Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коршунова Т. В. Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75282.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема эстетического воспитания детей со зрительной депривацией. Проанализированы характерные особенности эстетического воспитания. Выявлена и обоснована роль занятий по изобразительному искусству в общей системе эстетического воспитания учащихся с нарушениями зрения. Компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся и определяют задачу и содержание эстетического воспитания школьника, основными средствами которого могут быть социализация в общество.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коршунова Т. В. Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75282. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75282.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75282УДК376.37

Коршунова Татьяна Владимировна,

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии АОУ ВПО «Ленинградский государственный университетимени А. С. Пушкина», г. СанктПетербургdefo85@mail.ru

Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству

Аннотация.В данной статье рассматривается проблема эстетического воспитания детей со зрительной депривацией. Проанализированы характерные особенности эстетического воспитания. Выявлена и обоснована роль занятий по изобразительному искусству в общей системе эстетического воспитания учащихся с нарушениями зрения. Компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся и определяют задачу и содержание эстетического воспитания школьника, основными средствами которого могут быть социализация в общество.Ключевые слова:эстетическое воспитание, дети с нарушениями зрения, эстетическая воспитанность, изобразительное искусство, эстетическая культура.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Социальная интеграция детей с особыми проблемами, в том числе с нарушениями зрения, предполагает интеграцию их в сферу эстетической культуры. В связи с этим проблема эстетического воспитания таких детей всегда являлась чрезвычайно значимой как в социальном, так и в собственно педагогическом плане. Причем особенно актуализируется она на современном этапе развития общества, связанном с переосмыслением многих ценностей.Эстетическое воспитание –это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность –это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.Коршунова Т. В. Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75282. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75282.htm. –ISSN 2304120X. 2

Между тем проблема эстетического воспитания детей с нарушениями зрения не является на сегодняшний день разработанной в достаточной мере. Лишь отдельные и частные её стороны рассматривались в работах Л. П. Григорьевой, В. З. Кантор, А.В.Потемкиной, Э. М. Стерниной и др., посвящённых выявлению содержательных специфических и методических аспектов эстетически воспитательного воздействия на школьников в условиях коррекционнообразовательного учреждения [1–4].При этом обращают на себя внимание две неблагоприятные тенденции. С одной стороны, рассмотрение вопросов эстетического воспитания детей зачастую осуществляется вне диалектики общего и специфического.С другой стороны, за рамками анализа остаются, в частности, уроки изобразительного искусства у младших школьников с нарушениями зрения.В общей системе эстетического воспитания учащихся особенно велика роль занятий по изобразительному искусству. Учебными программами по этому предмету в качестве основной задачи его преподавания определена следующая: развитие у детей эстетических чувств, интереса и любви к искусству.Этому должны, в конечном счете, быть подчинены все виды учебной деятельности детей: рисование с натуры, по памяти, по воображению на уроках изобразительного искусства.Составной частью эстетики является теория эстетического воспитания. Эстетическое воспитание –целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир, творить «вторую природу» по законам красоты. Эстетическоевоспитание –это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников.Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности учащихся, а именно:эмоциональночувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и неизменное, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, в труде, поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;наличие эстетического идеала и способности на его основе, верно, оценивать произведения искусства, идейноэмоциональный отклик на эти произведения;овладение культурным наследием прошлого, отношения к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни;потребность и умение строить жизнь по «законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми [5].Таким образом, вышеперечисленные компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся и определяют задачу и содержание эстетического воспитания школьника, основными средствами которого могут быть: общественная жизнь, труд, быт, игра, природа, искусство.Коршунова Т. В. Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75282. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75282.htm. –ISSN 2304120X. 3

Список литературы1.Григорьева Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал. –1988. –№ 2. –С. 3–4.2.Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. –СПб., 2004.3.Потемкина А. В. Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика. –СПб., 2004.4.Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. –Л., 1980.5.Боровик О. В., Забрамная С. Д. Методические рекомендации к пособию для психологопедагогических комиссий. –М., 2002.

Tatyana Korshunova,

Senior teacher of department of correctional pedagogics and correctional psychology,Leningrad State University of A.S. Pushkin, St. Petersburgdefo85@mail.ruAesthetic education of children with visual impairments in the classroom for visual artsAbstract.In this article the problem of esthetic education of children with a visual deprivation is considered. Characteristics of esthetic education are analysed. The role of classes in the fine arts in the general system of esthetic education of pupils with sight violations is revealed and proved. Components of esthetic culture act as criteria of esthetic good breeding of pupils and defines a task and the content of esthetic education of the school student which fixed assets can be socialization in society.Keywords:esthetic education, children with sight violations, esthetic good breeding, the fine arts, esthetic culture.

Рекомендованокпубликации:

ЕлецкойО.В., кандидатомпедагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Коршунова Т. В., 2015www.ekoncept.ru