрослости). В период зрелости (взрослости) происходит продолжение формирования психических и социальнопсихологических качеств личности. П. М. Якобсон [12] под процессом формирования зрелой личности понимает формирование социальной зрелости, которая включает гражданскую (осознание своего долга перед обществом, ответственность за свой труд), идеологическую, моральную (понимание, принятие и реализация норм морали, наличие развитой совести, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать ответственность в любви, в построениисемьи и ее будущего), эстетическую (достаточно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах в быту, искусстве, природе), психологическую зрелость.Ученый, подчеркивая значимость различных параметров зрелости личности, останавливается на психологической зрелости, под которой понимает характеристики организации самой личности (уровень ее организации, характер самосознания, особенности саморегуляции, саморефлексии и т. д.), изменение личности в интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере.Процесс взросления, по П. М. Якобсону, предполагает изменение психологического уровня производимых операций, содержания актов мышления, их адекватность рассматриваемым явлениям. Соответственно, планомерное изучение чувашского народного декоративноприкладного искусства на профессиональном этапе системы непрерывного художественного образования поможет сформировать определенные психологические черты личности. Среди них:выраженное стремление к творчеству с использованием основ чувашского народного декоративноприкладного искусства, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к широкому кругу явлений социальной жизни (к чувашскому искусству вообще и к народному в частности, к жизни чувашского народа в его разнообразных проявлениях; к миру идей, относящихся к сфере научного познания, проявившихся в философии чувашского народа, нравственности, морали и т. д.; к родной природе в ее многообразии и богатстве и др.);достаточная эмоциональнаячувствительность к произведениям народного искусства, фольклора, народного эпоса, способность при этом проявлять особенно высокий уровень эмоциональной восприимчивости;наличие способностей по творческому использованию знаний, профессиональных умений, навыков по отдельным видам чувашского народного декоративноприкладного искусства, его педагогических и эстетических возможностей;рефлексия своего духовногооблика, служащая задачам самоорганизации через нравственное самосовершенствование личности с опорой на потенциал чувашской народной культуры, эстетическое развитие на основе глубокого изучения чувашского народного декоративноприкладного искусства.Психологические и деятельностные характеристики личности учителя изобразительного искусства на профессиональном этапе определили выбор информационных, репродуктивных, эвристических и интерактивных технологий обучения народному декоративноприкладному искусству. Так, дальнейшее углубление теоретических знаний по костюму народов Поволжья и его составляющим, использованию видов народного декоративноприкладного искусства в его создании, изучение мироустройства в элементах материальной культуры народов Поволжья предполагают использование репродуктивных технологий обучения. К ним отнесем работу с научной и искусствоведческой литературой, выполнение образцов сложных швов вышивки по счету нитей и их сочетание, создание простейших орнаментальных композиций узоров в ткачестве и др.К репродуктивноалгоритмическим технологиям обучения относится учебнопознавательная деятельность по изучению теоретического материала: подготовка реферата по определению особенностей типологии женского костюма народов Поволжья, выступление с сообщением, решение задач по выполнению эскиза композиции (вышивка, ткачество, резьба по дереву, шитьебисером и монетами и др.). Выбор эвристических технологий обучения позволил ввести в учебный процесс формирование у студентов опыта поисковой, эвристической деятельности. Так, проблемные технологии предполагают использование проблемного изложения, эвристической беседы, проблемных заданий и игровых проблемных ситуаций. Помимо них используются и технологии проектирования (создание учебного проекта). Тем самым студенты в процессе изучения овладеют приемами и способами, которые характерны для любой творческойдеятельности. Для введения в учебный процесс усвоения знаний и формированияумений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий студентов и педагога в качестве субъектов образовательного процесса необходимо использовать интерактивные технологии.Их отличительные особенности: опора на использование творческого мышления, коллективное взаимодействие. «При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации» [13].Неимитационные интерактивные технологии представлены в учебном процессе проблемными лекциями, учебными дискуссиями, «мозговым штурмом», учебным сотрудничеством. Имитационные интерактивные технологии –анализом педагогических ситуаций, дидактическими играми, имитационными тренингами (воссоздание педагогических ситуаций, проведение уроков) и игровым проектированием (реконструкция народных праздников, коллективная деятельность по созданию эскизов современного народного костюма и др.). Использование различных технологий обучения в процессе изучения народного декоративноприкладного искусства позволит придать системный, целостный и творческий характер и выведет студентов на творческое использование знаний, умений и навыков в процессе личной художественнотворческой деятельности.Ведущими педагогическими технологиями на профессиональном этапе непрерывного художественнопедагогического образования являются эвристические и интерактивные технологии. Этап постпрофессионального образованиянепрерывного художественнопедагогического образования, системообразующий компонент которого –народное декоративноприкладное искусство, условно совпадает по протяженности сразу с несколькими фазами периода зрелости. В этот период развитие личности характеризуется следующими чертами: автономностью и независимостью психических функций, дифференциацией отдельных сторон всей системы интеллекта. Налицо устойчивые связи между образным, вербальнологическим и практическим мышлением. В то же время происходит спад функционального уровня развития свойств внимания и сенсорноперцептивных функций, упадок физических и умственных возможностей, интенсивный прогресс вербальных функций (Б. Г. Ананьев), а в более старшем возрасте –ослабление механического компонента памяти; хорошая сохранность компонентов логическисмысловой памяти; ослабление кратковременной памяти.В соответствии с классификацией фаз развития профессионала Е. А. Климова, в этот период происходит становление профессионала –учителя изобразительного искусства как специалиста, обладающего квалификацией [14]. Личность последовательно проходит несколько фаз развития профессионализма, начиная с фазы адаптации, в период которой происходит привыкание молодого специалиста к работе. Адаптант накапливает опыт использования народного декоративноприкладного искусства в профессиональнохудожественной деятельности, осуществляет проверку изученныхтехнологий, методик. Затем наступает фаза опытности. Опытный работник –интернал –успешно использует в своей профессиональной деятельности потенциал народного декоративноприкладного искусства. Постепенно начинают вырабатываться элементы индивидуального творческого стиля, совершенствуются технологические приемы выполнения отдельных видов народного декоративноприкладного искусства.Фаза мастерства предполагает наделение профессионала особым творческим стилем, неординарными подходами к использованиюнародного декоративноприкладного искусства в профессиональной художественной деятельности, тонким чувствованием его особенностей, связь с философией народа.Фаза авторитета, следующая за мастерством, предполагает развитие профессионализма личности до уровня, когда с его мнением считаются и коллеги, и руководители. В этот период профессиональные задачи решаются успешно за счет большого приобретенного опыта творческого использования чувашского народного декоративноприкладного искусства в профессиональной деятельности. На фоне обширнейших знаний в области народного искусства понимаются особенности, тонко чувствуются композиционные, колористические нюансы чувашского народного декоративноприкладного искусства. Профессионал внутренне готов к передаче своего накопившегося опыта.Фаза наставничества характеризует профессионала художественного профиля высшего уровня развития как человека, у которого готовы поучиться коллеги, перенять опыт. На данной фазе развития профессионала окружают ученики. И хотя сил и энергии у него становится меньше, однако использование народного декоративноприкладного искусства в профессиональной деятельности не затихает, а переходит на новый уровень: свой колоссальный опыт профессиональной деятельности по его использованию он с охотой передает своим ученикам и коллегам. Именно около таких наставников и сплачиваются настоящие энтузиасты народного декоративноприкладного искусства, профессиональная деятельность которых нередко находится вне области народного декоративноприкладного искусства.Вследствие тогочто педагогические технологии весьма ограничивают действия обучаемого взрослого и рассчитаны на обучающихся с минимальным опытом, на постпрофессиональном этапе системы непрерывного художественнопедагогического образования предпочтительнее использовать технологии обучения взрослых. Под ними С. И. Змеев понимает «систему научно обоснованных андрагогическими принципами обучения действий взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения» [15].Прежде всего, технологии обучения взрослых развивают у обучающихся умения обучаться, вовлекают в процесс самосовершенствования и саморазвития, аследовательно, повышают и ихмотивацию. Также необходимо учитывать предпочтительность технологий, способствующих организации совместной деятельности как обучающего с обучаемыми, так и обучающихся друг с другом, а это значительно повышает эффективность учебного процесса [16]. Вместе с тем при наличии обучающихся, которые не вполне владеют информацией по изучаемой проблеме, допускается использование педагогических технологий, в частности информационных. Но всетаки ведущими технологиями постпрофессионального этапа системы непрерывного художественнопедагогическогообразования являются модульные, интерактивные, проектные и технологии коллективной деятельности.На постпрофессиональном этапе непрерывного художественнопедагогического образования Чувашии используется модульное обучение, под которым понимается технология, где используется модульный принцип, а «учебный модуль служит средством проектирования и реализации педагогической системы, в которой акцент обучения перемещен с процесса на результат, а гарантией достижения этого результата является регулирование, адаптация обучения в любой момент и в любой точке функционирования» [17]. Эти подходы к построению учебного процесса использованы нами при создании модульной программы повышения квалификации учителей изобразительного искусства «Педагогический потенциал народного декоративноприкладного искусства в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства», цельюкоторойявляется совершенствование профессионализма учителя изобразительного искусства в области реализации потенциала народного декоративноприкладного искусства в профессиональнопедагогической и художественнотворческой деятельности. Данная программа состоит из семи модулей, планомерно раскрывающих: теоретические основы народного декоративноприкладного искусства; общее и особенное декоративноприкладного искусства Поволжья; особенности культуры и декоративноприкладного искусства в контексте психологопедагогической науки; реализацию педагогического потенциала народного декоративноприкладного искусства на уроках изобразительного искусства; изучение народного декоративноприкладного искусства во внеурочное время; народное декоративноприкладноеискусствов контексте художественнопрофессиональной деятельности и художественной самодеятельности Чувашской Республики; современные подходы к формированию профессионала –учителя изобразительного искусства.Каждая из тем основанана выстраивании содержания модуля вокруг основных понятий и методов, а изложение –на базесистемного и логически составленногоучебного материала.Работа по модульной программе позволяет использовать и другие педагогические технологии. Опыт работы в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства позволил нам выстроить процесс обучения при помощи ряда технологий, среди которых основными были интерактивные технологии и технологииколлективной деятельности, а среди традиционных –информационные. Они,как никакие другие,позволяют использовать в процессе обучения опыт художественнопедагогической и творческой деятельности в области народного декоративноприкладного искусства, накопленный обучающимися в процессе практической деятельности. Они также позволяют решить одну из проблем курсов повышения квалификации –неоднородность групп по уровню опытности и квалификационной характеристики обучающихся. Традиционные технологии в системе постпрофессионального образования позволят восполнить недостающие знания, умения и навыки в изучении народного декоративноприкладного искусства, методики его преподавания и использования в художественнотворческой деятельности. Интерактивные технологии существенно меняют роль народного декоративноприкладного искусства в образовательном процессе учителей: оно становится не целью изучения, а средством для освоения методических приемов обучения и воспитания школьников, творческой и научной деятельности, личностного саморазвития учителя изобразительного искусства. Так, например, проведение семинарадиспута на тему «Формирование личности школьника возможностями народного декоративноприкладного искусства на уроках изобразительного искусства» вызвало бурную дискуссию участников о методах преподавания, о различиях сельской и городской молодежи, роли монои мультикультурной среды вформированииребенка. На семинаре четко обозначилась роль ведущих учителейметодистов республики: их опыт и знание особенностей преподавания народного декоративноприкладного искусства позволил вести дискуссию, оппонировать выступающим, описывать свой опыт в преподавании, то есть использовать то, что их отличает,–бесценный опыт, накопленный годами. Преподаватель в данном случае был только в роли стороннего наблюдателякоординатора: изредка направлял дискуссию и подводил выступающих к выводам. По итогам каждого модуля проводилась работа в малых группах: обучающиеся делились по пятьшесть человек, выбирались «педагоги» из числа опытных, зарекомендовавших себя на уровне республики учителей изобразительного искусства, им раздавались вопросы для проверки. Поочередно проводился опрос каждой группы, на вопросы отвечали как индивидуально, так и коллективно, с бурными обсуждениями. Тем самым была дана возможность высказаться как учителям с опытом, так и молодым. Это можно рассматривать и как итоговую проверку знаний, и как повторение обучающимися пройденного материала модуля.Необходимо отметить, что данные технологии,с использованиемвзаимодействиявнутри групп, позволяют учиться мыслить критически, анализировать педагогические ситуации, активно обмениваться педагогическим и творческим опытом. Не менее важным на постпрофессиональном этапе непрерывного художественнопедагогического образования является использование технологий проектного обучения, причем создаваться проект может как малой группой (2–3 человека), так и индивидуально. В начале курсов повышения квалификации слушателям раздавались темы из области художественной педагогики для создания проектов, затем проводилось индивидуальное и коллективное консультирование, а по завершении курсов проводилась их защита. Тем самым на всем этапе обучения создавались педагогические условия, способствующие совершенствованию исследовательских умений, творческих способностей, влияющих на личностный рост учителей изобразительного искусства. Таким образом, анализ научной литературы по проблеме выбора педагогических технологий показал, что их использование в учебном процессе напрямую связано с содержанием образования. Вследствие этого цели, задачи, принципы и содержание этаповсистемы непрерывного художественнопедагогического образования Чувашии, понимание процессов формирования личности в течение всей жизни позволилиопределить комплекс педагогических технологий, позволяющих реализовать педагогический потенциал народного декоративноприкладного искусства в системе непрерывного художественнопедагогического образования. На допрофессиональном этапе этоинформационные, репродуктивные, проблемные, развивающие и игровые технологии. На профессиональном –информационные, репродуктивные, эвристические и интерактивные технологии обучения; на постпрофессиональном –информационные, модульные, интерактивные, проектные и технологии коллективной деятельности.

Ссылки на источники1.СелевкоГ. К. Современные образовательные технологии:учеб.пособие для вузов и институтов повышения квалификации.–М.:Народное образование, 1998. –C.17.2.ЗагвязинскийВ. И. Теория обучения. Современная интерпретация:учеб.пособие. –М.:Академия, 2001. –С. 90–91.3.КрыловаН. Б. Культурология образования. –М.:Народное образование, 2000. –С.418.4.БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна;вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. –М.:Издво «Институт практической психологии»;Воронеж:НПО «МОДЭК», 1995. –С.53.

5.КузинВ. С. Психология живописи:учеб.пособие для вузов. –4е изд., испр. –М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. –С.207.6.Божович Л. И. Указ. соч. –С. 525.7.СлободчиковВ. И.,Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. –1996. –№ 5. –С. 38–50.8.КрыловаН. Б. Указ. соч.–С. 150.9.РубинштейнС. Л. Основы общей психологии. –СПб.:ПитерКом, 1999. –С.431.10.СмирноваН. Б. Чувашское народное декоративноприкладное искусство в культурном пространстве Поволжья. Программа элективного курса и методические рекомендации.–Чебоксары:Чуваш. гос. пед. унт, 2010. –40 с.11.Носкова О. Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. Е. А. Климова. –М.: Изд. центр «Академия», 2004. –С. 30.12.ЯкобсонП. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. –1981. –Т.2.–№ 4. –С.141–149.13.СимоненкоВ. Д. Общая и профессиональная педагогика:учеб.пособие для студентов педагогических вузов. –М.:ВентанаГраф, 2005. –С. 218.14.НосковаО. Г.Указ. соч. –С. 127.15.ЗмеевС. И. Андрагогика:основы теории, истории и технологии обучения взрослых. –M.:ПЕР СЭ, 2007. –С. 124.16.Там же. –С. 180.17.Технологии образования взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. –СПб.:КАРО, 2008. –С. 123.

Смирнова Н. Б.Педагогические технологии непрерывного художественнопедагогического образования Чувашии // Концепт. –2014. –№11(ноябрь).–ART14332. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14332.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

NataliaSmirnova,

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, head of the chairof Decorative and Applied Art and Methods of Teaching Fine Arts, Chuvash State PedagogicalUniversity. I. I. Yakovlev", Cheboksarysmirn.05@mail.ruPedagogical technology of continuous pedagogical education of the Chuvash RepublicAbstract.The paperis devoted to the problem of choosing the pedagogical techniques used in the process of implementation ofpedagogical potential of folk decorative and applied arts in continuous pedagogical education of the Chuvash Republic.Keywords:personal development, arts and crafts, professional personal development, educational technology, creative activity.References1.Selevko,G. K. (1998) Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie dlja vuzov i institutov povyshenija kvalifikacii,Narodnoe obrazovanie, Moscow, p. 17(in Russian).2.Zagvjazinskij,V. I. (2001) Teorija obuchenija. Sovremennaja interpretacija: ucheb. posobie,Akademija, Moscow,pp.90–91(in Russian).3.Krylova,N. B. (2000) Kul'turologija obrazovanija,Narodnoe obrazovanie, Moscow,p.418(in Russian).4.Bozhovich,L. I.&Fel'dshtejn, D. I. (ed.) (1995) Problemy formirovanija lichnosti,Izdvo “nstitut prakticheskoj psihologii”;Moscow; NPO “MODJeK”, Voronezh,p.53(in Russian). 5.Kuzin,V. S. (2005) Psihologija zhivopisi: ucheb. posobie dlja vuzov,4e izd., ispr,OOO “Izdatel'skij dom «ONIKS 21 vek”, Moscow,p.207(in Russian).6.Bozhovich, L. I. & Fel'dshtejn, D. I. (ed.) (1995) Op. cit.,p.525(in Russian).7.Slobodchikov, V. I. &Cukerman,G. A. (1996) “Integral'naja periodizacija obshhego psihicheskogo razvitija”,Voprosy psihologii,№ 5,pp.38–50(in Russian).8.Krylova, N. B. (2000) Op. cit.,p.150.9.Rubinshtejn,S. L. (1999) Osnovy obshhej psihologii,PiterKom, St. Peterburg,p.431(in Russian).10.Smirnova,N. B. (2010) Chuvashskoe narodnoe dekorativnoprikladnoe iskusstvo v kul'turnom prostranstve Povolzh'ja. Programma jelektivnogo kursa i metodicheskie rekomendacii,Chuvash. gos. ped. unt, Cheboksary,40 p.(in Russian).11.Noskova,O. G.&Klimov, E. A. (ed.) (2004) Psihologija truda: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb.zaved., Izd. centr “Akademija”, Moscow,p.30(in Russian).12.Jakobson,P. M.(1981)“Psihologicheskie komponenty i kriterii stanovlenija zreloj lichnosti”,Psihologicheskij zhurnal,vol. 2,№ 4,pp.141–149(in Russian).13.Simonenko,V. D. (2005) Obshhaja i professional'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov,VentanaGraf, Moscow,p.218(in Russian).14.Noskova, O. G. & Klimov, E. A. (ed.) (2004) Op. cit.,p.127.15.Zmeev,S. I. (2007) Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologii obuchenija vzroslyh,PER SJe, Moscow,p.124(in Russian).16.Ibid.,p.180.17.Agapova, O. V., Vershlovskij, S. G. & Toskina, N. A. (ed.) (2008) Tehnologii obrazovanija vzroslyh: posobie dlja teh, kto rabotaet v sisteme obrazovanija vzroslyh, KARO, St. Peterburg,p.123(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»