Полный текст статьи
Печать

Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения поставил перед российскими вузами сложную задачу, направленную на получение образовательного результата -  формирования всех видов компетенций. Первой частью этой задачи является создание современных образовательных технологий для формирования у обучающихся требуемых компетенций. Второй частью – создание фондов оценочных средств, позволяющих проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего профессионального образования различает компетенции как результат освоения всей образовательной программы и как результаты обучения по конкретной дисциплине.  Результат обучения – это освоение какой-либо конкретной части программы и ему будет соответствовать промежуточное и текущее оценивание. Для формирования у студента компетенции необходимо достижение конкретных результатов обучения по ряду дисциплин.

Компетенция подразделяется на результаты, которые служат необходимыми и достаточными условиями сформированности той или иной компетенции. В свою очередь результаты обучения по отдельным дисциплинам проверяются в ходе аттестации – текущей, промежуточной, итоговой. В ходе учебного процесса и аттестации осуществляется проверка не самих компетенций, а соотнесенных с ними результатов обучения, которые формируются в ходе изучения ряда учебных дисциплин.

Результаты обучения должны соответствовать отдельным этапам освоения компетенций и сопоставимы с конкретными составляющими учебного плана (дисциплинами, практиками, самостоятельной работой и т.п.). Результаты обучения являются описанием знаний, умений и навыков студента после успешного завершения определенного этапа обучения. Результаты обучения представляют собой параметры, которые могут быть измерены и достижение которых является подтверждением того, что запланированные компетенции сформированы.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Оценочные средства по дисциплине и по основной образовательной программе в целом отражают результаты обучения и уровень сформированных общих и профессиональных компетенций в соответствии со спецификой и видом профессиональной деятельности, отраженной в матрице компетенций.

Оценочные средствапредставляют собой фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения степени сформированности результатов обучения студента по конкретной дисциплине. Оценочные средства являются неотъемлемой частью вузовской основной образовательной программы. Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за определением целей основной образовательной программы и компетенций выпускников, составлением учебного плана и разработкой программ, входящих в него дисциплин.

Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки, обучающихся при реализации компетентностного подхода, является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков, и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций.

Наряду с традиционными оценочными средствами (устный опрос, коллоквиум, тестирование, контрольная работа, реферат, доклад, сообщение) нами использовались и инновационные: проект, творческие задания, эссе, кейсы, портфолио и др.

Современная система контроля знаний и оценивания компетенций, способствующая достижению требований ФГОС ВПО и эффективному освоению обучающимися ООП ВПО, должна выстраиваться как комплексный процесс планирования, организации и проведения контрольно-оценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев. В системе оценочных средств, ориентированных на компетентностный подход, важное место должны занимать создание модели оценивания и комплексные средства оценки.

Для этого разработанные основные образовательные программы в рамках ФГОС ВПО, рабочие программы дисциплин (модулей) и практик, учебные планы и другие учебно- методические материалы надо увязать с моделями обучения, формирования и развития компетенций, их оценивания; разработать средства оценивания, сформировать шкалы оценивания, подготовить рекомендации по интерпретации результатов; разработать направления корректирующих действий в обучении по результатам контроля и мероприятия по совершенствованию самих оценочных средств.

В процессе работы над рабочими программами по проекту «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), был подобран фонд оценочных средств для диагностики сформированности каждой компетенции, представленной в программе.

Перечень планируемых результатов обучения и типовые контрольные задания по дисциплине «Психология взаимодействия в образовательной среде».

Компетенция ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса.

Выпускник владеет и (или) имеет опыт деятельности: навыками осуществления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ.

Оценочное средство: интерпретация результатов теста и рекомендации по профессиональному самоопределению. 

Тест «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Александр С. получил по тесту ДДО следующие результаты:

По шкале Ч-Ч: 8; Ч-Т: 2; Ч-ХО: 6; Ч-П: 3; Ч-З: 2.

Проанализируйте полученные результаты и дайте рекомендации Александру С. по выбору профессии.

Компетенция ОПК-2: способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.

1.Выпускник знает: закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ.

Оценочное средство: составление психолого-педагогической характеристики группы, на основе проведенной диагностики (тесты: «Социально-психологической самоаттестации группы как коллектива», «Оценка психологического климата группы» и др.).

2.Умеет использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Оценочное средство: составление Fishbone (фишбон) по особенностям различных подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего (с рекомендациями по составлению Fishbone студенты могли ознакомиться в системе Moodle).

Компетенция ОПК-3: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

Выпускник умеет: разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Оценочное средство: составить Maind-map (интеллект-карты) по особенностям психолого-педагогических технологий (с рекомендациями по составлению интеллект-карты студенты могли ознакомиться в системе Moodle).

Компетенция ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса.

1.Выпускник знает: основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.

Оценочное средство: составление Maind-map (интеллект-карты) по:

- семье как институту социализации;

- особенностям взаимоотношений в семье (модели поведения родителей), типы неправильного воспитания;

- моделям семьи (с рекомендациями по составлению интеллект-карты студенты могли ознакомиться в системе Moodle).

2.Выпускник умеет: устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками.

Оценочное средство: составить психолого-педагогическую характеристику своих коммуникативных качеств на основе проведенного исследования (тесты: «КОС», «Способность педагога к эмпатии»и др.).

Компетенция ПК-9: способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

1.Выпускник умеет:  определять  совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.

Оценочное средство: составление индивидуально-образовательного маршрута.

2.Выпускник владеет и (или) имеет опыт деятельности: навыками разработки (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Оценочное средство: составление рекомендаций для родителей по воспитанию различных категорий детей (по типу темперамента, агрессивных, гиперактивных и др.).

Компетенция ПК-10: способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

Выпускник владеет и (или) имеет опыт деятельности: навыками проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Оценочное средство: составление проекта на тему: «Эмоционально-ценностная сфера ребенка и ее развитие».

Таким образом, систематизация фонда оценочных средств контроля качества подготовки обучающихся при реализации многоуровневых программ ВПО, основанных на компетентностном подходе, является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. Использование инновационных оценочных средств способствует повышению уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей.