Методические основы преподавания модуля «Сорные растения и борьба с ними» учебной дисциплины «Общее земледелие»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Авдеенко А. П. Методические основы преподавания модуля «Сорные растения и борьба с ними» учебной дисциплины «Общее земледелие» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65531.htm.
Аннотация. В статье описываются методические основы преподавания разделов модуля «Сорные растения и борьба с ними» учебной дисциплины «Общее земледелие» для студентов уровня высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки 06.01.01 Общее земледелие, растениеводство. Приведены разделы модуля и характеристика лекционных и практических занятий каждого раздела. Статья адресована аспирантам, преподавателям высших учебных заведений и сотрудникам научно-исследовательских учреждений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Авдеенко Алексей Петрович,доктор сельскохозяйственных наук, зав. кафедрой земледелия и ТХРП, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет, п. Персиановскийawdeenko@mail.ru

Методические основы преподавания модуля «Сорные растения и борьба с ними» учебной дисциплины «Общее земледелие»

Аннотация. В статье описываются методические основы преподавания разделов модуля «Сорные растения и борьба с ними» учебной дисциплины «Общее земледелие»для студентов уровня высшего образования подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки 06.01.01 Общее земледелие, растениеводство. Приведены разделы модуляи характеристика лекционных и практических занятий каждого раздела. Статья адресована аспирантам, преподавателям высших учебных заведений и сотрудникам научноисследовательских учреждений. Ключевые слова:высшее образование, аспирантура, сорные растения, общее земледелие, модуль.

Основнымизадач в подготовке агрономов является знание теоретическихоснов взаимодействия культурных и сорных растений; влияниясорных растений на качество сельскохозяйственной продукции; биологическихособенностейсорных растений и методових изучения; научныхоснов, методови систем механической, биологической, химической и интегрированной борьбы с сорняками; ролиосновных факторов и элементов системы интенсивного земледелия (севооборотов, удобрений, систем и приёмов обработки, мелиорации, гербицидов, сортов сельскохозяйственных культур и др.) в изменении засорённости посевов и почвы.Данные знанияневозможны без обученияучащихся принципам классификации сорняков, их биологическимособенностями мерамборьбы с ними, практическом умении распознавать их и рекомендоватьсельскохозяйственным предприятиям комплекс мероприятий по борьбе с сорняками. Этим в основном определяется значение, место и содержание модуля «Сорные растения и борьба с ними» в учебной программе дисциплины «Общее земледелие» учебного плана по направлению подготовки 35.06.01 Сельское хозяйство, направленность программы: 06.01.01 Общее земледелие, растениеводство. В соответствии с учебной программой дисциплины «Общее земледелие» общая трудоёмкость составляет 4 зачётных единицы, или 144 академических часа,из которых на изучение модуля отводится 25учебных часов, в том числе 5 часов на лекционные и 8 часов на практические занятия, 12 часов –самостоятельная работа.Для успешного восприятия материала учащимися нами проведенабольшаяработапо оснащению учебных аудиторийвсемнеобходимымдля успешного проведения занятий по разделам модуля. При этом учитывается, чтозанятия с аспирантамипроводятся на осеннезимний период, поэтому используютсяв основном гербарный и коллекционный материал, графические материалы и кинофильмы. Содержание учебного материала модуля «Сорные растения и борьба с ними» позволяет иметь эффективную систему разнообразных наглядных пособий, а задачи практического обучения требуют наличия различных учебных пособий, приборов, инструментов, материалов, растительных, почвенных и других образцов. Особое внимание учащихся обращаемна соблюдение правил техники безопасности.Во время самостоятельной работы учащихся преподаватель оказывает индивидуальную помощь отстающим, беседует с учащимися, уточняет детали задания, следит, насколько осмысленно и последовательно они его выполняют.Исходя из основных учебновоспитательных задач занятия модуля «Сорные растения и борьба с ними» спланированысогласно плану, приведённому в данной таблице.

Распределение занятий модуля «Сорные растения и борьба с ними»

Модуль «Сорные растения и борьба с ними»Раздел 1 «Сорные растения и их вредоносность»Лекционное занятие 1 (1 час).Понятие о сорных растениях, засорителях и их происхождение. Агрофитоценоз, его компоненты и элементы структуры. Экология сорняков. Вред, причиняемый сорняками. Взаимоотношения между культурными и сорными растениями. Практическое занятие 1 (2 часа).Методы изучения сорняков по гербарию, семенам и всходам. Методика определения и распознавания по всходам

Раздел 2 «Биологические и экологические особенности сорных растений» Лекционное занятие 2 (1 час).Семенная продуктивность сорняков, способы распространения семян и плодов сорняков, биологические свойства семян сорняков.Практическое занятие 2 (2 часа).Характеристика основных видов сорняковРаздел 3 «Классификация сорных растений и их картографирование» Лекционное занятие 3 (1 час).Методы учёта засорённости посевов, урожая и почвы их краткая характеристика. Картирование засорённости посевов и его периодичность.Практическое занятие 3 (2 часа).Методы учёта засорённости посевов. Методика производственного картографирования сорнополевой растительностиРаздел 4 «Меры борьбы с сорняками»

Лекционное занятие 4 (2 часа).Борьба с сорняками. Классификация мер борьбы с сорняками. Карантинные мероприятия. Истребительные мероприятия. Биологические меры борьбы с сорняками. Химические меры борьбы с сорняками. Классификация, характеристика и применения гербицидов. Комплексные меры борьбы с сорняками. Принципы сочетания предупредительных и истребительных мероприятий по борьбе с сорняками в севооборотеПрактическое занятие 4 (2 часа).Расчёт потребности в гербицидах

Значение данного модуля в подготовке будущего агронома особенно возрастает в связи с тем, что в современном земледелии биологические факторы ограничения роста урожайности, и в первую очередь чрезмерная засорённость полей, становятся основными причинами снижения эффективности интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Несмотря на значительный объем совокупности знаний, умений и навыков, многочисленность изучаемых объектов, понятий, определений, учебный процесс по модулю при правильной его организации и выборе методов обучения обычно достигает поставленных дидактических и воспитательных целей без особых осложнений. Этому способствует большое разнообразиеэлементов системы наглядных пособий, возможность использования методов программированного обучения, в том числе и с возможностями сети intennet, большие возможности активизации познавательной деятельности учащихся как при теоретическом, так и при практическом обучении.