Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зырянова С. М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S17. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75232.htm.
Аннотация. В статье раскрывается содержание этапов педагогической технологии формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в контексте реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зырянова С. М.Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75232. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75232.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75232УДК372.36

Зырянова Светлана Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутzyryanovazsm@yandex.ru

Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет

Аннотация.В статье раскрывается содержание этапов педагогической технологии формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в контексте реализации образовательной области «Художественноэстетическое развитие».Ключевые слова:педагогическая технология, художественноэстетическое развитие, представления о художественном образе, интеграция, выразительные средства, музыкальное искусство, изобразительное искусство, дети дошкольного возраста.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Качественно новый уровень развития общества нуждается в образованной и культурноразвитой творческой личности. Приобщение детей к искусству начинается в дошкольном возрасте на начальном этапе обучения и воспитания, поэтому возникает необходимость значительно улучшить качество эстетического воспитания детей, всесторонне развивать их творческие способности, умение образно осмысливать окружающий мир.Осуществление данной цели возможно при условии воспитания потребности личности ребенка в восприятии высокохудожественных произведений искусства, общения с ними и формирования представлений о художественном образе.В связи с этим современный педагог дошкольного образования должен обладать высокой художественной культурой, иметь целостное представление о роли различных видов искусства в решении общих воспитательных и образовательных задач в работе с детьми дошкольного возраста.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), важным системным обновлением в модернизации системы дошкольного образования является обновление содержания образовательного процесса, ориентированное на личность, способную под руководством взрослого накапливать и реализовывать опыт познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания, развитие умения использовать полученные знания в практической деятельности. В связи с этим, образовательная область «Художественноэстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам Зырянова С. М.Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75232. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75232.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.) [4].Содержание указанной образовательной области зависит отвозрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами основной образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в таких видах художественной деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) [4]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одними из ведущих принципов дошкольного образования принцип поддержки инициативы детей в различных видах детскойдеятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Целенаправленная организация психологопедагогического сопровождения художественноэстетической деятельности детей дошкольного возраста в ДОО способствует целостному развитию ребенка, его успешной социализации, раскрытию индивидуализации. Главная цель педагогов дошкольного образования –найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности. Одним из средств развития субъектной позиции ребенка в деятельности становятся «занятия по интересам» –интегрированная художественноэстетическая деятельность, предполагающая объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора; строящаяся по законам сотрудничества и сотворчества. В связи с этим художественноэстетическая деятельность, представленная разнообразными формами, такими как праздники, развлечения, творческая деятельность, экскурсии, и др., может стать одним из условий развития детей в соответствии с их интересами и склонностями, условием развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; а также решать задачу формирования общей культуры личности детей. Культурноисторический подход, лежащий в основе ФГОС дошкольного образования, определяет развитие ребенка как процесс формирования личности, его общей духовной культуры. Личностный подход базируется на положении о том, что в основе развития лежит эволюция поведения и интересов ребенка, что и обеспечивает художественноэстетическая деятельность [4].В современном эстетическом воспитании взаимодействие ребенка с культурой рассматривается как смысловоеобщение с опорой на художественный язык разных видов искусства. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который выступает центральным, связующим понятием в системе художественноэстетического воспитания. Существеннуюроль в формировании представлений о художественном образе может играть интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства. В настоящее время она составляет существенную черту художественной культуры и выступает как альтернативная система эстетического воспитания детей, требующая осознания функций искусства и возможностей художественного развития. Целью нашей педагогической технологии явилось формирование представлений о художественном образе у детей 6–7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства. Реализация цели стала возЗырянова С. М.Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75232. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75232.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

можной при решении следующих задач: формирование у детей 6–7 лет целостных представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусства; развитие у детей умений устанавливать взаимосвязи между художественным образом и средствами выразительности произведений искусства; развитие у детей умений интегрировать выразительные средства музыкального и изобразительного искусства для создания представлений о художественном образе.Реализация цели первого технологического этапа осуществлялась через серию музыкальнотематических занятий «Знакомство с языком музыки», содержание которых направлено на выделение средств выразительности в музыкальных произведениях. Ознакомление начиналось с основы музыки –мелодии, все другие средства: ритм, тембр, форма –рассматривались как свойства звуков, составляющих мелодию и влияющих на создание художественного образа. Освоение музыкального языка обеспечивалось с помощью слушательского исследования: чувствую общий характер, настроение музыки, пытаюсь определить, откуда оно берется, что в музыкальном звучании порождает именно это настроение. По мере слухового опыта дифференцированно осваивались неспецифические средства выразительности: система звуковысотности, система метроритма. Для этого были использованы разнообразные методы и приемы: метод наблюдения за музыкой (Б.В.Асафьев), метод сопереживания (Н.А.Ветлугина), методы музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин, Д.Б.Кабалевский), метод моделирования музыкального языка (Т.Тютюнникова), создание проблемных ситуаций (на основе применения приемов, побуждающих к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий), прием «несуразиц» (В.К.Белобородова), прием абстрактной живописи. Углублению и закреплению знаний и умений способствовали музыкальнодидактические игры, углубляющие представления детей о мелодии, регистре, темпе, тембре, ритме. Вторая серия тематических занятий первого этапа «Знакомство с языком изобразительного искусства» преследовала цель –накопление представлений о выразительных средствах живописи: совершенствовались представления детей о цвете, композиции, линии, ритме при восприятии репродукций пейзажной живописи. В процессе занятий наблюдались выразительноизобразительные средства, объяснялось, как данными средствами можно передать художественный образ. Для этого применялись такие методы и приемы, как искусствоведческий рассказ (Т.С.Комарова), беседы, сравнения, прием «вхождения в картину» (В.А.Езикеева, Е.И.Тихеева), дидактические игры «Художественный салон», «Выставка картин», «Кто больше заметит» (Р.М.Чумичева), которые дифференцировали в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено). Дидактические игры повышали интерес детей к изобразительному искусству, формировали умение «читать» картину, анализировать ее.Подготовительный этап по накоплению представлений о средствах выразительности музыкального и изобразительного искусства способствовал их усвоению, что позволило перейти ко второму этапу педагогической технологии. В рамках второго этапа был разработан цикл интегрированных занятий «Мир природы в искусствах», содержание которых было направлено на установление общности и специфики выразительного языка музыкального и изобразительного искусства. При определении содержания занятий учитывались возрастные особенности детей 6–7 лет: эмоциональнообразное видение мира, концентрация внимания на внешних событиях, конкретное и образное восприятие действительности, живость воображения, эмоциональность, искренность, открытость переживаний. Все интегрированные занятия данного этапа: «Мелодия в музыке –линия в изобразительном Зырянова С. М.Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75232. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75232.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

искусстве», «Ритмы в природе, в искусстве», «Волшебные звуки, волшебные краски», «Времена года в музыке и живописи», «Форма в музыке –композиция в живописи»–строились на основе музыкальноживописных диалогов, цель которых заключалась в раскрытии эмоционального фона произведений искусства, в формировании умений интегрированно воспринимать такие средства выразительности, как мелодия–линия, тембр –цвет (колорит), форма –композиция, ритм –ритм. Интеграция содержания произведений и их эмоционального фона осуществлялась в различных вариантах: поочередное включение произведений искусства в восприятие ребенка; попарная интеграция произведений музыкального и изобразительного искусства; одновременное включение в процесс восприятия музыкальных и живописных произведений, обеспечивающее восприятие живописного произведения на фоне музыки и наоборот; контрастный способ взаимодействия произведений искусства –по настроению, композиции, ритму. Организация учебного музыкального и живописного материала предполагала компоновку выбранных произведений по интегрированным средствамвыразительности. Например: мелодия –линия (Э.Григ «Утро», С.Прокофьев «Утро», И.Шишкин «Утро в сосновом бору»); ритм –ритм (К.СенСанс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», А.Рылов «В голубом просторе»); тембр –цвет (Т.Попатенко «Падают листья»,И.Левитан «Золотая осень»); форма –композиция (Л.Бетховен «Весело. Грустно», И.Шишкин «Среди долины ровныя…»).Методика проведения интегрированных занятий заключалась в использовании эмоциональноэстетического анализа произведений искусства, беседы, контрастных сопоставлений, уподобления характеру звучания музыки, обобщения, умственного поиска: «вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись», «подбери иллюстрацию к прослушанному произведению», «укрась пьесу (картину) звучанием музыкальных инструментов», «нарисуй, что слышал»; а также использовались искусствоведческий рассказ, прием «вхождения в картину», прием композиционных и колористических вариантов. Широко применялись игровые задания: «Вернисаж в концертном зале», «Цвет –настроение –тембр», «Иду, вижу, рассказываю сам себе» и др. Данные методы и приемы способствовали осознанному восприятию произведений искусства, углубляли эмоциональную отзывчивость, развивали воображение, художественнообразное мышление.Понимание интегративной связи между средствами выразительности представляет для детей определенную трудность, несмотря на подробный предварительный анализ произведений искусства. Различия произведений музыки и живописи по единичным признакам дошкольники видят чаще, потому что они ярче выражены формой произведения, цветом, настроением, композицией. Однако научить детей определять общее и различное в произведениях музыки и живописи на определенном уровне обобщения можно в дошкольном возрасте лишь при условии целенаправленного и систематического ознакомления с искусством, путем сопоставления выразительных средств произведений музыкального и изобразительного искусства, их содержания. Подробный сравнительный анализ произведений подготавливает дошкольников к целостному эстетическому восприятию на уровне обобщения (интеграции), создает условия для перевода словесного логического анализа в план мыслительных действий, что обеспечивает создание представлений о художественном образе интегрированными средствами выразительности.При интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства у детей возникает потребность в собственной творческой реализации эмоциональных впечатлений в самых разных формах и жанрах, в самых разных видах Зырянова С. М.Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75232. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75232.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

искусства. В связи с этим целью третьего этапа педагогической технологии являлось формирование представлений о художественном образе у детей 67 лет в процессе творческой деятельности.Реализация задач данного этапа осуществлялась на интегрированных занятиях через различные виды художественноэстетической деятельности и включала в себя творческие задания, которые использовались в сочетании с проблемной и воображаемой ситуацией, а также были направлены на осознанный выбор выразительноизобразительных средств, соответствующих живописному образу. Такая работа требовала внедрения новых приемов: «Эмоциональносемантический» (С.Д.Давыдова), «Цветовое моделирование музыки» (Н.А.Терентьева), звуковые и двигательные импровизации, мелодизацию стихотворного текста, «Что я вижу, чувствую, слушая музыку», «Создаем музыкальносценический образ», «Сочиняем мелодии на контрастные по настроению поэтические тексты к пейзажным репродукциям», «Юные композиторы». Перечисленные приемы обеспечивают более глубокое проникновение в музыкальное произведение, в его образ, создание условий для проявления эмоционального воздействия на ребенка, личного переживания художественного образа. Задания обусловливали ситуацию активного действия, поиска на интуитивночувственном уровне тех выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, которые необходимы для создания представлений о художественном образе. Например, в задании «Юные композиторы» дети рассматривали репродукции, передающие разное настроение (И.И.Левитан «Золотая осень», «В бурю»), обращая внимание на краски, выбранные художником для характеристики живописного образа, связывали их с музыкальными средствами выразительности, которые можно использовать при сочинении музыки для данной картины. Для развития образных представлений, фантазии, творческого воображения детям предлагались такие ситуации, как «Весенние голоса», «Летний день», «Осенний лес» и другие. В данных ситуациях широко использовался прием словесного объяснения замысла. Это давало возможность увидеть, что является главным в представлении о художественном образе, правильно найти средства выразительности. После выбора определенной ситуации дети вместе с педагогом размышляли о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Например, как пробуждается жизнь весной: тает снег, припекает солнышко, тают сосульки, журчат ручьи. Подтверждением этого служила репродукция картины И.И. Левитана «Март». В дальнейшем дети воплощали свой замысел голосом, пластикой,детскими музыкальными инструментами, подбирая для этого соответствующие средства выразительности.По итогам внедрения педагогической технологии мы установили, что у большинства детей в процессе восприятия музыкального и изобразительного искусства проявлялось активное сопереживание художественному образу, самостоятельность мышления при выполнении творческих заданий в создании представлений о художественном образе, в умении без посторонней помощи преодолевать затруднения, возникающие в проблемных ситуациях, в поисках интегративной связи между средствами выразительности музыкального и изобразительного искусства. Детям свойственны коммуникабельность, эмоциональная отзывчивость, ассоциативность, стремление к самовыражению. Они отличаются более развитой речью, оригинальностью, общей творческой активностью, эмоциональной раскованностью, умеютимпровизировать, комбинировать, интегрировать средства выразительности при создании собственного интегративного музыкальнохудожественного образа.Зырянова С. М.Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №17.–ART75232. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75232.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

Ссылки на источники1.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учеб.метод.пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 2008. –428 с.2.ЗыряноваС.М. Формирование представлений о художественном образе у детей дошкольного возраста (на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства): учеб.метод.пособие по спецкурсу для студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология». –Шадринск: Издво ПО «Исеть», 2005. –136 с.3.Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография /под ред. Л.В.Трубайчук. –Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. –158 с.4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».–URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.html

5.Ребенок в мире культуры /gод общ. ред. Р.М.Чумичевой. –Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. –С. 558.

SvetlanaZyryanova,Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the theory and methods of preschool and primary education,Surgut State Pedagogical University, Surgutzyryanovazsm@yandex.ruPedagogical technology formation of ideas aboutthe artistic image children 6–7 yearsAbstract.The article reveals the stages of pedagogical technology of forming ideas about the artistic image in children 6–7 years based on the integration of expressive means of music and the visual arts in the context of the educational field of “artistic and aesthetic development”.Key words: pedagogical technology, artistic and aesthetic development, the idea of an artistic image, integration, means of expression, the art of music, art, preschool children.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.15ОпубликованаPublished17.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Зырянова С. М., 2015www.ekoncept.ru