Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии социально-педагогического взаимодействия с клиентами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шептенко П. А. Подготовка социальных педагогов к реализации личностно-ориентированной технологии социально-педагогического взаимодействия с клиентами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14785.htm.
Аннотация. Предложена личностно-ориентированная технология подготовки будущих социальных педагогов к социально-педагогическому взаимодействию с клиентами. В основу технологии положены субъект-субъектные взаимодействия участников педагогического процесса. Проведенное исследование по реализации личностно-ориентированной технологии в период практики в деятельности бакалавров подтверждает её эффективность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шептенко Полина Андреевна,кандидат педагогических наук, профессорФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», Барнаулpsheptenko@yandex.ru

Подготовка социальных педагогов к реализации личностноориентированной технологии социальнопедагогического взаимодействия с клиентами

Аннотация.Предложена личностноориентированная технология подготовки будущих социальных педагогов к социальнопедагогическому взаимодействию с клиентами. В основу технологии положены субъектсубъектные взаимодействия участников педагогического процесса. Проведенное исследование по реализации личностноориентированной технологии в период практики в деятельности бакалавровподтверждает её эффективность. Ключевые слова:социальнопедагогическая деятельность, личностноориентированная технология, социальнопедагогическое взаимодействие, саморазвитие, личностный рост, профессиональные компетенции.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современных условиях повышается значимость социальнопедагогической компоненты во всех сферах профессиональной деятельности и образования. Стоит вопрос о введении во все образовательные, социальнопедагогические учреждения специалистов, способных повлиять на сложившуюся ситуацию, оказать конкретную социальнопсихологопедагогическую помощь в социализации детей и подростков, детей с проблемами в развитии, дезадаптивных детей, молодежи и взрослых. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования подготовки специалистов для социальной сферы, в частности, социальных педагогов.Основным видом профессиональной деятельности социального педагога является социальнопедагогическая деятельность, которая ориентирована на работу с человеком в его социуме, окружающей микросреде. Он призван создавать благоприятные условия для социализации и развития личности. «Социальнопедагогическая деятельность –это многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых по социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальных групп» 1. Социальный педагог побуждает человека к деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности для преодоления трудностей. Деятельность социального педагога направлена на содействие и помощь клиенту в решении его собственных проблем 2.Наше исследование проведено на базе Алтайской государственной педагогической академии, в которой осуществляется подготовка бакалавров по направлению «Психологопедагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика». Разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данному направлению(основной разработчик «Московский городской психологопедагогический университет»)предложена компетентная модель подготовки выпускника, определены его профессиональныезадачи, общекультурные и профессиональные компетенции. Так, определены компетенции в социальнопедагогической деятельности:готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося;способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся;умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;владеет методами социальной диагностики;способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами 3.Выпускник по направлению «Психологопедагогическое образование» должен обладать способностью к толерантному поведению, а также социальному и профессиональному взаимодействию. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования установлены общие требования к профессиональной подготовке социальных педагогов, которые должны овладеть не только научными знаниями, необходимыми для их будущей профессиональной деятельности, но и приобрести определенные умения –аналитические, организаторские, коммуникативные, проективные и др.Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психологопедагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуальноориентированные траектории обучения будущих социальных педагогов к использованию личностноориентированных технологий социальнопедагогического взаимодействия с клиентами, которое предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания и развития, партнером в социальнопедагогическом процессе. Чтобы оказать клиенту помощь и поддержку, социальный педагог использует личностноориентированные технологии. Взаимодействие социального педагога с ребенком как с субъектом собственной жизнедеятельности является теминструментом, который реально обеспечивает активный выход его в единое образовательное пространство, и именно в ходе взаимодействия происходит трансляция знаний, позиций, взаимообмен в распространении и осмыслении информации, выход в единое информационнообразовательное пространство современного человеческого сообщества 4.Основной целью социальнопедагогического взаимодействия, по мнению В.И.Загвязинского, является «оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая: увеличение самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы, создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности; адаптацию или реадаптацию клиента в обществе» 5.В своем исследовании мы исходим из того, что социальнопедагогическое взаимодействие» –это особая форма связи между участниками образовательновоспитательного процесса, в ходеи результате которого происходит:взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер его участников, имеет социальнозначимый характер;приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как субъектного носителя опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного образовательновоспитательного процесса (ребенок не становится, а изначально является субъектом познания, общения и деятельности);изучение и описание «позитивного профиля» ученика как своеобразного типа мышления;определение средств, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач;сочетание различных видов деятельности (игровой, познавательной, ценностноориентационной, рефлексивной и др.);сотрудничество педагога и воспитанника, направленное на обмен различного содержания опыта;предоставление ребенку свободы способов выполнения заданий, активизация творчества детей путем использования групповых форм занятий, диалоговой формы обучения и воспитания;организация субъектсубъектных отношений в совместной деятельности педагога и воспитанника.Процесс обучения будущего социального педагога личностноориентированному педагогическому взаимодействию включает в себя глубокое разъяснение психологопедагогических основ и путей осуществления, а также формирование практических умений по его реализации. Новое воспитание, по утверждению Н.Е. Щурковой, проецирует становление способности у детей быть субъектом собственной жизни, и, войдя в общественную взять, стать субъектом социальных отношений. «Подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формирующей личности, вовлекать ее в продуктивные виды деятельности, способствовать ее саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию, способствуя саморегуляции» 6.С целью подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социальнопедагогической деятельности в Институте психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии нами предопределены виды деятельности студентов на практических, лабораторных занятиях, учтены преемственность и единство теоретического обучения и практической подготовки будущих социальных педагогов, программируется исследовательская, организаторская, методическая работа студентов на педагогической практике в образовательных исоциальнопедагогических учреждениях.В профессиональнообразовательную программу подготовки социальных педагогов включены такие предметы, как: социальная педагогика, социальная психология, технология социальнопедагогической деятельности и др. Предусматривается овладение социальными педагогами технологией работы с дезадаптированными подростками, детьми и молодежными объединениями, родителями школьников, неблагополучными семьями, основами педагогического общения, технологией организации досуговой деятельности в микросоциуме.Будущим социальным педагогам предлагается система практикумов, психологопедагогических тренингов по общению с детьми, взрослым населением, взаимодействию с различными социальными институтами в микрорайоне, выполнение учебноисследовательских заданий по проектированию различных моделей воспитательных систем в микросоциуме с учетом специфики микрорайона, а также педагогическая практика в условиях микросоциума.Педагогическая практика как один из этапов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов является частью Государственного образовательного стандарта. В соответствии со стандартом высшего профессионального образования к специалисту по социальной педагогике предъявляются соответствующие требования. Специалист должен иметь не только научнотеоретические знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, нои практические умения: диагностические, организаторские, коммуникативные, аналитические, проектировочные и др., которыми он овладевает на учебных занятиях и в большей степени в период педагогической практики. В процессе практики у будущих социальных педагогов формируются профессиональные компетенции, определенные профессиональнозначимые личностные качества.Педагогическая практика будущих социальных педагогов предполагает работу студентов в разных типах учреждений и организаций (спектр учреждений, где может работать такой специалист, чрезвычайно широк): в образовательных учреждениях, в социальнопедагогических учреждениях, службах социальной защиты населения, здравоохранения, юстиции, культуры и т. д.и с различными категориями детей и взрослых.В процессепрактики студент решает типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации: в области социальнопедагогической деятельности:проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;проведение профориентационной работы;оказание помощи в решении задач социализации учащихся.Выполняя задания, будущие социальные педагоги проектируют различные модели воспитательных систем в микросоциуме с учетом специфики микрорайона. Они учатся определять эмоциональное состояние учащихся, благоприятную (неблагоприятную) атмосферу в классе (группе), осуществлять личностноориентированное взаимодействие. Данные микроисследований становятся предметом обсуждения практических работников, а также на занятиях по психологии, педагогической технологии, при написании студентами курсовых, выпускных квалификационных работ. В этом видится практическая направленность учебноисследовательской работы будущих социальных педагогов.Будущий социальный педагог изучает не только воспитанника, но и влияние социальной микросреды на развитие, прогнозирует, организует воспитательный процесс с целью развития личности, фокусирует позитивныевлияния и нейтрализует негативные, использует комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов клиента, заботится о его душевном равновесии, способствует организации самопомощи. Вместе с воспитанником определяет пути самопомощи по его развитию и личностному росту, рекомендации выхода из затруднений, пути создания ситуации успеха. Зная личностные особенности, проблемы, намечаются более эффективные пути, приемы, способы по оказанию самопомощи воспитанником, опираясь на его возможности и сильные качества, на потенциальные возможности социума.Результатом работы является проектирование программы развития, личностного роста подростка, что дает возможность создать комфортные благоприятные условия для реализации как личности подростка, так и личности самого социального педагога.В условиях педагогической практики используются диалоговые формы работы. Ребенок, высказывая свое мнение, суждение, оценку, раскрывает свое «Я» для самого себя. В диалоге растет субъектность, потому что в нем ребенок видит отличие своей личности от других, влияние своего мнения на мнение других, значимость своих суждений для окружающих. Он обретает в диалоге то, что сегодня принять называть самостью –способность иметь и представлять автономность внутреннего мира своего «Я». С целью подготовки будущих социальных педагогов к организации социальнопедагогического взаимодействия нами разработана личностноориентированная технология, которая включает: характеристику особенностей личности с ориентацией на положительно(акцентируется внимание на выявление и фиксирование положительных качеств, нравственных ценностей, достоинств личности); проблемное поле личности –трудности в обучении, общении, межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями; отклонения в состоянии здоровья, проблемы во взаимоотношениях в семье и др.; выявление референтных лиц. Референтные лица выявляются с позитивным и негативным влиянием, чтобы позитивные влияния сфокусировать, а негативные нейтрализовать. В основу личностноориентированной технологии положены субъектсубъектные взаимодействия участников педагогического процесса. Они направлены на выявление мотивации будущего социального педагога, саморазвития, самовыражения. Личностноориентированная технология означают персонализацию социальнопедагогического взаимодействия, которая требует переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков. Реализуя личностноориентированные технологии, будущий социальный педагог, осуществляя межпредметные связи, обращается, прежде всего, к своим психологическим знаниям о сущности личности, ее структурным компонентам, типам нервной системы, характерологическим особенностям и др. Он овладевает педагогическими умениями определять, прежде всего, положительные качества, особенности личности воспитанника; статус ребенка в семье, в коллективе сверстников; референтных лиц; проблемное поле личности (над чем предстоит работать, от чего следует отказаться). При этом студент учится видеть, какие новообразования появляются в личности ребенка в результате проводимой с ним работы.С целью определения эффективности использованияличностноориентированной технологии социальнопедагогического взаимодействия по окончании практики нами проведено анкетирование студентов. На вопрос «Как вы понимаете личностноориентированное педагогическое взаимодействие?» будущие социальные педагоги дали следующие ответы: «направленность на осознание мотивов клиента и собственной деятельности», «учет индивидуальных способностей личности», «работа социального педагога с каждым клиентом индивидуально», «выбор методов воспитания с учетом проблем воспитания», « во взаимодействии учитывать приоритетные индивидуальные особенности и личностные качества», «процесс взаимодействия должен быть направлен на развитие клиента», «учет индивидуальных особенностей клиента», «индивидуализация личности ребенка, раскрытие его возможностей»,«подбор подходящих методов помощи и поддержки», «ориентация ребенка на самовоспитание, самозащиту, самореализацию», «знать и учитывать особенности каждого ребенка».Анкета предполагала ответ на вопрос «Что должен учитывать специалист при личностноориентированном взаимодействии с клиентом?». Будущие социальные педагоги указали: «индивидуальные качества клиента»,«возраст клиента», «особенности здоровья», личностные особенности клиента, его настроение», «личностные и индивидуальные особенности клиента», «темперамент», «характер», «проблемы клиента», «психологические особенности клиента», «интерес к деятельности». На вопрос «Влияет ли личностноориентированное взаимодействие на социальную компетентность клиентов?» –«да» –90%, «нет» –10%.Оценка профессиональной готовности будущих социальных педагогов к личностноориентированному социальнопедагогическому взаимодействию следующая:«готов» –20%, «готов частично» –80%, «не готов» –0%.На вопрос «Какие формы и методы работы Вы предложите по подготовке к личностноориентированному взаимодействию в системе психологопедагогического образования»ответы будущих социальных педагогов следующие:«беседы», «тренинги», «семинары», «лекции»,«круглые столы», «дискуссии», «игровые занятия», «мастерклассы», «консультации», социальнопедагогическая практика.Анализ объектов будущих социальныхпедагогов позволяет сделать вывод о том, что у студентов в целом проявляется мотивация к совершенствованию, организации педагогического взаимодействия с клиентами.Исходя из структурных компонентов профессиональной деятельности будущих социальных педагогов, мы определили уровень развития профессиональных компетенций в осуществлении личностноориентированногосоциальнопедагогического взаимодействия: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.Оптимальный –выпускник самостоятельно, творчески применяет знания о личностноориентированном социальнопедагогическом взаимодействии, находит оптимальные решения использования активных методов и приемов воспитания.Допустимый –знания об организации личностноориентированного социальнопедагогического взаимодействия применяет в стандартных педагогических ситуациях по образцу, предложенному преподавателем.Критический –владеет знаниями об организации личностноориентированного социальнопедагогического взаимодействия, но затрудняется находить пути их осуществления, использует личностноориентированный подход после подсказки преподавателя.Недопустимый –имеет слабые знания сущности личностноориентированного подхода, организации социальнопедагогического взаимодействияи не использует приемы педагогического взаимодействия в социальнопедагогической деятельности.Анализ результатов исследования показывает, что используемая нами технология способствует развитию профессиональных компетенцийличностноориентированного социальнопедагогического взаимодействия будущих социальных педагогов с клиентами: более 50% будущих социальных педагогов находятсяна оптимальном уровне, 34%–на допустимом уровне, и только небольшая часть студентов находится на критическом и недопустимом уровнях.Таким образом, мы пришли к выводу о том, что используемая личностноориентированная технология способствует эффективной подготовке будущих социальных педагогов к осуществлению социальнопедагогического взаимодействия с клиентами. Ссылки на источники1.ТорохтийВ.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи) / сост. В.С. Торохтий. –М.: МГППУ, 2011. –С.74.2.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование». –М.: МГППУ, 2011. –С. 5.3.Социальная педагогика: учеб.для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой.–М.: Юрайт, 2012. –405 с.4.БочароваВ.Г. Социальный педагог: должность профессия, призвание: науч.метод.пособие. –М.: СПС РАО, 2007. –С. 148.5.ШептенкоП.А. Введение в специальность «Социальный педагог»: учеб.пособие / П.А. Шептенко; подред. В.А. Сластенина. –М.: Флинта; МПСИ, 2008. –С.200.6.ЩурковаН.Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе / под общ. ред. Н.Е. Щурковой. –М.: АРКТИ, 2012. –С. 155.7.ШептенкоП.А. Личностноориентированное образование: методология, теория и технология: материалы Vмеждунар.науч.практ.конф., 30 мая 2011 г. / Международная академия наук образования; Шадр.гос.пед.инт. –Шадринск: ШНПИ, 2011. –206 с.

PolinaSepchenco, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Federalstatebudgetaryeducationalinstitutionofhigherprofessional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaulpsheptenko@yandex.ruPreparingteachers to implement studentcentered technologies for social and educational interaction with customersAbstract.Personalityoriented technology training future social workers to the social and pedagogical interaction with clients. The technology is based on subjectsubject interaction of the participants of educational process. Research on the implementation of personal and orijentirowannoi technology in the period of practice in the activity of bditch confirms its effectiveness. Key words:sociopedagogical activity, personalityoriented technology, sociopedagogical interaction, samarati enterprise, personal growth, professional competence.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»