Аннотация. В статье рассматривается вопрос о профессиональном самоопределении студентов. Описывается результат проведенного исследования по выявлению уровня его сформированности у студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, уровень сформированности, выбор профессии, студент.
Проблема профессионального самоопределения студентов педагогического вуза сегодня является актуальной, но в тоже время нерешенной. Обучаясь в стенах педагогического вуза, многие студенты сомневаются в правильном выборе профессии. Это связано с тем, что профессиональное самоопределение студентов зависит от различных факторов: разнообразие профессионального поля деятельности, престиж профессии, материальные и моральные стимулы труда, индивидуальные внутренние мотивы, личные интересы, способности и т.д.
В отечественной педагогике и психологии особое место выделяется вопросу профессионального самоопределения, решением которого в свое время занимались Т.В. Жуковская, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др. В своих трудах они раскрывают сущность и значение профессионального самоопределения, описывают основные затруднения и ошибки, роль социума при выборе профессии.
По мнению, Э.Ф. Зеера профессиональное самоопределение это важная характеристика социально-психологической зрелости личности, её потребности в самоактуализации [1]. Как считает В.А. Поляков профессиональным самоопределением является выбор карьеры, саморазвитие личностных возможностей и способностей [3]. В своих трудах Е.А. Климов выделяет следующие затруднения, которые присущи студентам: выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (родителей), увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии, устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства, отождествление школьного предмета с профессией, неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться своих личных качествах [2].
Сформированность профессионального самоопределения имеет огромное значение на этапе подготовки будущих педагогов. По мнению Д.А. Данилова, важнейшим механизмом профессионального самоопределения будущих учителей является индивидуализация их подготовки. Индивидуализация заключается в осуществлении систематического, постоянного психолого-педагогического изучения личностных и профессиональных качеств студентов; самопознание студентом собственной личности в контексте профессии; создание условий обеспечивающих самореализацию личности студента как завтрашнего педагога; формирование мировоззренческих, ценностных ориентаций, развитие профессионального мышление, педагогического видения и чутья [2].
С целью выявления сформированности профессионального самоопределения студентов нами проведено диагностическое исследование по методике Е.А.Климова “Дифференциально-диагностический опросник”. В исследовании приняли участие 29 студентов первого курса и 28 студентов 4 курса очной формы обучения. По результатам проведенной методики выявили, что уровень сформированности профессионального самоопределения у студентов выпускных групп выше чем у студентов первых курсов. Это означает то, что выпускники на основе полученных знаний, прохождения учебных и педагогических практик, овладения ими необходимыми профессиональными компетенциями готовы к своей будущей профессии. Среди них есть 14% студентов, которые поняли то, что они ошиблись с выбором профессии. Им будет трудно работать по полученной профессии. Поэтому многие выпускники вынуждены будут продолжить обучение по другому направлению.
У 42% студентов первого курса возникают сомнения в правильности выбора будущей профессии. Это связано с тем, что в школах недостаточно проводится профориентационная работа,не хватает информации об учебных заведениях, большая роль при выборе профессии принадлежит родителям, поступают по принципу «лишь бы поступить», привлекает престиж профессии педагога. Выбор 58% студентов совпадает с их внутренними интересами, индивидуальными возможностями и способностями, статусом и социальным положением родителей (продолжение педагогической династии).
На основе изучения научной литературы и проведенного исследования мы пришли к выводу, что со студентами первого курса должна проводиться целенаправленная, планомерная работа по формированию профессионального самоопределения. Так, например, в период адаптационного месячника первокурсников к условиям вуза проведение диагностики, тренингов, направленных на выявление уровня профессионального самоопределения, мотивов и способностей студентов к выбранной профессии. Также привлечение студентов к участию в профориентационной работе в рамках кафедры, вуза (профориентационные выезды по общеобразовательным школам, круглые столы, встречи со состоявшимися выпускниками и т.д.).
Литература
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
- Данилов Д.А. Служение педагогической науке. –М.: Образование и Информатика, 2007. – С.360-361
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2004.
- Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи// Педагогика. – 1999. - №5. – С. 33-37