Использование ТРИЗ на уроке математики в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полозова О. Г. Использование ТРИЗ на уроке математики в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45061.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются приемы ТРИЗ-технологии, применение которой направлено на развитие творческого потенциала учащихся, приводится блочное описание урока алгебры в 7 классе по теме «Линейная функция». Каждый этап урока выстроен с использованием ТРИЗ-приемов и методов, что влечёт развитие творческого и креативного мышления учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Полозова Ольга Георгиевна,учитель математики МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №3»,г.КозловкаЧувашской Республикиolyapolozova@ya.ru

Использование ТРИЗ на уроке математикив условияхреализации ФГОС

Аннотация.В статье рассматриваются приемы ТРИЗтехнологии, применение которойнаправлено на развитие творческого потенциалаучащихся,приводится блочное описание урока алгебры в 7 классе по теме«Линейная функция». Каждый этап урока выстроен с использованием ТРИЗприемов и методов, что влечёт развитие творческого и креативного мышления учащихся.Ключевые слова:ТРИЗтехнология, креативный урок, алгебра, линейная функция, математическая грамотность, концепция развития, ФГОС.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA,являющаясямониторинговым исследованиемкачества общего образовании,отвечает на вопрос «Обладают ли подростки, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Последнее исследование 01 года былосфокусировано на математической грамотности.Математическая грамотность ‬это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур,фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.Результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике.Российские школьники страдают, по мнению психологов, «выученной беспомощностью»‬когда дети попросту теряют способность мыслить и относиться к обучению творчески [1].Ответом на исследования PISA01 г. в России стало Распоряжение Правительства РФот24декабря 013г обутверждении Концепции развития математического образования вРоссийской Федерации, цель которойвывести российское математическое образование налидирующее положение вмире. Изучение ипреподавание математики, содной стороны, обеспечивают готовность учащихся кприменению математики вдругих областях, сдругой стороны, имеют системообразующуюфункцию, существенно влияют наинтеллектуальную готовность школьников истудентов кобучению, атакже насодержание ипреподавание других предметов [].Считаю, одним из условийреализации цели Концепции развития функциональной грамотности является использование на уроках математики и внеурочной деятельности ТРИЗтехнологии Г.С. Альтшуллера.По определению Г.С.Альтшуллера «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта»[3].Методы ТРИЗ формируют у детей умение творчески решать возникшие проблемы,способствуютотхождению от стандартных решений, т.е. помогают преодолевать инерцию в мышлении.Эта инновационная технологиясодержательно и методологически соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности [4].Она даёт вдохновения ученикам на новые открытия, наводит на творческие мысли, заставляет творить, сочинять, изобретать. Учащиеся учатся рассуждать, доказывать, предлагать оригинальные идеи. Активно раскрываются творческие способности детей. У ребёнка происходит формирование инициативной позиции, улучшается самооценка и самоуважение. Всёвыше перечисленное воспитывает успешных, активных, творчески мыслящих людей, затребованных современным обществом.В статье приведён пример использования методов и приёмов НФТМТРИЗ при обучении алгебры в 7ом классе. Разработка урока в 7ом классе по теме «Линейная функция» содержит основные этапы креативного урока.Блок 1 мотивацияпредставляет собой специально отобранную систему оригинальных объектовсюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.Сегодняшний урок мы проводим в честь линейной функции. А если какоето мероприятие проводится в честь когото, а в нашем случае в честь чегото, то это ужеучащиеся могут подсказать…бенефис. Итак, сегодня урокбенефис линейной функции.Мы завершаем тему «Линейная функция», поэтому на уроке вы должны будете продемонстрировать свои знанияв честь «Линейной функции». Для начала я приглашаю вас вспомнить некоторыефакты. Проводится фронтальный опрос:‬Что такое функция?‬На каком рисунке изображен график функции?

Рис. 1.

‬Что такое область определения функции? ‬Найдите область определения функции

‬По графику функции найдите:1)её область определения;2)область значений функции.

Рис. .На каком рисунке изображён график прямой пропорциональности? Ответ объяснить.

Рис. 3.

Выберите формулы, которые задают линейную функцию:

Рис. 4.

‬Итак, правильный ответ ‬Лейбниц. Кто это?Тогда давайте посмотрим по слайду, какое отношение к функции имеет Лейбниц краткая биографическая справка о Лейбнице,о его вкладе в развитие понятия «Функция».Блок  содержательная частьсодержит программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.‬Молодцы! В честь Линейной функции были показаны неплохие знания!‬Ну, а теперь вперёд, за новыми знаниями! ‬Напомните, что является графиком линейной функции? Правильно‬прямая.‬А теперь мысленно перенесёмсяв геометрию. Вспомним, как на плоскости могутрасполагаться две прямые?заслушиваются ответы учащихся‬Итак, две прямые могут пересекаться, быть параллельны и совпадать.

Рис. .

‬Как вы думаете, что же может влиять на расположение прямыхна плоскости?у17ху13х11у14х²ухух

у6У3Х1)У2х3ЛЕЙБНИЦАШЮД

заслушиваются гипотезы ребят‬Итак, вернёмся обратно в алгебру и проверим ваши предположения, изучив тему взаимное расположение прямых.‬Для этого проведём лабораторную работу, цель которой выяснить, как влияют коэффициенты kи bлинейной функции на ихвзаимное расположение.‬Повернёмся к мониторам. На всех компьютерахзагружена, уже знакомая нам, вспомогательная программа AGrapher, в которой мы и будем рисовать прямые. У каждой группы на столе лежит листок с заданиями и указаниями.‬Вам придется выполнить 3 задания на построение разных прямых, по  экспериментав каждом, и записать выводы в конце каждого задания. Сначала выполните первое задание, покажите готовность к заслушиванию выводов.Лабораторная работаЗадание №1аВ одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:Таблица 1Функция Коэффициент kКоэффициент b

k1=

b1=

k2=

b2=

бВ одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:Таблица Функция Коэффициент kКоэффициент b

k1=

b1=

k2=

b2=

Вывод:Графики двух линейных функций, заданных формулами вида y=kx+b______________________,если коэффициенты kи b__________________________

Учащиеся делают эксперименты, записывают выводы, некоторые выводы заслушиваются.‬Итак, обобщите учащиеся должны прийти к выводу: есликоэффициенты k1 и k в двух линейных функциях различны, коэффициенты b1 и b2различны, то прямыеуk1x+b1и y=k2+b пересекаются).‬Приступаем ко второму заданию.Задание №2 аВ одной системе координат постройте графики функций, определитезакономерность расположения графиков и сходство в записи формул:Таблица 3Функция Коэффициент kКоэффициент bу2x+3

k1=

b1=у4x7

k2=

b2=

бВ одной системе координат постройте графики функций, определитезакономерность расположения графиков и сходство в записи формул:Таблица 4Функция Коэффициент kКоэффициент b

k1=

b1=

k2=

b2=

Вывод:Графики двух линейных функций, заданных формулами вида уkx+b, ______________________ есликоэффициентыb_______________ икоэффициентыk__________________.

‬Итак, если все группы справились со вторым заданием, то проверим ваши выводы.Заслушивается несколько выводов‬Итак, есликоэффициенты k1 и k в двух линейных функциях одинаковы, коэффициенты b1 и b2различны, то прямыеуk1x+b1и y=k2+b параллельны.‬Ну, и приступаем к последнему 3 заданию.Задание №3а В одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:Таблица 5Функция Коэффициент kКоэффициент bУ10х8

k1=

b1=

у3х8

k2=

b2=у0,х8

k3=

b3=

Запишите вывод: приодинаковом значении коэффициента ___________ все прямыепересекают осьОув точке с координатами(;)бВ одной системе координат постройте графики функций, определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:Таблица 6Функция Коэффициент kКоэффициент bу4х5

k1=

b1=у7х5

k2=

b2=у0,9х5

k3=

b3=

Запишите вывод: приодинаковом значении коэффициента ___________ все прямыепересекают осьОув точке с координатами(;)Вывод:Если коэффициенты ________ одинаковы, то точка пересечения графиковлинейных функций, заданных формулами вида уkx+bлежитна оси Оу.‬Все группы справились с последнимзаданием, проверим ваши выводы.Заслушивается несколько выводов‬Итак, есликоэффициентыb1 и b2одинаковы, то прямыеуk1x+b1и y=k2+b2 пересекаются в точке с координатами 0;b, т.е. лежит на оси Оу.‬Теперь мы знаем условия параллельности и пересечения двух прямых. А в каком случае прямые будут совпадать?‬Правильно, есликоэффициенты k1 и k2двух линейных функциях одинаковы, коэффициенты b1 и b2одинаковы.‬Отключаем мониторы.‬Давайте упорядочим полученные знания. Я начинаю, а выпродолжаете.‬Прямые параллельны, если…‬Прямые пересекаются, если…‬Прямые совпадают, если…‬Прямые пересекаются в точке, лежащей на оси ординат, если…

Блок 3 психологическая разгрузкапредставляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.‬Наша помощница мышка предлагает нам, особенно нашим глазам, немного отдохнуть! Встаем!Гимнастика для глаз по слайдам презентации в музыкальном сопровождении.‬Садимся! И снова встаем, пересаживаемся так, чтобIвариант оставался за монитором, а IIвариант ‬пересаживается за парты.

Блок 4интеллектуальная разминкапредставляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.Отряд французских солдат во время похода в Алжире очутился однажды в местности, совершенно лишенной растительности и притом с почвой настолько болотистой, что, хотя по ней и можно было ступать, сесть на неёбыло совершенно невозможно. Усталый отряд продвигался вперед в поисках подходящего места дляпривала, но на десятки вёрст простиралась всё та же болотистая почва. Как отдохнуть, если нет кругом ни единого сухого местечка и ничего такого, что можно было бы подложить или на что можно было бы сесть?И всётаки одному солдату пришла в голову счастливая мысль, которая помогла отряду выйти из затруднительного положения. Солдаты уселись и отдохнули.Как? Отгадайте!Для решения ребята объединяются в четыре группы по 6человек,используяприём «мозгового штурма», т.к. его достоинствами являются сравнительная простота и доступность, быстрота генерирования идей, способных стать основой для серьёзного поиска решения.Блок 5содержательная частьРаботаем по слайдам.Задание №1Выясним взаимное расположение прямых:1)у  х ‬1иу  х  ;2)у  0,хиу  0,х 3; 3)у  х ‬4иу  х 4;

Задание №2Линейная функция задана формулой

Каким графикам будет параллелен график данной функции?





Задание №3Задать формулой функцию, график которой параллелен прямойу8х11 и проходит через начало координат1.у8х12.у8х3.у8х4.у11хЗадание №4Две прямые пересекаются в точкеА0;4, тогда какое число нужно вставитьу 11х4у  3х …. Задание №5На рисункеизображеныграфики функций. Укажите, какая формула соответствует каждомуизних.



Блок 6компьютерная интеллектуальная поддержкаобеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игрголоволомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.Сейчасучащиеся первого вариантавключаютмониторыи приступаютк выполнению творческого задания: построение рисунка в координатной плоскости с помощью графиков кусочной линейной функции.

1.х,≤у≤ 2.х2,≤у≤

3.у,≤х≤

4.у2,≤х≤ 5.у3х,≤х≤

6.ух3,≤х≤

7.ух3,≤х≤

8.ух3,≤х≤

Блок 7головоломкапредставляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.Остальныеполучаютиндивидуальныекарточкисигрой «Судоку».Блок8резюмеобеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.

С помощью трёх смайликов скучно, нейтрально, интересно учащиеся показывают своёнастроение в конце урока.‬Все этапы урока мы сегодня проводили в честь линейной функции. Поработали на славу. Но какой же бенефис без поэтической нотки. ‬Поэтому в честь линейной функции мы заслушаем лучшее авторское стихотворениезаранее был объявлентворческий конкурс на лучшее стихотворение, посвященное линейной функции

Линейной функции посвящаетсяНе знаю как вам,А мне всё понятноЛинейная функция неадекватна.Она то прямой,То отрезком бывает,То ноль, то абсциссу Одну пресекает.Или вообще ординате равнаНа оси игрек она залегла.Но вэтом и прелесть,Изюминка, соль:Средь функций ‬Линейный отрезоккороль!‬Думаю,бенефис линейной функцииудался.‬Т.к.сегодня вы очень старались и бенефис действительно получился, то домашнего задания не будет.

Ссылки на источники1.Жебровская О.О., к.п.н., доцент СПбГУ, «Международные сравнительные исследования PISA». Вебинар. http://s.ext.spb.ru/2_Webinars/20130419Webinar1630/PISA.pdf‬[Дата обращения 10.07.2015].2.Концепцияразвития математического образования в Российской Федерацииутв.распоряжениемПравительства РФ от 4 декабря 013г. N2506р3.УтёмовВ.В., ЗиновкинаМ.М., ГоревП.М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. ‬Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 013. ‬1 с.4.Альтшуллер Г.С., Верткин Н.М. «Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности!» ‬Минск, Беларусь, 1994‬478с.