Особенности психологической диагностики универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС НОО

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кудака М. А., Табунов И. А., Михаленко Т. Н., Пашнина М. Г., Челнокова О. С., Девяткина Д. С., Уварова Н. Г., Чистякова Т. А., Дмитриева Н. Ф., Михайлова О. М., Горохова И. В., Мамченко А. В. Особенности психологической диагностики универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65520.htm.
Аннотация. В статье описывается опыт внедрения психологической диагностики универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС НОО в школах г. Череповец. Статья представляет интерес как для педагогов - психологов образовательных учреждений, так и для педагогов начальной школы, а также для студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся на психологических и педагогических специальностях в высших учебных заведениях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кудака Марина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецkydakam@mail.ru

Табунов Иван Александрович,старший преподаватель кафедры психологии, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецtabunovivan@gmail.com

Михаленко Татьяна Николаевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецbelorusklin@rambler.ru

Пашнина Мария Геннадьевна,педагогпсихолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 10 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Череповецpashnin@rambler.ru

Челнокова Ольга Сергеевна,ПедагогпсихологМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32», г.Череповецsch19chelnokova@rambler.ru

Девяткина Дина Сергеевна,ПедагогпсихологМБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Череповецdds@omega.ru

Уварова Наталья Геннадьевна,Педагог –психологМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28», г.Череповецuwarowa.natali2012@yandex.ru

Чистякова Тамара Александровна,Педагог –психологМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Максима Горького», г. Череповецtamarachistiakova@gmail.com

Дмитриева Надежда Федоровна,Педагог –психологМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г.Череповецn.f.dmitrieva@yandex.ru

Михайлова Ольга Михайловна,Педагог –психолог МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 39», г.Череповецmadam.mitrofanova.olga@yandex.ru



Горохова Ирина Валентиновна,Педагог –психолог МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 40», г.Череповецirvvolkova@ya.ru

Мамченко Алёна Васильевна,Психолог Военнойкомендатурычереповецкого гарнизона, г. Череповецalena_mamchenko@mail.ru

Особенности психологической диагностики универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОСНОО

Аннотация.В статье описывается опыт внедрения психологической диагностики универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС НОО в школах г. Череповец. Статья представляет интерес как для педагогов психологов образовательных учреждений, так и для педагоговначальной школы, а также для студентов, магистрантови аспирантов, обучающихся на психологических и педагогических специальностях в высших учебных заведениях.Ключевые слова:Универсальные учебные действия, диагностика, мониторинг, метапредметныеи личностные компетенции учащихся.

Современная ситуация в образовании связана с разрешением проблемы реализации требований ФГОС НОО в части формирования и последующей диагностики сформированности универсальных учебных действий. Новые цели и социальные запросы в образовании определяют его цели как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Данная ключевая компетенция складывается из способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.Психологам сферы образования необходимо осмысление новых подходов к организации процесса психологопедагогической диагностики в школе. Несомненно, существует достаточное количество литературы, посвященной проблеме реализации требований ФГОС НОО, педагогипсихологи испытывают реальные трудности в организации и проектировании стартовой диагностики, мониторинга универсальных учебных действий.

Актуальная задача разработки системного мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся с 1 по 5 класс обусловила создание рабочей группы педагоговпсихологов,преподавателей высшей школыцелью работы которой было апробирование комплексов наиболее валидных и надежных методик оценки сформированности личностных и метапредметных умений.

Разрабртанные методические рекомендации по проведению психологического мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся 15 классов позволяет психологу, исходя из его опыта, условий деятельности, выбирать оптимальные методики, сроки диагностики, механизмы работы.Одной из задач, поставленных перед рабочей группой, было создание процедур, облегчающих обработку и представление полученного диагностического материала. Итогом данной деятельности являются таблицы, схемы, предлагаемые как в самих методическихрекомендациях, так и в приложении.