Педагогическое эссе по теме: «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пономарев Д. С. Педагогическое эссе по теме: «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 29. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95501.htm.
Аннотация. В работе представлено педагогическое эссе, описывающее субъективную точку зрения автора на один из ключевых вопросов теории воспитания. Очерк состоит из трех частей: вступление, основная часть, в котором содержится суждения автора и заключение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пономарев Дмитрий Сергеевич,студент II курса специальности 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Физическая культура»), г. Киров

Педагогическое эссе по теме:«Педагогическая диагностика в работе классного руководителя»

К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к усреднённости всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, –школой.

Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим,надо знать во всех отношениях также и воспитателей, их воспитанность профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру родителей, возможности и особенности детского коллектива, положительные и отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе.

Один из основных объектов диагностики учебного процесса, который определён в учебных материалах и отражен в существующих исследованиях по дидактике –это воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим.

Слово «диагностика»нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика –это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебновоспитательный процесс как технологический: «изготовление»выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание –дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такието технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились подругому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников.Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика.

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos –способный распознавать –это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня (например, воспитанности). В нашем случае –изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

Диагноз –распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика –область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. «диа» –прозрачный и «гнозис»–знание) –Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития, в воспитательной системе аналогичнозначению хорошо поставленного «прояснения»характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилияврачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития –чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебновоспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся –самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностикаосуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возникали. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

В результате через диагностику ямогу установить как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт учителей показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.