Внедрение модели формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Швец Л. Ю. Внедрение модели формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75010.htm.
Аннотация. В статье представлена авторская модель и апробация реализующей её психолого-педагогической программы формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста; раскрыты формы и методы развития познавательности, практичности и эмоционально-волевой сферы; показаны результаты.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Швец Людмила Юрьевна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскmiila.shvets@mail.ru

Внедрение модели формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлена авторская модель и апробация реализующей её психологопедагогической программы формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста; раскрыты формы и методы развития познавательности, практичности и эмоциональноволевой сферы; показаны результаты.Ключевые слова: дошкольник, трудолюбие, модель, познавательность, практичность, эмоциональноволевая сфера.Раздел: (02) комплексное изучениечеловека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка. Нравственное и трудовое воспитание должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с детьми дошкольного возраста. Труд –главный воспитатель. Необходимо помочь дошкольникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств. Участие дошкольников в общественно полезноми производительном труде рассматривается в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием (Азаров Ю.П., Божович Л.И., Буре Р.С., Г.Н.

Година, Долгова В.И., Овчарова Р.В., Крулехт М.В., Макаренко А.С., Макарова Т.А., Максимова М.В., Матушкин С.Е., Чернецов П.И., Свадковский И.Ф., Васильева М.А. [1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]).

Анализ научнометодической литератруы позволил сделать вывод о том, что труд учащихся должен правильно, педагогически целесообразно организован.

Дети дошкольного возраста познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ребенок закрепляет свой кругозор.

Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

Воспитателя стараются воспитать в дошкольниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества, помогают увидеть перспективы его развития.

В процессе труда дошкольники контактируют с коллективом взрослых.

Такая организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду, возникновению потребности трудиться на общую пользу, выработка навыков коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к труду.

С целью организации воспитания трудолюбия у детей мы разработали программу работы педагогапсихолога по воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста и провели апробацию её внедрения в практику по рекомендациям В.И.

Долговой [5].

Программа состоит из 3 блоков:1.Организация разнообразной трудовой деятельности детей в детском саду.

УДК0012.Организация системы работы по ручному труду.

3.Организация кружка вышивания «Волшебная иголочка» для детей 5–6 лет.

1.Организация разнообразной трудовой деятельности детей в детском саду.

Пребывание детей в детском саду заполнено разнообразной деятельностью: игры, занятия, труд, развлечения.

Но в любой группе, даже при систематической организации трудовой деятельности, есть дети активные, инициативные, самостоятельные, которые постоянно заняты делом, и такие, которые трудятся от случая к случаю.

Одной из причин этого является постоянное нарушение режима детской жизни.

Задержался завтрак,—значит, и занятия задерживаются, поэтому воспитатель спешит все сделать сам или привлечь наиболее активных детей.

Увеличилась продолжительность занятия, и, чтобы вовремя уйти на прогулку, воспитатель к уборке игрушек и материалов снова привлекает самых активных, ответственных детей.

И так в течение всего дня.

Второй причиной является отсутствие должного контроля взрослых за трудовой деятельностью детей во время их дежурств.

В результате работа в основном выполняется активными детьми, хорошо владеющими навыками, а пассивные часто отвлекаются, работоспособность у них низкая.

Воспитатели редко задумываютсянад тем, как создать в группе для каждого ребенка атмосферу постоянной занятости, как найти в режиме дня время для индивидуальной работы с детьми, когда вовлечь пассивных детей в трудовую деятельность, как их заинтересовать, заставить выполнить работу до конца.

Совместно с педагогами мы проанализировали все причины недостатков в организации трудовой деятельности детей, разработали примерный график включения их в трудовую деятельность в течение всего дня по каждой возрастной группе: утром до занятия, послезанятия, на прогулке, после прогулки и т.

д.

Определили содержание трудовой деятельности в каждый период и число детей, которые могут быть заняты в каждом виде труда.

Предусмотрели возможность участия каждого ребенка в делах всей группы.

Оказалось, что можно рационально планировать деятельность всех детей в течение дня при строгом соблюдении режима.

Если воспитатели будут серьезно к этому относиться, то дети приобретут не только необходимые умения и навыки в трудовой деятельности, но и привычку систематически трудиться.

Для рациональной организации трудовой деятельности в группах мы создали все условия.

Определили место хранения оборудования, сделали в нише полочки, где есть все необходимое для работы по столовой, в приемной оборудовали маленькую тумбочку для чистки обуви и одежды, в нижней части стола для цветов расположили инвентарь по уходу за цветами и аквариумом.

На отдельном столике поместили материалы для ручного труда (картон, клей, шишки, желуди, кору, нитки).

Труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром.

Уборка группы, стирка кукольного белья проводится вечером после дневного сна.

В это же время организуем работу по поделке атрибутов.

Индивидуальные поручения, в которые входят разные виды труда, организуем в течение всего дня.

Воспитатель в каждом отдельном случае выбирает наиболее удобное время для их выполнения.

Утром, а также после прогулки все дети убирают свою одежду, и то, как они это делают, не должно остаться вне поля зрения воспитателя.

На прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и УДК001убирают игровой материал.

После обеда все старшие дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их.

После игр убирают игрушки.

Таким образом, мы предусмотрели участие всех детей в трудовой деятельности, создали в группе обстановку постоянной занятости.

Детей учили тому, что любой труд важен и нужен.

Обеспечивая систематичность включения каждого ребенка в трудовую деятельность, мы ставили разные задачи.

Руководя трудовой деятельностью, воспитатели в отношении к инициативным, самостоятельным детям повышали требования к качеству выполнения трудовых обязанностей, воспитывали умение подчиняться общим правилам, сдерживать личные желания во имя общих интересов.

У малоактивных детей старались воспитывать устойчивый интерес к труду: обучали их необходимым навыкам и умениям, воспитывали целенаправленность действий, раскрывая ближайшие задачи и конечный результат их труда, значимость их деятельности для коллектива.

С малоактивными детьми мы начали с индивидуальных поручений, которые давались в разное время дня: с утра, на прогулке, до полдника и т.

д.

Время их труда увеличивали постепенно.

Начинали с более легких заданий и постепенно подводили к выполнению более сложных.

Требования к детям повышали постепенно, учили их объективно оценивать свою работу и товарищей, учили ценить сделанное другими.

В начале года предлагали таким детям работу, которая представляет интерес для них, затем выполнить работу, которая может быть и не совсем интересной, но значимой для всего коллектива.

И только после этого находили им совместную работу со сверстниками.

Постепенно, включая этих детей в коллективный труд, стремились к тому, чтобы они сами находили себе место в общем деле, а воспитатели делали все возможное, чтобы каждый из них осознал себя равноправным участником общего труда и получил от него удовлетворение.

Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных особенностей позволила обеспечить систематическое участие каждого ребенка в практически полезных делах, поставить в такие условия, при которых в его жизни не было бы места безделью.

Все это дало положительные результаты в воспитании у детей трудолюбия, формировании коллективистических чувств, ответственности.

Уже в середине года малоактивные дети старшего дошкольного возраста научились по своей инициативе принимать участие в общем труде, стали проявлять заботу о товарищах, дружно, сообща трудиться, у них появилось чувство сопереживания коллективной радости.

Работу по воспитанию детей проводим при активном участии родителей.

Очень важно, чтобы родители поняли, в чем заключается трудовое воспитание детей в семье, значение труда для формирования личности ребенка, и создали все необходимыеусловия дома для постоянного участия детей в практических делах семьи, рационально организовали их жизнь.

Поэтому мы вместе с родителями обсудили, какие условия необходимо создать дома для труда детей в соответствии с их возрастом, в УДК001какую трудовую деятельность следует их подключать, какое участке в труде детей будут принимать взрослые.

Особое место в деятельности детей старшего дошкольного возраста занимает ручной труд.

Необходимо уделять большое внимание правильной организации системы работы по ручному труду с детьми, так именно ручной труд является важным средством развития трудолюбия у детей.

2.Организация системыработы по ручному труду детейВ старшей и подготовительной группах, большую роль в трудовом воспитании начинает играть ручной труд с элементами творчества, технической выдумки.

Навыки ручного труда младшей группе освоены плохо.

Дети практически не имели навыка свободного владения иглой, особенно мальчики.

Изделия, выполненные из дерева, были примитивны, работа с природным материалом не увлекала большинство детей.

Они не проявляли живого, настоящего интереса к тому или иному виду ручного труда.

Нами была предложена и апробирована система работы по ручному труду «Ручной труд», а именно по обучению детей шитью кукольной одежды, мягкой игрушки.

Предварительно выяснили, что у большинства из них есть большое желание шить, работать с иглой, но умений недостаточно: только четверо могли показать, как надо вдевать нитку в иголку; не знали дети, как завязывать узелок на нитке, как правильно держать ткань при шитье.

Чтобы увлечь детей этим делом, мы провели экскурсию в ателье, познакомили их с работой швей, закройщика.

Дети увидели, как из тканей можно получить различные красивые предметы одежды.

Вместе с детьми и родителями организовали в группе уголок ручного труда.

Собрали готовые работы по вышивке, оформили альбомы с образцами различных тканей, различных швов.

Собрали выкройки мягких игрушек, сделали трафареты выкроек.

Приготовили наборы тканей (на каждого ребенка) для ознакомления со свойствами и качеством тканей и работой с ними, а также коробочки со штопальными и вышивальными иглами, различного цвета нитками.

Изготовили картонные полоски с дырочками для обучения шву «впередназад иголкой».

Один из родителей изготовил деревянные иглыспециально для обучения вдеванию нитки в иголку.

Девочки любили играть с куклами, старались одеть их красиво, но в группе не всегда имелся необходимый набор одежды.

Нужно было шить ее самим.

Кукольной одежды может не хватать и у малышей.

Чтобы содержать свою одежду в порядке, также необходимо умение работать с иглой.

Мы старались подвести детей к осознанному желанию научиться шить, показать полезность этого труда.

Первое занятие по знакомству с инструментами (иглой, ножницами) и правилами работы с ними провели со всеми детьми.

На это занятие пригласили мать одного из детей, работавшую в ателье.

Она рассказала о правилах обращения с инструментами, объяснила, что все они должны лежать в определенном месте, рабочий стол должен быть в образцовом порядке.

Вначале воспитатели познакомили детей со швом «вперед иголкой» (они учились шить мешочки).

Многие не сразу научились завязывать узелок в конце шва, выполнять ровный шов.

Чтобы линия шва получилась прямая, на ткани предварительно наносили наметки карандашом, закрепляли лоскут в пяльцах.

Если шов получался плохой, просили перешить заново.

Следующим этапом было обучение пришиванию пуговиц, вначале с двумя, а потом с четырьмя дырочками.

Дети пришивали пуговицы УДК001к кукольным наволочкам, рубашкам и другой одежде.

Затем мы познакомили воспитанников со швом «через край», которым они учились обметывать петли, обшивать платочки, салфетки.

С первых занятий дети относились к шитью поразному, неодинаково протекало и формирование навыков.

Сразу выделилась группадетей, которые испытывали трудности не только потому, что работа была для них новой, но потому, что сами отличались несобранностью, неуверенностью, неусидчивостью.

Одни, не умея шить, расстраивались, когда у них не все получалось, бросали работу, другие нерешительно брались за дело, потому что шили неуверенно, медленно.

Но были и такие, которые настойчиво старались довести начатое до конца.

Мы стремились создать хороший настрой у ребят в ожидании результата работы, в любой момент оказывали им помощь, поддержку.

Иногда это выражалось в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища.

Бывало, что трудную часть работы мы выполняли вместе с воспитанником.

С некоторыми детьми часто приходилось заниматься индивидуально.

Показывали им работы товарищей, привлекали в помощь детей с хорошими навыками.

Постепенно и у этих ребят выработалась усидчивость, внимательность, их изделия стали нравиться им самим.

Постепенно дети овладели умением шить аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

В концедекабря мы познакомили детей с выкройками, научили обводить по контуру картонные детали выкроек, вырезать, наносить контур выкройки на ткань, сшивать детали игрушки, набивать ватой.

Работу с выкройками также показали на занятии.

На этом занятии был организован совместный труд, в котором каждый ребенок выполнял не все задание целиком, а лишь определенную часть.

Так, подгруппа детей наносила выкройку на ткань.

Другие вырезали детали выкройки.

Третья группа сшивала части, а четвертая —набивала ватой.

При такой организации от качества работы одних детей зависел результат других.Первая мягкая игрушка (пингвин) не у всех получилась удачной.

У некоторых части выкройки были сшиты небрежно, редким швом и, когда стали игрушку набивать ватой, шов разошелся.

Не все набили игрушку ватой плотно, и такие пингвины не стояли, падали.

Все это мы подметили, когда предложили лучшую игрушку передать малышам.

При оценке результатов спрашивали, понравится ли их игрушка малышам, маме, близким, удобно ли будет ею играть.

Поэтому в следующий раз дети обращали внимание на качество и своей работы, и товарища.

При обнаружении недостатков старались помочь не справившемуся с работой или воздействовать на нерадивого, заставляли переделать.

Организуя такой коллективный труд, мы учили детей, что, перед тем как передать работу другому, надо проверить ее качество; если сделаешь плохо, то подведешь товарища.

Так вводились в жизнь группы правила совместной, дружной работы.

3.

Программа кружка вышивания «Волшебная иголочка» для детей 5–6 летВ процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественнотворческие способности и положительноэмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

УДК001Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Актуальность.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоциональноповеденческом аспекте.

Новизна.

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, опыт работы детских садов города, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), ноколичество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Программ работы кружка по данному виду труда–вышиванию–не найдено.

Предлагается форма организации ручного труда детей в минигруппах.

Цель программы.

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда–вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Задачи программы:Обучающая.

Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая.

Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная.

Формировать положительноэмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы,–56 лет.

Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышцкистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Формы и режим занятий.

При наполняемости группы 20 детей занятия кружка проводятся 2 раза внеделю, по 10 человек в один день.

В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день –другие 2 подгруппы по 5 детей.

Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий.

Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю.

Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой минигруппой–не более 20 минут –в старшей группе, 25 минут–в подготовительной группе.

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, УДК001нахождение наопределенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Состав минигруппы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами.

Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места,где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения–физминутки.

Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическаялитература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны.

Предусмотрены как теоретические–рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показвоспитателем способа действия, –так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

После 1 этапа.

Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;разрезают ткань по нанесенным меткам;делают бахрому на салфетке;закрепляют ткань в пяльцах;вдевают нитку в иголку;завязывают узелок;шьют швами «вперед иголку», «строчка»;используют пооперационные карты.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда–вышивания.

После 2 этапа (подготовительная группа).

пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;вышивают «гладью»;делают «мережку» на ткани;переводят рисунок на ткань;принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала; УДК001бережное обращение с инструментами; поддержание порядка на рабочем месте; используют пооперационные карты;эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Формы проведения итогов реализации программы:выставки детских работ в детском саду;участие в городской выставке декоративноприкладного творчества;дни презентации детских работродителям (сотрудникам, малышам);творческий отчет воспитателя –руководителя кружка на педсовете.

Работа кружка вышивания «Волшебная иголочка» основана на нормативных документах, в том числе:Программа кружка предполагает: сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;развить личностные качества;дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения.

А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка –дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Программа для 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том числе –и вышивания [6].

Приемы и методы организации учебновоспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий 1.Техническое оснащение.

2.Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.

(на каждого ребенка).

3.Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).

4.Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

5.Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

6.Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).

7.Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточноеколичество для осуществления выбора каждым ребенком).

8.Кусочки трикотажного полотна разных размеров.

9.Карандаши (на каждого ребенка) простые.

10.Калька (на каждого ребенка).

11.Копировальная бумага (на каждого ребенка).

12.Дидактические материалы.

13.Подборка готовых вышивок.

УДК00114.Образцы рисунков для вышивания.

15.Пооперационные карты.

16.Иллюстрации вышивок в различной технике.

Был проведен входной и выходной контроль с использованием одних и тех же методик.

Были получены следующие результаты:

Результатыдиагностики уровня развития волевой регуляции, работоспособности и трудового опыта у испытуемых детей экспериментальной группы на разных этапах эксперимента

В экспериментальной группе улучшился уровень волевой регуляции у детей: увеличилось количество детей с высоким (на 17%) и средним (на 17%) уровнем, снизилось количество детей с низким уровнем (на 34%).

В экспериментальной группе улучшился уровень работоспособности у детей: увеличилось количество детей с высоким (на 25%) и средним (на 25%) уровнем, снизилось количество детей с низким уровнем (на 50%).

В группе у детей увеличились показатели трудового опыта: стало больше детей с высоким уровнем (на 17%), меньше со средним (на 17%) уровнем, и снизилось количество детей с низким уровнем (на 34%).

После апробации Программы наблюдается положительная динамика результатов по всем показателям, и это было использовано в процессе последующего её внедрения (Долгова В.И., Ткаченко В.А.[7]).

Выводы:Становление и развитие трудолюбия у младшего дошкольника будет проходить более эффективно, если работа психолога будет построена с учетом следующих условий: развитие познавательности –наличие знаний, относящихся к области трудовой деятельности, систематическое стремление к их совершенствованию; развитие практичности –наличие трудовых умений и навыков, которые определяют умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи;0102030405060708090100Волевая регуляцияРаботоспособностьТрудовой опытНизкийСреднийВысокийУДК001развитие эмоциональноволевой сферы –желание и готовность трудиться, чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение им, желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели, добровольное совершение трудовых дел.

Ссылки на источники

1.Азаров, Ю.П.

Игра и труд.

–М.: Феникс, 2009.

–123 с.

2.Божович Л.И.

Личность и ее формирование в детском возрасте.

–СПб.: Питер, серия «Мастера психологии».

–2008.

–276 с.

3.Буре Р.С., Г.Н.

Година.

Учите детей трудиться.

–М.: Наука, 2010.

–454 с.

4.Воспитание дошкольников в труде / Под ред.

В.Г.

Нечаевой.

–М.: Наука, 2011.

–194 с.

5.Долгова В.И.

Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма в Эмиссия.

Оффлайн (TheEmissia.

OfflineLetters): электронный научный журнал.

–Март 2014, ART 2176.

–CПб., 2014г.

–URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm6.Долгова В.И., Овчарова Р.В.

Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета.

2014.

№ 6.

С.

4048.

7.Долгова В.И., Ткаченко В.А.

Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение.

2012.

№8.

С.

89103.

8.Крулехт М.В.

Дошкольник и рукотворный мир.

–СПб.: ДетствоПресс,2010.

–160 с.

9.Макаренко, А.С.

Воспитание в труде.

Соч.: В 7 т.

Т.4.

–М.: Наука, 2010.

–238 с.

10.Макарова Т.А.

Воспитание трудолюбия у дошкольников.

–М.: Владос, 2010.

–224 с.

11.Максимова М.В.

Вышивка.

Первые шаги.

–М.: З.А.О.

ЭКСМО, 2011.

–96 с.

12.Матушкин С.Е., Чернецов П.И.

Факторы воспитания трудолюбия.

–Красноярск, 2009.

–364 с.

13.Свадковский И.Ф.

О воспитании трудолюбия у детей.

–М.:Наука, 2009.

–132 с.

14.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / под ред.

М.А.

Васильевой.

–М., 2009.

–120 с.

Ludmila Shvets,

student of Psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskmiila.shvets@mail.ruThe implementation model of the formation of hard work in children of preschool ageAbstract.The article presents the author's model and testing of implementing her psychopedagogical formation programs diligence in children of preschool age; disclosed forms and methods of development posnova activities, practicality and emotionalvolitional sphere; results shown you.Key words:preschool, diligence, model, cognition, practicelichnosti, the emotionalvolitional sphere.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П.

М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.

В.,кандидатом педагогических наук