Современные мировые интеграционные экономические и социокультурные процессы способствуют переориентации с гносеологического на культурологическое видение человека как личности, занимающейся непрерывным образованием в течение жизни и постоянно самореализующейся в профессиональной деятельности, в дальнейшем в условиях новой цивилизации и соответствующего комплекса общечеловеческих ценностей. Поэтому сейчас культурологическое образование должно качественно реализовывать подготовку высококвалифицированного и универсального в гуманитарной сфере специалиста культурологии как менеджера индустрии досуга и рекреационных ресурсов, который может эффективно влиять на развитие поликультурных, общенациональных и общечеловеческих ценностей, компетентного в содержании и технологиях культурного формирования личности, способного к созданию целостной эстетической картины мира как составляющей мировоззрения, мировосприятия и мироощущения представителей различных категорий людей, с которыми в будущем менеджеру индустрии досуга придется работать. Обозначенные факты требуют от специалиста наличия интегрированной системы знаний, умений, навыков и опыта деятельности, обобщают ведущие компоненты профессиональной креативности, органично сочетают профессиональные технологии и совокупность исторических, художественных, исследовательских, креативных, психолого-педагогических компетенций. Поэтому современное культурологическое образование призвано подготовить специалиста, не только умеющего оперировать собственными знаниями, но и такого, что сможет меняться, приспосабливаться к новым условиям, активно действовать, решать проблемы, свободно ориентироваться в информационном пространстве и учиться на протяжении жизни.
Национальной доктриной развития образования определено, что цель государственной политики по развитию образования заключается в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитания поколения людей, способных эффективно работать и учиться в течение жизни [1]. Творчество специалиста в любой из сфер жизни невозможно без наличия прочных знаний основ наук, обобщенных умений и навыков, определенных положительных качеств ума и характера, чувств и убеждений, ведь перед каждым новым поколением жизнь ставит все более сложные задачи, для решения которых требуется все более высокий уровень образованности личности.
Проблема подготовки высококвалифицированного специалиста-культуролога как менеджера индустрии досуга является комплексной, ее анализировали философы, социологи, культурологи, педагоги, психологи. Общие научные аспекты стали предметом изучения отечественных ученых в области профессионального обучения (К. Абульханова-Славская, А. Алексюк, И. Бех, В. Бондарь, С. Гончаренко, И. Дичкивская, В. Лозовая), концептуальные основы профессиональной подготовки специалистов в высшей школе в контексте теоретико-методологических проблем непрерывного образования исследовали А. Алексюк, И. Зязюн, Л. Кравченко, Н. Ничкало, С. Сысоева; художественное образование и культурологическое развитие личности посредством искусства постоянно были предметом изучения ученых в области философии и эстетики (И. Зязюн, Л. Левчук, Д. Лихачева); методологические основы и теоретические аспекты культурологической подготовки раскрываются в работах А. Арнольдова, Л. Кравченко, В. Масловой, Л. Масол.
Обобщающим элементом этих исследований является признание необходимости педагогического моделирования и проектирования специфических педагогических технологий обучения в соответствии с закономерностями культурологической профессиональной деятельности и идеей творческого развития личности в теоретическом и практическом обучении. Проведенный нами анализ работ по родственным проблемам педагогики высшей школы и культурологического образования показал незначительный объем интегрированных научных исследований универсализованого содержания педагогического профиля и некоторую недооценку совокупного потенциала дисциплин, направленных на менеджмент и маркетинг в сфере культуры, в решении актуальных образовательных задач профессиональной подготовки будущих менеджеров индустрии досуга.
Опираясь на точку зрения В. Семиченко, определим, что системное понимание профессиональной подготовки – это процесс профессионального становления будущих специалистов как цели и результата деятельности высшего учебного заведения, как целенаправленной организации самостоятельной учебной работы студентов [2]; считаем необходимым подчеркнуть, что очерченном В. Кушниром профессиональная подготовка трактуется как межсистемное понятие, в котором переплетаются естественное, личностное, индивидуальное, общественное [3], поэтому характеристику начинаем именно с системного подхода.
В современных научных исследованиях ученых системный подход широко распространен, понятие «система» они рассматривают как общеметодологическое, а данный подход трактуют как метод научного познания. Как определяет В. Кузьмин, принцип системности в общем виде означает, что явление объективной действительности рассматривается с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей, образует особую гносеологическую призму или особое «измерение» реальности [4]. В исследовании М. Прокофьева проведен глубокий анализ определения понятия «система», рассмотрены особенности системного исследования и требования к нему, определен понятийный аппарат. Научный потенциал по этому вопросу делится на два направления: методологический (общетеоретический) и прикладной, который используется в исследованиях конкретных областей знаний [5].
Е. Юдин понимает системный подход как общенаучную, а не специальную методологию. Но методологическая эффективность системного подхода, как и любой общенаучной методологии, измеряется тем, насколько он способен играть конструктивную роль в построении и развитии конкретных предметов исследования, то есть его приложимостью к определенному типу объектов изучения [6]. Системный подход используется во взаимосвязи с личностным подходом, который, как определяют А. Жариков, В. Королевская, С. Хохлов, ориентирован на внутренний мир личности и ее максимальное развитие. В таком случае системный подход основывается на принципах: единства – совместное рассмотрение системы как целостного и как совокупности частей этой целостности; развития – изменчивость системы, ее способность к развитию, накоплению информации с учетом динамики окружающей среды; глобальной цели – ответственность за выбор глобальной цели; функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой; децентрализации – сочетание децентрализации и централизации; иерархии – учет соподчинения и ранжирования частей; неопределенности – учет вероятностного наступления события; организованности – степень выполнения решений и выводов [7].
Сущность системного подхода В. Афанасьев рассматривает как ряд взаимосвязанных аспектов, которые в единстве образуют системный подход: системно-элементный (определяет, из каких компонентов создана система); системно-структурный (определяет способ взаимодействия образующих ее компонентов); системно-функциональный (определяет функции, которые выполняет система и ее компоненты); системно-коммуникационный (раскрывает взаимосвязь данной системы с другими по всем векторам развития); системно-интеграционный (определяет механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы); системно-исторический (определяет ретроспективу и перспективу системы) [8].
Изучение профессиональной подготовки будущих менеджеров индустрии досуга как сложной системы, ее сущности и путей развития является предметом следующего методолого-теоретического подхода – синергетического. Принципы синергетики в условиях современных социальных изменений актуальны для моделирования многих процессов в педагогике высшей школы, это позволяет осуществить проекцию синергетики на проблемы профессиональной подготовки будущих менеджеров индустрии досуга.
Синергетика нами рассматривается как новая парадигма современного знания и мышления, основанная на нелинейности, идеях системности, целостности мира, глубинной взаимосвязи порядка и хаоса, необходимости и случайности, позволяет изучать открытые системы, которые находятся в стадии становления, где происходят неожиданные повороты, связанные с выбором путей дальнейшего развития. Таким открытым, нелинейным, состоящим из многих факторов со сложными взаимосвязями, удаленными от равновесия, с признаками самоорганизации, является педагогический процесс в высшей школе [9], которому также присущи: спонтанное становление, катастрофические необратимые изменения и взаимодействие составляющих с внешней средой, изменчивость, неопределенность, хаотичность, неустойчивость как его природные качества и состояния [10].
Установки синергетики кардинально меняют традиционные представления о познавательном процессе в рамках вуза, трактуя его как организм, обладающий способностью к самокоррекции и поиску новых, альтернативных путей развития. Сейчас синергетика выступает в роли теории самоорганизации системы образования, изучает ее механизмы, осуществляет анализ нестабильности, нелинейности и случайности как средств развития, применяя свои модели и категории в исследовании образовательных процессов. Проблематике данного исследования соответствуют результаты изучения синтеза синергетики и креативности, синергетики и художественной культуры (И. Евин) [11].
Интенсивное развитие тенденций образования в современных условиях маловероятно без интегративного подхода, потому что интеграция является процессом и результатом создания единого, целостного содержания обучения на основе гармоничной реализации междисциплинарных связей. Важной предпосылкой интеграции знаний является тот факт, что многие объекты материального мира подчиняются общим понятиям и законам, поэтому процесс формирования интегрированного знания может реализовываться путем объединения общенаучных понятий при раскрытии учебной проблемы в смысле единого интегрированного курса (или в его отдельных темах или разделах). Отметим, что в образовании интеграцию И. Козловская представляет как единство и взаимосвязь структурных элементов содержания, предполагает единство воспитания, обучения и развития личности студента-культуролога, взаимосвязь его теоретической и практической подготовки. Такой подход основан на том, что в силу возрастных особенностей студентов нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Поэтому любое личностное качество является сложным образованием, формирование которого начинается с выработки сравнительно простых знаний, умений и навыков и продолжается в дальнейшем. Для нас интегративный подход важен при формировании профессиональных компетенций, входящих в информационную компетентность [12].
Личностный подход основывается на идеях интеграции и развития творчества будущего специалиста, формирования неповторимого стиля его профессиональной деятельности, реализуя гуманистическую парадигму культурологического образования, базируется на признании уникальности субъектного опыта каждого студента в процессе познания и создает новые социально-педагогические модели развития личности специалиста, способной ориентироваться в различных противоречиях современного мира и овладеть стратегиями профессиональной деятельности и саморазвития. И. Якиманская личностно ориентированное образование рассматривает как социальную обусловленость воспитания личности с проектируемыми свойствами; дифференциацию содержания и индивидуального подхода в обучении; изучение и учет индивидуального познавательного потенциала учащихся [13]. Опираясь на положения о первостепенности, самобытности и самоценности субъекта обучения, его субъектного опыта, определим наше понимание профессиональной подготовки будущего менеджера индустрии досуга как среды актуализации субъективного культурного и художественного опыта каждого студента, который формируется и дополняется в единстве обучения и самообразования личности.
Весомыми в контексте исследования являются выделенные В. Бондарем позиции личностного научного подхода, подчеркивающие направленность становления человека в обучении как уникальной индивидуальности, жизнетворческого субъекта познания; личностную значимость образования; культуротворчество, собственную свободу и нравственность личности; нацеленность на удовлетворение духовных потребностей человека; переход от монологического к диалоговому общению [14]. Определяя цель личностно направленного образования, В. Сериков трактует ее как моделирование условий для всестороннего выявления и развития личностных качеств, выделяет: способность к выбору, рефлексии, поиск смысла жизни, формирование Я-концепции, автономность, ответственность [15]. С. Сысоева рассматривает личностное и профессиональное развитие человека в процессе профессионального становления как «поступательное необратимое продвижение к новому уровню, когда реализуются предварительные результаты и приобретается опыт участия в разноаспектной развивающей деятельности» [16]. Условиями практической реализации данного подхода в высшей школе Н. Чобитько определяет: гуманное отношение к студенту, уважение к его самоценности; индивидуализацию и дифференциацию обучения; организацию его социальных действий; целесообразно использование современных информационных технологий [17].
В смысле профессионального становления человека концепция личностно ориентированного обучения (В. Семиченко) проектируется на общее самоопределение будущего специалиста, основное внимание ориентировано на соотнесение обучения со степенью соответствия профессии, которой овладевает студент [18].
В процессе подготовки специалистов в области культуры традиционные формы и методы работы постепенно обновляются новыми технологическими решениями, которые являются необходимыми и важными, что доказано в работах ученых. Приоритет научных исследований – разработка информационных и коммуникационных технологий, производство программных продуктов для компьютерного и дистанционного обучения, учебников и учебных материалов на электронных носителях и т. д., поэтому информационный подход считаем целесообразным для нашего исследования.
Исследование информатизации высшей культурологической деятельности осуществляли Т. Трубчанинова (компьютерные технологии как средство творческой учебной деятельности) [19], Л. Покровщук (развитие творческих способностей средствами компьютерных технологий) [20]. Ведущей целью этого научного подхода является обоснование теоретических основ и создание практических условий подготовки студентов как будущих специалистов отрасли культуры, готовых к широкому использованию в будущей профессиональной деятельности компьютеризированных систем и информационных технологий. Это формирует у будущего менеджера индустрии досуга качественно новую систему знаний, умений, навыков, опыт и ценностные ориентации, что значительно влияет на его информационную компетентность и готовность к профессиональной деятельности.
Использование компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих менеджеров индустрии досуга предусматривает определение комплекса компетенций, которые необходимы в формировании будущего специалиста области культуры, и выявление им компетентности в ходе выполнения профессиональных функций. В рамках данного подхода характерным результатом образования определяются ключевые и специальные компетенции и пути их достижения, а практическая реализация требует форм и методов обучения, отличных от традиционных. В трудах И. Зимней и А. Хуторского изучается отдельный аспект, касающийся раскрытия содержания, структуры и путей формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, где акцентируется внимание на результатах образования, причем результатом определяется не совокупность усвоенных сведений, фактов, данных, а готовность человека действовать в проблемных и стандартных профессиональных ситуациях [21; 22].
Главными категориями компетентностного подхода являются компетенция и компетентность; первая включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, нормативно образующихся по определенному кругу предметов и процессов, а вторая соотносится с овладением человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету деятельности и устойчивое стремление к ее осуществлению. Большинство ученых рассматривают компетенции как знания, умения и способности личности, необходимые и нормативно определенные для продуктивной деятельности, ведь именно они являются специфическими индикаторами, которые позволяют определить готовность личности к жизни, профессиональному росту, активному участию в развитии общества. Итак, если компетенция определяется как заданная норма, требование к подготовке специалиста, то компетентность – это конкретное сформированное качество, результат деятельности, «достояние» студента, которые он может использовать в течение жизни [23], а совокупность компетенций – готовность действовать и выполнять поставленные профессиональные задачи, успешно удовлетворять индивидуальные и социальные нужды на основе личностно созданного стиля работы.
Обратим внимание на еще один довольно весомый для нашего исследования методолого-теоретический подход – культурологический, который в определенной степени обобщает в себе акмеологический и аксиологический научные подходы. Акмеологический как составляющая культурологического подхода (Н. Кузьминой) рассматривает образовательные системы и профессиональное становление будущего специалиста, определяет важнейшим фактором достижения вершин профессионализма в любом виде сложной деятельности, требующей специального образования, компетентность, основой самодвижения к «вершине» – систему ценностей человека [24]. Аксиологическая составляющая (А. Черной) освещает ценности как основу регуляции человеческого поведения, учебной и профессиональной деятельности, принятия решений в ситуациях выбора, позволяет анализировать процесс формирования системы знаний, умений, навыков через призму ценностного отношения преподавателя и студента к содержанию и результатам собственной деятельности, профессиональных ролей и позиций [25]. Итак, акмеологическая составляющая культурологического подхода обеспечивает развитие личности специалиста через органическое единство процессов профессионального воспитания, социализации, а также самовоспитания и саморазвития, а аксиологическая – формирует соответствующее современным общественным требованиям мировоззрение у будущих специалистов, которое предполагает ориентацию на набор соответствующих профессиональных ценностей.
Заметим, что культурологический подход как общенаучный метод исследования в качестве ведущего положения включает понимание, анализ объекта как культурного явления или процесса [26]. Культурологическим подходом как методолого-теоретической основой современной педагогической науки предусмотрено использование феномена культуры в качестве сердцевины для понимания и трактовки педагогических явлений и процессов. Функциональными принципами культурологического анализа педагогических проблем служат системная реконструкция культуры; учет субъектности культурного развития и деятельностного характера реализации субъектного начала в культуре; двуединство нормативного и креативного аспектов бытия культуры [27, 28]. С методологической точки зрения культурологический подход показывает единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-креативного аспектов культуры и рассматривает человека как субъекта и главное действующее лицо. Культурологический подход, будучи методологической основой, позволяет проектировать качественное личностно ориентированное образование, позволяет трактовать образование как процесс овладения культурой, который направлен на целостное преобразование личности, понимание содержания образования как обобщенной культуры, предусмотренной для изучения, творчества и диалога как способов саморазвития и самореализации личности.
Таким образом, рассмотренные выше методолого-теоретические подходы целесообразно применять в гармоничной взаимосвязи и взаимодополнении, поскольку они обеспечивают современное понимание, а трактовка предмета данного исследования предоставляет возможность выбора комплексного инструментария для обеспечения качественной профессиональной подготовки будущего менеджера индустрии досуга.