Трёхуровневый инструментарий как средство задачного подхода в обучении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савинова Д. Б. Трёхуровневый инструментарий как средство задачного подхода в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 306–310. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65563.htm.
Аннотация. Традиционный «знаниевый» подход в обучении приводит к развитию формального уровня образования, который затрудняет переход от обучения в школе к многообразной жизнедеятельности выпускника. Относительно недавно сформировался «задачный» подход, который основной акцент делает на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций и т.д. Единица такого обучения - интеллектуальной умение, позволяющее разрешать учебные задачи, давать ответы на вопросы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савинова Диана Борисовна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри РС (Я)dsavinova@rambler.ru

Трёхуровневый инструментарий как средство задачного подхода в обучении

Аннотация. Традиционный «знаниевый» подход в обучении приводит к развитию формального уровня образования, который затрудняет переход от обучения в школе к многообразной жизнедеятельности выпускника. Относительно недавно сформировался «задачный» подход, который основной акцент делает на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций и т.д. Единица такого обучения интеллектуальной умение, позволяющее разрешать учебные задачи, давать ответы на вопросы.Ключевые слова: стандарты второго поколения, решение задач, проблема, инструментарий, формирование учебных действий.

Стандарты второго поколения требуют от учителя такого подхода к преподаванию, который позволяет развивать у обучающихся не столько память, сколько логическое мышление.Ученик должен быть помещён в такую ситуацию, которая позволит ему самостоятельно искать, ошибаться, делать открытия, сталкиваться с незнанием и искать ответ на вопрос. В такой ситуации в полной мере реализуется деятельностный подход, заявленный во ФГОС второго поколения.Часто приходится наблюдать такую картину: ученик бойко отвечает на поставленный вопрос, касающийся пересказа главы художественного произведения, выученного правила или правописания словарных слов, которые нельзя объяснить, а нужно просто запомнить. Но этот же ученик становится совершенно беспомощным, если, опираясь на прочитанное, необходимо сделать вывод, применить правило на практике, использовать словарные слова в тексте или в собственном высказывании. На мой взгляд, такой разрыв в мышлении возможно преодолеть благодаря «задачному» подходу в обучении, при котором акцент в обучении делается на решение различных задач, проблемных ситуаций, вопросов. В данном случае формируется умение решать учебные задачи, давать ответы на проблемные вопросы.Подуманное, регулярно организуемое обучение в виде разрешения учебных задач позволяет стимулировать собственную познавательную активность ученика, помогает ученику справляться с разными учебными задачами по разным предметам.

И здесь самое главное дляучителя научиться создавать такие задачи, которые в некоторых случаях позволяют совместить открытие нового материала с этапом закрепления.

Для конструирования учебных задачпо русскому языкуя пользуюсь таксономией образовательных целей Б. Блума. Какизвестно, эта идея многократно подвергалась критике, но всё, что создано после, имеет лишь небольшую разницу в терминологии. Структура Б. Блума позволяет мне формировать у учащихся мыслительные навыки высокого уровня.Таксономия Б. Блума легла в основу моего инструментария для формирования учебных действий и оценки учебных достижений обучающихся.

Примеры учебных задач для различных уровней учебных целей

Задания первого уровня направлены на развитие памяти и формирование репродуктивных знаний:От данных глаголов образуй страдательные причастия с суффиксом енни запиши их (суффиксы обозначь): возмутить, завершить, испечь, нагрузить, сберечь, сжечь, увлечь.От данных глаголов образуй страдательные причастия с суффиксом нни запиши их (суффиксыобозначь): выкачать, выслушать, настоять, расстрелять, навешать.Спиши. Выдели причастный оборот и определяемое слово (знаки препинания расставлены): 1) Слух о моих стихах, разбежавшихся по рукам, дошёл до правительства. 2) Милорадович, лежавший на своём зелёном диване, окутанный дорогими шалями, закричал мне навстречу: «У меня сейчас был Пушкин!»Задания второго уровня направлены на умение трансформировать репродуктивные знания:Спиши, вставив пропущенные буквы: терп..шь, обид..вший, надыш..шь, засе..нный, кле..щий, стел..щий, колебл..мый.Из данного предложения выпиши причастия, обозначь суффиксы, объясни различия в этих суффиксах: С. Аксаков писал: «Только там, при лёгком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни».Распредели данные причастия на 4 группы. Запиши их в виде таблице. Каждую колонку озаглавь: отметивший, смеющийся, слышимый, осмысленный, звучащий, колотый, выросший, вышиваемый, осознанный.Слитно или раздельно? Запиши:не?успокоившееся море; калитка не?закрыта; не?написанное вовремя сочинение; не?воспитанный ученик; измениться не?узнаваемо; девочка не?вежлива.Задания третьего уровня направлены на усвоение мыслительных операций и формирование продуктивных знаний:Установи, в каком случае слово предан является кратким страдательным причастием, а в каком прилагательным (слова выделены):Преданность вечно была в характере русского люда.Кто же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу;Каждый, кто честен, умён, предан, наверно, суду. М.МихайловЧто интересного в этих словах с точки зрения морфологии (части речи) и морфемики (части слова): вдохновляем, оберегаем, растворим?Вставь Нили НН, закончи предложения, запиши: 1)Заброше..ые «Жигули»… 2) За броше..ые «Жигули»…Распространи данный текст одиночными причастиями, причастными оборотами. Получившийся текст запиши. Первый луч солнца через ставни золотил печь, полы, стены. Какие только краски здесь не играли!Образуй (если возможно) и запиши страдательные причастия настоящего времени от следующих глаголов:предлагать, искать, есть, жевать, шить, вести, везти, зависеть.Такой комплекс заданий (по предметам русский язык и литература) позволяет выполнять поставленные педагогические цели, более полно учитывать состав познавательных требований к учебной ситуации, проводить диагностику знаний и уровня сформированности учебных действий учащихся, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды проектируемой познавательной деятельности, то есть можно создавать индивидуальную программу развития обучаемыхилиболее эффективно организовывать дифференцированную работу.

Ссылки на источники1.http://www.intel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/projectdesign1/thinkingskills/bloomtaxonomy.pdf2.Э. де Боно. Думай! Пока ещё не поздно. СПб.: Питер, 2011