Инновационные тенденции в сфере российского образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савельева С. С. Инновационные тенденции в сфере российского образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2476–2480. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85496.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые инновационные тенденции в сфере образования, связанные с деятельностью педагога и обучаемых, спецификой их взаимодействия в современных условиях и новыми стратегиями обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савельева Светлана Станиславовна,К.п.н., доцент кафедры педагогики ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социальногуманитарный институт», г. Коломна Московской областиs.savelyeva@yandex.ru

Инновационные тенденции в сфере российского образования

Аннотация.Встатье рассматриваются некоторые инновационные тенденции в сфере образования, связанные с деятельностью педагога и обучаемых, спецификой их взаимодействия в современных условиях и новыми стратегиями обучения.Ключевые слова:инновации, интеграционные процессы, глобализация, профессиональная компетентность учителя, взаимодействие, сотрудничество, стратегии обучения.

В условиях интенсивных преобразований современного социума проблема реформирования российской системы профессионального образования с целью достижения адекватного соответствия перспективам развития страны, активно входящей в мировое образовательное пространство, является основополагающей. В динамично изменяющихся социальноэкономических условиях перед Россией стоит приоритетная задача повышения уровня образования в соответствии с требованиями мировых образовательных стандартов и научнотехнического прогресса.Одним из важнейших инновационных направлений в сфере отечественного образования является совершенствование учительского корпуса. В современном социокультурном пространстве в контексте интеграционных процессов, введении новых профессиональных стандартов и требований роль учителя усложняется, что требует изменения содержания профессиональнопедагогической подготовки. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое компетентный педагог XXIвека должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений –все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.Относительно инновационных тенденций в профессиональнопедагогической подготовке, вицепрезидент Российской академии образования, д.п.н. Д. Фельдштейн отмечает, что реализовать поставленные государством задачи относительно «раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его как личности, способной жить в современном мире» возможно лишь при условии осмысления современной среды, в которой находится человек. Он отмечает, что произошло «реальное изменение детства», когда в мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые (в том числе и учителя) перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. И ученик, и учитель оказались под действием социокультурных изменений [6]. В сложившихся условиях профессиональнопедагогическая подготовка требует проектирования компетентностноориентированного образовательного процесса в вузе.Осуществлённый анализ позволил обозначить необходимые педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: ориентация на субъектность личности, способной к самоидентификации и самоактуализации; создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалогизация образовательного процесса.Современная педагогическая наука, основанная на фундаментальных знаниях и современных технологиях, непосредственным образом влияет на содержание, уровень и качество образования, поэтому рассмотрение в качестве первого педагогического условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза ориентация на развитие субъектности личности, способной к самоидентификации и самоактуализации основано на том, что специфику педагогических процессов в профессиональном образованиисоставляет особенность студентов как субъектов образования, состоящая в том, что период их пребывания в вузе сопровождается овладением технологией осознанного действия: «для чего?» (цель), «что?» (содержание), «как?» (метод). Процесс взаимодействия субъекта образования с окружающим миром происходит постоянно, результатом его является изменение сознания. При этом развитие личности и проявление потребности в деятельности связаны с достижением личностью чувства удовлетворённости от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в процессе деятельности.Создание креативной среды в образовательном процессе вуза основано на определенной психической и социальной готовности личности преподавателя, позволяющей изменить ситуацию так, что педагог и обучаемый могут эффективно взаимодействовать в совместной деятельности, достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, ликвидировать конфликты.Рефлексия как умение сознательно контролировать не только результаты своей деятельности, но и уровень собственного профессионального развития, личностных достижений, педагогического взаимодействия определяет продуктивность профессиональнопедагогической деятельности, способствует профессиональному и личностному становлению, определяет уровень сформированности профессиональной компетентности учителя.Диалогизацияпонимается как специфическая образовательная ситуация (среда), возникающая на основе субъектсубъектных отношений, когда каждый студент рассматривается педагогом во всей его уникальности и неповторимости. Диалог, в свою очередь, выступает как некий универсальный принцип, регулирующий ход и характер изменений в образовательной среде [4]. Системная модернизация коснулась инфраструктурыучреждений образования, особенностей управления и финансирования, типологии и содержания образовательных программ, а также характера образовательного процесса. Обновление моделей высшего образования сопровождается повышением требований к его качеству [5]. Информатизация образования привела к тому, что современный учебный процесс направлен на накопление опыта работы учащихся с различными видами информации и её целесообразного применения с целью саморазвития, самоактуализации и самоидентификации обучающихся. При этом главной задачей процесса обучения стало развитие умений обучающихся самостоятельно добывать знания, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию.Одновременно с этим большое значение отводится овладению обучающимися способами деятельности, в частности, проектной, творческой, исследовательской, связанными с реальными жизненными проблемами и ситуациями, в том числе и нестандартными, что связано с реализацией компетентностного подхода в образовании. По мнению А.М. Митяевой, в процессе формирования компетентности обучающийся должен пройти через последовательный анализ ситуаций, близких к реальности и требующих более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта, решения квазипрофессиональных задач, содержанием которых являются ситуации и проблемы, возникающие на различных уровнях осуществления профессиональной деятельности [1].Для решения поставленных задач всфере образования важное значение принимает принцип диалогизации и сотрудничества. Востребованность данного типа педагогического взаимодействия и актуальность новых ролей педагогических работников и обучающихся обусловлены глобализационными процессами в сфере современного образования.Как отмечают А.П. Панфилова и А.В. Долматов, развитие творческой инициативы, исследовательских умений обучающихся возможно при реализации следующих стратегий обучения: кооперативное обучение, рефлексивное обучение, коллаборативное обучение, критичное обучение [3].Понятие «стратегия обучения» значительно шире используемого активно ранее понятия «учебная технология». На смысловое наполнение этого понятия существенным образом воздействовала новая педагогическаяфилософия, которая значительно изменила баланс образования. Современная институциональная позиция в образовании такова, что старых дидактических подходов стало не достаточно. Преподавание сегодня не рассматривается как единственный приемлемый механизм обучения. Процесс обучения рассматривается как эффективность или продуктивность, которые достигаются посредством использования управлениемактивности обучаемых с целью достижения образовательных результатов.Активность может проявляться за пределами образовательной организации и включать различные способы приобретения компетенций[2]. Важно учитывать, что введение новых образовательных стратегийне простая задача, значительноболее сложная, чем обновление содержания учебных программ. Стратегия обучения соединяет все компоненты образования, при этом эти компоненты всегда связаны с культурной, общественной, экономической, и политической реальностью в каждой стране и даже отражают специфику профиля университета или факультета. Сложность состоит и в том, что, несмотря на достаточноуниверсальный характер компетенций, они формируются через обучениеопределенной тематической области образования.Для накопления опыта коллективных действий требуется кооперация. Успешность кооперативного обучения достигается за счёт взаимодействия пяти компонентов:позитивная взаимозависимость(проявляется в том, что каждый обучаемый, получая некоторую часть задания,должен понимать, что достижение им хорошего результата возможно лишьв том случае, если тот, кто находится рядом, тоже достигнет хорошего результата. А от получения хорошего совместного результата, безусловно, выиграет и каждый в отдельности);структурированная индивидуальная ответственность(деятельность каждого обучаемогооценивается посредством: а)индивидуального тестирования; б) объяснения каждым студентом содержания выученного им материала своему однокласснику (одногруппнику); в) документирования личного вклада каждого обучаемого);обеспечение стимулирования участниками взаимодействия успехов друг друга(акцент делается на том, как решать проблемы, каким образом учить знаниям своих одноклассников (однокурсников), как связывать изучаемое в настоящий момент с тем, что изучалось прежде. Это делает когнитивныйпроцесс вербально объясняющим);наличие у педагога и обучаемых необходимых социальных навыков(лидерства, принятия решения,создания доверия, коммуникации и управления конфликтами);обеспечение возможности всем обучаемым включиться в групповой процесс(определение способов совершенствования используемых студентами процессов обучения)[7].

В целом, кооперация означает координацию, единение, упорядочение единичных сил участников в ходе организации совместной деятельности. В ходе кооперативного взаимодействия выделяются две стороны:разделение процесса единой деятельности между участниками;изменение участия каждого в соответствии с его целями и мотивами. При кооперативном взаимодействии происходит соединение непосредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятельности на основе взаимопонимания.В последнее время кроме концепций кооперативного обучения широкое распространение получают стратегии коллаборативного обучения (или обучения в сотрудничестве), которое строится на консенсусе позиций и мнений. Само знание в коллаборативном обучении рассматривается как консенсус. Знание есть то, что люди конструируют в процессе коммуникации.Коллаборативное обучение это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

При этом четко видно две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:общение учащихсядруг с другом в составе ученического коллектива; собственно процесс обучения.В отличие от кооперативного обучения управлять учебным процессом при организации коллаборативного обучения намного сложнее. Роль педагога в данном случае сводится к формулировке темы (учебной задачи)для обучаемых и в дальнейшем создании благоприятной, психологически комфортной средыобщения, в которой обучаемые смогут работать в сотрудничестве. При этом педагог является полноправным участником процесса обучения.

Коллаборативное обучение предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какойлибо проблемы, темы, вопроса. Процесс обучения целостен, но сам состоит из нескольких процессов:· переход скрытых знаний в скрытые знания социализация (socialization).Это процесс обмена опытом, в ходе которого образуются такиескрытые знания, как ментальные модели и технические навыки;· переход скрытых знаний в явные знания или передача;· экстернализация (externalisation). Этопроцесс формирования знаний, в ходе которого скрытые знания становятсяявными, приобретая форму метафор, аналогий, принципов, гипотез или моделей, их комбинаций;· перехода явных знаний в явные знания или комбинация (combination). Он включает в себя объединение различных фрагментовявных знаний;· перехода явных знаний в скрытые знания или усвоение (поглощение internalisation). Это процесс внедренияявных знаний в скрытые знания, который очень тесно связан с «обучением в процессе» [2]. Формирование навыков самооценки у обучаемых связанос уровнем их развития у педагогов.Реализация стратегийрефлексивного обученияоснованана разработанной Л. Шульманом «модели педагогического рассуждения», которая заключает в себе цикл ряда действий, которые должен выполнить педагог для наиболее эффективного преподавания: осмысление, трансформацию, оценку, обдумывание(рефлексия)и новое осмысление.

Осмысление связано с пониманием как педагогом, так и обучаемыми целей, структуры того или иного предмета.Трансформация основана на способности педагога переводить знание в педагогически инновационные и соответствующие возможностям обучаемого формы, комбинации. Процесс оценки включает в себя как проверку восприятия и понимания содержания и методики в течение интенсивного обучения, так и диагностику уровня понимания обучаемых в конце занятия или изучения раздела.Обдумывание (рефлексия) означает повторение, реконструирование, проигрывание и критический анализ собственных способностей преподавания.Новое осмысление позволяет достичь совершенно нового понимания целей образования, преподаваемого предмета, личностных особенностей обучаемых и педагогических процессов.Для формирования рефлексивной компетенции обучаемых в современной науке используется стратегия критичного обучения.Цели критичного обучения связаны с развитием способности обучаемого сформировать свое мнение в процессе поиска соответствующей информации, с осмысленной и объективной оценкой качества этой информации,а также с изменением своих взглядов при обнаружении новой достоверной информации.Развитие критического мышления обучаемых предполагает следующие действия: интерпретацию, анализ, оценку, объяснение, выводы с проверкой данных, самоконтроль с самопроверкой и самокоррекцией. Таким образом, анализируя инновационные направления в сфере образования, касаемые как деятельности педагогов, так и обучающихся, а также специфики их взаимодействия, можно констатировать, что современная концепция обучения связана с концепцией ответственности, когда педагог и обучающиесяберут ответственность за определение цели обучения и работают как партнеры на их достижение, постоянно модифицируя свое поведение для успешного достижения поставленных задач, создавая ресурсы личностного роста и построения индивидуальной образовательной траектории.

Ссылки на источники1.Митяева А.М. Многоуровневое образование с позиции компетентностного подхода // Известия Волгоградского гос. пед. унта. –2007. №5. –С.8791.2.Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностногоподхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 3.Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса. –М.: Издво Юрайт, 2014.4.Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. –Воскресенск, 2012.5.Факторович А.А. Преподаватели и студенты вузов: новые роли и модели взаимодействия // Педагогика. –2013. № 6. –С.8997.6.Фельдштейн Д. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: психологопедагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. –2010. № 56. –С. 8289.7.http://www.cooperation.org (Cooperative Learning Center, University of Minnesota). –[Датаобращения: 25.04.2015].