Профессиональная мобильность – интегративное качество личности, проявляющееся в готовности и способности к изменениям в профессиональной деятельности на основе сопряжения ценностей – личностных и социальных [1]. Поддерживая точку зрения автора, мы понимаем данное личностное качество как готовность специалиста быстро и адекватно реагировать на изменения в профессиональной деятельности, на изменения, которые, в свою очередь, вызваны социальными переменами и мировым технологическим развитием. Профессиональную мобильность учителя технологии мы рассматриваем как качество личности необходимое для успешной деятельности в информационной предметной среде технологического образования.
Исследуя проблему подготовки учителя технологии к успешному взаимодействию в информационной образовательной среде, мы рассмотрели и такой аспект подготовки, как формирование профессионально важных качеств учителя технологии. Разработанная нами модель профессионально-ориентированной подготовки включает различные компоненты, характеризующие степень приближения студента к эталонным характеристикам профессионала в условиях стремительного развития информационных технологий [2]. Наряду с содержательным компонентом, характеристикой осваиваемых профессиональных задач, в подготовке учителей технологии мы выделили личностный компонент, который характеризует профессиональную активность будущего учителя.
Личностный компонент модели включает характеристику качеств учителя, его стремление и позицию, которые он проявляет, взаимодействуя в информационной образовательной среде. Личностные качества – активность, т.е. профессиональная мобильность; ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности; согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий; уверенность в правильности принятия нестандартных решений. Стремление учителя, проявляющееся как интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе; потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде; адаптивность в информационном обществе. Позиция учителя, которая проявляется в виде его отношения к информации, объектам и явлениям в быстро меняющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению; стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов; утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.
В результате эффективной подготовки учителя технологии высокий уровень профессиональной мобильности позволит ему успешно применять средства информационных технологий в педагогической деятельности, и определяет уровень его информационно-технологической культуры. Мобильность учителя технологии является необходимым качеством в условиях социально-экономического и научно-технического развития общества. Перечислим социально-экономические условия, существенно влияющие на развитие личности педагога. 1.В современном мире профессиональная мобильность является составляющая общей концепции мобильности, наряду с мобильностью капитала, внутрикорпоративной мобильностью, инновационной мобильностью, обеспечивающей конкурентоспособность и успех России в глобальной экономике. 2. Современный мир динамичен, новые сферы деятельности возникают часто, а технический прогресс полностью меняет представление об условиях труда в «старых» отраслях. 3. Сегодня актуальной задачей по подготовке специалистов является повышение уровня мобильности за счет формирования у работников желания учиться, развивать способности к переменам, приспосабливаться к новым условиям. 4. Инновационное поведение педагога тесно связано с реализацией любого нововведения, а инновационный риск в развивающейся информационной образовательной среде – один из важных моментов принятия решения об изменении своего поведения, которое зависит от степени его профессиональной мобильности или свободы.
Отметим основные особенности проектирования подготовки будущих учителей технологии, направленной на профессионализацию студентов в области информатизации технологического образования.
Наиболее значимыми методологическими основами в проектировании системы обучения являются: соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; единство содержательной и процессуальной стороны обучения; интеграция дисциплин предметной и методической составляющей подготовки учителя в области информационных технологий.
Важной методической проблемой отбора содержания для профессионально-ориентированной подготовки будущих учителей технологии является выбор наиболее целесообразного варианта необходимых и достаточных знаний и умений в определенной области подготовки. Их отбор осуществляется с учетом социально-экономического и технического состояния общества, а также обновленных профессиональных задач учителя, которые постоянно изменяются в условиях информатизации образования.
В структуре содержания обучения в области методики взаимодействия в информационной среде технологического образования должны быть отражены следующие образовательные элементы: специальные знания о способах информационного обеспечения технологических производственных процессов и бытовой сферы; специальные знания о функциях, возможностях и педагогической целесообразности применения информационных технологий в образовательном процессе; умения по использованию новых средств в процессе технологической подготовки школьников, к которым можно отнести технические и программные средства информационных и коммуникационных технологий.
Наряду с содержательным компонентом при проектировании обучения следует предусмотреть средства и методы формирования профессионально важных качеств, ценностных ориентации, мотивов педагогической деятельности. Они оказывают существенное влияние на успешность освоения способами решения профессиональных задач по созданию информационной образовательной среды. На учебных занятиях следует обратить особое внимание на рассмотрение вопросов по информационной культуре, формированию критического отношения к информационным ресурсам, обеспечение безопасного информационного обмена, воспитанию толерантности в информационном обществе.