Компетентностный подход в обучении иностранным языкам

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14600.htm.
Аннотация. Автор считает, что одним из способов интенсификации учебной деятельности учащихся, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка и развивающих активность и творчество является компетентностный подход при обучении иностранному языку. В статье определены наиболее эффективные методы и приемы обучения школьников иностранному языку с позиций компетентностного подхода.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мишенева Юлия Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языковФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.ВолгоградYuliap2007@yandex.ru

Компетентностный подход в обучении иностранным языкам

Аннотация.Автор считает, что одним из способов интенсификации учебной деятельности учащихся, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка и развивающих активность и творчество является компетентностный подход при обучении иностранному языку. В статье определены наиболее эффективные методы и приемы обучения школьников иностранному языку с позиций компетентностного подхода.Ключевые слова:компетентностный подход, компетентность, модернизация, компетенция, иностранный язык, обучение, иноязычное общение.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Изменение общественнополитической обстановки, развитие международных контактовво всех сферах, консолидация этихконтактови международная интеграция привели к росту роли и значения навыков,и умений подлинного иноязычного общения. Стремительный социальноэкономический прогресс диктует высокие требования к качествупреподавания иностранного языка в учебных заведениях, так как каждое новое поколение учащихся должно подниматься на более высокий уровень владения иностранными языками. Изменение социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обусловливают необходимость качественного изменения подготовки.В связи с модернизацией отечественного образованияодной из важнейших задач, стоящих перед учебными заведениями,является формирование ключевых компетенций, особенно актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.Знание иностранного языка открывает будущему специалисту доступ к зарубежным источникам информации, без которой в настоящее время немыслима деятельность дипломированного специалиста. Умение работать с оригинальной литературой по специальности включает в себя получение информации, содержащейся в тексте, ее критическое осмысление, обобщение, анализ и оценкудостоверности. Иноязычная компетентность обеспечивает готовность учащегося реально использовать полученные знания в условиях профессиональной среды.Понятие «компетенция»происходит от латинского слова compete, которое означает подходить, соответствовать. В общем смысле оно означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в определенныхобластях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией [1].Впервые понятие «компетенция»появилось в 60е гг.XX в.в Соединенных Штатах Америки, где использовалось в рамках деятельностного образования, целью которого была подготовка профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда. Первоначально все сводилось к автоматизации полученных практических навыков в рамках бихевиористского подхода, что явно былонедостаточным для развития творческих и индивидуальных способностей обучаемых. В связи с этим было предложено различать два понятия: компетентность и компетенция (competence and competencies). Компетентностьстала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили «автономию» компетентности [2; 3].Говоря окомпетенциях, необходимо уточнить и понятие «компетентность» –комплекс компетенций, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности. Компетентность –это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций[4].

А что же понимают под компетентностным подходом? Под компетентностнымподходом в образовании понимают метод обучения, который направлен на развитие у учащихся способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение методами и приемами решения возникших проблем [5].Компетентностныйподход предъявляет определенные требования к учащимся и уровню владения ими иностранного языка. В связи с этим различают базовые и продвинутые компетенции у учащихся. На базовом уровне предполагается владение языком как средством общения (определенный словарный запас, владение основными грамматическими структурами, знание закономерностей функционирования языка, знакомство с культурной средой и т.д.).Продвинутый уровень предполагает, что учащиеся будут использовать иностранный язык для решения практических задач, напримердля поиска необходимой информации по профилю своей специальности. Этот уровень имеет междисциплинарный характер и оценивается по достигаемому результату, а не только по правильности употребления определенных грамматических конструкций и активной лексики.Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения. В число таких форм и методов входят: монолог учителя; фронтальноиндивидуальный опрос; информирующие беседы; самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя; демонстрация фильма; традиционная контрольная работа.Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций:1) ценностносмысловая,2)общекультурная, 3) учебнопознавательная, 4) информационная, 5) коммуникативная, 6) социальнотрудовая, 7) личностного совершенствования [6]. Каждая из компетенций включает большой комплекс знаний, умений, навыков и ценностей.Рассмотрим подробнее даннуюклассификацию.1.Ценностносмысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурнодосуговой сфере (например, при организации свободного времени).В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции, которая рассматривается:как готовность и способность находить общее и специфическое в моделях развития изучаемого и родного языков;находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках;строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевойспецифики.3.Учебнопознавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.4.Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Для этого нужно:находить нужную информацию в различных источниках как на бумажных, так и наэлектронных носителях на разных языках;отбирать необходимую информацию, выделяяглавное и второстепенное;определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение;эффективно использовать полученную информацию;сохранятьинформацию, защитив ее от нежелательных пользователей.5.Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем.6.Социальнотрудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Социальнотрудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданскообщественной и социальнотрудовой деятельности. Основной способ–ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям.7.Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты[7].Именно данные ключевые компетенции дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.Компетентностный подход к обучению иностранному языку требует творческого подхода к организации и построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков и умений владения иноязычной речью. Поэтому необходимо стремиться к созданию на занятиях таких условий, когда усвоение учащимися языкового материала осуществляется естественным путём, в процессе общения преподавателя с учащимися между собой в моделируемых нами различными способами жизненных ситуациях.Формирование компетенций учащихся зависит от их активности, когда «активность» педагога переходит в активность обучаемых. Компетентностный подход усиливает практическую направленность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, умения на практике реализовать знания. Таким образом, компетентностный подход включает совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в самоопределении, самоактуализации и развитии индивидуальности обучаемых. Не менее важным является вопрос выбора форм и методов обучения студентов. Обучение в компетентностноориентированном образовании приобретает деятельностный характер, т. е. формирование знаний и умений осуществляется в практической деятельности учащихся, организуется их совместная деятельность в группах; используются активные формы и методы обучения, инновационные технологии продуктивного характера; выстраивается индивидуальная образовательная траектория; в процессе обучения активно реализуются межпредметные связи; развиваются важнейшие качества: самостоятельность, креативность, инициативность и ответственность [8].Формирование учебнопознавательной компетенции –это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль.Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий, технологии кейсстади. При проведении занятий мы используем электронные мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая обучаемым возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.Учащиеся определяют социальные роли, ведут диалоги наразличныетемы, практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого –ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуацийстуденты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами, таким образом формируя социальнотрудовую компетенцию.В условиях обучения иностранному языку у учащихся развиваются определенные компетенции путем получениязнаний, которые они смогут приобрести в своей дальнейшей профессиональной деятельности в сфере экономики, коммерции и бизнеса, овладенияразличными способами решения проблемнопознавательных задач, опытом эффективного принятия решений и достижения поставленных целей через преодоление препятствий. Запас знаний, владение способами решения проблем и опыт достижения цели являются необходимыми составляющими компетенции студентов. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов делает компетентность дефектной [9].Таким образом, компетентностный подход в обучении иностранному языку развивается как альтернатива традиционному обучению, в процессе которого идет овладение знаниями, умениями, навыками, ограничивающими их практическое применение в будущей профессиональной деятельности студентов и недостаточно учитывающих сущность компетентности современного человека вусловиях конкуренции свободного рынка.Прежде чем приступить к использованию компетентностного подхода в обучении иностранному языку, необходимо выполнить следующие требования.Сначала необходимо ознакомить учащихся с сущностью и содержанием компетентностного подхода. Учащиеся должны овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это значит, что они должны уметь работать с текстом (выделять основную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, уметь работать с разнообразным справочным материалом, а также уметь вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее вескими аргументами, уметь идти на компромисс с собеседником, уметь лаконично излагать свои мысли. Кроме того, учащиеся должны уметь работать в различных организационных формах: в парах, группах, в командах, где идет четкое распределение ролей (например, начальник, секретарь и т.п.).Что касаетсяпрактических навыков владения иностранным языком, то учащиеся должны владеть определенной программой, лексическим и грамматическим материалом, уметь работать с корреспонденцией на иностранном языке и самостоятельно составлять различные документы на русском и иностранном языках, иметь представление о ведении деловых переговоров на иностранном языке [10].Таким образом, для грамотного использования компетентностного подхода требуется значительная подготовка, создание прочной языковой базы у учащихся, чтоосуществляется в системе обучения.В свою очередь, высокое качество изучения иностранного языка способствует конкурентоспособности и профессиональной мобильности в сфере профессиональной деятельности и общения будущего специалиста. Приобретение учащимися иноязычной компетенции заключается в овладении иностранным языком на таком уровне, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.

Ссылки на источники1.Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. –2004. –№7. –С. 20–26.2.Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. –2004. –№ 5. –С. 7–11.3.Norris N. The trouble with competence //Cambridge Journal of Education.–1991. –Vol.21. –№ 3. –Р.337–344.4.Лебедев О. Е.Указ. соч.5.Мильруд Р. П.Указ. соч.6.Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. –2003. –№2. –С. 54–61.7.Там же.8.Лебедев О. Е.Указ. соч.Мильруд Р. П.Указ. соч.10.Там же.

Yulia Misheneva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of foreign languages,Volgograd State Social and Pedagogic University,VolgogradYuliap2007@yandex.ruCompetence approach in teaching foreign languagesAbstract.The author believes that one of the ways of intensification of educational activity of students, enhancing their motivation to learn foreign language and educational activity and creativity is the competence approach in teaching foreign languages.The article defines the most effective methods and techniques of teaching students a foreign language from the position of a competence approach.Key words:competence approach, competence, modernization, competence, foreign language learning, foreign language communication.References1.Mil'rud, R.P. (2004) “Kompetentnost' v izuchenii jazyka”, Inostrannyj jazyk v shkole, № 7, pp. 20–26(in Russian).2.Lebedev, O.E. (2004) “Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii”,Shkol'nye tehnologii,№ 5, pp.7–11(in Russian).3.Norris,N. (1991) “The trouble with competence”,Cambridge Journal of Education,vol. 21,№ 3,pp. 337–344(in English).4.Lebedev, O.E. (2004) Op. cit.5.Mil'rud, R.P. (2004) Op. cit.6.Hutorskoj,A.V. (2003) “Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostnoorientirovannoj paradigmy obrazovanija”,Narodnoe obrazovanie,№ 2,pp.54–61(in Russian).7.Ibid.8.Lebedev, O.E. (2004) Op. cit.9.Mil'rud, R.P. (2004) Op. cit.10.Ibid.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»