Полный текст статьи
Печать

     В нашей статье речь пойдет о ряде наблюдающихся в системе высшего образования тенденций, которые не могут не выводить на первый план проблему поддержки педагогического образования в современном социокультурном пространстве. Что такое социокультурное пространство? Какое значение оно имеет в педагогическом образованиями? Через какие инструменты может обеспечиваться доступ будущих профессионалов к современным источникам информации и новым знаниям? На данные вопросы мы постараемся дать ответ в нашей статье, используя опыт в подготовке бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих академическую мобильность студентов вузов непедагогических направлений подготовки в условиях сетевого взаимодействия.

     Отвечая на первый вопрос о том, что из себя представляет социокультурное пространство мы солидарны с социологом  М.Н. Ремизовой [1] которая характеризует социокультурное пространство «во-первых, как часть социального; во-вторых, как часть культурного (представления о пересечении социального и культурного пространства наподобие «матрёшки» в структуралистском конструктивизме П. Бурдье); в-третьих, «социокультурное пространство» имеет границы, очерченные ценностями и нормами, а также взаимодействиями много связанных групп, заключающих в себе социальные, культурные, личностные аспекты взаимодействующих участников». Согласно такой интерпретации социокультурного пространства с позиций классической социологии в современном высшем образовании происходят все те же процессы, которые в целом характерны для российского общества. Общества, которое делает ставку на формирование инновационной экономики, готово к глобальной конкуренции, требующего постоянного обновления технологий, способного быстро и гибко адаптироваться к запросам постоянно изменяющегося мира. При этом, качество образования по-прежнему остается одной из ведущих ценностей россиян, а также выступает решающим фактором справедливости и политической стабильности, является тем социокультурным компонентом, который является актуальным для подавляющей части большинства молодых граждан нашей страны. И наконец, говоря о социокультурном пространстве с позиции ценностей и норм в образовании в целом, и в каждом высшем образовательном учреждении в частности нельзя не сказать о тщательном отборе продуктивных педагогических технологий, позволяющих реализовывать образовательные программы на высоком качественном уровне, о повышении наукоемкости образования за счет привлечения студентов к организации проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности,  о возрастающей роли информатизации и коммуникации, что позволяет работать с многообразием источников информации, стремиться к наилучшей организации собственной деятельности, развивать критическое мышление, решать насущные для современного общества проблемы. Во взаимодействии преподавательского и студенческого сообщества современного вуза стоят задачи поиска новых организационных форм освоения нового содержания образования и оценивания результатов продуктивной творческой деятельности (технологии организации самостоятельной работы студента, технология модульно-рейтингового обучения, кредитная система).  Наряду с этим огромную роль играют технологии рефлексивного и контекстного обучения, оценки достижений и др. что само по себе меняет формат взаимоотношений между участниками образовательного процесса переводя его в интерактивный формат с постоянно поддерживаемой различными средствами обратной связью.

     Значение социокультурного пространства для развития педагогического образования достаточно велико. Переоценить его трудно, поскольку из-за ускорения всех процессов, протекающих в нем, таких, например, как ускорение темпов обновления научных знаний и информации, усложнение техники и технологии, изменение объективных условий жизни людей изменяются и требования общества, предъявляемые к педагогам, отвечающим за проектирование, реализацию и результат педагогической деятельности. Следовательно, и подготовка к педагогической деятельности будущих педагогов должна учитывать задачи, которые выдвинет общество завтра, а компетентности выпускников должно хватить на решение новых профессиональных задач. Таким образом, очевидно, что компетентный педагог ориентирован в будущее, должен уметь предвидеть изменения, быть ориентирован на непрерывное саморазвитие и самообразование. Каким быть педагогическому образованию, призванному воспроизводить кадры для подготовки востребованных для экономики страны профессий мы знаем из основополагающих нормативно-правовых документов.  В частности, Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 [2] года задает новые ориентиры для построения логики образовательного процесса в современном вузе, требует освоения и применения новых методов обучения и новых технологий. В этой связи педагогическое образование с его гуманитарной составляющей представляют собой основу реализации компетентностного подхода. Степень глубины и качество изменений в системе высшего образования во многом в равной степени зависят, как от мотивированности преподавателей применять компетентностный подход, работая в новой парадигме «от образования на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь» так, и от готовности студентов к освоению новых знаний, технологий. Констатация факта о невозможности получения образования на весь период жизни человека позволяет обучающемуся   выстраивать образовательный маршрут таким образом, чтобы, приобретая новые компетенции наилучшим образом реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности, осуществляя свое обучение непрерывно. Именно непрерывное образование позволяет максимально полно удовлетворять потребности личности в саморазвитии, самореализации, новых постоянно обновляющихся знаниях. Непрерывность образования позволяет не только осуществить первый профессиональный шаг в карьеру, но и обеспечивает личный, творческий рост в выбранной профессии.