Конспект креативного урока изобразительного искусства в 6-м классе по теме «Линия и её выразительные возможности» на основе НФТМ-ТРИЗ
Выпуск:
ART 45059
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нефф
Л.
А. Конспект креативного урока изобразительного искусства в 6-м классе по теме «Линия и её выразительные возможности» на основе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 20. – С.
166–170. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45059.htm.
Аннотация. Вашему вниманию представлена методическая разработка креативного урока «Линия и её выразительные возможности», отправной точкой которого стала рабочая программа под редакцией Б. М. Неменского, а фундаментом послужили методики и приёмы НФТМ-ТРИЗ позволяющие сделать уроки изобразительного искусства более творческими и развивающими.
Ключевые слова:
мотивация, творчество, возможности, характер, линия, произведения искусства, эффект, головоломка
Текст статьи
Нефф Лидия Анатольевна,учитель ИЗО ГБОУ «Курчатовская школа», г. Москваlidianeff@mail.ru
Конспекткреативного урока изобразительного искусства в 6м классе по теме «Линия и её выразительные возможности»на основе НФТМТРИЗ
Аннотация. Вашему вниманию представлена методическая разработка креативного урока «Линия и её выразительные возможности»,отправной точкой которого стала рабочая программапод редакциейБ.М. Неменского, а фундаментом послужилиметодики и приёмыНФТМТРИЗ позволяющие сделать уроки изобразительного искусстваболее творческими и развивающими.Ключевые слова:творчество,мотивация,произведения искусства,линия, характер,возможности, эффект,головоломка.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещёне знает. Поэтому в основе Стандартов образования (ФГОС) второго поколения лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию[1].Педагогическая система Непрерывного Формирования Творческого Мышления (НФТМТРИЗ) соответствует требованиям социального заказа современного общества, сформулированным ФГОС. НФТМТРИЗ созданав результате обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий, одна из которых Теория Решения Изобретательских Задач(ТРИЗ) дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих решений (автор Г.С. Альтшуллер)[2].Особенность НФТМТРИЗсостоим в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал из предмета усвоения становится средством достижениянекоторой созидательной цели.Исходная позиция системыкаждый ребёнок талантлив от природы. Принцип работывоспитание личности через творчество. Задачасоздать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития.При разработке креативного урока Изобразительного искусства в 6м классе «Линия и еёвыразительные возможности» автор интегрировал изученные приёмы и методики НФТМТРИЗ в талантливый, проверенный временем,учебный курс под редакцией народного художника России Б. М. Неменского[3].В соответствии с дидактическими принципами НФТМТРИЗ структура сдвоенного урока представлена в виде блоков, формирующих различные навыки и умения креативной личности[2].Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Линия и её выразительные возможности», альбом, простой карандаш, ручки, фломастеры.Блок1.Мотивация.Обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает еголюбознательность.Учитель показываетшкольникампрямоугольный лист бумаги, с начерченнымина нём десятью вертикальными линиямиодинаковой длины. Пересчитываютвместе линий ровно 10.Проводим пунктиромдиагональ, как показано на рис.1.
Рис. 1.
Разрежем прямоугольник по пунктирной линии и сдвинем нижнюю часть влево вниз, как это показано на рис.2.
Рис. 2.
Сосчитав число вертикальных линий, учащиеся обнаруживают, что теперь их стало девять. Какая линия исчезла и куда? Передвинемлевую часть в прежнее положение, и исчезнувшая линия появится снова.Но какая линия стала на своёместо и откуда она взялась?Этот фокус называетсяПарадокс с линиями.Если никто сразу не догадался и не озвучил свою версию, оставим разгадку парадокса до следующего урока.Сначала эти вопросы кажутся загадочными, но после небольшого размышления становится ясным, чтоникакая отдельная линия при этом не исчезает и не появляется. Происходит же следующее: восемь этих приращений в точности равна длинекаждой из первоначальных линий,«принцип скрытого перераспределения».Блок 2Содержательная часть(20 мин.)Содержит программный материал учебного курса, обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства[1].Упражнение на поиск общих признаков объекта.
«Женщина с распущенными волосами» А. Матисс. 1944
«Портрет балерины Т. Карсавиной» В.Серов.1909
Рис. 3.
Учитель формулируетзадачу: Найти как можно больше общего у этих двух произведений изобразительного искусства. Фиксирую ответы на доске: рисунок, на бумаге, графика (попутно повторяем тему прошлого урока), портрет, женщины, молодые, красивые, нежные, задумчивые…Как художники смогли передатьхарактерэтих женщин, своёотношение к ним? Вводим понятия«характер линии, выразительные возможности».
Характер линии выражает эмоции, чувства художника!Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.Анри Матисс сказал о своей картине: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнятьот неё».Чем отличаются линии на рисунках Серова и Матисса?(ответы…)Они выполнены различными графическими материалами.С какимиграфическими материалами вы знакомы? (карандаш, ручка, фломастер, перо, мел, уголь…) Что же такое линия?Давайте порисуем, прежде чем ответить на этот вопрос.Возьмителюбой удобныйграфический материал и нарисуйте самуюкороткую линию... бесконечнуюлинию. Напишите своим обычным почерком слово «Здравствуй». Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и нестроении человека. И вы напишите теперь это слово поразному: как очень аккуратный, сдержанный человек, как человек, который спешит, напишите твёрдо и напишите робко.Графологияучение, согласно которому существует устойчивая связь между почеркоми индивидуальными особенностями личности. Вернёмся к определению понятия«линия»...Вариантыответов:система точек, след, который оставляет графический материалразвиваем мысль:рисуноксистема линий.Что ещёвходит в систему рисунка?бумага или другое изделие, на котором остается след. След, являясь постоянным при различных инструментах и изделиях, способствует получению новых видов и жанров искусства. Ведь инструменты оставляют след, а изделия изменяются и воспринимают его[4]
Рис. 4.Винсент Ван Гог Море. 1888
Какие выразительные возможности линии использованы для передачи движения волн и ветра?
Какой эффект производит система линий этого рисунка? Какой может быть сверхэффект от этой системы?
Блок 3.Психологическая разгрузка(5мин.)Нарисовать в воздухе,двумя руками одновременно, линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать гнев, радость.
Работав парах:Задание первому изобразитьс помощью воздушных линийсвоё настроение в данный момент времени. Второму угадать и озвучить. Затем пары меняются ролями.В процессе такой разгрузки развиваются коммуникативные навыки, эмпатияпонимание эмоционального состояния другого человека.
Блок 4.Головоломка (15 мин.)Друдлголоволомки для развития воображения и креативностизадачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. На слайде картинка перевернута 4 раза, чтобы можно было рассмотреть еёсо всех сторон. После вопроса: «На что это похоже?» начинаетсяопрос, при котором желательноохватить всех присутствующих.
Рис. 4.Винсент Ван Гог Море. 1888
После того, как на доске записано 1520вариантовответов, рассказываюребятам, что Основой для друдлана этом уроке стал фрагмент рисунка знаменитого французского художника 20 века П. Пикассо,и показываюещёодин фрагмент этой картинки.Размышляем над тем, как сочетаются эти кусочки.
Рис. 5.
Ищем образ название рисунка. После того, как прозвучит: «Собака» или «Такса» показываю учащимся целую картинку. Какой характер у этой линии? (смелая, уверенная, упругая как проволока).
Рис. 6.Далееследует слайд6, срисунками Пикассов этом стиле.
Рис. 7.
Обращаю вниманиешкольников, на то, что художник рисовал,не отрывая пера от бумаги. Предлагаю попробовать нарисовать в этой манере кота, но не простого кота, а очень БОЛЬШОГО(см. Блок 5).Блок 5.Интеллектуальная разминка(10 мин.)Задания, направленные на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.Ставим перед детьми открытую изобретательскую задачу с ярко выраженным противоречием:Как на маленькомлисте бумаги нужно нарисовать очень большогокота?
Каждому выдан листочекдля записей размером 90*90мм.На выполнение задания дается 3 минуты (пока звучит музыка) затем определяем владельца самого большогокота. Разбираем способы решения этой задачи на примерах работ учащихся. Для повышения самооценки художников выделяемхозяина самого смешного, печального, умного, толстого, необычного кота и т.д.Блок 6.Содержательная часть(30 мин.)Практическое применение полученных знаний. Приобретение опыта создания художественного образа, опыта работы различными художественными материалами, формирование нравственных чувств и нравственного поведения [1].Открытая социальная задачадаётся в виде короткой истории:
Больница место невесёлое, это знает каждый. Грустно, если ребёнок попал в больницу на месяц или даже на неделю. Но если лечение протянется целый год, если прежняя, привычная жизнь осталась снаружи, а ты заперт в тесном стерильном боксе, «привязан» к капельнице, а вокруг белые стены палатытут уж есть повод загрустить.Особенноне хватает человекув больнице живительного влияния природы.Задание 1: Спомощью системы линий создать на пустойбелой стенепалатырадостное настроение, передать движениеи дыханиеприроды.Размеры стены: ширина 3 мета, высота 2,6 метра. Нарисовать эскизв масштабе 1: 20(межпредметная связь с математикой).Задание 2:Подумайте, как ещёможно помочь людям, оказавшимся в больнице?В процессе выполнения заданий такого типадети учатся получать удовольствие от того, что пытаются помочь близким или незнакомым людям, животным, планете и т.д. Воспитывается потребность делать добро.Блок 7.Компьютерная интеллектуальная поддержка(4 мин.)Обеспечивает мотивацию и развитие мышленияЭтот блок целесообразно вынести за пределы урока и представить в виде творческого домашнего задания: 1 вариант: Создать короткий мультфильм на тему «Приключениялинии», используя онлайнредактор мультфильмов Мультатор. https://multator.ru/draw/2 вариант:Создать в PowerPointслайдшоуоб одном из художников, рисунки которогобыли рассмотрены на уроке. Или,по желанию,это может быть любой другой художник. Видеоролики будут транслироваться в холле школы и поможет всем учащимся лучше ориентироваться в истории изобразительного искусства.Блок 8.Резюме(1 мин.)Обеспечивает обратную связь с учащимися.Попросить детей закрыть глаза, вспомнить прошедший урок. Попросить поднять правую руку тех, кому урокпонравился, левую тех, кому было скучно.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования (утв. приказомМинистерства образованияи науки РФ от 17 декабря 2010г. N1897).2.ЗиновкинаМ. М.,УтемовВ. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ// Социальноантропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. Концепт. 2013 ART 64054. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/64054.html[Дата обращения 23.07.15]3.Рабочие программы. Изобразительное искусство. предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 59 классы. М.:"Просвещение",2014.4.Роман Флореску "Изобразительное изобретение по правилам?" http://www.trizway.com/art/book/108.html[Дата обращения 23.07.15]5.https://multator.ru/draw/[Дата обращения 23.07.15]
Конспекткреативного урока изобразительного искусства в 6м классе по теме «Линия и её выразительные возможности»на основе НФТМТРИЗ
Аннотация. Вашему вниманию представлена методическая разработка креативного урока «Линия и её выразительные возможности»,отправной точкой которого стала рабочая программапод редакциейБ.М. Неменского, а фундаментом послужилиметодики и приёмыНФТМТРИЗ позволяющие сделать уроки изобразительного искусстваболее творческими и развивающими.Ключевые слова:творчество,мотивация,произведения искусства,линия, характер,возможности, эффект,головоломка.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещёне знает. Поэтому в основе Стандартов образования (ФГОС) второго поколения лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию[1].Педагогическая система Непрерывного Формирования Творческого Мышления (НФТМТРИЗ) соответствует требованиям социального заказа современного общества, сформулированным ФГОС. НФТМТРИЗ созданав результате обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий, одна из которых Теория Решения Изобретательских Задач(ТРИЗ) дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих решений (автор Г.С. Альтшуллер)[2].Особенность НФТМТРИЗсостоим в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал из предмета усвоения становится средством достижениянекоторой созидательной цели.Исходная позиция системыкаждый ребёнок талантлив от природы. Принцип работывоспитание личности через творчество. Задачасоздать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития.При разработке креативного урока Изобразительного искусства в 6м классе «Линия и еёвыразительные возможности» автор интегрировал изученные приёмы и методики НФТМТРИЗ в талантливый, проверенный временем,учебный курс под редакцией народного художника России Б. М. Неменского[3].В соответствии с дидактическими принципами НФТМТРИЗ структура сдвоенного урока представлена в виде блоков, формирующих различные навыки и умения креативной личности[2].Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Линия и её выразительные возможности», альбом, простой карандаш, ручки, фломастеры.Блок1.Мотивация.Обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает еголюбознательность.Учитель показываетшкольникампрямоугольный лист бумаги, с начерченнымина нём десятью вертикальными линиямиодинаковой длины. Пересчитываютвместе линий ровно 10.Проводим пунктиромдиагональ, как показано на рис.1.
Рис. 1.
Разрежем прямоугольник по пунктирной линии и сдвинем нижнюю часть влево вниз, как это показано на рис.2.
Рис. 2.
Сосчитав число вертикальных линий, учащиеся обнаруживают, что теперь их стало девять. Какая линия исчезла и куда? Передвинемлевую часть в прежнее положение, и исчезнувшая линия появится снова.Но какая линия стала на своёместо и откуда она взялась?Этот фокус называетсяПарадокс с линиями.Если никто сразу не догадался и не озвучил свою версию, оставим разгадку парадокса до следующего урока.Сначала эти вопросы кажутся загадочными, но после небольшого размышления становится ясным, чтоникакая отдельная линия при этом не исчезает и не появляется. Происходит же следующее: восемь этих приращений в точности равна длинекаждой из первоначальных линий,«принцип скрытого перераспределения».Блок 2Содержательная часть(20 мин.)Содержит программный материал учебного курса, обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства[1].Упражнение на поиск общих признаков объекта.
«Женщина с распущенными волосами» А. Матисс. 1944
«Портрет балерины Т. Карсавиной» В.Серов.1909
Рис. 3.
Учитель формулируетзадачу: Найти как можно больше общего у этих двух произведений изобразительного искусства. Фиксирую ответы на доске: рисунок, на бумаге, графика (попутно повторяем тему прошлого урока), портрет, женщины, молодые, красивые, нежные, задумчивые…Как художники смогли передатьхарактерэтих женщин, своёотношение к ним? Вводим понятия«характер линии, выразительные возможности».
Характер линии выражает эмоции, чувства художника!Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.Анри Матисс сказал о своей картине: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнятьот неё».Чем отличаются линии на рисунках Серова и Матисса?(ответы…)Они выполнены различными графическими материалами.С какимиграфическими материалами вы знакомы? (карандаш, ручка, фломастер, перо, мел, уголь…) Что же такое линия?Давайте порисуем, прежде чем ответить на этот вопрос.Возьмителюбой удобныйграфический материал и нарисуйте самуюкороткую линию... бесконечнуюлинию. Напишите своим обычным почерком слово «Здравствуй». Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и нестроении человека. И вы напишите теперь это слово поразному: как очень аккуратный, сдержанный человек, как человек, который спешит, напишите твёрдо и напишите робко.Графологияучение, согласно которому существует устойчивая связь между почеркоми индивидуальными особенностями личности. Вернёмся к определению понятия«линия»...Вариантыответов:система точек, след, который оставляет графический материалразвиваем мысль:рисуноксистема линий.Что ещёвходит в систему рисунка?бумага или другое изделие, на котором остается след. След, являясь постоянным при различных инструментах и изделиях, способствует получению новых видов и жанров искусства. Ведь инструменты оставляют след, а изделия изменяются и воспринимают его[4]
Рис. 4.Винсент Ван Гог Море. 1888
Какие выразительные возможности линии использованы для передачи движения волн и ветра?
Какой эффект производит система линий этого рисунка? Какой может быть сверхэффект от этой системы?
Блок 3.Психологическая разгрузка(5мин.)Нарисовать в воздухе,двумя руками одновременно, линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать гнев, радость.
Работав парах:Задание первому изобразитьс помощью воздушных линийсвоё настроение в данный момент времени. Второму угадать и озвучить. Затем пары меняются ролями.В процессе такой разгрузки развиваются коммуникативные навыки, эмпатияпонимание эмоционального состояния другого человека.
Блок 4.Головоломка (15 мин.)Друдлголоволомки для развития воображения и креативностизадачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. На слайде картинка перевернута 4 раза, чтобы можно было рассмотреть еёсо всех сторон. После вопроса: «На что это похоже?» начинаетсяопрос, при котором желательноохватить всех присутствующих.
Рис. 4.Винсент Ван Гог Море. 1888
После того, как на доске записано 1520вариантовответов, рассказываюребятам, что Основой для друдлана этом уроке стал фрагмент рисунка знаменитого французского художника 20 века П. Пикассо,и показываюещёодин фрагмент этой картинки.Размышляем над тем, как сочетаются эти кусочки.
Рис. 5.
Ищем образ название рисунка. После того, как прозвучит: «Собака» или «Такса» показываю учащимся целую картинку. Какой характер у этой линии? (смелая, уверенная, упругая как проволока).
Рис. 6.Далееследует слайд6, срисунками Пикассов этом стиле.
Рис. 7.
Обращаю вниманиешкольников, на то, что художник рисовал,не отрывая пера от бумаги. Предлагаю попробовать нарисовать в этой манере кота, но не простого кота, а очень БОЛЬШОГО(см. Блок 5).Блок 5.Интеллектуальная разминка(10 мин.)Задания, направленные на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.Ставим перед детьми открытую изобретательскую задачу с ярко выраженным противоречием:Как на маленькомлисте бумаги нужно нарисовать очень большогокота?
Каждому выдан листочекдля записей размером 90*90мм.На выполнение задания дается 3 минуты (пока звучит музыка) затем определяем владельца самого большогокота. Разбираем способы решения этой задачи на примерах работ учащихся. Для повышения самооценки художников выделяемхозяина самого смешного, печального, умного, толстого, необычного кота и т.д.Блок 6.Содержательная часть(30 мин.)Практическое применение полученных знаний. Приобретение опыта создания художественного образа, опыта работы различными художественными материалами, формирование нравственных чувств и нравственного поведения [1].Открытая социальная задачадаётся в виде короткой истории:
Больница место невесёлое, это знает каждый. Грустно, если ребёнок попал в больницу на месяц или даже на неделю. Но если лечение протянется целый год, если прежняя, привычная жизнь осталась снаружи, а ты заперт в тесном стерильном боксе, «привязан» к капельнице, а вокруг белые стены палатытут уж есть повод загрустить.Особенноне хватает человекув больнице живительного влияния природы.Задание 1: Спомощью системы линий создать на пустойбелой стенепалатырадостное настроение, передать движениеи дыханиеприроды.Размеры стены: ширина 3 мета, высота 2,6 метра. Нарисовать эскизв масштабе 1: 20(межпредметная связь с математикой).Задание 2:Подумайте, как ещёможно помочь людям, оказавшимся в больнице?В процессе выполнения заданий такого типадети учатся получать удовольствие от того, что пытаются помочь близким или незнакомым людям, животным, планете и т.д. Воспитывается потребность делать добро.Блок 7.Компьютерная интеллектуальная поддержка(4 мин.)Обеспечивает мотивацию и развитие мышленияЭтот блок целесообразно вынести за пределы урока и представить в виде творческого домашнего задания: 1 вариант: Создать короткий мультфильм на тему «Приключениялинии», используя онлайнредактор мультфильмов Мультатор. https://multator.ru/draw/2 вариант:Создать в PowerPointслайдшоуоб одном из художников, рисунки которогобыли рассмотрены на уроке. Или,по желанию,это может быть любой другой художник. Видеоролики будут транслироваться в холле школы и поможет всем учащимся лучше ориентироваться в истории изобразительного искусства.Блок 8.Резюме(1 мин.)Обеспечивает обратную связь с учащимися.Попросить детей закрыть глаза, вспомнить прошедший урок. Попросить поднять правую руку тех, кому урокпонравился, левую тех, кому было скучно.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования (утв. приказомМинистерства образованияи науки РФ от 17 декабря 2010г. N1897).2.ЗиновкинаМ. М.,УтемовВ. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ// Социальноантропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. Концепт. 2013 ART 64054. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/64054.html[Дата обращения 23.07.15]3.Рабочие программы. Изобразительное искусство. предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 59 классы. М.:"Просвещение",2014.4.Роман Флореску "Изобразительное изобретение по правилам?" http://www.trizway.com/art/book/108.html[Дата обращения 23.07.15]5.https://multator.ru/draw/[Дата обращения 23.07.15]