Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Забровская О. В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13572.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ проблемы развития коммуникативной компетентности дошкольников в условиях поликультурной образовательной организации. Дана характеристика компетентностного подхода в дошкольном образовании. Показана актуальность формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте. Раскрыта роль поликультурного пространства детского сада для формирования личности современного ребенка, раскрытия его индивидуального мира, накопления опыта общения и взаимодействия с миром.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Забровская Ольга Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.ВолгоградOV.Zabrovskaya@yandex.ru

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы развития коммуникативной компетентности дошкольников в условиях поликультурной образовательной организации. Дана характеристика компетентностного подхода в дошкольном образовании. Показана актуальность формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте. Раскрыта роль поликультурного пространства детского сада для формирования личности современного ребенка, раскрытия его индивидуального мира, накопления опыта общения и взаимодействия с миром. Ключевые слова: компетентность, компетенция, коммуникативная компетентность, компетентностный подход, поликультурность, поликультурное пространство.

Дошкольное образование на сегодняшний день претерпевает колоссальные изменения, направленные, в первую очередь, на улучшение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата дошкольного образования. В качестве центрального понятия в системе российского образования все чаще выступает понятие компетентности. В современных общественных условиях перед дошкольным образованием стоит задача не просто вооружить воспитанников системой знаний, но и обеспечить формированиеличности, способной нестандартно мыслить, креативно решать поставленные задачи, эффективно взаимодействовать, а также быть мобильной и легко адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. Современные исследователи проблем дошкольного образования основнымориентиром при решении данной задачи считают овладение дошкольниками компетентностями.Современный социальный заказ общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения ориентируется в первую очередь на сформированность интегральных личностных образований, новых универсальных способностей и поведенческих моделей личности, а не требований к конкретным знаниям, умениям и навыкам. Компетентностный подход ориентирует дошкольное образование на формирование у выпускника системы компетентностей, которая позволит ребенку успешно осуществлять учебную деятельность, адаптируясь при этом в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.В настоящее время ведётся активное рассмотрение ключевых компетентностей дошкольников, обосновываются технологии и условия их становления. Анализ научнопедагогической литературы показал, что компетентность как научная категория образования рассматривается в ряде работ В.А.Болотова, Н.М.Борытко, И.А.Виноградовой, Э.Ф.Зеера,Н.В.Кузьминой, В.В.Серикова. В исследованиях И.А.Зимней, К.Г.Митрофановой, А.В.Хуторского широко представлена проблема компетентностного подхода в образовании. В теории компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Их широкое применение вполне оправданно, особенно в связи с модернизацией содержания образования. В науке имеются различные подходы к сущностным характеристикам данных понятий. Вслед за И.Г.Агаповым, В.А.Болотовым, И.А.Зимней,В.В.Сериковым, А.В.Хуторским, С.Е.Шишовым и др. разграничим данные понятия. Компетенция представляет собой способность или готовность человека справляться с различными задачами, которая зависит от приобретённых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы, а компетентность выступает как результат сформированности определенных знаний и умений, способствующий личностной самореализации, нахождению своего места в мире.И.В.Липоваотличие компетенциии компетентностивидитв том, чтокомпетенцияпредставляет собой институциональное понятие, определяющее статус какоголибо лица,компетентность же в свою очередь является понятием функциональным, проявляющимся в деятельности.По определению Б.Д.Эльконина, компетентность –это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент включения в деятельность, определяющая качества личности (знаний, умений, навыков и способов деятельности) в эффективной продуктивной деятельности по отношению к определённому кругу предметов и процессов. Согласно Л.Трубайчук, компетентность дошкольника есть результат не только образования, но и влияния семьи, социума, культуры и, что чрезвычайно важно, самого субъекта.Л.В.Свирская предлагает понимать под компетентностью дошкольника комплексную характеристику личности, которая позволяет ребёнку использовать в деятельности определённый объём знаний, принимать ответственные, выверенные решения.Таким образом, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность воспитанника, а умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в различных ситуациях. Дошкольный возраст, по признанию разных специалистов, уникальный и самоценный период жизни человека, в котором закладываются основы развития личности ребёнка в целом. Ряд ученых, в частности, А.Гогоберидзе в качестве условия развития личности ребёнка, раскрытия его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопления опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми рассматривает процесс формирования дошкольной компетентности.В связи с этим образование дошкольников предлагается строить в соответствии с идеей модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. Проблема отбора ключевых компетентностей является одной из центральных в рамках обновления содержания на всех ступеняхобразования. Одной из ключевых компетентностей в дошкольном возрасте выступает коммуникативная компетентность, которая является результатом образования, выражающимся в готовности субъекта эффективно строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми, овладевать важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.Коммуникативная компетентность, по мнению, С.А.Шатровой, предполагает богатый поведенческий репертуар, гибкость и адаптивность в выборе средств общения и психологической дистанции с учетом потребностей и индивидуальных особенностей партнеров по общению.С.В.Степанов рассматривает коммуникативную компетентность как компетентность, способствующую более успешной реализации такой социальной роли, как «субъект общения».С позиции И.А.Зимнейкоммуникативная компетентность относится к группе компетентностей характеризующих взаимодействие человека с другими людьмиЛ.Трубайчук отмечает значимость таких умений у детей дошкольного возраста как выполнять обязанности, оказывать посильную помощь взрослым, сопереживать, положительно относиться к людям, ставить себя на место другого. Среди важнейших формируемых качеств она рассматривает социальный опыт, социальную активность, доброту, честность, милосердие, трудолюбие, ответственность. Анализ различных определений понятия «коммуникативная компетентность» показал, что в основе данной компетентности лежат следующие аспекты:1.Готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию.2.Готовность отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей.3.Умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей задачу. В работах Ю.Н.Емельянова, И.А.Зимней, Л.А.Петровской анализируются психические и поведенческие характеристики человека, способствующие успешному общению через призму социальнокоммуникативной компетенции, которая включает знание, принятие и готовность реализовывать основные социальные нормы поведения, построение отношений между людьми, социальную инициативу, формирование чувства социальной включенности, развитие индивидуальной ответственности. Все это является необходимым в дальнейшем при овладении ребёнком учебной деятельностью, так как школьная жизнь включает в себя участие детей в различных сообществах, вступление и поддерживание многообразных контактов, имеющих разных характер связей и отношений. Сформированность социальнокоммуникативной компетенции позволяет детям понимать эмоциональное состояние окружающих, получать необходимую информацию в общении, успешно вести диалог со взрослыми и сверстниками, принимать участие в коллективных делах, уметь выслушать другого человека, а также не ссориться, адекватно вести себя в конфликтных ситуациях. Данные умения становятся чрезвычайно необходимыми и актуальными для современных дошкольников в условиях поликультурного пространства детского ада. Это обусловлено тем, что современный детский сад превратился в поликультурную образовательную организацию, в пространстве которой создаются условия для формирования поликультурной личности детей. Сегодня возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе знания в области национальной культуры, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к поликультурному диалогу.

Принимая во внимание, что культура –это особый социальный механизм трансляции, хранения и накопления культурного опыта, который исполняет роль «социальной генетики», следовательно, поликультурность –это система знаний, взглядов, убеждений, умений, способствующих возникновению механизмов и технологий использования накопленной социальной информации, которая транслируется во всех аспектах жизнедеятельности человека, образуя культурный генофонд общества. Таким образом, понятие«поликультурность»достаточно сложное и многоаспектное.Оно включает в себяне только уважение к другому, толерантность, но и эффективное взаимодействие разнообразных культур на основе взаимного признания их гуманистических вершин и глубинных общих корней; возможность совместного переживания глубоких духовных состояний людьми разных национальностей ицелую систему личностных качеств.Поликультурность в системе какойлибо общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, учится выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; соответственно –обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность.Но для того чтобы личность овладела культурой, необходимо целенаправленное систематическое воздействие на нее с самого раннего возраста. Воспитание ребенка в поликультурном пространстве детского сада требует от педагогов высокого профессиональноличностного уровня развития, знания основ общечеловеческих ценностей мировой и национальной культур, совокупности профессиональнопедагогических и личностных качеств, эффективность их применения в реальной образовательной практике в поликультурном образовательном пространстве дошкольного учреждения.Поликультурное образовательное пространство, в своей работе И.В.Липоваопределяет,как особую реальность, в которой концептуальное значение приобретает место человека. «В поликультурном образовательном пространстве каждый человек способен интегрировать в своем сознании различные культурные сферы, что позволяет педагогу расширять пространство собственного становления. Это возможно, когда он постоянно находится на грани культур, умеет проживать различные культурные модели жизни, сопрягать в своем сознании различные типы мышления» [1, с. 24]. Необходимо отметить, что основной идеей поликультурности является отражение сосуществования в обществе множества различных культур.Современный детский сад характеризуется пестрым национальным составом. И не удивительно, что вопросы улучшения межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становятся в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах, в частности и в нашей стране.Коммуникативное развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе образовательной организации. Соответственно, понятие «поликультурность» охватывает образовательное пространство, которому свойственно языковое, культурное и духовное разнообразие. Следовательно, можно предположить, что поликультурность лежит в основе формирования толерантности. Развитию доброжелательного, дружелюбного отношения к детям других национальностей, готовности приходить им на помощь, вступать с ними в конструктивный диалог способствует знание традиций их культуры.Проведенный анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования позволил выделить сущностные характеристики коммуникативной компетентности дошкольников, выраженные мотивационным, когнитивным и поведенческим компонентами:мотивационный компонент определяет отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, милосердия; когнитивный компонент связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;поведенческий компонент заключается в выборе адекватных ситуаций и способов общения, этически ценных образцов поведения. Рассмотрение компонентов коммуникативной компетентности позволяет раскрыть взаимосвязи между ними, определить роль каждого в процессеформирования коммуникативной компетентности у дошкольников.

Педагогический процесс в многонациональном детском саду находится в зависимости от поликультурной среды детской группы. При этом педагогу необходимо не только транслировать ценностное отношение к иным культурам, но и непосредственно использовать в своей работе педагогические технологии, включающие культуросообразные образовательные средства, нестандартные методы воспитания детей поликультурной группы.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагог формируют у детей представление о своей индивидуальности, культурной самоидентификации, при этом своеобразие поликультурного лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при их взаимодействии с детьми других национальностей, поскольку именно педагоги дошкольных учреждений играют большую роль в укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур.Правильная организация образовательного процесса в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей –необходимое условие для воспитания коммуникативнокомпетентных детей. Таким образом, проблема развития коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте социально важная, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социальноэкономических изменений перед образованием поставлена задача обеспечить способность и готовность подрастающего поколения жить в современном сверхсложном обществе, достигать социальнозначимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Ссылки на источники1.Гукаленко О. В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащихся. ─ Тирасполь: РИОПГУ, 2000. ─ 82 с.

Zabrovskaya Olga,candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, VolgogradOV.Zabrovskaya@yandex.ruThe development of communicative competence of preschool children in the multicultural space of kindergartenAbstract. The analysis of the problem of communicative competence development of preschool children in conditions of multicultural educational organization is presented in article. The characteristic of competencebased approach in preschool education is given. The relevance of formation of key competencies at preschool age is shown. The role of multicultural space of kindergarten for formation the modern child identity, disclosure of his individual world, accumulation of experience of communication and interaction with the world is opened.Keywords: competence, communicative competence, competence approach, multicultural, multicultural space.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»