Полный текст статьи
Печать

В науке и законодательстве Российской Федерации не установлены понятия «малочисленное общеобразовательное учреждение», «малокомплектное общеобразовательное учреждение». Чаще всего употребляют термин «малокомплектная школа». В Российской педагогической энциклопедии малокомплектной называется школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. В СССР до 70-х годов ХХ века этот термин применялся в отношении начальной школы, если в ней насчитывалось менее пятнадцати человек. Затем оно было распространено и на неполные средние школы и средние школы с малой наполняемостью классов. В настоящее время при некоторых экономических расчётах малокомплектным общеобразовательным учреждением негласно считается школа без параллельных классов. Таким образом, под это определение подпадает и маленькая школа, введение ФГОС в которой существенно не отличается от большой городской школы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Хрещатовская основная общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области – малокомплектная сельская школа со средней наполняемостью классов – 6 человек в 7 классах – комплектах.

Учебно-воспитательный процесс в МОУ Хрещатовская ООШ способствует созданию оптимальных условий для развития интеллектуальной развитой личности, воспитания гражданственности, привития принципов демократизации, уважения прав и свобод личности, толерантности и гуманизма.

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач, их воспитания и социализации.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

За счет часов внеурочной деятельности школа реализует дополнительные образовательные и воспитательные программы.

Специфика внеурочной деятельности МОУ Хрещатовская ООШ заключается в том, что в условиях школы обучающиеся получают возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внеурочная деятельность школы оказывает влияние на нравственное, духовное развитие ребенка, становление его как личности.

В нашей сельской малокомплектной школе содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации: экскурсия, кружки, спортивные секции и клубы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, социальное проектирование и т. д.

Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность в каждом классе, составляет 4 часа. Обучающиеся школы вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС ООО наполнил ее новым содержанием. Для эффективной организации внеурочной деятельности в МОУ Хрещатовская ООШ организована оптимизационная модель.

Модель внеурочной деятельности разработана на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и предполагает, что в ее реализации принимают участие члены образовательного процесса, социума, так как сельская малокомплектная школа из-за отсутствия на своей территории детских досуговых учреждений, является единственным культурным центром села.

Выбор направлений внеурочной деятельности, количества детских объединений для занятий внеурочной деятельностью осуществляется обучающимися и их родителями (законными представителями) на добровольной основе. Планируя организацию внеурочной деятельности в школе, мы используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.

В школе созданы все условия для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования.

Значимость математики для школьника любой школы (городской или сельской) достаточно велика. Но если в городе существует возможность открытия школ и классов с углубленным изучением математики, далеко не во всех районах нашей области можно открыть математические классы и тем более школы. Это заставляет думать о методах обучения математике, учитывающих задачи развития личностных качеств у всех учащихся, а также получения ими необходимого базового математического образования.

Внеурочная деятельность по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Для многих учеников математика не является любимым предметом. Именно поэтому главная задача педагогов внеурочной деятельности – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Каждый, творческий работающий учитель ищет новые пути, новые возможности для поддержания интереса к математике.

Внеурочная деятельность по математике направлена на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни

Во внеурочной деятельности по математике формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика.

Организованная внеурочная деятельность по математике в МОУ Хрещатовская ООШ способствует развитию творческих способностей у учащихся и повышению качества обучения. В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Самыми распространенными формами проведения занятий внеурочной деятельности в школе являются такие, как:

Математический кружок – одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений;

Математические игры. Игры носят развивающий, познавательный характер. Они способствуют развитию у обучающихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию наблюдательности, привычки к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Игры развивают также коммуникативные способности, умение работать в команде.

Математический вечер имеет главной дидактической задачей вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала вечер может быть обзорным и тематическим. Непременным требованием структуры математического вечера является проведение ее фрагментов в игровой форме, включение художественной части, а также элементов соревновательного характера – викторин, конкурсов и т. п. Игровой части обычно предшествует тематическая беседа или небольшой научно-популярный доклад;

Математические олимпиады в последние годы получили так же широкое распространение в процессе обучения математике, которая решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, но и привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число школьников, побуждает их к углубленному изучению математики;

Математический бой – это командный вид соревнования. Математический бой – развивающаяся форма внеурочной деятельности по математике;

Математический КВН – одна из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной деятельности по математике. Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников;

Проектная деятельность – позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Одной из форм организации внеурочной деятельности является проведение недели математики. В нашей сельской школе ежегодно проходит Неделя математики в декабре, которая включает в себя различные конкурсы и состязания для учащихся разных возрастов.

Но часто при этом в малокомплектной школе возникают некоторые сложности. При подготовке и проведении внеурочной деятельности возникает педагогическая необходимость усилить учебно-воспитательные возможности одних факторов и ослабить отрицательное влияние других.

При отсутствии параллельных классов и их малой наполняемости невозможно провести традиционные командные состязания, например, между 5А и 5Б. Даже для двух команд среди пятиклассников не находится достаточного числа обучающихся, поэтому для проведения таких мероприятий в школе создаются разновозрастные команды из учащихся, например, 5-7 классов, с различной математической подготовкой.

В заданиях для состязаний, викторин, конкурсов содержится разнообразный материал, различные задачи, среди которых одни предназначенные ученикам одного класса, другие же будут доступны только учащимся другого класса. Легкие задачи неинтересны для старших, как членов команды, так и болельщиков, а более трудные недоступны ученикам младшим. В этих ситуациях для поддержания интереса всех участников к проводимому мероприятию приходится, как можно более полно привлекать каждого из них к участию в соревновании. Задачи подбираются таким образом, чтобы у каждого игрока были свои различные пути их решения.

Оптимальной формой организации развивающей среды, которая способствует установлению дружеских взаимоотношений среди увлечённых обучающихся, которая помогает раскрыть индивидуальность каждого ученика, является внеурочная деятельность. Старшие больше общаются с младшими, учат их играть, учиться. Младшие после таких занятий становятся на ступеньку выше.

С помощью данных форм внеурочной деятельности школьники нашей школы получают новые знания и навыки, которые развивают их творческие и исследовательские способности.

 Приведу пример заданий для конкурсной программы по математике на занятиях внеурочной деятельности в 5-6 классах, развивающих логическое мышление учащихся, что способствует успешному изучению предмета.

Корова-2, овца-2, свинья-3, собака-3, кошка-3, утка-3, кукушка-4, петух-8, ослик -?. Замените знак вопроса числом и поясните, что оно означает. Ответ: 2- количества букв в слове «ИА», так, как в слове ку-ку-4». [3]
Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? [3]
Ответ: одна старушка.
В 19 веке в высшем обществе была популярна игра «омонимы». Одно из слов объяснялось музыкантом, математиком и охотником, каждый из которых давал своё определение. О каком слове идет речь?
 Ответ: Дробь. [3]
Математика спрашивают: «Есть ли крылья у слона?» – «Есть, отвечает математик, - но они …» Закончите эту шутку двумя словами.
Ответ: равны нулю. [3]
Это слово имеет латинское происхождение, означающее «лён, льняная нить, шнур, веревка». Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас?
Ответ: линия. [3]
В квартире есть настенные часы с боем. Они отбивают полные часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов отобьют часы за сутки? Ответ: 180 ударов [2]
В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? [4]
Ответ: одного кролика купили с клеткой.
По тропинке вдоль кустов шло одиннадцать хвостов.

 Сосчитать я также смог, что шагало тридцать ног,

Это вместе шли куда-то петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

Мне б хотелось также знать:

Сколько было поросят?

Ответ:4 поросёнка, 7 петухов. [4]

Сколько всего имеется восьмизначных чисел, сумма цифр которых равна 2? Ответ:7 [1]
 Если бы у вас была только одна спичка, и вы вошли в комнату, где есть керосиновая лампа, камин и газовая плита, чтобы вы зажгли первым делом? Ответ: Спичку [2]
В числе 3 728 954 106 зачеркни три цифры так, чтобы оставшиеся цифры в том же порядке составили наименьшее семизначное число.
Ответ: 2 854 106. [5]
Я задумал число, умножил его на два, прибавил три и получил 17. Какое число я задумал?
Ответ: (17-3) / 2 = 7 [2]
Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?
Ответ: 7 распилов. [5]
Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько гусей?
Ответ: 3. [2]
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик?
Ответ: Груша [3]

Эти задачи носят занимательный характер и не требуют большого запаса математических знаний, поэтому они привлекают даже тех учащихся, которые не очень любят математику. Занимательность материала повышает интерес к предмету и способствует развитию мыслительной деятельности обучающихся.

 Внеурочная деятельность по математике в любой школе должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача нашего педагогического коллектива – сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.