Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лебедева И. В., Шабанова Т. Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14364.htm.
Аннотация. В статье анализируются особенности и психолого-педагогические барьеры обучения преподавателей медицинских вузов в системе дополнительного профессионального образования. Приводятся результаты эмпирического исследования профессионально-личностных качеств врачей-педагогов: психоэмоционального состояния, профессиональной самооценки и ценностей, индивидуального стиля педагогической деятельности. Сформулированы условия и задачи обучения слушателей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и саморазвития. Описано содержание программы реализуемого курса «Педагогика и психология высшей школы» для преподавателей медицинских вузов, приведены конкретные формы, приемы и технологии обучения.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лебедева Ирина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им.Козьмы Минина», г. Нижний Новгород lebedeva06.08@yandex.ru

Шабанова Татьяна Леонидовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород shabanovatl@yandex.ru

Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы»

Аннотация. В статье анализируются особенности и психологопедагогические барьеры обучения преподавателей медицинских вузов в системе дополнительного профессионального образования. Приводятся результаты эмпирического исследования профессиональноличностных качеств врачейпедагогов: психоэмоционального состояния, профессиональной самооценки и ценностей, индивидуального стиля педагогической деятельности. Сформулированы условияи задачи обучения слушателей с целью повышения их психологопедагогической компетентности и саморазвития. Описано содержание программы реализуемого курса «Педагогика и психология высшей школы» для преподавателей медицинских вузов, приведены конкретные формы, приемы и технологии обучения.Ключевые слова: психологопедагогическая компетентность; психологопедагогические барьеры обучения, психоэмоциональное состояние, профессиональная самооценка, профессиональные ценности, стиль педагогической деятельности, инновационные технологии обучения, психотехнологии профессиональноличностного саморазвития.

Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях модернизации высшего медицинского образования особое значение приобретает совершенствованиепрофессионализма преподавателя, от которого в первую очередьзависят организация и формирование эффективной полисубъектной образовательной среды.Не вызывает сомнений тот факт, что интеграция двух профессий в деятельности врачапедагога усложняет его профессиональные функции, обязывает совершенствовать не только специальную, но и психологопедагогическую компетентность. Одной из форм решения данной проблемы является система дополнительного профессионального образования (ДПО) врачейпреподавателей вузов, которая позволяет практикующим докторам повышать уровень психологопедагогических знаний и умений. Структура и содержание подготовки врачейпедагогов в системе ДПО являются отражением интеграционных медикопедагогических процессов, обеспечивающих междисциплинарное взаимодействие научного познания человека и профессионального педагогического образования в ходе непрерывного обучения. Совокупность личностных качеств и ценностных ориентаций врачапедагога позволяет осуществлять конструктивный диалог относительно врачебной профессии, формировать атмосферу сотрудничества в ходе усвоения общих и специальных знаний, полномасштабно включать студентов в образовательный процесс, обусловливая формирование инновационного образовательного пространства, которое подразумевает включение в научную работу студентов на добровольной основе, профессиональноличностную самореализацию и индивидуальный стиль[1]. Формирование и совершенствование психологопедагогических компетенций преподавателей является основной целью учебного курса «Педагогика и психология высшей школы», реализуемогонами в условиях системы повышения квалификации медицинских работников ПГМА имени Е.А.Вагнера (г. Пермь) и НижГМА (г.Нижний Новгород). Нами было проведено исследование профессиональноличностных качеств преподавателей для выявления их несовершенстваи потенциаларазвития с целью проектирования содержания курса, эффективных форм организации учебной работы, индивидуальной траектории обучения слушателей. В опросе участвовали 66 преподавателей. Использовалась модифицированная нами методика «Психологический портрет преподавателя».Методика позволяет выявить психоэмоциональное состояние, профессиональные ценности, профессиональную самооценку, доминирующий стиль педагогической деятельности. Результаты показали, что 61,17%преподавателей имеют неустойчивое психоэмоциональное состояние, а 8,63%переживают явное эмоциональное неблагополучие. Из них 66,7% преподавателей отмечают, чтоуспех занятия в основном зависит от их физического и душевного состояния. 71,2%считают, что работа им дается ценой большого напряжения. 78,8%испытывают раздражение по отношению к студентам. 72,7%педагогов не находят достаточно сил, чтобы справляться с трудностями.При этом 66,7%не хватает поддержки близких и коллег. В психологии давно установлен факт определяющей роли эмоций в процессе жизнедеятельности человека. Особенности эмоциональной сферы регулируют все внутриличностные процессы педагогов: определяют качество жизни, удовлетворённость от общения с окружающими, успешность в деятельности, состояние физического и психологического здоровья[2]. Как показали результаты, неспособность преподавателей регулировать свои эмоции приводит к усилению стресса и других негативных эмоций. Хроническое психоэмоциональное напряжение является причиной негативного отношения к трудностям, неожиданным ситуациям, новому знанию и опыту,определяет субъективное чувство беспомощности и неуспешности, усиливая действие механизмов самозащиты и создавая барьеры для профессиональноличностного саморазвития.Значимым регулятором педагогической деятельности является профессиональная самооценка. Было выявлено, что у 41,6%преподавателей неустойчивая самооценка, а у 17,38%–заниженная. Они чувствуют себя неуверенно, когда на их занятиях присутствуют посторонние люди, когда слышат замечания со стороны коллег или руководства,в ситуациях, когда студенты излагают неизвестные им факты. Заниженная самооценка влияет на восприятие окружающих, поэтому преподаватели сомневаются в дружелюбном отношениик ним коллег и студентов. Возникают чрезмерный контроль и снижение активности, поэтомумногие преподаватели отмечают, что крайне редко выступают на заседаниях кафедры и проявляют инициативу в работе.Профессиональные ценности преподавателей составляют основу мотивации деятельности и характеризуют направленность личности, ее поведение и общение. У 58,02%преподавателей доминируют эгоцентрические ценности личного успеха и благополучия. 24,9%мотивированы на мнение коллег, стремятся добиться уважения и престижа. Лишь 17,08%педагогов центрированы на интересах своих студентов, проявляют внимание к их запросам и проблемам, выражают эмоциональную солидарностьи принимают участие в их жизни. Известно, что личностные качества во многом определяют стиль деятельности педагогов. Было выявлено, что 24,6% преподавателей демонстрируют авторитарный, а 23,2%–либеральнопопустительский стиль. Таким образом,половинапедагогов либо абсолютно доминируют в образовательном процессе, подавляя активность студентов строгим регламентированием их деятельности, и решают трудные профессиональные ситуации в агрессивной манере; либо совсем отстраняются от своих профессиональных обязанностей, игнорируют или отрицают трудности, избегают проблем. Таким образом, результаты нашего исследования показали дефицитарные области профессиональноличностного развития преподавателей и необходимость укрепления у них личностных ресурсов и формирования психологопедагогических компетенций. Результаты проведенного исследования и данные многолетних наблюдений позволяют нам отметить сложности восприятия и освоения психологопедагогических дисциплин слушателями курсов повышения квалификации, сформулировать задачи обучения и саморазвития.1.В среде преподавателей непедагогических (в том числе медицинских) вузов сложилось весьма поверхностное, а порой скептическое отношение к педагогический и психологической науке. Будучи специалистами в своей профессиональной области, они, став на путь преподавательской деятельности, считают достаточным наличиесобственных знаний и опыта для умелой передачи их другим.2.Курс «Педагогика и психология высшей школы» для слушателейврачей имеет основную цель –совершенствование подготовки преподавателя к самостоятельнойпедагогической деятельности, которая напрямую связана с его профессиональной деятельностью, включающей лечебнопедагогические ситуации. В то же время специфика профессионального мышления многих врачей предполагает опору на так называемую «рецептурность», стремление решать типовые задачи, следование готовому образцу, устоявшейся модели.Инновационность подчас воспринимается ими как отход от проверенных временем и опытом позиций и методов. В силу этого развернуть интерактивную беседу, направленную дискуссию не так просто, хотя группа слушателей представляет собой сообщество коллег.3.Часто приходится наблюдать, что преподаватели,достигшие подлинного мастерства на врачебном поприще,испытывают затруднения в проектировании и организации педагогического процесса. Нежелание некоторых преподавателей вникать в тонкости этого процесса можно объяснить как некую психологическую защиту. В то же время наблюдается тенденция некритичногоотношения врачейпедагогов к подчас примитивным методам, технологиям, средствам обучения и диагностики. Результатом этого является незнание или игнорирование новых в сфере педагогической деятельности форм работы (супервизия, проектная деятельность, коучинг, наставничество, клиникопсихологические тренинги и т.д.)[3].4.В условиях дополнительной профессиональной подготовки курс «Педагогика и психология высшей школы» читается различным категориям слушателей: представителям администрации вуза (проректорам, заведующим кафедрами), врачамординаторам, врачаминтернам, аспирантам. Педагогика и психология –дисциплины гуманитарного цикла, преподавание которых в медицинском вузе осуществляется на этапах постдипломного обучения, когда обучающиеся охвачены такими формами повышения квалификации, как интернатура, ординатура и аспирантура. Исследователи данного типа профессионального образования отмечают специфику в обучении различных категорий слушателей[4;5; 6].Естественно, что в таких гетерогенных группах, где одновременно обучаются опытные преподаватели, участвующие в различных формах повышения квалификации в области преподавательской деятельности, и аспиранты–начинающие педагоги, организация продуктивного профессионального диалога требует высокого мастерства модератора.5.Осложняют решение проблемы переподготовки преподавателей высшей медицинской школы косвенные обстоятельства: дефицит учебного времени; невозможность оставить профессиональные обязанности во время прохождения курсов; трудности в «наполнении» содержанием длительных по времени циклов обучения; отсутствие навыков оформления методических документов (рабочих и образовательных программ, методических рекомендаций и т.д.); сложности в использовании научнопедагогической лексики и др.6.Зачастую необходимость работы над стилем своей педагогической деятельности (педагогической техникой) остается вне зоны внимания врачейпедагогов,хотя широко известна его роль в реализации образовательных целей: «от того, какой стиль взаимодействия выработан у педагога, во многом зависит успех его деятельности и в целомрезультат педагогического процесса. Субъект социального взаимодействия является носителем своего неповторимого стиля, который,в свою очередь,является как бы визитной карточкой и детерминантом стиля взаимодействия данного субъектас другими и с социумом в целом»[7].7.Недостаточное осознание аксиологического аспекта психологопедагогических компетенций в профессиональной деятельности практикующего врачапедагога.Понимание значимости педагогики как науки способствует тому, что ценностный компонент потенциала педагога во многом определит его профессиональную культуру, пригодность к выбранной профессии, профессиональную позицию, готовность и способность к проведениюобразовательной деятельности. Не вызывает сомнений утверждение, что цели педагогического образования определяются мотивами, в которых конкретизируются доминирующие потребности данной деятельности и составляющие «ядро» личности педагога как мастерапрофессионала. К ним в первую очередь относятся потребности в самоопределении, саморазвитии, самореализации самого педагогаи развития тех, с кем он вступает в профессиональное общение[8].Учет данных особенностей определяет особый выбор логики построения курса, методик и форм проведения занятий со слушателями. Приведем фрагменты построения курса «Педагогика и психология высшей школы».В целях системного представления научного педагогического знания в структуру содержания введены вопросы методологических основ педагогики и психологии высшей школы как самостоятельной дисциплины,показывается генезис форм ее развития, перспективы и тенденции профессионального образования. Инвариантный характер носят темы, связанные с нормами качественного построения учебной деятельности со студентамимедиками и ролью преподавателя в этом процессе:реализация ФГОС ВПО, организация и управление процессом усвоения знаний, целеполагание, мотивация учебной деятельности, учет в обучении возрастных ииндивидуальноличностных особенностей студентов, типы образовательных систем, виды и технологии обучения, интерактивные методы и технологииобучения взрослых, формы организации процесса обучения, фонды оценочных средств, личностнодеятельностные и субъектные качества самого преподавателя и т.д.Основной методический прием исследования состоял в проведении опроса перед первым занятием по образовательной программе. Как правило, при прохождении курсов проводится обратная связь, которая позволяет изучить: а) потребность слушателей в знаниях в областипедагогики и психологии высшей школы, а также проблемы в сфере образования, которые их интересуют в наибольшей степени (когнитивный компонент); б)причины прохождения курсов повышения квалификации и отношение слушателей к содержанию курсов по педагогике ипсихологии высшей школы с точки зрения ожидаемой пользы для кафедры, где они работают,и решения личных и профессиональных проблем (аффективный компонент); в) смыслы повышения психологопедагогической квалификации, цели обучения через прогнозируемые результаты работы на курсах (конативный компонент)[9].По отзывам слушателей, особую ценность для данной аудитории имеют темы, связанные с оформлением методической документации, составлением банка кейсзаданий, проведением тестирования, возможностями дистанционного обучения, организацией познавательной деятельности студентов на занятиях и развитием их творческих и интеллектуальных способностей. Большой интерес вызывают вопросы использования инновационных образовательных технологий, которым посвящается наибольшее количество времени (игровые, коммуникативные технологии, взаимообучение, тренинги и т.д.), которые позволяют развивать навыки не только взаимодействия, но и взаимопонимания. Также много внимания уделяется способам и приемам психологопедагогического изучения личности студента, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. Особую значимость в современных условиях приобретает рефлексивная деятельность преподавателя. На лекциях и практических занятиях педагоги обучаются технологиям анализа собственной деятельности и личности, построения программы дальнейшего саморазвития. Проведённый анализ результатов практического обучения (итоги «на выходе») показал, что наибольшую эффективность в подготовке дают психологические тренинги и консультации, игры иупражнения по развитию вербальной и невербальной коммуникации, интерактивных, перцептивных умений, навыков эмоциональной саморегуляции. Методика построения занятий требует сочетания традиционных (информационная лекция, работа с презентацией, выполнение репродуктивных занятий, ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.) и развивающих форм учебного общения (дискуссии, проблемные лекции, обучающие тесты, работа с опережающими материалами через блог преподавателя, ознакомление с темами курса дистанционно, самостоятельная работа с презентациями, выполнение творческих зачетных заданий)[10]. Наиболее емкой формой организации педагогического взаимодействия является лекцияпрессконференция, которая, как правило, читается в конце курса, где слушатели могут выставить на обсуждение любой профессионально важный с точки зрения педагогической деятельности вопрос. Обратная связь, которая является неотъемлемым компонентом программы курса, показывает, что многие слушатели впервые «открыли» для себя педагогику и психологию как науки; узнали об инновационной педагогике; расширили свой профессиональный кругозор; увидели области улучшения своей педагогической деятельности и зоны своего роста как преподавателя; усилили интерес к педагогике и психологии в контексте организации лечебного процесса; оценили роль педагогических знаний в целом.Таким образом, анализ результатов входной психологопедагогической диагностики и итогов освоения слушателями курса позволил сделать следующие выводы:1)результаты исследования профессионально личностных качеств преподавателей показалидефицитарные области развития: неустойчивость психоэмоционального состояния, заниженную самооценку, доминирование эгоцентрической и конформной центрации в системе профессиональных ценностей; у половины преподавателей–преобладание авторитарного или либеральнопопустительского стиля преподавания как защитных способов поведения;2)результаты наблюдений свидетельствуют о недостаточной психологопедагогической компетентности преподавателей медицинских вузов: отсутствии потребности в психологопедагогических знаниях в связи с неумением анализировать свою деятельность и общение, стереотипности профессионального мышления, закрытости к новому опыту и знаниям и неготовности использоватьинновации в учебном процессе;3)есть все основания утверждать, что необходимо включать в систему повышения квалификации врачейпедагогов дисциплиныпсихологопедагогического цикла и дополнительных спецкурсов и тренингов по актуальным профессиональным и личным проблемам; 4)психологопедагогические знания используются врачомпедагогом для регуляции собственной деятельности, в связи с чем очень важен блок знаний о различных диагностических системах, экспертных подходах, формах установления оперативной обратной связи;5)специальной педагогической задачей является выделение «конфликтного» материала, который может послужить основой для моделирования педагогических ситуаций;6)саморазвитие врачапедагога, становление его профессиональной позиции должно быть представлено как процесс оценки, отбора, создания средств, способов, технологий, техник, методик, наиболее эффективных для становления личности студентамедика;7)эвристический уровень профессиональной компетентности вносит элементы творчества, стремление к инновациям, желание критически переосмыслить свой опыт, оценить его;8)педагогика и психология высшей школы позволяют научно обосновывать требования к специалистумедику через описание конечных и промежуточных целей обучения, к организации педагогического процесса, пониманию его закономерностей, принципов, умению разрабатывать учебные программы, проектировать и анализировать образовательное пространство;9)высшая степень профессиональной готовности к врачебной деятельности включает умение обучать этой деятельности будущих врачей, в связи с чем врачипедагоги не должны испытывать затруднений в проектировании и организации педагогического процесса, соответствующего социальным потребностям общества в инновационном развитии здравоохранения и собственным потребностям.

Ссылки на источники1.Кудрявая Н. В.,Уколова Е. М.,Молчанов А. С.и др.Врачпедагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред.академика РАМН, проф.Н. Д.Ющука. –М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.–С.269–268.

2.Шабанова Т. Л.Психология профессионального стресса и стресстолерантности: учеб.пособие.–Н. Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2013.–131 с. 3.Педагогикав медицине:учеб. пособие для вузов / под ред.Н.В.Кудрявой.–М.:Академия, 2006.–С. 17–18.4.Бордовская Н.В.,Розум С.И.Психология и педагогика: учеб. для вузов.Стандарт третьего поколения.–СПб.:Питер, 2013.–624 с. 5.Педагогика: пособие для врачейинтернов / подред.Н.П.Ванчаковой, В.А.Худика.–СПб.: Издво СПГМУ им.акад.И.П.Павлова, 2007.–65 с. 6.Педагогика: учеб. курс для аспирантов медицин.вуза / под ред.Н.П.Ванчаковой, И.В.Тельнюк.–СПб.:Издво СПГМУ им.акад.И.П.Павлова, 2008.–116 с. Педагогика: учеб.курс для врачейординаторов / подред.Н.П.Ванчаковой, В.А.Худика.–СПб.:Издво СПГМУ им.акад.И.П.Павлова, 2008.–С.33.8.Суртаева Н.Н.,Кандаурова А.В.Индивидуальный педагогический стиль в социальном взаимодействии: учеб. пособие для студ.пед.вузов.–СПб.: ИОВ РАО, 2006.–251 с. 9.Набиуллин Л.Г.Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога//Человек и образование.–2013.–№ 4.–С.94–98. 10.Лебедева И. В.Компетентностноориентированные технологии профессиональной подготовки педагога // Компетентностноориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография /под ред. В. В. Николиной,О. А. Сафоновой.–Н. Новгород: НГПУ им.К. Минина, 2014.–С. 173–174.

Irina Lebedeva,

Candidate of PedagogicSciences, AssociateProfessor at the chair of General and Social Pedagogy,Nizhniy Novgorod State K. Minin’s Pedagogical Universitylebedeva06.08@yandex.ruTatyana Shabanova, Candidate of Psychological Sciences, AssociateProfessor at the chair of Classical and Practical Psychology, Nizhniy Novgorod State K. Minin’s Pedagogical Universityshabanovatl@yandex.ruFormation of professional competencesof medical universitieslecturersduringthe study of the course “Pedagogy and Psychology of Higher Education”Abstract.The paper analyzes thecharacteristics andpsychological and pedagogicalbarriersin trainingof medical schoolslecturersin the systemof additional vocational training. The results ofan empirical studyof professional and personalqualitiesof doctorseducators describepsychoemotional state, professional selfesteemand values,individual style ofteaching.The terms andlearning objectivesoftrainingstudentsto improve theirpsychopedagogical competence and selfdevelopmentare described. The content of the programof the course “Pedagogyand psychology ofhigher education” for teachers of medical universities,specific forms, techniques and technologies of trainingare given.Key words: psychological andpedagogical competence,psychopedagogicaltrainingbarriers, emotional state, professional selfesteem,professional values,style ofteaching activities,innovative learning technologies, psychoprofessional techniques ofpersonalselfdevelopment.References1.Kudrjavaja,N. V., Ukolova,E. M., Molchanov,A. S. & Jushhuk, N. D.(ed.)et al.(2001) Vrachpedagog v izmenjajushhemsja mire: tradicii i novacii,GOU VUNMC MZ RF, Moscow, pp. 269–268(in Russian). 2.Shabanova,T. L. (2013) Psihologija professional'nogo stressa i stresstolerantnosti: ucheb. posobie, NGPU im. K. Minina, N. Novgorod,131 p.(in Russian).3.Kudrjava, N. V. (ed.) (2006) Pedagogika v medicine: ucheb. posobie dlja vuzov,Akademija, Moscow, pp. 17–18(in Russian).4.Bordovskaja,N. V.&Rozum,S. I. (2013) Psihologija i pedagogika: ucheb. dlja vuzov. Standart tret'ego pokolenija,Piter, St. Peterburg,624 p.(in Russian).5.Vanchakova, N. P.&Hudik, V. A. (eds.) (2007) Pedagogika: posobie dlja vrachejinternov,Izdvo SPGMU im. akad. I. P. Pavlova, St. Peterburg,65 p.(in Russian).6.Vanchakova, N. P. & Tel'njuk, I. V. (eds.) (2008)Pedagogika: ucheb. kurs dlja aspirantov medicin. vuza,Izdvo SPGMU im. akad. I. P. Pavlova, St. Peterburg,116 p.(in Russian).7.Vanchakova, N. P.&Hudik, V. A. (eds.) (2008) Pedagogika: ucheb. kurs dlja vrachejordinatorov, Izdvo SPGMU im. akad. I. P. Pavlova, St. Peterburg,p.33(in Russian).8.Surtaeva,N. N.&Kandaurova,A. V. (2006) Individual'nyj pedagogicheskij stil' v social'nom vzaimodejstvii: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov,IOV RAO, St. Peterburg, 251 p. (in Russian).9.Nabiullin,L. G. (2013) “Rol' pedagogicheskih cennostej v formirovanii professional'noj kul'tury pedagoga”,Chelovek i obrazovanie, № 4, pp. 94–98(in Russian). 10.Lebedeva,I. V. (2014) “Kompetentnostnoorientirovannye tehnologii professional'noj podgotovki pedagoga”, inNikolina, V. V. & Safonova, O. A. (eds.) Kompetentnostnoorientirovannoe obuchenie v vuze: teorija i praktika: monografija,NGPU im. K. Minina, N. Novgorod,pp.173–174(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»