Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова “Кто сильнее?”»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Товкачева А. Н. Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «О народной мудрости в сказке Л. В. Дьяконова “Кто сильнее?”» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75060.htm.
Аннотация. В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «Литература Вятского края» обобщается опыт применения проектных технологий для формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной организации; предлагается анализ использования методов духовно-нравственного воспитания личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Товкачева Алевтина Николаевна,учитель начальных классов МОАУ «Гимназия имени Александра Грина»,г. Кировschoolk3@mail.ru

Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2гокласса«О народной мудрости в сказке Л.В. Дьяконова “Кто сильнее?”»

Аннотация.В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «Литература Вятского края» обобщается опыт применения проектных технологий для формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной организации; предлагается анализ использования методов духовнонравственного воспитания личности. Ключевые слова:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; проект, предметные результаты обучения, пословицы, скороговорки.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Цель занятия:формированиетаких качеств духовнонравственной личности как трудолюбие, упорство, целеустремленность через образгероя в сказке Л.В.Дьяконова «Кто сильнее?».Задачи:1.Воспитывать любовь к родному краю, учить видеть красоту родной земли в зимнее время года; уважительное отношение к труженикам села; эмоционально воспринимать текст.2.Уметь работать в паре; устно выражать свои мысли посредствомсоставления предложения.3.Развивать умение осознанно, правильно и выразительно читать текст вслух; находить ответы на вопросы в тексте; определять тему, главную мысль, жанр произведения; формировать умение различать средства художественной выразительности (олицетворение).Приёмы/методы обучения, педагогические технологии:на занятии предусмотрены приемы работы сучащимися с заданиями репродуктивного, конструктивного и творческого уровней; на занятии присутствуют приемы работы по развитию речи, отработке навыков чтения, анализу художественного произведения. Планируемые метапредметные результаты:Личностные: уметьсоотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;знать основные моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Регулятивные:самостоятельно формулировать тему и цель занятия;вместе с учителем составлять план выполнения учебнопознавательной задачи; выполнять его с корректировкой;осуществлять оценку и взаимооценку деятельности, контроль и взаимоконтроль.Познавательные:уметь работать с разными формами информации (тексты, иллюстрации, таблицы, схемы, модели и др.), преобразовывать их;различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация и др.);пользоваться словарями, справочниками, Интернетресурсами;строить рассуждения на основе анализа и синтеза, установления причинноследственных связей.Коммуникативные: использовать монологическую и диалогическую формы речи с применением речевых средств, адекватных речевой ситуации;высказывать свою точку зрения, уметь ее обосновывать, задавать вопросы;уметь сотрудничать и договариваться; уважать мнения других.Перечень оборудования и материалов к занятию: мультимедиапроектор, слайдовая презентация, хрестоматия, рабочая тетрадь, наборное полотно «Сундучок слов», «Кузовок пословиц», карточки сословами и пословицами, портрет Л.В.Дьяконова; пять наборов разрезных карточек с пословицами о морозе, презентация «Природа Вятского края».Структура занятия: 1.Организационное начало. 2.Целеполагание и мотивация.3.Актуализация знаний и умений.4.Изучение нового материала.5.Физкультминутка.6.Применение знаний и умений.7.Проверка усвоения знаний и умений.8.Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия:1.Организационное начало

Учащиеся входят в класс под песню «Сказки гуляют по свету». Приветствуют гостей. 1 учащийся читает выразительно стихотворение.Слайд № 1.Сказка [2]

Сказки снова

К нам приходят!

Ведь у них чудес запас!Надо их нам чаще звать.К себе в гости приглашать,Их любить и в них играть!А они научат насБыть добрее,Справедливей и мудрее!

2.Целеполагание и мотивацияИзучение, какого раздела мы с вами продолжим сегодня на занятии?(Сказки в стихах.)Слайд № 2Расшифруйте название новой сказки, добавив гласные.Каким должно быть предложение по цели высказывания?(Сказка будет называться «Кто сильнее?»)Автор этой сказки вам хорошо знаком. Посмотрите на портрет.(Вятский поэтсказочник Л.В. Дьяконов.)Сформулируйте тему занятия полностью.Слайд № 3(Тема занятия «О народной мудрости в сказке Л.В.Дьяконова «Кто сильнее?»)Слайд № 4Поставьте цель занятия, используя опорные слова на слайде. (Цель занятия: познакомиться с новым произведениемЛ.В.Дьяконова; учиться выразительно читать по ролям и анализировать произведение.)

3.Актуализация знаний и уменийРабота в рабочей тетради, стр.10.Задание 1[8]Отгадайте загадку и вы узнаете персонажа из сказки. По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает,К земле приклоняет. (Ветер).Слайд № 5.Ветер[3]

Задание 2[8]Прочитайте слова «по кругу».Как называются эти слова? Докажите.(Однокоренные, у них общий корень и близкое значение.)Задание 3[8]Поставьте слова в порядке усиления ветра.Слайд № 6.1)ветерок2)муссоны3)буря4)ураган5)смерч

Какие слова вам непонятны?Посмотрите в словарезначение незнакомых слов.

4.Изучение нового материала.Задание 4.[8]Прочитайте скороговорку: два раза про себя, третий раз –вслух.

Слайд № 7Вертлявый ветер вырывалВорота как вертушки.Ворчливый ворон воровалВчерашние ватрушки.Назовите персонажа скороговорки, который не относится кживому существу, но совершает действия, свойственные человеку и наделён характером.(Это ветер.)Какой у него характер?(По характеру он вертлявый.)Что значит вертлявый?(Чересчур подвижный, непоседливый, например,может быть вертлявым.)А на самом деле может быть у ветра характер?(Нет.)Такой приём в литературе называют олицетворением. Слайд № 8.Работа с «Сундучком слов»[8]Узнайте значение новых слов из «Сундучка слов».Сомкнуться–соединиться вплотную, стать сплошным.Взвихриться–закружиться вихрем или ввихре.Норовить–настойчиво стремиться сделать чтонибудь или добиться чегонибудь.Что общего в этих словах?(Все слова обозначают действия, в написании всех трёх слов есть мягкий знак.)Придумайте с любым из слов Сундучка предложение.Работа с Хрестоматией[9]Чтение сказкиподготовленными учащимися по ролям. Кому понравилась литературная сказка Л.В.Дьяконова?Докажите, что это сказка.(Волшебные герои, волшебные события.)Какую народную сказку она вам напоминает?(Русскую народную сказку «Два Мороза».) Слайд № 9.

Физкультминутка. Слайд № 10[6]Вот студеною зимойДети машут руками.Ветер дует ледянойИ вздымает снега тучу.Выполняют круговые движенияруками.Он суровый и могучий.Зайцы прячутся в кустах.Дети садятся в глубокий присед наДаже хитраялисанесколько секунд, потом встают.Притаилась и сидит,Ну, а снег летит, летит.Дети машут руками.Но утихла злая вьюга,Солнце светит в небесах.Потягивания –руки в стороны.Скачет по полю лиса.Прыжки.Ну, а мы чутьчуть пройдемсяХодьба.И домой к себе вернемся.Дети садятся за столы.

5.Применение знаний и уменийВопросы и задания в Хрестоматии[9]Определите жанр произведения. Докажите.(Сказка в стихах. Волшебные герои –два брата –два ветра; волшебные события –разговор братьев.)Какими чертами характера обладалСеверный ветер?(Самоуверенный, хвастливый, гордый.)Обоснуйте свой ответ примерами из текста.Работа в рабочей тетради. Задание 6[8]Как отвечал Северный ветер Восточному? Выпишите слова из текста.(Хвастливо, лениво, орёт.)Что ещё мы можем добавить, рассуждая о характере Северного ветра?(Самоуверенный, хвастливый, гордый, несдержанный.)Какое слово совсем не подходит и почему?(Это слово «лениво». Ветер не ленивый, он быстрый, сильный, свирепый.)Составьте предложение, используя данные словахарактеристики.Чего больше всего хотел Северный ветер? Найдите и прочитайте о его желании в тексте.Удалось ли ему осуществить свой замысел? Почему?Задание 7[8]Какой вывод сделал Северный ветер после встречи с крестьянином? Найдите и прочитайте. Слайд № 11.Мороз и ветер,лёд и снег –слабей,чем этот человек!Как вы думаете, что содержится в этих строках?(В них содержится главная мысль произведения.)Какие мудрые мысли нам хотел сказать автор с помощью сказки?Слайд № 12:Трудолюбие, упорство человека помогает ему преодолевать многие трудности и испытания. Лень и гордость могут погубить человека.

6.Проверка усвоения знаний и уменийРабота с Хрестоматией[9]Почему Северный ветер ошибся, назвав человека слабым?Изменилось ли его мнение после встречи с крестьянином?Найдите и прочитайтевыразительно строки, в которых содержится главная мысль произведения.Слайд № 13[5]А вы знаете пословицы о морозе?Работа по группам. Собери пословицу.В зимний холод каждый молод.Мороз невелик, да стоять не велит.Спасибо, мороз, что снегу нанёс.Мороз и железо рвёт, и на лету птицубьёт.В зимней шубке и морозы –шутка.Какие из этих пословиц подходят к произведению?Кто в сказке решил заморозить всех?Какой вывод для себя сделаете?(Надо одеваться по погоде, особенно в мороз.)Да, с морозом шутки плохи. Пословица гласит: «Береги нос в большой мороз!»

Слайд № 14А у нас на Вятке зимы холодные, но зато как красива зимняя природа!Слайд № 15. Презентация «Природа Вятского края»[4]

7.Подведение итогов.Рефлексия. Слайд № 16О творчестве, какоговятского писателя мы сегодня говорили?Чему научились?Что было интересного на занятии?Что было вам трудно делать?Что вы ощутили сегодня на занятии?Что больше всего понравилось вам?

Ссылки на источники1.Программа дополнительногообразования учащихся«Литература Вятского края»: 1–4 классы, 5–11 классы. –Киров: ООО «АльфаКом», 2011. –104 с.Интернетресурсы:2.URL: http://mirgif.com/kartinki_skazka.htm, свободный

3.URL: http://lifeglobe.net/media/entry/430/45364668_Stribog_3.jpg,свободный4.URL: http://imgfotki.yandex.ru/get/4104/irikovich63.0/0_198e0_f0c03a10_XL,свободный5.URL: http://old.prodalit.ru/images/460000/455330.jpg,свободный6.URL: http://festival.1september.ru/,свободный7.НовиковаТ.А., ОбуховаН.П.Модели учебных занятий по курсу дополнительногообразования учащихся «Литература Вятского края»: 2 класс. –Киров: ООО «Омега», 2012. –136 с.

НовиковаТ.А., ОбуховаН.П. Литература Вятского края. Рабочая тетрадь. 2 класс. –Киров: ООО «Кировская областная типография»,2012. –52с., ил.9.Хрестоматия. ЛитератураВятского края: 2 класс. –Киров: ООО «Омега», 2012. –120 с., цв. ил. 10.Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе.–

М.: Просвещение, 1963.

Alevtina Tovkacheva,

Primary school teacher, Alexander Grin gymnasium, Kirovschoolk3@mail.ruExtracurricular Activity for the 2ndForm“The Folk Wisdom in Dyakonov’s Fairy Tale "Who is stronger?”Abstract.The article summarizes the experience of using project technologies for forming regional identity of primary school students at the example of the extracurricular activity on the educational course "Literature of the Vyatka region". It offers the analysis of using methods of mental and moral upbringing. Key words:personal, regulatory, cognitive, communicative learning activities; project, the subject learning results, proverbs, tongue twisters.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»