Педагогическое эссе по теме: «Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы»
Выпуск:
ART 95491
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ким
В.
Г. Педагогическое эссе по теме: «Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 29. – С.
101–105. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/95491.htm.
Аннотация. В работе представлено педагогическое эссе, описывающее субъективную точку зрения автора на один из ключевых вопросов теории воспитания. Очерк состоит из трех частей: вступление, основная часть, в котором содержится суждения автора и заключение.
Похожие статьи
- Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»
- Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»
- Педагогическое эссе по теме: «Личностно-ориентированный классный час»
- Педагогическое эссе по теме: «Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века»
- Педагогическое эссе по теме: «Воспитательная система класса»
Текст статьи
Ким Валентина Геннадьевна,студенткаII курса специальности 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Физическая культура»), г. Киров
Педагогическое эссе по теме:«Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы»
В последние годы решительно растет количество педагогических коллективов, предпринимающих попытки моделировать и строить в своих образовательных учреждениях воспитательные системы гуманистического типа. Одним из важнейших элементов таких систем воспитания школьников является деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагогвоспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека стать и быть самим собой.Надежной опорой в данной поисковой деятельности стали идеи гуманистической психологии и педагогики (Р. Берне, У. Глассер, А. Маелоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С.Френе), положения концепции педагогической поддержки (О. С. Газман, Т.В.Анохина, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С. Д. Поляков, С. М. Юсфин), теоретические и технологические разработки в области психологического консультирования (Р.С. Немов, Р.В. Овчарова, О. В. Хухлаева).Карл Роджерс ввел такое понятие, как «помогающие отношения» «Под этими словами, –писал К. Роджерс, –я подразумеваю такие отношения, в которых по крайней мере одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения –это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов».Я считаю данную проблему очень актуальной в настоящее время, так как в наше время у многих детей бывают проблемы со сверстниками, со старшими ребятами и др. Ведь поддержка направлена на то, чтобы наблюдать, целенаправленно исследовать и развивать потенциал ребенка, дающий ему возможность быть самостоятельным в решении проблем. Использовать различные тактики поддержки («помощь», «содействие», «взаимодействие»). Нужно видеть в проблеме ребенка не угрозу, от которой его нужно оберегать, а возможность развивать и поддерживать его желания и возможности ее преодоления. Обязательно надо поддерживать ребенка на пути от страха перед проблемой к целенаправленной деятельности по ее преодолению. При поддержке, педагог может воспользоваться одной из 4 тактик педагогической поддержки, в зависимости от ситуации.1) Если причиной возникновения проблем ребенка является не он сам, а стал жертвой неразрешенных проблем других людей –действует тактика «защиты»2) Если у ребенка объективно есть все возможности самостоятельно решить проблему, а он этого не делает, не доверяя собственным силам –действует тактика «помощи»3) Если ребенок активно действует, но во вред себе, значит у него не сформированы причинноследственные связи –действует тактика «содействие»4) Если ребенок хочет решить свою проблему и делает для этого все на пределе собственных возможностей –научить его договариваться с другими людьми и обретать подкрепляющий ресурс –поможет тактика «взаимодействие». Для поддержки ребенка необходимо выполнение пяти основных условий:1.Восприятие ребёнком себя как человека, столкнувшегося с проблемой.2.Конгруэнтность педагога. Роджерс призывал педагогов и родителей оставаться самими собой во всех ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с ребёнком.3.Безусловно положительное отношение педагога к ребёнку. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического воспитания и образования. Особый интерес вызывает тот смысл, который вкладывает К. Роджерс при характеристике данного условия.4.Эмпатийное понимание ребёнка. Помогающие отношения между педагогом и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувствами сопереживания, сочувствия,сопричастности. К сожалению, очень часто первой реакцией взрослого на слова и поступки ребёнка, по справедливому утверждению К. Роджерса, бывает немедленная оценка или суждение, а вовсе не понимание.5.Ощущение ребёнком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога. Для соблюдения этого условия можно не прилагать специальных усилий, если предшествующие три условия будут успешно розданы. Формирование последнего обстоятельства произойдет самопроизвольно, если воспитателем будут соблюдаться второе, третье и четвёртое условия.Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В. Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:1.согласие ребёнка на помощь и поддержку;2.опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;3.вера в эти возможности;4.ориентация на способность ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия;5.совместность, сотрудничество, содействие;6.конфиденциальность;7.доброжелательность и безоценочность;8.безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;9.реализация принципа «не навреди»;10.рефлексивноаналитический подход к процессу и результату.В результате изучения научнометодической литературы и проведения опытнопедагогической работы мы отчетливо осознали, что классный руководитель может оказать реальную поддержку своему воспитаннику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются «помогающие отношения»
Педагогическое эссе по теме:«Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы»
В последние годы решительно растет количество педагогических коллективов, предпринимающих попытки моделировать и строить в своих образовательных учреждениях воспитательные системы гуманистического типа. Одним из важнейших элементов таких систем воспитания школьников является деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагогвоспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека стать и быть самим собой.Надежной опорой в данной поисковой деятельности стали идеи гуманистической психологии и педагогики (Р. Берне, У. Глассер, А. Маелоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С.Френе), положения концепции педагогической поддержки (О. С. Газман, Т.В.Анохина, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С. Д. Поляков, С. М. Юсфин), теоретические и технологические разработки в области психологического консультирования (Р.С. Немов, Р.В. Овчарова, О. В. Хухлаева).Карл Роджерс ввел такое понятие, как «помогающие отношения» «Под этими словами, –писал К. Роджерс, –я подразумеваю такие отношения, в которых по крайней мере одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения –это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов».Я считаю данную проблему очень актуальной в настоящее время, так как в наше время у многих детей бывают проблемы со сверстниками, со старшими ребятами и др. Ведь поддержка направлена на то, чтобы наблюдать, целенаправленно исследовать и развивать потенциал ребенка, дающий ему возможность быть самостоятельным в решении проблем. Использовать различные тактики поддержки («помощь», «содействие», «взаимодействие»). Нужно видеть в проблеме ребенка не угрозу, от которой его нужно оберегать, а возможность развивать и поддерживать его желания и возможности ее преодоления. Обязательно надо поддерживать ребенка на пути от страха перед проблемой к целенаправленной деятельности по ее преодолению. При поддержке, педагог может воспользоваться одной из 4 тактик педагогической поддержки, в зависимости от ситуации.1) Если причиной возникновения проблем ребенка является не он сам, а стал жертвой неразрешенных проблем других людей –действует тактика «защиты»2) Если у ребенка объективно есть все возможности самостоятельно решить проблему, а он этого не делает, не доверяя собственным силам –действует тактика «помощи»3) Если ребенок активно действует, но во вред себе, значит у него не сформированы причинноследственные связи –действует тактика «содействие»4) Если ребенок хочет решить свою проблему и делает для этого все на пределе собственных возможностей –научить его договариваться с другими людьми и обретать подкрепляющий ресурс –поможет тактика «взаимодействие». Для поддержки ребенка необходимо выполнение пяти основных условий:1.Восприятие ребёнком себя как человека, столкнувшегося с проблемой.2.Конгруэнтность педагога. Роджерс призывал педагогов и родителей оставаться самими собой во всех ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с ребёнком.3.Безусловно положительное отношение педагога к ребёнку. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического воспитания и образования. Особый интерес вызывает тот смысл, который вкладывает К. Роджерс при характеристике данного условия.4.Эмпатийное понимание ребёнка. Помогающие отношения между педагогом и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувствами сопереживания, сочувствия,сопричастности. К сожалению, очень часто первой реакцией взрослого на слова и поступки ребёнка, по справедливому утверждению К. Роджерса, бывает немедленная оценка или суждение, а вовсе не понимание.5.Ощущение ребёнком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога. Для соблюдения этого условия можно не прилагать специальных усилий, если предшествующие три условия будут успешно розданы. Формирование последнего обстоятельства произойдет самопроизвольно, если воспитателем будут соблюдаться второе, третье и четвёртое условия.Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В. Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:1.согласие ребёнка на помощь и поддержку;2.опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;3.вера в эти возможности;4.ориентация на способность ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия;5.совместность, сотрудничество, содействие;6.конфиденциальность;7.доброжелательность и безоценочность;8.безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;9.реализация принципа «не навреди»;10.рефлексивноаналитический подход к процессу и результату.В результате изучения научнометодической литературы и проведения опытнопедагогической работы мы отчетливо осознали, что классный руководитель может оказать реальную поддержку своему воспитаннику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются «помогающие отношения»