Педагогическое эссе по теме: «Самоуправление в классном коллективе»
Выпуск:
ART 95492
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Комаров
В.
А. Педагогическое эссе по теме: «Самоуправление в классном коллективе» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 29. – С.
106–110. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/95492.htm.
Аннотация. В работе представлено педагогическое эссе, описывающее субъективную точку зрения автора на один из ключевых вопросов теории воспитания. Очерк состоит из трех частей: вступление, основная часть, в котором содержится суждения автора и заключение.
Похожие статьи
- Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»
- Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»
- Педагогическое эссе по теме: «Личностно-ориентированный классный час»
- Педагогическое эссе по теме: «Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века»
- Педагогическое эссе по теме: «Воспитательная система класса»
Текст статьи
Комаров Владислав Андреевич,студент II курса специальности 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Физическая культура»), г. Киров
Педагогическое эссе по теме:«Самоуправление в классном коллективе»
За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.Как педагогувоспитателю действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом.САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ,ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ СОВМЕСТНО СО ВЗРОСЛЫМИ ЧЛЕНАМИ КЛАССНОГО СООБЩЕСТВА,ПО ПЛАНИРОВАНИЮ,ОРГАНИЗАЦИИ И АНАЛИЗУ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ,НАПРАВЛЕННОЙ НА СОЗдание БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ И РЕШЕНИЕ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫХ ЗАДАЧ.Цели самоуправленческой деятельности. После составления сущностной характеристики самоуправления совсем не трудно назвать его главные целевые ориентиры.ВОПЕРВЫХ,СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА.ВОВТОРЫХ,ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ.ВТРЕТЬИХ,ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ВЫПОЛНЯТЬ СИСТЕМУ соЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА.Принципы самоуправления.Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:1)деятельное наполнение работы органов самоуправления;2)социальная значимость деятельности самоуправления;3)соответствие содержательного и организационноструктурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;4)взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;5)добровольность и выборность органов самоуправления;6)инициатива, самодеятельность и творчество детей;7)гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальное их разработки;8)сочетание деятельности постоянных и временных органов само управления, последовательность и систематичность их работы;9)обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления;10)сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения, по утверждению В.Т.Кабуша, возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:а) социально ценная направленность поручения;б) личностная значимость для ребёнка выполняемой им работы;в) наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;г) инструктивная оснащённость процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.);д) развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности –от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где функционирует воспитательная система индивидуальноличностной ориентации, в которой системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где создана воспитательная система социальной ориентации и доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рациональнопознавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно нравственной ориентации.В период расцвета пионерского движения в стране вожатым и педагогамвоспитателям рекомендовали в работе по развитию самодеятельных и самоуправленческих начал в детских коллективах выделять три этапа с такими названиямидевизами:I
этап –«Делай как я!»II
этап –«Делай как лучшие из нас!»III этап –«Делай как большинство из нас!»Чаще всего данный подход к развитию детского самоуправления приносил желаемые результаты. Но для его реализации педагогу надо иметь отчётливые и адекватные представления об уровне сформированности детского коллектива, о состоянии в нём деловых и эмоциональнопсихологических межличностных отношений, о наличии у школьников, особенно входящих в когорту активистов, организаторских умений и навыков. Объективная информация о процессе развития ученического коллектива и его членов является надёжной опорой для воспитателя в подборе форм и способов педагогического обеспечениястановления самоуправленческих начал в классном сообществе.
Педагогическое эссе по теме:«Самоуправление в классном коллективе»
За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.Как педагогувоспитателю действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом.САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ,ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ СОВМЕСТНО СО ВЗРОСЛЫМИ ЧЛЕНАМИ КЛАССНОГО СООБЩЕСТВА,ПО ПЛАНИРОВАНИЮ,ОРГАНИЗАЦИИ И АНАЛИЗУ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ,НАПРАВЛЕННОЙ НА СОЗдание БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ И РЕШЕНИЕ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫХ ЗАДАЧ.Цели самоуправленческой деятельности. После составления сущностной характеристики самоуправления совсем не трудно назвать его главные целевые ориентиры.ВОПЕРВЫХ,СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА.ВОВТОРЫХ,ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ.ВТРЕТЬИХ,ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ВЫПОЛНЯТЬ СИСТЕМУ соЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА.Принципы самоуправления.Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:1)деятельное наполнение работы органов самоуправления;2)социальная значимость деятельности самоуправления;3)соответствие содержательного и организационноструктурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;4)взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;5)добровольность и выборность органов самоуправления;6)инициатива, самодеятельность и творчество детей;7)гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальное их разработки;8)сочетание деятельности постоянных и временных органов само управления, последовательность и систематичность их работы;9)обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления;10)сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения, по утверждению В.Т.Кабуша, возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:а) социально ценная направленность поручения;б) личностная значимость для ребёнка выполняемой им работы;в) наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;г) инструктивная оснащённость процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.);д) развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности –от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где функционирует воспитательная система индивидуальноличностной ориентации, в которой системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где создана воспитательная система социальной ориентации и доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рациональнопознавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно нравственной ориентации.В период расцвета пионерского движения в стране вожатым и педагогамвоспитателям рекомендовали в работе по развитию самодеятельных и самоуправленческих начал в детских коллективах выделять три этапа с такими названиямидевизами:I
этап –«Делай как я!»II
этап –«Делай как лучшие из нас!»III этап –«Делай как большинство из нас!»Чаще всего данный подход к развитию детского самоуправления приносил желаемые результаты. Но для его реализации педагогу надо иметь отчётливые и адекватные представления об уровне сформированности детского коллектива, о состоянии в нём деловых и эмоциональнопсихологических межличностных отношений, о наличии у школьников, особенно входящих в когорту активистов, организаторских умений и навыков. Объективная информация о процессе развития ученического коллектива и его членов является надёжной опорой для воспитателя в подборе форм и способов педагогического обеспечениястановления самоуправленческих начал в классном сообществе.